Научная статья на тему 'О некоторых разновидностях механизмов реализации социально-правовой защиты детей в России'

О некоторых разновидностях механизмов реализации социально-правовой защиты детей в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1142
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / ДЕТСТВО / МАТЕРИНСТВО / СЕМЬЯ / МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL PROTECTION / LEGAL PROTECTION / PROTECTION OF CHILDREN / CHILDHOOD / FAMILY / MECHANISM OF PROTECTION / SOCIAL RIGHTS / SOCIAL WELFARE / SOCIAL NEEDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лунькова О. В., Скорик К. В.

В статье проанализирована проблематика социальной защиты детства, материнства и семьи в Российской Федерации; выявлены, классифицированы и описаны механизмы, обеспечивающие социально-правовую защиту ребенка. Анализируются функциональные особенности каждого из исследуемых механизмов, а также выявляются проблемы их реализации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of social and legal protection of children, mothers and family in Russia. The mechanisms of children social welfare are identified, classified and described. The article examines the functional characteristics of the social protection mechanisms and the problems of their realization in Russia.

Текст научной работы на тему «О некоторых разновидностях механизмов реализации социально-правовой защиты детей в России»

гражданское право

УДК 347(470)-055.62

О. В. Лунькова, К. В. Скорик

О некоторых разновидностях механизмов реализации социально-правовой защиты детей в России

В статье проанализирована проблематика социальной защиты детства, материнства и семьи в Российской Федерации; выявлены, классифицированы и описаны механизмы, обеспечивающие социально-правовую защиту ребенка. Анализируются функциональные особенности каждого из исследуемых механизмов, а также выявляются проблемы их реализации в России.

The article considers the problems of social and legal protection of children, mothers and family in Russia. The mechanisms of children social welfare are identified, classified and described. The article examines the functional characteristics of the social protection mechanisms and the problems of their realization in Russia.

Ключевые слова: социально-правовая защита, социальная защита детей, детство, материнство, семья, механизм социально-правовой защиты, социальные права, социальные гарантии, социальное обеспечение

Key words: social protection, legal protection, protection of children, childhood, family, mechanism of protection, social rights, social welfare, social needs.

Вопросы защиты детства, законных прав и интересов ребенка волнуют все мировое сообщество, в том числе и общественность нашей страны. Дети являются одной из самых незащищённых групп населения, в первую очередь в силу такого жизненно объективного фактора, как возраст. Среди причин, обусловливающих факт незащищенности детей, выступают на первый план такие явления, происходящие в общественной жизни государства, как дестабилизирующие процессы развития политической и социальной сфер, экономические кризисы, социально-экономические реформы, которые зачастую негативно сказываются на общественном положении детей. В частности,

© Лунькова О. В., Скорик К. В., 2017

такие проблемы, как нестабильное материальное положение населения, уклонение от содержания и воспитания детей, и как следствие, безнадзорность и беспризорность, а также алкоголизм и наркомания, приводят к тому, что дети попадают в социально неблагоприятную и опасную среду, привлекаются к участию в противозаконной деятельности, сталкиваются с посягательствами на свои права и становятся жертвами преступников. Необходимость эффективной реализации на практике способов защиты детей не вызывает сомнения.

Круг проблем, связанных с защитой детства в России, достаточно широк. Одним из важнейших аспектов данной тематики представляется социальная защита детей. Совершенно справедлива обеспокоенность общественности о положении несовершеннолетних, так как здоровое развитие подрастающего поколения является для страны залогом становления сильного правового государства. Первоочередная задача государства в этой области состоит в том, что оно в лице различных органов должно выступать гарантом социально-правовой защиты ребенка. В законодательстве РФ уделяется немало внимания проблемам защиты прав и интересов несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов. Совокупность основных прав и свобод личности закреплены в Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения [2]. В 1990 г. Россией была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка. Свое развитие международные нормы, касающиеся защиты прав детей, получили также в Семейном кодексе РФ, Федеральном законе №124 ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с п. 2. ст. 4 данного закона государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации [8].

