УДК 7.06.
Малинская Л.Л., канд. пед. наук, доцент Абдуллина Д.А., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
(Уфа, Россия)
РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной практики образования проблема развития личности детей в системе дополнительного образования. Именно изобразительное искусство, являясь компонентом образования детей, развивает их чувства, помогает понимать природу вещей, формирует умение понимать прекрасное. Кроме того, занятия изобразительным искусством развивают творческие способности, содействуют проявлению в рисунках самобытности и оригинальности, формируя у ребенка дивергентное и индуктивное мышление. Особое внимание уделяется роли педагога в развитии личности ребенка. Автор приходит к выводу, что занятия изобразительной деятельностью - это важное средство развития личности ребенка в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: изобразительное искусство, развитие личности, с'истема дополнительного обр'азования, ху'дожественн'ый цикл, л'ичностно-ор'иентирован'ный подход, м'ышление, творческие с'пособности
Изобразительное искусство - это один из специфических человеческих языков, возникших задолго до появления вербальных. Он прошел долгий эволюционный путь от знакового обозначения предмета или явления до художественно-образной передачи эмоционально-интеллектуального опыта: от художника к зрителю, от одного поколения к другому [1].
Искусство и'грает огро'мную роль в р'азвитии че'ловека и ж'изни общест'ва. С ним м'ы сталкивае'мся с само'го детства. Ис'кусство ок'азывает си'льное возде'йствие на р'азвитие лич'ности, фор'мирует чувства, мысли, нр'авственност'ь и жизнен'ные принци'пы, взгляд'ы. Приобще'ние челове'ка к искусст'ву просто необходимо, особе'нно это акту'ально в н'астоящее вре'мя.
В XXI веке м'ы столкнул'ись с соци'альной дегр'адацией общества. В н'астоящее вре'мя прогрессивно растет ч'исло курил'ьщиков, ал'коголиков, н'аркоманов. Кто геро'и современ'ного искусства? Преступники, уби'йцы, воры, л'юди, для котор'ых совесть, чест'ь и челове'колюбие абсо'лютно неиз'вестные сло'ва. Музыка, к'ниги, карт'ины, кино з'ачастую по'казывают н'ам нарушен'ие закона, без'наказанност'ь некоторых слоев общества, бесче'ловечность, р'асчетливостВ и несправедливость... М'ногие работ'ают только з'а деньги, оставив идею поз'ади. Искусст'во, можно с'казать, се'годня носит в себе л'ишь
меркантильный аспект. В связи с этим м'ы и актуализируем ро'ль изобразительного искусства в р'азвитии лич'ности ребе'нка в систе'ме дополните'льного обр'азования.
Изобразительное ис'кусство - о'дин из важных видов художественного творчест'ва человек'а. Издавна с'амые первые художники в с'воих рисун'ках изобра'жали свои и'ллюзии. Мир ис'кусства - это м'ир иллюзий. Но ве'дь человек не мо'жет нарисо'вать то, че'го он нико'гда не виде'л, с чем н'и разу не ст'алкивался. Каждый худо'жник изобр'ажает то, что существует, с е'го точки зре'ния. Если м'ы несем в себе л'юбовь, восхищение, доброту и уважение, то м'ы будем стараться изобразить именно это. Т'ак происхо'дит и с агрессивной энер'гетикой, з'лобой и отсутст'вием видет'ь и ценить добро и кр'асоту. Отс'юда вытекает Главная и ос'новная задача родите'лей и педа'гогов - науч'ить добру и поз'итивному искусству будущее поко'ление, чтоб'ы избежат'ь войны, де'градации и в'ымирания че'ловечества.
Изобразительная деятельность тес'но связана с решением зад'ач нравстве'нного восп'итания. Эта связь осуществляется через содержание детс'ких работ, закрепляющих определенное отноше'ние к окружающей действительности, и воспит'ание у дете'й наблюдательности, а'ктивности, с'амостоятел'ьности, уме'ния выслуш'ивать и выполнять задание, дово'дить начатую работу до ко'нца. В про'цессе рисо'вания и ле'пки формируются такие в'ажные качества личности, как активность, с'амостоятел'ьность, ин'ициатива, котор'ые являютс'я основными компонентами творчес'кой деятел'ьности. Не ме'нее важно вос'питание целеустремленности в р'аботе, уме'нии довест'и её до ко'нца. В про'цессе изобр'азительной деятельности воспитывается у дошкольников чу'вство товарищества, вз'аимопомощи. Р'аботая над изобр'ажением, дет'и нередко обр'ащаются друг к другу з'а советом, по'мощью [3].
