Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СТРУКТУРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СТРУКТУРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / модели функциональной грамотности / ключевые компетенции / компетенции будущего / универсальные компетенции / functional literacy / functional literacy models / key competencies / competencies of the future / universal competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна, Паршина Алена Васильевна

Функциональная грамотность выступает одним из ключевых качеств современного человека, которое определяет успешность и эффективность его деятельности в любой сфере. Феномен функциональной грамотности интегрирует в себе набор ключевых компетенций, «гибких» навыков, универсальных умений. Исследование функциональной грамотности актуализировано не только со стороны общества, но и со стороны государства в аспекте требований ФГОС к обучающемуся, освоившему образовательную программу. Новая личностная характеристика требует тщательного изучения. В данной статье рассмотрены модели функциональной грамотности, выступающие концептуальным основанием понимания педагогической сущности исследуемого феномена. Первая модель функциональной грамотности описана с позиций основных подходов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Вторая модель базируется на перспективах развития ключевых навыков будущего концепции «Компас обучения 2030». Третья национальная российская модель функциональной грамотности, обеспечивающая понимание триады «знания+навыки+установки». Четвертая модель описана отечественными педагогами учеными и включает в себя идею отработки умения применять полученные знания на практике. Таким образом, исследование позволяет сформировать общую картину развития функциональной грамотности на основе ведущих современных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна, Паршина Алена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional literacy is one of the key qualities of a modern person, which determines the success and efficiency of his activities in any field. The phenomenon of functional literacy integrates a set of key competencies, “soft” skills, and universal skills. The study of functional literacy has been updated not only by society, but also by the state in terms of the requirements of the Federal State Educational Standard for a student who has mastered the educational program. A new personality characteristic requires careful study. This article discusses models of functional literacy, which serve as a conceptual basis for understanding the pedagogical essence of the phenomenon under study. The first model of functional literacy is described from the perspective of the main approaches of the Program for International Student Assessment (PISA). The second model is based on the prospects for the development of key skills of the future of the “Learning Compass 2030” concept. The third is the national Russian model of functional literacy, which provides an understanding of the triad of “knowledge + skills + attitudes”. The fourth model is described by domestic teaching scientists and includes the idea of developing the ability to apply acquired knowledge in practice. Thus, the study allows us to form a general picture of the development of functional literacy based on leading modern approaches.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СТРУКТУРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

8. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». - КонсультантПлюс: сайт. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/ (дата обращения: 15.12.2023)

9. Сбер курсы по финансовой грамотности: сайт. - URL: https://finance.sberuniversity.ru/ (дата обращения 15.12.2023)

10. «Специальные курсы по финансовой грамотности» от Высшей школы экономики: сайт. - URL: https://fmc.hse.ru/special (дата обращения 15.12.2023)

11. «Управление личными финансами» от Coursera: сайт. - URL: https://www.coursera.org/courses (дата обращения 15.12.2023)

12. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года": сайт. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 15.12.2023).

13. «Финансовая грамотность от А до Я» от «Финам»: сайт. - URL: https://education.finam.ru/all-courses/ (дата обращения 15.12.2023)

14. «Финансовая грамотность» от Skillbox сайт. - URL: https://skillbox.ru/course/finance/ (дата обращения 15.12.2023)

15. «Финансовая грамотность» от платформы «Открытое образование»: сайт. - URL: https://openedu.ru/course/spbu/BAKALAVR/ (дата обращения 15.12.2023)

16. «Финансовое здоровье» от Национального центра финансовой грамотности: сайт. - URL: https://wellf.ru/course/ (дата обращения 15.12.2023)

17. ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования. "Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся"": сайт. - URL: http://skiv.instrao.ru/ (дата обращения 15.12.2023)

18. «Эффективное управление личным и семейным бюджетом» от Альфа-Опыт: сайт. - URL: https://stepik.org/course/4609/promo (дата обращения 15.12.2023)

19. «Эффективное управление личными финансами» от GeekBrains: сайт. - URL: https://gb.ru/courses/1053 (дата обращения 15.12.2023)

