17. Павлютенков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя / Е.М. Павлютенков // Сов.
педагогика. 1990. № 11. С. 64-69.
18. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,
A.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
19. Пометун О. Запровадження компетенттсного тдходу - перспективний напрям розвитку сучасно!
освiти [Електронний ресурс]: http//visnyk.iatp.org.ua/visnyk/issue_artikle;22;0/32 k.
20. Розов Н.С. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. № 1.
С. 81-89.
21. Савельев Д.С. Материалы с семинарских занятий заместителя директора школы. Ульяновск, ИПК
ПРО, 1996.].
22. Тархан Л.З. Дидактическая компетентность инженера-педагога: теоретические и методические ас-
пекты / Л.З. Тархан. Симферополь, Крымучпедгиз, 2008. 424 с.
23. Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образова-
ния // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: мат-лы 9-й науч.-практ. конф. / Краснояр. Гос. ун-т. Красноярск, 2003.
24. Цимбал С.В. Синергетичний та акмеолопчний аспекти формування професшно! компетентносп
студенпв: зб. наук. праць / С.В. Цимбал Кшв: НАУ, 2009.
25. Шапошников К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетент-
ности будущих лингвистов-переводчиков: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006. 26 с.
26. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология /
B.М. Шепель. М.: Народное образование, 1999. 432 с.
27. Щекатунова Г. Проблеми оцшювання якосл освгги у загальноосвгттх навчальних закладах /
Г. Щекатунова // Рщна школа. 2007. № 7-8. С. 3-5. Бiблiогр.: 3 назви.
28. Юрина Елена Николаевна. Личностно-ориентированная технология обучения студентов техниче-
ского вуза иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001. 220 с.
29. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социаль-
ной реальности / В.А. Ядов. М.: Добросвет. 2001. 596 с.
30. Short E. The Concept of Competence: Its Use and Misuse in Education / Short E. // Journal of Teacher
Education / Short E. 1985. Vol. 36. № 2. P. 5.
В.С. Шаповалова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
Согласно концепциям гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), стремление человека к защищенности - одна из его жизненно важных потребностей.
В справочных изданиях и словарях понятие «защита» имеет весьма широкий спектр употребления. Для социальной работы важны следующие значения данного понятия:
- способ сохранения жизни;
- способ полноценного развития возможностей (создание соответствующих условий);
- охрана, ограничение от посягательств, враждебных действий (в этом смысле понятие «защита» выступает как средство психической, физической и душевной охраны, заступничество, покровительство);
- отстаивание интересов, прав, свобод (защита на суде, защита прав работника профсоюзом, закон как защита прав и свобод граждан);
- отстаивание своих убеждений, взглядов, исследований; волевой, интеллектуальный акт;
- универсальное средство психологической адаптации, регулятивная система стабилизации личности (психологическая защита) [3, 6].
Корни социальной защиты уходят в Средние века, когда распространилось движение оказания помощи бедным через пожертвования. Сильным стимулом для ее становления явилось оформление гуманистической педагогики в эпоху Возрождения. Культ человека все больше привлекал внимание общества к защите детства, прав ребенка. Звучат мысли о порядочности и спра-
ведливости, гуманизме и достоинстве (М. Монтень, М. Вежио, Ф. Рабле). Предпринимаются настоятельные попытки решать вопросы социальной реабилитации отдельных групп детей и их родителей.
Термин «социальная защищенность» («социальная безопасность») впервые появился в США в 1935 г. и постепенно распространился во всех западных странах для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.д. Кроме того, к мерам социальной защиты относят обычно предоставление медицинских услуг и пособия семьям с детьми.
В части научной литературы социальная защита рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле, под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности своих детей. В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав личности.
В узком смысле, имеется в виду социальная политика государства, стремящегося административными мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы сносное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его. Речь идет о так называемых маргинальных группах (старики, сироты, безработные, инвалиды, мигранты, дети).
В словаре-справочнике по социальной работе [6] находим следующее определение: социальная защита населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.
Как отмечают многочисленные компетентные источники, самая незащищенная категория населения в России сегодня - дети. Социально-экономический кризис в стране и кризис социального института семьи отрицательно сказался на их положении и развитии:
- сократилась рождаемость;
- выросли детская смертность, инвалидность, дошкольная заболеваемость;
- растет социальное сиротство;
- участились случаи торговли детьми, насилия в семье;
- увеличилась детская преступность;
- растут показатели детской безпризорности и безнадзорности; алкоголизации и наркомани-зации среди несовершеннолетних граждан;
- снизился общеобразовательный уровень школьников, низка мотивация к труду;
- нарушаются права детей.
С одной стороны, на социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.
В настоящее время уже более чем в 50 регионах России организованы центры психолого-педагогической реабилитации детей и подростков. Создаются психолого-медико-педагогические консультации, логопедические центры и другие подобные учреждения для детей. В них специалисты-психологи оказывают реальную помощь всем обездоленным и нуждающимся в заботе детям.
Вместе с тем, учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать дополнительные средства для проведения мер социальной защиты детей.
На уровне Правительства РФ признается, что проблема защиты прав детей приобрела характер гуманитарной катастрофы.
Поэтому учитывая, что приоритеты правовой политики - это наиболее важные общечеловеческие ценности, защищаемые правом, на которые должны быть сориентированы деятельность государства в сфере правового регулирования, на сегодняшний день приоритетом правовой политики Российского государства является соблюдение и защита прав детей. В результате детская политика перестает быть придатком детской или семейной политики и приобретает самостоятельный и комплексный характер.
Правовая политика в области защиты прав детей - это научно обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и муниципальных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением и защитой прав детей.
Цели и принципы государственной политики в области защиты прав детей сформулированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г.
