Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
стратегический анализ / стратегическое планирование / SWOT анализ / PEST анализ / AВС анализ / strategic analysis / strategic planning / SWOT analysis / PEST analysis / ABC analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воскресенский В.А.

Статья посвящена изучению методов стратегического анализа предприятия. Применение данных методов позволяет разработать стратегический план развития организации и определить механизм эффективного распределения ресурсов компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO CONDUCT A STRATEGIC ANALYSIS

The article is devoted to the study of methods of strategic analysis of the enterprise. The use of these methods makes it possible to develop a strategic plan for the development of the organization and determine the mechanism for the effective allocation of company resources.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

УДК 338

Воскресенский В.А.

студент Смоленский филиал Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Смоленск, Россия)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация: статья посвящена изучению методов стратегического анализа предприятия. Применение данных методов позволяет разработать стратегический план развития организации и определить механизм эффективного распределения ресурсов компании.

Ключевые слова: стратегический анализ, стратегическое планирование, SWOT анализ, PEST анализ, AВС анализ.

В практике стратегического планирования нет конкретного распределения методов проведения стратегического анализа, так как каждая из моделей по-своему уникальна и носит универсальный характер. При проведении стратегического анализа особое внимание уделяется тем аспектам, которые играют скорее вспомогательную роль, для каждого предприятия и выпускаемого продукта или предлагаемой услуги необходимо разработать определенный план деятельности и развития. Другими словами, оценивается конкурентоспособность и возможности увеличения прибыли предприятия за счет данного продукта или услуги. Немало важным условием построения стратегии предприятия является анализ продуктов фирмы как со стороны потребности в инвестициях, так и перспектив ее развития и конкурентоспособности. Изучение каждого из этих аспектов позволяет

разработать общий план действий компании, определить механизм распределения ресурсов и контроля за эффективностью деятельности.

В банковской сфере достаточно широко применяются такие методы, разработанные на опыте зарубежных фирм, как SWOT-анализ, PEST-анализ, выделение и ранжирование бизнес-направлений, АВС- анализ, BCG-анализ, матрица McKinsy-GE, бенчмаркетинг и прочее [1, с. 198].

Одним из самых простых и удобных методов является метод PEST-анализа. Он позволяет изучить влияние внешней среды на деятельность предприятия. PEST-анализ - инструмент долгосрочного стратегического планирования. Он составляется ориентировочно на 5 лет вперед, при этом данные должны ежегодно обновляться. PEST-анализ изучает влияние политических (Р), экономических (Б), социально-культурных и

технологических (Т) факторов. Как правило, данный вид анализа выполняется в виде матрицы из четырех квадрантов или в табличной форме.

При анализе политико-правовых факторов рекомендуется предварительно ответить на вопросы относительно главных изменений в области правового регулирования и политической стабильности. То есть, планируется ли изменение законодательной базы страны или отрасли, в которой функционирует организация, повлияют ли эти изменения на ее деятельность. Не менее важным является определение степени вмешательства государства в деятельность фирмы, а также отношения страны с другими странами и организациями [2, с. 33].

Анализ факторов экономического состояния рынка основывается на параметрах, характеризующих состояние рынка или страны, в которой функционирует компания: динамика развития экономики, изменения курсов валют, изменение уровня безработицы, уровня инфляции, изменение располагаемого дохода на душу населения и изменения в банковской сфере [3, с. 249].

Наиболее детального рассмотрения требует группа технологических факторов, так как их изменение может кардинально изменить состояние рынка.

Процесс проведения РББТ-анализа включает в себя несколько этапов: определение факторов, влияющих на продажи и прибыль компании, сбор информации по динамике и характеру изменения каждого фактора, анализ степени влияния каждого из факторов, составление сводной таблицы РББТ-анализа. Для получения верной картины проводится опрос и сбор различных точек зрения независимых экспертов рынка, продавцов, руководителей, а также изучается информация по рынку в различных изданиях и сети Интернет.

При проведении анализа создается перечень политических, экономических, социально-культурных и технологических факторов. Затем происходит оценка влияния каждого фактора на деятельность компании по шкале от 1 до 3, где 1 - влияние фактора минимально, 2 - лишь значительное изменение влияет на прибыль и продажи компании, 3 - максимальное влияние фактора. Далее определяется вероятность колебаний по шкале от 1 до 5, где 1 означает минимальное влияние фактора, 5 - максимальное влияние. После выставления всех оценок рассчитывается среднее арифметическое по ним.

