УДК 781.7(571.1/.5) + 372.878
Е. К. Карелина
ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАХ СИБИРИ (на примере республик Алтай, Хакасия, Тыва)
арактерной тенденцией постсоветского периода стало открытие в образовательных заведениях специальных классов, студий, отделений по обучению традиционным видам музыкального искусства. Многие народные мастера республик Саяно-Алтая (кайчи, хайджи, хввмейжи и др.) были привлечены к педагогической деятельности. В рассматриваемых регионах этот почин иногда шел не из центральных городов-столиц, а из сельской глубинки, и не обязательно был связан с профильными учебными заведениями культуры и искусства, а порой естественным образом продолжал творческие проекты общеобразовательных школ или даже профтехучилищ, демонстрируя общие тенденции возрождения этнических культур на постсоветском культурном пространстве. Например, алтайский кайчи Таныспай (Иван) Шинжин, в советские годы активно пропагандирующий народное искусство, стал основателем в 1991 г. «Школы юных сказителей» в с. Шишикман Онгу-дайского района Республики Алтай. В это же время была открыта аналогичная школа на базе средней (национальной) школы № 7 Горно-Алтайска.
Успех артистов, выступающих в стилистике народной и так называемой world music, проведение республиканских и международных конкурсов горлового пения мотивировали молодежь обучаться исконным видам народного искусства. Сфера этнохудожественного образования, подпитываемая социальным заказом, начала активно развиваться. Однако процесс вхождения традиционных видов музыкального искусства тюрков Саяно-Алтая в практику
© Е. К. Карелина, 2017
учебных заведений был отнюдь не простым и имел свои специфические особенности.
Традиции народного музыкального творчества и традиции сложившейся системы отечественного образования находятся в очевидном противоречии, лежащем на поверхности - столь различна природа их социокультурного функционирования: преимущественно устный канал передачи, приоритет индивидуального общения, отсутствие строго организованной системы занятий - в сфере народного творчества; письменно-устная форма передачи знаний, классно-урочная форма организации, преимущественно групповая - в сфере государственной системы образования.
Современные требования, предъявляемые к образовательным организациям и педагогическим работникам, таковы, что любой народный мастер, решившийся на официальное трудоустройство в ДМШ (ДШИ, лицей, училище, колледж) в качестве педагога по классу национальных инструментов или горлового пения, сразу сталкивается с тем, что он может не соответствовать по целому ряду параметров: 1) у него нет специального образования (ни музыкального, ни педагогического); 2) он не имеет официального педагогического стажа (всю жизнь проработал в селе, на производстве или просто был аратом, ведущим личное хозяйство, а опыт обучения в рамках устной традиции не в счет); 3) он не имеет письменно оформленных методик и рабочей программы (этот аспект совсем непонятен для народных мастеров, которые ориентированы исключительно на устную передачу традиции); 4) он, вполне вероятно, плохо владеет русским языком
X
(что также мешает работе над учебно-ме-тодическими документами). В предыдущий период такие особенности не были препятствием для участия народных музыкантов в учебном процессе (что, кстати, положительно сказалось на результатах их педагогического труда)1, но в последние годы игнорировать их стало практически невозможно2. Отрадно, что во многих детских музыкальных и школах искусств ныне функционируют фольклорные отделения8. Однако обозначенная выше проблема с народными мастерами на государственном уровне по-прежнему остается нерешенной.
Сфера этнохудожественного образования в республиках Саяно-Алтая тесно связана с развитием концертной практики. В ее рамках формируются новые художественные эталоны, на которые ориентируются молодые музыканты, среди них: различные типы ансамблей с участием национальных (включая шаманские и буддийские звуковые орудия), русских народных, европейских академических, эстрадных электромузыкальных инструментов и горлового пения; стилевые миксты, включающие элементы фольк-, джаз-, панк-рока, рэпа и других видов масс-культуры; включение женского и детского горлового пения; использование ритмических остинатных формул, гомофонно-гармонической и полифонической фактуры, некоторых композиционных шаблонов.
