Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тычинский С.Д.

В работе проанализирована классификация современных подходов к рассмотрению феномена толерантности. Выделены основные критерии для классификации явления толерантности. Проведен исторический анализ формирования современного понятия толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

УДК 009

Тычинский С.Д.

студент магистратуры, кафедры истории России Северо-Кавказский федеральный университет (Россия)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация: в работе проанализирована классификация современных подходов к рассмотрению феномена толерантности. Выделены основные критерии для классификации явления толерантности. Проведен исторический анализ формирования современного понятия толерантности.

Ключевые слова: толерантность, психология, педагогика, социология

В современном обществе мы все чаще сталкиваемся в быту с таким понятием как толерантность, особенно актуальна данная проблема для западной культуры, где данный феномен играет довольно большую роль и оказывает значительное влияние как на политическую и социальную сферы жизни общества, так и на массовую культуру. Отсюда становится примечательным тот факт, что толерантность является многогранной понятием, что значительно осложняет ее систематизацию и классификацию.

Сам процесс формирования понимания феномена толерантности, не прекращаясь, развивался на протяжении длительного периода, что в значительной мере повлияло на количество его значений и понятий, которые будут соответствовать современной действительности.

Изначально, латинское слово «toleranten», считалось на протяжении долгого времени медицинским термином и означало устойчивость и невосприимчивость к внешним изменениям. Однако в данный момент, из-за масштабного процесса диффузии между различными науками, такими как: социальные, гуманитарные и естественные,

термин толерантности обрел совершенно иное значение, ввиду сближению понятий.

105

Рассматривая понятие «толерантность», можно отметить, что в терминологии наряду с этим понятием активно используется противоположное по значению понятие «интолерантность». Понятие интолерантности активно исследовалось учеными, например, Бетти Э. Риэрдон, выделяет следующие признаки, относящиеся к изучаемому явлению:

- уничижительный, ненавистный или отчуждающий язык;

- выделение всех членов социальной группы по обобщенным негативным характеристикам;

- высмеивание и оскорбление конкретных качеств и особенностей людей;

- высказывания об отдельных лицах и группах на основе обобщений и негативных стереотипов, а не фактов;

- преднамеренные действия, направленные на унижение и запугивание других, ограничение и лишение человека его прав;

- физическое и моральное запугивание, вооруженные нападения.

Как считает Бетти Э. Риэрдон, толерантность следует из отсутствия перечисленных категорий. Однако, стоит отметить, что данные признаки обнаруживаются в процессе наблюдения за конкретным человеком и проявляются во внешнем поведении, из чего следует, что результаты наблюдения являются субъективными, ввиду того, что отсутствие критериев интолерантности, не дает точных результатов и оснований заявлять о толерантности личности, поэтому важно в исследовании толерантности использовать другие, более объективные методы.

Стоит отметить, что с развитием знаний об обществе понятие интолерантность становится некорректным. К примеру, Солынин Н. Э. исследуя проблему толерантности в современном обществе, ставит гипотезу, что явление толерантности является неотъемлемым свойством индивидуальности каждого человека и относится ко всем людям, однако выражается в различной степени у каждого человека, из этого следует идея автора о разных уровнях толерантности (высокий, средний, низкий) [8].

Возвращаясь к анализу терминологии нужно учитывать, что понятие «толерантность» в науке исторически, на протяжении значительного периода, было

тесно связанно с понятием «терпимость». Исследуя данный вопрос первенства этих двух терминов, можно заметить, что понятие «терпимость» появилось раньше.

В толковом словаре русского языка под ред. Д. Ушакова, термин «терпимость» определяется как «свойство, умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь» [10].

Обращаясь к исследованиям Кругловой Н. В., можно выделить, что возникновение ранних представлений о терпимости связано с развитием самого человеческого общества, а конкретно с появлением скептических идей, являющиеся признаком эволюции культуры. Круглова Н. В. считает, что широкому распространению скептицизма способствовал культурный, религиозный и философский плюрализм в обществе, а в качестве первых скептиков выделяет софистов, с которых по мнению автора необходимо начинать рассмотрение возникновения идей о терпимости.

