4. Беляков C.A. Новые лекции по экономике образования. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 424 с.
© Лещукова И.В., 2016
УДК 338.585
А.М.Лопарева
Старший преподаватель ВШЭУ, ЮУрГУ (НИУ)
МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Аннотация
В данной статье представлены методы калькулирования, применяемые на предприятиях физической культуры и спорта. Указываются характерные особенности каждого метода, широко рассмотрен метод «директ-костинг», показаны его возможности в управлении постоянными и переменными издержками и в получении прибыли.
Ключевые слова
Калькуляция, методы калькулирования: «расчетно-аналитический», «позаказный» и «директ-костинг»,
постоянные и переменные издержки.
Устойчивое положение предприятия на рынке напрямую зависит от результатов, и в первую очередь от величины получаемой прибыли. Два фактора влияют на ее величину: выручка и издержки. Чем скорее предприниматель покроет свои затраты, тем быстрее он начнет получать прибыль. Предприниматель, который научился управлять издержками, обладает умением экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.
Калькуляция представляет в табличной форме бухгалтерский расчет затрат в денежном выражении на производство и сбыт единицы изделия или партии изделий, работ и услуг [1]. Объектом калькулирования для спортивных фирм является отдельный спортпродукт (спортуслуга). В себестоимость спортивного продукта включаются затраты, непосредственно связанные с его предоставлением, продвижением и продажей [5]. Организация самостоятельно устанавливает перечень статей затрат и методы калькулирования.
Для расчета себестоимости используют различные методологии в зависимости от отраслевых особенностей. В спортивной индустрии могут применять следующие методы калькулирования.
Наиболее распространен «расчетно-аналитический» метод калькулирования. Сущность состоит в том, что прямые затраты на единицу продукта (услуги) определяются путем нормативного расчета, а косвенные - пропорционально принятому признаку [2].
Позаказный метод калькулирования. Затраты учитываются по отдельным заказам, себестоимость заказа определяется путем суммирования всех затрат по нему. Например, для массовых спортивных мероприятий рассчитываются суммарные затраты на проведение матча, а затем делят их на прогнозируемую величину болельщиков или количество мест на стадионе.
Особое место занимает «Директ-костинг», на основе которого осуществляется связь: Издержки Объём производства Прибыль
Сущность этого метода заключается в том, что в калькуляцию включаются расходы непосредственно связанные с изготовлением конкретного продукта (прямые, условно-переменные), а другие виды затрат не включаются в себестоимость продукта (услуги), а возмещаются общей суммой из выручки или валовой прибыли[2].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070
В связи с этим очень важно знать поведение постоянных и переменных затрат в зависимости от объема реализации продукта и их соотношения в структуре издержек. Сначала необходимо верно разделить затраты на постоянные и переменные, так как от этого зависит правильность экономических расчетов и управленческих решений. Нужно помнить, что единых правил отнесения затрат к той или иной категории нет, это связано с отраслевыми особенностями, которые напрямую зависят от технологии изготовления или условий предоставления услуг и их сбыта, а также принятой политики учета затрат.
Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и сбыта продукта и не меняются с течением определенного времени. На их изменение могут повлиять следующие факторы: покупка/продажа машин и оборудования, увеличение/снижение арендной платы, инфляция и др.
Нужно отметить, что с увеличением объема продаж постоянные затраты на единицу продукции (работ, услуг) уменьшаются, а с уменьшением объема реализации - увеличиваются. Таким образом, связь постоянных затрат на единицу продукта и объемом производства носит обратно пропорциональную зависимость. Эту закономерность предприниматель должен постоянно отслеживать и принимать меры по устранению негативных последствий.
При формировании продукта физической культуры и спорта к постоянным затратам относят те, которые целиком можно отнести на спортивное мероприятие, спортивную команду и пр., их невозможно прямо отнести на каждого спортсмена, клиента, потребителя спорт услуг. Такие затраты распределяются равными частями на участников спортивного мероприятия, команду спортсменов или зрителей. К таким затратам относят: обслуживание технического, культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера; амортизацию основных средств (при линейном способе исчисления); административно-управленческие затраты по офису: основную и дополнительную заработную плату административно-управленческого персонала со страховыми взносами, арендную плату, затраты на рекламу, на приобретение и ведение информационных баз, Интернет, телефон и др. [3]
Переменные затраты зависят от динамики объема производства и изменяются вместе с изменением объема продаж. Соответственно, чем больше объем производства и сбыта, тем больше сумма переменных затрат. Переменные затраты на единицу продукта не изменяются с изменением объем производства и, следовательно, являются постоянными.
