Научная статья на тему 'Современные подходы к разработке проблемы социальной защищенности личности'

Современные подходы к разработке проблемы социальной защищенности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
786
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / СИСТЕМА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ / SOCIAL SECURITY SYSTEM / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / SOCIAL PROTECTION / SYSTEM OF THEIR FORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушаков Игорь Анатольевич

Статья посвящена анализу исследований феномена социальной защищенности личности в гуманитарных науках, определению социально-педагогической сущности данного понятия, его характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the issue of social security system of a person

The article is dedicated to analysis of social security system of a person in human sciences, identification of social-pedagogic essence and its features.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к разработке проблемы социальной защищенности личности»

УДК 36:159.9

Ушаков Игорь Анатольевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена анализу исследований феномена социальной защищенности личности в гуманитарных науках, определению социально-педагогической сущности данного понятия, его характеристики.

Ключевые слова: социальная защита, психологическая защита социальная защищенность, система их формирования.

Сложные трансформации протекают в современном российском обществе. Наибольшую тревогу у специалистов - практиков и теоретиков вызывает ощущение незащищенности в различных сферах жизни. Последствием этого являются трудности общественного диалога между различными группами населения, неразвитость социальной солидарности, деструктурность этических смыслов взаимодействия, затруднения при решении возрастных, социально-психологических, социокультурных задач воспитания подрастающих поколений. Поэтому не случайно в последние десятилетия в гуманитарных науках прослеживается интерес к проблеме защищенности личности на различных этапах социального становления человека.

Анализ социально-философской и психологопедагогической литературы позволяет говорить

о том, что термин «защищенность» вошел в научный оборот в англо-американских источниках в годы великой депрессии и рассматривался как устойчивое положительное эмоциональное переживание человека, связанное с гарантией соблюдения его прав [6].

В отечественных нормативно-правовых документах мы чаще встречаемся с понятием защита, которая трактуется, как организация процесса ограничения, ограждения, отстаивания чьих-либо интересов в случае грозящих им физической и/или психической опасности при условии, если люди не справляются сами [6].

По мере дифференциации решаемых задач, ти-пологизации опасностей, выявления их специфики на различных этапах жизни человека стали говорить о видах защиты и конкретизировать их содержание. В частности, в широком смысле определялась «социальная защита населения» как система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их реализацию по предоставлению оптимальных условий жизни, удовлетворению потребностей, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.

Социальная защита рассматривается еще и как совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска

в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца. Она в этом контексте включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь) [7, с. 262-263].

В этой связи раскрывается правовая защита -закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций, правовой механизм их реализации [7, с. 46] и защита детства - как совокупность мер, обеспечивающих охрану законных прав и интересов детей, сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с несовершеннолетними, нуждающимися в соответствующей помощи [7].

Наряду с выше охарактеризованными терминами в отечественной литературе получает распространение понятие «психологическая защита». Оно, как отмечает Н.В. Скиба [8], рассматривается с различных точек зрения: как системное свойство психики, свойство личности, защитный механизм, процесс его использования, индивидуальная, закрепленная в онтогенезе, устойчивая совокупность защитных действий. Однако чаще всего психологическая защита - это некая совокупность бессознательных действий, направленных на восстановление нарушенного психологического баланса и сохранение состояния адаптированности к условиям среды [8, с. 94].

Ее полезный эффект состоит в том, что человек обретает способность к осуществлению намеченного плана действий, несмотря на возможные трудности, к устранению или сведению к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта и преодолением психотравмирующей ситуации.

По мере расширения базы исследования феномена защиты все четче начинает прослеживается ее понимание, с одной стороны, как регламентированного управляемого процесса, с другой - как самоорганизующегося и саморазвивающегося явления. В последнем случае и встречается использование категории «защищенность».

В настоящее время в широком смысле защищенность рассматривается как относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание индивида, вызванное обеспеченностью собственных прав в любых сфере, деятельности, ситуации [11].

