Таблица 1
Кружки Число Участники
Годы 1963 1964 1963 1964
Драматические 193 196 2303 2497
Хоровые 180 251 4055 5125
Танцевальные 156 163 1709 2846
ИЗО 16 18 158 207
развитие трудящихся села. Достаточно отметить, что в совхозе Ефремовском только в кружках художественной самодеятельности было занято более 70 человек. Здесь созданы хор, хореографические группы, духовой оркестр, группа чтецов-декламаторов, драматический коллектив, кружок фото и кинолюбителей. На занятиях университета выступали преподаватели музыкального училища и художники г. Павлодара. Дом культуры имел духовой оркестр, фортепиано, музыкальные инструменты, картины, киноустановку.
В Павлодарской области в период 1964-1965 годы работало 79 народных университетов, число слушателей составляло 10960 человек [2].
Примером роста культурных учреждений в павлодарской области за год показывает таблица 1.
Большое значение придавалось сохранению национальных традиций через систему Домов народного творчества, Советов народных университетов. При Совете работали передвижные кафедры: кафедра музыки, кафедра литературы и искусства. Кафедрами заведовали специалисты - директор музыкального училища, режиссёр областного драматического театра. В настоящее время исследуются вопросы региональной художественной педагогики, посвященные художественной жизни Павлодарского Прииртышья. Справедливо высказываются суждения о том,
Библиографический список
что государственность - это «разум меньшинства, а традиции -разум народа» [3, с. 58]. Традиции изучаются такими науками, как этнография, фольклористика, искусствоведение, культурология; наука определяет традицию как «особый механизм социальной памяти» [4, с. 133-134]. Между национальными традициями и культурой современности складываются отношения, выражающие стремление общества, с одной стороны сохранять этническое своеобразие и традиционную культуру, а с другой -адаптироваться к новым историческим и экономическим условиям, то есть в науку входит понятие «синтез культуры».
Культурологический и искусствоведческий аспекты рассматриваемой проблемы представлены в научных исследованиях Г.Т. Садыкова, Б. Нуржанова, Б.Ж. Аманова, А.И. Мухамбетова и многих других авторов. В науке сформировались различные концепции развития культуры и искусства Казахстана в определённые исторические периоды ХХ века. Высказываются различные точки зрения: художественная жизнь Казахстана характеризуется как политически обусловленный процесс, как процесс культурного синтеза, как процесс взаимоотношений личности и мира, власти и культуры и т.п. Материалы статьи раскрывают особенности культуры советского периода в Республике Казахстан, проявившиеся на основе казахских и российских бытовых, повседневных, культурных и художественных традиций.
1. Культурология ХХ век: энциклопедия. - СПб., 1998. - Т. 2.
2. Государственный архив Павлодарской области.
3. Хренов, Н.А. Традиционные культуры как предмет междисциплинарного исследования // Традиционная культура. - М., 2005.
4. Степанская, Т.М. Традиции в культурном наследии Алтая // Культурное наследие Сибири. - Барнаул, 2005. - Вып. 7.
Bibliography
1. Kuljturologiya KhKh vek: ehnciklopediya. - SPb., 1998. - T. 2.
2. Gosudarstvennihyj arkhiv Pavlodarskoyj oblasti.
3. Khrenov, N.A. Tradicionnihe kuljturih kak predmet mezhdisciplinarnogo issledovaniya // Tradicionnaya kuljtura. - M., 2005.
4. Stepanskaya, T.M. Tradicii v kuljturnom nasledii Altaya // Kuljturnoe nasledie Sibiri. - Barnaul, 2005. - Vihp. 7.
Статья поступила в редакцию 20.03.14
УДК 7.03(571.1)
Stepanskaya T.M. THE UNIQUENESS OF SPIRITUAL AND AESTHETIC TOURIST RESOURCES OF THE ALTAI.
In the article the original concept of the development of cultural tourism in the Altai is stated; the multiple aspects of the contents and forms of the art, historical, ethnographic, ethnic objects, capable to make a basis of successful development of cultural tourism in the region are emphasized. The author develops the concept of a significant role of tourism in actual process of a humanization of modern society.
Key words: cultural tourism, information factor, architectural and art heritage, society humanization, estate, memorial landscape, ethnocultural values, tradition.
Т.М. Степанская, д-р искусствовед., проф., зав. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
УНИКАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ АЛТАЯ
В статье излагается оригинальная концепция развития культурного туризма на Алтае; подчеркивается мно-гоаспектность содержания и форм художественных, исторических, этнографических, этнических объектов, способных составить основу успешного развития культурного туризма в регионе. Автор развивает концепцию значительной роли туризма в актуальном процессе гуманизации современного общества.
