Научная статья на тему 'Теоретико-методические аспекты стратегического анализа на предприятии'

Теоретико-методические аспекты стратегического анализа на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1535
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРЕДПРИЯТИИ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫПОЛНЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пасмурцева Н. Н.

Введение. Статья посвящена проблеме формирования теоретико-методического подхода к исследованию внешней и внутренней среды в системе стратегического управления современным предприятием. Устойчивый рост и конкурентоспособность предприятия во многом зависят от выбранной руководством стратегии его развития. И если суть стратегии заключается в том, чтобы достичь поставленных менеджментом долгосрочных целей в условиях ускоренной динамики рыночной конъюнктуры, то предназначение стратегического анализа сводится к снижению неопределенности внешней и внутренней среды посредством ее постоянной диагностики и мониторинга. Цель исследования заключается в разработке методического подхода к выполнению стратегического анализа предприятия, базирующегося на принципе системности, на основе существующих в теории и практике стратегического управления методов, инструментов, критериев и показателей. Материалы и методы. Теоретической основой послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления на предприятиях. В процессе исследования использовались общенаучные методы познания: сравнительный и логический анализ, системный подход, а также графический метод исследования. Результаты, обсуждение. В статье рассмотрены различные подходы современных ученых к сущности понятия «стратегический анализ» и цели стратегического анализа в системе управления предприятием. Автором предложен методический подход к исследованию внешней и внутренней среды предприятия, основанный на принципе системности в стратегическом управлении. Определен круг проблем, препятствующих выполнению эффективного стратегического анализа на предприятии. Заключение. Представленный автором методический подход позволит предприятиям систематизировать механизмы стратегического управления бизнес-процессами, повысить инвестиционную привлекательность и уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические аспекты стратегического анализа на предприятии»

УДК 338.24.01 DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-4-118-125

Теоретико-методические аспекты

стратегического анализа на предприятии Н. Н. Пасмурцева

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Введение. Статья посвящена проблеме формирования теоретико-методического подхода к исследованию внешней и внутренней среды в системе стратегического управления современным предприятием. Устойчивый рост и конкурентоспособность предприятия во многом зависят от выбранной руководством стратегии его развития. И если суть стратегии заключается в том, чтобы достичь поставленных менеджментом долгосрочных целей в условиях ускоренной динамики рыночной конъюнктуры, то предназначение стратегического анализа сводится к снижению неопределенности внешней и внутренней среды посредством ее постоянной диагностики и мониторинга. Цель исследования заключается в разработке методического подхода к выполнению стратегического анализа предприятия, базирующегося на принципе системности, на основе существующих в теории и практике стратегического управления методов, инструментов, критериев и показателей. Материалы и методы. Теоретической основой послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления на предприятиях. В процессе исследования использовались общенаучные методы познания: сравнительный и логический анализ, системный подход, а также графический метод исследования. Результаты, обсуждение. В статье рассмотрены различные подходы современных ученых к сущности понятия «стратегический анализ» и цели стратегического анализа в системе управления предприятием. Автором предложен методический подход к исследованию внешней и внутренней среды предприятия, основанный на принципе системности в стратегическом управлении. Определен круг проблем, препятствующих выполнению эффективного стратегического анализа на предприятии. Заключение. Представленный автором методический подход позволит предприятиям систематизировать механизмы стратегического управления бизнес-процессами, повысить инвестиционную привлекательность и уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: стратегический анализ на предприятии, внешняя и внутренняя среда предприятия, принцип системности в стратегическом анализе, методический подход к выполнению стратегического анализа, инструменты и методы стратегического анализа.

