Научная статья на тему 'СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ ТЕРМИНА "ТОЛЕРАНТНОСТЬ": МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ'

СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ ТЕРМИНА "ТОЛЕРАНТНОСТЬ": МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
305
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ПАРАДИГМА / ВАРИАТИВНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / TOLERANCE / INTOLERANCE / INTERDISCIPLINARITY / CLASSIFICATION / CONCEPT / PARADIGM / VARIABILITY / MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чистоградова Ольга Александровна

В статье представлен обзор и анализ смыслового поля термина «толерантность» в философии, психологии и педагогике. Научная новизна заключается в междисциплинарном рассмотрении вопроса с привлечением трудов современных отечественных и западных философов, психологов и педагогов. В результате анализа философских исследований в статье предложена классификация толерантности М.С. Мацковского, основанной на стандартном перечне социально-демографических переменных. Детально изучены 12 видов толерантности: политическая, межнациональная, расовая, возрастная, религиозная, гендерная, физиологическая, образовательная, географическая, межклассовая, сексуально-ориентационная, маргинальная. Автором сделан акцент на виды толерантности, представляющие особый интерес для изучения, обоснованием служат современные проблемы развития общества, активные процессы интеграции и глобализации в мире. В статье акцентируется внимание на вариативности подходов к содержанию термина в психологии в работах Г.Л. Бардиер, Г. Олпорта, А.Б. Орлова и А.З. Шапиро. Отмечено, что в исследованиях отсутствует единство подходов к классификации термина, дискурсивными остаются вопросы индивидуальной психологии толерантности: является ли она наследуемой особенность личности, адаптивной чертой или отражением особенностей нервной системы. На основе анализа педагогических исследований приведена классификация толерантности согласно трем сложившимся в педагогической теории и практике парадигмам: традиционной, гуманистической и гуманитарной. В зависимости от выбранной парадигмы выделяются три возможных понимания толерантности: толерантность как конвенция, толерантность как компромисс и толерантность как консенсус. В результате определено, что толерантность является сложным многослойным понятием, выявлено многообразие подходов к ее изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEMANTIC FIELD OF THE TERM "TOLERANCE": INTERDISCIPLINARY ANALYSES

The article presents the review and analysis of the semantic field of the term “tolerance” in philosophy, psychology and pedagogy. The academic novelty lies in the interdisciplinary discussion of the issue involving the works of modern Russian and Western philosophers, psychologists and educators. On the basis of the analysis of philosophical researches, the article proposes a classification of tolerance by M.S. Matskovsky, based on a standard list of socio-demographic variables. Twelve types of tolerance are studied in detail: political, interethnic, racial, age, religious, gender, physiological, educational, geographical, interclass, sexual orientation, marginal. The author focuses on the types of tolerance that are of particular interest for study, the rationale is the modern problems of the development of society, the active processes of integration and globalization in the world. The article focuses on the variability of approaches to the content of the term in psychology in the works of G.L. Bardier, G. Allport, A.B. Orlov and A.Z. Shapiro. It is noted that there is no unity of approaches to the classification of the term, the issues of individual psychology of tolerance remain discursive: is it an inherited personality trait, adaptive trait or reflection of the characteristics of the nervous system. Based on the analysis of pedagogical research, the classification of tolerance is given according to three paradigms prevailing in pedagogical theory and practice: traditional, humanistic and humanitarian. Depending on the chosen paradigm, three possible understandings of tolerance are distinguished: tolerance as a convention, tolerance as a compromise and tolerance as a consensus. As a result, it was determined that tolerance is a complex multilayer concept, a variety of approaches to its study is revealed.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ ТЕРМИНА "ТОЛЕРАНТНОСТЬ": МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/59PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Чистоградова О.А. Смысловое поле термина «толерантность»: междисциплинарный анализ // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Chistogradova O.A. (2020). The semantic field of the term «tolerance»: interdisciplinary analyses. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.07.01