С открытием в 1991 г. отделения тувинских национальных инструментов в Кызылском училище искусств наличие фольклорных ансамблей, участники которого играют на этническом инструментарии и исполняют различные стили горлового пения, постепенно стало своего рода традицией современной образовательной практики в Республике Тыва: подобные ансамбли есть не только в учебных заведениях культуры и искусства, но и в Тувинском государственном университете, профтехучилищах, многих общеобразовательных школах. В колледже искусств сменилось несколько поколений студенческого ансамбля «Чангы-Хая», из участников которого постепенно сформирова-
лось несколько профессиональных фольк-групп («Чиргилчин», «Тыва кызы», «Алаш», «Хогжумчу», «Угулза» и др.), ныне представляющих музыкальное искусство тувинцев во всем мире.
В отличие от Горного Алтая и Тувы только Хакасия располагает полной трехуровневой системой музыкального образования4: помимо сети ДМШ и ДШИ, в Абакане есть музыкальный колледж (основан в 1960 г.) и Институт искусств5 (организован в 1997 г.), входящие в состав местного университета. Из учебных коллективов в республике широко известны: ансамбль хакасских народных инструментов Института искусств Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (рук. Людмила Кирби-жекова), ансамбль хакасских народных инструментов «Чылтыс» Абаканской ДМШ № 1 им. А. А. Кенеля (рук. Мария Сартыкова) и фольклорный ансамбль «Айдас» Хакасской республиканской национальной детской школы искусств6 (рук. хайджи Евгений Улугбашев).
Когда в 2003 г. в Горно-Алтайске был открыт Колледж культуры и искусства им. Г. И. Чорос-Гуркина, Таныспай Шинжин был приглашен туда для преподавания фольклора и начал передавать студентам традиции алтайского кая. Первой проблемой, с которой столкнулся кайчи, была неготовность молодых музыкантов к запоминанию текстов сказаний, порой весьма объемных [8, с. 174]. В результате занятий под руководством опытного мастера студенты стали выступать с исполнением кая на сценических площадках7, а в 2004 г. уже участвовали в I Международном Курултае сказителей8, проходившем в Улаганском районе Республики Алтай. В настоящее время дело И. Б. Шинжина в колледже продолжает молодой педагог Мансур Тонов, руководитель студенческого вокально-инструментального ансамбля «Шуну».
Помимо обучения этническим традициям через деятельность учебных фольклорных ансамблей возникают и другие модели этнохудожественного образования. Например, среди детских школ искусств Горно-Алтайска выделяется ДМШ
№ 1, на базе которой в 1999 г. была создана студия мальчиков «Алтай», где в настоящее время обучается около 50 детей. Программа обучения рассчитана на пять лет (начиная с 9-10-летнего возраста) и включает целый комплекс дисциплин: алтайские народные инструменты (комус, шоор, икили, ядаган, топшуур), пение (горловое, народное, академическое), музыкально-теоретические дисциплины (сольфеджио, музыкальная грамота, музыкальная литература), хореографию, де-коративно-прикладное творчество, фортепиано, этику. Учебная программа студии нацелена на всестороннее развитие личности ребенка средствами искусства, но, на наш взгляд, не может обеспечить передачу этнической традиции в той мере, как это делается в Горно-Алтайском колледже культуры и искусства в условиях специальной программы этнохудожественно-го образования. Направленность программ, по сути, противоположна.
В студии «Алтай» в рамках дополнительного образования обучаются городские мальчики, что помогает процессу их этнической самоидентификации. Студенты колледжа - в основном жители сельских районов9, получая образование в городе и «окультуриваясь» в профессиональной среде, по-новому осмысливают знакомую с детства традицию, чтобы, вернувшись после учебы домой, обеспечивать ее непрерывность. Несмотря на эту разнонаправленность, важнее оказывается совместный результат работы педагогов и их воспитанников, благодаря чему не исчезают художественные традиции сибирских этносов.
Для функционирования традиции в условиях современного образования неизбежно встает вопрос о создании специальных учебных программ и пособий. Во всех рассматриваемых республиках уже накоплен определенный опыт методического осмысления процесса преподавания курсов игры на этнических музыкальных инструментах и обучения горловому пению.