Право любого гражданина нашей страны, в том числе и ребёнка, на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ. В ст. 7 говорится о том, что Российская Федерация является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [2]. В широком понимании социально-правовая защита детей представляет собой комплекс мер, направленных на социальную поддержку и помощь ребенку, включающую в себя обеспечение его основных потребностей, права на бесплатное образование и охрану здоровья, предоставление социальных гарантий различного характера, в том числе финансовых.

Базовой составляющей социально-правовой защиты детей является корпус нормативно-правовых актов, в которых определяются меры социальной защиты ребёнка, порядок и объём, в котором они предоставляются. К числу нормативно-правовых актов в части социальной защиты детства, наряду с Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, относятся Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие федеральные законы, а также подзаконные акты. Неотделимой от содержательной части социально-правовой защиты детей, представляющей собой спектр нормативно-правовых актов, является непосредственно реализация на практике принятых НПА в сфере деятельности институтов, составляющих систему социальной защиты ребенка. К таким институтам относятся не только учреждения и государственные органы, обладающие законодательной, исполнительной и судебной властью, но и социальные институты - семья, школа, различные образовательные учреждения, организации социального обслуживания и другие институты, которые выступают субъектами реализации защиты детей в России. Перечисленные институты обеспечивают реализацию социально-правовой защиты детей посредством целого ряда механизмов различной направленности и принципа действия. Таким образом, под механизмами реализации социально-правовой защиты детей в данной статье понимается средства осуществления различными общественными и государственными институтами защиты детей, основной функцией которых является гарантия обеспечения прав и интересов ребенка, его потребностей, поддержание условий жизни, необходимых для его здорового развития.

По основному принципу действия среди механизмов реализации социально-правовой защиты детей можно выделить такие, как финансово-обеспечительный, психолого-педагогический и судебно-административный. В основе финансово-обеспечительного механизма лежит обеспечение ребенка социальными пособиями и льготами, а также оказание натуральной помощи (в виде одежды, продуктов, медикаментов). Говоря о социальной защите ребенка, невозможно не затронуть проблему социальной защиты матери и семьи, так как явления материнства и детства тесно связаны и взаимно обусловлены. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство, семья находятся под защитой государства [2]. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995

№ 81-ФЗ устанавливает систему пособий для граждан, имеющих детей, таких как пособие по беременности и родам, единовременное пособие беременным женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях на раннем сроке беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет [4]. Перечисленные пособия представляют собой систему выплат, направленных на компенсацию расходов семьи, связанных с рождением ребенка, а также играют стимулирующую роль в заботе и охране здоровья и интересов детей. Федеральным законом №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» регламентируется предоставление социальных пособий, субсидий и жизненно необходимых товаров малоимущим семьям [3]. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты семей определены в Федеральном законе № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», их финансирование должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Среди полномочий содержится решение вопросов относительно социальной поддержки безнадзорных детей и семей с детьми, в числе которых многодетные семьи, а также одинокие родители [7].

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к наиболее уязвимой и незащищённой группе населения. Меры социальной поддержки для категории таких детей устанавливаются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К мерам социальной поддержки данной группы населения, осуществляющей путем реализации финансово-обеспечительного механизма, относятся назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца, стипендии и заработной платы в период производственной практики, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и принадлежностей для учебы, единовременные денежные пособия, обеспечение натуральной помощью, предоставление права на бесплатный проезд в общественном транспорте, путевок в оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения, право на получение бесплатного образования, в том числе и высшего профессионального, и другие социальные гарантии [5].

