Научная статья на тему 'Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки выпускников детских домов'

Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки выпускников детских домов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHAN CHILDREN / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

Определяется сущность взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот, обосновывается необходимость такого взаимодействия, показаны его возможности для всех субъектов сопровождения. Названы типы взаимодействия субъектов сопровождения, характеризуется сотрудничество как наиболее эффективный тип взаимодействия, определяются задачи, функции взаимодействия субъектов сопровождения выпускников детских домов. Определяются и характеризуются этапы профессиональной подготовки: профессиональное самоопределение, подготовка воспитанников к поступлению в конкретное профессиональное образовательное учреждение по выбранной ими профессии, устройство воспитанника в профессиональное образовательное учреждение, адаптивный, то есть предполагающий адаптацию выпускников в профессиональном образовательном учреждении, основной период обучения воспитанников детских домов в профессиональных учебных заведениях, завершение профессионального обучения и трудоустройство. Представлены содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения детей-сирот на всех этапах профессиональной подготовки, определены функции, конкретные действия субъектов сопровождения на этих этапах: воспитателей, социальных педагогов, психологов детских-домов, преподавателей, наставников студенческих групп профессиональных образовательных организаций. Называются факторы, которые влияют на характер, содержание и формы взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот и связаны с особенностями воспитанников, профессии, образовательной организации, социальной среды и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of Subjects of Support of Vocational Training of Orphan Graduates

The essence of interaction of subjects of support of vocational training of orphan children is defined, necessity of such interaction is proved, its opportunities for all the subjects of support are shown. Types of interaction of subjects of support are named, cooperation as the most effective type of interaction is characterized, tasks, functions, interaction of subjects of support of orphan graduates are defined. Stages of vocational training are defined and characterized: professional self-determination, training of pupils to enter a certain professional educational institution according to the profession chosen by them; the entering of the pupil in the professional educational institution, the adaptive, that is assuming adaptation of graduates in the professional educational institution, main period of orphan pupils’ training in professional educational institutions, getting vocational education and employment. The contents and forms of interaction of subjects of support of orphan children at all stages of vocational training are submitted, functions, specific actions of subjects of support at these stages are defined: tutors, social teachers, psychologists of orphanages, teachers, coaches of student's groups of the professional educational organizations. Factors are named which influence character, contents and forms of interaction of subjects of support of vocational training of orphan children and concern features of pupils, professions, the educational organization, the social environment, etc.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки выпускников детских домов»

УДК 37.013

Л. В. Байбородова

Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки выпускников детских домов

Определяется сущность взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот, обосновывается необходимость такого взаимодействия, показаны его возможности для всех субъектов сопровождения. Названы типы взаимодействия субъектов сопровождения, характеризуется сотрудничество как наиболее эффективный тип взаимодействия, определяются задачи, функции взаимодействия субъектов сопровождения выпускников детских домов. Определяются и характеризуются этапы профессиональной подготовки: профессиональное самоопределение, подготовка воспитанников к поступлению в конкретное профессиональное образовательное учреждение по выбранной ими профессии, устройство воспитанника в профессиональное образовательное учреждение, адаптивный, то есть предполагающий адаптацию выпускников в профессиональном образовательном учреждении, основной период обучения воспитанников детских домов в профессиональных учебных заведениях, завершение профессионального обучения и трудоустройство. Представлены содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения детей-сирот на всех этапах профессиональной подготовки, определены функции, конкретные действия субъектов сопровождения на этих этапах: воспитателей, социальных педагогов, психологов детских-домов, преподавателей, наставников студенческих групп профессиональных образовательных организаций. Называются факторы, которые влияют на характер, содержание и формы взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот и связаны с особенностями воспитанников, профессии, образовательной организации, социальной среды и др.

Ключевые слова: дети-сироты, социально-педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка, взаимодействие.