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор Ксеиофонтова Алла Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирант Паршина Алена Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СТРУКТУРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. Функциональная грамотность выступает одним из ключевых качеств современного человека, которое определяет успешность и эффективность его деятельности в любой сфере. Феномен функциональной грамотности интегрирует в себе набор ключевых компетенций, «гибких» навыков, универсальных умений. Исследование функциональной грамотности актуализировано не только со стороны общества, но и со стороны государства в аспекте требований ФГОС к обучающемуся, освоившему образовательную программу. Новая личностная характеристика требует тщательного изучения. В данной статье рассмотрены модели функциональной грамотности, выступающие концептуальным основанием понимания педагогической сущности исследуемого феномена. Первая модель функциональной грамотности описана с позиций основных подходов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Вторая модель - базируется на перспективах развития ключевых навыков будущего концепции «Компас обучения 2030». Третья - национальная российская модель функциональной грамотности, обеспечивающая понимание триады «знания+навыки+установки». Четвертая модель описана отечественными педагогами учеными и включает в себя идею отработки умения применять полученные знания на практике. Таким образом, исследование позволяет сформировать общую картину развития функциональной грамотности на основе ведущих современных подходов.

Ключевые слова: функциональная грамотность, модели функциональной грамотности, ключевые компетенции, компетенции будущего, универсальные компетенции.

Annotation. Functional literacy is one of the key qualities of a modern person, which determines the success and efficiency of his activities in any field. The phenomenon of functional literacy integrates a set of key competencies, "soft" skills, and universal skills. The study of functional literacy has been updated not only by society, but also by the state in terms of the requirements of the Federal State Educational Standard for a student who has mastered the educational program. A new personality characteristic requires careful study. This article discusses models of functional literacy, which serve as a conceptual basis for understanding the pedagogical essence of the phenomenon under study. The first model of functional literacy is described from the perspective of the main approaches of the Program for International Student Assessment (PISA). The second model is based on the prospects for the development of key skills of the future of the "Learning Compass 2030" concept. The third is the national Russian model of functional literacy, which provides an understanding of the triad of "knowledge + skills + attitudes". The fourth model is described by domestic teaching scientists and includes the idea of developing the ability to apply acquired knowledge in practice. Thus, the study allows us to form a general picture of the development of functional literacy based on leading modern approaches.

Key words: functional literacy, functional literacy models, key competencies, competencies of the future, universal competencies.

Введение. Современное общество на данном этапе стоит перед лицом глобальных изменений, связанных с масштабной цифровизацией, расширением влияния виртуального мира на все сферы жизнедеятельности человека, развитием искусственного интеллекта, множественными социально-экономическими и политическими трансформациями.

Все эти изменения преобразовывают наш мир и взгляд на него, обуславливают необходимость переосмысления значимых образовательных целей и компетенций, необходимых для развития школьников и студентов.

Понятие функциональной грамотности, начиная с 1965 года, когда впервые был поднят вопрос об определении данного понятия, расширялось с годами, совершенствовалось и уточнялось, включая в свою структуру новые навыки и компетенции, которыми должен обладать человек для «соответствия разнообразным требованиям современного

изменяющегося мира» [2].

Цель исследования - выявить теоретико-методологические подходы к пониманию педагогической сущности функциональной грамотности.

Ведущим подходом проведения исследования выступил социокультурный, определяющие обобщенные традиционные характеристики к образу современного человека под влиянием некоторых тенденций, изменений и трансформаций общества. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация информации.

Изложение основного материала статьи. В 2016 г. в отчете Всемирного экономического форума «Новый взгляд на образование: содействие социальному и эмоциональному обучению с помощью технологий» была представлена модель навыков XXI века. В модели представлены базовые навыки, которыми должен овладеть современный школьник: читательская, математическая, естественнонаучная, информационная, финансовая, культурная и гражданская грамотность. При этом «креативность» из группы компетенций соотносится с моделью Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) [6].