Theoretical and methodical aspects

of strategic analysis at the enterprise N. N. Pasmurtseva

Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg Ural State University of Economics, Yekaterinburg

Introduction. The article is devoted to the problem of formation of theoretical and methodical approach to the study of external and internal environment in the system of strategic management of modern enterprise. Sustainable growth and competitiveness of the enterprise largely depend on the strategy of its development chosen by the management. And if the essence of the strategy is to achieve the long-term goals set by the management in the conditions of accelerated market dynamics, the purpose of strategic analysis is to reduce the uncertainty of the external and internal environment through its constant diagnosis and monitoring. Purpose is to develop a methodical approach to the strategic analysis of the enterprise, based on the principle of consistency, on the basis of methods, tools, criteria and indicators existing in theory and practice of strategic management Materials and methods. The theoretical basis was the scientific works of domestic and foreign scientists in the field of strategic management in enterprises. In the course of the research general scientific methods of cognition were used: comparative and logical analysis, systematic approach, as well as graphical method of research. Results, discussion. The article deals with various approaches of modern scientists to the essence of the concept of "strategic analysis" and the purpose of strategic analysis in the enterprise management system. The author proposes a methodical approach to the study of the external and internal environment of the enterprise, based on the principle of consistency in strategic management. The range of problems hindering the implementation of effective strategic analysis at the enterprise is defined. Conclusion. The methodical approach presented by the author will allow enterprises to systematize the mechanisms of strategic management of business processes, increase the investment attractiveness and competitiveness of economic entities.

Keywords: strategic analysis at the enterprise, external and internal environment of the enterprise, the principle of consistency in strategic analysis, methodical approach to strategic analysis, tools and methods of strategic analysis.

© Пасмурцева Н. Н., 2018

Введение. Современные экономические вызовы и высокий уровень динамичности рыночной среды требуют использования эффективных системных подходов в управленческой деятельности предприятий. Руководители хозяйствующих субъектов акцентируют все большее внимание на возможности применения методов, инструментов и показателей стратегического анализа с целью повышения результативности управления и конкурентоспособности предприятий. Таким образом, значимость проблематики стратегического анализа как ключевого этапа стратегического управления предприятием является бесспорной.

Цель исследования. Разработать методический подход к выполнению стратегического анализа предприятия, базирующийся на принципе

Современные подходы к сущност Modern approaches to the esse

системности, на основе существующих в теории и практике стратегического управления методов, инструментов критериев и показателей.

Материалы и методы. Теоретической основой послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического управления на предприятии. Автором использовались общенаучные методы познания: сравнительный и логический анализ, системный подход, а также статистический и графический методы исследования.

Результаты, обсуждения. Исследование различных подходов современных ученых к сущности понятия «стратегический анализ» и его цели позволяют утверждать его первостепенную значимость в процессе разработки стратегического видения предприятия (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

и целям стратегического анализа / ce and goals of strategic analysis

Сущность стратегического анализа / The essence of strategic analysis Цель стратегического анализа / Purpose of strategic analysis Автор/ АиЛог

Стратегический анализ представляет собой системное исследование и оценку факторов внешней бизнес-среды, экономического потенциала и стратегии развития организации в целях определения ее текущей рыночной позиции, выявления перспективных путей развития и обоснования оперативно-тактических управленческих решений по достижению стратегических целей компании в условиях высокой неопределенности и динамизма рыночной среды [4; 5] Заключается в том, чтобы на основе регулярного мониторинга, тестирования, диагностики и оценки совокупности разнообразных и значимых факторов обеспечить стратегическое управление системой своевременного предупреждения о необходимости принятия или коррекции тех или иных стратегических решений с целью достижения стратегического успеха компании [4; 5] Зенкина И. В.

Стратегический анализ - это комплексная система, являющаяся элементом учетно-аналити-ческого обеспечения стратегического управления, направленная на изучение экономических явлений и процессов с позиции будущего, позиционирования и развития организации и представляющая собой процесс оценки факторов внутренней и внешней среды, эффективности вариантов отбора оптимальных стратегических решений [3] Состоит в обосновании выбора эффективных способов реализации стратегии управления в целом и отдельных его направлений. Данная цель реализуется путем глубокого системного исследования факторов реального уровня развития бизнеса, имеющегося ресурсного потенциала и обоснования эффективных направлений их интеграции и развития для достижения поставленных целей позиционирования и развития [3] Бороненкова С. А., Чепулянис А. В.