L. V. Baiborodova

Interaction of Subjects of Support of Vocational Training of Orphan Graduates

The essence of interaction of subjects of support of vocational training of orphan children is defined, necessity of such interaction is proved, its opportunities for all the subjects of support are shown. Types of interaction of subjects of support are named, cooperation as the most effective type of interaction is characterized, tasks, functions, interaction of subjects of support of orphan graduates are defined. Stages of vocational training are defined and characterized: professional self-determination, training of pupils to enter a certain professional educational institution according to the profession chosen by them; the entering of the pupil in the professional educational institution, the adaptive, that is assuming adaptation of graduates in the professional educational institution, main period of orphan pupils' training in professional educational institutions, getting vocational education and employment. The contents and forms of interaction of subjects of support of orphan children at all stages of vocational training are submitted, functions, specific actions of subjects of support at these stages are defined: tutors, social teachers, psychologists of orphanages, teachers, coaches of student's groups of the professional educational organizations. Factors are named which influence character, contents and forms of interaction of subjects of support of vocational training of orphan children and concern features of pupils, professions, the educational organization, the social environment, etc.

Keywords: orphan children, social and pedagogical support, vocational training, interaction.

У сирот чаще, чем у других детей, возникают проблемы профессионального выбора, самоопределения и профессиональной подготовки. Помощники и опора таких детей - те взрослые, которые с ними взаимодействуют в детском доме и образовательной организации. В свою очередь, успех решения указанных проблем зависит от того, как взаимодействуют взрослые, педагоги, специалисты, сопровождающие ребенка в этот период.

Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки сирот - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для трудовой де-

ятельности и дальнейшего образования ребенка. Необходимость взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот обусловлена следующими причинами:

— выпускник детского дома является объектом (субъектом) воспитания, он подвержен влиянию различных образовательных и социальных структур, действия которых не должны противоречить друг другу;

— целесообразно объединить и скоординировать усилия и действия специалистов в решении проблем ребенка, создав тем самым условия для успешной социальной адаптации и профессиональной подготовки выпускников детских домов;

© Байбородова Л. В., 2015

— важно определить общие цели и задачи профессиональной подготовки и социализации выпускников, конкретного ребенка, чтобы обеспечить целенаправленность, согласованность действий педагогов и специалистов;

— появляется возможность всестороннего, более глубокого изучения воспитанника детского дома и получения более объективной информации о ребенке от разных субъектов сопровождения, необходимой для постановки обоснованных задач постинтернатной поддержки и профессиональной подготовки сироты;

— успешность реализация поставленных общих целей и задач сопровождения сироты зависит существенным образом от согласованности действий всех субъектов сопровождения, координации их влияния на выпускника;

— происходит взаимное обогащение субъектов постинтернатного сопровождения и профессиональной подготовки идеями, стимулирование их активности и профессионального роста.

В зависимости от отношений субъектов сопровождения к друг другу, наличия осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъект-ности позиции мы выделяем следующие типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация. Наиболее эффективным типом взаимодействия является сотрудничество субъектов сопровождения профессиональной подготовки - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого субъекта сопровождения, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач на последующих этапах сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. Сотрудничество можно рассматривать как высший уровень развития взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот [1, с. 78-85].

Учитывая многофакторность сопровождения профессиональной подготовки, субъектами которого являются различные социальные институты, необходимо обеспечить их взаимодействие и согласованность в решении проблем выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое взаимодействие предполагает реализацию комплекса функций: информационного содействия, взаимосвязи деятельности, организации совместной деятельности, анализ результатов. При этом решаются задачи

правовой, экономической и педагогической поддержки профессионального становления выпускников интернатных учреждений [3, с. 83-97].

В процессе проведенных нами исследований мы выделили три основных задачи педагогического взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения: педагогическая поддержка социально-профессиональной адаптации, педагогическая помощь в преодолении трудностей профессионального становления, создание условий для формирования профессиональной идентичности.