Чистоградова Ольга Александровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Нижний Новгород, Россия

Преподаватель E-mail: Olga.chistogradova@mail.ru

Смысловое поле термина «толерантность»: междисциплинарный анализ

Аннотация. В статье представлен обзор и анализ смыслового поля термина «толерантность» в философии, психологии и педагогике. Научная новизна заключается в междисциплинарном рассмотрении вопроса с привлечением трудов современных отечественных и западных философов, психологов и педагогов. В результате анализа философских исследований в статье предложена классификация толерантности М.С. Мацковского, основанной на стандартном перечне социально-демографических переменных. Детально изучены 12 видов толерантности: политическая, межнациональная, расовая, возрастная, религиозная, гендерная, физиологическая, образовательная, географическая, межклассовая, сексуально-ориентационная, маргинальная. Автором сделан акцент на виды толерантности, представляющие особый интерес для изучения, обоснованием служат современные проблемы развития общества, активные процессы интеграции и глобализации в мире. В статье акцентируется внимание на вариативности подходов к содержанию термина в психологии в работах Г.Л. Бардиер, Г. Олпорта, А.Б. Орлова и А.З. Шапиро. Отмечено, что в исследованиях отсутствует единство подходов к классификации термина, дискурсивными остаются вопросы индивидуальной психологии толерантности: является ли она наследуемой особенность личности, адаптивной чертой или отражением особенностей нервной системы. На основе анализа педагогических исследований приведена классификация толерантности согласно трем сложившимся в педагогической теории и практике парадигмам: традиционной, гуманистической и гуманитарной. В зависимости от выбранной парадигмы выделяются три возможных понимания толерантности: толерантность как конвенция, толерантность как компромисс и толерантность как консенсус. В результате определено, что толерантность является сложным многослойным понятием, выявлено многообразие подходов к ее изучению.

Ключевые слова: толерантность; интолерантность; междисциплинарность; классификация; концепция; парадигма; вариативность; поликультурная среда

В последнее время термин «толерантность» прочно вошел в нашу жизнь. Интерес к нему обусловлен не только научной междисциплинарностью, т. к. этот феномен активно изучается в философии, социологии, педагогике, психологии, культурологии, политологии и др., но и процессами, происходящими в современном обществе, а именно активной глобализацией и модернизацией всех сфер деятельности. Несмотря на частое употребление термина в науке и СМИ, отсутствует единое понимание его сущности и значения. Толерантность часто трактуется как терпимость и означает, что люди готовы терпеть отличный от их собственного образ жизни, поведение, вероисповедание, культуру. Развернутое определение термина приведено в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.): «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира»1.

Помимо широкого диапазона определений и значений понятия «толерантность», большое количество работ посвящено описанию и определению разных ее аспектов, уровней и видов, что наполняет само понятие многослойным содержанием. Большой вклад в формирование смыслового поля феномена толерантности внесли философы. Впервые этот термин употребляется в работе английского философа Дж. Локка «Послание о веротерпимости» (1686 г.) [1], в которой ученый одним из первых поднимает проблему религиозной терпимости в обществе, осуждает гонения и жестокие наказания еретиков. Современный американский философ М. Уолцер отмечает, что «терпимость делает возможным существование различий; различия же обусловливают необходимость терпимости» [2, а 15]. Он определяет 5 установок толерантного отношения: отстраненно-смиренное отношение к различиям, свойственное обществу XVI-XVП веков, когда после длительного периода религиозных гонений наступала стадия смирения; позиция пассивности, расслабленности, безразличия; принципиальное признание прав «других», несмотря на непонимание и личную неприязнь; открытость, уважение, любопытство в отношении отличных от себя, желание учиться и обмениваться с ними опытом; восприятие различий как многообразие, разносторонность окружающего мира, что является основным условием свободы выбора и развития человека. По мнению М. Уолцера, каждый человек, способный на такое отношение к различиям, вне зависимости от того, испытывает ли он при этом чувство отстраненности, безразличия, признания, уважения или полного приятия, - обладает толерантностью.

