Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
897
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / METHOD OF TEACHING OF FINE ARTS / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИСОВАНИЯ / ACADEMIC BASES OF DRAWING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / EDUCATIONAL TASKS / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / HARMONIOUS DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистов Павел Дмитриевич, Руднев Иван Юрьевич

Существенной проблемой преподавания изобразительного искусства на различных уровнях образования является уход от образовательного содержания. Концептуально это связывается с современным состоянием изобразительного искусства. Автор обращает внимание на возможности изобразительного искусства в развитии личностных качеств учащихся. Гармоничное развитие личности может протекать только при направленном учебном процессе, решающем в комплексе разнообразные задачи. Образовательные задачи связаны с научными знаниями, которые являются системной основой методики преподавания изобразительного искусства. Автор раскрывает основные системные позиции в методике преподавания изобразительного искусства. В заключении автор утверждает, что владение основами академического рисования является важной профессиональной составляющей для учителей изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC BASICS OF THE MEYHODOLOGY OF TEACHING OF FINE ART

A significant problem of teaching of fine art at various levels of education is a departure from the educational content. Conceptually, it is associated with the current state of art. The author draws attention to the possibility of art in the development of personal qualities of pupils. Harmonious development of personality can occur only when directed educational process, crucial in the complex variety of objectives. Educational objectives have a connection with scientific knowledge, which are the systematic basis of methods of teaching fine arts. The author reveals the systematic positions in methods of teaching fine arts. In conclusion, the author argues that by possession the basics of academic drawing is an important professional component for fine art teachers.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 372.874

ЧИСТОВ П.Д., РУДНЕВ И.Ю. СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Ключевые слова: методика преподавания изобразительного искусства, академические основы рисования, образовательные задачи, гармоничное развитие личности.

Существенной проблемой преподавания изобразительного искусства на различных уровнях образования является уход от образовательного содержания. Концептуально это связывается с современным состоянием изобразительного искусства. Автор обращает внимание на возможности изобразительного искусства в развитии личностных качеств учащихся. Гармоничное развитие личности может протекать только при направленном учебном процессе, решающем в комплексе разнообразные задачи. Образовательные задачи связаны с научными знаниями, которые являются системной основой методики преподавания изобразительного искусства. Автор раскрывает основные системные позиции в методике преподавания изобразительного искусства. В заключении автор утверждает, что владение основами академического рисования является важной профессиональной составляющей для учителей изобразительного искусства.

CHISTOV, P.D., RUDNEV, I.YU.

SYSTEMATIC BASICS OF THE MEYHODOLOGY OF TEACHING OF FINE ART

Keywords: method of teaching of fine arts, academic bases of drawing, educational tasks, harmonious development of personality.

A significant problem of teaching of fine art at various levels of education is a departure from the educational content. Conceptually, it is associated with the current state of art. The author draws attention to the possibility of art in the development of personal qualities of pupils. Harmonious development of personality can occur only when directed educational process, crucial in the complex variety of objectives. Educational objectives have a connection with scientific knowledge, which are the systematic basis of methods of teaching fine arts. The author reveals the systematic positions in methods of teaching fine arts. In conclusion, the author argues that by possession the basics of academic drawing is an important professional component for fine art teachers.

В современном художественно-педагогическом образовании происходит постепенное утрачивание академических традиций вследствие размытия критериев профессиональной художественно-творческой деятельности. Из профессии стремительно вымываются художественные образовательные задачи. Сложность художественно-творческого процесса, в классическом понимании, подменяется условно оригинальной, эмоционально-выразительной деятельностью без конкретных норм, требований и правил, сообразно тенденциям современного искусства. В современном понимании художественно-творческой деятельности, профессия «художник» утрачивает профессиональные признаки. Эта тенденция сказывается на снижении требований к учителям изобразительного искусства и содержанию художественного образования.

Уже сегодня дисциплина «Изобразительное искусство» в школах зачастую преподается непрофессионалами в данной области. Грамотно выстроенный учебный процесс, который в комплексе решает образовательные, развивающие и воспитывающие задачи, переходит в плоскость ненаправленной развлекательной деятельности, в лучшем случае, ставящей только развивающие задачи эстетического характера. Отголоски этих тенденций проникают и в высшее художественно-педагогическое образование. Несистемное отношение к методике обучения изобразительному искусству, в итоге, разрушает образовательную среду художественно-педагогических факультетов, которая должна ориентироваться на профессиональную среду школы [9, 11].

