МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
убедить меньшинство, уважать их взгляд. Этот компромисс в дальнейшем будет вознагражден. У японцев не принято открыто возражать вышестоящему или старшему, делать это нужно очень дипломатично [4].
Чтобы не быть субъективными, японские менеджеры постоянно, где есть хоть малейшая возможность, для определения ситуации на текущий момент применяют методы статистики. Они верят в цифры. Японцы стараются писать все аспекты бизнеса количественно. Все безупречно, что является заслугой хорошего управляющего[1]. Для улучшения качества работы и поддержания дисциплины японские менеджеры больше поддерживают вознаграждение, чем наказания. Увольнение самая жесткая мера и применяется в случае принятия взяток, воровства, жестокости, саботажа, нарочному нарушению инструкций старших.
Подытожив, можно сказать, что система управления, которая была разработана в Японии много лет назад, является одной из самых эффективных на сегодняшний день. Их методами пользуются многие страны, которые сегодня находятся в первых местах по развитию производства. Я думаю, даже спустя много лет, их методы управления будут примером для многих стран. Список использованной литературы:
1. Журавлев В.В., Лопарева А.М. Диверсификация бизнеса как путь повышения эффективности предприятий сферы туризма. Состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2014.
2. Лопарева, А.М. Управление издержками в туристском бизнесе. Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. -Уфа: Аэтерна, 2015.
3. Пищулина, Е.С. Булков Т.И. Анализ японских методов управления. - Сервис: экономика, техника, образование. Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2016 г.
4. Угарова, Г.Л., Пищулина, Е.С. Направления развития паломнического туризма на Урале. Личность и общество: проблемы взаимодействия. Материалы VII Международной научно-практической конференции. -Челябинск: Издательский дом «Монограф», 2015 г.
5. Угарова, Г.Л., Торопова, А.Н. Ресторанный бизнес в Челябинске. Общество и сервис: теоретические и практические инновации. Студенческий ежегодник. - Челябинск: ЮУрГУ, 2015 г.
© Пищулина Е С., 2016
УДК 2964
И.В. Платонова
к.э.н., доцент
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Е.А. Азанова
студентка факультета экономики и управления Воронежский государственный университет инженерных технологий
г. Воронеж, Российская Федерация
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Аннотация
Статья посвящена изучению методов стратегического анализа предприятия. Применение данных методов позволяет разработать стратегический план развития организации и определить механизм эффективного распределения ресурсов компании.
Ключевые слова
Стратегический анализ, стратегическое планирование, SWOT-анализ, PEST-анализ, АВС-анализ.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
В практике стратегического планирования нет конкретного распределения методов проведения стратегического анализа, так как каждая из моделей по-своему уникальна и носит универсальный характер. При проведении стратегического анализа особое внимание уделяется тем аспектам, которые играют скорее вспомогательную роль, для каждого предприятия и выпускаемого продукта или предлагаемой услуги необходимо разработать определенный план деятельности и развития. Другими словами, оценивается конкурентоспособность и возможности увеличения прибыли предприятия за счет данного продукта или услуги.
Немало важным условием построения стратегии предприятия является анализ продуктов фирмы как со стороны потребности в инвестициях, так и перспектив ее развития и конкурентоспособности. Изучение каждого из этих аспектов позволяет разработать общий план действий компании, определить механизм распределения ресурсов и контроля за эффективностью деятельности.
В банковской сфере достаточно широко применяются такие методы, разработанные на опыте зарубежных фирм, как SWOT-анализ, PEST-анализ, выделение и ранжирование бизнес-направлений, ABC-анализ, BCG-анализ, матрица McKinsy-GE, бенчмаркетинг и прочее [1, с. 198].
Одним из самых простых и удобных методов является метод PEST-анализа. Он позволяет изучить влияние внешней среды на деятельность предприятия. PEST-анализ - инструмент долгосрочного стратегического планирования. Он составляется ориентировочно на 5 лет вперед, при этом данные должны ежегодно обновляться. PEST-анализ изучает влияние политических (Р), экономических (Е), социально-культурных (S) и технологических (Т) факторов. Как правило, данный вид анализа выполняется в виде матрицы из четырех квадрантов или в табличной форме.
При анализе политико-правовых факторов рекомендуется предварительно ответить на вопросы относительно главных изменений в области правового регулирования и политической стабильности. То есть, планируется ли изменение законодательной базы страны или отрасли, в которой функционирует организация, повлияют ли эти изменения на ее деятельность. Не менее важным является определение степени вмешательства государства в деятельность фирмы, а также отношения страны с другими странами и организациями [2, с. 33].
Анализ факторов экономического состояния рынка основывается на параметрах, характеризующих состояние рынка или страны, в которой функционирует компания: динамика развития экономики, изменения курсов валют, изменение уровня безработицы, уровня инфляции, изменение располагаемого дохода на душу населения и изменения в банковской сфере [3, с. 249].
