Финансовая система
УДК 005.521:336.531.2:61
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ОБЪЕМОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В. И. ЧУГУНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Е—тпИ: [email protected] Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва
О. В. МУРЗАЕВА, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры налогов и налогообложения Е—тиИ: [email protected] Мордовский гуманитарный институт
В статье отмечается, что одной из наиболее актуальных проблем, решением которой в настоящее время в России занимаются представители всех уровней власти, является проблема совершенствования системы финансового обеспечения здравоохранения. Произведен анализ действующей системы финансирования отечественного здравоохранения, предложены основные направления и возможные подходы к развитию данной сферы.
Ключевые слова: здоровье населения, финансирование здравоохранения, валовой внутренний продукт, медицинская помощь, программа государственных гарантий, дефицит финансирования, продолжительность жизни населения
Одной из наиболее актуальных проблем, решением которой в настоящее время в России занимаются представители всех уровней власти, является проблема совершенствования системы финансового обеспечения здравоохранения [3]. Приоритетность
развития финансовых условий функционирования данной сферы обусловливают негативные тенденции, складывающиеся в последние годы в нашей стране и характеризующие здоровье населения. Низкая эффективность использования имеющихся ресурсов при недостаточности финансовых средств (3-4 % ВВП), отсутствие взаимосвязанной модели финансирования и несбалансированность территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи остаются серьезными недостатками отечественного здравоохранения [1].
Все это свидетельствует о том, что ни одна область современной рыночной экономики, в том числе и здравоохранение, не может нормально существовать и развиваться без хорошо отлаженной финансовой системы и источников финансирования, что в свою очередь определяет актуальность рассматриваемой проблемы.
Для более четкой выработки направлений развития данной сферы необходимо первоначально дать количественную оценку здравоохранению. Анализ количественных параметров финансового обеспечения произведен на примере отдельных субъектов Приволжского федерального округа и Республики Мордовия.
Рассмотрим долю расходов, приходящихся на здравоохранение, по отношению к ВРП в отдельных регионах РФ (табл. 1). Охарактеризуем динамику доли расходов консолидированного бюджета субъекта на здравоохранение в Российской Федерации и федеральных округах по отношению к ВРП за 2007-2009 гг. Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод о том, что доля расходов консолидированного бюджета субъектов России в ВРП по федеральным округам и в разрезе субъектов Приволжского федерального округа постоянно меняется. В одних регионах она имеет тенденцию к снижению, в других - к увеличению. В любом случае такое колебание негативно отражается на состоянии здравоохранения как в регионах, так и в стране в целом. В 2009 г. по данному показателю:
Таблица 1
Расходы консолидированного бюджета отдельных субъектов РФ и регионов России на здравоохранение в 2007-2009 гг., в процентах к ВРП [4]
Регион 2007 2008 2009
Российская Федерация 2,25 1,98 1,99
Центральный федеральный округ 1,77 1,53 1,66
Северо-Западный федеральный округ 2,69 2,9 2,61
Южный федеральный округ 2,8 2,15 2,44
Северо-Кавказский федеральный округ 3,67 3,22 3,37
Приволжский федеральный округ 2,35 1,8 1,87
Республика Башкортостан 2,4 1,55 1,72
Республика Марий Эл 1,68 2,06 1,99
Республика Мордовия 3,4 3,15 4,19
Республика Татарстан 1,18 0,6 0,74
Удмуртская Республика 2,9 1,94 1,97
Чувашская Республика 3,69 2,93 4,06
Пермский край 2,72 2,16 2,09
Кировская область 3,75 3,05 3,98
Нижегородская область 2,19 1,64 1,60
Оренбургская область 2,21 2,08 2,12
Пензенская область 3,84 3,07 2,61
Самарская область 2,1 1,69 1,62
Саратовская область 2,5 2,38 2,01
Ульяновская область 3,57 3,32 3,51
Уральский федеральный округ 2,04 1,92 1,64
Сибирский федеральный округ 2,7 2,43 2,30
Дальневосточный федеральный округ 3,06 2,79 2,67
- первое место принадлежало Северо-Кавказскому федеральному округу - 3,37 %;
- второе - Дальневосточному федеральному округу - 2,67 %;
- третье - Северо-Западному федеральному округу - 2,61 %.