Анализируя труды первых философов, размышлявших о идеях существования человека в обществе и идеях терпимости по отношению к другим, выясняется, что наиболее важную роль в исследовании данной проблемы, сыграл Аристотель. В эссе «Никомахова этика» Аристотель описал уникальную черту личности, позволяющую человеку «...одинаково вести себя с незнакомыми и знакомыми, близкими и посторонними...» [2, с. 127].

С развитием общественного прогресса и философской мысли к идеям о природе терпимости обращались многие мыслители на протяжении всей истории: от работ Тертуллиана и Августина Аврелия, до трудов Г. В. Лейбница и его современников. Однако в наиболее полной форме представления о самой неизменной сущности терпимости представлены в работах Джона Локка, которые в большей мере и составили теоретическую основу для современных научных представлений о явлении толерантности. Его идеи представлены в работе «Опыт о веротерпимости», где толерантность напрямую соотносится с религией и совестью.

В дальнейшем толерантность будет рассматриваться в рамках различных

научных категорий. К примеру, Иммануил Кант, не взирая на интерпретации понятия

«терпимость» и «толерантность» его современниками, в своей работе «Метафизика

107

морали» выделяет права человека как гарантию терпимости, что связывает изучаемое явление с политической сферой.

Развивая эту идею, Дж. С. Милль выделяет человека как независимого носителя прав, где терпимость как свойства личности, напрямую способствует развитию общества.

Среди современных исследователей нет единого мнения, отражающего наиболее точно появление термина «толерантность» в науке. Рассматривая основные идеи можно отметить, что первое упоминание о данном термине относится к медицинской науке. Эту идею относятся такие ученые как Капустина Н. Г. и Семашко М. А.

Семашко М. А. отмечает, что впервые понятие «толерантность» было введено в научную терминологию в конце восемнадцатого века французским философом, экономистом и политиком Антуаном Луи Клод Дестют де Траси.

В свою очередь, Капустина Н. Г. утверждает, что термин «толерантность» был введен в 1953 году английским иммунологом Питером Брайаном Медаваром и обозначал реакцию, иначе говоря «терпимость», иммунной системы организма человека к трансплантированным инородным тканям, а также автор выделяет, что толерантность может быть полной или касаться одной из форм иммунного ответа.

Развивая эту идею, Капустина Н. Г. отмечает, что термин стал активно использоваться в медицинских науках, где нашел довольно широкое применение. К примеру, в токсикологии и фармакологии термин толерантность означает снижение чувствительности к фармацевтическим препаратам, таким как лекарства или наркотики, а в иммунологии определяется как полное или частичное отсутствие иммунологической реакции.

Позднее понятие толерантность нашло свое применение в области социальных и межличностных явлений, а в современной науке активно используется в таких направлениях как: психология, социология, политология, этнология и педагогика.

В современной научной литературе проблема толерантности начала изучаться сравнительно недавно. Первые работы, направленные на изучение процессов толерантности, появляются только в середине 90-х годов прошлого века. Одним из

первых исследователей, выделивших обобщенную характеристику толерантной личности, был Гордон Оллпорт, определивший следующие параметры:

- «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше — на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

- потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

- меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

- способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);

- предпочтение свободы, демократии (для человека не имеет значения иерархия в обществе);

- знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

- ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);

- защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться)» [7, с. 82].

Таким образом, согласно идеям Гордона Оллпорта, толерантная личность будет обладать следующими характеристиками: независимость от чужого мнения, сопереживание другим, предпочтение демократического уклада общества, способность выслушать чужую точку зрения и ответственность за свои поступки.

В многообразии современных исследованиях термин «толерантность» в наиболее обобщенной форме представляется как признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности, а также готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, «инаковость» и терпимость к взглядам, обычаям, мнениям других.