Субъектами сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот в первую очередь являются педагогические коллективы детского дома (интерната) и профессиональные учебные заведения (училища, колледжи, техникумы, вузы). Их взаимодействие осуществляется:

а) на уровне коллективов (совместные педсоветы, семинары, дискуссии по проблемам сиротства, профессиональной подготовке подростков и их трудоустройству);

б) на уровне отдельных групп педагогов и специалистов детского дома и профессионального учреждения (педконсилиумы, проблемные группы по оказанию поддержки сирот, совместные психолого-педагогические службы);

в) отдельных педагогов и специалистов (обмен информацией, обсуждение проблем, совместных действий (например, психологом, воспитателем, социальным педагогом детского дома и классным руководителем, наставником учебной группы; руководителем детского дома и представителем администрации учебного заведения).

В зависимости от ситуации инициировать взаимодействие могут обе стороны. В то же время сотрудники детского дома и профессионального учебного заведения по собственной инициативе или согласованию привлекают специалистов других организаций и социальных институтов к выявлению, обсуждению и решению проблем, которые возникают у сирот в период профессиональной подготовки.

Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения означает:

— определение общих задач и задач для каждого субъекта сопровождения;

— организацию совместной деятельности субъектов сопровождения на партнерских началах;

— четкое разграничение ответственности и действий сторон при решении общих задач;

— привлечение ответственной стороной других субъектов сопровождения к решению проблем профессиональной подготовки сирот.

Решение общих и частных задач на разных этапах профессиональной подготовки детей-сирот предполагает различное содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения. На основе изучения опыта социально-педагогического сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот в обобщенном виде представим взаимодействие субъектов такого сопровождения.

1 этап - профессиональное самоопределение. Цель его - обеспечить подготовку к сознательному выбору профессии и соответствующего уровня образования. Организатором взаимодействия субъектов сопровождения на данном этапе является педагогический коллектив детского дома, непосредственно социальный педагог или ответственный за профориентацию и постинтернатное сопровождение (табл. 1).

Таблица 1

Содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения на этапе профессионального самоопределения

№ Направление совместной деятельности Субъекты взаимодействия Формы совместной деятельности

1 Организация профессионально ориентированных курсов Соцпедагог образовательного учреждения, специалисты ПУ и предприятий Проведение занятий, экскурсий, дискуссий

2 Социальная практика профессиональной направленности Соцпедагог д/д и школы, специалисты и руководители предприятий и организаций Разработка программы практики, анализ итогов ее реализации

3 Обзор профессий, пользующихся спросом в регионе, наличие вакансий, условия их получения Соцпедагог, специалисты служб по трудоустройству «Центра занятости населения» Встречи со специалистами

4 Условия организации образовательного процесса в профессиональном учебном заведении Соцпедагог, представитель профессиональных учебных заведений, студенты, учащиеся ПУ Консультации

5 Изучение условий труда выпускников профессиональных образовательных учреждений Соцпедагог, представители предприятий, организаций Экскурсии, встречи,собеседования

6 Изучение трудового законодательства нормативных актов, касающихся детей-сирот Соцпедагог, юрист Консультации, работа с документами

7 Временное трудоустройство воспитанников в течение года, на летний период Соцпедагог, специалисты предприятий Составление договора, оценка и анализ трудовой деятельности

Проблема профессионального самоопределения воспитанников выносится на тематические заседания психолого-медико-социально-

педагогического консилиума детского дома, на котором присутствуют не только специалисты и педагоги детского дома, но и педагоги тех школ, в которых обучаются подростки.

