Научная статья на тему 'Методологические и педагогические основания воспитания толерантности'

Методологические и педагогические основания воспитания толерантности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / TOLERANCE AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION OF EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF EDUCATION TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимовина Ольга Алексеевна

В статье излагаются теоретико-методологические и педагогические положения воспитания толерантности. Дан анализ понятия «толерантность» в философской, социологической и педагогической литературе. Воспитание толерантности с позиций гуманизации образования трактуется как воспитание культуры на основе национальных, семейных традиций. Раскрывается сущность и содержание этноцентристских и этнорелятивистских этапов воспитания толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological and Pedagogical Positions of Tolerance Education

The article presents the theoretical and methodological and pedagogical position tolerance education. The analysis of the concept of 'tolerance' in the philosophical, sociological and pedagogical literature is done. Tolerance from the standpoint of the humanization of education is treated as a promotion of a culture based on national and family traditions. The essence and content of ethnocentrist and ethnorelativistic stages of education of tolerance reveals.

Текст научной работы на тему «Методологические и педагогические основания воспитания толерантности»

О. А. Зимовина

УДК 37.0:37.035:316.647.5

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

I еоретико-методологические положения воспитания толерантности имеют в своей основе философские теории и концепции о самоценности личности человека, его способности к свободному и ответственному выбору, саморазвитию как восхождению к «себе-лучшему» (С. Г. Батищев, Н. А. Бердяев, М. К. Мамардашвили и др.); о диалогической природе человека и его отношений с миром, другими людьми и самим собой (М. М. Бахтин, В. С. Библер, М. М. Бу-бер и др.); о ценностно-смысловой природе человеческой жизни и совершаемых человеком нравственных выборов (Н. А. Бердяев, М. К. Мамардашвили, В. Франкл и др.); философские концепции, рассматривающие толерантность как нравственную общечеловеческую ценность (Н. А. Бердяев, Р. Р. Ва-литова, В. М. Золотухин, В. А. Лекторский и др.); идеи ненасилия в наследии М. Ганди, М. Кинга, Л. Н. Толстого и др.; психологические теории и концепции развития личности (А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, Д. А. Леонтьев и др.); многоаспектности и многофункциональности феномена толерантности и её видов (А. Г. Асмолов, Н. А. Асташова, С. Л. Братченко, В. М. Золотухин и др.); о присущей человеку потребности в самоактуализации и саморазвитии (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) и др.; педагогические концепции сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман, И. П. Иванов, В. А. Караковский и др.).

Актуальность обращения к проблеме толерантности и её философского толкова-

ния не вызывает сомнения в современном мире. Понятие толерантности возникло более трёхсот лет назад, а первые проявления её как социокультурной реальности известны гораздо раньше и относятся ещё ко временам античности, что обосновывает актуальность идеи толерантности и её исторических воплощений. Постмодернизм в культуре и глобализационные процессы в мире, ведущие к беспрецедентной плюрализации всех аспектов жизни, характеризуют состояние современного общества и ещё более обостряют актуальность рассматриваемой проблемы. Одной из важнейших характеристик этого культурного состояния является разрушение или размывание понятия нормы. Это определяет особенную актуальность любой разработки понятия толерантность, особенно заданной в проекции нормативного дискурса.

Следует отметить, что нетерпимость в современном мире является одной из всеобщих проблем и виды её многообразны (от актов терроризма, проявления ксенофобии, этнонациональных конфликтов, дискриминации меньшинств, особенно беженцев и эмигрантов). Однако именно толерантность как более позднее понятие в истории человеческой культуры (а не нетерпимость) находится в центре нашего исследования, так как ставит вопросы о путях преодоления или избавления в процессе культуро-генеза от таких характеристик человека и общества, как агрессия, насилие, нетерпимость, иными словами, ставит вопрос о диалектике нетерпимости и терпимости. В современной социокультурной ситуации исторические и логические последовательности данного процесса раскрывают проблемы толерантности в трёх важнейших контекстах: а) становления толерантных отношений - выделение концепта толерантности в западноевропейском обществе; б) генезиса проблемы толерантности в современном российском обществе и в) влияния процесса глобализации и его последствий на феномен толерантности.

