Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
219
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическое воспитание / физические нагрузки / оптимизация / оздоровительная направленность / окружающая среда / students / physical education / physical activity / optimization / health orienta-tion / environment.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бондин Виктор Иванович, Пономарев Алексей Евгеньевич

Изучены современные подходы к оптимизации физических нагрузок оздорови-тельной направленности в сфере физического воспитания студентов с учетом условий современной окружающей среды и разработана ее концептуальная модель. Выявлены критерии оптимизации физических нагрузок для эффективного решения оздорови-тельных задач в процессе занятий физической культурой. Рассмотрен кинезисэнерго-номический подход, основанный на физиологических и педагогических особенностях формирования, развития и сохранения здоровья человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бондин Виктор Иванович, Пономарев Алексей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO OPTIMIZING PHYSICAL ACTIVITY OF HEALTH-IMPROVING ORIENTATION IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Modern approaches to optimizing physical activity of health-improving orientation in the field of physical education of students are studied, taking into account the conditions of the modern environment, and its conceptual model is developed. Criteria of optimization of physical loads for effective solution of health-improving tasks in the course of physical culture classes are revealed. The kinesisenergonomic approach based on physiological and pedagogical features of formation, development and preservation of human health is considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11002

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В.И. Бондин, А.Е. Пономарев

Изучены современные подходы к оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности в сфере физического воспитания студентов с учетом условий современной окружающей среды и разработана ее концептуальная модель. Выявлены критерии оптимизации физических нагрузок для эффективного решения оздоровительных задач в процессе занятий физической культурой. Рассмотрен кинезисэнерго-номический подход, основанный на физиологических и педагогических особенностях формирования, развития и сохранения здоровья человека.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, физические нагрузки, оптимизация, оздоровительная направленность, окружающая среда.

MODERN APPROACHES TO OPTIMIZING PHYSICAL ACTIVITY OF HEALTH-IMPROVING ORIENTATION IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Бондин Виктор Иванович, д-р пед. наук, проф., centrepav@mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет,

Пономарев Алексей Евгеньевич, аспирант, ae ponomarev@mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет

Bondin V.L, doctor of pedagogical sciences, professor, centrepav@mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University, Ponomarev A.E., postgraduate student, ae ponomarev@mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University

Modern approaches to optimizing physical activity of health-improving orientation in the field of physical education of students are studied, taking into account the conditions of the modern environment, and its conceptual model is developed. Criteria of optimization of physical loads for effective solution of health-improving tasks in the course of physical culture classes are revealed. The kinesisenergonomic approach based on physiological and pedagogical features of formation, development and preservation of human health is considered.

В настоящее время современные условия окружающей среды оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на здоровье человека. Результаты проведенных исследований по данной проблеме свидетельствуют о том, что атмосферные загрязнения оказывают на человека эмбриотоксическое и тератогенное действие, способствуют дисгармоничному развитию, изменению состава крови, возникновению дефицита железа и срыву адаптационных механизмов [12]. Особенно опасно заниматься физическими упражнениями в условиях

Key words: students, physical education, physical activity, optimization, health orientation, environment.

превышения предельно допустимой концентрации загрязненного воздуха диоксидом серы, углеводородами, тяжелыми металлами (медь, ртуть, свинец), оказывающими отрицательное воздействие на умственное и физическое развитие [11]. Наряду с тяжелыми металлами, пары кадмия обладают токсическим действием на почки и снижают плотность костной ткани [6].

Теоретико-методологической базой определения оптимальных физических нагрузок оздоровительной направленности, особенно с учетом современных условий окружающей среды, являются фундаментальные знания о системах энергообеспечения мышечной деятельности. Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию тренировочных нагрузок на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов, воздейст-вующих на человека, а также педагогическому контролю, основанному на данных оперативного и текущего мониторинга.

Именно системный подход требует точных знаний о характере и величине физиологических изменений, происходящих в организме под воздействием применяемых упражнений в различных условиях.

Целью настоящего исследования является изучение современных подходов к оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности с учетом условий современной окружающей среды.

Задачи исследования:

- определить теоретико-методологические подходы к оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности в сфере физического воспитания студентов;

- разработать концептуальную модель оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности для студентов университета.

Результаты проведенного исследования в сфере физического воспитания студенческой молодежи свидетельствуют о наличии противоречий между необходимостью укрепления здоровья студентов и недостаточной разработанностью эффективных подходов к определению критериев опти -мизации физических нагрузок по укреплению соматического здоровья с учетом современных условий окружающей среды. Отсутствуют единые подходы к определению критериев оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности в сфере физического воспитания[1, 5, 9].

Одними из первых, известные ученые А.Н. Крестовников [7] и И.А. Аршавский [2] установили, что рационально обоснованные энергетические затраты на мышечную деятельность являются основой оздоровле -ния человека.

В дальнейшем Нобелевский лауреат А. Хилл доказал [10], что внутренние свойства мышц являются индивидуальными и обусловливают при одинаковой работе различные энергетические затраты. В этой связи рекомендуемые во многих исследованиях критерии оптимизации физических нагрузок по экономичности и быстроте энергетических затрат являются противоречивыми.