На консилиуме вся информация о ребенке (медицинского, психологического, личностного и социального характера) рассматривается в ракурсе его профпригодности и профвозможностей. Из всех вариантов выбирается наилучший для конкретного воспитанника с точки зрения показаний всех специалистов и с учетом желания ребенка. Этот вариант может не совпадать с профвыбором самого подростка по ряду причин (чаще всего по медицинским противопоказаниям). Задача педа-

гогов и специалистов - убедить воспитанника в необходимости выбора оптимальной для него профессии и профессионального образовательного учреждения, показать преимущества этого выбора, «запрограммировать» на дальнейшую деятельность по подготовке к поступлению в профессиональное образовательное заведение на специальность, приемлемую для него по всем показаниям.

Продуктом деятельности консилиума становятся предложения к индивидуальной программе сопровождения воспитанника, обеспечивающие его успешное профессиональное самоопределение.

Таким образом, этап профессионального самоопределения заканчивается принятием воспитанником конкретного решения о том, по какой

специальности он будет обучаться и где будет проходить обучение.

2 этап - подготовка воспитанников к поступлению в конкретное профессиональное образовательное учреждение по выбранной ими профессии. Организатором этой работы является

детский дом, непосредственно социальный педагог или ответственный за профориентацию, который координирует деятельность всех других специалистов, субъектов сопровождения (табл. 2).

Таблица 2

Распределение видов деятельности между работниками детского дома (из опыта детского дома № 9 г. Череповца)

Виды деятельности Ответственный С кем взаимодействует

Написание характеристики на выпускника Воспитатель Соцпедагог, психолог

Подготовка медицинских документов, необходимых для поступления в профессиональное образовательное учреждение. Врач-педиатр, врач-психиатр Соцпедагог, воспитатель

Организация предварительной медицинской комиссий выпускников на базе детской поликлиники Врач-педиатр, медицинские сестры Соцпедагог, воспитатель

Сопровождение выпускников во время прохождения медицинской комиссии, организованной на базе медицинского учреждения, за которым закреплено профессиональное учебное учреждение Медицинские сестры Соцпедагог

Подготовка документов личного дела выпускников, необходимых для поступления в профессиональное образовательное учреждение. Сопровождение воспитанника при написании заявления в профессиональное образовательное учреждение Социальный педагог Воспитатель

Обсуждение с воспитанником правил поведения при собеседовании с приемной комиссией Воспитатель Психолог

Подготовка к сдаче экзаменов (если это требуется) Воспитатель Соцпедагог, учителя

На этом этапе специалистам детского дома важно подготовить информацию о воспитаннике, которая будет учтена в работе педагогов профессиональных учебных заведений. Так, например, в Великоустюгском детском доме № 1 Вологодской области сопровождение осуществляется разными специалистами и находит отражение в маршрутах помощи профессиональной адаптации (МППА) выпускника.

МППА составляется на каждого юношу и девушку после подготовительной работы, которая включает: 1) создание информационного поля о воспитаннике к моменту его поступления в профессиональное учебное заведение; 2) проведение психолого-педагогической экспертизы «Карты соответствия уровня социально-

профессиональной адаптированности модели воспитанника детского дома юношеского возраста». На основе диагностических данных и анализа проблем адаптации в профессиональном учебном заведении осуществляется разработка маршрутов помощи в профессиональной адаптации. Маршрут обсуждается и разрабатывается в ходе психолого-медико-педагогического консилиума, где обозначаются основные проблемы и выраба-

тываются пути их решения, даются рекомендации по организации индивидуального сопровождения каждому специалисту консилиума. Необходимая информация передается в профессиональное учебное заведение для тех, кто будет сопровождать сироту.

3 этап - устройство воспитанника в профессиональное образовательное учреждение. Социальный педагог осуществляет устройство выпускников, выполняя роль законного представителя воспитанника. Социальный педагог участвует в собеседовании сироты с администрацией профессионального образовательного учреждения, передает администрации учебного заведения документы личного дела выпускника, рекомендации, предложения педконсилиума, которые важно учесть педагогам профессионального учебного заведения при обучении и сопровождении сироты.

