УДК 72.035
ГЕРАСИМОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ, канд. искусствоведения, доцент, gap11@sibmail. com
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ТОМСКА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА
На основе процесса развития городов Сибири в XVIII-XIX вв. рассматривается православная архитектура города Томска. В статье затрагивается тема влияния стилей и направлений архитектуры городов России на православную архитектуру Сибири. Анализируются вопросы конструктивных особенностей культовой архитектуры Западной Сибири. В статье исследуется опыт строителей прошлого времени, частично обобщаются этапы истории развития православных храмов. Рассматриваются характерные признаки соборов и церквей. Предлагается новая терминология направлений и стилей для культовой архитектуры данного региона.
Ключевые слова: архитектура Сибири; традиции; национальные особенности; направления и стили в православной архитектуре.
ALEKSANDR P. GERASIMOV, PhD, A/Professor, gap11@sibmail. com
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
ORTHODOX CHURCHES IN TOMSK IN THE 18th AND EARLY 19th CENTURIES
The paper presents the urban development in Siberia in 18-19th centuries which underlies the analysis of the Orthodox architecture formation. The architectural style impact of Russian Orthodox church on Siberia is shown in this paper. The structural analysis is given for Orthodox architecture in West Siberia. The past experience is generalized and characteristic features of churches are investigated herein. New notions are suggested for architectural styles used in this region.
Keywords: architecture of Siberia; tradition; national distinctions; architectural style; Orthodox architecture.
В связи с восстановлением и развитием строительства православных храмов в XXI в. все больше внимания уделяется их истории. Одним из важных аспектов, которые затрагивают исследователей данного вопроса, является архитектурная и искусствоведческая оценка культовых сооружений. Анализ стилистических особенностей того или иного храма дает ценную информацию, которую необходимо знать строителям культовой архитектуры. Обращаясь к опыту прошлых лет, мы рассматриваем развитие православных храмов одного из старейших городов Сибири - Томска. Следует отметить, что все храмы XVIII - начала XIX в. исследователями причисляются к одному стилю - «сибирскому барокко». Однако, как мы указывали в предыдущих стать© Герасимов А.П., 2016
ях, этот термин ограничил все многообразие сибирских храмов, которое существовало в этот период.
В данной статье мы обращаемся к культовой архитектуре Томска, т. к. считаем, что в исследованиях архитектуры Сибири ему уделено недостаточно внимания. В предыдущих исследованиях по Томску упоминается, как правило, только одна церковь - Воскресенская. Л.К. Масиель Санчес в диссертации «Каменные храмы Сибири ХУШ века: эволюция форм и региональные особенности» достаточно подробно рассмотрел стилеобразование культовой архитектуры Сибири, но не затронул храмы Томска [1].
Церкви Томска являлись вариантами того же типа культового здания, конструктивные особенности которых следовали канонам, которые утвердились в России с принятием христианства и состояли из последовательного расположения алтаря, основного объема, трапезной и притвора. Исследователь томской архитектуры А.И. Попов отмечал: «В объемно-пространственной композиции храмов Томска имеется ряд приемов, близких характерным образцам московского зодчества начала ХУШ в. Например, ярусы восьмериков, поставленных друг на друга. Некоторые другие элементы заимствованы из петербургской архитектуры первой половины ХУШ века. Например, завершение колоколен шпилем, фронтоны, наличники окон и др.» [2, с. 30].
Первая каменная церковь в Томске была заложена в 1777 г. (рис. 1). Это Богоявленская приходская церковь на Торговой площади. Храмы в Томске, да и во всей Сибири, строились не один год, что затрудняет определение их стиля.
Рис. 1. Богоявленская церковь (1777-1857). Правый нижний и верхний приделы построены в 1857-1860 гг. Томск. Фото автора. 2010 г.
