В первом случае, обеспечение защищенности требует открытости, прозрачности всех аспектов жизнедеятельности общества и человека в нем, обоснованности и целесообразности социальных гарантий, их направленности и закрепленности в экономике, политике, общественных отношениях.
Во втором случае, защищенность предполагает последовательность действий, ведущих к укоренению состояния, предполагает обучение правам личности в соответствии с допустимыми возрастными границами (уважение личности, достаточность информации, возможность для проявления инициативы, допустимость совершения ошибки и ее исправления, наличия собственного мнения, сохранения индивидуальности), способам охраны жизни, безопасному поведению, взаимопомощи и самопомощи.
В третьем случае, когда речь идет о защищенности как достигнутом результате - ощущение личностью удовлетворенности собственных потребностей, комфортности условий учебы, общения, готовности к оценке различных сторон своей жизнедеятельности (я узнал, я могу сделать, я нуждаюсь в помощи, я сам могу помочь).
Итак, социальная защищенность личности, особенно на конкретной ступени обучения, представляет собой систему фасилитирующих действий специалистов в удовлетворении естественно - культурных потребностей, социальных и духовных интересов личности, в преодолении проблем, которые обучающиеся не могут разрешить самостоятельно.
Библиографический список
1. Агапова Т.А. Социальная защищенность: вопросы поднятые реформой // Российский экономический журнал. - 1992. - № 12. - С. 57-67.
2. Капранова М.В. Психологическая защищенность личности от манипулятивных воздействий как функция психологической культуры студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.
3. Лебедев В.А. Феномен социальной защищенности человека: философский анализ: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2000.
4. Макаренко А.С. Марш тридцатого года. - М., 1967.
5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч. Т. 5. - М., 1972.
6. Методические последствия парадигмально-го сдвига в теории воспитания / ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. - М.; Тверь, 2011.
7. Российская энциклопедия социальной работы. Т. 2. - М., 1997.
8. Скиба Н.В. Психологическая защита как средство личностного развития подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2006.
9. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М., 2002.
10. Чермит З.К. Формирование социально-психологической защищенности юных спортсменов (на примере дзюдо): Автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. - Краснодар, 2005.
11. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. - М.; Харьков, 2005.
12. Шаповалов В.К. Социальное обучение взрослых: история, теория, технология. - М., 2012.
УДК 377
Волкова Наталия Александровна
Ростовский педагогический колледж, Ярославская область
volko va-na-85@yandex. ш
СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СИРОТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена актуальной проблеме сопровождения детей-сирот в учреждениях профессионального образования. В ней раскрываются роли и функции субъектов педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования. Так же автором объясняется необходимость взаимодействия субъектов педагогического сопровождения в социализации детей-сирот
Ключевые слова: Сопровождение, педагогическое сопровождение, субъекты сопровождения, сирота, профессиональное образование.
Процессы развития человека и общества взаимосвязаны. От степени реализации . каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому на первый план встает задача создания таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нём потенциал и направить свою энергию в русло позитивных общественных преобразований.
В отечественной педагогике активно развивается идея «сопровождения», которая посвящена
проблемам социализации и социального воспитания.
В толковом словаре русского языка «сопровождение» обозначает действия: «следовать вместе с кем-либо, находясь рядом, ведя кого-либо или идя за кем-либо; производить одновременно с кем (чем)-либо, сопутствовать чему-либо; служить приложением, дополнением; постоянно быть, иметь место во время пути с кем-либо, чем-либо; производить, совершать действия вместе, одновременно с другими людьми; прилагать к чему-либо, допол-
© Волкова Н.А., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
129
нять чем-либо» [5]. Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.
М.М. Семаго и Н.Я. Семаго рассматривают сопровождение как постоянное поддержание оптимальной адаптированности ребенка к образовательной среде, при этом указывают на необходимость не только изменений и приспособлении ребенка к образовательной среде, но и одновременно изменении и приспособлении среды к возможностям ребенка [4].
В данном подходе можно выделить три основных компонента педагогического сопровождения: пропедевтический (подготовка к преодолению возможных трудностей в решении возникающих социальных проблем), актуальный (конкретная деятельность, направленная на поддержку и помощь) ирефлексивный (осмысление происходящего и проектирование определенных действий в будущем).
Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально его отличает от процесса управления, который может осуществляться извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы.
Анализ документов позволил выделить группы субъектов педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования и уточнить правовое поле их деятельности.
Субъектами педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования являются:
- администрация учреждения профессионального образования в лице директора, зам.директора по учебной работе, зам.директора по воспитательной работе, зам.директора по научно-методической работе, зам.директора по практике;
- педагогический коллектив (педагоги-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели общежития, индивидуальный куратор);
- студенческий коллектив (студенческий совет колледжа, студенческий актив колледжа, студенты).
По-мнению М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой и Т.Н. Сапожниковой все субъекты педагогического сопровождения реализуют инвариантные и вариативные функции, способствующие адекватной ресоциализации молодых людей [3].
