Е.Л. Горлова
СТРУКТУРИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
В ИССЛЕДОВАНИЯХ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Обсуждается проблема диагностики социальной ситуации развития ребенка. Выполнен сравнительный анализ имеющихся схем структурированного наблюдения в исследованиях родительско-детских отношений. Представлена модификация схемы наблюдения Н. Фландерса для изучения паттернов взаимодействия родителей с ребенком.
Ключевые слова: социальная ситуация развития, структурированное наблюдение, паттерны взаимодействия, диалогическая и монологическая интенция в общении.
Если рассматривать, какая из функций семьи находится в фокусе общественного внимания, то мы не ошибемся, если укажем на социализирующую функцию семьи. Порядок в доме, хорошее распределение семейного бюджета, психотерапевтическая функция супругов отдается на откуп самим «архитекторам семьи». Репродуктивная и родительская функции контролируются государством: в последние годы в России оказывается материальная, информационная, социальная поддержка семьям с детьми. Государство оценивает семьи как благополучные или неблагополучные по отношению к ее воспитательскому потенциалу, применяет санкции в отношении тех родителей, которые не выполняют своих обязанностей (например, их лишают родительских прав).
Хотелось бы отметить, что в настоящее время социальные институты чаще выступают с позиции требований и оценки, чем с позиции обучения, поддержки и защиты. Это означат, что сегодня «быть компетентным родителем» - это значит быть успешным в глазах микро- и макросоциального окружения.
© Горлова Е.Л., 2015
Какие критерии являются наиболее точными для оценки родителей? Как общественные институты определяют: вот эта семья хорошо справляется с родительскими обязанностями, а вот эта -плохо? Несомненно, что просоциальное поведение ребенка - один из ведущих критериев для получения положительной оценки родителями. Справляется ребенок с требованиями социальных институтов (детского сада, школы), знает нормы социального общежития и строит свое поведение согласно общепринятым требованиям -родители справляются со своим функционалом, если же у ребенка есть нарушения, искажения поведения, общения, развития - не справляются. Возникает необходимость в специалистах, которые выступят экспертами и определят необходимость в профилактике, коррекции, просвещении. Психологи здесь также оказываются на стороне общественных ценностей в сфере развития, воспитания, формирования, социализации ребенка. На наш взгляд, многочисленные центры раннего развития детей «паразитируют» на транслируемой в обществе связи «успешный ребенок - успешный родитель»: платные услуги специалистов по развитию и коррекции востребованы сегодня и в силу такого опосредованного оценивания родительской компетентности. Сейчас все еще мало таких предложений и программ, которые бы помогали родителям стать успешными в самостоятельном обеспечении необходимых условий для полноценного развития ребенка. Следует отметить актуальность теоретических и прикладных психологических исследований именно в этой сфере - функциональности - дисфункциональности семейной системы и, в частности, родительской подсистемы.
Принимая во внимание эффект социальной желательности, многие исследователи отказываются от опросников как основного инструмента в проведении исследования детско-родительских отношений, и все чаще в работах отечественных и зарубежных авторов используется наблюдение, при чем как в специально-организованных условиях взаимодействия родителей с детьми, так и в естественных (домашних) условиях.
В зависимости от целей исследования авторы разрабатывают схемы наблюдения: выделяют наиболее существенные с их точки зрения параметры родительско-детского взаимодействия, фиксируют их в специальных бланках и затем результаты используют либо для сравнения различных выборок испытуемых, либо для проектирования и реализации поддерживающих родительскую позицию развивающих индивидуальных или групповых программ.
Наша цель - представить различные варианты схем наблюдения, а также сделать обзор имеющихся на сегодняшний день
интересных результатов исследований, выполненных именно на основе данного метода. Следует отметить, что в настоящее время наблюдение используется не только для оценки родительской компетентности, отношений мать - отец - ребенок, но и для развития родительских умений в сфере улучшения родительско-детского взаимодействия (наблюдение за другими родителями или самонаблюдение с использованием видеозаписи).