Представитель детского дома (чаще всего социальный педагог) и председатель (представитель) приемной комиссии обговаривают условия приема воспитанника в учреждение. Следует также совместно с администрацией обсудить вопросы проживания, стипендии, поддержки ребенка в различных новых ситуациях, организовать встре-

чу с наставником (классным руководителем). Социальный педагог заботится о том, чтобы вооружить воспитанника необходимой информацией о правилах, порядке и режиме обучения, согласовав эти вопросы с соответствующими специалистами учебного заведения.

В случае, когда воспитанник продолжает жить в детском доме, администрация профессионального учреждения, наставник или классный руководитель получают сведения для оперативной связи с администрацией, воспитателями детского учреждения. Если ребенок будет жить в общежитии профессионального учебного заведения, то социальный педагог знакомится с условиями проживания выпускника детского дома, совместно с администрацией или заместителем по воспитательной работе учебного заведения обсуждает способы оказания помощи выпускнику в случае возникновения у него проблем в общежитии. Социальный педагог встречается также с комендантом общежития и педагогом-организатором, согласует вопросы устройства сироты в общежитии, обеспечивая необходимые условия для проживания.

4 этап - адаптивный, предполагающий адаптацию выпускников в профессиональном образовательном учреждении. Это этап активного взаимодействия субъектов сопровождения, от которого очень многое зависит в дальнейшей профессиональной подготовке воспитанника детского дома. Педагоги детского дома отслеживают результаты вхождения воспитанника в коллектив обучающихся, установление контакта воспитанника с наставником (классным руководителем), преподавателями профессиональных учебных заведений с целью оказания необходимой помощи как сироте, так и педагогам образовательного учреждения.

Взаимодействие детского дома с профессиональными учебными заведениями осуществляется на уровне администрации и специалистов (социальных педагогов, воспитателей, преподавателей, мастеров, психологов, медицинских работников).

Целесообразны следующие содержание и формы совместной деятельности представителей детского дома и образовательного учреждения:

— совместная встреча социального педагога (воспитателя) детского дома и куратора (наставника) учебной группы, представителя администрации с целью представления и обоснования необходимой информации о воспитаннике, о взаимодействии с ним, о его проблемах и трудностях, их учете в образовательной и профессиональной подготовке;

— обсуждение процесса сопровождения и результатов адаптации воспитанника на совместной встрече администрации, социального педагога и представителя администрации учебного заведения, наставника (вуз) или классного руководителя, мастера производственного обучения

(ПУ);

— обсуждение проблем воспитанника, выявленных на этапе адаптации с участием психолога, воспитателя и др. работников детского дома, наставника, педагогов, представителей администрации, специалистов учебного заведения;

— проведение педагогического консилиума по разработке мер поддержки и психолого-педагогической помощи сироте;

— посещение собрания первокурсников, первого собрания учебной группы с целью изучения атмосферы и среды, в которой будет проходить обучение сироты представителями детского дома и учебного заведения;

— знакомство с первым опытом проживания сирот в общежитии социальным педагогом детского дома и наставником учебной группы;

— постоянный обмен информацией по проблемам адаптации в учебном заведении и другим проблемам, касающимся сирот, между специалистами, курирующими воспитанников, из детских домов и профессионального учебного заведения;

— взаимодействие социального педагога детского дома, наставника (классного руководителя) с преподавателями дисциплин, по которым могут возникнуть трудности при обучении воспитанника, совместный поиск средств и способов предупреждения возможных проблем.

В первые недели, месяцы обучения воспитанника особенно важны контакты субъектов сопровождения, инициируемые с обеих сторон: детским домом и профессиональным учебным заведением. Вовремя выявленная проблема позволяет определить своевременные совместные действия, предупредить серьезные срывы и конфликты сироты. Важно, чтобы воспитанник почувствовал заинтересованное отношение к своим делам, учебе со стороны педагогов обоих учреждений. Существенная смена обстановки и условий жизни сирот обнажает многие ранее скрытые проблемы, к самостоятельному решению которых воспитанники не готовы. Решение ряда проблем может быть связано с привлечением специалистов из других учреждений и организаций.