Обширную классификацию видов толерантности представляет М.С. Мацковский [3]: политическая, межнациональная, расовая, возрастная, религиозная, гендерная, физиологическая, образовательная, географическая, межклассовая, сексуально-ориентационная, маргинальная. Классификация была основана на стандартном перечне социально-демографических переменных или переменных социологического анализа, каждый выделенный М.С. Мацковским вид толерантности отображает основные сферы и уровни проявления толерантности и интолерантности. Так под политической толерантностью понимается отношение к деятельности различных политических сил, к высказываниям и заявлениям политиков и т. д. А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова и Л.А. Шайгерова определяют политическую толерантность как «готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность

1 Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения: 12.05.2020).

достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве» [4, с. 9]. Крайними формами проявления политической интолерантности является фашизм и политические репрессии, свойственные тоталитарному режиму. Межнациональная толерантность предполагает терпимое отношение к представителям различных наций, уважение их национальных принципов, взглядов и убеждений. Крайними проявлениями межнациональной интолерантности являются ксенофобия и этноцентризм. Расовая толерантность отрицает дискриминацию людей по расовой принадлежности, а также осуждает предубеждения к представителям другой расы. Расизм является крайней формой проявления расовой нетерпимости. М.С. Мацковский отдельно выделяет возрастную, физиологическую и гендерную толерантность, под которыми подразумевается непредвзятое отношение к человеку вне зависимости от его возрастных, физиологических или гендерных особенностей соответственно. Образовательная толерантность подразумевает терпимое отношение и уважение образованных людей к менее образованным и наоборот. О религиозной или межконфессиональной толерантности одним из первых философов упоминал Вольтер в своем «Трактате о толерантности» (1763 г.) [5] и отстаивал идею того, что все верования имеют право на самовыражение, а также призывал освободиться от суеверий и нетерпимости, он называет всех людей братьями, детьми единого Отца, творениями единого Бога. Религиозная толерантность основывается на терпимых отношениях между представителями различных религий и конфессий, на взаимоуважении и взаимном принятии прав на существование и деятельность, отрицает религиозный фанатизм, последствиями которого могут стать ущемление прав верующих, репрессии, гонения и преследования. Выделяя географическую толерантность, М.С. Мацковский подразумевает объективизм по отношению к жителям разных населенных пунктов, отсутствие дискриминации в связи с местом проживания или происхождения. Сексуально-ориентационная толерантность - это отсутствие гомофобных настроений, дискриминации гомосексуальности, это лояльное отношение к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. Этот вид толерантности особенно актуален в нашей стране, так как Россия признана одной из самых неблагоприятных для гомосексуалистов стран и, согласно исследовательскому центру Пью (англ. Pew Research Center)2, занимающемуся опросами общественного мнения по всему миру, лишь 16 % населения современной России готовы принять гомосексуализм как норму, в отличии от 60 % в США и 80 % в Европе. Последний вид толерантности в классификации М.С. Мацковского - маргинальная толерантность - это отношение к неблагополучным слоям населения, таким как алкоголики, наркоманы, заключенные, бездомные и др. Как отмечает сам автор, данный тип толерантности представляет особый интерес при изучении особенностей российского менталитета.

Все представленные виды толерантности оказывают существенное влияние на жизнь и развитие общества и государства в целом, но отдельные из них представляют особый интерес и очень опасны в своем крайнем негативном проявлении. К ним относятся религиозная, политическая и межнациональная толерантность. Компромисс и взаимопонимание в этих сферах всегда были труднодостижимы для общества, поэтому широкомасштабные конфликты, войны, гибель людей чаще всего связаны с проявлением интолерантности и агрессии на почве религиозной, политической, национальной нетерпимости. Известными историческими примерами крайней межконфессиональной нетерпимости являются Крестовые походы (1095-1272 гг.) католических войск против приверженцев другой веры, которые длились почти двести лет, уничтожили огромное количество человеческих жизней и стали ярким символом религиозной интолерантности и церковного радикализма. В период Святой инквизиции и охоты на ведьм целью было жестокое истребление еретиков - отступников от религиозных

2 Relly K. Russia's anti-gay laws in line with public's views on homosexuality // Pew Research Center. - 2013 [сайт]. URL: https://www.pewresearch.org/ (Дата обращения: 30.05.2020).