Наиболее часто метод наблюдения используется на этапе раннего онтогенеза ребенка. Дело в том, что имеющийся арсенал диагностических методик, предусматривающих оценку роди-тельско-детского взаимодействия, делится на две группы: первая для использования со взрослыми, вторая - с детьми. Если в отношении первых нет недостатка - существует множество методов определения стиля воспитания, качества родительского отношения, особенностей взаимодействия, то есть самооценочных вариантов диагностики взрослыми своей родительской функции, то «посмотреть» на родительско-детские отношения глазами ребенка возможно только начиная с дошкольного возраста. Например, наиболее известные методики для изучения представлений ребенка о своей семье - это «Рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман; Г. Хоментаускас), «Фильм-тест» (Р. Жиль), Детский апперцептивный тест (Л. Беллак, С. Беллак) применяются начиная с пяти-семи лет.
В силу ограничения других методов исследования, на этапе становления родительской подсистемы исследователи наиболее часто используют метод наблюдения. Этот метод является способом сбора психологической информации о естественно протекающих паттернах поведения людей в различных ситуациях. Базовое описание наблюдения предполагает, что исследователь будет либо в реальных жизненных ситуациях, либо в специально сконструированных отслеживать интересующее его поведение, фиксируя характер и частоту тех или иных форм поведения или паттернов взаимодействия.
Наблюдение за типичным поведением, возникающее спонтанно в различных сферах будничной жизни, носит характер естественного наблюдения. Исследования в лабораторных условиях придают поведению участников реактивный характер, и исследователь никогда не может быть уверен в том, в какой степени наблюдаемое поведение является ответом на определенное воздействие, а в какой мере связано со специфичностью позиции испытуемого, за которым открыто наблюдает исследователь. Вместе с тем это ограничение снимается, если у участников есть возможность на предварительной
стадии познакомиться с наблюдателем, свыкнуться с его постоянным присутствием - тогда участники в меньшей мере меняют свое поведение в лабораторной ситуации. В данном контексте важно фиксировать исследуемые данные не с самого начала, а через некоторое время, когда участники освоятся в обстановке.
Следует отметить, что все обнаруженные нами исследования родительско-детского взаимодействия выполнены как открытые наблюдения либо в специальных условиях игровой комнаты, при этом исследователь не включен в происходящее, либо в домашних условиях, когда родителей просят сделать видеозапись определенных эпизодов взаимодействия с ребенком. В силу того, что есть возможность записать весь процесс на видео и в первом, и во втором варианте, наблюдение может носить отсроченный характер, когда к просмотру видео привлекаются несколько экспертов, задача которых - отслеживать выделенные параметры. Если с организационной точки зрения все проанализированные наблюдения сходны по процедуре (это наличие специального помещения и игрового материала для проведения исследования (игровая комната), либо будничная семейная среда), то по степени структурированности и концептуальному решению мы не обнаружили и двух похожих схем наблюдений. Это связано с тем, какими идеями, концепциями, теориями направляется исследование, что выделяется авторами в качестве наиболее значимых характеристик детско-родительского взаимодействия. Г.М. Бреслав рассматривает ограничения структурного подхода в наблюдении: когда наблюдатель принимает решение фиксировать только определенные категории данных, это означает, что любая другая информация останется за выбранными рамками исследования, и тогда это будет информация только об отдельных фрагментах поведения. Однако автор формулирует и ряд достоинств структурированного наблюдения, которое соответствует следующим критериям: определение четкого фокуса исследования, отслеживание и фиксация поведения и ситуаций, соответствующих целям исследования, наличие строгой процедуры создания выборки данных1.
Представим различные «фокусы» исследований родитель-ско-детского отношения в работах отечественных авторов. Представленные модели построения наблюдений могут включаться в арсенал возрастных психологов-консультантов для оценки и коррекции качества родительской позиции.