Ключевые слова: культурный туризм, информационный фактор, архитектурно-художественное наследие, гуманизация общества, усадьба, мемориальный ландшафт, этнокультурные ценности, традиция.
Туризму принадлежит особая и не только коммуникативно-информационная, социально-экономическая, но и гуманизирующая общество роль. В материализованных и духовных отно-
шениях с природой и обществом человек создает поле эстетического освоения окружающего мира. Научное, историческое, архитектурное и художественное наследие произрастает на этом
поле как важный фактор преемственности и интеграции культур, обеспечивающий сохранение общечеловеческих ценностей и процесс гуманизации общества.
Духовно-эстетические туристские ресурсы Алтайского края уникальны и многообразны. Они изобилуют тем, что относится к понятию «исторический культурный ландшафт». По мнению доктора географических наук, профессора Ю.А. Веденина, особенностью культурного ландшафта как объекта наследия является то, что его ценность может быть сохранена только при наличии тесной взаимосвязи между культурными и природными его составляющими: это памятники архитектуры, археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиографические источники, природные и антропогенные объекты и предметы, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями, определившими судьбу региона, народов его населяющий, их культуры, а также с жизнью великих людей, внесших особо значимый вклад в развитие территории, т.е. объектом наследия является сам культурный ландшафт. Это положение зафиксировано в документах ЮНЕСКО (1992), в правовых и нормативных документах Российской Федерации.
Все особенности русской архитектуры, сложившейся к 1917 году, нашли отражение в исторических центрах Барнаула, Бийс-ка, Змеиногорска, Колывани, Камня-на-Оби и других селениях. Классицизм, все направления эклектики, конструктивизм представлены в промышленных, торговых, общественных, культовых зданиях и комплексах, в городских дворянских, купеческих и крестьянских усадьбах. Особенностью городских и сельских строений рубежа Х1Х-ХХ в. является обилие традиционной домовой резьбы в конструктивных элементах зданий. В культовых сооружениях Алтая наиболее полно проявились исторические архитектурные стили - классицизм, русско-византийский и русский. Именно при возведении храмов архитекторы и строители ставили и решали задачи эстетического освоения пространства, среды; главы церквей и преобладающие на Алтае шпилевидные и шатровые завершения колоколен делали панорамы городов и сел праздничными. Из 300 церквей, построенных на Алтае к 1917 г., преимущественно на купеческие средства и средства прихожан, к концу 30-х гг. не сохранилось, за редким исключением, действующих церквей. На основании декрета Советского правительства от 15 мая 1932 г. о «Безбожной пятилетке», провозглашавшего, что к 1 мая 1937 г. «имя бога должно быть забыто» на всей территории СССР, в городах и селах Алтая были закрыты все храмы. [1] В настоящее время на Алтае реставрируются и возводятся новые церковные комплексы и новые храмы, но тема «Утраченные храмы Алтая» не теряет своего научного, познавательного и нравственно-воспитательного значения.
Как известно, следствием реформ и экономической политики Петра I явилось возникновение горной промышленности в Сибири. На Алтае были разрешены сложнейшие задачи технического прогресса: здесь были созданы грандиозные для своего времени гидротехнические сооружения, первый в мире универсальный паровой двигатель, построен впервые завод с механизацией основных производственных операций, чугунная рельсовая дорога. Здесь сформировался мощный отряд технической и художественной интеллигенции Сибири; на заводах и рудниках Алтая работали И.И. Ползунов, К.Д. Фролов, И.И. Черницын, П.М. Залесов, В.В. Петров и многие другие изобретатели, механики, конструкторы, а также архитекторы и художники А.И. Молчанов, Я.Н. Попов, Л.И. Иванов, В.П. Петров, М.И. Мягков, И.М. Злобин, Ф.В. Стрижков, династии выдающихся камнерезов Акуловых, Воротниковых, Поднебесовых и др. Заводы являлись очагами культуры, градостроительства, науки [2].
Проблема целесообразности использования памятников горного производства Алтая в индустрии туризма в качестве музеев истории русской архитектуры, музеев науки и техники, музеев декоративно-прикладного искусства и традиционной культуры, а также уникальной культуры быта и фольклора сибирской заводской слободы с каждым годом становится все острее.