догматов. Упразднена инквизиция была лишь в XIX веке, уже во время научного и технического развития общества, в период великих открытий и ученых, таких как Ч. Дарвин, П. Кюри, Дж. Максвелл, А. Эйнштейн и др. Это говорит о том, что нетерпимость, неприятие иного, отличного от собственного не зависит от научных достижений или экономического роста, но является острой социальной проблемой во все времена. Важно отметить актуальность религиозной нетерпимости в современном мире, по-прежнему во многих странах, таких как Пакистан, Сирия, Иран, Ирак, Турция и др. религиозные меньшинства подвергаются дискриминации со стороны общества и государства вопреки законам действующих конституций. Примером политической интолерантности являются политические репрессии в СССР, где на протяжении нескольких десятков лет авторитарного режима сотни тысяч человек были расстреляны или отправлены в лагеря по политическим мотивам. Несмотря на то, что мировая общественность признает подобные действия неправомерными, многие государства по-прежнему ограничивают свободу слова и массовой информации, преследуют противников действующей власти, осуждают по политическим статьям. Крайними проявлениями межнациональной интолерантности являются этноцентризм - предубеждения о превосходстве одного этноса или культуры над другой; ксенофобия - неприязнь, страх, нетерпимость к представителям другой расовой, религиозной, национальной группы; национализм - вера в превосходство и исключительность одной нации по отношению ко всем другим. В стремлении к всемирному господству «высшей расы» нацистская Германия объявила мировую войну (1939-1945 гг.), ставшей крупнейшим вооруженным конфликтом в истории человечества. В условиях происходящих в мире процессов интеграции и глобализации, увеличения миграционных потоков, смешения культур и этносов толерантность является гарантом безопасности и мирного сосуществования. Поэтому изучение отдельных видов толерантности должно стоять в приоритете у каждого общества для своевременного предотвращения столкновений и конфликтов, снижения агрессии и социального напряжения.

В психологической литературе представлено большое разнообразие концепций и дефиниций толерантности наравне с широким спектром ее различных классификаций. К примеру, психолог Г.Л. Бардиер3 в своей работе анализирует структурные компоненты и критерии классификации толерантности-интолерантности и выделяет девять видов: межпоколенная, межполовая (гендерная), межличностная, межкультурная, межконфессиональная, профессиональная, управленческая, социально-экономическая, политическая. Некоторые из них совпадают с видами толерантности, предложенными М.С. Мацковским, но есть и те, которые отличаются и вызывают интерес. Так межличностная толерантность связана с непосредственным общением и представляет собой осознанный и ценностно-осмысленный личностный выбор, в соответствии с которым человек, имея собственное мнение, мировоззрение, уважает признает право другого воспринимать и мыслить иначе, а также готов понимать и учитывать другие точки зрения [6]. Межкультурная толерантность предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, способность восприятия иной системы ценностей, готовность представителей этих культур к мирному взаимодействию. О.С. Саакян, В.И. Баев, Т.П. Зорина, В.А. Лабунская утверждают, что межкультурная толерантность проявляется в «критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождаясь психологической напряженностью. Степень ее выраженности зависит от наличия опыта общения человека с представителями других этнических общностей» [7, с. 133]. Профессиональная толерантность зависит от сферы деятельности специалиста и в широком смысле обозначает «устойчивость к воздействию профессионального стресса, сохранение социально-психологической адаптивности специалиста, способность разрешать конфликтные ситуации в профессиональной сфере через

3 Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: дис. ... док. психолог. наук. - СПб. 2007. [сайт]. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2007/Bardier_G_L_%202007.pdf (Дата обращения: 1.06.2020).