Важно у дете'й воспитыв'ать эстетичес'кое отноше'ние к окружающему, у'мение видеть и чувство'вать прекр'асное, раз'вивать художественный в'кус и творчес'кие способности. Изобр'азительное ис'кусство по'казывает че'ловеку мир ре'ально существующей красоты, формирует е'го убежден'ия, влияет н'а поведение. Изобр'азительная деятельность со'действует р'азвитию творчес'ких способ'ностей дете'й, которое воз'можно лишь в про'цессе практического пр'именения и'ми знаний, умений и навыков. Каж'дый вид изобр'азительной де'ятельности, кро'ме общего эстет'ического в'лияния, имеет с'вое специф'ическое воздействие н'а ребенка. Р'исование о'казывает в'лияние на р'азвитие чувства цвета, учит ви'деть красоту сочетания разных цветов и отте'нков. Лепк'а влияет н'а развитие чу'вства форм'ы. Ребенок ре'ально ощущ'ает ком
глины, может из'менить его, с'амостоятел'ьно придав'ая ему жел'аемую форму. Аппликация по'дводит ребе'нка к обобщению форм'ы и выраже'нию её при по'мощи силуэт'а [5].
В процессе обуче'ния детей в ху'дожественно'й школе ре'шаются важ'нейшие зад'ачи образования:
- формиров'ание предметных и универс'альных способо'в действий, вос'питание уме'ния учитьс'я
- способности к самоор'ганизации с це'лью решени'я учебных з'адач; индивидуальный про'гресс в ос'новных сфер'ах личност'ного развит'ия
- эмоцион'альной, поз'навательно'й, саморегу'ляции [2].
Очень важную роль в про'цессе разв'ития и воспитания лич'ности игра'ют предмет'ы художественной напр'авленности, так как они н'ацелены на фор'мирование обр'азного мыш'ления и творчес'кого потен'циала дете'й, на разв'итие у них э'моционально-'ценностного отношения к м'иру.
Одной из в'ажнейших з'адач образования являетс'я формиров'ание функц'ионально грамотной лич'ности, обл'адающей не то'лько предмет'ными, но и универсальными знания'ми и умени'ями. Основ'ы функциональной гра'мотности з'акладываютс'я в младше'м возрасте, в то'м числе и через пр'иобщение дете'й к художественной кул'ьтуре: обуче'ние их уме'нию видеть пре'красное в ж'изни и искусстве, эмоцио'нально воспринимать про'изведения ис'кусства и гр'амотно фор'мулировать с'воё мнение о н'их, а также у'мению пользо'ваться получе'нными практическими н'авыками в по'вседневной ж'изни и в прое'ктной деятельности (к'ак индивидуальной, та'к и коллективной). Эт'и навыки и умения, безус'ловно, обо'гащают внутре'нний мир уч'ащихся, существенно р'асширяют и'х кругозор и д'ают им воз'можность бо'лее осозна'нно и цель'но постигат'ь окружающ'ий мир
[4].
В программе пре'дметов худо'жественного ц'икла сочетаются два по'дхода: истор'ический и те'матический. Обуч'ающимся да'ются знани'я о художественной кул'ьтуре разл'ичных эпох, н'ачиная с Дре'внего искусст'ва и заканч'ивая сегод'няшним дне'м, где на ко'нкретных пр'имерах дети видят мно'гообразие эстет'ических пр'инципов и фор'м творческо'го выражен'ия, которые во м'ногом связ'аны с особе'нностями пр'ироды, кул'ьтуры и ци'вилизации, с о'дной сторо'ны, и истор'ического р'азвития, с дру'гой.
На уроках ис'пользуется л'ичностно-ориентирован'ный подход, т'ак как зач'астую творчес'кие задани'я требуют и'ндивидуаль'ного решен'ия, и необходимо работ'ать с каждым ученико'м лично. Пр'и построен'ии уроков учитываются тр'и вида мот'иваций.
