Художественное образование 45
А.в. смирнов, доцент Современные подходы
Московский городской
педагогический университет к воспитанию музЫКанта
В статье говорится о создании в музыкальном учебном заведении непрерывного образования творческой лаборатории - одной из возможных вариативных моделей преподавания специального инструмента. Специфика музыкального обучения и воспитания в подобном классе предполагает особую организацию, где в атмосфере увлечённости занятиями рождается и крепнет стремление каждого учащегося в отдельности и всего коллектива к достижению общей цели - освоения игры на музыкальном инструменте и музыки в целом.
Ключевые слова: творческая лаборатория педагога-музыканта; единый разновозрастной инструментальный класс-коллектив; личностно-развивающее разноуровневое образование; экспресс-обучение.
Намечающиеся перспективы развития музыкального образования и расширение сферы деятельности в области музыкальной педагогики диктуют необходимость глубже вникать в проблемы преподавания любой дисциплины для осуществления полноценного допрофессионального и профессионального обучения учащихся -школьников и студентов. Появляется реальная возможность приступить к решению первоочередной педагогической задачи -созданию ценностно-ориентированной личности человека будущего, способного стать не только высококлассным специалистом в своей области, но прежде всего -ценителем и защитником мировой культуры. С этой целью необходимо создавать оптимальные условия для быстрого раскрытия музыкальных способностей обучающихся, развития их таланта, вести работу по формированию активной мотивации к профессиональному обучению.
Педагогам-музыкантам сегодня предоставляется возможность развернуть опытно-экспериментальную деятельность по разработке новых форм взаимодействия разных по возрасту и способностям учащихся - учеников и студентов - с преподавателем и друг с другом. Профессиональные действия педагога-музыканта как организатора оптимального образовательного процесса направлены на создание психологически
благоприятной среды, где протекает творческая жизнь каждого учащегося, а результаты затраченных усилий проявляются в совместной музыкально-исполнительской деятельности. Достичь этого позволяет новая социально-педагогическая целостность -творческая лаборатория педагога-музыканта, базирующаяся на едином разновозрастном инструментальном классе-коллективе. Специфика музыкального обучения и воспитания в подобном классе предполагает особое содержание и организацию учебно-творческого процесса, где в атмосфере увлечённости занятиями рождается и крепнет стремление каждого обучающегося в отдельности (от первоклассника до студента-дипломника) и всего коллектива к достижению общей цели - профессионального освоения игры на музыкальном инструменте. Творческая лаборатория призвана решать задачи, поставленные самой жизнью: лич-ностно-развивающее разноуровневое образование, раннее самоопределение и профессиональная ориентация учащихся, профильное обучение и др.
К исполнительской деятельности музыкант должен быть готов как можно раньше, так как это значительно расширяет его профессиональные возможности. Поэтому, ставя своей главной задачей оптимизацию процесса обучения юного музыканта-исполнителя, при создании концепции професси-
46
Высшее образование в России • № 2, 2009
ональной деятельности педагога-музыканта в классе специального инструмента мы приходим к мысли о необходимости, вопреки сложившейся тенденции к лонгитюдно-сти образования, создавать предпосылки для организации экспресс-обучения, что и выдвигается как один из основных принципов деятельности творческой лаборатории.
Другой основополагающий принцип её деятельности - использование разных форм обучения с преобладанием коллективных. Необходимо отметить, что общепринятый подход к преподаванию специального инструмента, осуществляемый во всех звеньях музыкального образования нашей страны от начального до высшего, заключается в преимущественной опоре на метод индивидуального обучения и воспитания будущего музыканта. Но, учитывая новые задачи - общепедагогические и профессиональные, приходится констатировать, что эта методика частично утратила свою эффективность и требует расширения и дополнения. Главной причиной явилось то, что индивидуальный метод обучения решает в основном задачи профессионального воспитания музыканта-исполнителя и явно недостаточен для решения масштабных общепедагогических задач, связанных с формированием и развитием личности, её духовного мира, эстетических установок и идеалов, чётких культурологических ориентиров, художественно-музыкального мышления.
Выдающиеся педагоги-инструменталисты советского времени - Г.Г. Нейгауз (1888-1964), А.И. Ямпольский (18901956), С.М. Козолупов (1884-1961) и др. -по примеру профессоров первых русских консерваторий занимались индивидуально с каждым студентом в присутствии всего класса. И, даже не ставя специальных воспитательных целей, добивались более значительных результатов, чем те, кто не проводил публичных уроков. Результатом их уникальной педагогической практики явилось появление целой плеяды ярких музыкантов-исполнителей.