Такое поверхностное отношение к дисциплине «Изобразительное искусство», явно связанное с местом и пониманием искусства в современном мире, на наш взгляд, не соотносится с профессиональным пониманием учебного процесса.

Собственно, как таковая, проблема появилась более 100 лет назад. Изобразительное искусство в то время стремительно уходило от норм академического искусства, что являлось

прямым отражением движения общественной мысли. В образовании сформировалась теория «свободного воспитания». В методической литературе по рисованию в XX столетии происходило столкновение идей сторонников теории «свободного воспитания», так называемого «натурального метода» (Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи, А.В Бакушинский и др.) с приверженцами традиционного подхода - так называемого «геометрального метода» (Н.Н. Ростовцев, А.В Карлсон, Г.И Орловский, В.С Кузин, С.П. Ломов и др.).

Н.Н. Ростовцев отмечает: «Представители геометрального метода считают, что, рисуя с натуры предмет, человек не только рассматривает его, но и изучает, то есть рисование с натуры является одновременно и процессом познания реальной действительности ... Решая проблемы эстетического воспитания, нельзя игнорировать художественное образование ...

Сторонники теории «свободного воспитания» указывают, что поскольку общеобразовательная школа не готовит художников, то и обучать правилам реалистического рисования нет необходимости. Академические правила и законы рисунка лишают детей возможности «свободно и непосредственно выражать свои чувства и мысли» [8, с. 164-165].

В ряде работ [6, 8] отмечается, что теория свободного воспитания активно развивалась в странах, где искусство не находилась в рамках государственного влияния. В России (СССР) период активного развития нового искусства и уничтожения академического художественного образования длился до 1930-х гг. Параллельно с этим новаторские подходы проникли и в образовательную среду. В 1930-х гг. наметился перелом. В изобразительное искусство и в художественную педагогику вернулся интерес к академическому подходу.

В своей оценке теории «свободного воспитания» А.В. Карлсон приходит к выводу, что «такая постановка вопроса привела к освобождению учителей от руководства процессом рисования и тем самым к безграмотному рисованию, к снижению квалификации учителей, так как подобные уроки способен вести любой учитель, даже совершенно несведущий в рисовании, а тем более в методике рисования» [4, с. 11].

Также интересны слова П. Пикассо, характеризующие суть теории «свободного воспитания»: «Нас уверяют, что детям нужно предоставлять свободу, на самом деле их принуждают делать детские рисунки. Учат этому. Даже научили делать абстрактные детские рисунки. А в действительности, оберегая свободу детей, ограждая их от всяких влияний, детей этим ограничивают, замыкают в их собственной манере» [7, с. 314].

О роли и значении изобразительного искусства в развитии личности обучающегося, будь то ребенок дошкольного возраста, школьник или студент, писали многие авторы. Академик В.С. Кузин в своем труде «Психология» [5] описал взаимосвязь традиционной художественно-творческой деятельности и развития психических процессов.

Потеря образовательного содержания дисциплины - это, прежде всего, утрата возможности гармоничного развития личности. Изобразительная деятельность является одной из самых естественных для природы ребенка. И отсутствие комплексного подхода в преподавании дисциплины, отсутствие образовательного содержания лишает учебный процесс ряда уникальных возможностей в развитии личности, которые не компенсируются в преподавании других дисциплин. Ведь изобразительное искусство является прикладным видом деятельности, связанным с определенным качеством знания, уникальными умениями, в том числе технического и технологического свойства, художественными навыками, уровнем творческого мышления, непосредственно зависящего от богатства внутреннего мира юного художника. Изобразительное искусство учит выражать этот мир языком художественной выразительности через изображение реальных предметов и явлений. Изображение даже простого предмета предполагает определенную степень изучения этого предмета, понимания последовательности рисунка в определенной технике. Внимание к предметному миру раскрывает множество связей, которые могут оставаться невидимыми для неподготовленного человека. Здесь выявляется и умение обращать внимание на характерные свойства и детали, и сформированность целостного видения [12].

Эстетическое воспитание, происходящее на уроках изобразительного искусства, не может быть единственной целью учебного процесса. Погружение обучающихся в мир

эстетических ценностей, развитие чувства красоты без сопровождения учебной составляющей, связанной с изучением специфики изобразительного языка, представляется нам как очень ограниченное понимание изобразительной деятельности, базирующейся только на природных способностях ученика.

