Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова Т. А., Лазарева Л. Б.

Статья посвящена современным подходам в преподавании изобразительного искусства. В статье рассматривается проблема преподавания изобразительного искусства в современных условиях модернизации образования. Новый век требует от преподавателя иных подходов и усовершенствованных методик на занятиях ИЗО, с учетом инноваций в образовании, новых материалов, интересов детей и особенностей развития психики ребенка. Автор предлагает новые принципы преподавания занятий по изобразительному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 7.06

Масленникова Т.А., д-р иск., профессор Лазарева Л.Б., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. Статья посвящена современным подходам в преподавании изобразительного искусства. В статье рассматривается проблема преподавания изобразительного искусства в современных условиях модернизации образования. Новый век требует от преподавателя иных подходов и усовершенствованных методик на занятиях ИЗО, с учетом инноваций в образовании, новых материалов, интересов детей и особенностей развития психики ребенка. Автор предлагает новые принципы преподавания занятий по изобразительному искусству.

Ключевые слова: изобразительное искусство, современные подходы преподавания, модернизация образования, педагогические технологии, творческие способности, лидерские качества, личностная система ценностей

Изобразительное искусство - это предмет, где ведущим компонентом является эмоциональное отношение к миру, а ведущей функцией обучения - формирование у учащихся опыта эмо'ционально-'ценностного отношения к л'юдям, приро'де, искусству, созданному людьм'и предметно'му и архите'ктурному простр'анству. В про'цессе творчес'кой деятел'ьности фор'мируется э'моционально-с'мысловое в'идение мир'а. И, знач'ит, основное н'азначение пре'дмета - формирование л'ичностной с'истемы цен'ностей. См'ыслом образо'вания стано'вится приоб'щение учащ'ихся к кул'ьтуре, раз'витие способностей осв'аивать кул'ьтуру, участ'вовать в соз'дании культур'ы [3].

Мышление современного ребенка, восприятие мира и себя в нем, сильно изменилось с приходом технологий в нашу жизнь. Из -за огромного потока информации, представленного в интернете как короткие обрывки текста и новостей, сериалов, фильмов и видеороликов снятых по принципу быстрой перемены ярких образов и смысловых блоков, а так же огромное количество визуального материала, клиповое мышление стало основным способом восприятия реальности. Ученикам сложнее сосредоточиться на одной конкретной задаче, снижается способность к анализу и усвоению материала. Занятия изобразительным искусством помогают расширить кругозор учеников, развить концентрацию и внимание, а творческие задания, анализ как своих, так и чужих работ способствуют развитию критического мышления и способности грамотно оценивать свою и чужую работу. Большая вариативность заданий на уроках изобразительного искусства, помогает развивать у учащихся богатый спектр как эмоциональных, так и умственных

способностей. Как пример, упражнения по цветоведению, изучение базовых основ колористики, способность повторить упражнение самостоятельно, позволяют развить у ученика внимательность и сосредоточенность. В тоже время, упражнения, связанные с фантазированием и раскрытием творческих способностей, таких как, упражнение на стилизацию или создание сюжетной композиции, позволяют развить у ученика способность абстрактно мыслить [3].

В XXI веке появилось бо'льшое количество новых технологичных инструментов для творчества, н'ачиная от новых видов красок, застывающей г'лины, разн'ых видов бумаги до компьютерных про'грамм для р'исования, мо'делировани'я и анимиро'вания. «Компьютерная гр'афика - это сфер'а деятельности, где ком'пьютеры яв'ляются осно'вным инструментом для соз'дания и ре'дактирован'ия изображе'ний, а так'же для обр'аботки цифро'вой информ'ации различ'ного содер'жания». В со'временном м'ире, где ко'мпьютер ст*ал таким же и'нструменто'м для творчест'ва, как на'пример кист'ь или карандаш, количество и урове'нь возможностей компьютерных про'грамм для творчества с'ильно увел'ичился. Сейчас можно н'айти прогр'амму для в'ыполнения л'юбой задач'и любого уро'вня сложности. Так же не сто'ит забыват'ь, что на современных уро'ках изобраз'ительного ис'кусства, уче'ники могут со'вмещать, к'ак привычн'ые виды творчест'ва, так и но'вые техноло'гии. Напри'мер, учени'ки начально'й и средне'й школы, мо'гут обучиться основа'м покадрово'й анимации, н'а примере р'аботы с пл'астилиновы'ми или бум'ажными рисунками и фото'аппаратом ['2].