Церковь, в настоящее время кафедральный собор, построена по каноническим традициям - восьмерик на четверике - принцип, характерный для храмового строения петровского периода начала ХУШ в. Нижний и верхний этажи левого придела построены в 1784 г. Четырехпрестольная бесстолпная с перекрытым сомкнутым сводом церковь к 1857 г. сформировалась окончательно. Главный престол освящен в честь Богоявления Господня в 1784 г., верхний придел во имя пророка Илии освящен только в 1817 г. Однокупольное венчание храма завершается световым фонарем с главкой и шестиконечным крестом, ориентированным на запад. Двухъярусная колокольня, заканчивающаяся шпилем, - особенность, заимствованная из западноевропейской культовой архитектуры. Принадлежность храма к тому или иному архитектурному стилю определяет и фасадный орнамент. Перпендикулярные членения стен заканчиваются характерными для древнерусской архитектуры килевидными закомарами. Орнаментальное оформление окон первого и второго этажей имеет барочный характер, свойственный московским церквям ХУШ в. Храм имеет один большой купол и колокольню. Несмотря на указ Елизаветы Петровны (царствование 1741-1761 гг.) об отмене одноглавия в христианских храмах, многообразие в архитектурных формах культовых построек в Сибири оставалось.
Казанская церковь Богородице-Алексеевского монастыря (1779-1860) -одноэтажная трехпрестольная восьмикупольная с центральным и надалтарным световыми барабанами и луковичными главками (рис. 2). В 1779 г. построены и освящены боковые приделы, лишь в 1789 г. освящен центральный алтарь. Несоответствия в пропорциях основной части храма и колокольни (1860) свидетельствуют о разновременности их строительства. Исследователь архитектуры Алтая Т.М. Степанская отмечает, что в 1776 г. была сделана попытка возведения Казанской церкви «по готовому плану только что выстроенной на средства его Императорского Величества Барнаульской Петропавловской церкви. Об этом же свидетельствуют многочисленные рапорты священников о разрешении на строительство каменных храмов. В своих просьбах авторы ссылаются на опыт возведения Петропавловского собора в Барнауле» [3, с. 42]. Сравнивая планы Петропавловской церкви в Барнауле и церкви Казанской Божьей матери в Томске, обнаруживаем большие различия. Форма плана обеих церквей продолговатая, но барнаульская церковь больше вытянута по горизонтали. Петропавловская церковь - четырехстолпный одноэтажный однокупольный храм. Казанская - бесстолпный храм с пятью куполами над основным объемом и тремя куполами над алтарями. Центральный престол освящен в честь Пресвятой Богородицы, левый придел освящен в честь Флора и Лавра, правый (северный) - в честь Алексия, сына Божия. Общее композиционное решение в обоих храмах одинаковое. Здесь доминирующим элементом являются колокольни, но они также существенно отличаются как по высоте, так и конструктивным особенностям. Обе завершаются шпилем, что характерно для архитектуры «петровского барокко»: «Своеобразна сама структура построения колокольни по типу "восьмерик на четверике". Данный восьмерик называют большим, то есть не уменьшенным в плане к объему четверика. Эта особенность идет от московского зодчества и характерна для Сибири, именно она отличает многие сибирские храмы, например, от соседнего Уральского края, где использовался малый
восьмерик, - отмечал В.Г. Залесов, - и последнее в характеристике церкви - ее декоративное убранство. В общем виде весь декор достаточно разнообразен: здесь применяются и традиционные подкарнизные пояса с зубчиковыми элементами, и сухарики, и барочные формы обрамления окон» [4, с. 20-21]. Несмотря на большие различия в этажности, количестве куполов, строении колокольни, в орнаменте фасадов, визуальный сравнительный анализ показывает, что оба храма (Петропавловскую церковь в Барнауле и Казанскую церковь в Томске) сближает общий принцип построения плана.
