Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММНАЯ ПЛАТФОРМА "MONDLY" / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донгак Сайзана Владимировна

Цель исследования - определить проблему использования современных информационных технологий при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку. В статье рассматриваются суть профессионально-ориентированного обучения в рамках личностно-ориентированного подхода; акцентировано особое внимание на междисциплинарной взаимозависимости иностранного языка и личностных качеств обучающихся. Научная новизна заключается в использовании готовых программных решений на основе системы искусственного интеллекта, в частности, базовой программной платформы "Mondly" как инструмента повышения лексической компетентности студентов неязыкового профиля. В результате выявлены суть профориентационного обучения, средства повышения профессиональной компетенции, особенности возможностей программной платформы "Mondly" как инструмента повышения лексической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донгак Сайзана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The purpose of the research is to study the problem of using modern information technologies in professionally-oriented foreign language teaching. The article considers the essence of professionally-oriented teaching in the framework of personality-oriented approach; particular attention is paid to interdisciplinary interdependence of foreign language and personalities of the students. Scientific novelty involves the use of software systems based on artificial intelligence, in particular, the basic software platform "Mondly" as a tool for increasing the lexical competence of non-linguistic students. The result revealed the essence of professionally-oriented teaching, means of enhancing professional competence, features and capabilities of software platform "Mondly" as a tool for increasing the lexical competence.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Иг.тприя

'SC >

<

о

220

Ссцмшюгия

Литература

Фмлософмя

И нтегративнос ть

Личностный качества

У1С-1 C-fiöto&iM öcyupcr ЬптныТйиск, критический анализ и синтез информации, применить системный подход для решения поставленных задач

УК-4, СпосоЪен осугцествлять деловую

коммуникацию а устной и письменной форма* на государственном

языке Российской Федерации и интстрянном(мх) пэмке(ах^

УК-5. Способен аосприништь мёжкультурное разнойЬразне обицйч:гна в социально не горическам, этическом и философском контекстах

Преподаватели

Интерактивные формы взаимодействия

Виэуагксииртя, проблемное изложение, дискуссия, амлпи-и, зпристический поиск

< CI

Схема 1 - Комплексный подход к единой онлайн-лекции

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие ВЫВОДЫ.

1. Анализ теоретического материала показал недостаточную освещённость вопроса реализации воспитательной работы вуза в формате дистанционного обучения,

2. Реализация концепции воспитания в условиях удаленного обучения возможна. Дистанционный формат позволяет работать с большой удалённой аудиторией, но требует большой подготовки от преподавателя и вдумчивого выбора темы воспитательного мероприятия и подбора материала к нему,

3. Для организации и проведения воспитательного мероприятия в дистанционном формате необходимо использовать комплексный подход в осмыслении и подаче материала, а также выборе форм проведения и методов взаимодействия с удалённой аудиторией.

Литература:

1. Charlotte Nirrnafani Gunawardena, Marina Stock

Mdsaac. Distance education [Электронный ресурс].

Студенты

- Режим доступа: https;// ocw.metu.edu.tr/fi ie.php/1 1Ё/ WeeklO/Gunawardena-М clsaac-d ista nce-ed. pd f (дата обращения: 11.11.2021).

2. Doug Valentine. Distance Learning: Promises, Problems, and Possibilities [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.westga.edu/ ~distance/ojdla/fall5 3/ valentine53.html (дата обращения: 1 IЛ1.2021).

3. Исаева Т.Е. Электронная лекция в дистанционном обучении: дидактический и методический аспекты [Электронный ресурс]// Общество: социология, психология, педагогика. -2021. - №6 (86). - Режим доступа: https;// су be rle n i n ka, ru/artic le/n/e le ktron n aya-lektsiya-v-distantsionnom-obuchenii -didakticheskiy-i-metodicheskiy-aspekty (дата обращения: П.11,2021).