В отечественной психологии родительско-детское взаимодействие рассматривается как важнейшая составляющая социальной ситуации развития. Традиционно социальная ситуация развития по-
нимается как исходный момент для всех изменений, происходящих в развитии ребенка в течение каждого периода. Воспользовавшись известной цитатой Л.С. Выготского, обозначим важность изучения именно отношений между ребенком и окружающей его действительностью: социальная ситуация развития «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. <...> Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия»2.
Таким образом, на каждой стадии онтогенеза предметом инте-риоризации является содержание общения родителей с ребенком. Каким образом соотносят исследователи форму и содержание ро-дительско-детского взаимодействия в структуре наблюдений?
В работе Г.А. Мишиной по изучению речи как высшей психической функции проводилось наблюдение за вокально-речевым поведением матерей во взаимодействии с детьми в привычной домашней обстановке (происходящее фиксировалось на видеокамеру). Видеоматериалы анализировали три независимых эксперта. В схему наблюдения включались следующие параметры: количество и виды вопросов, обращенных к ребенку (модусных, диктумных); число инициативных обращений матери к ребенку; виды вокально-речевых реакций матерей в ответ на вокализации малыша (имитация, комментирование, игнорирование, замена игрушкой, замена бессловесным действием); содержание и формы вокально-речевого взаимодействия (монолог, обращенный монолог, дуэт, диалог)3. Как видим, большая часть выделенных аспектов соотносится с поддержанием и вызовом собственной активности младенца. При этом значительное место уделяется как анализу коммуникативных и некоммуникативных вокознаков и кинезна-ков ребенка (дается их подробная классификация), так и типам вопросно-ответных единств, например, соотношение модусных и диктумных вопросов в контакте матери с ребенком.
Особенности коммуникации «взрослый - ребенок», речепове-денческая тактика и диалогическая «техника» взрослого - параметры для анализа содержания родительско-детских диалогов в работе В.В. Казаковской4. Автор фиксирует типы речевого взаимодействия «мать - младенец», «мать - ребенок раннего возраста»: имитативный диалог, различные виды протодиалога. Значительное внимание автор уделил вопросам взрослых, играющих ведущую роль в организации диалога на разных этапах речевого онтогене-
за - это основной способ вовлечения младенца в коммуникацию, побуждения его к ответной реакции. По мнению автора, вопросы - главное средство формирования диалогической ситуации, обеспечивающей не только становление первичных собственно коммуникативных навыков, но и, что крайне важно, становление навыков системно- языковых (прежде всего, лексических и синтаксических). Фокус внимания автора находится на выделении различных классификационных критериев для анализа реплик взрослых: структурный (форма реплики), функциональный (выполняемые репликой функции), семантический (семантика запроса) и тематический (принадлежность к основной теме диалога или фоновый, ситуативный тип). Автор показывает, что сам способ общения матери со своим младенцем обеспечивает формирование диалогической компетентности ребенка: мать ведет себя так, как если бы коммуникативно ненаправленное поведение младенца было коммуникативно направленным, и приписывает тем самым ребенку определенные интенции. Итак, Г.А. Мишина и В.В. Ка-заковская выделяют в диалоге «взрослый - ребенок» различные параметры речевого поведения матерей в связи с когнитивным и языковым развитием ребенка, включая способы поддержания его диалогической и познавательной активности.
В программу наблюдений за взаимодействием мамы с ребенком раннего возраста у Г.А. Мишиной включены параметры, выделенные на основе деятельностной модели генезиса общения М.И. Лисиной5:
- эмоциональная насыщенность общения;
- умение создавать ситуацию совместной деятельности: отмечается наличие совместных действий (когда мама выполняет действия руками ребенка), частично-совместных (мама начинает, а ребенок продолжает начатое действие или наоборот) или раздельных действий (мама играет со своей игрушкой, ребенок рядом - с такой же своей);
- средства общения, используемые ребенком и матерью;
- умение взрослых учитывать интересы ребенка и использовать их в решении своих задач: специалист отмечает, учитывает ли мама интерес ребенка, решая при этом познавательные задачи; либо мама директивно предлагает игрушку, игнорируя интерес ребенка; либо мама учитывает интерес ребенка, но познавательную задачу при этом не решает, «скользит» в предметном поле вслед за ребенком;
- наличие (или отсутствие) потребности в общении как у ребенка со взрослым, так и у взрослого с ребенком - используя
положение о взаимообратимости процесса общения. В отношении последнего параметра (наличие [или отсутствие] потребности в общении с ребенком у взрослого) предлагаются следующие критерии: первый - интерес к ребенку (у ребенка - к взрослому); второй - эмоциональные проявления в адрес ребенка (взрослого); третий - действия, направленные на ребенка (на взрослого); четвертый - чувствительность к отношению ребенка (взрослого).