К настоящему времени алтайские горнозаводские комплексы и природные ландшафты края достаточно глубоко изучены искусствоведами, историками, археологами, краеведами:
- прослежена связь развития сибирского промышленного зодчества с общей историей развития русской культуры и архитектуры;
- воссозданы творческие биографии ведущих зодчих сибирских заводов; - определена роль Академии художеств в подготовке профессиональных архитекторов для заводов Сибири;
- выявлен первоначальный облик памятников и установлен характер тех изменений, которые произошли в них в связи с позднейшими перестройками;
- определены художественные достоинства памятников, значение и место, занимаемое ими в истории отечественной архитектуры [3].
Труды ученых (А.Д. Сергеева, С.Б. Поморова, Н.Ф. Вдови-на, В.М. Бородаева, П.И. Анисифорова, Л.Н. Пурдика и многих других) служат научным обоснованием для создания на базе природных пейзажей и алтайских горно-промышленных комплексов историко-архитектурных заповедников. Понятие памятника в настоящее время это не только единичный объект и не только ансамбль, улица: Змеиногорский тракт, Змеиная гора, название сопки - Батарейная, заводской пруд, плотина - тоже памятники. Памятником является культурный комплекс, рассматриваемый в единстве с природной средой. Проблемы охраны культурного и природного наследия смыкаются. Только с таких позиций можно рассматривать задачу сохранения, использования и пропаганды комплексов Колыванской шлифовальной фабрики, Змеи-ногорска, Барнаульского сереброплавильного завода, гидротехнических сооружений Алтая ХУШ-Х1Х столетий [3]. Развивающаяся на Алтае индустрия туризма может способствовать решению вопросов, связанных с финансированием воссоздания данных объектов наследия.
Туризму отведено важное место в экономике Алтайского края, и это справедливо: природный и культурно-исторический потенциал развития индустрии туризма на Алтае бездонно велик и ценен. Его дополняют мемориальные пейзажи — село Полковниково, село Сростки, село Верх-Обское, родина таких деятелей культуры, как поэт Рождественский, мастер искусства кино, режиссер Пырьев, актриса Екатерина Савинова и многих других выдающихся личностей. Мемориальные пейзажи требуют особого внимания общественности, власти, разработчиков, они содержат огромную глубину эмоционально-образного воздействия на местного и приезжего туриста. Их статус надо понимать как статус общероссийский. Например, очевидно, что усадьба первого на Алтае профессионального живописца Г.И. Гуркина в Аносе соответствует российскому масштабу мемориальной усадьбы. Она всегда будет украшать алтайские туристские маршруты.
Г.И. Чорос-Гуркин - явление общероссийского масштаба. Его усадьба в Аносе еще не заняла своё законное место в числе знаменитых усадеб российской культуры. Между тем в ней до сих пор присутствует образ художника, воплотившего в долине реки Анос своё представление о единении условий и образа жизни с окружающим миром. Расположение, планировка, комплекс строений, история усадьбы подтверждают всю глубину связи мировоззрения Гуркина с художественным восприятием пространства. [4] Есть различие в понятиях «дом в городской среде» и «усадьба». Усадьба - достояние отдельного человека. Здесь человек мыслит себя в единстве с природой и не только частичкой природного космоса, но и «частичкой исторического и социально-политического мира». В формообразовании усадьбы учтены особенности местности, рельефа и растительности. Высокая ива с прихотливой объемной кроной - современница Гуркина - у самой калитки встречает входящих в аносскую усадьбу. Извилистые дорожки, подъемы и спуски увеличивают художественное пространство и удлиняют художественное время во время движения: с разных точек зрения одна и та же картина выглядит по-иному. Только мощные отвесы окружающих усадьбу скал, в течение дня меняющие цвет, как меняется свет небес под влиянием солнца, туч и облаков, дождей и снегов, олицетворяют собой вечность.
Необходимым фактором развития туризма является информационный фактор. Успех развития туристической индустрии обеспечивается наличием качественной информации о регионе, крае, городе. Туризм - это не только экономика: в значительной мере он обусловлен культурной мотивацией, желанием людей приобщиться к мировым, национальным, региональным этнокультурным ценностям: живет в человеке потребность познакомиться с неповторимыми видами природных и культурно-исторических ландшафтов, с уникальными традициями народного творчества. Народный мастер, художественный промысел, традиционное искусство - какие близкие, но уже какие удаляющиеся в условиях наступающих со всех сторон цивилизации, глобализации, роботизации и прочих новаций понятия! Между тем,
рукотворность предмета, вещи, произведения влечет и манит взгляд, затрагивает душу человека, пробуждает в ней радость.
