Научная статья на тему 'Формирование религиозной культуры - актуальная задача современности'

Формирование религиозной культуры - актуальная задача современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ / HARMONY / СТИЛЬ / STYLE / CHURCH BUILDING / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / CONTINUITY OF NATIONAL TRADITION / СОБОР / CATHEDRAL / ЕДИНСТВО ДУХОВНОГО ЯЗЫКА / SPIRITUAL UNITY OF LANGUAGE / ХРАМОСТРОЕНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанская Т.М.

В статье рассматривается образ храма в городском пространстве как средство формирования религиозной культуры в образовательной среде. Автор предлагает примерный тематический план приобщения учащихся к восприятию образа культового зодчества как носителя художественно-эстетической и духовной информации. Утверждается концепция: храм мера гармонии. Обсуждается проблема «нового» и «старого» храмостроения. Затрагивается тема изображения церковных зданий в картинах советских художников. Отмечается динамика смены стиля в отечественном культовом зодчестве, подчеркивается, что гармония классицизма, рождённая в ордерной системе на идеях европейского Возрождения, не являлась для России собственной архитектурной традицией в храмостроении. Автор уделяет внимание строительству церковных зданий в городах Сибири, отмечая храмы, характеризующиеся «русско-византийским» и «русским» стилем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF RELIGIOUS CULTURE IS A PRESSING ISSUE OF OUR TIME

The article discusses the image of the temple in the urban space as a means of formation of religious culture in the educational environment. The author offers a sample thematic plan of introducing students to the perception of the image of iconic architecture as a carrier of aesthetic and spiritual information. The work approves the concept that the Church is the measure of harmony. The author discusses the problem of “new” and “old” church building. The paper addressed the theme of images of Church buildings in the paintings of Soviet artists.

Текст научной работы на тему «Формирование религиозной культуры - актуальная задача современности»

4. Денисова Н.И. Формы художественной жизни Павлодара в середине XX века. Культурное наследие Сибири: сборник статей. Под редакцией Т.М. Степанской. Барнаул: Издательство Алтайского госуниверситета, 2010; Вып.11: 24 - 29.

5. Личман Е.Ю. Развитие художественного образования в Павлодаре: история и современность. Мир науки, культуры, образования. 2014; 5 (48): 188 - 190.

6. ГА Актюбинской области. Ф. 449; Оп. 3, Д. 63, с. 4.

7. ЦГА РК. Ф. 1736; Оп.1, ед. хр. 864, с. 57.

8. Степанская Т.М., Степанская А.Г. Использование в сфере образования духовно-эстетических туристских ресурсов региона (на примере Алтайского края). Культурное наследие Сибири: сб. науч. трудов. Под редакцией Т.М. Степанской. Барнаул, 2012; Вып. 13.

9. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. Москва: Книга, 1986.

10. Баглиева А.З., Бастрова Д.Р., Воденко К.В. И др. Проблемы духовных ценностей в философии и культуре: монография. Под общей редакцией С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство «Сибпринт», 2010.

11. Агаев А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. Махачкала,1992: 134 - 135.

12. Nekhvyadovich L.I. Etnic art studies as an up- to date methodology for the study of art ethnicity. Middle- East Journal of Scientific Research. № 21 (2): 406 - 409.

13. Югай И.С. Национально-культурное развитие населения Западного Казахстана (1917 - 1946). Алматы, 2006.

14. Алшанов Р. Пути интеграции в мировое образовательное пространство. Столичное образование. 2003; 3: 15 - 17.

15. Принцева Г.А. Н.И. Уткин. Ленинград, 1983.

16. Очерки по истории и технике гравюры. Н.И. Александова, В.А. Алексеева, Н.Н. Водо [и др]. Москва, 1987.

17. ЦГА РК. Ф. 1736, Оп. 1. ед. хр. 864, стр. 12.

18. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999.

References

1. Stepanskaya T.M. Hudozhestvennaya vystavka v processe integracii kul'tur. Available at: Historical projection and modern interpretation of the substance and form of human activity, creativity and aesthetics issues. London, 2012: 21 - 24.

2. Zhanajhan E. Hudozhestvennaya kul'tura kak osobaya oblast' kul'tury. Irtyshskij bassejn: sovremennoe sostoyanie iproblemy ustojchivogo razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pavlodar, 2009; T. 1: 408 - 411.