П
г*-
Ш
Рис. 2. Казанская церковь, Богородице-Алексеевский монастырь (1779 г.):
а - общий вид. Фотография автора. 2013 г.; б - план (из архива центра по охране памятников культуры Томской области). г. Томск
В ведомости страховой оценки всех строений за 1910 г. [5] указано время постройки Благовещенской церкви - 1804 г. Строительство православных храмов, как правило, длилось десятки лет. Кроме того, многие из них не сохранились, в том числе и этот храм. Согласно данным Сибирского торгово-промышленного календаря на 1894 г., Благовещенский Старо-Кафедральный собор был заложен в районе Уржатки 17 сентября 1785 г., а, по словам Д.Н. Беликова, в октябре 1783 г. Теплый правый придел заложен 29 августа 1787 г. и освящен 12 декабря 1790 г. во имя Святого Великомуче-
б
ника Георгия Победоносца. Позже этот придел был переименован и освящен 19 декабря 1807 г. во имя первоверховных апостолов Петра и Павла [6]. По сохранившимся с прошлого столетия фотографиям можно определить, что структура храма была трехчастной: алтарь - собственно храм - притвор. Здесь использована русская схема крестово-купольного храма с вытянутым прямоугольным планом - «кораблем». Храм причисляют к «сибирскому барокко», где объемно-планировочная структура относится в большей степени к традиционному типу русского православного храма «восьмерик на четверике».
Барочные элементы обрамлений наличников светового барабана аналогичны с рисунком наличников Воскресенской церкви и в большей степени с графическим рисунком наличников Зимнего дворца (В.В. Растрелли). Известно, что одноэтажный Благовещенский собор не вмещал всех прихожан, поэтому было принято решение о пристройке придела с правой стороны, которая давала возможность совершать две литургии в воскресные и праздничные дни, а также частные богослужения. Колокольня надстроена над основным объемом с купольной формой покрытия в виде шпиля.
По всей вероятности, как и все томские храмы, Благовещенский собор имел бесстолпный характер, где купол храма, имеющий шлемовидную форму, покоится на восьмигранном световом барабане, завершающемся луковичной главкой на световом фонарике - латерне (рис. 3).
Рис. 3. Благовещенский Старо-Кафедральный собор (1785-1804 гг.) (не сохранился) (правый придел 1857 г.). г. Томск:
а - фотография начала XX в.; б - план, реконструкция Т.Ю. Козловой
а
Каменная одноэтажная трехпрестольная Духосошественская церковь построена в 1788 г. (не сохранилась) [7]. Это пятикупольный храм с центральным световым барабаном. Крестово-купольная прямоугольная в плане церковь имела полную аналогию с церковью Казанской Божьей Матери в Бо-городице-Алексеевском монастыре. В ней центральный объем завершался центральным куполом со световым барабаном и угловыми глухими барабанами с аналогичными луковичными главками. Как и предыдущие храмы, Духо-сошественская церковь - бесстолпный храм, который имел (по визуальной оценке) план «кораблем» с той же структурой: алтарь, трапезная с надстроенной двухэтажной колокольней, завершающаяся шпилем. В оформлении нижнего яруса колокольни мы видим черты барокко - орнамент, имеющий такой же рисунок, что и в Воскресенской церкви. Правый придел, построенный в 1841 г., имел «классические черты». Поэтому на многих храмах Томска, в том числе и Духовской церкви, сочетание в архитектуре двух эпох (барокко и классицизма) не редкость (рис. 4).
Рис. 4. Духовская церковь (1788 г.) (не сохранилась). г. Томск. Фотография начала XX в.