На основе анализа результатов наблюдений по данным критериям Г.А. Мишина делает выводы о типах нарушений общения взрослого с ребенком и предлагает описание шести возможных тенденций в поведении матери при организации совместной предметно-игровой деятельности с ребенком6.
Тенденция к изолированности: мама действует изолированно от интенций ребенка, отсутствуют признаки эмоциональной привязанности к ребенку.
Тенденция к предполагаемой взаимосвязанности: мамы обладают низкой чувствительностью, не понимая потребностей ребенка, не включают его как равного участника, а ориентируются на него как на зрителя.
Тенденция к речевой взаимосвязанности: мамы используют в качестве средства общения только речь, обращения к ребенку носят директивный характер, отсутствуют совместно-разделенные действия с предметами и игрушками.
Тенденция к «молчаливому соприсутствию»: мамы, вступая в совместную предметно-игровую деятельность с ребенком, используют частично-совместные действия (ребенок начинает, мать заканчивает). Однако, ориентируясь на интересы ребенка, мамы не решают при этом познавательных задач.
Тенденция к «влиянию и взаимовлиянию»: мамы инициируют с ребенком частично-совместные и раздельные действия, но завышают его возможности, опираясь на паспортный, а не на психологический возраст ребенка.
Тенденция к активной взаимосвязанности: взрослые умеют организовать целостную совместную предметно-игровую деятельность, матери пользуются всеми средствами общения, проявляют эмоциональность общения, сформированность потребности в нем, адекватную позицию по отношению к ребенку, уверенный стиль воспитания.
Обращение к методу наблюдения довольно часто объясняется желанием исследователей получить максимально объективную информацию о привычных для матери и ребенка формах взаимо-
действия для последующего сравнения полученных типов интеракций с другими данными. Пример такого исследования - в работе Е.И. Захаровой и А.И. Тюриной7. Мамы детей младенческого и раннего возраста по просьбе исследователей записывали три видеосюжета: 1) кормление ребенка; 2) одевание ребенка; 3) укладывание ребенка спать. Согласно условиям проведения видеозаписи, она должна быть сделана близким человеком и на видео должна быть отражена обычная жизненная ситуация. При обработке видеосюжетов использовался структурированный протокол, в котором фиксировалась частота встречаемости выделенных авторами паттернов поведения матери и ребенка: взгляд матери на ребенка, прикосновение к ребенку, вербальное побуждение, поддерживающая реплика или ласка, стремление ребенка приблизиться к матери, отвлечение ребенка от взаимодействия, адекватная ситуации инициатива и другие.
Основные тенденции взаимодействия современных матерей со своим ребенком, по результатам данного исследования - это приоритет логики предметного содержания деятельности, а не эмоционально-личностного общения; современные матери не склонны предоставлять возможности для инициативы ребенка, а также поддерживать ее, что приводит к низкой инициативности ребенка во взаимодействии с близким взрослым.
