Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SWOT-АНАЛИЗ / PEST-АНАЛИЗ / ABC АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайдуллин И.У.

В данной статье представлены модели стратегического анализа в стратегическом управлении предприятием. Каждый метод представлен подробно для ознакомления. Представлены методы их применения. Объяснена необходимость стратегического анализ в процессе стратегического управления предприятием.This article presents models of strategic analysis in the strategic management of an enterprise. Each method is presented in detail for your reference. Methods of their application are presented. The need for strategic analysis in the process of strategic enterprise management is explained.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

предприятий зависит от грамотного выбора, разработки и реализации финансовой стратегии, которая является составляющей общей корпоративной стратегии предприятия. Финансовая стратегия определяет поведение предприятия на рынке, формирует рыночную позицию, оперируя источниками финансирования и направлениями использования финансовых ресурсов предприятия.

Успех финансовой стратегии предприятия осуществляется при взаимной увязки теории и практики финансовой стратегии, соответствии финансовых стратегий финансовым возможностям предприятия через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово - экономической ситуации.

Использованные источники:

1.Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия [Текст]: Учебное пособие. -М.: Эльга, 2013. - с.725.

2.Вилькомир А.К. Принципы и методы финансовой стратегии предприятия [Текст]: учебное пособие. - М.:Финансовый анализ, - 2013. - с.19.

3.Геращенко И.П. Финансовая стратегия [Текст]: учебное пособие. - СПб.: Книжный дом, 2014. - с.350.

4.Давыдова Л.А. Финансовая стратегия предприятия [Текст]: учебное пособие. М.: Финансы и кредит, - 2014. - с.10.

5.Илышева Н.А. Финансовая стратегия организации [Текст]: учебное пособие. - И.: Профессиональное издательство, - 2015. - с.156.

УДК 338

Шайдуллин И. У. студент магистратуры 6 курс, направление «Финансовая аналитика» Казанский (Поволжский) Федеральный Университет

Россия, г.Казань СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Аннотация: В данной статье представлены модели стратегического анализа в стратегическом управлении предприятием. Каждый метод представлен подробно для ознакомления. Представлены методы их применения. Объяснена необходимость стратегического анализ в процессе стратегического управления предприятием.

Ключевые слова: Стратегический анализ, SWOT-анализ, PEST-анализ, ABC- анализ, BCG-анализ, матрица McKinsy-GE, бенчмаркетинг

Abstract: This article presents models of strategic analysis in the strategic management of an enterprise. Each method ispresented in detail foryour reference.

Methods of their application are presented. The need for strategic analysis in the process of strategic enterprise management is explained.

Keywords: Strategic analysis, SWOT analysis, PEST analysis, ABC analysis, BCG analysis, McKinsy-GE matrix, benchmarking

Современные условия рыночной экономики, характеризующиеся многогранностью рыночной конъюнктуры, усиленным ростом конкурентной борьбы, частыми изменениями законодательства, обуславливают необходимость развития стратегического подхода к процессу управления предприятием. Стратегический подход к процессу управления даст возможность предприятию вовремя отреагировать на изменения в среде их функционирования и сформировать необходимые преимущества в конкурентной борьбе, что приведет к росту стоимости хозяйствующей единицы и достижению намеченной стратегической цели в обозримой перспективе.

Стратегический анализ - начальный этап выбора стратегии дальнейшего функционирования предприятия, базирующийся на изучении и оценке внутренней и внешней сред, окружающих предприятие, дающий возможность увидеть:

- позицию предприятия, занимаемую им в отрасли в определенное время;

- направление и программу развития предприятия в обозримой перспективе

Стратегический анализ призван помочь предприятию воплотить его намеченную стратегию дальнейшего развития.

Стратегия предприятия включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

1. Выявление сферы функционирования предприятия с учетом намеченных стратегических направлений.

2. Выработка стратегических целей и задач для их достижения.

3. Анализ намеченного стратегического плана, методов его реализации, изменение их в случае необходимости.

4. Реализация плана стратегии.

5. Оценка итогов деятельности предприятия.

Стратегический анализ макроэкономической среды даст возможность собственнику предприятия определить сферу его функционирования, виды услуг (продукции), пользующиеся спросом у клиента, иными словами, определить первоначальное стратегическое задание. Стратегический анализ выступает инструментом реализации намеченного задания, который дает возможность собственнику предприятия выбрать стратегию дальнейшего развития для достижения намеченных целей.