Новизна стандарта но'вого поколе'ния для обр'азования з'аключается в то'м, что в нем предлагается развернутое о'пределение це'лей художественного обр'азования, д'ля которых пр'иоритетом я'вляются:

1) формирование художественных и культур'ных компете'нций обуча'ющихся;

2) расширение кругозора;

3) развитие обр'азного, ассо'циативно-кр'итического м'ышления;

4) приобретение л'ичностного ху'дожественно-т'ворческого о'пыта;

5) выбор путе'й собствен'ного культур'ного развития.

Одной из о'пределяющи'х тенденций в художественном обр'азовании я'вляется актуальность р'азвития визуальной кул'ьтуры обуч'ающихся. Это с'вязано, пре'жде всего, с возр'астанием пр'иоритета пере'дачи инфор'мации с верб'ального способ'а на визуа'льный.

Исследователи отмечают нал'ичие определенных психологических особенносте'й восприятия у так называемого по'коления №Х1 - детей, в'ыросших в э'поху компь'ютеров и глобальной И'нтернет-сети. Среди н'их:

- интеллектуальное рав'нодушие;

- неверие в традиционные це'нности;

- недостато'к отзывчивости и воспит'анности; ис'кушенность в технике и др [5].

Ситуация усугубляется ш'ирокой доступностью виртуального простр'анства,

которое я'вляется «ко'ммуникаторо'м с широки'м выбором культурных объе'ктов и способо'в их использования».

И. Э. Каше'кова отмеч'ает, что «... 'понимание яз'ыка выразительности раз'ных видов искусства и в'нушающей функции искусст'ва даст уч'ащимся воз'можность кр'итично под'ходить к не'гативным я'влениям со'временного м'ассового ис'кусства и ре'кламной про'дукции, разо'вьет эстетический вкус, пр'ивьет иммунитет прот'ив китча».

Анализ реал'ий визуаль'ного простр'анства как об'язательная ч'асть образо'вательной программы учебного предмета «Изобразительное ис'кусство» пр'изван помоч'ь учащимся сориентироваться во мно'жестве шта'мпов и моде'лей совреме'нной масс- и ме'диа-продук'ции, формируя тем самы'м их визуа'льную культуру [4].

В связи с этим, при ре'ализации содержания пре'дмета «Изобр'азительное искусство» педагогам необходимо учит'ывать данну'ю проблему со'временного об'щества.

Изменения в пре'подавании пре'дмета «Изобр'азительное ис'кусство» кос'нулись не то'лько содер'жания худо'жественного обр'азования, но и ко'нструирова'ния урока. Из'вестно, что пр'и реализац'ии ФГОС од'ной из гла'вных задач ш'колы стано'вится форм'ирование у обуч'ающихся универсальных учебных де'йствий (УУ'Д). В ФГОС о'пределены с'ледующие в'иды УУД: л'ичностные, поз'навательные, ко'ммуникатив'ные, регул'ятивные [1].

Освоение со'держания художественного образов'ания осуществляется на ос'нове следующих методо'логических пр'инципов.

1. Начало обуче'ния с ранне'го возраст'а, непрерывность и прее'мственност'ь различны'х уровней художественного образов'ания.

2. Мультикультурный по'дход, предполагающий в'ключение в программы по искусству ма'ксимально широкого ди'апазона художественных стилей и национальных традиций с о'порой на отечественную кул'ьтуру;

3. Опора н'а национал'ьно-культур'ные особен'ности при сост'авлении учеб'ных програ'мм по пред'метам искусства.

4. Компле'ксный подхо'д к препод'аванию художественных д'исциплин н'а основе вз'аимодейств'ия различных видов ис'кусств.

5. Распростр'анение вар'иативных образовательн'ых програм'м разного уро'вня, адаптированных к с'пособностя'м и возмож'ностям каж'дого обуча'ющегося.

6. Внедре'ние личностно-ориентиро'ванных мето'дик художественной образо'вательной деятельности, и'ндивидуализ'ированных по'дходов к особо о'даренным л'ичностям и другим категор'иям обучающихся [3].

Реализация пр'изнаков со'временного уро'ка должна в'ключать в себ'я следующие ас'пекты.

1. Главной це'лью урока я'вляется раз'витие каждо'й личности, в про'цессе обуче'ния и восп'итания.

2. На уроке ре'ализуется л'ичностно-ориентирован'ный подход к обуче'нию.

3. Реализуются и'деи гуманиз'ации и гум'анитаризац'ии образов'ания.

4. На уроке ре'ализуется де'ятельностн'ый подход к обуче'нию.

5. Организация уро'ка динамич'на и вариат'ивна.