В Колледже культуры и искусства им. Г. И. Чорос-Гуркина обучение будущих кайчи идет в рамках специальности
«Народное художественное творчество» (по виду «Этнохудожественное творчество») и опирается на методические разработки учебных курсов «Горловое пение», «Фольклорный музыкальный инструмент», «Народное поэтическое слово (Эпос)», «Фольклорный ансамбль»10. Рабочая программа по курсу «Горловое пение» разработана М. С. Тоновым11 и включает в себя изучение творчества алтайских кайчи старшего поколения (А. Г. Калкина и Н. У. Улагашева) с итоговым экзаменом, на котором студент должен продемонстрировать исполнение наизусть отрывка из героического сказания (не менее 200 строк) под аккомпанемент струнного инструмента (топшуура или икили).
В Хакасии уже создан фонд нотных пособий по обучению игре на национальных инструментах: для духового хо-быраха и струнно-смычкового ыыха (авторы М. В. Дорина, В. В. Албычаков), для струнно-щипкового хомыса (в ред. Л. Кирбижековой), для варгана тимир-хомыса (пособие Ю. Киштеева) и др. Благодаря профессионализму институтских преподавателей работа в этом направлении идет более успешно, чем по горловому пению (хаю), что объясняется отсутствием специальных навыков учеб-но-методической работы у носителей традиции. Такую учебную программу для колледжа в начале 2010-х гг. разрабатывала педагог-инструменталист Р. В. То-динова, программу «Основы народного (горлового) пения» для студентов-инст-рументалистов института искусств (специальности «Национальные инструменты народов России») готовила группа педагогов под руководством кандидата культурологии Л. Ю. Мазай (Киштее-вой), хотя собственно сам учебный курс вел артист-хайджи Евгений Улугбашев12.
Более активно шли учебно-методичес-кие поиски в преподавании горлового пения в Туве. Наличие отделения тувинских национальных инструментов в Кы-зылском колледже искусств стало стимулом для развития методики обучения хоомею, поскольку именно в рамках этого отделения велись факультативы по
народному пению и по хоомею. Когда в 2001 г. было открыто отделение народного пения, то вопрос разработки учебных программ и методики преподавания встал перед педагогами в полной мере. Данной проблематикой также озаботились сотрудники международного научного центра «Хоомей», специалисты сферы общего образования (на базе Института развития национальной школы Минобразования Тувы), методисты Дома народного творчества. Процесс учебно-методических поисков, начавшись в 1993 г. с рукописной работы С. И. Ба-дыраа «Методические рекомендации по обучению хоомею»13, продолжился изданием в 2003 г. учебной программы по хоомею для ДШИ М. М. Сундуй (Бадыр-гы)14, на основе которой в 2008 г. преподавателями Кызылского колледжа искусств X. К. Ховалыгом, И. М. Кошкен-деем и А. X. Кан-оол был разработан рукописный учебно-методический комплекс «Хеемей» (для студентов специализации «Народное пение»), позже обновленный педатогами-хоомеистпами колледжа А. К. Ондаром, X. К. Ховалыгом, Д. М. Сарыгларом и А. Ю. Опуйлаа15.
Процесс был дополнен оригинальной разработкой В. О. Куулара16, и, в итоге, привел к изданию в 2014 г. ученым-этно-музыкологом 3. К. Кыргыс первого учебника по горловому пению [4], в котором автор попыталась суммировать собранные ею от народных мастеров сведения по объяснению исполнения различных стилей и приемов тувинского горлового пения. Промежуточным этапом между научной монографией автора17 и учебником по хоомею можно считать изданную в 2013 г. книгу 3. К. Кыргыс «Тайна тувинского горлового пения» [3], которая обозначена автором как научная, но, по сути, представляет собой научно-популярное издание, содержащее методический материал18. Вслед за учебником 3. Кыргыс в 2017 г. вышло пособие педагога- хоомейжи К. К. Монгуша19. По обучению игре на тувинских инструментах накопилось достаточно много трудов, из которых выделим работы С. М. Бюрбе («Учебная программа по классу тувинс-
ких музыкальных инструментов: игил, бызаанчы, хомус», издана в 1997 г.) и А. А. Оюн (рукописные хрестоматии по классам игила и бызаанчы), как носителей традиции и первых преподавателей отделения тувинских инструментов Кызылского колледжа искусств.