В преподавании изобразительного искусства более убедительным будет подход, направленный на выявление системности визуального мира, последовательное изучение существующих в нем взаимосвязей. Окружающая нас красота - есть выражение этой системности и множества связей, формирующих органичное сочетание различных элементов. Методика изобразительного искусства призвана последовательно раскрывать системность изображаемых предметов и явлений с учетом возрастных особенностей и уровня образования.

К системным основам методики изобразительного искусства можно отнести следующие позиции: композиция, конструкция, теория теней и отражений, теория перспективы, цветоведение и колористика, пластическая анатомия, методика творчества, техника и технология изобразительной деятельности (по видам), методы художественной деятельности (методы рисунка, живописи, скульптуры, декоративной деятельности), история изобразительного искусства.

Термин «композиция» очень близок термину «конструкция». В изобразительном искусстве композиция соотносится с сочинительной творческой деятельностью, конструкция - с аналитическим действием. Но, по сути, формирование композиции и конструкции основано на умении связывать элементы в целое. При создании композиции художник выражает связи различного уровня - от смыслового до формального. Изображаемые элементы группируются на основе существующих между ними связей. Происходит поиск первичных связей характера изображения и формата, размера изображения и формата, расположения элементов в формате. В конце работы над композицией автор работает над целостностью изображения, акцентирует и обобщает изображение, тем самым, соподчиняя и связывая элементы. Качество связей может быть ярко выраженным, основанным на определенных правилах композиции, или проходить на тонких, едва уловимых сочетаниях. Итоговое значение композиции - создание эстетически ценного продукта.

Моделирование конструкции напрямую не связано с внешней красотой форм. Главным становится определение взаимосвязи несущих и несомых элементов: объективная выразительность характера форм, образование блоков (группирование), соединение блоков в общей (большой) форме [10]. Процесс в точности совпадает с созданием композиции, только акцент делается не на эстетические свойства, а на выражение существующих связей, которые в конструкции всегда обнажены. К любой конструкции, как визуальной форме, применима оценка эстетических свойств. И, как правило, в грамотно сложенной конструкции содержится красота.

В классический перечень научных знаний, применяемых в изобразительном искусстве, входит перспектива, теория теней и отражений, цветоведение и колористика, пластическая анатомия. Изучение теоретических знаний наиболее результативно проходит в художественно-практической деятельности. Теория не является самостоятельной в методике изобразительного искусства. Мера преподнесения научного знания в младших классах должна быть связана не с объяснением материала, а с наглядным преподнесением визуальных закономерностей. В таком духе высказывался известный советский психолог Н.Н. Волков: «Совершенно неверно ставить вопрос так: когда начинать учить изображению перспективных отношений? Вопрос может быть поставлен только так: каким образом надо учить изображению правильных перспективных отношений?» [3, с. 78].

Специфика применения художественных техник и материалов обязательно объясняется как на уроках изобразительного искусства в школе, так и в дисциплинах художественного цикла в вузах. Техничность владения материалами является первичным требованием, предваряющим художественно-творческую деятельность. Уже на этом этапе

происходит развитие ряда психических процессов, совершается «постановка руки», формируются такие качества как аккуратность, внимательность, систематичность.

Методика творческой деятельности, в большей степени, ориентирована на обучающихся предпрофессионального и профессионального уровней образования. Она включает в себя ряд этапов: идея (замысел), сбор материала, предварительное эскизирование, выполнение картона (макета и т.п.), выполнение оригинала. Частично ряд этапов используется и в творческой работе на уроках изо в школе. Владение преподавателем изобразительного искусства методикой творческой деятельности позволяет повысить эффективность выполнения творческих заданий [1]. Творчество, как создание нового, может иметь и несистемный характер. Системность в такой работе позволяет достигать более выразительного варианта, а сам процесс системного творческого поиска оказывает влияние на развитие абсолютно всех психологических процессов.

Методы художественной деятельности по основным направлениям (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) в простом варианте представляют собой наглядно показанную поэтапность выполнения задания. В профессиональном образовании требования к этапам усложняются. Вместо одного доминирующего метода применяются различные систематики и их свободные комбинации. На наш взгляд, овладение данными методами является фундаментом всей методики изобразительного искусства, так как именно здесь реализуются необходимые научные знания, понимание композиционного строя, умение конструктивно обрабатывать визуальную информацию и владение художественными техниками. Методика творческой деятельности осваивается на основе овладения методами художественной деятельности. В основу рисунка, живописи, скульптуры и декоративного рисования положено изучение реального окружающего мира. Рисование с натуры является ведущим видом изобразительной деятельности в рисунке и живописи за исключением младшей возрастной группы учащихся. Без изучения традиций народных промыслов и декоративно-прикладного невозможно полноценное развитие личности, так как организация художественно-творческой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа [2, с. 227].