20/S/3

В современных исследованиях специфика идеи толерантности задаётся осознанием природы, сущностных характеристик, пределов функционирования, спектра включённых субъектов и потенций для самого понятия толерантности; степени реализации толерантных отношений в современной России и перспектив их закрепления и воспроизведения. Изучение проблемы толерантности обнаруживает целый ряд противоречий.

В частности, появление термина «толерантность» связано с Европой. Однако в глазах большинства народов именно Европа оценивается как агрессор. «Как бы ни отличались между собой народы, они относятся к Западу одинаково, называя его архиагрессором... Без сомнения, это суждение о Западе определённо подтверждается в последние 4,5 столетия... Запад - всегда агрессор...» [11]. Насильственность, по мнению Н. Я. Данилевского, является одной из общих черт народов романо-германского типа. «Такой склад ума, чувства и воли ведёт в политике и общественной жизни, смотря по обстоятельствам, к аристократизму, к угнетению народностей или к безграничной, ничем не умеряемой свободе, к крайнему политическому дроблению; в религии - к нетерпимости или отвержению всякого авторитета» [3]. Иными словами, с одной стороны, выдвигается принцип толерантности, с другой, именно с Европой ассоциируются такие феномены, как захватнические войны, колониализм, политика империализма, христианская миссионерская деятельность, классовая борьба, Первая и Вторая мировые войны, появление тоталитарных режимов в ХХ веке.

Понятие «толерантность» вошло в широкий научный и практический обиход в связи с усилением ЮНЕСКО в области нормализации международных отношений. В Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию, толерантность определяется как «уважение, принятие и правиль-

ное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [4].

Существует довольно много определений толерантности, что связано с вышеуказанной многоаспектностью данного понятия. Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть [8].

Термин «толерантность» происходит от латинского tolerantia, что означает «терпение». В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова толерантность определяется как производное от французского tolerant - терпимый. Основу данного понятия, используемого непосредственно в русском языке, в первую очередь составляет позиция уважения к иным религиозным представлениям. В одном из наиболее кратких определений, данном отечественным энциклопедическим словарем, толерантность понимается как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [10].

Широко понимается толерантность и в педагогике. В частности, В. З. Вульфовым толерантность понимается как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни» [2].

В российском гуманитарном научном знании понятие «толерантность» появилось только после масштабного социокультурного изменения конца 80-начала 90-х гг., что манифестировало поворот к новым культурным реалиям и доминантам. В словаре по этике толерантность определяется

как «моральное качество, которое характеризуется отношением к интересам, убеждениям, верованиям, поведению, привычкам других людей. Выражается толерантность в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения» [9]. В данном определении толерантность выступает как факт нравственного сознания субъекта и как форма межсубъектных взаимоотношений и, таким образом, оно наиболее приближено к понятию «социокультурная норма», под которой понимается «стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном» [7].

Философская энциклопедия даёт следующее определение: толерантность - «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [6].

Особую ценность в разработке методологических основ воспитания толерантности представляет герменевтический подход (Х.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер и др.), который даёт возможность за внешними проявлениями человека (студента) «увидеть» его субъективные смыслы, ценности, отношения, переживания. В условиях образовательного процесса вуза герменевтический подход в развитии толерантности студентов означает ориентацию преподавателей на постижение смыслов поведения и поступков студентов.

Анализ основных положений аксиологического подхода (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В. С. Библер, М. К. Мамардашвили,

В. Франкл и др.) позволяет рассматривать толерантность студента как свободный ответственный и ценностный выбор его отношения к жизни.

Особую значимость в психологии толерантности играет личностный подход (Т. Адо-рно, С. Братченко, Л. И. Рюмшина, К. Роджерс, Э. Фромм и др.). Согласно исследованию Л. И. Рюмшиной, именно толерантность определяет, с одной стороны, внутренний мир личности, её ощущения и переживания, а с другой, является мотивационно-регулирующим механизмом, определяющим реальное поведение личности. Другими словами, уровень толерантности студента во многом определяется уровнем самопринятия и самоуважения, которые можно рассматривать как проявление его толерантности к самому себе.