Осмысление процессов современной музыкальной культуры в республиках Южной Сибири вызвало к жизни появление изданий, нацеленных на различные аспекты этнохудожественного образования. Первой попыткой создать учебное пособие по музыкальной культуре хакасов стала вышедшая в 2000 г. работа Н. Кондратовой и Д. Крупина [2], рекомендованная для общекультурного образования. Вторым стало изданное в 2009 г. культурологом Л. Ю. Мазай20 учебное пособие [5], предназначенное для студентов Института искусств, обучающихся по специальности «Музыкальное образование». Этноинструментове-дом В. Ю. Сузукей были подготовлены вышедшее в 2010 г. учебное пособие «Эт-номузыка» [7], направленное на ознакомление детей с тувинской музыкой в рамках общего школьного образования21, и выпущенный в 2012 г. на базе Тувинского филиала ВСГАКИ просветительский проект электронной энциклопедии «Тувинские музыкальные инструменты». Многолетний труд опытного пе-дагога-теоретика 3. К. Казанцевой завершился в 2012 г. изданием первого в Туве и Южной Сибири учебника по эт-носольфеджио [1]. В 2013 г. появилось подготовленное на основе диссертационного исследования У. О. Монгуш учебное пособие [6], призванное упорядочить разночтения в области этнических терминов, связанных с музыкой.
Современное бытование музыкальных традиций народов Саяно-Алтая происходит в условиях тесного взаимодействия сфер собственно народного творчества, культурной жизни региона, научной мысли и образования: неслучайно многие современные носители традиции удачно сочетают личный опыт раннего «впитывания» основ народного искусства (семейно-родовой) с последующим
профессиональным обучением (подразумевающим знакомство с достижениями этномузыкознания), с концертной и преподавательской практикой.
Думается, рассмотренное нами вхождение этнической музыки в русло совре-
менного образования, наблюдаемое в регионах Сибири, демонстрирует своего рода механизм самосохранения, актуальный для всех постепенно исчезающих и сокращающих ареалы бытования автохтонных музыкальных традиций.
Примечания
1 Так, в частности, были приглашены учебными
заведениями и вели там успешную педагогическую деятельность столь известные народные мастера старшего поколения, как хоомей-жи Хунаштаар-оол Ооржак и Владимир Мон-гуш (в Кызылском училище искусств) или кайчи Таныспай Шинжин (в Горно-Алтайском колледже культуры и искусств). Им удалось за короткий срок подготовить немало молодых артистов, продолживших традицию исполнения хоомея и кая.
2 В связи с этим, автор статьи (совместно с колле-
гами из Республиканского центра непрерывного образования при Кызылском колледже искусств) в 2013 г. направляла в проект Концепции развития ДШИ РФ следующее предложение: «Внести изменения в порядок аттестации для лиц, не имеющих профессионального образования, но являющихся признанными носителями традиций народного искусства (например, хоомейжи, хомусчу, тоолчу, камнерезы), аттестовывая их сразу в должности "преподаватель народного искусства" и проводя аттестацию по ПСЗД не ранее чем через 3 года (когда будут видны результаты работы)» (из письма ККИ в Минкультуры РТ, исх. № 312 от 07.11.2013).
8 В проекте документа «Концепция развития детских школ искусств в рамках проекта Программы развития системы дополнительного образования детей в РФ до 2020 г.» отмечается, что «школы искусств могут <...> выступать мостом между культурными традициями народов, как населяющих Россию, так и приезжающих мигрантов, формировать мульти-культурное мировоззрение у детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов». В итоге, расширен перечень учебных предметов (см. п. 4.46 Концепции на сайте: http://vgdshi5.ru), где в наименовании «фолк» подразумеваются виды народного музыкального искусства.
4 Правда, в г. Кызыле в 1993 г. был открыт Тувинский филиал Восточно-Сибирской академии культуры и искусства (ВСГАКИ, ныне ВСГИК, г. Улан-Удэ), в котором образование осуществлялось только по заочной форме
(в настоящий период филиал закрывается). На базе филиала образование по специальности «Народное художественное творчество» получили музыканты тувинского национального и духового оркестров. Собственного вуза культуры и искусства в Туве нет.