Учитывая, что генетические особенности в отношении процентного соотношения медленных и быстрых мышечных волокон изменить

невозможно, достоверными критериями оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности являются показатели длительности и интенсивности их выполнения. При этом энергетические затраты зависят не только от индивидуальных особенностей, но и от параметров окружающей среды (климатических, физических, техногенных и других условий), показателей уровня функционального состояния основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, фосфогенной, лактацидной, окислительной систем энергообеспечения) и множества других факторов, учесть которые практически невозможно.

В настоящее время для оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности широко используется кинезисэнергономиче-ский подход [4, 8], основанный на том, что в состоянии физического равновесия потребление энергии должно равняться ее затратам. Следовательно, интенсивность и продолжительность как критерии оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности должны соответст -вовать мощности и емкости энергетических систем.

На основе данного подхода можно определить длительность и интенсивность физических нагрузок, которые должны соответствовать происходящим процессам энергетического обеспечения мышечной деятельности. Для этого в каждом виде спорта подбираются или разрабаты -ваются специальные физические упражнения, отражающие модельные характеристики соревновательной деятельности. Вначале определяется общая энергетическая стоимость всей двигательной деятельности, а затем - энергетические затраты каждого отдельного двигательного действия. Причем энергетические затраты на одну и ту же физическую нагрузку у каждого индивида зависят от множества факторов и, в первую очередь, от условий окружающей среды, которые изменить практически невозможно. Поэтому длительность и интенсивность выполняемых физических нагрузок необходимо определять с учетом индивидуальных энергетических затрат в реальных условиях окружающей среды.

При этом для сохранения соматического здоровья должен быть баланс энергии между употреблением пищи и затратами на мышечную деятельность. С целью повышения массы тела определенных мышечных групп необходимо выполнять физические нагрузки, при которых энергетические затраты должны быть меньше, по сравнению с восполнением энергии за счет пищевых продуктов питания. Для снижения массы тела необходим дефицит поступления энергии от продуктов питания. Основными методическими рекомендациями при данном подходе являются требования о выполнении физических нагрузок в определенной последова -тельности: после нагрузок анаэробно-гликолитической направленности необходимо выполнять аэробные физические нагрузки. Длительность и интенсивность физических нагрузок оздоровительной направленности

определяются с учетом вида спорта. Так, например, для игровых видов спорта необходимо исходить из модельных характеристик соревнователь -ной деятельности. При анаэробно-алактатной направленности (фосфоген-ный механизм энергообеспечения мышечной деятельности) интенсивность выполнения нагрузок должна быть максимальной, а выполняемые ускоре -ния с мячом или без мяча зависят от размеров спортивной площадки. При выполнении упражнений анаэробно-гликолитической направленности (лактацидный механизм энергетического обеспечения мышечной деятельности) интенсивность нагрузки субмаксимальная, а длительность выполнения упражнений от 20 с до 3 мин в зависимости от вида спорта. В упражнениях аэробной направленности (окислительный механизм энер -гетического обеспечения мышечной деятельности) при длительности физической нагрузки 30 мин и более интенсивность должна соответствовать частоте сердечных сокращений - от 120 уд/мин до частоты сердечных сокращений аэробного порога. Рекомендуемая частота сердечных сокра -щений 120 уд/мин не зависит от возраста и физической подготовленности занимающихся, так как при данной частоте происходит оптимальная про -изводительность сердца и максимальное обеспечение кислородом рабо-тающие мышцы. Частота сердечных сокращений, соответствующая мощ -ности физической нагрузки аэробного порога, зависит от возраста, физиче -ского состояния, индивидуальных особенностей организма человека и определяется методами прямого и косвенного расчетов [3].

Рассматриваемый подход прошел апробацию в процессе физиче -ского воспитания студентов Южного федерального университета, а полученные результаты позволили разработать концептуальную модель опти -мизации физических нагрузок оздоровительной направленности с учетом современных условий окружающей среды.

Структурно-содержательными элементами предлагаемой модели являются: концептуально-целевой, организационно-содержательный, технологический, аналитико-результативный (оценочный) блоки, направленные на формирование, развитие и сохранение здоровья в сфере физиче -ского воспитания студентов.

Концептуально-целевой блок направлен на определение критериев и показателей оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности с учетом условий окружающей среды. Организационно -содержательный блок включает анатомо-физиологические основы и педагогические особенности сохранения здоровья человека. Технологический блок состоит из определения критериев и показателей физических нагру -зок анаэробно-алактатной, анаэробно-гликолитической, аэробно-анаэробной и аэробной направленностей. Аналитико-результативный блок содержит показатели оценки уровня функционального состояния и здоровья.

