Научная статья на тему 'Субъекты педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования'

Субъекты педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ / СИРОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ACCOMPANIMENT / PEDAGOGIC ACCOMPANIMENT / ACCOMPANIMENT SUBJECTS / ORPHAN / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Наталия Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме сопровождения детей-сирот в учреждениях профессионального образования. В ней раскрываются роли и функции субъектов педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования. Так же автором объясняется необходимость взаимодействия субъектов педагогического сопровождения в социализации детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjects of the pedagogic accompaniment of the orphans, learning in institutions of vocational training

The article is dedicated to the topical problem of accompaniment of the orphans in institutions of vocational training. Roles and functions of subjects of pedagogic accompaniment of the orphans, learning in institutions of the vocational training are disclosed in it. Moreover, need of the interaction of subjects of pedagogic accompaniment in socializations of the orphans is explained by the author.

Текст научной работы на тему «Субъекты педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования»

ставление не только о правах детей, но и о тех документах, в которых они зафиксированы. Педагоги обеих групп считают, что правовое просвещение является неотъемлемой частью для формирования положительных гражданских и общечеловеческих качеств. По мнению педагогов, необходимо заботится о просвещении не только детей, но и родителей.

Итак, реализация формирующего этапа дала положительную динамику в отношении сформиро-ванности социально-правовых компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В экспериментальной группе детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются существенные изменения в усвоении социально-правовых компетенций:

- обогащается шкала ценностей;

- происходит формирование нравственных личностных качеств; правил поведения в обществе и природе;

- обеспечивается ответственное отношение к себе и окружающим;

- пробуждается интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов.

Библиографический список

1. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. - М.: Просвещение, 2006. - 143 с.

2. Доронова Т.Н. Право на образование // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 10. - С. 2-6.

3. Доронова Т.Н. Право на защиту и помощь // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 11. - С. 2-6.

4. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка / авт.-сост.: Е.В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т.С. Лагода, Н.М. Степина - М.: АРКТИ, 2004. - 88 с.

5. Кавинская О.А. Формирование правосознания подростков с нарушением интеллектуального развития: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 187 с.

6. Козлова С.А. Я - человек: программа приобщения ребенка к социальному миру - М.: Владос, 2001. - 94 с.

7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.

8. Права ребенка. Сборник международных и российских законодательных актов. - М.: Новая волна, 1999. - 130 с.

УДК 37

Волкова Наталия Александровна

Ростовский педагогический колледж, Ярославская область

volko va-na-85@yandex. ш

СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СИРОТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме сопровождения детей-сирот в учреждениях профессионального образования. В ней раскрываются роли и функции субъектов педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования. Так же автором объясняется необходимость взаимодействия субъектов педагогического сопровождения в социализации детей-сирот.

Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение, субъекты сопровождения, сирота, профессиональное образование.

Процессы развития человека и общества взаимосвязаны. От степени реализации . каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому на первый план встает задача создания таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нём потенциал и направить свою энергию в русло позитивных общественных преобразований.

В отечественной педагогике активно развивается идея «сопровождения», которая посвящена проблемам социализации и социального воспитания.

В толковом словаре русского языка «сопровождение» обозначает действия: «следовать вместе с кем-либо, находясь рядом, ведя кого-либо или идя за кем-либо; производить одновременно с кем (чем)-либо, сопутствовать чему-либо; служить приложением, дополнением; постоянно быть, иметь место во время пути с кем-либо, чем-либо; производить,

совершать действия вместе, одновременно с другими людьми; прилагать к чему-либо, дополнять чем-либо» [5]. Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.

М.М. Семаго и Н.Я. Семаго рассматривают сопровождение как постоянное поддержание оптимальной адаптированности ребенка к образовательной среде, при этом указывают на необходимость не только изменений и приспособлении ребенка к образовательной среде, но и одновременно изменении и приспособлении среды к возможностям ребенка [4].

В данном подходе можно выделить три основных компонента педагогического сопровождения:

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Волкова Н.А., 2013

пропедевтический (подготовка к преодолению возможных трудностей в решении возникающих социальных проблем), актуальный (конкретная деятельность, направленная на поддержку и помощь) ирефлексивный (осмысление происходящего и проектирование определенных действий в будущем).

Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально его отличает от процесса управления, который может осуществляться извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы.

Анализ документов позволил выделить группы субъектов педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования и уточнить правовое поле их деятельности.

Субъектами педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования являются:

- администрация учреждения профессионального образования в лице директора, зам.директора по учебной работе, зам.директора по воспитательной работе, зам.директора по научно-методической работе, зам.директора по практике;

- педагогический коллектив (педагоги-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели общежития, индивидуальный куратор);

- студенческий коллектив (студенческий совет колледжа, студенческий актив колледжа, студенты).

По-мнению М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой и Т.Н. Сапожниковой все субъекты педагогического сопровождения реализуют инвариантные и вариативные функции, способствующие адекватной ресоциализации молодых людей [3].