3. Galin S.A. Istoricheskij opyt kul'turnogo stroitel'stva v pervye gody Sovetskoj vlasti (1917-1925): monografiya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

4. Denisova N.I. Formy hudozhestvennoj zhizni Pavlodara v seredine XX veka. Kul'turnoe nasledie Sibiri: sbornik statej. Pod redakciej T.M. Stepanskoj. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo gosuniversiteta, 2010; Vyp.11: 24 - 29.

5. Lichman E.Yu. Razvitie hudozhestvennogo obrazovaniya v Pavlodare: istoriya i sovremennost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 5 (48): 188 - 190.

6. GA Aktyubinskoj oblasti. F. 449; Op. 3, D. 63, s. 4.

7. CGA RK. F. 1736; Op.1, ed. hr. 864, s. 57.

8. Stepanskaya T.M., Stepanskaya A.G. Ispol'zovanie v sfere obrazovaniya duhovno-'esteticheskih turistskih resursov regiona (na primere Altajskogo kraya). Kul'turnoe nasledie Sibiri: sb. nauch. trudov. Pod redakciej T.M. Stepanskoj. Barnaul, 2012; Vyp. 13.

9. Favorskij V.A. Ob iskusstve, o knige, o gravyure. Moskva: Kniga, 1986.

10. Baglieva A.Z., Bastrova D.R., Vodenko K.V. I dr. Problemy duhovnyh cennostej v filosofii i kul'ture: monografiya. Pod obschej redakciej S.S. Chernova. Novosibirsk: Izdatel'stvo «Sibprint», 2010.

11. Agaev A.G. Naciologiya: filosofiya nacional'noj 'ekzistencii. Mahachkala,1992: 134 - 135.

12. Nekhvyadovich L.I. Etnic art studies as an up-to date methodology for the study of art ethnicity. Middle-East Journal of Scientific Research. № 21 (2): 406 - 409.

13. Yugaj I.S. Nacional'no-kul'turnoe razvitie naseleniya Zapadnogo Kazahstana (1917 - 1946). Almaty, 2006.

14. Alshanov R. Puti integracii v mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo. Stolichnoe obrazovanie. 2003; 3: 15 - 17.

15. Princeva G.A. N.I. Utkin. Leningrad, 1983.

16. Ocherkipo istorii i tehnike gravyury. N.I. Aleksandova, V.A. Alekseeva, N.N. Vodo [i dr]. Moskva, 1987.

17. CGA RK. F. 1736, Op. 1. ed. hr. 864, str. 12.

18. Nazarbaev N.A. Vpotoke istorii. Almaty: Atamura, 1999.

Статья поступила в редакцию 04.08.17

УДК 2 - 41

Stepanskaya T.M., Doctor of Arts Studies, Professor, Department of History of Russian and Foreign Cultures,

Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

THE FORMATION OF RELIGIOUS CULTURE IS A PRESSING ISSUE OF OUR TIME. The article discusses the image of the temple in the urban space as a means of formation of religious culture in the educational environment. The author offers a sample thematic plan of introducing students to the perception of the image of iconic architecture as a carrier of aesthetic and spiritual information. The work approves the concept that the Church is the measure of harmony. The author discusses the problem of "new" and "old" church building. The paper addressed the theme of images of Church buildings in the paintings of Soviet artists.

Key words: harmony, style, church building, continuity of national tradition, cathedral, spiritual unity of language.

Т.М. Степанская, д-р иск., проф., зав. каф. истории отечественного и зарубежного искусства,

Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ -АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОСТИ

В статье рассматривается образ храма в городском пространстве как средство формирования религиозной культуры в образовательной среде. Автор предлагает примерный тематический план приобщения учащихся к восприятию образа культового зодчества как носителя художественно-эстетической и духовной информации. Утверждается концепция: храм - мера гармонии. Обсуждается проблема «нового» и «старого» храмостроения. Затрагивается тема изображения церковных зданий в картинах советских художников. Отмечается динамика смены стиля в отечественном культовом зодчестве, подчеркивается, что гармония классицизма, рождённая в ордерной системе на идеях европейского Возрождения, не являлась для России собственной архитектурной традицией в храмостроении. Автор уделяет внимание строительству церковных зданий в городах Сибири, отмечая храмы, характеризующиеся «русско-византийским» и «русским» стилем.

Ключевые слова: гармония, стиль, храмостроение, преемственность, национальная традиция, собор, единство духовного языка.

