Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В СЕМЕЙНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (РАЗГОВОР О «ВНЕШНЕМ», А НЕ О «ВНУТРЕННЕМ»)'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В СЕМЕЙНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (РАЗГОВОР О «ВНЕШНЕМ», А НЕ О «ВНУТРЕННЕМ») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейное психологическое консультирование / семья / коммуникативные навыки / теста Векслера / family psychological counseling / family / communication skills / Wexler test

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Плотникова Ирина Николаевна

С точки зрения клинического психолога отражены текущие наблюдения жизненных событий и осмыслены некоторые профессиональные наблюдения общения взрослого с ребенком, погружения детей в виртуальную реальность и доминирование в процессе воспитания «внешнего», а не «внутреннего» мира ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES IN FAMILY PSYCHOLOGICAL COUNSELING (TALKING ABOUT THE "OUTSIDE", NOT THE "INSIDE")

From the point of view of a clinical psychologist, current observations of life events are reflected and some professional observations of adult-child communication, children's immersion in virtual reality and the dominance of the "external" rather than the "inner" world of the child in the upbringing process are comprehended.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В СЕМЕЙНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (РАЗГОВОР О «ВНЕШНЕМ», А НЕ О «ВНУТРЕННЕМ»)»

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

УДК 159.9

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В СЕМЕЙНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ

КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

(РАЗГОВОР О «ВНЕШНЕМ», А НЕ О «ВНУТРЕННЕМ»)

Плотникова И.Н.

БУ «Психоневрологическая больница имени Святой Преподобномученицы Елизаветы», г. Мегион

С точки зрения клинического психолога отражены текущие наблюдения жизненных событий и осмыслены некоторые профессиональные наблюдения общения взрослого с ребенком, погружения детей в виртуальную реальность и доминирование в процессе воспитания «внешнего», а не «внутреннего» мира ребенка.

Ключевые слова: семейное психологическое консультирование, семья, коммуникативные навыки, теста Векслера

Благодарность. Автор благодарит администрацию БУ «Психоневрологическая больница имени Святой Преподобномученицы Елизаветы» за реализацию возможностей врача.

Для цитирования: Плотникова И.Н. Современные подходы в семейном психологическом консультировании. // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2023. № 4. С.60-63.

Размышления специалиста. Поезд жизни в нашем современном мире все бежит и бежит быстрее вперед. И пейзажи «за окном» быстро сменяют друг друга: кто-то их успевает «разглядеть», кто-то нет. Меняемся и мы с вами, меняются и наши представления о значимых ценностях. Меняются и такие представления, которые были очень устойчивы, непоколебимы в нашем представлении, которые, как нам казалось, останутся с нами навсегда неизменными. Например, понятие «Семья». Но не все так просто. Оказывается, в современном мире пошатнулось и представление о семье. Клиническим

психологам часто приходится работать с подростками, их родителями и молодыми людьми по разным направлениям, которые рассматривают семью как систему, в которой каждый из ее членов имеет равную значимость; как сложную иерархическую систему с подразделением на подсистемы; как единый организм со сложной системой функционирования.

Анализируя работу последних лет необходимо констатировать, что ценности семьи сейчас стали «распадаться», менять свои очертания и видоизменяться. Раньше было понятие «Мы», сейчас все больше звучит

«Я». Молодые люди сейчас не хотят в большинстве своем заводить семью, хотят жить отдельно, индивидуально, в зоне своего комфорта, не напрягаясь. Молодые люди сейчас не учатся на возникающих различных жизненных ситуациях и не хотят понимать других людей: их эмоции, действия, поступки. У каждого сейчас есть свое «Я», которое он «лелеет» и «баюкает». А законы семьи всегда требовали глубокого понимания, чувствования и приспособления всех членов семьи друг к другу. Мы потихоньку забываем, что в нас живут инстинкты, которые взрастила и передала нам Природа. А один из важнейших инстинктов, который есть и у животных, это групповой инстинкт. Групповой инстинкт в каждом из нас заставляет приспосабливаться человека к социуму. Адаптироваться к своей семье, где он родился, к детскому саду, в который он пошел; к школе, к трудовому коллективу, к друзьям и, наконец, к семье, которую человек будет уже создавать сам. От того, как человека учили в семье родителей взаимодействовать друг с другом, от того, как сам человек успешно или неуспешно адаптировался в детском саду и в школе, зависит, на каких принципах будет строиться его семья, как он правильно будет чувствовать другого человека, как он будет решать проблемы семьи и учить своих детей взаимодействовать с этим миром и социумом.

В работе с подростками и детьми на современном этапе в первую очередь выходит главная проблема -неразвитость или искажение коммуникативных навыков. И это искажение можно сейчас наблюдать с детства. Члены семьи очень редко бывают объединены каким-то общим делом. Чаще всего даже в одной семье все члены

сейчас обособлены: родители в основном - на работе или заняты бытовыми делами, дети сидят в своих комнатах и в компьютерах. Если и перекинулись парами фраз, это уже хорошо. Но обычно диалог строиться так: «Как дела?», ответ: «Нормально». Все, поговорили! Родители перестали спрашивать у детей о том, как он эмоционально провел день, что узнал, что познал, что было интересного или необычного, с кем познакомился, кому помог и т.д. Но самое главное, родители тоже не рассказы ва-ют своим детям о своих делах за день, переживаниях, встречах. А как же мы научим своих детей правильному взаимодействию, если сами не умеем этого делать?

Из текущей жизни и осмысление некоторых профессиональных наблюдений. Иду с работы, впереди мама ведет сына лет пяти из детского сада, слышу, какие вопросы задает мама сыну: «Саша, что ты ел в детском саду сегодня на завтрак? А что ты ел сегодня на обед? Ты все съел? А на ужин, ты что ел?» и так далее.