Сущность стратегического анализа заключается в том, чтобы выявить тенденции, характер и динамику внешнего окружения, оценить состояние организации, выявить ее сильные и слабые стороны, проблемы и возможности, дать оценку составу и степени влияния рисков [9] Сформировать полное, непротиворечивое и достоверное мнение: что представляет собой организация, как она функционирует и управляется, каковы результаты ее деятельности, какие имеются внутренние проблемы и возможности в настоящий момент времени; какие внешние факторы воздействуют на входные параметры организации как системы, каков механизм их воздействия и как измеряются данные факторы [9] Прудский В. Г. Магданов П. В.

Стратегический анализ сформировался в результате междисциплинарной интеграции научных знаний для обоснования стратегических решений, снижения степени неопределенности сложившейся ситуации и динамики ее развития [1] Заключается в комплексной и системной оценке внешней и внутренней среды объекта с выявлением ключевых процессов и явлений, определяющих развитие ситуации и влияющих на будущую результативность управленческих решений [1] Бабенко Е. И., Загороднова Е. П.

По мнению автора, стратегический анализ представляет собой ключевую подсистему стратегического управления развитием предприятия, включающую оценку макро- и микроклимата бизнеса с целью определения его перспективных позиций посредством выбора и реализации оптимальной стратегической альтернативы.

Современные исследователи [2; 4; 8] подчеркивают необходимость систематизации показателей, методов, инструментов и критериев выполнения стратегического анализа. Так, И. В. Зенкина утверждает, что «набор традиционных показателей зачастую не соответствует важнейшему принципу анализа - принципу системности, так как за рамками аналитической оценки остаются деловая окружающая среда, клиенты, конкуренты, компоненты цепочки создания ценности и т. п.» [4].

В работе «Измерение результативности компании» указывается, что: «Качество, удовлетворенность потребителей, инновации, рыночная доля - такие критерии зачастую отражают положение дел в компании и перспективы ее роста лучше, чем объявленная прибыль» [5].

По мнению А. Гершун и М. Горского: «Современной фирме необходима система показателей, базирующихся как на финансовой, так и нефинансовой информации, которая учитывает изменения во внешней среде» [5].

Таким образом, обобщение представленных подходов не оставляет сомнений в необходимости выполнения комплексного стратегического анализа, поскольку именного он является основой выбора стратегических альтернатив и принятия грамотных управленческих решений.

На практике хозяйствующие субъекты сталкиваются с рядом проблем, усложняющих выполнение стратегического анализа. Автором сформулированы следующие из них.

1. Огромное количество инструментов и методов стратегического анализа, что с одной стороны предоставляет менеджеру альтернативы выбора наиболее приемлемых для данного предприятия и данного момента времени, с другой стороны создает сложности при выборе корректного инструмента или метода стратегического анализа.

2. Неготовность менеджера к использованию сложных методик, что приводит к некорректной интерпретации результатов анализа и стратегического выбора. Специалистов по стратегическому планированию могут себе позволить, как правило, лишь крупные компании.

3. Необходимость в значительном объеме информации для проведения стратегического анализа, а также «недостаточная информационно-аналитическая база в ряде российских компаний при проведении стратегического анализа, что приводит к неполному учету факторов внешней и внутренней среды предприятия» [2].

4. Отсутствие системных связей между используемыми инструментами и методами, повторение, в результате которого часть выполненной работы становится ненужной. При этом сам процесс стратегического анализа является весьма трудоемким.

5. По мнению современных ученых [2; 6; 7; 8], руководители и специалисты сталкиваются с проблемой отсутствия единого методического подхода, содержащего четкий и понятный алгоритм выполнения стратегического анализа предприятия.