Проявление этнических традиций в искусстве на рубеже XX-XXI столетий глубоко изучается сибирскими искуствоведами на основе многообразных источников: музейные фонды и экспозиции, экспозиции выставок современных художников, современная художественная практика. В монографии магистра искусствоведения Ю.А. Виноградова о творчестве И.Р. Рудзите, вышедшей в 2010 году, акцентируется внимание на этнических, фольклорных и мифологических истоках живописных образов алтайской художницы, впитавшей воздействие нескольких национальных культур: родной латышской, русской, европейской, восточной и народов Алтая. Автор осуществил серьезную попытку показать преломление региональных особенностей природы, народного быта, истории в художественных образах. В монографии звучит единство художественного, исторического, географического, этнографического творческого пространства Илзе Рудзите. Традиции - ключевое понятие в монографии Л.В. Шокоровой (2011 г.). В ней рассматривается актуальная проблема сохранения и трансляции традиционного искусства народов Алтая в условиях глобализации в современную культуру.
Традиции - ключевое понятие в туризме. Вместо слова «традиция» в научную литературу входит слово «стереотип». И все-таки, ключевым понятием современного гуманитарного знания является «традиция», точнее - диалектика развития традиций. Культурологи определяют традицию как особый механизм социальной памяти. Философское осмысление традиции исходит из понимания культуры в единстве и взаимодействии всех ее форм. Традиция - это программа, которая перемещается по тому или иному материалу как особый механизм сохранения и передачи социального опыта от поколения к поколению. Профессор Э.С. Маркарян считает, что культурная традиция - это выраженный в стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах; отмечается процесс вариативного функционирования стереотипов: локального, регионального, этнического и т.п. Существует традиция в форме образца, она имеет широкое распространение; преемственность - следствие существования традиций, коренное свойство преемственности - не ограничиваться «вертикальными» связями (от древности к современности), но реализовывать «горизонтальный» аспект, понимаемый как взаимная передача культурных традиций между регионами, народами и т.п.
Алтайский край полиэтнический регион. Новым словом в современном гуманитарном знании, в том числе в сибирской науке, является рассмотрение этнической традиции как искусствоведческой категории (Л.И. Нехвядович, Е.П. Маточкин, М. Нечаев, В.Ф. Чирков, Н. Афанасьева и другие авторы). Утверждается, что этническая традиция как свойство художественно-образной системы современного искусства активно реализуется в полиэтнической художественной среде и в настоящее время, в условиях глобализации, она приобретает все большее значение в процессе сохранения национального своеобразия культуры. [5]
Традиция - фундаментальная основа народного искусства и художественного промысла, столь развитого на Алтае; при этом в творчестве народного мастера выделяется такая существенная черта, как вариативность, которая позволяет приспосабливаться к социо-культурному контексту, то есть проявлять способность к обновлению, к развитию, отвечать спросу современного потребителя. Вариативность сочетает традицию и творческую индивидуальность каждого мастера народного искусства. Рынок диктует традиционному художественному промыслу некоторые условия его развития, но мастер всегда помнит, что промысел ценен, прежде всего своей традиционностью, духовно-исторической глубиной.
Библиографический список
Таким образом, уникальность научного, историко-архитек-турного, художественного и традиционного наследия Алтайского края обеспечена несколькими культурными ценностями:
- неповторимостью и красотой ландшафта, в который погружены города с селениями;
- органичным включением в природу гидротехнических и водохозяйственных систем как результата уникальной культурной деятельности (горные груды, плотины);
- историческим развитием протяженностью почти в триста лет;
- уникальной городской средой;
- неповторимостью архитектурного облика;
- исторической, научно-технической, архитектурно-художественной аурой, в XVIII - XIX столетиях пульсирующей в такт со столичной культурой;
- познавательно-культурной ценностью и ценностью престижа Алтая.