В качестве инвариантных функций субъектов педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования выделяют:
1. Функции, определяющие содержание педагогического сопровождения сирот, обучающихся
в учреждениях профессионального образования. К ним относятся:
- содействие в решении проблем отношений сирот с окружающей педагогической средой;
- коррекция социального опыта через социальное обучение, направленное на приобретение знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем, об эталонах взаимодействия с людьми;
- создание условий для социального самоопределения (выбора сиротой своей социальной роли и социальной позиции на основе осмысления целей своей жизни) и включение личности в систему социальных отношений.
2. Функции, определяющие технологические характеристики педагогического сопровождения.
В качестве вариативных функции субъектов педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования можно выделить:
1. Администрация учреждения профессионального образования гарантирует выпускникам учреждений для детей- сирот внеконкурсное поступление, полное государственное обеспечение, стипендию, ежемесячное пособие на питание по нормам, установленным Департаментом образования, единовременное пособие по выпуску из профессионального учреждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное обеспечение, реализуемое в виде проживания и денежных выплат, позволяет молодым людям самостоятельно планировать свой бюджет.
2. Педагогический коллектив содействует:
- созданию педагогических условий для успешного вхождения сирот в образовательный процесс и их адекватного самоопределения;
- формированию позитивных психических состояний студентов -сирот, и тем самым содействуют подготовке конкурентоспособных специалистов в их лице;
- созданию условий для становления студентов как субъектов учебной и профессиональной деятельности;
- коррекции взаимных действий субъектов образовательного процесса для преодоления трудностей сирот, возникающих в процессе становления его личности;
- поддержке мотивации на дальнейшее профессиональное и личностное развитие.
Главная роль в процессе педагогического сопровождения отводится преподавателю-предметнику, т.к. в учебном процессе он взаимодействует со студентом - сиротой более длительный промежуток времени. Чем раньше преподаватель будет «бить тревогу», чем выше будет его мотивация, тем меньше у нас будет отсев.
Воспитатели общежития организовывают совместное проживание в общежитии учреждения
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
сирот с детьми из семей, что значительно расширяет социальные сети и дает возможность обучиться социально-бытовым навыкам, создают благоприятные условия для расширения и укрепления деть-ми-сиротами своего социального опыта, развития самостоятельности.
Индивидуальные кураторы способствуют социальной адаптации и интеграции сироты в учреждении профессионального образования [2].
3. Студенческий коллектив способствует:
- включению сироты в структуру студенческого самоуправления профессионального учебного заведения;
- развитию и стимулированию инициативы сту-дентов-сирот в различных сферах жизни;
- стимулированию творческой деятельности студентов-сирот;
- решению социальных вопросов студенческой жизни сироты [2].
Взаимодействие субъектов педагогического сопровождения сирот по мнению М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой и Т.Н. Сапожниковой - это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для трудовой деятельности и дальнейшего образования ребенка [3].
Необходимость взаимодействия субъектов педагогического сопровождения сирот обусловлена следующими причинами:
- целесообразно объединить и скоординировать усилия и действия как педагогического, так и студенческого коллективов в решении проблем сироты, создав тем самым условия для успешной социальной и профессиональной адаптации интернатных учреждений;
- важно определить как общие, так и конкретные цели и задачи образования, воспитания и социализации выпускников, чтобы обеспечить целенаправленность, согласованность действий педагогического и студенческого коллективов;
- появляется возможность всестороннего, более глубокого изучения детей-сирот и получения более объективной информации о ребенке от разных субъектов сопровождения, необходимой для постановки обоснованных задач педагогической поддержки сироты;
- взаимное обогащение субъектов педагогического сопровождения детей-сирот профессиональны-
ми идеями, стимулирование их активности и профессионального роста.
Совместная деятельность субъектов педагогического сопровождения представляет единство двух сторон: во-первых, совместные воздействия на сироту; во-вторых, воздействия участников совместной деятельности друг на друга. Совместная деятельность как единая, целостная система возникает, прежде всего, в результате установления социальных связей между индивидами. Целевое взаимодействие людей одновременно предполагает отношение их друг к другу как субъекту и совместное их отношение к общему объекту деятельности.
Таким образом, успешность профессиональной адаптации сироты во много зависит от типа взаимодействия и характера отношений субъектов педагогического сопровождения детей-сирот. При положительных отношениях субъекты педагогического сопровождения стремятся содействовать друг другу, помогая реализовывать замыслы и планы сироты, участвовать в совместной работе по решению проблем студента-сироты. Это, в свою очередь, положительно влияет на отношения всех взаимодействующих сторон, а также на социальную и профессиональную адаптацию выпускников, интернатных учреждений.
Библиографический список
1. Баранова Е. Ф. Психологическое сопровождение профессионального становления педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование (приложение). - 2009. - № 7. - С. 99.
2. Петрова Е.Л. Психолого-педагогическое сопровождение воспитания личностной целостности // Среднее профессиональное образование. - 2009. -№ 11. - С. 37.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожни-кова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернат-ного сопровождения детей-сирот: методическое пособие. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 108 с.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000.
5. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1995.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №1
131