4. Саввина И.Л., Попова Д.И. Влияние пандемии на обучение студентов [Электронный ресурс] // The Scientific Heritage. - 2020. - №51-3. - Режим доступа: h t tps ://с у be rl е n i n ka. ru/a rti с I e/n/v I iy a n i е-pandemii-na-obuchenie-studentov (дата обращения: 11.11.2021).

5. Стрнженко А.А. Онлайн-образование: теория и практика [Электронный ресурс] // Экономика Профессия Бизнес. - 2016. - № Спецвыпуск 1. -Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ onlayn-obrazovanie-teoriya-i-praktika (дата обращения: 11.11.2021).

6. Федеральный закон № 304-03 от 31.07.2020 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "об образовании в РФ по вопросам воспитания обучающихся" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 74351950/ (дата обра ще ния: 11.11.2021).

7. Шевченко О.И., Ивко В.И. Формы дистанционного обучения в вузе [Электронный ресурс] // Инновационная наука. - 2018. - №12. - Режим доступа: https://cyberlertin ka.ru/arti с I e/n/for my-distantsionnogo-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 11.11.2021).

MODERN APPROACHES TO PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING

DongakSayzana Vladimirovna, Postgraduate student, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University

of Russia, Moscow

The purpose of the research is to study the problem of using modern information technologies in professionally oriented foreign language teaching. The article considers the essence of professionally-oriented teaching in the framework of personality-oriented approach; particular attention is paid to interdisciplinary interdependence of foreign language and personalities of the students. Scientific novelty involves the use of software systems based on artificial intelligence, in particular, the basic software platform "Mondly" as a tool for increasing the lexical competence of non-linguistic students. The result revealed the essence ofprofessionally-oriented teaching, means of enhancing professional competence, features and capabilities of software platform "Mondly" as a tool for increasing the lexical competence.

Keywords: professionally-oriented teaching; artificial intelligence; foreign language; competence; competence-oriented personality; applied aspect; personality-oriented approach; activity-based teaching; software platform "Mond/y"; interdisciplinary interdependence.

001 10,24923/2222-243Х.2022-42.42

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Цель исследования - определить проблему использования современных информационных технологий при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку. В статье рассматриваются суть профессионально-ориентированного обучения в рамкахличностно-ориентированного подхода; акцентировано особое внимание на междисциплинарной взаимозависимости иностранного языка и личностных качеств обучающихся. Научная новизна заключается в использовании готовых программных решений на основе системы искусственного интеллекта, в частности, базовой программной платформы "Мог^1у" как инструмента повышения лексической компетентности студентов неязыкового профиля. В результате выявлены суть профориентационно-го обучения, средства повышения профессиональной компетенции; особенности возможностей программной платформы "МопсИу"как инструмента повышения лексической компетентности.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение; искусственный интеллект; иностранный язык; компетентность; компетентиостно-ориен-тированная личность; прикладной аспект; личностно-ориентированный подход; деятельностное обучение; программная платформа "Моп<Яу"; междисциплинарная взаимозависимость.

Введение

Под профессиональным обучением понимается такой процесс обучения, при котором будут определены и раскрыты потребности обучающихся, возникающие при изучении иностранного языка, которые определяются спецификой будущей профессии.

Суть профориентационного обучения иностранному языку можно выразить в следующих постулатах:

- интеграция в процессе изучения специальных дисциплин;

- приобретение дополнительных знаний в рамках изучаемых профессиональных курсов;

- процесс развития профессионально значимых качеств личности.

Иностранный язык в рамках такого подхода является не только

средством профессионального аккумулирования субкомпетенций в рамках изучаемой специальности, но и средством профессионального общения. Последнее расширяет как профессиональные, так и личностные возможности специалистов в рамках их лексической, морфологической, грамматической, аудиальной субкомпетенций.