Для выявления сущности понятия толерантности, на основе анализа различных определений толерантности необходимо определить основные характеристики исследуемого феномена, согласно которым толерантность это:

- признание допустимым и равноправным существования многообразия в мире различных образов мысли, политических, религиозных, этнических и других взглядов;

- активное признание прав и свобод другого человека, в том числе права за другим человеком на собственные убеждения, права быть иным;

- уважительное терпеливое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению;

- позволение людям открыто выражать свои мысли;

- настроенность на понимание и диалог с представителем другой культуры;

- стремление достичь согласования разнородных мнений, интересов, точек зрения преимущественно методами разъяснения и убеждения;

- воздержание от употребления силового воздействия с целью предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей;

- защита ценностей других, признание плюрализма и многообразия современного общества;

- активная жизненная и нравственная позиция самодостаточной личности [4].

С учетом того, что категория толерантности полинаучна, для раскрытия ее

сущности, необходимым рассмотреть понятие с точки зрения различных наук. В настоящее время существуют разные подходы к трактовке понятия «толерантность» относящихся к различным областям науки, основными подходами являются:

- философский;

- социологически;

- политический;

- педагогический;

- психологический.

Философский подход рассматривает толерантность как терпимость к различного рода отношениям, обычаям и привычкам.

В философском подходе толерантность проявляется в совокупности с особенностями различных народов, наций и религий. Толерантность также является признаком уверенности в себе и осознания надежности своих позиций и рассматривается в качестве признака идеологической тенденции, открытой для всех, которая не боится сравнивать себя с другими точками зрения и не избегает духовной компетентности.

Исследуя проблему толерантности в парадигме философского познания Лекторский В. А. выделил четыре возможных понимания этого феномена:

- как «безразличие к существованию разных точек зрения и практик, поскольку последние не считаются важными перед лицом основных проблем, стоящих перед обществом»;

- как невозможность взаимопонимания;

- как снисходительность;

- как расширение собственного опыта и критического диалога [6, с. 16].

Философское определение толерантности основывается на признании прав и

свобод другого человека, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям.

Через призму философского понимания толерантность, рассматривается как равное отношение к другому человеку, а также настроенность человека на понимание и диалог с другой личностью.

Однако толерантность является также признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции.

Понимание толерантности имеет разные культурные основы. Наиболее ярким

примером может служить противоречие западной и восточной культур. Для культуры

запада характерны идеи свободы и преобладание демократического образа правления,

однако для представителей восточноазиатских культур, с консервативным

111

мировоззрением, данные ценности не будут имеют важного значения. Однако, несмотря на коренные различия в ценностях, именно факт отличия и будет способствовать попыткам сближения многих культур, ввиду заинтересованность и желания узнать и понять представителей незнакомой культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия обозначает толерантность как отсутствие монополии на истину, открытость для критики, а также плюрализм взглядов и мнений.

Социологический подход рассматривает толерантность как социальный феномен, связанный с методологическими основами теории социального действия. Как отмечает Петров В. Н., социологическое исследование толерантности выявляет взаимосвязь этого явления с условиями ситуации (объективная реальность) и субъективными факторами (субъективная реальность), а также его принадлежность ко всем компонентам системы социальных действий, включая такие подсистемы, как личность, ситуация действия, акты социального действия и взаимодействия.

Социальный подход в понимании феномена толерантности основан на принадлежности свойств толерантности всем элементам социальной структуры: потребностям, интересам, находит свое воплощение в идеях, мотивы и цели.

В свою очередь, Зиновьев Д. В. выделяет понятие «социокультурная толерантность», которую определяет, как моральное качество личности, характеризующее толерантное отношение к другим людям, к различным точкам зрения и обычаям, а также по отношению к характеристикам различных культурных групп или их представителей.

В микросоциологии проблема толерантности была исследована Гербертом

Блумером. Описывая толерантность, автор опирался на описание процессов

межличностного взаимодействия и теорию символического интеракционизма. По

мнению автора, личность и социальные действия обозначаются символами, в которые

вкладывается отношение, позиция и социальная установка. Необходимо это для

дальнейшей интерпретации индивидами символов друг друга. В этом случае

присвоение знаков и символов является процессом идентификации, где с помощью

знаков люди и группы находят своё место в системе «свой — чужой». Таким образом

112

толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого».