Представленный автором в данной научной статье теоретико-методический подход к выполнению стратегического анализа предприятия включает два раздела: подготовительно-диагностический и разработочно-внедренческий (рис.).

Целью подготовительно-диагностического раздела, содержание которого представлено в таблице 2, является сбор и предварительная оценка информации о рынке и финансово-экономической эффективности деятельности предприятия.

Разработочно-внедренческий раздел включает оценку микросреды и выполнение управленческого обследования функциональных зон жизнедеятельности предприятия (табл. 3).

Заключение. Теоретико-методический подход к организации стратегического анализа, основанный на применении развернутой и грамотно сконструированной системы мероприятий, инструментов, показателей и методов является важнейшим условием успешного стратегического анализа на предприятии. По нашему мнению, применение данного методического подхода позволит:

1) выполнить всестороннее изучение макро-и микроклимата, внутренних возможностей предприятия с целью корректировки существующей или выработки новой стратегии его развития;

2) охватить показателями все сферы стратегического управления и жизнедеятельности предприятия;

3) повысить эффективность системы стратегического управления и уровень конкурентоспособности, обеспечивая устойчивое развитие бизнеса.

I. Подготовительно-диагностический раздел

Анализ макроклимата бизнеса

Внутренний анализ

Структурный анализ

Анализ финансового состояния

Методический подход к выполнению стратегического анализа предприятия / Methodical approach to the strategic analysis of the enterprise

Таблица 2 / Table 2

Содержание подготовительно-диагностического раздела теоретико-методического подхода стратегического анализа предприятия / The content of the diagnostic section of the theoretical and methodical approach of the strategic analysis of the enterprise

№ Мероприятие/процедура / Activity/procedure Содержание мероприятия/процедуры / intent of the аейу^, procedure Используемые в анализе инструменты, показатели и методы / Tools, indicators and methods used in the analysis

1. 1.1 Анализ макросреды. Диагностика состояния отрасли функционирования предприятия Оценка состояния и перспективы развития мирового рынка; анализ состояния российского рынка за последние 3-5 лет Сравнительный анализ изменения показателей емкости рынка, объемов спроса, количества производителей; графический анализ

1.2 Определение перспектив развития комплекса, отрасли Мониторинг и перспективы развития рынка на 3-5 лет 1. Анализ отрасли. 2. Анализ конкурентных сил по М. Портеру. 3. Метод определения стратегических групп конкурентов. 4. Формулирование КФУ (ключевых факторов успеха). 5. Составление матрицы взаимодействия PEST-факторов (политических, экономических, социальных и научно-технических). 7. Модель Л. Фахи и В. Нарайянан [10]

1.3 Анализ конкурентной среды в отрасли и оценка позиции предприятия в ней. Оценка рыночной привлекательности предприятия 1. Оценка конкурентной ситуации: анализ специфики производства предприятия; определение ключевых производителей в России, их доли и места на отечественном рынке; оценка доли анализируемого предприятия на рынке; прогноз развития конкурентной ситуации; барьеры входа и выхода из отрасли. 2. Проведение сегментирования и характеристика целевых рынков потребителей продукции отрасли и анализируемого предприятия. 4. Анализ структуры ассортимента и продаж по группам потребителей, и по территориям (регионам)

2. 2.1 Внутренний анализ. Оценка структуры управления предприятием Анализ выполнения управленческих функций в организационной структуре, оценка возможностей взаимодействия подразделений, участвующих в выполнении стратегического плана предприятия Сравнение действующей структуры управления с ранее существовавшими. Формулирование основных недостатков в структуре управления предприятием, определение ее сильных сторон и предложений по совершенствованию

2.2 Ресурсная инвентаризация предприятия Анализ ресурсных возможностей предприятия: анализ интенсивности и эффективности использования основных фондов; анализ материальных ресурсов; анализ показателей человеческого капитала; анализ цен и себестоимости продукции Движение и техническое состояние основных средств, оценка оборотного капитала, показатели обеспеченности и структуры персонала, движение кадров, показатели себестоимости продукции