В данной модели поднимается проблематика, обусловленная разрывом между навыками, приобретаемыми в школе и навыками необходимыми для современной жизни. Функциональная грамотность уже не может включать в себя основные базовые навыки, поэтому в модель были включены компетенции и личностные качества. Так, личностные качества характеризуют стратегии, которые обучающиеся могут использовать в изменяющейся среде, включая любознательность, инициативность или социальную осведомленность для того, чтобы решить ряд актуальных задач. В свою очередь, компетенции рассматриваются как комплекс необходимых знаний и умений, способностей для решения межличностных задач в области общения и взаимодействия с другими.

Согласно данной модели, обучение должно быть преобразовано таким образом, чтобы позволить школьникам и студентам приобрести набор не только базовых навыков, но и крайне необходимых компетенций и личностных качеств. «Это позволит им преуспевать в быстро развивающемся, насыщенном технологиями мире... решать нестандартные задачи, работать с новой информацией, адаптироваться к миру, быть активными участниками в сфере межличностного взаимодействия» [4, С. 6].

В серии отчетов «Будущее образования и навыков 2030: пересмотр учебной программы», основанных на имеющихся данных ОЭСР и данных, собранных в ходе анкеты ОЭСР по политике «Будущее образования и навыков 2030» по пересмотру учебной программы (PQC) и картированию содержания учебной программы (ССМ) была разработана концепция «Компас обучения 2030».

В данной концепции также определяются необходимые знания, навыки, ценности, которые в будущем будут играть главенствующее значение для реализации потенциала современных школьников и студентов. В основе программы определяются положения о том, что дисциплинарные знания, или знания по конкретным предметам (базовые навыки: читательская, математическая, естественнонаучная грамотность и т.д.), по-прежнему являются важнейшей основой формирования общей системы знаний, тогда как междисциплинарные компетенции обеспечивают совокупность умений по применению в реальной жизни имеющихся знаний. «Цель проекта помочь найти ответы на два вопроса: «Какие знания, навыки, установки и ценности потребуются сегодняшним школьникам и студентам для того, что процветать в будущем?»; «Каким образом системы обучения могут эффективно развивать эти знания, навыки, ценности и установки?» [5].

Рассмотрим модель «Компас обучения 2030».

В основе модели четыре основных направления: Knowledge, Skills, Attitudes, Values.

Knowledge. Знания подразделяются на 4 группы: дисциплинарные (знания по конкретному предметы); междисциплинарные (интеграция знаний, передача ключевых концепций, выявление взаимосвязей между смежными предметами); эпистемологические (умение пользоваться знаниями, действовать с их помощью на практике); процедурные (понимание того, как выполняется задача, как работать и учиться с помощью структурированных процессов).

Skills. Навыки - личностные качества (необходимость постоянно приобретать новые навыки, что требует гибкости, любознательности, позитивного отношения к жизни); социальные компетенции (эмпатия, самоуважение и уважение к другим, способность к общению).

Attitudes, Values. Отношения и ценности относятся к принципам и убеждениям, которые влияют на выбор, суждения, поведение и действия на пути к индивидуальному, общественному и экологическому благополучию: включают в себя признание того, что компетенции требуют большего, чем знания и навыки, а также понимание того, что тенденции в области цифровых технологий и использования искусственного интеллекта ставят этику на первое место в образовательной повестке. Сегодняшним обучающимся приходится оценивать, в какой степени технологии могут обеспечить справедливое решение задачи, а в какой нет.

Во втором круге располагаются базовые навыки.

Core foundations. Фундаментальные знания, навыки, отношения и ценности, которые обеспечивают основу для развития активности и компетенций. К ним относятся когнитивные навыки, включающие все виды грамотности; основы психического и физиологического здоровья; социальные и эмоциональные основы, включая мораль и этику.

Следующий круг - это трансформационные компетенции.

Transformative competencies. Три «преобразующие компетенции»: создание новых ценностей (развитие новых знаний, методов, стратегий и решений и их применение к решению проблем, умение мыслить нестандартно), преодоление напряженности и дилемм (принятие во внимание многочисленных взаимосвязей между разными людьми и их позициями, умение находить практические решения для разрешения противоречий, отстаивать собственную позицию), принятие на себя ответственности (способность размышлять и оценивать свои действия в свете собственного опыта и образования, с учетом личных, этических и общественных целей).

