Научная статья на тему 'Социально-педагогическая защита детей-сирот в России'

Социально-педагогическая защита детей-сирот в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4736
2383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спирина Мария Леонидовна

Цель статьи раскрыть пути и приоритеты социальной защиты детей в России. В статье определяется понятие социально-педагогической «защиты детей-сирот», приводятся основные законодательные акты и нормативно-правовые документы, программы мероприятий, обеспечивающие пути решения рассматриваемой проблемы; делается вывод о необходимости совершенствования и дальнейшей разработки законодательной базы социально-педагогической защиты детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая защита детей-сирот в России»

УДК 371 ББК 74.6

С 72

М. Л. Спирина

Социально-педагогическая защита детей-сирот в России

(Рецензирована)

Аннотация:

Цель статьи - раскрыть пути и приоритеты социальной защиты детей в России. В статье определяется понятие социально-педагогической «защиты детей-сирот», приводятся основные законодательные акты и нормативно-правовые документы, программы мероприятий, обеспечивающие пути решения рассматриваемой проблемы; делается вывод о необходимости совершенствования и дальнейшей разработки законодательной базы социально-педагогической защиты детей-сирот.

Ключевые слова:

Социальная защита детства; социально-педагогическая защиты детей-сирот; нормативно-правовая база.

В сложившейся ситуации социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из важнейших задач государства и общества. Государство предпринимает комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, обеспечивающих социальную защиту. Несмотря на то, что средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование, так как начало реформ в нашей стране связано с ликвидацией централизованной системы социальной защиты, в том числе и системы поддержки семьи, материнства и детства.

Кратко остановимся на смысловой нагрузке ключевого понятия «социальная защита детей».

Согласно толковому словарю живого великорусского языка В. Даля, защита детства рассматривается как система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми,

нуждающимися в соответствующей помощи [1].

В словаре русского языка С.И. Ожегова представлено несколько производных слова «защита»: защита - то, что защищает, служит обороной; защитить - значит «охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности, предохранить, обезопасить от чего-нибудь: отстоять (мнение, взгляды) перед чьей-нибудь критикой, возражениями, защитить свою точку зрения»; защитник - это тот, кто охраняет, оберегает кого-нибудь (слабых, обездоленных...), то же, что адвокат [2].

Защита рассматривается нами как необходимая и обязательная деятельность взрослого в ситуациях, когда ребенок становится жертвой обстоятельств. А.А. Хауко в позиции защиты выделяет две составляющие [6]. С одной стороны, это опека, помощь ребенку через деятельность по реабилитации, приводящей к облегчению негативного состояния ребенка (и широком аспекте проблем, связанных с благополучием ребенка). С другой - это активная защита прав ребенка на предоставление ему необходимых условий для развития: защитник активно действует по изменению (уничтожению, трансформации, преобразованию) самого источника причин и последствий, с которыми работает опекун и помощник. В этом, с одной стороны, обнаруживается различие существующих позиций, а с другой - возможность для

их позиционного диалога, взаимодействия, взаимоусиления в рамках педагогической поддержки [6].

Социальная защита (Social protection) в широком смысле - деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

Социальная защита личности представляет собой систему принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и длительного существования личности, различных социальных категорий и групп, совокупность мер, действий государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как: болезнь, старость, смерть кормильца и др. Также социальная защита личности предусматривает комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня их жизни [5].

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы с помощью нормативноправовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. В качестве основных принципов социальной защиты выступают: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности [5].

Значительный вклад в разработку психоло-го-педагогического аспекта проблемы социальной защиты детства внесли крупные отечественные психологи и педагоги: Д.М.Андреева, Е.В.Бондаревская, Б.С.Гершунский, Г.Н.Вол-ков, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, Е.Н.Ильин, В.А.Кан-Калик, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубин-штейн, Н.Е.Щуркова и др. Социально-педаго-

гический аспект поддержки и защиты детей-сирот нашел отражение в исследованиях Дорогонько З.В. , Олиференко Л.Я., Росляковой В.А., Терновской М.Ф., Фроловой Л.П., Хуа-ко А. А. и др.

Анализ истории и современной практики социальной защиты детства в России позволили ученым сформулировать следующее определение системы социальной защиты детства -«это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты российских детей» [4, С. 79].

Для повышения эффективности социальной защиты и адаптации детей в общество в детских учреждениях для детей-сирот создаются социально-педагогические службы.