2.3 Исследование инновационных возможностей и опыта предприятия Оценка показателей, характеризующих инновационную деятельность предприятия Объем инновационных товаров, количество инновационной техники и технологий, число открытий и изобретений, патентов и лицензий; затраты на инновации и оценка источников их финансирования

2.4 Финансовый анализ предприятия Оценка прибыльности и рентабельности; анализ финансовой устойчивости; анализ платежеспособности и ликвидности предприятия Показатели рентабельности, коэффициенты финансовой устойчивости предприятия, показатели ликвидности баланса

Таблица 3 / Table 3

Технология проведения разработочно-внедренческого этапа стратегического анализа предприятия / Technology of development and implementation stage of strategic analysis of the enterprise

№ Мероприятие/ процедура/ Activity/procedure Содержание мероприятия/процедуры / intent of the айгу^, procedure Используемые в анализе инструменты, показатели и методы / Tools, indicators and methods used in the analysis

1. Анализ микросреды Заказчики Конкуренты Поставщики Оценка заказчиков с точки зрения частоты совершаемых покупок; выявление крупных клиентов по выручке; формирование клиентской лояльности; ценообразование, формирование и развитие системы стимулирования сбыта, разработка мероприятий по увеличению продаж и расширения базы заказчиков. Оценка количественных и качественных характеристик конкуренции: количество предприятий-конкурентов, их объемов продаж и рыночной доли; преимущества ключевых конкурентов; прогноз изменения рыночного поведения конкурентов. Оценка поставщиков по объему закупок, широте ассортимента, по условиям оплаты; определение доли поставщика в объеме заказа; работа с кредиторской задолженности; разработка рекомендаций по совершенствованию работы с поставщиками 1. RFM-анализ. 2. АВС-анализ продаж. 3. Матрица Бостонской консалтинговой группы. 1. Графический и табличный методы. 2. Ситуативный анализ. 3. Оценка бухгалтерской и статистической документации. 4. Наблюдение, анкетирование

2. Анализ внутренней среды. Производство и технология Качество Человеческий капитал Финансы, экономика, инновации Анализ технологий предприятия, оценка состояния оборудования, динамика затрат на его содержание, рекомендации по повышению эффективности процессов производства. Анализ уровня качества работ предприятия с конкурентами отраслевого и мирового уровня; количество и оценка рекламаций заказчиков; работа с браком: причины, способы предупреждения; предложения по улучшению системы управлению качеством. Анализ мероприятий по управлению человеческим капиталом по направлениям: отбор, мотивация, обучение и оценка, развитие карьеры, формирование кадрового потенциала, развитие корпоративной культуры. Инвестиционная и инновационная политика предприятия: оценка и прогноз; мероприятия по повышению финансово-экономической эффективности предприятия 1. Управленческое обследование функциональных зон предприятия. 2. «Цепочка ценностей» М. Портера. 3. Система управленческого анализа Mc Kinsey. 4. Табличный метод. 5. Ситуативный анализ. 6. Оценка бухгалтерской и статистической отчетности. 7. Методы сбора первичной информации: анкета, интервью, наблюдение, эксперимент. 8. SNW-анализ

3. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз предприятия Определение возможностей и угроз, характеристика сильных сторон как перспективных направлений развития и представление путей минимизации влияния слабых сторон на бизнес-процессы и результаты деятельности предприятия Развернутый SWOT-анализ, включая анализ силовых полей, матрицу возможностей и угроз

Литература

1. Бабенко Е. И., Загороднова Е. П. Проектная деятельность университета на основе стратегического анализа // Теории политики, экономики, управления. 2011. № 1. С 29-35. URL: https://cyberleninka.ra/artide/v/proektnaya-deyatelnost-universiteta-na-osnove-strategicheskogo-analiza (дата обращения: 10.10.2018).