История изобразительного искусства раскрывает обучающимся множество миров, созданных художниками. Это система ценностей, подаваемая через образцы изобразительного искусства. На ней основывается эстетическое воспитание. В школьном образовании беседы об искусстве связаны с тематикой художественно-творческой деятельности. В предпрофессиональном и профессиональном образовании курс истории изобразительного искусства читается отдельно, так же, как читаются отдельные курсы по перспективе, цветоведению и пластической анатомии.

Профессиональная образовательная деятельность в области изобразительного искусства характеризуется сложным комплексом решаемых задач. Степень сложности задач во многом зависит от уровня образования. Правильная постановка задач позволяет получать результат на любом уровне образования. Художественно-образовательная деятельность без постановки задач, без планирования, основанная только на самостоятельной работе учеников, исключительно на их самовыражении, не имеет никакого смысла.

Требования к специалисту в области художественной педагогики не должны занижаться вследствие утраты академических традиций в искусстве, так как учитель изобразительного искусства создает не абстрактные композиции, а формирует и развивает значимые качества личности ученика через направленное использование всех психических процессов, закладывает объективные знания об окружающем мире, учит ценить и понимать прекрасное.

Литература и источники

1. Кузин В.С. Психология живописи. М.: Агар, 1999. 304 с.

2. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. 104 с.

3. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М., Просвещение, 1981. 192 с.

4. Хроменков П.А. Готовность студентов педвуза к профессиональной деятельности в развивающей образовательной среде // Наука и школа. 2014. №2. С. 17-20.

5. Чистов П.Д. Целостное видение в тональном рисовании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. 2006. № 1. С. 30-32.

ЧИСТОВ ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. CHISTOV, PAVEL D. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Dean of the faculty of Fine arts and crafts, Moscow State Regional University (p-chistoff@mail.ru)

РУДНЕВ ИВАН ЮРЬЕВИЧ - аспирант, ассистент кафедры живописи Московского педагогического государственного университета.

RUDNEV I.Yu. - Ph.D. student, Assistant of the Department of Painting, Moscow Pedagogical State University.

УДК 378:37.026.9

АНИСИМОВА Л.Н. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ключевые слова: творческое решение задач по начертательной геометрии, проблемность задач по начертательной геометрии, профессионально-графическая подготовка, творческая деятельность, исследовательская деятельность, диалоговая технология в решении задач.

В статье проведен анализ развития творческой и научно-исследовательской деятельности студентов при решении задач по начертательной геометрии в системе современной профессионально-графической подготовки учителей технологии. Автор выделяет важные моменты творческого решения задач: осознание мотивов, установок, желаний, выработку гипотез, эвристические процессы теоретического (образного и логического) мышления; рассматривает проблемность многовариантных и творческих задач по начертательной геометрии, применение диалоговой технологии в этих решении; предлагает динамическую смену мыслительных действий при изменении поисковых характеристик геометрических объектов, выработке гипотез, выборе графических способов решения, способствующих развитию творческой и научно-исследовательской деятельности студентов.

ANISIMOVA, L.N.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE AND RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS - FUTURE

TEACHERS OF TECHNOLOGY

Keywords: creative solution of tasks at descriptive geometry, problem geometry problems descriptive, professionally-graphic preparation, creative activities, research activity, interactive technology in solving tasks.

In the article the analysis of the development of creative and research activity of students in solving problems in descriptive geometry in the system of modern professionally-graphic preparation of teachers of technology. The author highlights the important moments of creative problem solving: awareness of the motives, attitudes, desires, development of hypotheses, heuristic process theoretical (imaginative and logical) thinking; considers problems of multivariate and creative problems in descriptive geometry, the use of dialog technology in these solution offers dynamic change of mental action if you change the search characteristics of geometric objects, development of hypotheses, selection of graphical solutions that contribute to the development of creative and research activity of students.

Решение задач по начертательной геометрии студентами - будущими бакалаврами технологического образования представляет собой процесс учебного творчества. С психолого-педагогической точки зрения процесс решения задач может служить объектом для изучения творческой деятельности, накопления опыта такой деятельности, становления исследовательских качеств личности студентов. Предлагаемые на лабораторных занятиях задачи, как правило, содержат учебные проблемы. Поэтому первая сложность, с которой сталкиваются студенты, это необходимость глубокого понимания условия задачи, то есть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.