5 этап - основной период обучения воспитанников детских домов в профессиональных учебных заведениях. Многие способы взаимодействия субъектов сопровождения, изложенные при характеристике 4 этапа, используются в те-

чение всего периода обучения воспитанников в профессиональных учебных заведениях.

В ходе профессиональной подготовки выпускников детских домов субъектам сопровождения целесообразно осуществлять следующее:

— обмениваться информацией о результатах учебной деятельности сирот, о проблемах, которые возникают у них в процессе обучения по отдельным дисциплинам;

— контролировать состояние здоровья сирот, организацию свободного времени, приобщать к различным видам деятельности, развивающим юношей и девушек;

— договариваться о взаимных действиях по решению проблем сирот, формах поддержки в наиболее сложные периоды обучения (например, сессия, возникшие задолженности по предметам);

— проводить совместные совещания, педсоветы по обсуждению профессиональной подготовки сирот, по разработке совместных действий, обеспечивающих развитие профессиональной направленности, профессионально важных качеств;

— совместно решать проблемы, связанные с организацией и прохождением учебно-производственной практики, взаимно содействовать овладению наиболее значимым для сироты профессиональным опытом.

6 этап - завершение обучения в профессиональном учебном заведении и трудоустройство. Организатором взаимодействия субъектов сопровождения на этом этапе является образовательное профессиональное учреждение, в котором наставник (куратор), специалист по профо-риентационной работе особое внимание уделяет сиротам, согласуя свои действия с педагогами детского дома и работодателями.

Важно учесть уровень подготовленности и социализированности выпускника-сироты, обстоятельства личной жизни, наличие жилья при определении места будущей трудовой деятельности и в зависимости от этого инициировать взаимодействие с теми специалистами, которые могут содействовать созданию благоприятных условий для трудовой деятельности после завершения обучения в учебном заведении. В этот период целесообразно проведение консилиума по решению проблемы трудоустройства сироты с участием субъектов сопровождения.

Предложенные выше этапы, характеристика взаимодействия субъектов сопровождения представлены в обобщенном варианте. Содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей-сирот

зависят от ряда обстоятельств и условий и, прежде всего, от того, где проживают воспитанники. Если, например, обучаясь в профессиональном учебном заведении, воспитанник живет в детском доме, то представитель детского учреждения становится инициатором и координатором взаимодействия всех субъектов сопровождения профессиональной подготовки. Такой вариант решения проблемы выявлен в Великоустюг-ском детском доме № 1, где сотрудничество с профессиональными учебными заведениями осуществляется в самых разных аспектах. При этом представители администрации детского дома и профессионального учебного заведения решают следующие вопросы:

— заключение трехстороннего соглашения (детский дом - студент (учащийся) - профессиональное учебное заведение), где каждый берет на себя определенные обязательства, детский дом и училище предоставляют условия, а воспитанник обязуется их выполнять, сохраняя за собой определенные права;

— взаимная информированность о наиболее значительных событиях, делах в деятельности учреждений;

— координация взаимодействия сотрудников учебных заведений по вопросам социально-педагогической поддержки учащихся;

— организация ежегодного «круглого стола» -встречи по проблемам профессионального становления детей и подготовки к выходу в самостоятельную жизнь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальные педагоги детского дома и профессионального учебного заведения осуществляют работу:

— по системному отслеживанию результатов выполнения трехстороннего договора;

— подготовке и оформлению социально-правовых документов воспитанника;

— составлению и реализации совместной программы индивидуальной подготовки выпускника, имеющего низкий или критический уровень социально-профессиональной адаптированности;

— содействию в определении места первичного трудоустройства или производственной практики;

— проведению ежегодной встречи по теме «Перспективы становления учащегося выпускного курса в самостоятельной жизни».

