Научная статья на тему 'Сравнительный анализ методов изучения внешней среды предприятий'

Сравнительный анализ методов изучения внешней среды предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4784
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ФАКТОР ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / МАКРОСРЕДА / АНАЛИЗ / МЕТОДЫ / SWOT-АНАЛИЗ / PEST-АНАЛИЗ / STEEP-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова К. В.

В статье проведен обзор методов анализа внешней среды предприятия. Рассмотрены основные положения каждого метода. А также определены преимущества и недостатки методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ методов изучения внешней среды предприятий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 338.1

К. В. Морозова

Студент группы 13Эк(б)БУА-1 Финансово-экономический факультет Оренбургский государственный университет Г. Оренбург, Российская Федерация

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

В статье проведен обзор методов анализа внешней среды предприятия. Рассмотрены основные положения каждого метода. А также определены преимущества и недостатки методов.

Ключевые слова

Внешняя среда, фактор внешней среды, макросреда, анализ, методы, SWOT-анализ,

PEST-анализ, STEEP-анализ.

Внешней средой является совокупность субъектов и сил, которые действуют за пределами фирмы и влияют на возможность организации установить и поддержать выгодные взаимоотношения с клиентами. Предприятия постоянно контактируют с внешней средой, и благодаря этому обеспечивают себе возможность выживать и развиваться. Но ресурсы внешней среды не бесконечны, а число конкурентов, желающих их использовать, все увеличивается. Поэтому предприятия должны регулярно анализировать макросреду для исправления и приспособления своих бизнес-стратегий к ее изменениям.

В связи с этим, опираясь на мнение таких авторов как: Григорян Г.Л. [1], Иночкина Н.В. [2], Исаева Р.И. [3], Макарова Л.В. [4], Носов В.И. [5], Цыпин А.П. [6],Черенков В.И. [7] и др., проведем сравнительный анализ наиболее часто используемых методов анализа внешней среды.

Чаще всего используется SWOT- анализ, который разработал Альберт Хамфри. Матрицу SWOT-анализа используют для разделения информации по признакам - сильным и слабым сторонам, возможностям и угрозам.

Проводя анализ данным методом, необходимо рассмотреть четыре поля: СИВ (сила и возможности) -сильные стороны, открывающие перед предприятием стратегические возможности; СИУ (сила и угрозы) -сильные стороны для сокращения угроз; СЛВ (слабость и возможности) - возможности организации, если у нее большое число слабых сторон; СЛУ (слабость и угрозы) - уязвимые слабые стороны в условиях угроз.

Также широко используется PEST-анализ, цель которого состоит в мониторинге и анализе политических, экономических, социальных и технологических факторов, на которые предприятия не могут повлиять.

PEST-анализ предполагает необходимость исследования четырех факторов исследующих возможных параметров для проведения макроанализа: политико-правовой фактор, экономический фактор, социокультурный фактор, технологический фактор.

STEEP-анализ включает социальные, технологические, экономические, экологические и политические факторы. Этот анализ необходимо начинать с определения границ окружающей среды. Эти границы подразумевают широту, глубину и перспективу прогнозирования анализа. Широта относится к тематическому охвату собираемых данных об окружающей среде. Глубина определяет степень детальности данных STEEP, которые определяются и анализируются. Перспективы прогнозирования можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, что определяется в относительной специфичной окружающей среде организации.

На основании вышеизложенного, составим таблицу достоинств и недостатков основных методов анализа внешней среды предприятия (nf,kbwf 1).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Таблица 1

Достоинства и недостатки методов анализа внешней среды предприятия

Достоинства | Недостатки

SWOT-анализ

- применяется в различных экономических и управленческих сферах; - свободный выбор элементов анализа; - возможность использования как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительные периоды; - не требуются специальные знания и наличие узкопрофильного образования. - показывает только общие факторы; - перечисляются факторы без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними; - даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике. - субъективный характер, зависит от позиции и знаний, проводящего анализ; - необходимо привлекать большие массивы информации из разных сфер, что предполагает значительные усилия и затраты.

PEST(STEP)-анализ

-обеспечение целостной картины внешнего окружения; - детальный анализ внешней среды - стимулирование руководителя к действию и учету внешних факторов; - способствует общему пониманию рынка, определению позиции организации, перспектив развития и направления бизнеса; - метод дает наилучшие результаты, если систематически проводить анализ, используя одинаковый формат. -сильное сокращение количества данных, используемых для принятия решения; - трудность выделить в наибольшей степени влияющие факторы при охвате большого объема данных; - неточность в результатах анализа; - краткосрочная ориентация организаций; - неодобрение и непонимание анализа; - сложность анализа для диверсифицированных организаций.