понимание и восприятие различных точек зрения, отказ от профессионального догматизма, способность к саморазвитию и участию в развитии профессиональной культуры» 4 . Управленческая толерантность представляет собой готовность руководителя к диалогу с подчиненными, это стремление достичь взаимопонимания, включая помощь, содействие, сотрудничество и разъяснение.

Американский психолог, разработчик теории черт личности Г. Олпорт [8] выделяет три вида толерантности: толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями, конформную толерантность и толерантность как черту характера. Особое внимание он уделяет последнему виду, утверждая, что «высокая ментальная гибкость толерантной личности (даже в детстве) проявляется уже в том, что она не приемлет дихотомической логики. Он не разделяет окружающую действительность на правильную и неправильную.

Психологи А.Б. Орлов и А.З. Шапиро [9] разделяют естественную, моральную и нравственную толерантность. Естественная или натуральная толерантность характеризуется безусловным принятием другого человека, она имеет эволюционно-генетические предпосылки в животном мире и, как правило, свойственна детям. Моральная толерантность присуща большинству взрослых людей и выражается в стремлении сдерживаться, подавлять агрессию. По сути, это неподлинная, видимая, искусственная толерантность, которая в итоге приводит к отсроченной внутренней агрессии, накоплению напряжения, скрытому негативному отношению. Нравственная толерантность выражается в принятии человеком самого себя и окружающих. Это подлинная, зрелая толерантность, предполагающая уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, осознание и принятие собственного внутреннего мира и окружающей действительности.

Вариативность классификаций толерантности в психологии обусловлена многоаспектностью этого феномена. Единство во мнении большинства психологов заключается в том, что толерантность - это личностная характеристика, система установок и ценностей человека. Но дискурсивными остаются вопросы индивидуальной психологии толерантности: это наследуемая личностная особенность, адаптивная черта или отражение особенностей нервной системы.

В педагогике толерантность стала предметом исследований относительно недавно и представляет собой сложное и противоречивое явление. Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков [10] классифицирую толерантность согласно трем сложившимся в педагогической теории и практике парадигмам: традиционной, гуманистической и гуманитарной. В зависимости от той парадигмы, которая положена в основу педагогической деятельности, выделяются три возможных понимания толерантности: толерантность как конвенция, толерантность как компромисс и толерантность как консенсус.

Толерантность как конвенция (примирение) в традиционной педагогической парадигме представляет собой безоговорочное принятие норм и правил более сильной стороны. Примером такой толерантности может служить согласие человека на соблюдение определенных законов, диктуемых ему обществом, компанией, государством. В межличностном общении один собеседник принимает сторону другого, руководствуясь сохранением выгодных взаимоотношений. Но есть такие области, в которых подобное примирение невозможно, к ним относятся религиозные взгляды и убеждения, некоторые культурные или этнические ценности,

4 Луговая О.М., Черникова И.В. Профессиональная толерантность специалистов социальной сферы: комплексная характеристика и технологии формирования // ИЦРОН. - 2016. - [сайт]. URL: http://izron.ru (Дата обращения: 20.05.2020).

https:// mir-nauki. com

а также личные предпочтения. Толерантность как конвенция происходит лишь эпизодически, до тех пор, пока не исчезнет необходимость в примирении.

Толерантность как компромисс (взаимна уступка) в гуманистической парадигме противостоит индивидуализму и конфронтации, способствует признанию сторон равноправным. В то же время такая толерантность проявляется для сохранения собственной системы взглядов и ценностей, так как в достижении компромисса уступки могут быть несущественными, ритуальными, не требующими отказа от принципов и убеждений. Возможен и компромисс с самим собой, он заключается в снисхождении к слабости других. Человек не доказывает несостоятельность чужих взглядов, но проявляет к ним терпение, априори считая оппонента слабее, а свою позицию единственно верной.