Последний круг предполагает взаимодействие трех систем.

Anticipation^Action^Reflection. Посредством прогнозирования, планирования, действий на основе имеющегося опыта и знаний, рефлексии, размышлений, обучающиеся углубляют собственное понимание своих компетенций и расширяют кругозор.

Таким образом, данная модель предполагает более широкое видение компетенций, обеспечивающих полноценную структуру функциональной грамотности. При этом знания и компетенции не являются конкурирующими понятиями, наоборот, обучающиеся должны усваивать основные знания и осознавать их фундаментальную значимость; проявлять в реальной жизни собственные компетенции и использовать их для углубления собственных знаний и совершенствования понимания современного мира. Это не просто приобретение знаний и навыков, а мобилизация их для решения сложных задач в условиях неопределенности. Данные компетенции рассматриваются как трансформационные, поскольку позволяют развивать и осмыслять собственную перспективу, необходимы для обучения тому, как формировать и вносить свой вклад в этот мир, принимать ответственность в разрешении конфликтов и дилемм, создавать новые ценности, действовать в рамках коллективного благополучия [5].

В российском докладе «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности», центральное понятие рассматривается как «компетентности, которые необходимы каждому человеку для личного развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включенности и активной гражданственности. Они развиваются в процессе непрерывного обучения на протяжении всей жизни, в том числе с помощью формального, неформального обучения и спонтанного образования. Все универсальные компетентности одинаково ценны; каждая из них способствует полноценной и успешной жизни человека в обществе. Компетентности можно применять в разных контекстах и комбинациях, они пересекаются и переплетаются при решении конкретной задачи» [1, С. 37].

Авторы обращают внимание на то, что в современном мире базовый порог функциональной грамотности, неуклонно повышается. Это связано с рядом причин:

- ранее массовые школы стремились к тому, чтобы обучающийся обладал определенными знаниями, умениями и навыками, сейчас полноценное овладение базовыми знаниями практически невозможно без стремления обучающегося к обучению, критическому осмыслению собственного интеллектуального багажа, без умения сотрудничать и взаимодействовать с педагогами и сверстниками;

- важным аспектом проблемы выступает то, что бизнес-сообщество в процессе перехода к четвертой промышленной революции с децентрализацией и демократизацией производства выдвигает новые требования к работникам, а соответственно и к массовому образованию, которое эти работники получают с детства и юности [1];

- продолжительность массового образования привела к тому, что сокращается разрыв между выпуском из школы и переходом к получению профессионального образования или выходом на работу. Это требует от выпускников умения приспосабливаться к обстоятельствам и готовности применять полученные в школе знания «здесь и сейчас»;

- вызовом для современного образования выступает растущая неопределенность в отношении будущего. В индустриальном мире было достаточного того, чтобы работники обладали рядом знаний и навыков, были прилежны и могли подчиняться. Современный мир предполагает быструю адаптацию к новейшим технологиям, усовершенствованию процессов, требует умения быстро решать нестандартные задачи. Цели и обстоятельства в нашем мире постоянно меняются, трансформируются, предполагают эффективное взаимодействие между человеком, решающим задачу и ее условиями. И если человек не обладает рядом когнитивных, социальных и эмоциональных ресурсов сможет ли он быть готовым к неизвестности? Поэтому современные образовательные требования обусловлены необходимостью формирования способностей к обновлению уже имеющихся знаний, использованию новых возможностей, распознаванию новых рисков [1];

- к началу XXI в. понимание того, что знания, входящие в образовательные программы, существенно устарели, привело к появлению новых концепций, где трактовки функциональной грамотности стали расширяться, совершенствоваться и включать в свою структуру все больше новых навыков: креативная, финансовая, информационная, правовая, экологическая и т.д.