Названные ценности края необходимо транслировать в туристскую индустрию, современную культуру Алтая и России: они значительные, яркие, уникальные. [6] Трансляцию может обеспечить современный подход к деятельности музеев, учебных заведений, туристических служб, а также особое внимание органов власти к этой проблеме, государственная поддержка. Современный подход предполагает разработку альтернативных моделей менеджмента в сфере культуры и исторического наследия Барнаула, Змеиногорска, Колывани, Камня-на-Оби и других городов и селений края - менеджмента гибкого, отзывчивого на местные, российские и международные туристские проекты. Учебные заведения края - Алтайский государственный университет (факультет искусств, географический, исторический факультеты), Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (институт архитектуры и дизайна), Алтайская государственная академия культуры и искусств, учебные заведения Бийска, Горно-Алтайска выпускают квалифицированные кадры искусствоведов, музеологов, культурологов, историков и других направлений и специальностей, способных обеспечить высокий профессиональный уровень обслуживания туристской индустрии в Алтайском крае. Ценным ресурсом туризма на Алтае являются государственные, муниципальные музеи, галереи и выставочные залы (галерея «Universum», Выставочный зал СХ России, художественный музей республики Алтай им. Анохина и др.) и частные галереи (галерея «Кармин» предпринимателя С.Г. Хачатуряна, «Арт-галерея Щетининых») [7]. Проблемой является отсутствие мемориальных художественных мастерских, между тем есть все основания создать их в Алтайском крае по примеру Омска, Иркутска, Ханты-Мансийска.
Нельзя не сказать о природных заповедниках Алтая - уникальном туристском ресурсе края Эстетичным, содержательным, достоверным источником информации о красоте алтайских пейзажей является науно-популярное издание видовых фотографий «Катунь заповедная» (2011), автором которого явился врач, фотограф, исследователь Горного Алтая Л.Т. Яскин. Культурная информация такого уровня, безусловно, способствует развитию туристской индустрии в крае.
Туризм мотивирован потребностями интеграции культур для удовлетворения интеллектуальных, эстетических и духовных запросов человека, при этом туризм способствует трансляции знаний об этнических истоках искусства, что определяет, в конечном итоге, самобытность каждого народа. Полезно не забывать суждение М.В. Ломоносова об отношении к российской культуре: «Россия является носителем уникальных научных, художественных, исторических, природных и других ценностей, способных обогатить мировую культуру». [8, 290] Богатство природного и культурного наследия Алтая, его многомерность убедительно подтверждают мысль великого русского учёного о достоинстве и самодостаточности науки, культуры и искусства России.
1. Степанская, Т.М. Культовое зодчество Алтая (XVIII- начало ХХ в.). - Барнаул, 2013.
2. Степанская, Т.М. Художественное наследие Алтая и сопредельных территорий (Казахстан, Монголия, Китай) в контексте проблемы преемственности поколений. - Барнаул, 2013.
3. Степанская, Т.М. Архитектура Алтая XVIII - XX вв. - Барнаул, 2006.
4. Степанская Т.М. Особенности художественного пространства Г.И. Чорос-Гуркина // Культурное наследие Сибири: сб. науч. трудов / под ред. Т.М. Степанской. - Барнаул, 2010. - Вып. 11.
5. Нехвядович Л.И. Этноискусствознание как междисциплинарное научное направление // Культурное наследие Сибири: сб. науч. трудов / под ред. Т.М. Степанской. - Барнаул, 2010. - Вып. 11.
6. Паршков Г.В. Строительная деятельность воспитанников архитектурного класса Российской Академии художеств на Алтае в конце XVIII - первой половины XIX века / Г.В. Паршков, А.Г. Степанская // Культурное наследие Сибири: сб. науч. трудов / под ред. Т.М. Степанской. - Барнаул, 2011. - Вып. 12.
7. Черняева, И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX - XXI веков. - Барнаул, 2013.
8. Степанская, Т.М. Традиции российской науки // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1(44).
Bibliography
1. Stepanskaya, T.M. Kuljtovoe zodchestvo Altaya (XVIII- nachalo KhKh v.). - Barnaul, 2013.
2. Stepanskaya, T.M. Khudozhestvennoe nasledie Altaya i sopredeljnihkh territoriyj (Kazakhstan, Mongoliya, Kitayj) v kontekste problemih preemstvennosti pokoleniyj. - Barnaul, 2013.
3. Stepanskaya, T.M. Arkhitektura Altaya XVIII - XX vv. - Barnaul, 2006.
4. Stepanskaya T.M. Osobennosti khudozhestvennogo prostranstva G.I. Choros-Gurkina // Kuljturnoe nasledie Sibiri: sb. nauch. trudov / pod red. T.M. Stepanskoyj. - Barnaul, 2010. - Vihp. 11.
5. Nekhvyadovich L.I. Ehtnoiskusstvoznanie kak mezhdisciplinarnoe nauchnoe napravlenie // Kuljturnoe nasledie Sibiri: sb. nauch. trudov / pod red. T.M. Stepanskoyj. - Barnaul, 2010. - Vihp. 11.