Весьма актуальным для разработки психолого-педагогических основ исследуемого нами процесса является диалогический подход к проблеме толерантности (Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, С. Л. Брат-ченко, П. Ф. Комогоров, Л. И. Рюмшина и др.). Развивая взгляды М. М. Бахтина, современные психологи делают вывод, что именно диалог как полноценный и развивающий способ бытия человека несёт в себе тот конструктивный потенциал межличностных отношений, который важно уметь увидеть и поддержать. Такой вывод позволяет из всех форм и видов толерантности выделить межличностную толерантность как «особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения другими людьми, в том числе - «иными» [1].

Основываясь на вышеизложенных философских и психологических подходах, межличностную толерантность студента мы понимаем как его ценностное отношение, активную личностную позицию. В связи с этим мы считаем, что наиболее адекватной психолого-педагогической тактикой развития толерантности у студентов является фасили-тативный подход, согласно которому осно-

20/£/з

вные усилия преподавателей должны быть сосредоточены на создании условий, наиболее благоприятных для выработки студентом собственной, самостоятельной и независимой позиции, естественного, рефлексивного и индивидуального развития межличностной толерантности студента во всех её измерениях [5].

Самостоятельным в своём развитии является новое направление в современной отечественной педагогике - «педагогика толерантности» (В. В. Глебкин, Е. Ю. Кле-пцова, Г. У. Солдатова и др.). Целью его является воспитание человека на ненасильственной основе, в духе сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, ненасильственного разрешения конфликтов и др. «Педагогика толерантности» обусловливает необходимость решения следующих задач: воспитание у студентов толерантного и терпимого отношения; гуманизация образовательного пространства посредством внедрения идеи толерантности в учебно-воспитательный процесс вуза; организация толерантного взаимодействия в системах «преподаватель - студент», «студент - группа», «преподаватель -группа» и др.

Государственная политика в области образования строится на гуманистическом характере образования, ориентированности на свободное развитие личности человека и гражданина, становлении и проявлении его индивидуальности, морально-этических, социальных и правовых ценностях, принятых в демократическом обществе. В условиях поликультурного общества эта норма выдвигает повышенные требования к общению и взаимодействию его членов на основе толерантности. В Декларации ООН (1995 г.) толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

В педагогической интерпретации толерантность можно рассматривать как педагогическую категорию, сущность которой -не столько терпимость или либеральное принятие моделей поведения, убеждений, ценностей других, сколько изучение, поиск положительного педагогического опыта в другой культуре. Такое понимание толерантности ассоциируется с включением в содержание вузовского образования специальных курсов, представляющих другие культуры, другие ценности.

Анализ толкования термина толерантность в иностранных значениях позволяет предположить, что с его помощью выражается чувство меры, границы, до которой можно терпеть другого человека или явление, если даже это вызывает непонимание, непринятие, сопротивление. Взаимодействие на основе взаимной непохожести, уникальности является источником взаимной выгоды. Исходя из этого, необходимость уважения прав и особенностей других людей является условием реализации собствен-ных. Понятие толерантности следует соотносить с понятием терпимости как уважения или признания равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость проявляется как открытость и свободное мышление. В основе такого понимания терпимости осознание того, что окружающий мир и социальная среда являются многомерными, то есть взгляды на мир различны и не могут сводиться к единообразию в чьюто пользу. Мы рассматриваем толерантность, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого мно-гообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. Такое понимание толерантности означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимо-

действовать с ними на основе согласия и уважения. Следует говорить об индивидуализации в воспитании толерантности. Любая общность, даже объединённая идейными связями или реальными взаимоотношениями, состоит из конкретных людей, обладающих разным социальным статусом, различными убеждениями.

Психологическая конструкция уважения к различным народам и культурам, в первую очередь опирается на знание собственной культуры в присвоенных формах. Недостаточное знание человеком собственной культуры, недостаточная самоидентификация порождают чувства ущемлённости, неполноценности, неудовлетворённости. Этот комплекс культурной недостаточности может быть условием для проявления агрессивности. Отсюда можно заключить, что одним из направлений воспитания толерантности должно стать воспитание культуры на основе национальных и семейных традиций.