Использование элементов искусственного интеллекта помогает существенно ускорить обучение профессиональным навыкам, что особенно актуально для дальнейшей успешной работы специалистов, возможности их развития в рамках присутствия 8 профессиональных европейских сообществах, получения актуальной информации, столь необходимой для успешной профессиональной деятельности. Здесь во главу угла ставятсяличностныеособенности студентов, то есть дополнительно речь идет и о пичностно-ориен-гированном подходе,

В этом случае иностранный язык будет выступать в качестве средства повышения профессиональной компетентности, профессионального и личностного развития студентов и является необходимой предпосылкой успешной профессиональной деятельности

УДК 371.2

ВАК РФ 5.8.2/13.00.02

0Донгак СВ., 2022

си ftj о

OJ

Q-<

X

0J 3-

S

221

ДОНГАК Сайзана Владимировна<, аспирантка, Институт иностранных языков, Российский университет Дружбы народов, Москва

> <

О

< CI

222

выпускника вуза в рамках прикладного аспекта. Это и объясняет актуальность изучения возможности применения профессионально-ориентированного подхода в системе высшей школы.

Цепь исследования структурировала следующие задачи, 1) провести анализ педагогических и научно-методических источников в рамках темы статьи; 2) рассмотреть особенности использования возможностей искусственного интеллекта в процессе изучения иностранного языка; 3) раскрыть понятие компетентност-ной модепи обучения; 4) рассмотреть возможности повышения компетентности студентов неязыкового профиля средствами искусственного интелпекта.

Для осмысления проблем профессионально-ориентированного обучения, в статье применяются следующие методы исследования: использование базовой программной платформы "Mondly" как инструмента повышения лексической компетентности студентов неязыкового профиля при обучении их английскому языку в рамках высшей школы.

Теоретической базой исследования послужить публикации таких авторов, как: М. В. Ля-ховицкий, ИЛ. Бим, И.А. Зимняя, И. С Якиманская, И.И, Глушков, И.Ю, Алексеева,P.C. Исламов, С. И. Рязанов.

Практическая значимость заключается в использовании программных комплексах систем искусственного интелпекта для изучения иностранного языка в системе высшей школы.

Основная часть

Профессиональное обучение иностранному языку сейчас признано одним из основных направлений обновленной системы образования в рамках высшей школы. Длительное время в РФ существует острая необходимость взглянуть на процесс обучения в целом и на преподавание иностранных языков, в частности. Ориентированное на дальнейшую у спешную деятельность будущих выпускников вузов, в особенности неязыковых специальностей, преподавание иностранного языка в настоящее время признано одним из основных направлений обновленной системы образования. Общение на иностранном языке становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалистов естественнонаучного профиля.

Анализ педагогических и научно-методи-ческих источников показал, что существует бесчисленное множество методических направлений и технологий обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов, В на-

стоящее время стоит задача не только овладеть коммуникативными навыками на иностранном языке, но и получить специальные знания по выбранной специальности [1].

Вопросами профессионально-ориентированного подхода при изучении иностранного языка в системе высшей школы интересовались еще со второй половины XX века. Так, (И.В, Ляховицкий обосновал принцип профессиональной направленности учебного материала при преподавании иностранного языка в неязыковых вузах. Автор подчеркивал, что изучение иностранного языка должно быть не самоцелью, а средством достижения цели повышения уровня образования, эрудиции в рамках своей узкой специализации [2, 46].

Учитывая специфику естественнонаучных специальностей, по мнению автора, обучение иностранному языку должно вестись по следующим направлениямг

- работа над текстами по специальности (чтение);

- изучение специальных тем для развития устной речи;

- изучение и аккумулирование в систему долговременной памяти минимального словарного запаса по соответствующей специальности;

- выпуск учебных пособий, содержащих грамматический и лексический материал по данной специальности [3].

Безусловно, содержание и технология учебного процесса на иностранных языках должны отражать цели и задачи подготовки специ-аписта с учетом специфики его будущей профессиональной деятельности [4]

При реализации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку следует учитывать как традиционные дидактические и методологические принципы, так и относительно новые: воспитание и развитие компетентностно-ориентированной личности, гуманистическое развитие учащихся, использующих иностранный язык в контексте обучения диалогу культур [5, 6], а также принципы постановки вопросов, междисциплинарная взаимозависимость и взаимодополняемость (по мнению И.Л, Бим) [7].

