Научная статья на тему 'Современные подходы к управлению конкурентоспособностью транспортной организации'

Современные подходы к управлению конкурентоспособностью транспортной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаков В.В.

В процессе организации международных перевозок требуется решать большое количество оптимизационных задач, а также необходимо комплексное планирование транспортировки совместно с другими логистическими функциями. Оптимальное сочетание стоимости и качества данных услуг у каждого транспортного предприятия способствует повышению их конкурентного статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жаков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF THE COMPETITIVENESS OF THE TRANSPORT ORGANIZATION

In the process of organizing international transportations, it is necessary to solve a large number of optimization tasks, and complex transportation planning along with other logistical functions is also necessary. The optimal combination of the cost and quality of these services for each transport company helps to increase their competitive status.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к управлению конкурентоспособностью транспортной организации»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТРАНСПОРТНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Жаков В.В.

кандидат экономических наук, доцент, ФГБ ОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)),

г. Москва

MODERN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF THE COMPETITIVENESS OF THE TRANSPORT ORGANIZATION

Zhakov V.

candidate of economic Sciences, associate Professor, Moscow state University of railway engineering Emperor Nicholas II, Moscow

АННОТАЦИЯ

В процессе организации международных перевозок требуется решать большое количество оптимизационных задач, а также необходимо комплексное планирование транспортировки совместно с другими логистическими функциями. Оптимальное сочетание стоимости и качества данных услуг у каждого транспортного предприятия способствует повышению их конкурентного статуса. ABSTRACT

In the process of organizing international transportations, it is necessary to solve a large number of optimization tasks, and complex transportation planning along with other logistical functions is also necessary. The optimal combination of the cost and quality of these services for each transport company helps to increase their competitive status.

Ключевые слова: транспорт, конкурентоспособность, стратегический менеджмент. Keywords: Transport, competitiveness, strategic management.

Перевозка грузов в настоящее время является одним из основных стратегических видов услуг в Российской Федерации. В современных условиях одним из основных элементов эффективной конкурентной борьбы является именно предоставление грузовладельцу ряда дополнительных услуг. Оптимальное сочетание стоимости и качества данных услуг у каждого транспортного предприятия способствует повышению их конкурентного статуса.

Под классическим определением конкурентоспособности транспортной продукции понимается способность выдержать конкуренцию товаров-заменителей работ, услуг, с точки зрения завоевания той доли рынка, которая обеспечивает благоприятную реализацию транспортной продукции и необходимый рост доходов транспортного предприятия. [4]

Конкурентоспособность транспортной компании - способность удовлетворять платежеспособный спрос клиентов в перевозках определённого объёма и качества, что позволяет занять ведущее место на рынке транспортных услуг и получить максимально полезный эффект. [5]

В сфере грузовых перевозок существует конкуренция между железнодорожными и другими видами транспорта в различных сегментах рынка (по

направлениям, по расстояниям, по видам грузов, по уровню транспортного обслуживания грузовладельцев и т.д.).

В процессе организации международных перевозок требуется решать большое количество оптимизационных задач, а также необходимо комплексное планирование транспортировки совместно с другими логистическими функциями:

> совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта в случае смешанных перевозок;

> обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

> совместное планирование транспортного процесса со складскими и производственными процессами и др.

Таким образом, для реализации вышеперечисленных задач необходимо увязать все транспортно-логистические решения в единую комплексную систему менеджмента. Менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, которая направлена на достижение определенных целей посредством рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов управления.

Управление - это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.

Как и в любой области деятельности, в менеджменте реализуется принцип разделения труда. Горизонтальное разделение труда представляет собой выделение менеджеров по специализациям: менеджеры по продажам, менеджеры по закупкам, по управлению персоналом, по логистике, финансовые и пр.

Вертикальное разделение труда ведет к образованию определенных уровней управления, по-другому называемых иерархиями. В этом случае, появляются менеджеры верхнего звена (топ- менеджеры), среднего звена (мидл-менеджеры) и менеджеры низшего звена (лоу-менеджеры). В основу деятельности всех менеджеров, независимо от выделения по слоям иерархии, входит решение комплексных задач, касающихся работы всего предприятия. Отличие между ними заключается лишь в том, что уровень их полномочий и размер задач -разный для каждой группы, повышающийся по мере движения вверх по слоям иерархии. (рис. 1)

Топ-менеджерьг (высшее звено) Стратегическое управление

Мидл-менеджеры (среднее звено) Тактическое управление

Лоу-менеджеры (низшее звено) Оперативное управление

Рисунок 1. - Уровни управления

Менеджеры низшего звена обеспечивают оперативное управление. Они занимаются решением оперативных, ежедневных задач той функциональной группы, в которую они включены.