6 В отличие от музыкального колледжа, где представлены все направления музыкальной подготовки, в Институте искусств ХГУ функционируют только две специальности, связанные с музыкой: «Народное художественное творчество» и «Музыкальное образование». По сути, получился симбиоз музыкально-педагогического и института культуры, причем курируемого Минобразования, а не Минкультуры (в связи с подчиненностью университета).
6 Данная школа (поначалу ДМШ, вскоре ДШИ) была открыта при Хакасской областной национальной школе (интернате) в 1986 г., деятельность ХРНДШИ курируется Минкультуры республики. Похожая история произошла ранее в Туве: на базе национальной общеобразовательной школы-интерната (школа № 2 г. Кызыла) в 1978 г. была открыта Республиканская школа искусств (РШИ, ныне РООМХШИ им. Р.Д. Кенденбиля), дисциплины искусства велись на базе Кызылского училище искусств. Но позже школа искусств полностью «отпочковалась» от общеобразовательной школы № 2, став самостоятельной организацией в ведении Минкультуры Тувы.
7 Нам посчастливилось наблюдать показ работы именитого кайчи в рамках межрегиональной конференции в г. Кызыле в 2007 г., где его студент продемонстрировал уверенное исполнение героического сказания каем под аккомпанемент струнно-щипкового топшуура.
8 Отметим, что одной из номинаций конкурса было исполнение самостоятельно сочиненного эпического текста объемом от 200 поэтических строк. Для развития сказительской памяти в учебной практике были использованы следующие формы: сочинение сказания на основе прочитанной народной сказки; прохождение практики по обучению каю с учащимися ДМШ № 1 и республиканской гимназии им. В. К. Плакаса [8, с. 176-177].
9 Об этом говорят данные о поступивших в 2017 г. (см. материалы сайта колледжа http://collegcult-ra.ru/images/Documets/ АЬииг1еп1ат/2017/8р1зок2ас1п81е1шу11.р(1:1:).
10 Названные входят в междисциплинарный комплекс «Основы сценарной композиции» наряду с предметами «Исполнительское мастерство», «Постановка голоса», «Основы народной хореографии», «Основы пластики и сценического движения», «Фортепиано».
11 М. С. Тонов совместно с супругой Ж. С. Тоновой, возглавляющей предметно-цикловую комиссию «Народное художественное творчество», не только музыканты-педагоги и практики, но и оба учатся в аспирантуре, выступают с докладами по традиционной музыкальной культуре алтайцев на научных конференциях.
12 По информации, предоставленной нам зам. министра культуры Республики Хакасия Л. Ю. Киштеевой.
13 «Методические рекомендации...» С. И. Бады-раа написал в период работы в качестве научного сотрудника только что созданного международного научного центра «Хоомей», но они не нашли широкого применения на практике (возможно, потому, что сам автор не является хоомеистом, хотя имеет большой опыт работы с фольклорными коллективами как организатор, композитор и педагог по классу народных инструментов). Тем не менее, свой подход автор позже реализовывал в Кызылском училище искусств, где некоторое время вел предмет «Методика преподавания хоомея». Сейчас готовит свою рукопись к изданию.
14 «Учебная программа по хоомею с 5-летним сроком обучения (5-9-е классы) для классов хоомея детских школ искусств Республики Тыва», написанная на тувинском языке научным сотрудником МНЦ «Хоомей» М. М. Сундуй (Бадыргы), оказалась весьма востребованной: в ней был учтен опыт старейших хоомейжи, с которыми тесно общалась молодой специалист.
15 Обновление учебно-методических документов шло в связи с требованиями ФГОС, ТЯКЖ6 были сделаны учебные программы по хоомею для ДШИ. Все названные молодые педагоги-хоомеисты - бывшие выпускники колледжа, получившие высшее образование (по профилю «НХТ и СКД»), активно занимаются концерт-
ной пропагандой хоомея. В настоящее время в Кызылском колледже искусств класс хоомея ведется для студентов, обучающихся по специальностям «Этнохудожественное творчество», «Сольное народное пение», «Национальные инструменты народов России».