6. На уроке ис'пользуются современные пе'дагогическ'ие техноло'гии.

7. Урок долже'н быть проб'лемным и р'азвивающим: уч'итель сам н'ацеливаетс'я на сотрудничество с уче'никами и у'меет напра'влять учен'иков на сотру'дничество с уч'ителем и о'дноклассни'ками;

8. Учитель ор'ганизует проб'лемные и по'исковые ситуации, акти'визирует деятельность уч'ащихся, а в'ывод делают с'ами учащиес'я [4].

Одним из в'ажных задач, по м'нению автор'а, являетс'я формиров'ание лидерс'ких качеств у детей в про'цессе изуче'ния изобраз'ительного ис'кусства. Будь то личн'ая, профессиональная и'ли социаль'ная сфера, или же нечто бо'лее творчес'кое или своеобр'азное, нам во все'х этих сфер'ах нужны л'идеры. Не б'ыть лидеро'м это то же с'амое, что б'луждать ноч'ью в огром'ном лесу без фонаря, комп'аса и карт'ы.

Процесс формирования л'идерских к'ачеств дете'й должен в'ключать в себ'я следующее:

1) свободу в'ыбора. Ребе'нку должно пре'доставлятьс'я право выбор'а. Процесс т ворчества - это встреч а с собой. Т ворческие с пособности пр исущи каждо му ребенку, и

р'аскрываютс'я они толь'ко в услов'иях, когда че'ловек может про'явить себя к'ак личност'ь, реализо'вать свое «'Я».

2) открытость. Творчес'кая индивидуальность ребе'нка - глав'ное для пе'дагога. У к'аждого ребе'нка свой вз'гляд на мир, с'вои интерес'ы, поэтому пе'дагог долже'н не навяз'ывать свое в'идение, а во'время поддер'живать, на'правлять, б'ыть рядом, а не в'переди. В творчестве не до'лжно быть ограничений.

3) педагогической те'хники, направленной н'а максимал'ьное использование возможностей, з'наний, интересо'в детей, и'ндивидуализ'ации и дифференциации обуче'ния;

4) стремле'ние к само'выражению и отстаиванию сво'их идей.

Лидер - это л'ичность, котор'ая умеет не то'лько убежд'ать и вест'и за собой, но и предлагать ин'новацию, и'ной подход в'идения того и'ли иного прое'кта, идеи, з'амысла. Ро'ль педагога современного изобр'азительного ис'кусства ва'жна тем, что о'н должен н'аучить дете'й не только соз'давать что-то новое, но и у'меть данную идею дово'дить до общества, выр'ажать и отстаивать сво'ю мысль, в'кладывать что-то но'вое в разв'итие культур ы и общест ва в целом.

Таким образо'м, синтез современных технологий, увлечение уче'ника в про'цесс и мно'гоплановость задач на уро'ке изобразительного ис'кусства, необходимы в современном образовании. Учите'ля ИЗО гото'вят не тол'ько будущи'х художников, но и будущих зрите'лей, котор'ые должны ус'пешно орие'нтироватьс'я во всем многообразии современного изобр'азительного ис'кусства. Се'годня как н'икогда учите'ля ИЗО явл'яются носителями и трансляторами художественной культуры и ис'кусства в ш'коле, опре'деляя дальнейшие перспективы раз'вития общества, способствующие в будущем прогрессу общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Б.С. Пс'ихология ю'ности и мо'лодости/Б.С.'Волков//[Те'кст]: учебное пособие. - М.: А кадемическ ий Проект: Трикста, 2016. - 256 с.

2. Неменский Б.'М. Изобразительное ис'кусство/ Б.'М. Неменск'ий//[Текст]: Пособие д ля учителе й. - М «Прос вещение», 2015. - 348 с.

3. Пидкасистый П.'И. Психология и педа'гогика/ П.'И. Пидкасист'ый//[Текст]: Учебник д'ля вузов. - М.: Ю'РАЙТ, 2016.-'249 с.

4. Полюдова Е.Н. В изуальная ку льтура и со временное ху дожественное обр'азование /'Е.Н. Полюдо'ва// Педа'гогика искусства электро'н. науч. жур'н. Учреждения Рос. а'кадемии обр'азования «'Институт художественного образов'ания». - 2017. - №'3.

5. Тейлор М. По'коление ne'xt эпохи пост'модерна: Пер. с а'нгл. Н. Дунаева [Эле'ктронный ресурс]// Ре'жим доступа: http://jarki.ru/wpress/2009/01/26/413/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.