К переменным затратам в спорте относят те затраты, которые прямо можно отнести на каждого, например, спортсмена и к этим затратам относят услуги транспортные, на проживание и питание и пр. [4].
К сожалению, в спорте не всегда можно выделить переменные или постоянные затраты, либо их величины незначительны, в таком случае расчет безубыточности не представляется возможным.
Профессионально составленная калькуляция дает возможность реально оценить затраты на его производство и реализацию спортпродукта и обоснованно установить цену, что приведет к платежеспособному спросу на данные услуги.
Список использованной литературы:
1. Лопарева А.М. Управление издержками в туристском бизнесе. В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015.С195-197.
2. Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия)»: учебно-методический комплекс / А.М.Лопарева. - М. : ФОРУМ-М, 2013. - 400 с. - (Высшее образование. Бакалавриат)
3. Пищулина, Е.С. Особенности реализации регионального турпродукта. Личность и общество: проблемы взаимодействия. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Издательский дом «Монограф», 2015 г.
4. Пищулина, Е.С. Булков, Т.И. Анализ японских методов управления. - Сервис: экономика, техника, образование. Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2016 г.
5. Угарова, Г.Л., Пищулина, Е.С. Направления развития паломнического туризма на Урале. Личность и общество: проблемы взаимодействия. Материалы VII Международной научно-практической конференции. -Челябинск: Издательский дом «Монограф», 2015 г.
6. Угарова, Г.Л., Торопова, А.Н. Ресторанный бизнес в Челябинске. Общество и сервис: теоретические и
практические инновации. Студенческий ежегодник. - Челябинск: ЮУрГУ, 2015 г.
© Лопарева А.М., 2016
УДК 336.532.3
М.А. Мазурова
студентка ГМФ 4-2 Финансовый Университет при Правительстве РФ г. Москва, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА РЕАЛЬНЫХ ОПЦИОНОВ В
УПРАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию метода реальных опционов для оценки инвестиционных проектов компаний в условиях неопределенности. Автором подробно описывается модель Блэка-Шоулза, используемая для оценки стоимости опционов. Применение теории реальных опционов является гибким инструментом для принятия решений в условиях неопределенности. В статье описаны и классифицированы основные виды опционов, произведен анализ влияния изменений параметров модели Блэка-Шоулза на поведение цен опционов колл и пут.
Ключевые слова
Опцион-колл, опцион-пут, цена базисного актив, цена исполнения, дата экспирации,
доходность, формула Блэка-Шоулза.
В современных экономических условиях, отличающихся высокой степенью неопределенности, реализация инвестиционных проектов требует аккумулирования значительных объемов капитала, а также принятия взвешенных управленческих решений. Решение этой проблемы возможно, в частности, путем использования метода реальных опционов при реализации инвестиционных проектов.
Одним из главных преимуществ данного метода является увеличение потенциальной экономической эффективности подобных проектов, прежде всего, за счет принятия обоснованных управленческих решений.
Для компании применение метода реальных опционов основано на предположении о том, что инвестиционная возможность рассматривается как финансовый опцион, следовательно, данная возможность может быть реализована, однако, фирма не несет обязательство приобретать какие-либо активы в течение некоторого времени.
Представим, что компания рассматривает покупку участка земли, который, как известно, содержит месторождения золота. Однако стоимость добычи выше, чем текущая цена золота. Означает ли это, что земля почти ничего не стоит? Нет, безусловно компания не обязана добывать золото, но право собственности на землю дает возможность сделать это. Конечно, если вы знаете, что цена на золото будет оставаться на уровне ниже затрат на добычу, то это проигрышный вариант. Но если существует неопределенность в отношении будущих цен на золото, то вы можете выиграть от данного капиталовложения. Иными словами, покупая лицензию, компания платит деньги "сегодня" за возможность осуществить дополнительные инвестиции в будущем - покупает реальный опцион. Это подводит нас к определению понятия опционов.
Опцион представляет собой производный инструмент финансового или товарного срочного рынка. В отличие от фьючерса или форварда, которые предполагают обязательство торговать после того, как заключён контракт, колл-опцион (call option) даёт право, но не обязательство покупателю опциона приобрести в будущем определенное количество активов по установленной в контракте цене (цена-страйк) в течение строго ограниченного периода времени или отказаться от такого приобретения (не исполнять опцион). В свою очередь, продавец обязан продать определенное количество активов, являющихся предметом торга, если покупатель примет такое решение. За данную операцию продавец получает премию от покупателя.