Опираясь на многолетний опыт педагогического общения с учащимися разных возрастов - от младших школьников до студентов вуза, можно сделать вывод, что для успешной организации учебно-воспитательной работы в классе специального инструмента необходимо применять комплексную систему преподавания, вмещающую в себя разные формы (индивидуальную, мелкогрупповую и коллективно-публичную). Каждая из них имеет свои преимущества, которые можно использовать, и слабые стороны, которые компенсируются при соединении этих форм. Так, положительное свойство индивидуальных занятий заключается в том, что педагог может уделять ученику персональное внимание и, учитывая его личностные особенности, строить индивидуальную траекторию его обучения и воспитания, вникать в суть его проблем и в процессе общения на уроке применять для их решения различные педагогические приёмы. Без постоянного диалога «учитель - ученик» полноценное обучение в классе специального инструмента невозможно. Однако в условиях использования только индивидуальной формы обучения её положительные стороны будут постепенно стираться и исчезать пропорционально тому, как будет уменьшаться мотивация ученика к занятиям. А это почти неизбежно, так как индивидуальный урок очень труден, перенасыщен профессиональными проблемами и является испытанием на прочность убеждений и серьёзность намерений ученика в отношении учёбы.
Наша экспериментальная практика показывает, что именно коллективные формы обучения наиболее эффективны в деле усиления мотивации. Они в значительной мере способствуют решению как воспитательных проблем, так и узкопрофессиональных задач, давая возможность каждомучлену коллектива сравнивать свои успехи с достижениями ведущих учеников класса и, сделав правильные выводы, взять нужное направление в дальнейших занятиях. Доказательством вышеизложенного является мнение
Художественное образование 47
выдающегося музыканта современности М.Л. Ростроповича, который говорил: «Хорошо известно педагогам, что, заметив просчёт в чьей-либо работе, ученик значительно охотнее и податливее воспринимает критику собственных недостатков » [1, с. 165].
Таким образом, творческая лаборатория, организованная на основе единого разновозрастного инструментального класса-коллектива, располагает необходимыми механизмами для качественного профессионального обучения, художественного воспитания, раннего самоопределения учащихся. Именно в этих условиях оптимально осуществляется многокомпонентный процесс становления будущего музыканта с осознанной установкой на полноценную творческую деятельность. Заложенное в творческой лаборатории стремление всехчленов коллектива к самосовершенствованию и самореа-
лизации даёт надежду на оптимистичную перспективупрофессиональной и социальной деятельности каждого выпускника.
A. SMIRNOV. MODERN APPROACH TO MUSICAL TRAINING
The article touches upon one of the effective models of training to play special instruments - creative laboratory in musical college. It provides effective pedagogical interaction of teacher and pupils in a collective instrumental class consisting of pupils of different ages and enables to master playing musical instrument in atmosphere of creativity and enthusiasm.
Литература
1. Хентова С. Ростропович. СПб.: Культ-Ин-форм-Пресс, 1993. 303 с.
И.Ю. ПАВЛОВА, доцент Казанский государственный университет культуры и искусств
Со вступлением России в Болонский процесс значительно расширились функции образовательных учреждений, в которых стали учитываться не только потребности государства и общества, но и интересы развития личности, сохранения ее уникальности, неповторимости, приоритетности создания условий для наиболее полного выявления ее возможностей. Следуя интеграции России в международное образовательное пространство, высшее образование меняет свои ориентиры в направлении реализации новой педагогической парадигмы, что предполагает поворот от «знание-центризма» к «культуроцентризму», т.е. к осознанию, освоению и реализации в образовательной практике гуманитарных и культурных ценностей общества. «Обучай куль-туросообразно!» - этот принцип, сформу-
Этнохудожественное образование в высшей школе: методологический аспект
лированный А. Дистервегом, означает обучение в контексте культуры, освоение ее достижений и их воспроизводство. В современных условиях образование является не только средством усвоения готовых обще-признанныхнаучных знаний, оно становится способом информационного обмена личностей друг с другом, ведущим к обретению ими компетентности и эрудированности.
В основу отечественного высшего образования заложена национальная идея, и в этом контексте особую актуальность приобретает этнохудожественное образование как целенаправленный непрерывный педагогический процесс приобщения личности к этнической культуре (или культурам) в образовательных учреждениях. В Концепции этнохудожественного образования подчеркивается, что она «.. .способна явить-