126

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Ушаков И.А., 2013

В исследованиях [2, с. 8] доказано, что феномен «защищенности» не возникает сам по себе. Она является производной от системы мер, в которых четко, недвусмысленно определяется правовое положение человека любого возраста, декларируются одобряемые способы регулирования отношений в производственном, образовательном, воспитательном процессе, продумано содержание сопровождения при необходимости восстановления баланса сил, ресурсов, разрешения противоречий.

Очень подробный философский анализ феномена социальной защищенности человека дан В.Г. Лебедевым [3]. Автор трактует ее как выраженность не просто степени гуманного отношения государства и общества к человеку, а и многосторонние аспекты взаимодействия личности и общества, механизм социальной амортизации, смягчающий силу воздействия процессов, дестабилизирующих социальную систему. При этом сущность социальной защищенности проявляется в жизнеспособности общества и государства обеспечить каждому своему члену сообщества достойную (при данных конкретно-исторических условиях) жизнь, в социальном самочувствии личности, в безопасности и комфортности существования.

Следовательно, социальная защищенность - это объективно складывающийся для личности, группы, общности под воздействием социальной среды, общественных условий жизни, духовно-практический настрой, служащий источником и детерминантой активных действий человека по раскрытию своей социальной сущности, личностных потенций и способностей по реализации интересов и целей групп и общностей, по воплощению целей и задач в действительность [3, с. 44]. Автор убедительно показывает, что социальная защищенность не складывается у людей автоматически, а вырабатывается сложно, противоречиво и характеризуется изменчивостью, подвижностью, органично связана с образом жизни, системой ценностей, с возможностями самореализации.

В экономической науке, как отмечает Т.А. Агапова, сложилось два понимания социальной защищенности: а) проблема социальной защищенности в условиях экономической реформы сводится только к индексации доходов и предоставлению пособий пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми и некоторым другим группам населения; б) каждый трудоспособный человек должен собственными усилиями обеспечивать благосостояние своей семьи и ее социальную защищенность. Однако подчеркивается, что такая система материальной самообеспеченности не складывается сама по себе. Она предполагает определенные макроэкономические предпосылки, которые затрагивают всех членов общества. Создание этих предпосылок - функция государственного регулирования экономики, что поднимает проблему социальной защищенно-

сти на качественно иной уровень, позволяя разграничить меры, касающиеся всех членов общества, и меры, адресованные отдельным социальным группам.

К числу первых автором относятся: обеспечение системы эффективной занятости, подготовки и переквалификации кадров, которая позволяла бы каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности; организация эффективной системы формирования доходов, при которой уровень получаемого вознаграждения непосредственно определяется качеством и результатом работы человека независимо от сектора экономики, в котором он трудится (государственное предприятие, малый бизнес, кооператив, арендная организация и т.д.); макроэкономическое регулирование процесса дифференциации в доходах и личном потреблении, которое может осуществляться через налогообложение, налоговое планирование, обеспечение высокой профессиональной и социальной мобильности населения, налаживание единого потребительского рынка; официальное установление реального уровня прожиточного минимума как в денежной форме, так и по потребительской «корзине» с учетом тенденций в дифференциации доходов и потребления населения; защита интересов потребителя с помощью различных социально-экономических инноваций, связанных с переходом от «рынка продавца» к «рынку покупателя»; здесь имеется в виду целенаправленное стимулирование развития потребительского сектора экономики, антимонопольное регулирование, содействие деятельности потребительских ассоциаций, развертывание сети потребительского кредита и другие.

Перечисленные линии общей социальной защиты должны быть дополнены специфическими мерами помощи отдельным группам населения и связано с формированием эффективной системы занятости, и только на этой основе - с ростом денежных доходов и другими перечисленными выше мерами [1].

Гарантами защищенности в этом случае выступают: чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистический уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности.

Здесь также подчеркивается, что защищенность является производной системы мер, в которых определяется правовое положение обучающихся, способы регулирования отношений в образовательном процессе, приемы сопровождения, направленные на восстановление баланса, сохранение состояния адап-тированности, обретение способности к осуществлению намеченного плана действий [11, с. 134].