Маму больше интересуют насущные проблемы питания, а не проблемы его умственного развития, эмоционального или коммуникативного. Вышесказанное позволяет сделать заключение, что мы сами своих детей «останавливаем» на материальном, мы сами обращаем больше сейчас внимание на прическу ребенка, на то, как он одет, как он выглядит.

Учитывая направления работы клинического психолога, приходится работать с детьми на определение его умственного развития в разных возрастных периодах. Отражаю пример работы с девочкой 14 лет - выглядит «с иголочки»: макияж, прическа, дизай-

нерское покрытие ногтей, а по результатам теста Векслера имеется пограничный уровень умственного развития. И ведь родители согласны, чтобы девочка делала себе ногти, красилась, одевалась, а об учебе думала в последнюю очередь. Вот почему-то сейчас не красить ногти - стыдно, а не знать столицу Англии - не стыдно! Но это же мы, взрослые, поддерживаем разговор о «внешнем», а не о «внутреннем» мире ребенка. Почему? Да потому что это проще. Нам так самим проще общаться. Мы сами сейчас давно не читаем книг, мы сами давно ничем не увлекаемся: не пишем стихов своим любимым, не выпускаем стенгазет об интересных людях, не умеем ухаживать за нуждающимися и многое другое, так необходимое нам для семьи, просто пропускается. Так же, как и наши дети, больше «сидим» в гаджетах.

А вы наблюдали, как сейчас играют дети на улицах? У нас были: «прятки», «12 палочек», «классики», «резиночки», «платочек» и другие игры - в основном групповые игры. А теперь дети только носятся друг за другом или «табунами» мотаются по улицам. Хорошо, если есть велосипед, ролики или самокат, а если нет - то опять в Интернете, даже на улице. А ведь мир взаимодействий дети продолжают изучать от семьи к групповым играм. А теперь - ничего этого нет! Дети не хотят расти сейчас.

Дальнейший пример из практики. Врач-психиатр направляет на прием к клиническому психологу для проведения тестирования молодого человека. Диагноз - депрессия. Спрашиваю: «Почему депрессия? Вам только исполнилось 18 лет?! Впереди - взрослая жизнь». А пациент отвечает: «Вот именно - 18, ведь сейчас надо идти рабо-

тать и жить самостоятельно. А я не хочу! Я хочу сидеть в компе, чтобы меня никто не трогал, и играть в «Танки». Дети не хотят сейчас взрослеть, это, оказывается, трудно.

А как же тогда готовить детей сейчас к взрослой жизни? Чтобы вошли они в нее сильными, умными и стрессоустойчивыми.

Уважаемые взрослые, престаньте детей опекать! Дайте им на своем, детском уровне, испытывать спектр разнообразных эмоций, не только положительных. Ведь мы читаем детям сказки, и там начинается широкий спектр переживаний за любимых сказочных героев. Читайте детям книжки! Беседуйте о героях, о способах решений их проблем, находите свои способы решения. Обсуждайте их, рисуйте, лепите, играйте спектакли! Показывайте, что для решения проблем есть множество других способов, а не только два - «бей» и «беги»! Как часто уже в детском саду ребенок не может решить проблему конфликтности с другими детьми, жалуется родителям. А ответы родителей банальны. Папа говорит: «Бей, давай сдачу». Мама тоже советует: «Скажи воспитателю». Ребенок попробовал два способа, а проблема не решается. Что дальше? Если ему не помогут с другими вариациями взрослые, он так и уйдет во взрослую жизнь только с этими двумя способами решать свои проблемы, хотя этих способов очень много. Только нужно подумать. А хочется - дайте таблетку врачи и психологи или вообще понадеемся, что все само решится.

Необходимо отметить, что 85% людей живут в иллюзии, что все «само рассосется». Можно так жить? Можно! Только такой человек будет инфантильным. Надежды его будут не на самого себя, а на «чудо - чудное». Многие па-

циенты сейчас все знают, все читают, все слушают и рассуждать умеют, только никто ничего не делает. А жизнь всегда от человека, в первую очередь, требует поступков и действий. Заболел - лечись! Поссорился - думай, как помириться! Проблема - ищи способы решений! Только не сиди, не «уходи» от проблемы в переживания, в сон, в алкоголизм, в болезнь, а решай ее, находи способы и не сдавайся. И только тогда ты станешь сильным, уверенным и стрессоустойчивым, научишься уважать себя.

Обращение к взрослым. Учите своих детей действиям, решению любых ситуаций на их уровне, а не замал-

чивайте их, не делайте вид, что это -ерунда! Так вы будете в курсе всех проблем своих детей. И если не сможете самостоятельно решить, обращайтесь к специалистам - психологам, они помогут как предотвратить, так и решить многие вопросы.

© Плотникова И.Н., 2023

Информация об авторах

Плотникова Ирина Николаевна,

клинический психолог БУ ХМАО-Югры «Психоневрологическая больница имени Святой Преподобномученицы Елизаветы», г. Мегион .

MODERN APPROACHES IN FAMILY PSYCHOLOGICAL COUNSELING (TALKING ABOUT THE "OUTSIDE", NOT THE "INSIDE")

Plotnikova I.N.

From the point of view of a clinical psychologist, current observations of life events are reflected and some professional observations of adult-child communication, children's immersion in virtual reality and the dominance of the "external" rather than the "inner" world of the child in the upbringing process are comprehended.

Key words: family psychological counseling, family, communication skills, Wexler test

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.