Таким образом, в российской модели актуализируется понимание того, что функциональная грамотность уже не может включать в себя исключительно базовые компоненты грамотности, образовательная парадигма меняется и требует формирования умения, связанных с тем, чтобы человек активно включался с раннего детства в процесс непрерывного обучения и совершенствования своих компетенций.

Универсальная компетентность в данной модели разделяется на три «гнезда» (включает составляющие знания+навыки+установки) [1].

1. Компетентность мышления (познания). Способность понимать, анализировать и интерпретировать задачи, выявлять закономерности и т.д.; креативное мышление; системное и интегративное мышление.

2. Компетентность взаимодействия с другими людьми. Способность сотрудничать, общаться, поддерживать социальные связи и т.д.

3. Компетентность взаимодействия с собой. Саморегуляция, самоконтроль, регуляция эмоций; самоорганизация, планирование своих действий.

В свою очередь, грамотность подразделяется на: инструментальную как универсальная способность использовать знаковые системы и коммуникационные инструменты в разнообразных ситуациях в условиях современного мира; предметную, предполагающую наличие базовых практических знаний, без которых невозможно функционирование в целом.

Инструментальная грамотность предполагает, что человек использует читательскую, математическую, цифровую грамотность в современной технологической среде в рамках диад «человек-человек» и «человек-машина».

Предметная грамотность включает в себя гражданскую, финансовую, правовую, экологическую, научную и технологическую грамотность, а также грамотность в области здоровья. Т.е. представляет собой совокупность базовых знаний о конкретных жизненных сферах и навыков с целью их практического применения в реальной жизни [1].

Л. Храмова, О. Лобанова и соавторы предлагают собственную обобщенную модель структурных элементов функциональной грамотности [3]. Авторы говорят о том, что на данном этапе современного общественного развития важно учитывать не только освоение обучающимися ряда конкретных знаний, умений и навыков в рамках той или иной грамотности, но и учитывать, насколько самостоятельно они способны принимать решение и переводить возникающие «жизненные ситуации» в «научную проблему», т.е. не понимать проблему, а эффективно применять собственные знания для ее решения [3].

Выводы. Таким образом, подходы к пониманию функциональной грамотности получили новое содержание и более не исчерпываются конкретной классификацией с включением основных компонентов грамотности. Жизнь человека в XXI веке требует от него владения целым рядом компетентностей и личностных качеств для того, чтобы быть готовым к решению новых и совершенно неожиданных задач. Переход от аналогового текстологического мира к визуально-цифровому, от индустриального мира к постиндустриальному требует от современных образовательных систем активного включения, переосмысления образовательных целей и задач, пересмотра подходов к формированию компонентов функциональной грамотности.

Литература:

1. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 472 с.

2. Implementation of the International Plan of Action for the United Nations Literacy Decade (UNLD, 2003-2012) and specific recommendations for the past-decade period II UNESCO. General Conference, 37th, 2013 [1047], UNESDOC Digital Library. - p. 5. -URL: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pfD000224374 (дата обращения: 04.11.2023)

3. Khramova, L. Analysis of conceptual approaches to the definition of the concept of «Functional literacy» / L. Khramova, O. Lobanova, L. Shmulskaya, A. Firer, O. Efits. - Revista Amazonia Investiga. - P. 297-305

4. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning Through Technology. - URL: https://www.weforum.org/publications/new-vision-for-education-fostering-social-and-emotional-learning-through-technology/ (дата обращения: 02.11.2023)

5. OECD Future of Education and Skills 2030. - URL: https://www.oecd.org/education/2030-project/teaching-and-learning/learning/learning-compass-2030/ (дата обращения: 02.11.2023)