Руководители среднего звена отвечают за работу отдельного функционала и решают перечень задач тактического масштаба, связанных с работой подразделения в течение коротких плановых периодов - до одного года. Задача менеджеров этого уровня - разработка конкретных действий и мероприятий, необходимых для реализации стратегии развития фирмы, соответственно, они реализуют тактическое управление.

Менеджеры верхнего звена видят весь бизнес сверху и отвечают за эффективную работу всей системы в течение длительных, стратегических плановых периодов. Основная задача топ-менеджеров - это обеспечение успешного функционирования организации в долгосрочном аспекте, выполнение которого во многом зависит от состояния внешней среды.

В соответствии с ростом статуса менеджера в организации возрастает и груз ответственности.

Для любой организации необходима своевременная адаптация деятельности. Достижение поставленных целей и требуемого уровня управления возможно благодаря выявлению изменений потребительского спроса к производимым товарам и услугам, а также заблаговременного анализа угроз успешной деятельности со стороны конкурентов и других организаций. Именно поэтому наибольшее внимание высшего руководства организации сосредоточено на внешней среде. Эффективное функционирование предприятия на момент разработки определенного плана невозможно без грамотного стратегического управления. [3]

Управление рассматривают как информационный процесс и как функциональный процесс.

Управление в качестве информационного процесса представляет собой обмен информацией между управляемой и управляющей системами.

На рисунке 2 представлен цикл управления как процесса. Цикл управления - это оборот информации между объектом управления и управляющей системой или между управляющей системой и внешней средой.

Управленческий цикл совершается или только по внутреннему контуру, или по внутреннему и внешнему контурам. [2]

Если цикл совершается только по внутреннему контуру, в этом случае, он вызван информацией, поступившей из объекта управления. В таком случае процесс управления должен идти строго по внутреннему контуру. В другом случае, процесс

управления базируется на поступлении информации из внешней среды и может идти как по внутреннему, так и по внешнему контурам. Необходимо отметить, что эти контуры должны быть замкнутыми, так как при разомкнутом внутреннем контуре нет информационного обмена, следовательно, управление практически полностью отсутствует.

Предприятие (организация)

Рисунок 2. - Блок-схема информационного управленческого цикла.

Поскольку руководитель отвечает непосредственно за результаты деятельности подчиненного объекта, внутренний контур всегда замыкается. Если руководитель не осуществляет передачу информации во внешнюю среду, даже несмотря на то, что замыкает внутренний контур в связи с полученной из внешней среды информацией, внешний контур часто остается разомкнутым. Это происходит потому, что менеджер не несет ответственность за состояние внешней среды и поэтому считает информационный обмен не обязательным. В результате внешняя среда подвергается неопределенности.

С функциональной точки зрения управление представляет собой исполнение определенных функций: планирование, организация, контроль, оперативное регулирование, мотивация.

Функции управления являются основными, так как они должны быть выполнены при исполнении всех специфических функций. Все эти функции являются взаимосвязанными и в совокупности образуют управленческий цикл. [1]

Для обеспечения высокой эффективной управленческой деятельности предприятия необходимо использовать методы управления.

Метод - это способ достижения какой-либо цели или решение конкретной задачи. Методы управления обладают определенными характерными признаками:

1. Целевая установка (конкретная цель должна быть достигнута)

2. Направленность (на определенное производственное задание компании, отдел, конкретного сотрудника)

3. Форма воздействия на персонал (прямое/косвенное: приказ или создание стимулирующих условий)

В зависимости от формы воздействия на персонал методы управления подразделяют на 3 основные группы:

1. Организационно-административные

2. Экономические

3. Социально-психологические

В основе организационно-административных методов управления - власть, принуждение, дисциплина и ответственность. Особенностью данной группы методов является жесткая форма организации, при которой сотрудники не могут свободно осуществлять выбор своего поведения, а также прямое и непосредственное воздействие на объект управления.