Вместе с христианством Русь приняла храмостроение и учение об иконном писании. В трудах древнерусских мыслителей строительство храмов и писание икон часто называется «умным деланием». О владении «мерой», о знании природы строительного материала древнерусскими зодчими писали Кирилл Туровский, Феодосий Печёрский. В теоретико-художественном трактате «Послание Епифания Премудрого Кириллу Тверскому» выделяется принцип «от многа-мало» как признак высокого искусства, стремящегося к лаконизму формы. По Епифанию, создание образа начинается с постижения разумом духовной истины и завершается воплощением его в зримой форме. Нил Сорский отрицал «излишние» украшения: «...нелепо чудиться делом человеческих рук и о красоте зданий своих величатися». В храме все искусства синтезировались в единое целое. Нил Со-рский признавал храмовое пение и иконы первыми шагами на пути внутреннего «благоустроения», поскольку в них проявлено «мера изящна по премудрых» [1, с. 5, 6, 7]. Традиция русского православного храмостроения в результате модификации русскими зодчими византийских идей самостоятельно проявилась в облике Свято-Софийских кафедральных соборов Киева и Новгорода. Эта традиция развивалась и достигла вершин в XVIII вв., но она была почти вытеснена перенесённой на русскую почву западно-европейской универсальной традицией классицизма. Русский классицизм дал великолепные образцы культовых зданий. Применительно к Алтаю можно вспомнить неосуществлённый «проект церкви - ротонды для Колывани» 1789 г. архитектора Н.А. Львова [2]. Великолепие и гармония классицизма, рождённые в ордерной системе на идеях европейского Возрождения, не являлись для России собственной архитектурной традицией в храмостроении. С середины XIX века в российском церковном зодчестве в формах эклектики сформировались «русско-византийский» и «русский» стиль. В соответствии с идеями этой стилистической системы во второй половине XIX и в начале XX столетия в европейской части России и в сибирских городах были возведены многочисленные храмовые постройки, в том числе кафедральные соборы (Москва, Киев, Вятка, Омск, Томск, Красноярск, Иркутск, Барнаул и др. города). Их архитектура отвечала идее практического восстановления преемственности развития национального русского храмостроения.

Интерес к национальному образу православного храма проявил талантливый русский архитектор, воспитанник Академии художеств К.А. Тон, выполнивший государственный заказ на составление «атласа образцовых церквей» и в 1832 г. завершивший разработку проекта Храма Христа Спасителя для Москвы. «Тоновские» образцы храмов получили название «русско-византийского» стиля, они имели широкое распространение. На Алтай поступил проект К.А. Тона для строительства в заводском посёлке Павловске церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Барнаульский Покровский собор также принадлежит к образцовым проектам «русско-византийского» стиля. Примером «русского стиля» на Алтае является церковь во имя Иконы Казанской Божьей матери в селе Коробейниково Усть-Пристанского района [2].

К началу XX в. православный храм в России стал «универсальным, органичным символом исторической традиции национальной жизни.», была восстановлена «преемственность развития отечественной архитектуры (.исторической основы её - храмового зодчества) . и всей национальной религиозной культуры» [3, с. 45].

Проблема «нового» и «старого» знакома всем историческим эпохам и периодам. В «Ермолинской летописи», своде, доведённом до 1472 г., где делаются «попытки...осмыслить новые функциональные и пространственно-пластические средства архитектуры, эта проблематика проступает очень чётко. В уже упоминаемом нами «послании Епифания» признаётся уникальность

Библиографический список

художественного таланта, ибо, как говорил Феодосий Печерский, «трость бо не пишет сама, аще не будет пишущего его» [1, с. 5]. Епифаний осуждает тех авторов, которые «недоумения наполнишься... очима мечуще семо и овамо» бездумно копируют образцы [1]. Мысли эти актуальны и в наше время, время возрождения традиций строительства храма. Чувство гармонии и меры подскажет храмосоздателям, по какому пути идти им в своём творчестве, чтобы поднять на новую высоту национальную традицию храмостроения.

Красота храма, его гармоничный образ, его драматическая история привлекли и продолжают привлекать творческое внимание живописцев.

В 1965 г. в Москве состоялась выставка «Памятники древнерусской архитектуры в произведениях московских художников», на ней экспонировались полотна авторов живописцев разных поколений. В 1966 г. в Петербурге в Русском музее экспозиция произведений К. Петрова-Водкина показала, что «от глубокой древности до сегодня протягивается единая связующая линия культуры, единство духовного языка, человеческого общения [4, с. 4].