2. Басова М. М. Стратегический анализ устойчивого развития предприятий на современном этапе // Учет. Анализ. Аудит. 2017. № 5. С. 56-63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-analiz-ustoychivogo-razvitiya-predpriyatiy-na-sovremennom-etape (дата обращения: 30.09.2018).

3. Бороненкова С. А., Чепулянис А. В. Стратегический учет и анализ в управлении хозяйствующим субъектом // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 5 (37). С. 20-29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ strategicheskiy-uchet-i-analiz-v-upravlenii-hozyaystvuyuschim-subektom (дата обращения: 25.09.2018).

4. Зенкина И. В. Основные атрибуты реализации системного подхода в стратегическом анализе хозяйствующего субъекта // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2009. № 3. С. 239-245. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osnovnye-atributy-realizatsii-sistemnogo-podhoda-v-strategicheskom-analize-hozyaystvuyuschego-subekta (дата обращения: 25.09.2018).

5. Зенкина И. В. Предпосылки развития, основные задачи и принципы проведения стратегического анализа в современных российских условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5. Экономика. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-razvitiya-osnovnye-zadachi-i-printsipy-provedeniya-strategicheskogo-analiza-v-sovremennyh-rossiyskih-usloviyah (дата обращения: 25.09.2018).

6. Кислицын Е. В. Анализ макроокружения как эффективный метод управления газовой промышленностью // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. С 21-30. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-makrookmzheniya-kak-effektivnyy-metod-upravleniya-gazovoy-promyshlennost^ (дата обращения: 09.10.2018).

7. Кравченко Е. Ю., Лахнова В. В. Современные подходы к стратегическому анализу в менеджменте // Белгородский экономический вестник. 2016. № 4 (84). С. 97-102. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27671584_16833169.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

8. Платонова И. В., Азанова Е. А. Методы проведения стратегического анализа в системе управления предприятием // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 11. С. 138-140. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metody-provedeniya-strategicheskogo-analiza-v-sisteme-upravleniya-predpriyatiem (дата обращения: 08.10.2018).

9. Прудский В. Г., Магданов П. В. Концепция стратегического анализа // Вестник Пермского университета. Экономика. 2009. № 1. С. 51-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-strategicheskogo-analiza (дата обращения: 25.09.2018).

10. Суглобов А. Е., Пшенников С. С. Методика оценки и анализа рыночного окружения предприятия // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 3. С. 23-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-i-analiza-rynochnogo-okruzheniya-predpriyatiya (дата обращения: 09.10.2018).

References

1. Babenko E. I., Zagorodnova E. P. Proektnaya deyatelnost' universiteta na osnove strategicheskogo analiza [Project activity of the University on the basis of strategic analysis]. Teorii politiki, ekonomiki, upravleniya = Theory of politics, economics, management, 2011, no. 1, pp. 29-35. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/proektnaya-deyatelnost-universiteta-na-osnove-strategicheskogo-analiza (accessed 10.10.2018). (In Russ.).

2. Basova M. M. Strategicheskii analiz ustoichivogo razvitiya predpriyatii na sovremennom etape [Strategic analysis of sustainable development of enterprises at the present stage]. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing, 2017, no. 5, pp. 56-63. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-analiz-ustoychivogo-razvitiya-predpriyatiy-na-sovremennom-etape (accessed 30.09.2018). (In Russ.).

3. Boronenkova S. A., Chepulyanis A. V. Strategicheskii uchet I analiz v upravlenii khozyaistvuyushchim sub"ektom [Strategic accounting and analysis in management of an economic entity]. Izvestiya uralskogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta = Journal of the Ural State University of Economics. 2011, no. 5 (37), pp. 20-29. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ strategicheskiy-uchet-i-analiz-v-upravlenii-hozyaystvuyuschim-subektom (accessed 25.09.2018). (In Russ.).