Исследование толерантности актуально в контексте стратегической задачи воспитания будущего специалиста в высшей школе. Воспитание толерантности, по нашему мнению, должно основываться на следующих положениях: толерантность как педагогический феномен обладает сложной структурой; толерантность может быть обозначена в качестве цели воспитания как в общекультурной, так и в профессиональной сферах; толерантность личности проявляется в формах поведения (открытость, невраждебность, солидарность, внимание к окружающим, готовность выслушать точку зрения другого, терпимость, принятие «инакости», осознание множественности истины); ведущим средством воспитания толерантности является педагогическая ситуация взаимодействия, включающая многообразие взглядов участников и требующая от них способности к поддержке друг друга, субъект-субъектных отношений и др.

Изучение толерантности охватывает рассмотрение и описание толерантности через установки и навыки толерантного по-

ведения. На индивидуальном уровне толерантность является добродетелью, нормой поведения ответственной личности. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют иные взгляды. Именно этот уровень существования толерантного сознания является необходимым условием стабильности общества; достижение этого уровня является предметом деятельности институтов образования и воспитания. В этом смысле толерантность относится к базовым ценностям открытого и демократического общества. Открытость общества своим собственным инновациям и изменениям означает одновременно и открытость его вовне, иным культурным нормам и принципам. Поэтому толерантность, критическое мышление, свобода и откровенность личности в открытом обществе составляют фундамент демократии и создают условия развития, движения общества вперёд. Очень важны показатели толерантности, проявление этого качества в поведении человека в общении и в деятельности. Толерантность связана с отсутствием негативного отношения к иной культуре, а также с наличием позитивного восприятия собственной. При этом интолерантность рассматривается как неадекватность группового восприятия и представляет собой преимущественно негативное восприятие иной культуры при сверхпозитивном восприятии собственной. Один из крупнейших специалистов в сфере межкультурной коммуникации М. Беннет отмечает, что необходимо развивать у человека межкультурную чуткость (чувствительность), чувственное восприятие и толкование культурных различий. Важно осознание не только сходства между людьми, но и различия, потому что трудности межкультурной коммуникации происходят именно из-за неприятия межкультурной разницы.

Воспитание толерантности зависит от влияния многообразных культурных факто-

20/S/3

ров: просвещение, информированность, традиционные нормы каждой культуры. Осознание культурных различий происходит в несколько этапов, каждый из которых имеет свои изменения в понимании культурных различий. Выделяют этноцентристское и этнорелятиви-стское содержание этапов. Этноцентристские этапы имеют выраженную негативную ориентацию содержания в осознании культурных различий и подразделяются на следующие: отрицание (изоляция, сепарация); защита (диффамация, превосходство, обратное развитие); умаление (физический универсализм, трансцендентальный универсализм).

Содержание этнорелятивистских этапов имеет позитивную ориентацию в развитии сознания и предполагает признание (уважение к различиям в поведении, уважение к различиям в системе ценностей), адаптацию (эмпатия, плюрализм) и интеграцию (контекстуальная оценка, конструктивная марги-нальность).

Следует признать, что в науке и практике сформировался вполне достаточный материал для того, чтобы делать выводы относительно того, как проявление толерантности в современном обществе влияет на жизнедеятельность её конкретных представителей. Вместе с тем, В. А. Лекторский подчёркивает, что «идея толерантности, которая выглядит очень простой, в действительности не столь проста», ибо тесно связана «с рядом принципиальных философских вопросов, касающихся понимания человека, его идентичности, возможностей и границ познания и взаимопонимания».