Ю.Ф. Поляков и К.В. Солоед использовали структурированное наблюдение для исследования условий развития действий собственной инициативы у детей первого года жизни и по его результатам подчеркивают важность эмоционального обмена между близким взрослым и ребенком8. В ходе такого обмена участники попеременно выполняют одни и те же действия, в результате чего инициатива со стороны ребенка постоянно возрастает. Исследователи сравнивали качество контакта со взрослым у детей, воспитывающихся в условиях депривации (в доме ребенка) и у домашних детей, при этом в фокусе наблюдателя именно черты общения де-привированных детей. Авторы подчеркивают, что у детей в ситуации депривации проявляются поверхностность, бедный репертуар коммуникативных средств, ослабление интереса ко взрослому как к партнеру по общению, повышенная отвлекаемость внимания во время общения. При сопоставлении паттернов поведения младенцев из семьи и Дома ребенка при восприятии неподвижного лица взрослого было выделено три основных типа поведения: социально активный, подавленный и амбивалентный.
По данным авторов социально активный вариант преобладает у домашних детей во втором полугодии жизни. Эти младенцы ха-
рактеризуются высоким уровнем развития инициативы во время общения. Их поведение гибко, достаточно сильно согласовано с изменениями поведения взрослого, а отрицательные реакции, возникающие при общении с «равнодушным» взрослым, носят обратимый характер в случае положительного реагирования взрослого в эпизоде воссоединения. В группе отказных детей преобладает подавленный тип реагирования. В ситуации предъявления неподвижного лица взрослого у них легко возникает избегающее поведение. Однако оно исчезает в случае ласкового обращения к ребенку. У отказных детей первоначальные попытки установить контакт легко замещаются удовольствием, получаемым от собственного тела, либо рассматриванием окружения. У детей, относящихся к подавленному типу, недоразвитие операционально-технической стороны общения и слабость интенции обусловливает легкий отказ от попыток привлечь взрослого к общению.
Авторы выделяют в качестве важного условия для успешного развития действий по собственной инициативе, такие интеракции взрослого, которые демонстрируют его эмоциональную вовлеченность в процесс ухода, наличие у ухаживающего взрослого достаточно высокой мотивации к достижению успешности ребенка. Поощряющее родительское поведение представляет собой основу для развития собственной инициативы ребенка или стимуляции его интересов. Основными формами такого поведения являются передача цели от взрослого к ребенку, последующее присвоение, интериоризация этой цели, частый зрительный контакт и его поощрение, совместные эмоциональные переживания, игровое взаимодействие.
В исследовании Т.П. Кудриной представлены особенности взаимодействия в парах «мать - слепой младенец»9. Здесь фиксировались способы организации пространства взаимодействия и установления дистанции; способы инициации взаимодействия; способы поддержки взаимодействия. Основным критерием оценки эффективности действий близкого взрослого служила проявленная в ответ активность ребенка, выраженная различными средствами. Признаки неконгруэнтности материнского поведения с потребностями ребенка отмечены и в этом исследовании. Например, благодаря близкому телесно-эмоциональному контакту младенец быстро откликается, проявляет интерес к инициативам матери, поддерживает взаимодействие, не стремится его прервать. Однако в половине случаев матери были недоступны младенцу для восприятия, так как находились дальше вытянутой руки ребенка. Наблюдалась противоречивость ситуации: слепые дети более активны в
«контактном», телесно-эмоциональном взаимодействии, а матери дистанцируются, предпочитают речевые средства, менее актуальные для младенца. Такая же тенденция проявляется и в качестве экспрессивных средств речи: так, экспрессия, интонация, тембр, темп, паузы, предваряющие высказываниям, позволяют обращению четко выделиться из окружающего ребенка шумового фона. Однако в 75% случаев речь матери при обращении к младенцу по своим характеристикам мало отличается от присутствовавшего в ее репертуаре комментирования: неэкспрессивна, не выделяется из общего потока предыдущих высказываний, отсутствуют предваряющие обращение паузы.
В большинстве наблюдаемых автором случаев поведение матери противоречит сенсорным и социальным потребностям слепого младенца. Автор делает вывод о требованиях развивающего взаимодействия: оптимальные способы организации пространства, эффективные средства инициации и поддержания взаимодействия, чувствительность матери, ее внимательность и отзывчивость на активность младенца, способность соотносить свои действия с поведением младенца в каждой конкретной ситуации взаимодействия.