Приволжский федеральный округ (ПФО) занимал лишь шестое место - 1,87 %. Зато Республика Мордовия в рамках ПФО удерживала по этому показателю первое место - 4,19 %.
Расходы на здравоохранение в РФ финансируются из бюджетов всех уровней и федерального и территориальных ФОМС (фонд обязательного медицинского страхования). Динамика доли этих расходов в бюджете Республики Мордовия за 2006-2010 гг. составляет в среднем 8,05 %. Дальнейший анализ структуры и динамики финансирования здравоохранения по источникам финансового обеспечения сферы (см. рисунок) свидетельствует о том, что доля финансирования здравоохранения из государственных источников в Республике Мордовия остается стабильно высокой (в 2010 г. - 95,31 %). Финансирование из внебюджетных источников за анализируемый период достигло своего максимума в 2006 г. - 167 401 тыс. руб., или 5,32 %. В 2010 г. было выделено лишь 4,69 %.
Таким образом, в структуре источников финансового обеспечения здравоохранения в Республике Мордовия безусловный приоритет принадлежит
Источники финансирования медицинской помощи в Республике Мордовия в 2006-2010 гг., %:
1 - прочие источники; 2 - добровольное медицинское страхование; 3 - домашние хозяйства (платные услуги); 4 - Фонд социального страхования; 5 - Фонд обязательного медицинского страхования; 6 - местный бюджет; 7 - бюджет субъекта РФ; 8 - федеральный бюджет
государственным источникам финансирования сферы.
Заметим, что необходимость определения роли и объемов участия государства в создании условий для формирования и сохранения здоровья населения, обеспечения качества и доступности медицинской помощи является приоритетной задачей системы здравоохранения как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее субъектах (в том числе - в Республике Мордовия).
Проанализируем источники и объемы финансирования медицинской помощи в Республике Мордовия в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи (ТПГГ) (табл. 2).
Анализ финансового обеспечения здравоохранения в рамках ТПГГ показывает, что финансирование программы с каждым годом растет. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. произошло увеличение: в целом финансирование составило 3 334 384,9 тыс. руб. В 2008 г. опять наблюдался рост финансирования на 1 114 670, 4 тыс. руб. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. произошло снижение объемов финансирования на 399 532,2 тыс. руб. Но уже в 2010 г. оно выросло на 246 339,9 тыс. руб. и составило 4 295 862,9 тыс. руб. Общий абсолютный прирост финансирования программы за исследуемый период составил 1 737 919,7 тыс. руб., или 40 %.
Необходимо отметить, что финансирование программы осуществляется за счет нескольких источников:
- средств муниципального бюджета;
- средств бюджета субъекта РФ;
- средств ОМС.
Доля средств этих источников финансирования в общем объеме финансирования постоянно меняется, но незначительно. Поэтому проследить какую-то четкую тенденцию (из каких источников
происходит постоянное увеличение расходов, а из каких - снижение) не представляется возможным. В 2011 г. стоимость ТПГГ составила 4 400 056 тыс. руб. Из них средства бюджета - 1 574 914,6 тыс. руб., а средства по ОМС - 2 825 091,0 тыс. руб.
Несмотря на то, что имеет место прирост финансирования программы в абсолютных значениях, анализ данных по Республике Мордовия за 2007-2009 гг. демонстрирует тенденцию снижения расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на реализацию ТПГГ оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ в расчете на 1 жителя:
- в 2010 г. расходы составили 3 033,77 руб.;
- в 2011 г. - 1 920,30 руб.;
- в 2012 г. - 1 848,70 руб.;
- в 2013 г. - 1 285,70 руб.