Таким образом, место и роль стратегического анализа в системе управления предприятием определена преимуществами, дающими возможность:

- формировать информационную базу, необходимую для принятия стратегических решений с учетом оценки внутренней и внешней среды;

- учитывать влияние изменений, происходящих во внешней и внутренней среде, на результаты деятельности предприятия;

- вносить определенные коррективы в общую стратегию развития предприятия;

- прогнозировать необходимый уровень потенциала предприятия с учетом действия факторов внешней среды, что даст возможность достичь стратегической цели.

В практике стратегического планирования нет конкретного распределения методов проведения стратегического анализа, так как каждая из моделей по-своему уникальна и носит универсальный характер. При проведении стратегического анализа особое внимание уделяется тем аспектам, которые играют скорее вспомогательную роль, для каждого предприятия и выпускаемого продукта или предлагаемой услуги необходимо разработать определенный план деятельности и развития. Другими словами, оценивается конкурентоспособность и возможности увеличения прибыли предприятия за счет данного продукта или услуги.

Немало важным условием построения стратегии предприятия является анализ продуктов фирмы как со стороны потребности в инвестициях, так и перспектив ее развития и конкурентоспособности. Изучение каждого из этих аспектов позволяет разработать общий план действий компании, определить механизм распределения ресурсов и контроля за эффективностью деятельности.

В настоящее время достаточно широко применяются такие методы, разработанные на опыте зарубежных фирм, как SWOT-анализ, PEST-анализ, выделение и ранжирование бизнес-направлений, ABC- анализ, BCG-анализ, матрица McKinsy-GE, бенчмаркетинг и прочее.

Одним из самых простых и удобных методов является метод PEST-анализа. Он позволяет изучить влияние внешней среды на деятельность предприятия. PEST-анализ - инструмент долгосрочного стратегического планирования. Он составляется ориентировочно на 5 лет вперед, при этом данные должны ежегодно обновляться.

PEST-анализ изучает влияние политических (Р), экономических (Е), социально- культурных (S) и технологических (Т) факторов. Как правило, данный вид анализа выполняется в виде матрицы из четырех квадрантов или в табличной форме. При анализе политико-правовых факторов рекомендуется предварительно ответить на вопросы относительно главных изменений в области правового регулирования и политической стабильности. То есть, планируется ли изменение законодательной базы страны или отрасли, в которой функционирует организация, повлияют ли эти изменения на ее

деятельность. Не менее важным является определение степени вмешательства государства в деятельность фирмы, а также отношения страны с другими странами и организациями. Анализ факторов экономического состояния рынка основывается на параметрах, характеризующих состояние рынка или страны, в которой функционирует компания: динамика развития экономики, изменения курсов валют, изменение уровня безработицы, уровня инфляции, изменение располагаемого дохода на душу населения. Наиболее детального рассмотрения требует группа технологических факторов, так как их изменение может кардинально изменить состояние рынка.

Процесс проведения PEST-анализа включает в себя несколько этапов: определение факторов, влияющих на продажи и прибыль компании; сбор информации по динамике и характеру изменения каждого фактора; анализ степени влияния каждого из факторов; составление сводной таблицы PEST-анализа. Для получения верной картины проводится опрос и сбор различных точек зрения независимых экспертов рынка, продавцов, руководителей, а также изучается информация по рынку в различных изданиях и сети Интернет. При проведении анализа создается перечень политических, экономических, социально-культурных и технологических факторов. Затем происходит оценка влияния каждого фактора на деятельность компании по шкале от 1 до 3, где 1 - влияние фактора минимально; 2 - лишь значительное изменение влияет на прибыль и продажи компании; 3 - максимальное влияние фактора. Далее определяется вероятность колебаний по шкале от 1 до 5, где 1 означает минимальное влияние фактора, 5 - максимальное влияние. После выставления всех оценок рассчитывается среднее арифметическое по ним.

Следующим шагом рассчитывается реальная значимость каждого фактора. Чем выше значимость фактора, тем больше ему необходимо уделить внимания. В завершении результат всех расчетов должны быть приведены в матричный вид, по каждому из факторов делается вывод, и приводятся рекомендации по его оптимизации.

Одним из самых эффективных инструментов стратегического планирования является SWOT-анализ. Он позволяет проанализировать как внешние, так и внутренние факторы деятельности организации, дает оценку конкурентоспособности и возможным рискам компании. Данный вид проводится минимум один раз в год при формировании бюджетов. В SWOT-анализе дается оценка сильных и слабых сторон предприятия, а также ее возможностей и угроз. Сильными сторонами товара или услуги считают такие внутренние характеристики компании, которые обеспечивает преимущество на рынке и занимает наиболее выгодное положение по сравнению с конкурентами. За счет сильных сторон компания обеспечивает себе постоянный доход, долю на рынке и большой уровень продаж. Их необходимо постоянно улучшать, укреплять и использовать в общении с потребителями. Недостатки товара или услуги - это внутренние характеристики компании, затрудняющие рост бизнеса и мешающие

лидерству на рынке. За счет них компания может потерять свою долю на рынке и утратить конкурентоспособность.