Психолого-педагогические условия профессионального обучения иностранному языку в вузе предполагают:

- обучение профессиональной мотивации к изучению иностранного языка;

- установление междисциплинарных связей иностранного языка с общепрофессиональными и гуманитарными дисцилпинами;

- формирование элементов информационной культуры с помощью новых информационно-коммуникационных технологий и иностранного языка;

- приобретение коммуникативной компетенции на иностранном языке;

практическое использование иностранного языка в профессиональной деятельности;

- развитие потребности в постоянном самообразовании

Профессиональное обучение иностранному языку требует нового подхода к отбору содержания учебных пособий, который призван способствовать разностороннему и целостному формированию пичности студента, подготавливая его к будущей профессиональной деятельности.

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку должно включать:

- лингвистический материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический);

- материалы,затрагивающие не только изучаемые дисциплины, но и особенности повсед-невногобытового общения в иноязычной иностранной среде;

- темы, ситуации, речевой материал с учетом профессиональной направленности студентов;

- системы национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка.

Поэтому под профессиональным обучением понимается обучение, основанное на учете потребностей обучающихся в изучении иностранного языка, продиктованных особенностями будущей профессии. Термин "про-фессионально-ориентированное обучение" используется для обозначения процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, направленного на чтение литературы по специальности, изучение лексики и профессиональной терминологии и, в последнее время, общение в области профессиональной деятельности, что способствует расширению профессиональной компетенции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В контексте современного языкового обучения понятие "компетенция" интерпретируется как интеллектуально и личностно определяемая человеческая способность выполнять определенную деятельность, в то время как непосредственно "компетенция" определяется как набор знаний, навыков и способностей, как значимая составляющая этого понятия.

По мнению И.А. Зимней, компетентность всегда является актуальным проявлением компетентности [8, 35]. На основании изуче-

ния научной литературы установлено, что компетентностная модель понимается как основа результата и процесса вузовской подготовки, выраженная системным качеством -компетенцией, обеспечивающей способность и готовность выпускников к успешной (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, содержательно представленной сложным составом (структурой) общих и профессиональных компетенций [9, 157],

Профессионально-ориентированный подход охватывает и личностные особенности студентов, то есть дополнительно речь идет и о личностно-ориентированном подходе [10].

Личностно-ориентированный подход в учебной деятельности включает в себя учеб-но-исследовательскую, поисково-конструк-торскую, творческий и другие направления работы. Данный подход базируется на механизмах познания, поведенческих и мыслительных процессов обучающихся. Его цель - стать фундаментом, мотивацией дальнейшего саморазвития личности, стимулом ее успешного профессиональной развития в процессе дальнейшей внеучебной деятельности и самообразования, которое в современных конкурентных условиях длится практически всю жизнь. Поэтому столь важно обеспечить правильную мотивационную основу уже с первых лет обучения в системе высшей школы. Текущий образовательный процесс - это механизм, в основе которого лежат "свободное развитие человека"; его творческая инициатива; самостоятельность; конкурентоспособность; мобильность будущего специалиста [11].

Личностно-ориентированный подход в обучении в отличие от традиционного обучения развивает личностную структуру сознания, субъектные свойства и индивидуальность обучающихся (ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции, самостоятельности, ответственности и др.).

Он относится к гуманистическому направлению подачи материала, так как основан на процессе обучения, а не образования.

По мнению И. С. Якиманской, основными требованиями к процессу преподавания при личностно-ориентированном подходе является особый процесс разработки дидактического и методического материапа, а именно:

- учебные материалы должны быть направлены на выявление субъективного опыта субъекта обучения;

> <

О

< CI

224

- обязательно присутствие структурированного, интегрированного, дифференцированного подхода при выборе учебных пособий;

- наличие принципа научного, доказательного подхода;

- возможность повышения самооценки, саморазвития, самовыражения, самообразования в дальнейшей учебной деятельности;

- возможность самостоятельного выбора формы, содержания, методов обучения.

