Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

99
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Профессионально-ориентированное обучение / иностранный язык / коммуникативная компетенция / конкурентоспособный специалист. / Professionally oriented education / foreign language / communicative competence / competitive specialist.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Ирина Александровна

В статье рассматривается проблема профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в профессиональной деятельности современных специалистов. Автор описывает значение практического применения иностранного языка. Рассмотрена проблема поиска способа повышения качества иноязычной подготовки студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TEACHING A PROFESSINALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

The article is devoted to professionally oriented approach to a foreign language teaching at a non-linguistic university, which acquires special relevance in connection with the growing role of foreign language communication in the professional activities of modern specialists. The author describes the meaning of practical application of a foreign language. The problem of searching a way to improve the quality of foreign language teaching of university students is considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

Международная научно-практическая конференция

4. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе

специального фортепиано / Б. Кременштейн. - М. : Классика-XXI, 2009. -190 с. - (Серия «Секреты фортепианного майстерства»).

УДК 378.016

Воробьёва Ирина Александровна Vorobeva Irina Alexandrovna

кандидат психологических наук, доцент Candidate of Psychological Science, associate professor Тихоокеанский государственный университет Pacific National University

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -

ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

PECULIARITIES OF TEACHING A PROFESSINALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

Аннотация: В статье рассматривается проблема профессионально -ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в профессиональной деятельности современных специалистов. Автор описывает значение практического применения иностранного языка. Рассмотрена проблема поиска способа повышения качества иноязычной подготовки студентов вуза.

Abstract: The article is devoted to professionally oriented approach to a foreign language teaching at a non-linguistic university, which acquires special relevance in connection with the growing role of foreign language communication in the professional activities of modern specialists. The author describes the meaning of practical application of a foreign language. The problem of searching a way to improve the quality of foreign language teaching of university students is considered.

Ключевые слова: Профессионально-ориентированное обучение, иностранный язык, коммуникативная компетенция, конкурентоспособный специалист.

Keywords: Professionally oriented education, foreign language, communicative competence, competitive specialist.

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Сегодня условия работы специалистов и требования к их подготовке

стремительно меняются в связи с процессами интеграции и глобализации

мирового рынка труда. Современную экономику невозможно представить без

постоянных усовершенствований и нововведений, т.к. компании стремятся

«завоевать» новый рынок, выделиться среди конкурентов, регулярно

выводить на рынок новые товары, услуги и технологии. Использование новых

зарубежных технологий на производстве изменило роль иностранного языка в

мире бизнеса и повысило значимость профессионально-ориентированной

иноязычной составляющей высшего образования. Бесспорным фактом

является то, что, если специалист не владеет иностранным языком, это создает

языковой барьер в работе с зарубежными коллегами и оборудованием, а также

замедляет производственные процессы и, следовательно, снижает

конкурентоспособность выпускника вуза. Таким образом, инновации рынка

труда изменили социальный заказ на подготовку вузом специалиста и

заставили государство пересмотреть систему и содержание образования, цели,

задачи и подходы к обучению иностранному языку в вузе.

Образовательная парадигма сменилась и требует интегрирования новых

подходов и методов, релевантных новым социально-стратификационным

условиям и требованиям [1, с. 36]. Сегодня наличие у выпускника вуза

определенных знаний, умений, навыков являются недостаточными: можно

быть хорошо информированным специалистом, но быть не подготовленным к

решению задач в профессиональной сфере [2, с. 11].

В современном мире иностранный язык становится универсальным

средством профессиональной, производственной жизни. В связи с этим

актуальной становится проблема развития и формирования профессиональной

компетентности у студентов при обучении иностранному языку в вузе.

Современные исследователи методики преподавания иностранного языка в

вузе говорят о профессионально-коммуникативной направленности процесса

обучения иностранному языку, которая предполагает обучение студентов

профессионально-ориентированному иноязычному общению. Данный подход

Международная научно-практическая конференция предусматривает формирование у студентов способности иноязычного

общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и

ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления.

Жукова С.В. под профессионально-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии [3, с.146]. Она указывает, что сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности.

Образцов П.И., Иванова О.Ю. отмечают, что при разработке модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, которая способствует более прочному усвоению иностранного языка студентами неязыковых факультетов вузов, его эффективному использованию в будущей профессиональной деятельности необходимо использовать ряд теоретических подходов: системный (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Ю.А. Кустов), деятельностный (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Д.В. Эльконин), контекстный (А.А. Вербицкий), личностно-ориентированный (И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), коммуникативный (И.Л. Бим, Н.И. Гез, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова и др.), технологический (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, П.И. Образцов, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, Ю.Г. Татур, А.И. Уман и др.) [4, с.8].

Важным условием успешности протекания образовательного процесса является отбор и организация содержания обучения. Образцов П.И., Иванова О.Ю. указывают, что он должен быть ориентирован на последние достижения в той или иной сфере человеческой деятельности, своевременно отражать научные достижения в сферах, непосредственно задевающих профессиональные интересы обучающихся, предоставлять им возможность

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ для дальнейшего профессионального роста [4, с. 36]. Особое внимание

следует уделять развитию умений отбора и переработки профессиональной

информации. Очень важными в этой среде являются навыки составления

плана, написания реферата, аннотации, тезисов. Для этого необходимо

владение определенными знаниями профессионального и страноведческого

характера [5, с. 51].