Несмотря на очевидный рост финансового обеспечения ТПГГ оказания населению РФ бесплатной медицинской помощи, в Республике Мордовия (как и во многих других регионах России) постоянно ощущается дефицит финансовых средств на реализацию данной программы (табл. 3).
Дефицит финансового обеспечения ТПГГ по РФ составил в 2009 г. порядка 21,50 %. По регионам дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания населению России бесплатной медицинской помощи в среднем равен 27,35 %. В Приволжском федеральном округе дефицит финансирования программы в 2009 г. - 32,39 %. В Республике Мордовия:
- в 2010 г. - 36 % (третье место среди субъектов ПФО);
- в 2011 г. - 29,3 %;
- в 2012 г. - 24,3 %;
- в 2013 г. - 22 %.
Понятно, что государственная политика в области ТПГГ направлена на снижение дефицита
Финансирование медицинской помощи за счет:
бюджета субъек- средств муници- средств бюджета средств ОМС
Отчетный муници- та РФ (бюджета пального бюджета на субъекта РФ на со- на террито- Всего
период пального Республики содержание медучреж- держание медучреж- риальную
бюджета Мордовия) дений, работающих в системе ОМС дений, работающих в системе ОМС программу ОМС
2006 227 727 374 360 711 940 140 223 1 103 693 2 557 943
2007 379 034 758 516 793 205 177 315 1 226 314 3 334 385
2008 497 624 1 461 364 713 039 132 351 1 644 677 4 449 055
2009 505 974 677 497 1 098 099 321 115 1 446 838 4 049 523
2010 480 081 721 722 971 395 377 029 1 745 636 4 295 863
Таблица 2
Формирование и выполнение ТПГГ в Республике Мордовия в 2006-2010 гг., тыс. руб.
Таблица 3
Дефицит финансового обеспечения ТПГГ по регионам РФ в 2008-2010 гг., %« [4]
Регион 2008 2009 2010
Российская Федерация 22,56 -21,50 -20,75
Центральный федеральный округ 71,50 10,24 -
Северо-Западный федеральный 32,22 -19,45 -18,2
округ
Южный федеральный округ 2,75 -34,15 -
Северо-Кавказский федеральный -28,38 -47,19 -45,36
округ
Приволжский федеральный округ -0,95 -32,39 -31,0
Республика Башкортостан -11,89 -34,63 -34
Республика Марий Эл -15,74 -45,91 -43,9
Республика Мордовия 17,56 -36,32 -36,0
Республика Татарстан -2,87 -29,13 -23
Удмуртская Республика 12,80 -26,05 -
Чувашская Республика -7,88 -35,36 -27,8
Пермский край 6,86 -32,74 -30,0
Кировская область -15,17 -39,41 -35,7
Нижегородская область -0,84 -27,39 -22,4
Оренбургская область 8,56 -32,65 -25,3
Пензенская область -18,76 -47,11 -43,1
Самарская область 10,41 -24,68 -20,7
Саратовская область -2,94 -36,33 -30,0
Ульяновская область 3,85 -29,16 -
Уральский федеральный округ 37,01 -24,46 -23,0
Сибирский федеральный округ -5,08 -40,40 -34,0
Дальневосточный федеральный 0,86 -31,00 -
округ
финансирования. Однако реальное положение дел свидетельствует о том, что свести его к нулю в ближайшей перспективе, вероятнее всего, не получится.
В целях повышения эффективности формирования финансовых ресурсов программы государственных гарантий и совершенствования системы финансового обеспечения здравоохранения в Республике Мордовия была разработана модель «Влияние финансирования медицинской помощи на продолжительность жизни населения». Поскольку в регилне продолжает сохраняться неблагоприятная динамика по показателям здоровья населения, продолжительности жизни, смертности и рождаемости, было целесообразно проследить наличие зависимости между продолжительностью жизни населения и объемами финансирования здравоохранения в Республике Мордовия с помощью корреляционно-регрессионного анализа (с применением метода Алмон) [2]. Выявление такой зависимости позволяет более четко оценивать ситуацию и возможности увеличения расходов на финансирование сферы.