Политическом подход рассматривает терпимость как принятие, признание и уважение конкурентов, их мнений, программ, действий с обоюдным желанием субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов, политических партий, организаций) реализовать свои интересы и цели, связанные с сохранением или ослаблением (свержением) существующей власти, ее укреплением или подрывом, а также изменением ее политического статуса в обществе, если это не противоречит идеям безопасности и демократии. К авторам, рассматривающим данный подход относятся С.М. Емельянов, Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин.

Такие исследователи как Логинов А. В. и Мчедлов М. Н. связывают толерантность с идеологическим фактором.

Логинов А. В. рассматривает толерантность как форму сосуществования различных идеологий и выделяет принципиально иной способ постановки проблемы толерантности: не как понятия или ценности, которые «даны», а как формы взаимодействия, которые по-разному воспроизводятся в разных типах социальной жизни.

Мчедлов М. Н. отмечает, что толерантность не означает уступки или потворства какой-либо идеологической системе, это не безразличие и не смирение перед лицом общественных или бытовых проблем. Эта точка зрения преобладает в большинстве современных исследований (М.С. Мириманова, М. Вальцер)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогический подход в понимании толерантности связан с владением умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса и с установку на толерантность как активную позицию в формировании личности учителя, личности учащихся и их родителей.

С точки зрения педагогического подхода толерантность является важным качеством личности, определяющим нормы поведения в обществе и образовательном процессе, как одну из составляющих педагогической этики.

Анализируя педагогический подход к толерантности, можно отметить, что

феномен толерантности является основой ненасилия как универсального принципа во

113

взаимоотношении человека с окружающим миром и другими людьми, а также создание социальной среды для активного взаимодействия различных людей и сообществ.

Терпимость в педагогике понимается как согласие, и готовность к взаимным услугам, а проявляется в умелом владении умениями и навыками толерантного взаимодействия между субъектами образовательного процесса.

В качестве активной позиции личности толерантность выражается в понимании другого человека, в открытом и доверительном общении, в формировании способности индивидуума или группы индивидуумов сосуществовать с людьми иного менталитета или другого образа жизни, важным критерием личности в данной классификации будет эмпатия.

Толерантность в педагогике является сложным феноменом, включающим в себя множество аспектов и состоящий из множества компонентов, проявляющихся через осознанный, осмысленный и ответственный выбор человека, а также его собственной позиции и активности в построении определённых отношений.

Педагогическая толерантность проявляется в принятии другого человека как личности, эмпатическом понимании, открытого и доверительного общения. Считается, что взаимодействия в образовательном процессе напрямую связаны с феноменом толерантности (О. Б. Нурлигьянова, О. Б. Скрябина и др.).

Рассматривая толерантность с точки зрения педагогики можно выделить ее динамический характер и возможность развития в образовательной среде, благодаря чему можно сделать вывод, что толерантность развивается, а не формируется. Таким образом основной проблемой педагогики и образовательной системы в целом, становится проблема формирования благоприятных условий для процесса формирования толерантности.

Психологический подход подразумевает под толерантностью индивидуальные психологические характеристики человека. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального отклика на угрожающую ситуацию, а внешне, в умеренности, самоконтроле и способности длительно противостоять неблагоприятным воздействиям без снижения способности к адаптации.

В психологии существует несколько классификаций толерантности. Смирнов А. Н. определяет толерантность в психологии, с помощью позиций индивидуально -психологических особенностей личности, таких как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор. Также термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению и проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию.

Мириманова М. С. рассматривает толерантность как способность поддержки и разумного отношения к чужому мнению, а также снисходительность к действиям других людей. Трактовка Миримановой М. С. означает пассивное принятие окружающей действительности и непротивление злу. В данном случает, толерантность преподносится как активная жизненная позиция, предполагающая формирование самосознания, ответственности, защиты прав любого человека и его прав, руководствующаяся принципом: «Уважай другого, умея уважать себя».