4. Zenkina I. V. Osnovnye atributy realizacii sistemnogo podhoda v strategicheskom analize hozyajstvuyushchego subekta [Basic attributes of the systematic approach implementation in strategic analysis of business entity]. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINH) = Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). 2009, no. 3, pp. 239-245. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-atributy-realizatsii-sistemnogo-podhoda-v-strategicheskom-analize-hozyaystvuyuschego-subekta (accessed 25.09.2018). (In Russ.).

5. Zenkina I. V. Predposylki razvitiya, osnovnye zadachi i printsipy provedeniya strategicheskogo analiza v sovremennykh rossi-iskikh usloviyakh [Prerequisites for development, main goals and principles of strategic analysis in modern Russia]. Vestnik Ady-geiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5. Ekonomika = Bulletin of the Adygeya State University. Series 5 Economy, 2011. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-razvitiya-osnovnye-zadachi-i-printsipy-provedeniya-strategicheskogo-analiza-v-sovremennyh-rossiyskih-usloviyah (accessed 25.09.2018). (In Russ.).

6. Kislitsyn E. V. Analiz makrookruzheniya kak effektivnyi metod upravleniya gazovoi promyshlennost'yu [Analysis of macro-environment as an effective method of gas industry management]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki = News of the Tula State University. Economic and legal Sciences, 2016, pp. 21-30. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-makrookruzheniya-kak-effektivnyy-metod-upravleniya-gazovoy-promyshlennostyu (accessed 09.10.2018). (In Russ.).

7. Kravchenko E. Yu., Lakhnova V. V. Sovremennye podkhody k strategicheskomu analizu v menedzhmente [Modern approaches to strategic analysis in management]. Belgorodskii ekonomicheskii vestnik = Belgorod Economic Bulletin, 2016, no. 4 (84), pp. 97-102. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_27671584_16833169.pdf (accessed 09.10.2018). (In Russ.).

8. Platonova I. V., Azanova, E. A. Metody provedeniya strategicheskogo analiza v sisteme upravleniya predpriyatiem [Methods of strategic analysis in the enterprise management system]. Mezhdunarodnyi nauchnij zhurnal "Innovatsionnaya nauka" = International scientific journal "Innovative science", 2016, no. 11, pp. 138-140. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-provedeniya-strategicheskogo-analiza-v-sisteme-upravleniya-predpriyatiem (accessed 08.10.2018). (In Russ.).

9. Prudsky V. G., Magdanov P. V. Kontseptsiya strategicheskogo analiza [The concept of strategic analysis]. Vestnik permskogo universiteta. Ekonomika = Perm University Herald. Economy, 2009, no. 1, pp. 51-61. Available at: https://cyberleninka.ru/artide/n7 kontseptsiya-strategicheskogo-analiza (accessed 25.09.2018). (In Russ.).

10. Suglobov A. E., Pshennikov S. S. Metodika otsenki i analiza rynochnogo okruzheniya predpriyatiya [Methods of analysis of the market environment of the enterprise]. Vestnik akademii ekonomicheskoi bezopasnosti mvd rossii = Vestnik of the Academy of economic security of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, no. 3, pp. 23-30. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-i-analiza-rynochnogo-okruzheniya-predpriyatiya (accessed 09.10.2018). (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 18.08.2018 г.; принята к публикации 20.09.2018 г.

Submitted 18.08.2018; revised 20.09.2018.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Autor have read and approved a final version of the manuscript.

Для цитирования:

Пасмурцева Н. Н. Теоретико-методические аспекты стратегического анализа на предприятии // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 4. С. 118-125. DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-4-118-125

Об авторе

Пасмурцева Наталья Николаевна

кандидат экономических наук, Уральский государственный университет путей сообщения, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, ORCID: 0000-0002-1403-0513,

pnn-kufeu@yandex. ru

Citation for an article:

Pasmurtseva N. N. Theoretical and methodical aspects of strategic analysis at the enterprise. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2018. vol. 4, no. 4, pp. 118-125. DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-4-118-125 (In Russ.).