Несмотря на некоторые недостатки, данный метод (Алмон) имеет два неоспоримых преимущества:
- он достаточно универсален и может быть применен для моделирования процессов, которые характеризуются разнообразными структурами лагов;
- при относительно небольшом количестве переменных (обычно выбирают k = 2 или k = 3), которое не приводит к потере значительного числа степеней свободы, с помощью метода Алмон можно построить модели с распределенным лагом любой длины.
Поэтому установим, что:
- у - ожидаемая продолжительность жизни населения Республики Мордовия при рождении за последние десять лет;
- х - доля расходов консолидированного бюджета республики на здравоохранение по отношению к ВРП за последние десять лет.
Процедура применения метода Алмон для расчета параметров модели с распределенным лагом выглядит следующим образом.
1. Величина лага I = 2.
2. Степень полинома k, описывающего структуру лага, равна 2.
3. По соотношениям
¿0 = X + Х-1 + Х-2,
Х=Х-1
2Х<
¿2 = Х-1 + 4Х-2
рассчитываются значения переменных ¿0,..., Хк. Соответствующие расчеты приведены в табл. 4.
4. Расчет параметров уравнения линейной регрессии
У = 5+ С0 + С1 + С2 22 + Ъ. Параметры уравнения линейной регрессии приведены в форме.
Получена следующая модель:
у, = 59,05 + 0,543г0 + 0,224^ -0,011г2 +в,.
Таблица 4
Расчет значений переменных Z0,..., Zк.
у X Х-1 Х-2 ^ ^
66,35 3 3,4 3,1 9,5 9,6 15,8
66,95 4,5 3 3,4 10,9 9,8 16,6
67 3,82 4,5 3 11,32 10,5 16,5
67,95 4,79 3,82 4,5 13,11 12,82 21,82
68,6 4,4 4,79 3,82 13,01 12,43 20,07
68,9 4,15 4,4 4,79 13,34 13,98 23,56
69,2 4,19 4,15 4,4 12,74 12,95 21,75
69,75 4,78 4,19 4,15 13,12 12,49 20,79
Параметры уравнения линейной регрессии
Регрессионная статистика
Множественный R 0,88302
R2 0,779723
Нормированный R2 0,614516
Стандартная ошибка 0,758191
Наблюдения 8
Дисперсионный анализ
<1/ Ж MS Значимость F
Регрессия 3 8,139339 2,713113 4,719665 0,083995
Остаток 4 2,299411 0,574853
Итого 7 10,43875
Коэффициенты Стандартная ошибка 1-статистика Р-значение Нижние 95 % Верхние 95 % Нижние 95,0 %
7-пересечение 59,05028 2,654519 22,24519 2,42Е-05 51,68015 66,4204 51,68015
Переменная Х1 0,54321 0,598032 0,908329 0,415081 -1,11719 2,203614 -1,11719
Переменная Х2 0,224828 1,312075 0,171353 0,872265 -3,41808 3,867732 -3,41808
Переменная Х3 -0,01069 0,624618 -0,01712 0,987164 -1,74491 1,723526 -1,74491
5. Рассчитываются параметры исходной модели распределенным лагом
Р0 = с0 = 0,543, Р2 = с0 + 2с1 + 4с2 = 0,950.
В результате получена модель у = 59,05 + 0,543х, + 0,757+ 0,950х-2 .
Данную модель следует интерпретировать следующим образом: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Мордовия в зависимости от увеличения инвестиций в здравоохранение отчетливо проявится не сразу, а только через определенное время. С увеличением доли расходов консолидированного бюджета на здравоохранение к ВРП на 1 % в позапрошлом периоде - 2) ожидаемая продолжительность жизни населения республики увеличится в этом же году в среднем на полгода, в следующем периоде ^ - 1) - уже на 0,75 лет, а в дальнейшем (0 - почти на год. То есть эта зависимость проявляется с запаздыванием.