В соответствии с законом, целями государственной политики в интересах детей являются (ч.1, ст. 4 Закона):
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
- защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка [7].
В России правовая база социальной защиты детства включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.
Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку гарантируется общее бесплатное образование.
Правовые вопросы образования детей, в том числе образования в семье, отражены в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.). В Законе закреплено право семьи выбирать форму образования для своих детей. Образование в семье признано одной из форм получения всех ступеней начального, основного или общего образования. Перейти на семейную форму получения образования или предпочесть школьную учебу можно на любой ступени по договору родителей со школой.
Это соответствует международно-правовым актам в сфере защиты прав человека и, в частности, Конвенции о правах ребенка (1989 г.).
В соответствии с международными правовыми актами о материнстве и детстве, ратифицированными Россией, впервые разработана федеральная программа «Дети России» (1993 г.). Позже она получила статус президентской, что определило ее приоритетное значение. Основное направление программы - профилактика социального неблагополучия детей. В последующие годы она неоднократно дополнялась.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы.
Целями программы являются: создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи программы «Дети России»:
- обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;
- профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;
- создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России;
- профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;
- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;
- профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [9].
Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья». Мероприятия подпрограммы «Дети и семья» разделены по следующим направлениям:
• «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
• «Семья с детьми-инвалидами»;
• «Дети-сироты».
Предполагается, что реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- улучшить качественные показатели здоровья и социального положения более 4 млн. детей ежегодно;
- повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми и в первую очередь семей с детьми-инвалидами;
- создать эффективную государственную систему социальной защиты и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в особой заботе государства.
В декабре 1995 г. в России введен в действие «Семейный кодекс Российской Федерации», в котором принципы семейного законодательства также согласованы с основными принципами и положениями Конвенции о правах ребенка.
Специальная глава Семейного кодекса РФ «Права несовершеннолетних детей» устанавливает, согласно требованиям Конвенции о правах ребенка, право ребенка жить и воспитываться в
семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Определены права ребенка на защиту, выражение своего мнения, на защиту его интересов в случае ненадлежащего с ним обращения. Глава 11 Кодекса особо выделяет имущественные права ребенка (право собственности на принадлежащее ему имущество, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом родителей при совместном проживании). Расторжение брака родителей, признание его недействительности или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В Семейном кодексе особо записаны права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедуру выявления и устройства таких детей, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей - приемную семью. Сохранены и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительский надзор, воспитание в интернатном учреждении (дом ребенка, детский дом, школа-интернат).
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» [7].
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
• К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.;
• Ко второй группе относится право ребенка на семейное благополучие;
• К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности;
• Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей;
• Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством);
• Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы;
Отдельные нормы, регулирующие различные стороны жизнедеятельности детей, содержатся во многих законодательных отраслевых актах: в законах о труде, об охране здоровья, о пенсиях и пособиях, в Жилищном, Гражданском и иных, даже Уголовном, кодексах РФ.
Правовое обеспечение этой социальной сферы России - одна из самых разработанных. Однако, если соотнести факт расширения нормативно-правовой базы, касающейся положения несовершеннолетних с данными статистики, возникает много вопросов и один из самых актуальных -что нужно сделать, чтобы закон работал?
Важным инструментом системы защиты прав детей - ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.
Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.
В настоящее время сделаны лишь первые шаги в этом направлении. До сих пор не создано никаких действенных механизмов контроля за соблюдением прав детей: эксперимент с региональными уполномоченными по правам детей так и остался локальным экспериментом, поскольку не
обеспечен ни законодательно, ни организационно-методически (законы об Уполномоченном по правам детей приняты и реализуются только в 18 субъектах Российской Федерации). По сути, лишение родительских прав, изоляция ребенка от родных по-прежнему остаются единственной мерой его защиты.
Только разветвленная система взаимосвязанных субъективных прав и юридических обязанностей, их гарантии, широкий арсенал способов и методов воздействия на общественные отношения способны:
- стимулировать творческую активность детей, открывать простор для развития, проявления их инициативы, самостоятельности;
- обеспечить высокую организованность социального воспитания и социально-правовой охраны детства.
Снижение уровня защищенности детей и подростков во многом обусловлено обострением правовой информированности населения (родителей, воспитателей, работников социальных служб, педагогов и, конечно, самих детей) о законодательстве в интересах детей. Речь идет о правовой безграмотности, отсутствии у граждан знаний своих прав и обязанностей, порядка их реализации.
В связи с этим возникает необходимость правового просвещения не только детей, но и их родителей, общества в целом. Данную прерогативу на протяжении многих лет отводили юристам, судебным институтам. Однако, в меняющихся условиях, когда создаются различные службы социальной защиты семьи, охраны материнства и детства, такую помощь может оказать социальный педагог. Для этого ему необходимо самому владеть элементарными нормами социального права, в связи с чем проблема систематизации законодательной базы, обеспечивающей социальную (правовую) защиту детства становится чрезвычайно актуальной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конвенция ООН «О правах ребенка»: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.89 г. // Народное образование. 1993. № 5.
2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. М., 1993.
3. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2003. 192 с.
4. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 528 с.
5. Семейный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 апреля 2005 г.). Новосибирск, 2005.
6. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 1997. 424 с.
7. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изм.).
8. Федеральный Закон РФ «Об образовании», 1992 г. (с изм.).
9. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2006-2010 гг.
З.И. Шимко, В.В. Подберезный
РАЗВИТИЕ ГИПОТЕТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В философии «гипотеза» рассматривается как предположение (греч. hipothesis - основа, предположение) - при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным [30, 86] В логике гипотеза - это положение, выдвигаемое в качестве предварительного условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Она может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего [5, 32] В психологии гипотеза понимается как один из способов мышления,