Исходя из того, что результатом социальной защиты является определенный уровень социально-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №°1

127

психологической защищенности личности,

З.К. Чермит предлагает понимать обобщенную характеристику ситуации, при которой вероятность наступления благоприятных для человека событий (успех, достижения, поощрения) возрастает, а вероятность наступления неблагоприятных событий (переживания, стресс, тревожность, потери, болезнь и др.) - снижается [10, с. 12]. Она включает в себя социальное самочувствие, социальное настроение и социальную безопасность личности. Следовательно, в социально-психологической защищенности личности ведущие позиции занимают сознание, воля, решительность и деятельность человека, что дает возможность ее регулировать. Личная свобода в принятии решений, которая дает демократическое общество, обуславливает личную ответственность как за позитивные, так и за негативные последствия принятых решений. Поэтому в формировании чувства социально-психологической защищенности личности должен соблюдаться принцип собственной ответственности.

Следуя логике своих рассуждений, автор делает два очень важных для нашего дальнейшего исследования вывода. Первый касается определения социально-психологической защищенности личности человека как сложного, многомерного социального явления, являющегося результатом комплекса одновременного воздействия социокультурных и социально-психологических детерминант ее проявления.

Во втором перечисляются условия эффективности ее формирования у несовершеннолетних: выявление личностных интеллектуальных и психологических характерологических особенностей детей и их учет при проведении воспитательной работы; снижение тревожности, агрессивности и психологического дискомфорта; повышение эмоциональной отзывчивости; содействие осознанию ребенком своих чувств, формирование навыков управления ими, развитие способности выразить их вербально; формирование навыков саморегуляции и социальных умений (общения, решения проблем неконфликтным способом, отстаивание своего мнения) [10, с. 8].

Итак, социальная защищенность с позиции психологической науки - это создание внутреннего психологического комфорта, поддержание уверенности, успешности, минимизация тревожности, обеспечение автономности, удовлетворенности межличностным взаимодействием.

В педагогике вопросу защищенности личности несовершеннолетних в коллективе много внимания уделял в своих художественно-педагогических произведениях А.С. Макаренко. Он, в частности, отмечал, что «Я не представляю себе коллектива, в котором ребёнку хотелось бы жить..., если ему не обеспечена полная защищенность от произвола и самодурства старших, если не царит приветли-

вый, простой тон отношений». [4, с. 75]. «Чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в коллективе защищенным как бы мал и слаб он ни был, он должен всегда найти защиту в своём классе, отряде, группе, должен быть уверен, что найдет ее у любого старшего товарища, учителя, воспитателя, директора», а отношения между взрослыми и детьми должны быть выстроены на основе взаимного уважения и доверия, доброжелательства и помощи [5, с. 162] .

Социальная защищенность, по мнению А.С. Макаренко, В.А. Никитина и других, является производной системой мер, в которых отражаются знания прав, способов регулирования отношений в социокультурном пространстве, способностей к осуществлению намеченного плана действий, преодоления возможных трудностей, представляет собой совокупность социальных и юридических гарантий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших социально-экономических прав, в том числе право на уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства.

В этом контексте можно рассматривать социальное обучение как одно из условий формирования такой защищенности. Социальное обучение, отмечает В.К. Шаповалов, - это специально организованный процесс по овладению человеком знаниями, умениями, навыками, необходимыми для осуществления личностью основных социальных функций [12, с. 18], необходимых для решения индивидом его личностно и общественно значимых задач в конкретных культурно-исторических и социально-экономических ситуациях.

Содержание такого обучения в инвариантной части предполагает когнитивную, ценностно-мотивационную и деятельностную составляющие, позволяющие обучающемуся понимать смысловые пространства социальной политики гражданского общества, его ценностей, эталонов поведения.

В вариативной части содержания социального обучения целесообразно касаться таких проблем, как: обеспечение уважения личности, сохранение собственного достоинства, права на ошибку и ее исправление, на участие в оценке результатов собственной деятельности, на проявление инициативы; на удовлетворение социально-образовательных потребностей; на управление личностными ресурсами; овладение социальными технологиями.