6. Parshkov G.V. Stroiteljnaya deyateljnostj vospitannikov arkhitekturnogo klassa Rossiyjskoyj Akademii khudozhestv na Altae v konce XVIII -pervoyj polovinih XIX veka / G.V. Parshkov, A.G. Stepanskaya // Kuljturnoe nasledie Sibiri: sb. nauch. trudov / pod red. T.M. Stepanskoyj. -Barnaul, 2011. - Vihp. 12.
7. Chernyaeva, I.V. Khudozhestvennihe galerei Zapadnoyj Sibiri na rubezhe XX - XXI vekov. - Barnaul, 2013.
8. Stepanskaya, T.M. Tradicii rossiyjskoyj nauki // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1(44).
Статья поступила в редакцию 20.03.14
УДК 7.07-05
Bibikova A.V. THE BASIC TRAITS OF PERSONALITY AND THE MECHANISM OF SELF-REALIZATION AS A BASIS FOR UNDERSTANDING THE PHENOMENON OF LEADERSHIP IN CREATIVE (PERFORMING) GROUPS.
This article presents a set of basic personality traits of a leader in creative (performing) groups, differentiated according to their type. In this paper the author uses the methodology developed in the framework of the quantitative content analysis. The purpose of the article is to give the characteristic of the concept of understanding of leadership phenomenon in the creative (performing) teams as a result of the inclusion of the mechanism of self-realization in the light of the views of A. Maslow. The author makes a conclusion about direct linking between the presence of basic personality traits and capabilities of its self-actualization.
Key words: leader, leadership phenomenon, self-realization, creative group, basic sets of traits, personal documents, content analysis.
А.В. Бибикова, аспирант каф. театрального искусства «Академии переподготовки работников
искусства, культуры и туризма», г. Москва, Е-mail: [email protected]
БАЗОВЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВА В ТВОРЧЕСКИХ [ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ] КОЛЛЕКТИВАХ
Представлен набор базовых черт личности лидера творческого (исполнительского) коллектива, дифференцированный в зависимости от вида возглавляемого им коллектива. В работе применена методика, разработанная в рамках количественного контент-анализа. Цель статьи - характеристика концепции понимания феномена лидерства в творческих (исполнительских) коллективах как результата включения механизма самореализации в свете взглядов А. Маслоу. Делается вывод о прямой зависимости между наличием базовых черт личности и возможностями её самоактуализации.
Ключевые слова: лидер, феномен лидерства, самоактуализация, творческий коллектив, базовый набор черт, личные документы, контент-анализ.
Одни и те же социально-психологические закономерности могут по-разному преломляться в коллективах различных видов деятельности. Это касается и достаточно разработанной в социологии категории лидерства. Категория «лидер» и феномен «лидерства» неоднозначны, зачастую строго неопределимы и для того, чтобы можно было ими оперировать, необходимо однозначное понимание, что в данном конкретном случае имеется в виду под «лидерством». В самом общем виде под «лидерством» понимаются «отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе отношений <...> в группе» [1, с. 212]. Ряд исследователей, характеризуя лидерство как социальный феномен, рекомендуют не смешивать его с руководством, которое, по их мнению, отличается применением специфических форм воздействия, в том числе экономических, организационных, административных [2, с. 532]. В то же время лидерство в чистом виде зиждется на «личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе» [2].
Однако существует ряд групп высшего развития, получивших в отечественной социальной психологии наименование «коллективов». Под коллективом современными социологами пони-
мается группа, объединённая задачами и целями, разделяемыми всеми её членами. Важнейшую роль в деятельности коллектива играет цель, ради которой он был создан и функционирует. Актуальность исследования, направленного на понимание того, какой тип личности встаёт во главе творческого коллектива, объясняется тем обстоятельством, что деятельность такого лидера (режиссёра, дирижёра) незаменима в творческом процессе и наиболее заметна на сломе эпох, когда привычные нравственные, художественные, этические и эстетические принципы в той или иной степени утрачивают своё значение, вытесня-ясь новыми нормами и установками. Именно творческие (исполнительские) коллективы транслируют значительную часть ценностей мировой культуры, и результаты их деятельности играют исключительную роль в становлении мышления, духовно-нравственного облика человека, имеют первостепенное значение для интеграции личности в современное общество, в процессе социокультурной адаптации. Таким образом, основной задачей данной работы является выяснение тех особых качеств, базовых черт личности индивида, которые определяют его возможность возглавлять творческий (исполнительский) коллектив.