STEEP-анализ

- требуется глубокое понимание и изучение, постоянно взаимодействующих, количественных и качественных элементов; - наибольшая часть информации может быть получена из вторичных источников; - анализ является предупреждающим методом. - необходима значительная изобретательность и проницательность, связанная с полезными и надежными данными; - необходимо накопление и прослеживание постоянных источников данных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что анализ внешней среды является важным для выработки стратегии организации и сложным процессом, который требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

В ходе проведенного анализа, нами было установлено, что к основным методам анализа внешней среды относится SWOT-анализ, который используется для разделения информации по сильным и слабым сторонам, возможностям и угрозам; PEST-анализ для мониторинга и анализа политических, экономических, социальных и технологических факторов, на которые предприятия не могут повлиять; STEEP-анализ для изучения социальных, технологических, экономических, экологических и политических факторов. Список использованной литературы:

1. Григорян Г.Л. К вопросу о возможности применения PEST-анализа в стратегическом менеджменте / Г.Л. Григорян // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-4. - С. 74-76.

2. Иночкина Н.В. Анализ развития малого предпринимательства в Оренбургской области / Н.В. Иночкина, А.П. Цыпин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-4 (65-4). - С. 282-287.

3. Исаева Р.И. Выявление тенденций развития предприятий отрасли деревянного домостроения на основе 8ТББР-анализа / Р.И. Исаева // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2015. - № 4. - С. 71-79.

4. Макарова Л.В. Анализ конкурентоспособности предприятия на основе SWOT-анализа / Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов, О.Ф. Акжигитова / Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 2 (34). - С. 30.

5. Носов В.И. Экономический механизм управления : учебное пособие / В.И. Носов, В.В. Носов. - Саратов: Изд-во Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. 2000. - 80 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

6. Цыпин А.П. Развитие малого предпринимательства в Оренбургской области / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова // В сборнике: Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации. Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета. - 2015. - С. 248-252.

7. Черенков В.И. Об истории и развитии концепции и техники SWOT-анализа / В.И. Черенков // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. - № 6. - С. 434-450.

© Морозова К В., 2016

УДК 657

А.И. Нафикова

студент

Казанский (Приволжский) федеральный университет Г. Казань, Российская Федерация

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В РОССИИ

Исследование роли внутреннего аудита в России, его текущего состояния и тенденций развития проводятся ведущими международными и российскими консалтинговыми компаниями. Так, в 2015 году подобное исследование проводилось Институтом внутренних аудиторов России при поддержке компании «EY». Его целью является изучение текущего состояния внутреннего аудита, анализ практики проведения внутреннего аудита в российских компаниях и оценка тенденций развития внутреннего аудита. Результаты исследования показали следующее.

Основные функциональные обязанности подразделений внутреннего аудита (ВА) существенно не изменились. При этом поменялись приоритеты: в настоящее время ключевыми направлениями деятельности являются оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля (СВК) (83%), консультирование исполнительного руководства по различным вопросам (81%), а также мониторинг процесса устранения недостатков СВК (78%). [1]

В трети компаний проведение ИТ-аудита относится к функциональным обязанностям службы ВА. [1] В качестве приоритетного направления работы на ближайшие 12 месяцев респонденты указали оценку эффективности системы управления рисками (52%). [1]

Около 80% считают, что подразделение ВА должно принимать более активное участие в процессе стратегического планирования и оценки качества управления стратегическими рисками. [1]

Более частыми стали плановые встречи руководителей подразделений ВА с функциональным руководством — в двух третях компаний такие встречи проводятся ежеквартально или чаще. [1]

Сократилось число компаний, в которых подразделение ВА полностью или в значительной степени независимо от исполнительного руководства (79%). [1]

Существенно выросло число компаний, в которых подразделение внутреннего аудита не получает достаточной поддержки со стороны высшего исполнительного руководства (28%) и не имеет достаточных полномочий для выполнения своих функциональных обязанностей (21%). [1]

Выполнение плана работы и результаты опросов высшего руководства компании по-прежнему являются наиболее частыми показателями оценки внутреннего аудита. Продолжает снижаться частота использования такого показателя, как экономический эффект от деятельности подразделения ВА.

Около 60% подразделений ВА планируют провести независимую внешнюю оценку качества своей деятельности в течение ближайших трех лет.

Существенно изменились требования к навыкам внутренних аудиторов. Наиболее важными стали так называемые «мягкие» навыки — аналитическое мышление, межличностное общение, коммуникация,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.