Педагоги-психологи детского дома и профессионального учебного заведения изучают требования к модели выпускника детского дома, профессионального учебного заведения и профес-сиограммы специальностей, получаемых воспитанниками; анализируют удовлетворенность

учащихся обучением в профессиональном училище или техникуме, выявляют проблемы воспитанников в профессионально-личностном развитии, организуют комплекс индивидуальных консультаций с мастерами производственного обучения, направленных на разъяснение особенной детей-сирот и методов работы с ними, проводят совместные психолого-педагогические консилиумы по вопросам поддержки профессионального становления детей.

Воспитатели и классные руководители, мастера производственного обучения, наставники изучают условия проживания и обучения детей, устанавливают деловые контакты, включающие системную информированность друг друга о профессиональном и личностном становлении ребенка, отслеживание результатов профессионального роста, собирают и анализируют информацию о прохождении производственной практики, осуществляют взаимное участие в мероприятиях профессиональной направленности, реализуют программы индивидуальной поддержки воспитанника.

Педагоги детского дома взаимодействуют с профессиональными заведениями, чтобы согласовать свое участие в профессиональной подготовке воспитанников, подбирают место практики, организуют профессиональные пробы и представляются детским домом в учебное заведение.

Работники детского дома содействуют развитию и совершенствованию профессиональной компетентности воспитанников, направляют их на профессиональные курсы для получения дополнительной специальности. Например, особо популярными среди детей стали курсы пользователя персонального компьютера, облицовщика, делопроизводителя. Занятия на курсах дали возможность молодым людям получить дополнительную специальность, научиться общаться в новом разновозрастном коллективе, приобрести необходимые профессионально-личностные качества, требуемые в любой профессиональной сфере (трудолюбие, упорство, целеустремленность, усидчивость, ответственность), тем самым обеспечив профессиональную мобильность будущего специалиста.

Представленный выше опыт показывает целесообразность и результативность объединения усилий субъектов сопровождения профессиональной подготовки сирот. Без сомнения, в данном случае велика роль детского дома, который

выступает инициатором взаимодействия субъектов сопровождения воспитанников. В то же время, решая проблему профессиональной подготовки сирот, следует учитывать, что содержание и формы взаимодействия субъектов сопровождения зависят от влияния следующих факторов:

— особенностей и уровня получаемого профессионального образования;

— условий и места проживания сироты;

— уровня профессионального самоопределения воспитанников, степени их самостоятельности и в целом социальной компетентности;

— индивидуальных особенностей сирот;

— подготовленности специалистов детского дома и профессионального учебного заведения к сопровождению сирот;

— ресурсов, особенностей социальной среды и социальных партнеров в решении проблем выпускников детских домов.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся [Текст] / Л. В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 336 с.

2. Байбородова, Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская, А. П. Профориентация и самоопределение детей-сирот [Текст] : учеб.-метод.пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 340 с.

3. Рожков, М. И., Байбородова, Л. В., Сапожнико-ва, Т. Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот [Текст] : методическое пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, Т. Н. Са-пожникова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 108 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V. Vzaimodejstvie v raznovozrastnyh gruppah uchashhihsja [Tekst] / L. V. Bajborodova. - Jaroslavl': Akademija razvitija, 2007. -336 s.

2. Bajborodova, L. V, Serebrennikov L. N., Cher-njavskaja, A. P. Proforientacija i samoopredelenie detej-sirot [Tekst] : ucheb.-metod.posobie / pod red. L. V. Ba-jborodovoj, M. I. Rozhkova. - 2-e izd., pererab. i dop. -Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2010. - 340 s.

3. Rozhkov, M. I., Bajborodova, L. V., Sapozhnikova, T. N. Vzaimodejstvie sub#ektov postinternatnogo so-provozhdenija detej-sirot [Tekst] : metodicheskoe posobie / M. I. Rozhkov, L. V Bajborodova, T. N. Sapozhnikova. - Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2010. - 108 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.