Таким образом, полученные результаты проведенного исследования позволяют сформулировать вывод о том, что критериями оптимизации физических нагрузок оздоровительной направленности в сфере физиче-ского воспитания студентов являются показатели длительности и интен -сивности выполнения физических упражнений. При этом процессы энергообеспечения мышечной деятельности по-разному реагируют на условия окружающей среды в зависимости от функционального состояния систем организма занимающегося, что позволяет вносить коррекцию в проведение физкультурно-оздоровительного процесса.

Перспектива проведения дальнейших исследований может осуще -ствляться на основе глубокого изучения принципов природосообразности, единства контроля и самоконтроля в процессе физкультурно-оздоровительного самосовершенствования на основе кинезисэнергономического подхода.

Список литературы

1. Антипова Е.М., Сулим А.С. Направленность тренировочных нагрузок в процессе занятий молодежи оздоровительным фитнесом // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 5. С. 3-7.

2. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. 67 с.

3. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков [и др.]. Киев: Олимпийская литература, 2000. 504 с.

4. Бондин В.И. Кинезисэнергономические основы построения физкультурно-оздоровительных программ // Таврический научный обозреватель. 2017. № 12-2 (29). С. 28-33.

5. Данилов А.В., Юламанова Г.М., Ямилева Р.М. Организация процесса физического воспитания в педагогическом вузе на основе «спортиза -ции» // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 4. С. 33-40.

6. Косарев В.В., Лотков В.С., Бабанов С.А. Профессиональные бо -лезни (диагностика, лечение, профилактика): учеб. пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 160 с.

7. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951. 532 с.

8. Образование. Экология. Здоровье: монография / В.И. Бондин [и др.]. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2012. 278 с.

9. Оптимизация величины тренировочной нагрузки на занятиях физической культурой в вузе / Ю.А. Васильковская [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 9 (139). С. 25-27.

10. Хилл А.В. Механика мышечного сокращения. Старые и новые опыты / пер. с англ. Ю.А. Шаронова; п/ред. и с предисл. акад. Г.М. Франка. М.: Мир, 1972. 183 с.

11. Schroeder S.R., Howk B., Otto D.A. Separating the effects of lead and social factors on IQ // Environmental Research. 1985. № 11. P. 144-154.

12. Schwartz J. Air pollution and the duration of acute respiratory symptoms // Archives of Environmental Health. 1992. V. 47. № 2. P. 116-122.

References

1. Antipova E.M., Sulim A.S. Napravlennost' trenirovochnyh nagruzok v processe zanyatij molodezhi ozdorovitel'nym fitnesom [The orientation of training loads in the process of youth training in health-improving fitness] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue 5. P. 3-7.

2. Arshavskij I.A. Osnovy vozrastnoj periodizacii. Vozrastnaya fiziologiya [Foundations of age periodization. Age physiology]. Leningrad: Science, 1975. 67 p.

3. Biohimiya myshechnoj deyatel'nosti [Biochemistry of muscle activity] / N.I. Volkov [et al.]. Kiev: Olympic literature, 2000. 504 p.

4. Bondin V.I. Kinezisenergonomicheskie osnovy postroeniya fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm [Kinesisenergonomic foundations of building physical culture and health programs] // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel' [Tavricheskiy scientific observer]. 2017. No. 12-2 (29). P. 28-33.

5. Danilov A.V., Yulamanova G.M., Yamileva R.M. Organizaciya processa fizicheskogo vospitaniya v pedagogicheskom vuze na osnove «sportizacii» [Organization of the process of physical education in a pedagogical university on the basis of "sportization"] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue 4. P. 33-40.

6. Kosarev V.V., Lotkov V.S., Babanov S.A. Professional'nye bolezni (diagnostika, lechenie, profilaktika) [Occupational diseases (diagnostics, treatment, prevention)]: textbook. allowance. M.: GEOTAR-Media, 2008. 160 p.

7. Krestovnikov A.N. Ocherki po fiziologii fizicheskih uprazhnenij [Essays on the physiology of physical exercise]. M.: Physical culture and sport, 1951. 532 p.

8. Obrazovanie. Ekologiya. Zdorov'e [Education. Ecology. Health]: monograph / V.I. Bondin [et al.]. Rostov on Don: SKNTs VSh, 2012. 278 p.

9. Optimizaciya velichiny trenirovochnoj nagruzki na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj v vuze [Optimization of the value of the training load on physical culture lessons at the university] / Yu.A. Vasilkovskaya [et al.] // Scientific Notes of the University named after P.F. Lesgaft. 2016. No. 9 (139). P. 25-27.

10. Hill A.V. Mekhanika myshechnogo sokrashcheniya. Starye i novye opyty [Mechanics of muscle contraction. Old and new experiences] / per. from english. Yu.A. Sharonov; p/ed. and with a foreword. acad. G.M. Frank. M.: Mir, 1972. 183 p.

11. Schroeder S.R., Howk B., Otto D.A. Separating the effects of lead and social factors on IQ // Environmental Research. 1985. № 11. P. 144-154.

12. Schwartz J. Air pollution and the duration of acute respiratory symptoms // Archives of Environmental Health. 1992. V. 47. № 2. P. 116-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.