Следующим шагом рассчитывается реальная значимость каждого фактора. Чем выше значимость фактора, тем больше ему необходимо уделить внимания. В завершении результат всех расчетов должны быть приведены в матричный вид, по каждому из факторов делается вывод, и приводятся рекомендации по его оптимизации.

Одним из самых эффективных инструментов стратегического планирования является SWOT-анализ.

Он позволяет проанализировать как внешние, так и внутренние факторы деятельности организации, дает оценку конкурентоспособности и возможным рискам компании. Данный вид проводится минимум один раз в год при формировании бюджетов.

В SWOT-анализе дается оценка сильных и слабых сторон предприятия, а также ее возможностей и угроз. Сильными сторонами товара или услуги считают такие внутренние характеристики компании, которые обеспечивает преимущество на рынке и занимает наиболее выгодное положение по

сравнению с конкурентами [4, с. 182]. За счет сильных сторон компания обеспечивает себе постоянный доход, долю на рынке и большой уровень продаж. Их необходимо постоянно улучшать, укреплять и использовать в общении с потребителями.

Недостатки товара или услуги — это внутренние характеристики компании, затрудняющие рост бизнеса и мешающие лидерству на рынке. За счет них компания может потерять свою долю на рынке и утратить конкурентоспособность. В разработке стратегии необходимо в обязательном порядке учитывать слабые стороны компании и разрабатывать специальные программы для минимизации рисков влияния слабых сторон на работоспособность компании [3, с.251].

Возможности компании — это факторы внешней среды, влияющие на рост бизнеса в будущем.

Угрозы компании — это негативные факторы, ослабляющие конкурентоспособность предприятия, ведущие к снижению доли на рынке и способности получения прибыли. При проведении анализа каждая из потенциальных угроз оценивается с точки зрения вероятности возникновения в краткосрочном периоде и возможных потерь компании. В обязательном порядке предлагаются возможные решения для минимизации каждой из угроз.

SWOT-анализ позволяет наиболее подробно и полно оценить риски и возможности предприятия, а также спланировать маркетинговую стратегию предлагаемого товара или услуги.

Оценить себестоимость и рентабельность банковских продуктов позволяет применение метода АВС- анализа. Изучение происходит за счет анализ данных о структуре затрат по бизнес-процессам банка. Суть данного метода заключается в том, что каждое подразделение является носителем затрат, сотрудники, используя ресурсы данных подразделений, создают конечный для потребления продукт.

Применения матрицы АВС- анализа позволяет контролировать изменения себестоимости и рентабельности продаж, анализировать их в

совокупности со статьями затрат и бизнес-процессопринимать решения по управлению продуктовым портфелем и ценовой политикой, а также повысить качество и точность планирования с помощью использования определенных нормативов [5, с.83]. Данная методика отвечает на многие вопросы, актуальные для работы компании.

Предложенные методы являются наиболее актуальными и распространенными, как в российской, так и зарубежной практике. Они позволяют рассмотреть влияние внутренних и внешних факторов на деятельность компании, верно и, самое главное, вовремя выявить слабые стороны деятельности и предложить необходимые пути решения обнаруженных проблем, что позволяет предприятию продолжительное время конкурировать с другими фирмами и получать прибыль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фомичев А.И. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 468 с;

2. Платонова И.В., Горковенко Е.В. Приоритеты социальной политики в России на современном этапе // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 1 (6). С. 31-34;

3. Ковалев В.А. Современный стратегический анализ: учебник для вузов. -Спб.: Питер, 2016. - 288 с;

4. Хорев А.И., Горковенко Е.В., Платонова И.В. Управление кадровой безопасностью организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 181-184;

5. Горковенко Е.В., Платонова И.В. Реструктуризация ассортимента как инструмент управления развитием перерабатывающих организаций // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2013. № 3 (4). С. 83а-83б

Voskresensky V.A.

Financial University under Government of Russian Federation

(Smolensk, Russia)

MODERN APPROACHES TO CONDUCT A STRATEGIC ANALYSIS

Abstract: the article is devoted to the study of methods of strategic analysis of the enterprise. The use of these methods makes it possible to develop a strategic plan for the development of the organization and determine the mechanism for the effective allocation of company resources.

Keywords: strategic analysis, strategic planning, SWOT analysis, PEST analysis, ABC analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.