Во-первых, со'циальная. Не н'адо жалеть похвалы для ребе'нка за успе'шно выполне'нную задачу, чтоб'ы поднять а'вторитет ребе'нка среди то'варищей.
Во-вторых, пр'агматическ'ая мотивац'ия. Проявл'яется в ус'илении вни'мания к пре'дмету, т. к. некоторые из реб'ят намерен'ы поступат'ь в учебные з'аведения, в котор'ых основное н'аправление - искусство (в пос'леднее вре'мя усилилс'я интерес уче'ников к специальности д'изайн).
В-третьих, пр'и работе с с'ильными и о'даренными уч'ащимися необходимо напр'авлять осно'вной акцент н'а содержательную моти'вацию. На з'анятиях вво'дятся позн'авательные с'поры, напр'имер, на уро'ке о художественных сти'лях можно р'азбить уче'ников на группы, в котор'ых они гото'вят матери'ал для док'азательств'а наиболее в'ажного худо'жественного стиля в мировом искусстве. В споре, к'ак известно, рождается истина. Также уч'ащиеся вво'дятся в проб'лемные ситу'ации или устр'аиваются п'арадоксаль'ные демонстрации, напр'имер, выставка истин'ных шедевро'в живописи и'ли изделий декоративного искусства и в'месте с ни'ми «кичевые» р'аботы. Одн'им из важнейших направлений мож'но считать стимулирование любознательности и поз'навательно'го интерес'а к самораз'витию. Напр'имер, через до'машние зад'ания: подбор м'атериала для беседы, соз'дание свое'й «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, мар'ки). И, ко'нечно же, н'адо пытатьс'я способствовать раз'витию как с'ильных, та'к и слабых уче'ников. Хотя и считаетс'я, что все дет'и талантли'вы, но лиш'ь небольшое их количество по-насто'ящему способ'ны к рисов'анию. Особе'нно у дете'й старших к'лассов при возр'астании са'мокритичност'и появляется некий стр'ах перед соз'данием ком'позиции. Поэто'му цель в мотивационном обеспечении уро'ка еще и сохранение эмоционально'го благопо'лучия дете'й, веры в с'вои силы [5].
Умелая, нер'авнодушная по'дача матер'иала учите'лем, индивидуальный по'дход позво'ляют уделить внимание к'аждому учащемуся, вы'яснить наклонности, обсу'дить тему проекта, композицию (через эс'киз), цвето'вую гамму, н'аправить р'аботу в бо'лее успешное рус'ло для получения интересного творческого продукта. При по'лучении хорошего или в'ысокого результата, пр'и подробно'м совместно'м оцениван'ии, создается ситуация ус'пеха. Моти'вация к за'нятию предметом растёт. Возр'астает уро'вень знани'й, умений, н'авыков юно'го художника, а с ни'ми и качест'во детских т'ворений.
Таким образо'м, занятия изобр'азительной де'ятельность'ю - это ва'жное средст'во развития личности ребе'нка в систе'ме дополнительного обр'азования . В изобр'азительной деятельности яр'ко проявляется активност'ь личности и, пре'жде всего, активность
поз'навательно-творческих компонентов сложной структуры личности. Задача современного пе'дагога - науч'ить детей в'идеть, чу'вствовать и изобр'ажать мир в е'го добром, кр'асивом и поз'итивном обличии и умет'ь обходить з'ло и аморальные аспе'кты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесникова Н.'В. Учим соз'идать: Раз'витие творчес'ких способ'ностей дете'й в кружко'вой деятельности / Н.'В. Колесни'кова //жур'нал «Народ'ное образование». - 2017. - №4. - С. 3-8.
2. Логинова Л.Г. Влияние искусства на развитие личности в системе дополнительного образования/Л.Г. Логинова//журнал «Дополнительное образование и воспитание».- 2012 .-№ 3-С.5-9.
3. Колесникова Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности / Н.В. Колесникова // журнал «Народное образование» - 2017. -№4. - С. 3-8.
4. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей/Л.И.Магомедова // интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. -№2.
5. Разенков И.В. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования / И. В. Разенков//[Текст]: // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г. ). - Т. 0. -Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 171-173.