6. PISA 2022 Assessment and Analytical Framework. - URL: https://www.oecd.org/publications/pisa-2022-assessment-and-analytical-framework-dfe0bf9c-en.htm (дата обращения: 02.11.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Буланова Валерия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Видяйкина Полина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ» СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В данной статье описан процесс организации практической подготовки студентов по дисциплине «Основы финансовой культуры» для студентов неэкономических специальностей. Изучены этапы организации процесса, представлен примерный тематический план для непрофильных студентов. Нельзя не отметить актуальность исследования, которая заключается в интересе изучения знаний в области финансов и экономики в связи с сложившейся ситуацией на рынке. В современном обществе особенно популярно стало ведение семейного бюджета, для этого требуются знания финансовых основ. Знание принципов и этапов осуществления экономических процессов значительно упрощают и делают безопасными данные процессы для людей. Дисциплина «Основы финансовой культуры» направлена на формирования у студентов неэкономических специальностей базовых финансовых навыков (анализ финансов, прогнозирование, принятие финансовых решений). Используя современные технологии, студенты получат необходимые знания для формирования общепрофессиональных компетенций.

Ключевые слова: практическая подготовка, финансы, Основы финансовой культуры, направление обучения, особенности обучения, финансовая грамотность.

Annotation. This article describes the process of organizing practical training of students in the discipline "Financial and economic practicum" for students of non-economic specialties. The stages of the process organization are studied, an approximate thematic plan for non-core students is presented. It is impossible not to note the relevance of the study, which lies in the interest of studying knowledge in the field of finance and economics in connection with the current market situation. In modern society, the management of the family budget has become especially popular, this requires knowledge of the financial basics. Knowledge of the principles and stages of the implementation of economic processes greatly simplify and make these processes safe for people. The discipline "Financial and Economic workshop" is aimed at the formation of basic financial skills among students of non-economic specialties (financial analysis, forecasting, financial decision-making). Using modern technologies, students will gain the necessary knowledge to form general professional competencies.

Key words: practical training, finance, financial and economic workshop, direction of study, features of training, financial literacy.

Введение. С наступлением XXI века в России стали наблюдаться глобальные изменения, происходящие в различных сферах жизни (экономическая, политическая, социальная и др.). Очевидно, что каждое из изменений оставляет неисчезающий след в жизни каждого человека в частности всего общества в целом. Важность и актуальность обучения людей всех возрастов основам экономической и финансовой грамотности обуславливается необходимостью решения финансовых задач, так как каждый человек становится участником трудовых и финансовых отношений. В связи с сложившейся ситуацией у общества появляется запрос на обучение финансовому и экономическому образованию, таким образом вводятся новые дисциплины в образовательный процесс на всех ступенях образования.

На данный момент, основы финансовой грамотности реализуются в образовательных учреждениях следующим образом:

- общеобразовательные учреждения вводят финансовую грамотность, как составляющую внеурочной деятельности;

- образовательные учреждения среднего профессионального образования вводят финансовые и экономические составляющие в рамках освоения общепрофессиональных компетенций;

- высшие учебные заведения дают возможность студентам получаться знания на занятиях по базовым, иногда вариативным, дисциплинам (например, «Экономическая теория», «Финансово-экономический практикум»», «Основы финансовой культуры»). Данные дисциплины относятся к учебным планам неэкономических специальностей [2].

В современном обществе особенно популярно стало ведение семейного бюджета, в этом требуется финансовый базис. Также, люди часто обращаются к государству и коммерческим организациям с целью получения услуг: взять кредит, открыть вклад, оформить пенсию и, например, заплатить налоги. Знание принципов и этапов осуществления вышеуказанных процессов значительно упрощают и делают безопасными данные процессы для потребителей [1].

В условиях ускоренного развития образования, в том числе междисциплинарных связей, приходится овладевать множеством областей знаний: компьютер, финансы, право, экономика и т.д. Умение ориентироваться в межпредметных областях помогает людям ориентироваться в современном экономическом мире и принимать осознанные решения.

Обучение финансовой и экономической грамотности сейчас более, чем актуально. Такой интерес к данной области знаний продиктован состоянием финансового рынка. Есть два аспекта: положительный (предоставлен доступ к широкому массиву возможностей взаимодействия с финансовыми услуга и продуктами) и отрицательный (незащищенность населения от воздействия финансовых мошенников). Появление такого отрицательного качества, зачастую, ведет к увеличению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.