Храмы, «вплетённые» в самую сердцевину живописных композиций П.П. Кончаловского, Е.Е. Моисеенко, В.Ф. Стожарова, В. Попкова, алтайских художников Г.Ф. Борунова, В.В. Конькова, И.А. Леденёвой и многих других авторов, приобретают значение символа духовности, нравственности, единения поколений. Долгое время церковь была низвергнута. Если церкви было отказано в пространстве жизни, она находит себе место в пространстве картины. Образ храма в картине поднимается до звучания символа вечной гармонии.

В образовательной сфере полезна и даже необходима организация экскурсий, семинаров, школьных конференций, творческих встреч, выставок (рисунков, фото и т. п.). Достойный уровень подобных мероприятий гарантируют не только материальные памятники (здания, картины и т.п.), но и научная и научно-популярная литература о них, изданная на рубеже ХХ-ХХ1 столетий в столицах, а также в регионах России, в том числе и в Сибири. В трудах сибирских авторов раскрывается история и анализируются архитектурные стили храмов, роль храмов в городской панораме, биографии строителей церковных комплексов [5]. В монографиях и учебных пособиях представлены темы, интересные и доступные для восприятия учащимися, например:

- культовые здания Сибири в социокультурной динамике XX - нач. XXI вв.;

- православные храмы города Барнаула и других городов Сибири;

- архитекторы и строители Сибири;

- градостроительная роль культовых зданий;

- городские соборные площади как духовные центры Сибири;

- храмозодчество и садоустроение: исторический и современный аспекты;

- силуэты храмов в панорамах городов Сибири;

- церковные усадьбы как очаги культуры: церковно-приход-ские школы, музеи, библиотеки, лектории, духовное пение, органная музыка и т. п. [6]

Россия переживает период нового храмостроения. При этом архитекторы обращаются к традициям образа национального храма. В храме, как и прежде, синтезируются все искусства: живопись, декоративно-прикладное творчество, архитектура и хоровое пение. Эти искусства, соединённые в образе храма, помогают человеку сделать первые шаги на пути «внутреннего благоустроения» [7]. Храм по-прежнему остаётся мерой гармонии. Отношение к храму характеризует внутреннюю культуру человека.

1. Щедрина Г.К. Эстетическая мысль средневековой Руси об искусстве: движение во времени. Искусство и православие: сб. науч. ст. Санкт-Петербург, 1997.

2. Степанская Т.М. Архитектура АлтаяXVШ-начала XX вв. Барнаул, 1995.

3. Туманик А.Г. Русский православный кафедральный храм второй половины XIX в. Улан-Удэ, 2002.

4. Лихачёв Д.С. Древнерусская культура и современность. Декоративное искусство СССР. 1970; 1.

5. Степанская Т.М. Труды сибирских искусствоведов: каталог. Барнаул: Издательство АлтГУ, 2017.

6. Волоснов Р.Ю., Гречнева Н.В. Православные храмы Алтая (конец XIX-начало XXI в.): монография. АлтГУ, Науч.-исслед. лаб. «Изо-браз. искусство и архитектура Сибири». Барнаул: Издательство АлтГУ, 2013.

7. Степанская Т.М., Волоснов Р.Ю., Гречнева Н.В. Образ храма в культурном ландшафте Алтая: монография. АлтГУ, Науч.-исслед. лаб. Фак-т искусств «Изобразительное искусство и архитектура Сибири». Барнаул: Издательство АлтГУ, 2015.

References

1. Schedrina G.K. 'Esteticheskaya mysl' srednevekovoj Rusi ob iskusstve: dvizhenie vo vremeni. Iskusstvo ipravoslavie: sb. nauch. st. Sankt-Peterburg, 1997.

2. Stepanskaya T.M. Arhitektura Altaya XVIII-nachala XX vv. Barnaul, 1995.

3. Tumanik A.G. Russkijpravoslavnyjkafedral'nyjhram vtorojpolovinyXIX v. Ulan-Ud'e, 2002.

4. Lihachev D.S. Drevnerusskaya kul'tura i sovremennost'. Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1970; 1.

5. Stepanskaya T.M. Trudy sibirskih iskusstvovedov: katalog. Barnaul: Izdatel'stvo AltGU, 2017.

6. Volosnov R.Yu., Grechneva N.V. Pravoslavnye hramy Altaya (konec XIX-nachalo XXI v.): monografiya. AltGU, Nauch.-issled. lab. «Izobraz. iskusstvo i arhitektura Sibiri». Barnaul: Izdatel'stvo AltGU, 2013.