About the author Natalia N. Pasmurtseva

Ph. D. (Economics), Ural State University of Railway Transport, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, ORCID: 0000-0002-1403-0513,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pnn-kufeu@yandex. ru

УДК 338.29 DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-4-126-131

Обобщение некоторых решений проблем предприятий

Р. С. Рогулин, П. В. Нечаев, Н. С. Евдакимова, Д. Е. Гончаров, В. И. Максименко, Д. Е. Плешанов

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Данная статья описывает обобщенную модель трех классических задач линейного программирования. Производственная проблема - вектор-ответ представляет собой одномерную матрицу, отражающую объем произведенных конечных продуктов, определенный при ограничениях на запасы ресурсов с учетом максимизации прибыли, оптимизация времени - минимизация затраченного времени на доставку груза (ограничение относится к логистической части задачи), Задача максимального потока - определение максимального объема доставки с мест производства при ограничениях на пропускную способность и специфичность строения графа дорог. Определенно, такая постановка задачи, которая объединяет все три вышеперечисленные проблемы в одну комплексную, точно описывает случай, в котором производство объявляет себя банкротом и ставит своей целью выпустить из остатков сырья объем товара с целью дальнейшей перепродажи и доставки произведенного товара при условии особенности дорожной системы, максимизации прибыли и минимизации издержек при транспортировке груза. Такая проблема возникла на текстил ь-ном предприятии в процессе закрытия на ремонт перерабатывающей части цеха. Поскольку биологический состав сырья не позволяет долго его хранить то было принято решение реализовать максимум сырья в продукцию. Данная работа посвящена построению линейной смешано-целочисленной модели, определению метода и алгоритма для определения экстремального решения задачи, описанной выше. Такую задачу можно отнести к классу нетривиальных комбинаторных задач о принятии решений на предприятии.

Ключевые слова: максимальный поток, оптимизация времени, производство, линейное программирование, обобщение.

Generalization of some solutions of interprizes' problems

R. S. Rogulin, P. V. Nechaev, N. S. Evdakimova, D. E. Goncharov, V. I. Maksimenko, D. E. Pleshanov

Far Eastern Federal University, Vladivostok

This article describes a generalized model of three problems of linear programming. The production problem - the response vector is a one-dimensional matrix that reflects the amount of finished products produced, determined with resource constraints, taking into account profit maximization. Time optimization - minimizing the time spent on cargo delivery (the restriction refers to the logistic part of the problem). The problem of maximum flow is to find the maximum volume of export from the production sites, with a restriction on the traffic capacity and peculiarity of the structure of the road graph. In particular, the statement of the problem, which combines all three of the above problems into a complex one is exactly suited to the case when the manufacture declares itself bankrupt, and tries to produce products from the remainders of raw materials, for the purpose of further resale and delivery of produced goods, subject to the peculiarity of the road system, profits maximization and minimization of costs for cargo transportation. Such a problem arose at the textile enterprise in the process of closing for the repair of the processing part of the workshop. Since the biological composition of the raw material does not allow it to be stored for a long time, it was decided to realize the maximum raw materials into products This work is devoted to the construction of a linear mixed-integer model, finding a method and selection of an algorithm to determine the optimal solution to the problem described above. This problem can be attributed to the class of nontrivial combinatorial problems of decision-making in the enterprise.

Keywords: maximum flow, time optimization, production, linear programming, generalization.

Введение. Данная статья описывает обобщенную модель трех классических задач линейного программирования: производственная проблема [1], оптимизация суммарного времени [2], задача максимального потока [3]. В случае если

предприятие объявляет себя банкротом и производит из остатков сырья продукцию, тогда эта модель имеет прямое применение. Данная задача появилась на текстильном предприятии в процессе сбыта остатков ресурсов.

© Рогулин Р. С., Нечаев П. В., Евдакимова Н. С., Гончаров Д. Е., Максименко В. И., Плешанов Д. Е., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.