Таким образом, построенная модель указывает на наличие тесной связи между исследуемыми факторами, что может быть полезно при прогнозировании и планировании ключевых показателей здравоохранения Республики Мордовия.
Итак, подводя итог исследования, отметим, что главным направлением преобразований в отечественном здравоохранении должны стать реформы, направленные на повышение эффективности и результативности организации и предоставления медицинской помощи, с тем чтобы вложенные в систему затраты давали максимально ощутимый
результат. Поэтому дальнейшее реформирование системы финансирования здравоохранения должно ориентироваться на:
- совершенствование механизмов финансового обеспечения оказания населению бесплатной медицинской помощи;
- укрепление финансовой основы системы здравоохранения за счет установления жестких обязательств субъектов РФ по ОМС неработающего населения;
- совершенствование межбюджетных отношений в целях выравнивания финансовых условий в муниципальных образованиях и субъектах РФ;
- осуществление перехода от содержания лечебно-профилактических учреждений на принципы финансирования бесплатной медицинской помощи по стандартам ее оказания;
- совершенствование системы государственного финансового контроля.
Первоочередным при внедрении принципа одноканального финансирования медицинской помощи через систему ОМС, а также конкретизации государственных гарантий оказания гражданам страны бесплатной медицинской помощи обязательно должно стать создание системы выравнивания (сглаживания) финансовых условий реализации территориальных программ государственных гарантий в субъектах РФ в части базовых программ ОМС.
По мнению авторов, основные направления и модели модернизации системы здравоохранения позволят не только в значительной степени усо-
вершенствовать систему финансового обеспечения здравоохранения и диверсифицировать источники ее финансирования, но и улучшить качество и доступность медицинской помощи в стране.
Список литературы
1. Архипов А. П. О проблемах медицинского страхования // Финансы. 2011. № 6.
2. Иванова И. А. Эконометрическое моделирование ЭКМ-1. (Свидетельство об официальной регис-
трации программы для ЭВМ). Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Свидетельство № 2005612656: зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 12.10.2005.
3. Харченко В. И. Некоторые предложения по модернизации российского здравоохранения без увеличения ассигнований из госбюджета // Экономика здравоохранения. 2009. № 5-6.
4. URL: http://www.minzdravsoc.ru.
Financial system
MODERN APPROACHES TO FORECASTING OF FINANCIAL SECURITY VOLUMES
FOR HEALTH SYSTEM
Viktor I. CHUGUNOV, Oksana V. MURZAEVA
Abstract
The article notes that one of the most pressing issues that are currently engaged in the Russian representatives at all levels of government is the problem of improving the system of financial support for health. The authors analyze the current financing system of national health care, offer the basic directions and possible approaches to development of this sector.
Keywords: population health, financing of health care, gross internal product, medical care, program of the state guarantees, deficiency of financing, life expectancy of population
References
1. Arkhipov A. P. O problemakh meditsinskogo strakhovaniia [About problems of medical insurance].
Finansy - Finance, 2011, no. 6.
2. Ivanova I.A. Ekonometricheskoe modelirov-
anie EKM-1 [Econometric modeling of EKM-1]. Patent RF no.2005612656, 2005.
3. Kharchenko V. I. Nekotorye predlozheniia po modernizatsii rossiiskogo zdravookhraneniia bez uveli-cheniia assignovanii iz gosbiudzheta [Some proposals for modernization of Russian health care without increasing allocations from the state budget]. Ekonomika zdravookhraneniia - Health care economy, 2009, no. 5-6.
Viktor I. CHUGUNOV
Ogarev Mordovia State University, Saransk,
Russian Federation
Oksana V. MURZAEVA
Ogarev Mordovia State University, Saransk,
Russian Federation