7. Stepanskaya T.M., Volosnov R.Yu., Grechneva N.V. Obraz hrama v kul'turnom landshafte Altaya: monografiya. AltGU, Nauch.-issled. lab. Fak-t iskusstv «Izobrazitel'noe iskusstvo i arhitektura Sibiri». Barnaul: Izdatel'stvo AltGU, 2015.

Статья поступила в редакцию 04.08.17

УДК 37.01

Sivolobova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: nsivolobova@mail.ru

STUDENT ASSOCIATIONS AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH. The article examines the role of student association as a means of educating the patriotism of student youth. The author's material on the results of the student association of the Stavropol State Pedagogical Institute "Center for Civil and Patriotic Education" is presented. The work experience of the Center can be used to coordinate the activities of student associations of a patriotic orientation. The author concludes that the activities of the student association "Centre for Civil and Patriotic Education" improves the patriotic education in the university, to develop the social activity of students, generate social competence necessary for a specialist in the field of education.

Key words: youth, patriotism, upbringing, patriotic education, student association, student self-government.

Н.А. Сиволобова, канд. пед. наук, доц., доц. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий,

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: nsivolobova@mail.ru

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ

В студенческой среде особую актуальность приобретает самостоятельная деятельность молодёжи по организации собственной учебной и личной жизни. Ценностное отношение студентов ко всем социальным и культурным явлениям может быть использовано как воспитывающее в гражданском образовании, формировании гражданской позиции и опыта общественно-полезных дел и поступков. В статье рассмотрена деятельность Центра гражданско-патриотического воспитания Ставропольского государственного педагогического института. Автор делает вывод о том, что деятельность студенческого объединения «Центр гражданско-патриотического воспитания» позволяет повысить эффективность патриотического воспитания в вузе, развить социальную активность студенческой молодёжи, сформировать социальные компетенции, необходимые специалисту в области образования.

Ключевые слова: молодёжь, студенческая среда, Центр гражданско-патриотического воспитания.

На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступила как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. Проблема воспитания новых поколений россиян с каждым годом звучит все острее. В связи с этим, перед вузом ставится задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с патриотическим воспитанием студенческой молодёжи, развитием личности, обладающей сформированными социальными компетенциями.

В ряду наиболее значимых показателей готовности выпускника вуза к выполнению основных социальных функций называются сформированное гражданское сознание, идейная убежденность, гражданское отношение к труду, в частности, ответственное отношение к учебе, способность выполнению функций участника самоуправления, овладение культурой досуга. В основание стратегии воспитания личности гражданина положены принципы гармонизации взаимодействия человека с природой, экономикой, гуманизации и демократизации системы социальных и политических отношений, а также осознания каждым человеком себя как гражданина страны и мира, приоритетности общечеловеческих идеалов.

В истории отечественной педагогики и образования патриотическое воспитание молодёжи всегда выступало важным направлением в организации воспитательной работы. Сегодня патриотическое воспитание студентов ориентировано на сохранение историко-культурных ценностей, исторической преемственности, связи поколений. Организация этого направления в вузе включает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание студентов, формирование у них гражданского сознания, патриотических убеждений [1, с. 185].

В студенческой среде особую актуальность приобретает самостоятельная деятельность молодёжи по организации собственной учебной и личной жизни. Ценностное отношение студентов ко всем социальным и культурным явлениям может быть использовано как воспитывающее в гражданском образовании, формировании гражданской позиции и опыта общественно-полезных дел и поступков.

В Концепции государственной молодёжной политики в Российской Федерации отмечено, что для эффективного формирования демократического уклада жизни вуза необходимо совершенствование работы студенческого самоуправления, которая осуществляется по следующим направлениям: решение актуальных вопросов жизнедеятельности студентов, социальная и правовая защита, участие в работе органов самоуправления, развитие их социальной активности и инициативы, помощь в трудоустройстве, взаимодействие с общественными организациями. Для повышения эффективности молодёжной политики предлагается ряд мер по поддержке общественных инициатив молодёжных и детских общественных объединений, социально значимой деятельности молодых граждан, их общественных объединений, по созданию условий для реализации творческой активности, потенциала молодых граждан в общественной жизни [2, с. 1].

Суть студенческого самоуправления заключается в активном включении студентов работу по подготовке и реализации конкретных коллективных дел, приобретении собственного опыта демократических отношений. В Ставропольском государственном педагогическом институте успешно функционируют различные студенческие объединения, к числу которых относится Центр гражданско-патриотического воспитания, Совет по межкультурному взаимодействию, студенческий штаб «Учимся выбирать», педагогический отряд «РИТМ» и другие объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.