В качестве инвариантных функций субъектов педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования выделяют:

1. Функции, определяющие содержание педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования. К ним относятся:

- содействие в решении проблем отношений сирот с окружающей педагогической средой;

- коррекция социального опыта через социальное обучение, направленное на приобретение знаний о социальной действительности, способах решения социальных проблем, об эталонах взаимодействия с людьми;

- создание условий для социального самоопределения (выбора сиротой своей социальной роли и социальной позиции на основе осмысления целей своей жизни) и включение личности в систему социальных отношений.

2. Функции, определяющие технологические характеристики педагогического сопровождения.

В качестве вариативных функции субъектов педагогического сопровождения сирот, обучающих-

ся в учреждениях профессионального образования можно выделить:

1. Администрация учреждения профессионального образования гарантирует выпускникам учреждений для детей-сирот внеконкурсное поступление, полное государственное обеспечение, стипендию, ежемесячное пособие на питание по нормам, установленным Департаментом образования, единовременное пособие по выпуску из профессионального учреждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственное обеспечение, реализуемое в виде проживания и денежных выплат, позволяет молодым людям самостоятельно планировать свой бюджет.

2. Педагогический коллектив содействует:

- созданию педагогических условий для успешного вхождения сирот в образовательный процесс и их адекватного самоопределения;

- формированию позитивных психических состояний студентов-сирот, и тем самым содействуют подготовке конкурентоспособных специалистов в их лице;

- созданию условий для становления студентов как субъектов учебной и профессиональной деятельности;

- коррекции взаимных действий субъектов образовательного процесса для преодоления трудностей сирот, возникающих в процессе становления его личности;

- поддержке мотивации на дальнейшее профессиональное и личностное развитие.

Главная роль в процессе педагогического сопровождения отводится преподавателю-предметнику, т.к. в учебном процессе он взаимодействует со студентом-сиротой более длительный промежуток времени. Чем раньше преподаватель будет «бить тревогу», чем выше будет его мотивация, тем меньше у нас будет отсев.

Воспитатели общежития организовывают совместное проживание в общежитии учреждения сирот с детьми из семей, что значительно расширяет социальные сети и дает возможность обучиться социально-бытовым навыкам, создают благоприятные условия для расширения и укрепления деть-ми-сиротами своего социального опыта, развития самостоятельности.

Индивидуальные кураторы способствуют социальной адаптации и интеграции сироты в учреждении профессионального образования [2].

3. Студенческий коллектив способствует:

- включению сироты в структуру студенческого самоуправления профессионального учебного заведения;

- развитию и стимулированию инициативы сту-дентов-сирот в различных сферах жизни;

- стимулированию творческой деятельности студентов-сирот;

- решению социальных вопросов студенческой жизни сироты [2].

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

115

Взаимодействие субъектов педагогического сопровождения сирот по мнению М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой и Т.Н. Сапожниковой - это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для трудовой деятельности и дальнейшего образования ребенка [3].

Необходимость взаимодействия субъектов педагогического сопровождения сирот обусловлена следующими причинами:

- целесообразно объединить и скоординировать усилия и действия как педагогического, так и студенческого коллективов в решении проблем сироты, создав тем самым условия для успешной социальной и профессиональной адаптации интернатных учреждений;

- важно определить как общие, так и конкретные цели и задачи образования, воспитания и социализации выпускников, чтобы обеспечить целенаправленность, согласованность действий педагогического и студенческого коллективов;

- появляется возможность всестороннего, более глубокого изучения детей-сирот и получения более объективной информации о ребенке от разных субъектов сопровождения, необходимой для постановки обоснованных задач педагогической поддержки сироты;

- взаимное обогащение субъектов педагогического сопровождения детей-сирот профессиональными идеями, стимулирование их активности и профессионального роста.

Совместная деятельность субъектов педагогического сопровождения представляет единство двух сторон: во-первых, совместные воздействия на сироту; во-вторых, воздействия участников совместной деятельности друг на друга. Совместная деятельность как единая, целостная система возникает прежде всего в результате установле-

ния социальных связей между индивидами. Целевое взаимодействие людей одновременно предполагает отношение их друг к другу как субъекту и совместное их отношение к общему объекту деятельности.

Таким образом, успешность профессиональной адаптации сироты во много зависит от типа взаимодействия и характера отношений субъектов педагогического сопровождения детей-сирот. При положительных отношениях субъекты педагогического сопровождения стремятся содействовать друг другу, помогая реализовывать замыслы и планы сироты, участвовать в совместной работе по решению проблем студента-сироты. Это, в свою очередь, положительно влияет на отношения всех взаимодействующих сторон, а также на социальную и профессиональную адаптацию выпускников, интернатных учреждений.

Библиографический список

1. Баранова Е. Ф. Психологическое сопровождение профессионального становления педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование (приложение). - 2009. - № 7. - С. 99.

2. Петрова Е.Л. Психолого-педагогическое сопровождение воспитания личностной целостности // Среднее профессиональное образование. - 2009. -№ 11. - С. 37-39.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожни-кова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернат-ного сопровождения детей-сирот. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 108 с.

4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000.

5. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1995.

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.