Коломиец Т.В. отмечает, что одним из средств мотивации обучения (особенно для студентов с высокой профессиональной компетенцией) может служить введение новой информации к уже известным блокам профессиональной информации. Интенсификация обучения

профессиональной иноязычной деятельности на основе коммуникативного метода к преподаванию иностранного языка специальности способствует мобильности при изучении профессии, а также успеху деятельности, что отвечает требованиям подготовки специалистов в профессиональном плане. По ее мнению, учебный профессиональный контекст овладения языком специальности способствует осознанию системы и структуры языка, коррекции лингвокоммуникативных навыков и умений. Акцент обучения переносится на тематически-содержательный план профориентированных учебных материалов, приближенных к аутентическим словоупотреблениям в целенаправленной коммуникации [6, с. 51].

Рассматривая вопросы теории профессионально-ориентированного преподавания иностранного языка необходимо упомянуть вклад М.В. Ляховицкого. Он обосновал принцип профессиональной направленности учебного материала при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах. Ученый указывал, что изучение иностранного языка должно быть не самоцелью, а средством повышения уровня образованности, эрудиции в рамках своей узкой специальности. По мнению автора, учет специфики профилирующих специальностей должен проводиться по следующим направлениям: работа над специальными текстами; изучение специальных тем для развития устной речи; изучение словаря-минимума по специальности;

Международная научно-практическая конференция создание преподавателями пособий для активизации грамматического и

лексического материала обучающихся [7, с. 47].

Мы согласны с Образцовым П.И., Ивановой О.Ю., которые отмечают, что более глубокое освоение иностранного языка достигается при использовании метода проектов, учебно-ролевых игр, тестирования, дискуссий, устных и письменных презентаций и т.д. [4, с. 57]. Необходимо отметить, что проектная деятельность может использоваться в качестве различных компонентов процесса обучения: это может быть компонент, встроенный в различные модули, самостоятельный модуль, технология для всего процесса обучения и т.д. Некоторые вузы планируют осуществлять примерно половину всей учебной программы на основе проектной методики. Под проектом мы понимаем «ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [8, с. 8].

Ценность использования проектной методики при обучении иностранному языку состоит в том, что в ходе выполнения проекта у студентов вырабатываются такие качества, как самостоятельность, творчество, инициативность, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, умение работать в паре и группе. Совместная работа сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание, взаимодействие студентов, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы.

По мнению Хусаиновой М.А., результатом профессионально -ориентированного обучения иностранному языку является профессионально -ориентированная иноязычная компетенция, которая включает в себя следующие ее виды: информационно-тематическая (предметный план); понятийная; концептуальная; речевая (умение строить связное высказывание в устной и письменной формах для выражения своих мыслей в процессе общения); социолингвистическая (владение речевыми регистрами в

НАУЧНЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ соответствии с ситуациями общения); страноведческая-культуроведческая

(знание традиций, обычаев, образа жизни) [9, с. 42].

Ульяновская И.С. указывает, что проблема обеспечения качества и надежности средств педагогического контроля в системе языкового образования является актуальной и многоаспектной. Интернет-тестирование по английскому языку, как инновационная модель в сфере высшего профессионального образования, позволяет сделать объективные выводы об уровне обученности, определить уровень сформированности умений и навыков каждого студента, а также дать ему рекомендации для дальнейшего успешного продвижения в обучении [10, с. 314].

Таким образом, в современных условиях развития экономики для общества необходимо, чтобы сегодняшний выпускник вуза был профессионально успешным и мобильным, умел строить свою карьеру, работать в условиях жесткой конкуренции на отечественном и мировом рынках, и активно содействовать развитию общества. Использование профессионально-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в вузе способствует реализации профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов вузов и повышению их мотивации к изучению иностранного языка.

Библиографический список:

1. Остапенко А. Б. Трансформация социально-стратификационной структуры российского общества и влияние этого процесса на высшее образование // Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе : материалы VI Всероссийской науч. -практ. конф. с международным участием / [отв. ред. И. Ф. Уманец]. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. С. 33-38.

2. Барсукова Н.В. Академическая культура как совокупность академических компетенций, присущих субъекту учебного процесса // Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в

Международная научно-практическая конференция вузе : материалы VI Всероссийской науч.-практ. конф. с международным

участием / [отв. ред. И. Ф. Уманец]. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та,

2019. С. 8-12.

3. Жукова С.В. Цели и задачи профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 146-148.

4. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2005. 114 с.

5. Уманец И. Ф. Интернационализация как фактор развития университетского образования // Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе : материалы VI Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием / [отв. ред. И. Ф. Уманец]. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. С. 50-53.

6. Коломиец Т. В. Язык специальности как фактор профессионального развития студентов-фармацевтов при изучении английского языка // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб. : Реноме, 2012. С. 325-328.

7. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1973. № 1.

8. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М.: Синтег, 1997. 188 с.

9. Хусаинова М.А. Становление профессиональной позиции студентов -будущих менеджеров средствами иностранного языка: Дис. канд. ... пед. наук. - Самара, 2006. 165 с.

10. Ульяновская И.С. Тестирование на занятиях по английскому языку как инструмент оценки достижений студентов в неязыковом высшем образовательном учреждении // Проблемы высшего образования: материалы XVII международной научно-методической конференции. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. С. 312-314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.