Кроме того, важен не только контроль результатов усвоения знаний, но и контроль процесса понимания информации [12, 31-41].

Испопьзование элементов искусственного интеллекта помогает существенно ускорить обучение профессиональным навыкам.

Под искусственным интеллектом следует понимать ".,.междисциплинарное направление, создающее объекты,которые решают различные задачи так, какэтоделает человек. ИИ использует математику, погику, психологию, биологию, философию, науки о языке, электронику и пр." [13, 95]. Согласно опредепению И.И. Глушкова, термин трактуется следующим образом: "...это искусственная система, имитирующая решение человеком сложных задач в процессе деятельности" [14]. Следовательно, средства искусственного интеллекта должны определенным образом имитировать мыслительную деятельность человека, быть сродни естественному интеллекту. А согласно И,Ю. Алексеевой, естественный интеллект: "...это способность человека к логическому мышлению, стремление к приобретению новых знаний, умение делать выводы и принимать творческие решения" [15,45].

При изучении иностранного языка с помощью систем искусственного интеллекта ис-п о л ьз у ются и нфо р ма ц и о н но- ко г н ит и вн ые тех -нологии, помогающие упростить задачу усвоения новой информации, К ним, по мнению P.C. Исламова [16], следует отнести:

Т. Поисковые системы. Как отмечает С. И, Рязанов, "поисковые системы, которые способны ранжировать предпочтения и учитывать отклонения, эксцессы и всплески в запросах, -это, по сути,те опции искусственного интеллекта, которые в определенном смысле становятся соавторами изобретений и открытий" [17,73].

2, Системы машинного перевода. Эти системы могут самостоятельно проанализировать исходный текст, непредсказуемость результата (некий "черный ящик") делает их независимыми для пользователя, что приближает машинный перевод к характеристикам систем искусственного интеллекта.

3, Сервисы для помощи в написании текстов, функция проверки текста возможна в MS Word, в онлайн-сервисах на основе искусственного интеллекта типа Grammarly и Орфограм-мка. Все они помогают пользователю писать тексты и выдают рекомендации касательно правильности, четкости, увлекательности и Тона сообщения. Хотя следует отметить, что в данном случае текст, при условии следования рекомендациям машины, не на 100% является творением естественного интеллекта.

4. Языковые приложения и онлайн-тесты, которые оценивают уровень владения иностранным языком. К ним также относятся синтезаторы речи и электронные словари. Мы отнесли эти три типа систем в одну категорию, так как провести четкую классификацию на основе их работы достаточно сложно. Результаты работы электронных словарей и синтезаторов речи очень предсказуемы и имеют простые алгоритмы. Программы, оценивающие степень владения языком, - это, как правило, оцифрованные тесты, где человек заранее прописывает, при каком набранном балле какую оценку получает тестируемый. Машина занимается простой деятельностью - подсчетом результата.

Полагаем, что для повышения какой-то конкретной субкомпетенциит лексической, грамматической, фонетической и т.д. можно задействовать как одну,так несколько информационных-когнитивных технологий. Удобней, если они объединены единой программной платформой и подлежат выборочному применению (в зависимости от необходимости повышений той или иной субкомпетенции), как, например, в случае использования базовой многокомпонентной программной ппатформы "Mondly".

В качестве методики исследования рассматривалась базовая многокомпонентная программная платформа "Mondly", в частности,его лексический компонент, как инструмента повышения лексической компетентности студентов неязыкового профиля при обучении их английскому языку в рамках высшей школы.

Эксперимент предпопагал участие двух групп испытуемых - студентов второго года обучения специальности "Биология". Выборка составляла - 50 человек (по 25 испытуемых в опытной и контрольной группе).

Проведенный эксперимент, который занял 2 недели (12 учебных часов), показал, что при использовании программной платформы "Mondly" улучшается лексическая субкомпе-

тенция у опытной группы на 67%, по сравнению с контрольной.