Воскресенская церковь была заложена 14 февраля 1789 г. и завершена в 1803 г. [8]. Это двухпрестольная двухэтажная постройка, имеющая план «кораблем». Ее орнамент в оформлении фасадов близок к барокко Санкт-Петербурга периода архитектора В.В. Растрелли (рис. 5). «Строители Егор Доманевский и Петр Баранов» [9]. Воскресенская и Духовская церкви строились почти одновременно. Более подробно нам представляется возможность рассмотреть только Воскресенскую церковь, т. к. Духовская не сохранилась. Но даже при визуальном анализе некоторых конструктивных и декоративных черт видна аналогичная конструкция нижних ярусов колоколен, декоративное
оформление промежуточных зон между ярусами, арочных проемов колоколен и малых куполов, идентичность шпилей. Все это говорит о том, что в постройке Воскресенской и Духовской церквей использовался один и тот же проект. Разница заключалась лишь в этажности и характере поздних надстроек. В XX в. к Воскресенской церкви, как памятнику архитектуры, неоднократно обращались специалисты. Т.С. Проскурякова в статье «Особенности сибирского барокко» указывает: «В области архитектуры влияние украинского зодчества обнаруживают памятники архитектуры Тобольского кремля -«святые ворота» и здание консистории, сооружения Троицкого монастыря в Тюмени, частично Богоявленский собор в Иркутске, Воскресенский собор в Томске...» [10, с. 148].
б
Рис. 5. Воскресенская церковь (1789-1803 гг.). г. Томск:
а - фотография начала XX в.; б - план 1-го яруса: сплошная линия - 1789 г.; пунктирная - 2-я пол. XIX в. (чертила Е.Н. Смирнова, 1979 г.)
Автором статьи не рассматривается вопрос, в чем именно заключается «частичное» влияние «украинского зодчества» на Воскресенский собор в Томске. В той же статье автор говорит: «...по пластической гармонии масс равноценными можно отдаленно считать только образцы «растреллиевской» школы. Подобными по общему замыслу композиции Знаменского собора были и Спасская церковь в Тюмени, и Воскресенский собор в Томске (1789), и Спасский собор одноименного монастыря в Енисейске (40-е гг. XVIII в.)
[10, с. 158]. В предыдущих статьях мы указывали на то, что необходимы определенные подтверждения любым вопросам, связанным со стилеобразова-нием, и особенно с влияниями на архитектуру Сибири культур различных регионов России.
Одноэтажная трехпрестольная Знаменская церковь заложена в 1789 г., построена в 1810 г. [11]. В 1803 г. освящен северный придел, главный престол освящен в 1810 г. [12]. Представляет собой восьмерик на четверике с центральным световым барабаном и малым глухим барабаном над алтарем.
По описаниям Д.Н. Беликова, в 1789 г. состоялась закладка каменной Знаменской церкви с приделом святой великомученицы Екатерины [12]. Здание храма возводилось в основном на средства дворян Качаловых, потомков угличан. Строительство шло медленно - четырнадцать лет (рис. 6). Лишь в 1803 г. 15 октября был освящен северный придел во имя святой великомученицы Екатерины - тезоименной небесной покровительницы Екатерины II, подписавшей прошение о строительстве каменной Знаменской церкви. 9 ноября 1810 г. был освящен главный престол в честь Абалацкой иконы Божией Матери Знамения. Центральный престол освящен в честь Знамения Пресвятой Богородицы, южный престол - во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Северный престол освящен в 1851 г. во имя Всех Святых.
Рис. 6. Знаменская церковь (1789 г.). г. Томск. Фото автора (2015 г.)
Знаменская приходская церковь имеет композиционное решение, характерное для эпохи ХУ-ХУШ вв.: апсида - место алтаря, основной объем, колокольня над трапезной - доминанта. Духовская и Знаменская церкви строились в эпоху классицизма, который к 1760 г. в России уже сформировался,
а к началу XIX в. получил наивысший расцвет. Использование ордера мы видим в боковых приделах Духовской церкви, в оформлении оконных обрамлений первого яруса, где классический ордер, переработанный местными строителями и восстановленный в наше время, заканчивается килевидными сандриками. Строгие формы храма с выдержанным небольшим орнаментом, шлемовидные купола, характерные для XVII-XVIII вв., относят данный храм в большей степени к классицизму.