Психолого-педагогический механизм реализации защиты детства направлен на обеспечение условий жизни ребенка, гарантирующих его гармоничное развитие и успешную социализацию. Важными институтами в данной сфере реализации защиты детей выступают семья и школа. Значение и роль семьи в целом в жизни ребенка невозможно переоценить. Семья является основополагающим фактором в формировании социально благополучной личности, функциональный потенциал которого заключается в развитии как физического, так и духовного мира ребенка. Это обусловлено, в первую очередь, фундаментальной потребностью каждого человека в заботе, любви, внимании. Важнейшей функцией семьи является создание среды, необходимой для всестороннего развития и успешного социального становления ребенка как полноценной личности и гражданина. Такие негативные факторы, как социальный кризис, ухудшение материального положения и другие причины, хотя и сказываются отрицательно на состоянии нравственного здоровья семьи, тем не менее, не лишают этого общественного института общего признания как главенствующей формы воспитания ребенка, базовой социальной ценности. В различных международных и российских нормативно-правовых актах отмечается важнейший статус семьи как основного звена в цепочке развития и воспитания ребенка. Например, в преамбуле Конвенции ООН о правах ребенка семья рассматривается как «основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей» [1]. Воспитание ребенка в семье призвано обеспечить его здоровое развитие, включающее в себя такие аспекты, как физическое и психическое здоровье, а также духовно-нравственный аспект. Приоритет семейного воспитания отражен в законодательстве нашей страны, в частности, в Семейном кодексе РФ. Именно семья согласно п. 1 ст. 123 СК РФ является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Особое место отводится усыновлению / удочерению при выборе форм устройства детей в семью [9]. Семья как инструмент психолого-педагогического механизма защиты детей обладает функциональным потенциалом, который реализуется путем широкого спектра действий. Среди них можно отметить создание благоприятного эмоционального климата в семье, материально-технических условий для обеспечения потребностей ребенка, применение системы методов воспитания, способствующих полноценному развитию самостоятельной и активной личности, и множество других действий психолого-педагогической направленности.

Наряду с институтом семьи, школа также является инструментом реализации психолого-педагогического механизма социальной защиты детей. В

школе в первую очередь реализуется социальная защита детей в сфере образования в лице таких ее субъектов, как учителя, психологи и социальные педагоги. Роль последних в осуществлении социальной защиты ребенка особенно важна в связи с кругом возложенных на них обязанностей. Так, в деятельность школьного социального педагога включено осуществление следующих функций: оказание социально-психологической поддержки и помощи ученикам и семьям учеников; принятие мер профилактического характера, направленных на выявление причин трудных жизненных ситуаций и проблем, затрагивающих интересы ребенка; взаимодействие с органами социальной защиты и другие действия по оказанию социальной помощи учащимся.

Судебно-административный механизм социально-правовой защиты детей реализуется в деятельности таких государственных органов, как суд, прокуратура, орган опеки и попечительства и других уполномоченных государством органов по защите прав ребенка. Выделение такого механизма реализации защиты несовершеннолетних, как судебно-административный, происходит из факта существования общего (судебного) и специального (административного) порядка защиты оспариваемых или нарушенных прав. Судебная защита признана главенствующей формой защиты прав и интересов ребенка. В судебном порядке могут разрешаться споры относительно воспитания и обеспечения детей, случаи нарушения и посягательства на права ребенка, в том числе и его социальные права, к которым относятся право на воспитание в семье, право на охрану здоровья, право на жизнь в безопасных условиях, право на социальное страхование и др. Административный порядок защиты прав предполагает обращение за защитой или восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.

Посредством рассмотренных механизмов выполняется ряд важнейших функций социально-правовой защиты детей, главенствующей целью которой является обеспечение ребенка условиями жизни, способствующими его максимально благоприятным в социальном отношении развитию. Функции, осуществляемые рассмотренными механизмами, можно охарактеризовать, как обеспечительная, охранительная, восстановительная и воспитательно-образовательная. Первая функция - обеспечительная - осуществляется непосредственно путем выплат социальных пособий, предоставлением льгот определённым категориям лиц, включающих как самих детей, так и семей с детьми со стороны государства; в семье же обеспечительную функцию по защите ребенка в большей части несут родители, обеспечивая материальную составляющую для создания условий удовлетворения потребностей ребенка, в