Итак, несмотря на разнообразие используемых категорий для наблюдения паттернов взаимодействия матери с ребенком, все авторы делают выводы о необходимости распознавания матерью потребностей и интенций ребенка, поддержания его инициативы в коммуникативном контакте со взрослым.
В нашем исследовании показателей развивающего общения родителей с детьми раннего возраста модифицировали процедуру стандартизированного наблюдения Н. Фландерс10.
В оригинальной модели Н. Фландерс наблюдение проводится на уроке, в ходе которого соотносятся речевая активность взрослого-педагога (в двух стратегиях - монологической или диалогической) и речевая деятельность детей (реактивная, либо инициативная). Мы использовали данную процедуру для наблюдения за речевым общением мамы и ребенка раннего возраста, предоставив для совместной игры набор «Необычные предметы». Модифицировали содержание кодов для наблюдения: наполнили все 10 типов интеракций взрослого содержанием, актуальным для создания социальной ситуации развития ребенка раннего возраста: эмоциональный отклик матери на действия ребенка; поддержка и развитие инициативных идей ребенка в отношении использования игрушек и предметов; похвала; вопросы к ребенку; объяснения по ходу; инструкции (пояснения последовательности и способов действий с предметами и игрушками); поддержание родительского
авторитета; ответы ребенка на вопросы взрослого; инициируемый ребенком диалог с мамой; паузы в общении.
В отношении процедурной части сохранили полностью авторскую методику, таким образом, кодировали каждые три секунды паттерны взаимодействия, а затем с помощью специально подготовленной матрицы рассчитывали процентное соотношение речевой активности взрослого и ребенка, а также оценивали наличие диалогической или монологической тенденции в общении матери с ребенком. Корреляционный анализ показал наличие следующих статистически значимых связей: при увеличении времени на «подачу инструкций родителем» снижается количество «инициативных обращений ребенка к взрослому»; кроме того, при увеличении времени действий ребенка согласно инструкции мамы снижается количество проб самостоятельного обнаружения результативных предметных действий. Таким образом, желание взрослых задавать нужные образцы действий негативно влияет на развитие инициативы в общении и снижает вероятность самостоятельного обнаружения разнообразных свойств предмета в процессе манипулирования.
В данной статье выполнен обзор исследований отечественных авторов, использующих структурированное наблюдение для оценки качества родительско-детского взаимодействия. Следует отметить, что в зарубежных исследованиях данный метод используется не только для изучения диадных отношений, но и триадных (мать - отец - ребенок), метод находит применение в родительской терапии и лонгитюдах.
Представленные модели и стратегии могут быть использованы в практике психологического сопровождения семьи и в сфере подготовки специалистов по работе с семьей. Обучение родителей самонаблюдению по обозначенным в исследованиях критериям может стать основанием для перестройки, оптимизации социальной ситуации развития ребенка.
Примечания
1Бреслав Г.М. Основы психологического исследования: Учеб. пособие для студ.
учрежд. высш. проф. образования. М.: Смысл; Академия, 2010. С. 134-180. 2Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. С. 258-259.
3Мишина Г.А. Становление речи как психологического средства: Дис. ... д-ра пси-хол. наук. М., 2012.
Казаковская В.В. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый - ребенок» // Вопросы языкознания. 2004. № 2. С. 89-110.
Мишина Г.А. Особенности организации предметно-игровой деятельности ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология. 2000. № 5. С. 48-55. Там же.
Захарова Е.И., Тюрина А.И. Особенности взаимодействия матери с ребенком младенческого и раннего возраста в зависимости от характера привязанности к собственной матери // У истоков развития: Сб. тезисов участников Четвертой Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 36-38.
Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 9-17.
Кудрина Т.П. Особенности взаимодействия матерей и слепых младенцев // У истоков развития. С. 39-41.
Flanders N.A. Interaction analysis and inservice training // The social psychology of teaching. L., 1972.
4
5
8
9
10