Наиболее детального рассмотрения требует группа технологических факторов, так как их изменение может кардинально изменить состояние рынка.
Процесс проведения PEST-анализа включает в себя несколько этапов: определение факторов, влияющих на продажи и прибыль компании; сбор информации по динамике и характеру изменения каждого фактора; анализ степени влияния каждого из факторов; составление сводной таблицы PEST-анализа. Для получения верной картины проводится опрос и сбор различных точек зрения независимых экспертов рынка, продавцов, руководителей, а также изучается информация по рынку в различных изданиях и сети Интернет.
При проведении анализа создается перечень политических, экономических, социально-культурных и технологических факторов. Затем происходит оценка влияния каждого фактора на деятельность компании по шкале от 1 до 3, где 1 - влияние фактора минимально; 2 - лишь значительное изменение влияет на прибыль и продажи компании; 3 - максимальное влияние фактора. Далее определяется вероятность колебаний по шкале от 1 до 5, где 1 означает минимальное влияние фактора, 5 - максимальное влияние. После выставления всех оценок рассчитывается среднее арифметическое по ним.
Следующим шагом рассчитывается реальная значимость каждого фактора. Чем выше значимость фактора, тем больше ему необходимо уделить внимания. В завершении результат всех расчетов должны быть приведены в матричный вид, по каждому из факторов делается вывод, и приводятся рекомендации по его оптимизации.
Одним из самых эффективных инструментов стратегического планирования является SWOT-анализ. Он позволяет проанализировать как внешние, так и внутренние факторы деятельности организации, дает оценку конкурентоспособности и возможным рискам компании. Данный вид проводится минимум один раз
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
в год при формировании бюджетов.
В SWOT-анализе дается оценка сильных и слабых сторон предприятия, а также ее возможностей и угроз. Сильными сторонами товара или услуги считают такие внутренние характеристики компании, которые обеспечивает преимущество на рынке и занимает наиболее выгодное положение по сравнению с конкурентами [4, с. 182]. За счет сильных сторон компания обеспечивает себе постоянный доход, долю на рынке и большой уровень продаж. Их необходимо постоянно улучшать, укреплять и использовать в общении с потребителями.
Недостатки товара или услуги - это внутренние характеристики компании, затрудняющие рост бизнеса и мешающие лидерству на рынке. За счет них компания может потерять свою долю на рынке и утратить конкурентоспособность. В разработке стратегии необходимо в обязательном порядке учитывать слабые стороны компании и разрабатывать специальные программы для минимизации рисков влияния слабых сторон на работоспособность компании [3, с.251].
Возможности компании - это факторы внешней среды, влияющие на рост бизнеса в будущем. Угрозы компании - это негативные факторы, ослабляющие конкурентоспособность предприятия, ведущие к снижению доли на рынке и способности получения прибыли. При проведении анализа каждая из потенциальных угроз оценивается с точки зрения вероятности возникновения в краткосрочном периоде и возможных потерь компании. В обязательном порядке предлагаются возможные решения для минимизации каждой из угроз.
SWOT-анализ позволяет наиболее подробно и полно оценить риски и возможности предприятия, а также спланировать маркетинговую стратегию предлагаемого товара или услуги.
Оценить себестоимость и рентабельность банковских продуктов позволяет применение метода ABC-анализа. Изучение происходит за счет анализ данных о структуре затрат по бизнес-процессам банка. Суть данного метода заключается в том, что каждое подразделение является носителем затрат, сотрудники, используя ресурсы данных подразделений, создают конечный для потребления продукт.
Применения матрицы АВС- анализа позволяет контролировать изменения себестоимости и рентабельности продаж, анализировать их в совокупности со статьями затрат и бизнес-процессов, принимать решения по управлению продуктовым портфелем и ценовой политикой, а также повысить качество и точность планирования с помощью использования определенных нормативов [5, с.83]. Данная методика отвечает на многие вопросы, актуальные для работы компании.
Предложенные методы являются наиболее актуальными и распространенными, как в российской, так и зарубежной практике. Они позволяют рассмотреть влияние внутренних и внешних факторов на деятельность компании, верно и, самое главное, вовремя выявить слабые стороны деятельности и предложить необходимые пути решения обнаруженных проблем, что позволяет предприятию продолжительное время конкурировать с другими фирмами и получать прибыль.
Список использованной литературы:
1. Фомичев А.И. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 468 с.
2. Платонова И.В., Горковенко Е.В. Приоритеты социальной политики в России на современном этапе // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 1 (6). С. 31-34.
3. Ковалев В.А. Современный стратегический анализ: учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2016. - 288 с.
4. Хорев А.И., Горковенко Е.В., Платонова И.В. Управление кадровой безопасностью организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 181-184.
5. Горковенко Е.В., Платонова И.В. Реструктуризация ассортимента как инструмент управления развитием перерабатывающих организаций // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2013. № 3 (4). С. 83а-83б.
© Платонова И.В., Азанова Е.А., 2016