16 Владеющий приемами горлового пения и занимающийся исследованиями звуковой природы хоомея опытный педагог-инструменталист В. О. Куулар разработал собственную методику по обучению хоомею (2013, рукопись). Его работа рассчитана на подготовленных учащихся, имеющих знания по нотной грамоте и сольфеджио, поэтому может иметь применение только в условиях специального учебного заведения - такого, как Республиканская школа искусств или колледж искусств.
17Кыргыс 3. К. Тувинское горловое пение: этно-музыковедческое исследование. Новосибирск, 2002. 236 с.
18 Книга «Тайна тувинского горлового пения» содержит раздел «вопросы - ответы», методические рекомендации, авторские уроки известных мастеров хоомея, приложение с фольклорными текстами напевов хоомея. Материал последующего учебника 3. Кыргыс тесно связан с рассматриваемой книгой и дополнен рядом разделов, из которых обращает на себя внимание VI раздел «Изучение горлового пения народов Севера и Южной Сибири».
19 Данное учебное пособие на тувинском языке педагог готовил давно, но оно не было принято к изданию международным научным центром «Хоомей», в итоге, было выпущено Петром развития национальной школы Минобразования.
20 Автор - пианистка, кандидат культурологии, доцент кафедры музыки и музыкального образования Института искусств ХГУ.
21 Пособие двуязычное (на тувинском и русском языках), содержит экспериментальные учебные программы, методические рекомендации и нотные приложения для 1-8-х классов общеобразовательных школ. Несмотря на усилия тувинских ученых-этномузыкологов, следует признать, что, поскольку преподавательской деятельностью они не занимаются, названные их работы все же далеки от живой педагогики и потому не пользуются спросом педагогов-практиков.
Литература
1. Казанцева 3. К., Лопсан М. М. Сольфеджио на материале музыки Тувы: Уч. пособие: В 3 ч. / отв. ред. У. Б. Хомушку. - Кызыл; Новосибирск: Тип. ИП К. П. Деханова, 2012. - 91 е.; 111 е.; 134 с.
2. Кондратова Н., Крупин Д. История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой). - Абакан: Отдел изд. деятельности ХРИПКиПРО «Роса», 2000. - 108 с.
3. Кыргыс 3. К. Тайна тувинского горлового пения: Науч. изд. / Междунар. науч. центр «Хо-омей»; отв. ред. Р. Р. Бегзи. - Кызыл: ОАО «Тываполиграф», 2013. - 128 с.
4. Кыргыс 3. К. Обучение тувинскому горловому пению «Хеемей»: Учеб. пособие / Междунар. науч. центр «Хоомей»; отв. ред. А. С. Шаалы. -Кызыл: ОАО «Тываполиграф», 2014. - 144 с.
5. Мазай Л. Ю. Музыкальная культура Хакасии: Учеб. пособие. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2009. - 148 с.
6. Монгуш У. О., Карелина Е. К. Тувинские музыкальные термины: Учеб. пособие / Кызыл.
колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола. -Кызыл: Тип. КЦО «Аныяк», 2013. - 48 с.
7. Сузукей В. Ю. Этномузыка: Учеб. пособие / Ин-т развития нац. шк. М-ва образования и науки Республики Тыва. - Кызыл, 2010. -124 с. (на тув. и рус. яз.)
8. Шинжин И. Б. Роль воспитания сказителей в сохранении традиций исполнительского искусства эпоса в современных условиях // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: Сб. межрегион, науч.-практ. конф. / ред.-сост. канд. искусствоведения Е. К. Карелина. - Кызыл: Тип. КЦО «Аныяк», 2008. -С. 173-177.
References
1. Kazantseva Z. K., Lopsan M. M. Solfedzhio na materiale musyki Tuvy [Solfeggio based on the music of Tuva]. Kyzyl, Novosibirsk, 2012.
2. Kondratova N., Krupin D. Istoriya razvitiya musykalnoj kultury Khakasii (eyo vzaimodejstvie i vzaimoöbogashchenie s russkoj musykalnoj kulturoj) [The history of the development of musical culture of Khakassia (interaction and mutual enrichment of Russian musical culture)]. Abakan, 2000. 108 p.
3. Kyrgys Z. K. Tajna tuvinskogo gorlovogo peniya [The mystery of Tuvan throat singing: a scientific publication]. Kyzyl, 2013. 128 p.