Проведенное исследование и анализ литературных источников позволяет прийти к следующим выводам:

-успешностьовладения учебными навыками при профессионально-ориентированном обучения зависит от личностных качеств испытуемых;

- в основе профессионально-ориентированного подхода лежит принцип профессиональной направленности учебного материала при преподавании иностранного языка в неязыковых вузах, разработанный в конце прошлого века;

- при варьировании (для улучшения уровня усвоения иностранного языка) субкомпетенций можно выбирать одну или несколько информационно-когнитивные технологий (в зависимости от личностных качеств и потребностей испытуемых);

- при использовании современных программных комплексовуровень овладения пек-сической субкомпетенцией английского языка у испытуемых повышается.

Отметим, что полученные результаты исследования могут быть использованы как отправная точка дальнейшего анализа возможностей программной платформы "Mondly" в рамках других субкомпетенций при изучении иностранного языка романо-германских языковой группы в системе вузов неязыкового профиля.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие ВЫВОДЫ.

1. Суть профориентационного обучения иностранному языку заключается в интеграции, приобретении дополнительных знаний и в процессе развития профессионально значимых качеств личности.

2. Использование элементов искусственного интеллекта помогает существенно ускорить обучение профессиональным навыкам освоения иностранного языка,

3. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку включает лингвистический материал, речевой материал с учетом профессиональной направленности и национально-культурных особенностей изучаемого языка.

4. На успешность овладения учебными навыками при профессионально-ориентированном обучения влияют личностные качества испытуемых.

Литература:

1. Жукова С, 6. Цели и задачи профессионально-ориентированного обучения иностранному язы ку в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований,- 2016,- №4-1.-С. 146-148.

2. Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков. - М.: Высшая школа, 1981. - 160 с.

3. Ляховицкий М. В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам И Иностранные языки в школе. - 1973. - № 1.

4. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессиональ-но-ориентироеанное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов ¡ учебное пособие / под ред. П.И. Образцова. - Орел : ОГУ, 2005,- 114с.

5. Гальскова Н. Д., Гез Н,И, Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. -М.: Академия, 2004. - 336 с.

6. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку i пособие дляучителя. -М,: А РКТИ - Глосса, 2000. - 165 с.

7. Шатурная Е.А. Методика обучения устному иноязычному профессиональному дискурсу средствами учебно-речевых ситуаций и ролевых игр; английский язык, неязыковой вуз : автореф. дис. „. канд. пед. наук. -Тамбов, 2009.-24 с.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №3. - С. 34-42.

9. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. -Страсбург, 1996. - 234 с.

Ю.Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 240 с.

П.Мынбаева А. К. Современное образование в фокусе новых педагогических концепций, тенденций и идей. - Ал маты: Раритет, 2005. - 90 с.

12. Якима некая И.С. Разработка технологии лич-ностно-ориентированного обучения // Вопросы ПСИХОЛОГИИ. - 1995. - N«2, - С 31-41.

13.Толстель О. 6. Некоторые применения технологий искусственного интеллекта // Вестник Калининградского государственного университета. Серия "Информатика и телекоммуникации". -2005,-Вып. 1/2. -С. 95.

14. Глушков И. И. Словарь по кибернетике. - М. : Наука, 1979.-579 с.

15.Алексеева И. Ю. Искусственный интеллект и рефлексия над знаниями // Философия науки и техники, - 1991.- М» 9. - С. 45.

16.Исламов Р, С. Искусственный интеллект в информационно-коммуникационных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики,-Тамбов: Грамота, 2020. - Том 13. - В ып. 12. - С. 300-305.

17.Рязанов С. И. Искусственный интеллект как множество - классификация искусственных интеллектов Н Вузовская наука в современных условиях: сборник материалов 54-й Научно-техни-ческой конференции: в 3-х ч, - Ульяновск : Ульяновский государственный технический университет, 2020. ~ Ч. 1. - С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.