В связи с этим особую значимость представляют психолого-педагогические работы по проблемам толерантного поведения в образовательной сфере (Б. Гер-шунский, М. И. Губанова, А. А. Погодина,

A. А. Реан, О. Б. Скрябина и др.), развития межличностной толерантности (С. Л. Бра-тчетко, Л. В. Головатая, Г. У. Солдатова, и др.), воспитания толерантности у студентов колледжей и вузов (С. В. Данилова, З. Г. Ис-магилова, Е. В. Колебина, С. Р. Мисифулин,

B. С. Чернявская и др.).

Разработанные методологические основы исследуемого процесса открыли перспективы выявления сущности межличностной толерантности студента вуза как интегративного качества личности, которое проявляется через понимание неизбежности различий между людьми на этническом, национальном, религиозном, социальном уровнях, что определяет готовность студента к эмпатии; признание диалога как необходимого условия конструктивного разрешения конфликта; проявление терпимости к высказываниям, действиям и поступкам других людей в конфликтных ситуациях; недопустимость унижения личности при защите прав любого человека и адекватные действия в преодолении крайних форм нетерпимости; осознание ненасилия как действия, позволяющего избежать унижения человека, совершившего противоправные действия и др.

АННОТАЦИЯ

В статье излагаются теоретико-методологические и педагогические положения воспитания толерантности. Дан анализ понятия «толерантность» в философской, социологической и педагогической литературе. Воспитание толерантности с позиций гуманизации образования трактуется как воспитание культуры на основе национальных, семейных традиций. Раскрывается сущность и содержание этноцентристских и этнорелятивистских этапов воспитания толерантности.

Ключевые слова: толерантность как педагогический феномен, воспитание, гуманизация образования, педагогические принципы воспитания толерантности.

SUMMARY

The article presents the theoretical and methodological and pedagogical position of tolerance education. The analysis of the concept of «tolerance» in the philosophical, sociological and pedagogical literature is done. Tolerance from the standpoint of the humanization of education is treated as a promotion of a culture based on national and family traditions. The essence and content of ethnocentrist and

ethnorelativistic stages of education of tolerance reveals.

Key words: Tolerance as a pedagogical phenomenon education, humane education, pedagogical, principles of education toleran.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: мето-дич. пособие - СПб.: СПбГУПМ, 2003. -55 с.

2. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник.

- 2002. - № 6. - С. 12-16.

3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М., 1991. - 179 с.

4. Декларация принципов толерантности. - Париж, 1995. - URL: http://www. tolerance.ru/toler-deklaraciya.php.

5. Зимовина О. А. Педагогические технологии воспитания толерантности студентов вузов в условиях гуманизации образования: монография. - Сочи: ИОТ РАО, 2012. - 193 с.

6. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс»

- «Энциклопедия», 1994. - 457 с.

7. Культурология. XX век. Словарь. -СПб.: Университетская книга, 1997. -321 с.

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1994. - 928 с.

9. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. - М.: Политиздат, 1989. - 351 с.

10. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохорова. - М., 1982.

11. Тойнби А. Россия и Запад. - М., СПб., 1996. - С. 156-157.

С. П. Шендрикова, Л. З. Чубукчиева

УДК 37-051(=512.145)«18/19»

НАСЛЕДИЕ ШЕФИКИ ГАСПРИНСКОЙ И ЕЁ СОРАТНИКОВ

В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ КРЫМА (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX вв.)

еформировать национальное образование, внедрить идеи просвещения среди женщин, объединить конфессиональное образование со светским, не нарушая при этом традиций и верований, удалось джа-дидистам во главе с И. Гаспринским и его прогрессивной дочерью Ш. Гаспринской.

Целью данного исследования является освещение наследия Ш. Гаспринской в этнопедагогике крымских татар. Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи: проследить реформирование этноконфессиональ-ного образования и реконструировать основные виды женских учебных заведений, начиная со старейших новометодных до современных высших школ.

В конце XIX в. образование мусульманки ограничивалось лишь заучиванием коранических текстов. Обычно в шесть лет девочку отправляли к учителю для того чтобы она могла обучиться основам веры и чтению Корана [15, с. 17-33]. Именно об этом И. Гаспринский говорил как о наиболее отсталом и консервативном явлении всего Востока, главной фигуранткой в котором была женщина [3, с. 7]. Образование крымских татар в указанный период времени презентовалось этноконфессиональ-ными школами - мектеб (низшая ступень) и медресе (высшая ступень) [4, с. 131]. Учебная программа в мектебе состояла из заучивания сложного арабского алфавита, на которое уходили месяцы, иногда и годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.