4. Kyrgys Z. K. Obuchenie tuvinskomu gorlovomu peniyu "Khoomej" [Learning Tuvan throat singing "Khoomei". Kyzyl. 2014. 144 p.
5. Mazaj L. Yu. Musykalnaya kultura Khakasii [The Musical culture of the Khakassia]. Abakan, 2009. 148 p.
6. Mongush U. 0., Karelina E. K. Tuvinskie musycalnye terminy [The Tuvan musical terms]. Kyzyl, 2013. 48 p.
7. Suzukej V. Yu. Etnomusyka [The Ethnic music]. Kyzyl, 2010. 124 p.
8. Shinzhin I. B. The role of the education of narrators in preserving the performing arts traditions of the epic in modern conditions. Kultura, iskusstvo i obrazovanie v regionakh Sibiri [The Culture, Art and Education in the regions of Siberia: materials of the conference]. Kyzyl, 2008, pp. 173-177.
Этномузыкальное образование в регионах Сибири (на примере республик Алтай, Хакасия, Тыва) Статья призвана создать картину современного бытования этномузыкального образования в регионах Сибири. Процесс вхождения традиционных видов музыкального искусства тюрков Саяно-Алтая в практику учебных заведений Южной Сибири (Республики Тыва, Республики Хакасия, Республики Алтай) имеет свои специфические особенности. Существует проблема соотношения имманентных свойств народной музыки с государственной моделью музыкального образования. Привлечение народных мастеров для преподавания в учебных заведениях культуры и искусства является проблемным, этому мешают формальные требования современной системы образования. Ученые-этномузыкологи и му-зыканты-педагоги предлагают различные модели сохранения этнических видов музы-
Ethno-musical education in the regions of Siberia (for example, republics of Altai,
Khakassia, Tyva) The article is contributed to create a picture of the modern existence of ethno-musical education in the regions of Siberia. The process of entering the traditional musical art of the Sayan-Altai's Turks in the practice of educational institutions of the Southern Siberia (Tyva Republic, Khakassia Republic, Altai Republic) has its own specific features. There is the problem of the relationship between inherent properties of folk music with the state model of musical education. The attraction of folk artists for teaching in educational institutions of culture and art is problematic, because the formal requirements of the modern education system are hindering. Ethnomusicologists and music teachers offer a variety of models preserve ethnic types of music art and create
кального искусства и создают методические работы по обучению горловому пению, игре на фольклорных инструментах. Процесс учебно-методических поисков привел к изданию в 2014 г. первого учебника по горловому пению, автором которого стала этномузыко-вед Зоя Кыргыс. В учебных заведениях региона активно функционируют творческие коллективы, из которых образуются профессиональные фольк-группы. С развитием концертной практики формируются новые художественные эталоны, на них ориентируются молодые музыканты. Взаимодействие этнической музыки и современного образования является своего рода механизмом самосохранения, актуальным для всех постепенно исчезающих автохтонных музыкальных традиций.
Ключевые слова: Сибирь, Алтай, Хакасия, Тува, этническая музыка, традиция, современное образование.
a methodological teaching on throat singing and playing folk instruments. The result of the educational methodical searches's process was the publication of the first throat singing's textbook in 2014, authored by ethnomusicologist Zoya Kyrgys. In educational institutions of the region creative teams actively function and then shape the professional folk groups. The new artistic standards are formed with the development of concert practice, so young musicians focus on them. The interaction of ethnic music and modern education is a kind of survival mechanism that is relevant to all gradually vanishing native musical traditions.
Keywords: Siberia, Altai, Khakassia, Tuva, ethnic music, tradition, modern education.
Карелина Екатерина Константиновна, доктор искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Тувинского государственного университета, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Республики Тыва E-mail: [email protected]
Karelina Ekaterina Konstantinivna, Doctor of Art Criticism, Associate Professor at the Department of music education and enlightenment at Glinka Novosibirsk State Conservatoire, Professor of Department of Pedagogy and Methods of pre-school and primary education at Tuvinian State University, the Member of Russian Composers Union, the Tuva Republic honored worker of Art E-mail: [email protected]
Получено 12.10.2017 г.