Братченко С. Л. выделяет пять психологических подходов к рассмотрению толерантности:

- Гуманистический, где толерантность - это проявление осознанного, разумного и ответственного выбора человеком своей собственной позиции.

- Диверсификационный, содержание толерантности в нем не ограничивается одним свойством, является сложным, многомерным и многокомпонентным явлением.

- Личностный, в котором психологическими основам толерантности являются ценности, смыслы и личностные установки.

- Диалогический, предполагающий основой - межличностную толерантность, то есть особую форму взаимоотношений и межличностного взаимодействия с другим, межличностный диалог.

- Фасилитативный, где толерантность не столько формируется, сколько развивается, поэтому необходимо создать условия для ее развития [5, с. 47].

Психологи Асмолов А. Г., Асташова Н. А., Бездухов В. П. и Кирьякова А. В. выделили толерантность как основу социально-психологического ценности общества. По мнению авторов, толерантность является совокупным феноменом, определяющим

отношение человека не только к себе, но и окружающему миру.

115

Психологическое понимание сущности толерантности рассматривается как неотъемлемое свойство целостной индивидуальности человека (В. Штерн, Карпов А. В., Нижегородцева Н. В.). В свою очередь толерантный человек обладает системой личных психических качеств, формирующих устойчивые связи и отражающих все уровни индивидуальности: индивидуальный, субъектный, личностный. Таким образом можно сделать вывод о системном характере толерантности как неотъемлемого свойства личности.

Орлов Б. А. и Шапиро А. З. выделяют в качестве этапов формирования толерантности те принципы, которые напрямую связанны с самоидентификацией человека и входят в состав дифференцированного понимания психологической феноменологии толерантности:

- Естественная толерантность, для которой характерны: открытость, любознательность, доверчивость;

- моральная толерантность, основными качествами которой являются: терпение и терпимость;

- нравственная толерантность, где важным являются: принятие, доверие, формируемые под влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов [9].

Таким образом в психологии определение толерантности понимается как реализацию терпимого принятия моделей поведения, убеждения и ценностей других людей, устойчивость к поведенческим отклонениям, конфликту, неопределённости.

Также нужно, выделить, что психологическая основа толерантности включает в себя: ценности, смыслы, личностные подходы, позволяющие создать межличностный диалог, где содержательный смысл явления толерантности раскрывается в двух контекстах:

- в контексте глобального ценностного отношения к людям, в независимости от их культурной, национальной или иной принадлежности;

- в контексте ценностного отношения к людям как представителям различных социокультурных групп.

Таким образом современные трактовки понятий толерантности рассматривают

уникальность другого человека как ценность, в отличие от традиционных трактовок

116

терпимости, которые выделяют толерантность как сознательное подавление в себе чувства неприязни и непонимания к иному человеку.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1968. - С. 339.

2. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения в 4-х томах. Т. 4 / общ. ред. А. И. Доватура. - М.: Мысль, 1984. - 294 с.

3. Блумер, Г. Символический интеракционизм. / Пер. А. Корбута. — М.: Элементарные формы, 2017. — 346 с.

4. Богданова А.И., Осипова С. И. Генезис сущности и содержания понятия «толерантность» // CYBERLENINKA. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-suschnosti-i-soderzhaniya-ponyatiya-tolerantnost (дата обращения: 05.06.19).

5. Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании / Братченко С. Л. // Педагогика развития: ключевые компетенции и их становление. - Красноярск, 2003. - С. 104.

6. Лекторский В. А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3-4. С.

14-18.

7. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Смирнов А. Н. Социальный контекст толерантности: постановка проблемы. - М.: Аспект пресс, 2013. - С. 201.

8. Солынин Н.Э. Основные подходы к определению понятия толерантность // CYBERLENINKA. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-tolerantnost (дата обращения: 05.06.19).

9. Орлов Б. А. Психология толерантности: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] URL:

https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html (дата обращения: 05.06.19).

10. Толковый словарь Ушакова // [Электронный ресурс] URL: https: //ushakovdictionary .ru (дата обращения: 05.06.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.