Организационные методы применяются в типовых ситуациях. К ним относятся нормирование, регламентирование, организационное проектирование. Цель таких методов - обязательное исполнение установленных правил, которые определяют порядок организационной деятельности. К таким

правилам можно отнести устав компании, инструкции, положения, нормы расхода ресурсов и т.д. Необходимо отметить, что в таких документах не прописываются определенные даты исполнения заданий и конкретные личности, исходя из чего, можно сказать, что данная группа методов является обезличенной. [2]

Административные методы представляют собой приказы, распоряжения, постановления, инструктаж, команды. В отличие от организационных методов, административные используются преимущественно в конкретных случаях. В основе административных методов лежит обеспечение своевременного выполнения персоналом своих обязанностей и предусмотренных в организации правил и норм в ситуациях несоблюдения требований, которые установлены в документах организационной подгруппы или при возникновении нештатных ситуаций. Соответствующее воздействие на работников осуществляется посредством уже упомянутых приказов, распоряжений и т.п., отдаваемых как в устной, так и в письменной форме. В документах этой группы уже указываются конкретные даты и работники, что говорит о персонификации документации. Регламентация административных методов обеспечивается правовыми актами хозяйственного и трудового законодательства.

Экономические методы управления занимают лидирующее положение в системе управленческих методов, поскольку данные методы непосредственно связаны с материальными потребностями и интересами людей. Главная задача методов данной группы - обеспечение оптимального уровня использования и соблюдения экономических законов, которые предусмотрены в хозяйственной деятельности. При этом должны учитываться последствия управленческой и производственной деятельности, оказывающие влияние на экономическую деятельность организации. В данной группе воздействие на исполнителей осуществляется путем конкретного сопоставления затрат и результатов, то есть использование материальных ресурсов, связанных с результатами труда. Базовая зарплата, премии, бонусы также относятся к данной группе. [4]

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на личностные отношения, связи и социальные процессы в трудовых коллективах. Такое воздействие осуществляется через удовлетворение социальных потребностей и психологических особенностей людей. Участники процесса управления в данной группе методов - непосредственно люди, поэтому социальные отношения и отражающие их методы управления являются важными. Основными стимулами к труду являются моральные стимулы, которые помогают достичь преобразования административного задания во внутреннюю потребность работника, например, повышение общего образовательного и культурно-технического

уровня, улучшение условий работы, усовершенствование организационной структуры персонала, улучшение профессионально-квалификационного состава. Мотивация работников и создание благоприятной среды в коллективе также могут являться моральными стимулами и помогают вовлечь работников в трудовой процесс.

По своей содержательной направленности стратегическое управление носит прагматический характер и способствует укреплению конкурентных позиций организации. Таким образом, стратегический менеджмент и управление конкурентоспособностью тесно связаны между собой: эти процессы обеспечивают достижение реальных хозяйственных результатов и потенциальных возможностей для того, чтобы обеспечить себе успех и процветание в будущем.

Литература

1. Жаков, В.В. Современные технологии управления конкурентоспособностью мультимо-дальных перевозок [текст] / В.В. Жаков // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет Международная научно-практическая конференция, посвящается 85-летию института экономики и финансов МИИТа. Московский государственный университет путей сообщения, Институт экономики и финансов // - М.: Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая ЩМосква), 2015 - С. 102-105.

2. Соколов, Ю.И. Управление спросом на железнодорожные перевозки и проблемы рыночного равновесия [Текст] / Ю.И. Соколов, Е.А. Иванова, В.А.Шлеин, И.М. Лавров, Л.О. Аникеева-Науменко, В.Н. Нестеров; Под редакциейЮ.И. Соколова // - М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2015, -320с.

3. Терёшина, Н.П, Галабурда В.Г., Куратова, Э.С., Королькова, Н.В. Экономика товарообменных процессов и транспортная доступность регионов [текст] /Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, Э.С. Куратова, Н.В. Королькова; под ред. Н.П. Терёшиной // М.: ФГОУ ВПО МГУПС (МИИТ), 2014. - 192 с.

4. Терёшина, Н.П., Галабурда, В.Г., Токарев, В.А. Экономика железнодорожного транспорта: учебник [текст] / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др.; под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М.Лапидуса. // - М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. - 550с.

5. Терёшина, Н.П., Резер, А.В. Конкурентоспособность интегрированных транспортно-логи-стических систем. - М.: ВИНИТИ РАН, 2015. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.