Христорожденственская церковь, построенная на «монастырском месте», входила в состав одноименного женского монастыря. Сведения о ней остались в книге «Старинный Свято-Троицкий собор в г. Томске» Д.Н. Беликова. По утверждению кандидата богословия протоирея Олега Безрукова, церковь была заложена 28 мая 1792 г. (по другим сведениям в 1795 г.). Зимний (теплый) придел был освящен в июле 1806 г. (согласно архиерейской грамоте от 22 июня 1807 г.), летний (холодный) - 5 ноября 1810 г. (согласно архиерейской грамоте от 3 октября 1810 г.). Христорождественская церковь, позднее перестроенная в трехпрестольный Никольский храм (1900), не сохранила свой первоначальный вид. В 1930-е гг. был снесен и Никольский храм.
Вознесенская кладбищенская церковь (не сохранилась), имеющая план «кораблем» и двухъярусную колокольню, построена в 1810 г. [13]. По описаниям Д.Н. Беликова и К.Н. Евтропова, «В феврале 1787 г. от Преосвященного Варлаа-ма, Епископа Тобольского и Сибирского, была получена грамота на освящение Вознесенской кладбищенской (деревянной) церкви». После пожара 1810 г. она была перестроена в каменную. Первое десятилетие XIX в. - период развития классицизма в России. Крестово-купольная схема в этот период все больше внедрялась в строительство санкт-петербургских храмов. Появился сборник образцовых проектов Л.И. Шарлемана и А.А. Михайлова 2-го, которые предложили проекты квадратных крестово-купольных храмов в «духе Палладио». Вероятно, по этому принципу и была построена Вознесенская церковь (рис. 7, 8).
4
Рис. 7. Вознесенская церковь (1787 г.). Репродукция с фотографии начала XX в.
Рис. 8. Вознесенская церковь (1878 г.). Графическая реконструкция Е.М. Рожковой
В результате исследования [14, 15] пространственно-конструктивных и орнаментальных особенностей храмов Томска и ранее исследуемых вопросов развития строительства храмов Тобольского кремля, Тюмени, Верхотурья и других городов Западной Сибири, не вошедших в настоящую статью, возможна некоторая классификация культовой архитектуры Западной Сибири.
Рассмотренные в хронологическом порядке этапы развития православных храмов Томска рекомендуется разделить на следующие направления и стили:
«Петровское барокко» («школа Трезини») - Казанский собор Богороди-це-Алексеевского монастыря в Томске (1779-1860).
«Санкт-Петербургский стиль» - «школа Растрелли»: Богоявленская (1789-1806), Воскресенская (1789-1893), Духосошественская (1784-1788) церкви в Томске.
В культовой архитектуре Западной Сибири с конца ХУШ в. проявляются характерные для классицизма строгость и простота, на которые мы указывали в статье. Влияние классицизма мы наблюдаем в Вознесенской (1787) и Знаменской (1789-1803) церквях Томска.
Необходимо отметить, что православная архитектура Томска периода ХУШ - начала XIX в. развивалась под влиянием российской культуры центральных городов Санкт-Петербурга и Москвы. Кроме того, мы предлагаем не ограничивать и не ставить в какие-то определенные рамки этапы развития православной архитектуры, как это было до настоящего времени. Существующее многообразие храмов в отдельном городе (в нашем случае Томске) дает нам основание говорить не только об одном архитектурном стиле. Мы не отказываемся от термина «сибирское барокко», который появился в Восточной Сибири, но мы высказали мнение, что для огромных территорий и существующих городов Сибири одного архитектурного направления недостаточно.
Библиографический список
1. Масиель Санчес, Л.К. Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности / Л.К. Масиель Санчес. - М., 2003. - Условия доступа : Cheloveknauka.com/kamennye-hramy-sibiri-xviii-veka.
2. Попов, А.И. Томск / А.И. Попов. - М., 1959. - 132 с.
3. Степанская, Т.М. Храмы Барнаула / Т.М. Степанская // Сибирская старина. - 1994. -№ 8 (13). - 48 с.