Построенное на открытости, диагностичности, дифференцированности, адекватной атрибуции ответственности, социальное обучение обеспечивает комфортное самочувствие личности, гармонизирует его отношение с окружающими, расширяет социальный опыт.

Сравнительный анализ различных подходов к социальной защищенности позволяет нам ее характеризовать в дальнейшем, во-первых, как явление, во-вторых, как процесс, в-третьих, как результат.

128

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

В первом случае, обеспечение защищенности требует открытости, прозрачности всех аспектов жизнедеятельности общества и человека в нем, обоснованности и целесообразности социальных гарантий, их направленности и закрепленности в экономике, политике, общественных отношениях.

Во втором случае, защищенность предполагает последовательность действий, ведущих к укоренению состояния, предполагает обучение правам личности в соответствии с допустимыми возрастными границами (уважение личности, достаточность информации, возможность для проявления инициативы, допустимость совершения ошибки и ее исправления, наличия собственного мнения, сохранения индивидуальности), способам охраны жизни, безопасному поведению, взаимопомощи и самопомощи.

В третьем случае, когда речь идет о защищенности как достигнутом результате - ощущение личностью удовлетворенности собственных потребностей, комфортности условий учебы, общения, готовности к оценке различных сторон своей жизнедеятельности (я узнал, я могу сделать, я нуждаюсь в помощи, я сам могу помочь).

Итак, социальная защищенность личности, особенно на конкретной ступени обучения, представляет собой систему фасилитирующих действий специалистов в удовлетворении естественно - культурных потребностей, социальных и духовных интересов личности, в преодолении проблем, которые обучающиеся не могут разрешить самостоятельно.

Библиографический список

1. Агапова Т.А. Социальная защищенность: вопросы поднятые реформой // Российский экономический журнал. - 1992. - № 12. - С. 57-67.

2. Капранова М.В. Психологическая защищенность личности от манипулятивных воздействий как функция психологической культуры студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.

3. Лебедев В.А. Феномен социальной защищенности человека: философский анализ: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2000.

4. Макаренко А.С. Марш тридцатого года. - М., 1967.

5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч. Т. 5. - М., 1972.

6. Методические последствия парадигмально-го сдвига в теории воспитания / ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. - М.; Тверь, 2011.

7. Российская энциклопедия социальной работы. Т. 2. - М., 1997.

8. Скиба Н.В. Психологическая защита как средство личностного развития подростков: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - Курск, 2006.

9. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М., 2002.

10. Чермит З.К. Формирование социально-психологической защищенности юных спортсменов (на примере дзюдо): Автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. - Краснодар, 2005.

11. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. - М.; Харьков, 2005.

12. Шаповалов В.К. Социальное обучение взрослых: история, теория, технология. - М., 2012.

УДК 377

Волкова Наталия Александровна

Ростовский педагогический колледж, Ярославская область

volko va-na-85@yandex. ш

СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СИРОТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме сопровождения детей-сирот в учреждениях профессионального образования. В ней раскрываются роли и функции субъектов педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования. Так же автором объясняется необходимость взаимодействия субъектов педагогического сопровождения в социализации детей-сирот

Ключевые слова: Сопровождение, педагогическое сопровождение, субъекты сопровождения, сирота, профессиональное образование.

Процессы развития человека и общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому на первый план встает задача создания таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нём потенциал и направить свою энергию в русло позитивных общественных преобразований.

В отечественной педагогике активно развивается идея «сопровождения», которая посвящена

проблемам социализации и социального воспитания.

В толковом словаре русского языка «сопровождение» обозначает действия: «следовать вместе с кем-либо, находясь рядом, ведя кого-либо или идя за кем-либо; производить одновременно с кем (чем)-либо, сопутствовать чему-либо; служить приложением, дополнением; постоянно быть, иметь место во время пути с кем-либо, чем-либо; производить, совершать действия вместе, одновременно с другими людьми; прилагать к чему-либо, допол-

© Волкова Н.А., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.