Толерантность как консенсус (согласие) в гуманитарной парадигме выражается в понимании необходимости разнообразия и взаимовыгоды каждой из сторон. Необходимым условием развития является совместный поиск истины на основе взаимного изменения позиций, учета иной системы ценностей и взглядов. Это толерантность о взаимодействии и взаимосовершенствовании, об отказе от сохранения неизменности и неповторимости. В данной позиции отсутствует выяснение правого и виноватого, слабого и сильного, нет соревнования культур и ценностных систем, но имеется обмен опытом и заимствование одних неповторимых свойств для совершенствования других.

Разнообразие представленных в научной литературе подходов и классификаций толерантности позволяет сделать вывод о том, что это сложное и многослойной явление, которое несмотря на активное изучение многими отраслями наук продолжает оставаться одним из самых спорных. Потребность в понимании и развитии толерантности объясняется не только современными проблемами развития общества, но и поиском универсальных механизмов построения культуры человеческих отношений. В современном мире толерантность является условием свободного развития общества, межкультурного взаимодействия и сохранения поликультурной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - 668 с. - (Филос. Наследие. Т.103). - С. 91-134.

2. Уолцер М. О терпимости. Перевод с англ. яз. И. Мюрнберг. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 160 с.

3. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования. // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. - 143 с.

4. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. M. - 2001. - № 1-2. - С. 8-19.

5. Вольтер, Франсуа-Мари Аруэ. Трактат о терпимости: [перевод с французского] / Вольтер. - М.: Издательство «Э», 2016. - 128 с.

6. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2000. С. 104-117.

7. Саакян О.С. Исследование особенностей этнической толерантности у студентов младших и старших курсов современных вузов // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Психологические науки. - 2014. - № 5. - С. 133-136.

8. Олпорт Г. Природа предубеждения / Век толерантности. М. - 2003. - №5. - С. 1125.

9. Орлов А.Б., Шапиро А.З. Психология толерантности: проблемы и перспективы. -Вопросы психологии, М. - 2006. - №3. - С. 62-66.

10. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов // под ред. Н.М. Борытко. -Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 80 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 9).

Chistogradova Olga Aleksandrovna

Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin university), Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: Olga.chistogradova@mail.ru

The semantic field of the term «tolerance»: interdisciplinary analyses

Abstract. The article presents the review and analysis of the semantic field of the term "tolerance" in philosophy, psychology and pedagogy. The academic novelty lies in the interdisciplinary discussion of the issue involving the works of modern Russian and Western philosophers, psychologists and educators. On the basis of the analysis of philosophical researches, the article proposes a classification of tolerance by M.S. Matskovsky, based on a standard list of socio-demographic variables. Twelve types of tolerance are studied in detail: political, interethnic, racial, age, religious, gender, physiological, educational, geographical, interclass, sexual orientation, marginal. The author focuses on the types of tolerance that are of particular interest for study, the rationale is the modern problems of the development of society, the active processes of integration and globalization in the world. The article focuses on the variability of approaches to the content of the term in psychology in the works of G.L. Bardier, G. Allport, A.B. Orlov and A.Z. Shapiro. It is noted that there is no unity of approaches to the classification of the term, the issues of individual psychology of tolerance remain discursive: is it an inherited personality trait, adaptive trait or reflection of the characteristics of the nervous system. Based on the analysis of pedagogical research, the classification of tolerance is given according to three paradigms prevailing in pedagogical theory and practice: traditional, humanistic and humanitarian. Depending on the chosen paradigm, three possible understandings of tolerance are distinguished: tolerance as a convention, tolerance as a compromise and tolerance as a consensus. As a result, it was determined that tolerance is a complex multilayer concept, a variety of approaches to its study is revealed.

Keywords: tolerance; intolerance; interdisciplinarity; classification; concept; paradigm; variability; multicultural environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.