В разработке стратегии необходимо в обязательном порядке учитывать слабые стороны компании и разрабатывать специальные программы для минимизации рисков влияния слабых сторон на работоспособность компании. Возможности компании - это факторы внешней среды, влияющие на рост бизнеса в будущем. Угрозы компании - это негативные факторы, ослабляющие конкурентоспособность предприятия, ведущие к снижению доли на рынке и способности получения прибыли. При проведении анализа каждая из потенциальных угроз оценивается с точки зрения вероятности возникновения в краткосрочном периоде и возможных потерь компании. В обязательном порядке предлагаются возможные решения для минимизации каждой из угроз.

SWOT-анализ позволяет наиболее подробно и полно оценить риски и возможности предприятия, а также спланировать маркетинговую стратегию предлагаемого товара или услуги.

Оценить себестоимость и рентабельность производимых продуктов позволяет применение метода ABC- анализа. Изучение происходит за счет анализ данных о структуре затрат по бизнес-процессам предприятия. Суть данного метода заключается в том, что каждое подразделение является носителем затрат, сотрудники, используя ресурсы данных подразделений, создают конечный для потребления продукт. Применения матрицы АВС-анализа позволяет контролировать изменения себестоимости и рентабельности продаж, анализировать их в совокупности со статьями затрат и бизнес-процессов, принимать решения по управлению продуктовым портфелем и ценовой политикой, а также повысить качество и точность планирования с помощью использования определенных нормативов [1, с.83]. Данная методика отвечает на многие вопросы, актуальные для работы компании. Предложенные методы являются наиболее актуальными и распространенными, как в российской, так и зарубежной практике. Они позволяют рассмотреть влияние внутренних и внешних факторов на деятельность компании, верно и, самое главное, вовремя выявить слабые стороны деятельности и предложить необходимые пути решения обнаруженных проблем, что позволяет предприятию продолжительное время конкурировать с другими фирмами и получать прибыль.

Стратегический анализ призван превратить всю имеющуюся экономическую информацию и информацию неэкономического характера в приемлемую для принятия стратегического решения. Логическая обработка полученных данных, обобщение фактов с их последующей систематизацией и выводами, на основе которых будет осуществлен поиск всевозможных резервов, - это основные задачи стратегического анализа, который в перспективе обеспечит обоснованность принимаемых управленческих решений и повысит их эффективность. Стратегический анализ дает

возможность оценить внутренние и внешние факторы создавшейся окружающей среды, общие тенденции развития протекающих в экономике процессов, ожидаемые резервы роста эффективности производства.

Таким образом, неотъемлемо важной составляющей стратегического управления предприятием выступает стратегический анализ. Стратегический анализ - это способ изучения и адаптации информационных потоков, полученных в ходе анализа внешней и внутренней среды функционирования предприятия, к реализации стратегических целей предприятия. Эффект от стратегического управления предприятием не будет достигнут без качественного стратегического анализа. Подтверждением данному факту является то, что управленческая стратегия нуждается в информации о стратегическом положении предприятия на рынке и специфике реализации выбранной стратегии. Данный вывод вытекает из того, что различные ситуации, возникающие как внутри предприятия, так и вне его, требуют определенных коррекций выбранной стратегии. Стратегический анализ дает возможность выбрать направление дальнейшего развития предприятия. Без определенной стратегии у предприятия не будет обоснованного плана его дальнейшей деятельности и намеченной программы достижения желаемого эффекта. Эффективное стратегическое управление невозможно без стратегического анализа. Данное утверждение основано на том, что стратегия управления предприятием требует определенных знаний о стратегической позиции предприятия на рынке и о специфике реализации его стратегии. Стратегический анализ помогает избрать направление, в котором предприятие будет развиваться. Без стратегии у предприятия нет обоснованного плана деятельности и единой программы достижения желаемых результатов. Стратегический анализ является начальным этапом разработки стратегии деятельности предприятия, которая основывается на исследовании и оценке внутренней и внешней среды, в которых функционирует предприятие. Именно стратегический анализ может помочь предприятию реализовать его стратегическое видение.

Использованные источники: 1.Горковенко Е.В., Платонова И.В. Реструктуризация ассортимента как инструмент управления развитием перерабатывающих организаций // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2013. № 3 (4). С. 83-84. 2.О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ. — Режим доступа : http://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 19.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.