82

том числе обеспечение его жильем, продуктами питания и другим необходимым. Субъектами, реализующими воспитательно-образовательную и охранительную функцию в отношении детей, выступают родители и лица, их заменяющие, школьные педагоги, в том числе социальный педагог, психолог. Охранительная функция социально-правовой защиты детей заключается в первую очередь в своевременном выявлении и предотвращении фактов возможного нарушения и посягательств на права ребенка, а также негативных факторов влияния на формирование социальной среды, в которой находится ребенок. Следует также отметить, что немаловажным аспектом воспитательно-образовательной функции является просветительская деятельность, направленная на ребенка как объекта социальной защиты, касающаяся его законных прав. Зная свои права, несовершеннолетний сможет воспользоваться самозащитой при угрозе их нарушения. В случае же произошедшего нарушения права су-дебно-административным механизмом предусмотрено выполнение восстановительной функции, т. е. восстановление нарушенного права ребенка.

Среди актуальных вопросов по реализации социально-правовой защиты детства в России, необходимо отметить проблемы, препятствующие полностью успешному воплощению на практике и эффективной работе рассмотренных механизмов. К ним относятся несовершенная связь, существующая между различными отраслями права и приводящая к возникновению коллизий в сфере правового регулирования, а также недостатки системы взаимодействия между органами государства, в чьи обязанности входит защита прав детей, в том числе и социальная защита данной группы населения. Для успешного функционирования механизмов реализации социально-правовой защиты детей необходимо решение возникающих трудностей и поиск путей их преодоления. Представленная классификация разновидностей механизмов реализации социальной защиты детей наряду с анализом ведущего принципа в каждом из них может в некоторой степени способствовать определению и выявлению проблем, связанных с реализацией социально-правовой защиты детей различными методами. Спектр рассмотренных механизмов не является исчерпывающим, так как в данную классификацию включены основные способы реализации социальной защиты детей согласно работающего принципа в каждом из них. В качестве критериев по выявлению механизмов может быть использован и ряд других, например, состав субъектов - участников реализации социальной защиты детей.

Список литературы

1. Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, вступила в силу для России 15.09.1990). - М.: КноРус, 2016. - 32 с.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

3. О государственной социальной помощи: федер. закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

6. О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: постановление Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 (ред. от 14.05.2001) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.

УДК 347.78

В. А. Максимов

Условия охраноспособности произведений в авторском праве

В статье проводится анализ условий охраноспособности объектов авторского права, указывается на важность их установления. В первую очередь, среди них выделяется творческий характер результата деятельности человека, новизна, оригинальность, неповторимость и объективная форма выражения произведения. Автор соотносит между собой данные понятия и категории, аргументирует свою точку зрения и выводы с учетом анализа мнений различных ученых-цивилистов.

Author analyzes conditions of protectability objects of copyright, pointing to the importance of establishing and allocating, among them the creative nature of human activities, novelty, originality, uniqueness and objective form of expression works. He correlates between these concepts and categories, argues his point of view and makes conclusions, based on analysis of opinions of various scientists-jurists.

Ключевые слова: произведение, объект авторского права, охраноспособность, творческий характер, новизна, оригинальность, неповторимость, форма выражения.

Key words: work, object of copyright, protectability, creative nature, novetly, originality, uniqueness, form of expression.

Авторско-правовая охрана является универсальной для любого объекта, который по своим главным признакам может рассматриваться как произведение. Такие признаки называются условиями охраноспособности. Как правило, они резюмируются, если речь идет об объекте, названном в предложенном законодательством перечне произведений. В то же время установление их наличия может превратить непоименованный в законе объект в охраняемый объект авторского права. К примеру, современные мультимедийные технологии вывели на правовую арену такие объекты, как веб-сайт, сетевые произведения (блоги и публичные энциклопедии) [14, с. 71]. Несмотря на отсутствие упоминаний в законе, в науке описывается охраноспособность мелодии, кадра кинематографического произведения, персонажа [10, с. 54-55].

© Максимов В. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.