4. Залесов, В.Г. Казанская церковь Богородице-Алексеевского монастыря / В.Г. Залесов // Томская старина. - 1991. - № 2. - 32 с.
5. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА). Ф. 799. Оп. 33. Д. 2165. Л. 6-9.
6. Безруков, О. Православные храмы Томска : дис. ... канд. богословия. - Томск, 2004.
7. ЦГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2125. Л. 32-35.
8. ЦГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2125. Л. 28-31.
9. Тобольский филиал гос. архива Тюменской области. Ф. 156. Оп. 22. Д. 224. Л. 1-4.
10. Проскурякова, Т.С. Особенности сибирского барокко / Т.С. Проскурякова // Архитектурное наследство. - 1979. - Вып. 27. - 183 с.
11. ЦГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2125. Л. 36-39.
12. Беликов, Д.Н. Старинный Свято-Троицкий собор в Томске / Д.Н. Беликов. - Томск, 1900. - С. 13-14.
13. ЦГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2125. Л. 24-27.
14. Герасимов, А.П. Православные храмы Западной Сибири XVII - первой половины
XVIII в. / А.П. Герасимов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2016. - № 1. - С. 80-90.
15. Герасимов, А.П. Православные храмы Западной Сибири 2-й половины XVIII - начала
XIX в. / А.П. Герасимов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2016. - № 2. - С. 59-69.
References
1. Masiel' Sanches L.K. Kamennye hramy Sibiri XVIII veka: evoljucija form i regional'nye oso-bennosti [Stone temples of Siberia in the 18th century: evolution of forms and regional distinctions]. Moscow, 2003. (rus)
2. Popov A.I. Tomsk. Moscow, 1959, 132 p. (rus)
3. Stepanskaya Т.М. Hramy Barnaula [Barnaul churches]. Sibirskaja starina. 1994. No. 8. 48 p. (rus)
4. Zalesov V.G. Kazanskaja tzerkov' Bogorodice-Alekseevskogo monastyrja [Kazan Church of Holy Mother Monastery]. Tomskaya starina. 1991. No. 2. 32 p. (rus)
5. Central State Historical Archive. Form 799. List 33. Proc. 2165. Pp. 6-9. (rus)
6. Bezrukov O. Pravoslavnye khramy Tomska : dis. ... kand. bogosloviya [Orthodox churches in Tomsk. PhD Thesis]. Tomsk, 2004, 268 p. (rus)
7. Central State Historical Archive. Form 799. List 33. Proc. 2125. Pp. 32-35. (rus)
8. Central State Historical Archive. Form 799. List.33. Proc. 2125. Pp. 28-31. (rus)
9. Tyumen State Archive. Form 156. List 22. Proc. 224. Pp. 1-4. (rus)
10. Proskurjakova T.S. Osobennosti sibirskogo barokko [Features of Siberian baroque]. Architectural Heritage. 1979. No. 27. 183 p. (rus)
11. Central State Historical Archive. Form 799. List 33. Proc. 2125. Pp. 36-39. (rus)
12. Belikov D.N. Starinnyj Svjato-Troickij sobor v Tomske [Ancient Holy Trinity Cathedral in Tomsk]. Tomsk, 1900. Pp. 13-14. (rus)
13. Central State Historical Archive. Form 799. List 33. Proc. 2125. Pp. 24-27. (rus)
14. Gerasimov A.P. Pravoslavnye khramy Zapadnoi Sibiri XVII - pervoi poloviny XVIII v. [Orthodox churches of West Siberia in the 17th and early 18th centuries]. Vestnik TSUAB. 2016. No. 1. Pp. 80-90. (rus)
15. Gerasimov A.P. Pravoslavnye khramy Zapadnoi Sibiri 2-i poloviny XVIII - nachala XIX v. [Orthodox churches of West Siberia late in the 18th and early 19th centuries]. Vestnik TSUAB. 2016. No. 2. Pp. 59-69. (rus)