Социально-педагогический подход к рассматриваемой проблеме предполагает построение системы защиты и поддержки детства в контексте современных обществ, социокультурной ситуации, обуславливающих соответствующий им тип педагогических систем, тип воспитания, выявление, анализ и учет факторов, определяющих реабилитацию и защищенность личности; выявление сущности, признаков, функций поликультурного образовательного пространства как среды духовнонравственного развития личности.

Анализ исследований Л.П. Фроловой,

В.А. Росляковой, З.В. Дорогонько и других позволяет нам рассматривать социально-педагогическую защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как деятельность, направленную на создание условий по поддержанию жизнеобеспечения, соблюдения законодательно установленных государством социальных гарантий для полноценной жизнедеятельности детей.

Проблемы социальной защиты детства решаются как на международном, так и на российском уровне. Вопросы социальной защитой детства на международном уровне занимаются многие международные организации: Организация Объединенных Наций, детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирный Совет по вопросам одаренных и талантливых детей, Международный Союз по защите детей, Международная Федерация детских содружеств, Международный комитет движения детей и юношей, Европейское бюро по вопросам детей и молодежи,

Международная организация судей по делам несовершеннолетних и другие. Воплощение прав ребенка в действительность на международном уровне обеспечивается соблюдением Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г., (в июне 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР и вступила в силу для России как правопреемника СССР 15 сентября 1990 г.).

Основные приоритеты социальной защиты детей-сирот в России определены в Конституции РФ, в Законе РФ «Об образовании», в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», в Семейном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ и других основных законах, направленных на формирование системы социальной поддержки детей - сирот. В целях укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка в нашей стране были приняты новые Федеральные законодательные акты, затрагивающие наиболее важные сферы жизни несовершеннолетнего: от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имеет принятый в 1998 году Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». С принятием нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (2001 г., вступил в силу с июля 2002 года) усилены санкции к родителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Важным инструментом в реализации государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, защите их прав и обеспечению жизненных интересов являются программы и планы мероприятий. Наиболее значимой является президентская федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, включающая три подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья». «Дети России» позволила объединить действия ряда федеральных органов исполнительной власти и региональных органов законодательной и ис-

полнительной власти для достижения единой цели - создания благоприятных условий для комплексного развития и обеспечения жизнедеятельности детей. В каждой из трех подпрограмм определены конкретные цели и задачи отдельных направлений, на решение которых требуется консолидация сил всего общества, выработка общих подходов Российской Федерации и ее субъектов к реализации эффективных мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.

В рамках направления «Дети-сироты» предусматривается решение таких задач, как: реализация системы мероприятий по пропаганде и развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; разработка, апробация и внедрение инновационных технологий работы по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей; создание системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях, в постинтернатный период, а также в замещающих семьях; обеспечение профессиональной подготовки, личностного и профессионального самоопределения выпускников учреждений интернатного типа, детей из замещающих семей.

На охрану интересов матери и ребенка, укрепление семьи, ее социальную поддержку, обеспечение семейных прав граждан направлен Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 г. №761, согласно которому 2008 год объявлен Годом Семьи.

К сожалению, существующая нормативноправовая база не может решить в полной мере проблем, связанных с социально-педагогической защитой детей-сирот, поэтому она постоянно совершенствуется и обновляется, о чем свидетельствует принятие на государственном уровне 24 апреля 2008 года Федерального закона «Об опеке и попечительстве. Помощь детям, защита их прав должна опираться на принципиально новые концептуальные и организационно-педагогические подходы. Определяющей в разработке новых концепций, методик и технологий социально-педагогической помощи детям является общая для всего международного сообщества тенденция оценки положения детей в аспекте реализации и защиты их прав [3].

Примечания:

1. Даль В. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. - М.: ACT, 2006. - 350 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред.

. . . - 21 . - .: , 1989. - 924 с.

3. . . -

циально-педагогической поддержки детства: Дисс. ... докт.пед.наук. - М., 1999. - 277 с.

4. Рослякова В.А. Историко-педагогические условия развития системы патронатного воспитания в России: Дисс. ...канд. пед. наук. - М., 2004. -173 с.

5. Словарь-справочник по социальной работе /

. . . . - .: , 2000. -

424 .

6. . . - -

- -

тей^оциапьных сирот: Дисс. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2006. - 181с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.