УДК 796.011:796.015.58 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10808
К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОК СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ФИТНЕСОМ
А.Е. Пономарев, И.А. Пономарева
Рассмотрены проблемы нормирования и индивидуализации при проектировании тренировок силовой направленности у студенток вуза. Установлено, что не до конца решены задачи определения основных критериев нормирования нагрузок у молодых женщин. Предложены рекомендации по оптимизации занятий с учетом принципов физиологичности и кинезисэнергономики.
Ключевые слова: студентки, фитнес, индивидуализация нагрузок, адаптация, функциональное состояние, физические качества.
На современном этапе развития человеческого общества наблюдается парадоксальная ситуация, когда развитие технологий, глобализация, появление социальных сетей, изначально прогрессивные тенденции становятся причиной резкой смены парадигмы общественного развития, снижения уровня здоровья общества и в итоге приводят к уменьшению производительности труда, появлению кризисных ситуаций. Несформированность у молодежи ценностей природосообразного развития и здоровьеформирования приводит к тому, что подавляющее число молодых людей ведет образ жизни, далекий от здорового. Нелицеприятная статистика приводится уже и по состоянию здоровья школьников, только 15 % из которых можно назвать условно здоровыми. За последние десятилетия в структуре заболеваемости молодежи увеличивается доля заболеваний сердечно-сосудистой системы, метаболического синдрома, нарушений опорно-двигательного аппарата, эндокринная патология [10]. В результате снижения возможностей или отсутствия альтернативных источников выхода стресса и эмоционального перенапряжения у людей до 30 лет стали все чаще наблюдаться психические расстройства. Исследователи сходятся во мнении, что это может быть следствием в том числе и снижения двигательной активности [5]. Менее 20 % населения страны занимается физической культурой систематически. Этому могут быть причиной смена общественных ценностей, недостаток свободного времени, отдаленность спортивных сооружений от места жительства, отсутствие навыков культуры здоровья и привычки к занятиям спортом, психологические факторы. Система ценностных ориентаций выстраивается соответственно отношению человека к здоровью. Здоровье представляет собой множество небольших ценных факторов и состоит из объективного компонента - возможностей человека (профессия, статус, род занятий) и субъективного - отношения субъекта к своему здоровью.
Такая позиция отображается и в несоответствии потребности обладания хорошим здоровьем и практическими действиями по его укреплению. Лишь когда происходит потеря здоровья, начинает осознаваться потребность в нем [13].
В свете вышесказанного основополагающее значение для сохранения и развития нации приобретает сбережение женского здоровья. Женщины в России составляют большую часть населения. Кроме того, они доминируют в таких сферах, как здравоохранение, образование, обслуживание. Однако первостепенной ролью женщины было и всегда будет материнство, развитие, обучение и сопровождение детей, сбереже -ние генофонда. Такая разносторонняя миссия в обществе предъявляет женщине требования к здоровью физическому, психическому, социальному и репродуктивному. По данным Министерства здравоохранения, репродуктивное здоровье женщины в последние десятилетия резко ухудшилось. Так, уже за последние 5 лет симптомы воспалительных заболеваний выросли на 30 %, осложнения беременности, родов и послеродового периода - на 21 % [14]. По данным ВОЗ, около 8 % супружеских пар обращаются за медицинской помощью в связи с бесплодием.
Функционирование репродуктивной системы женщин во многом определяется ее своевременным и гармоничным развитием в период подросткового и юношеского возраста [7]. Одним из эффективных способов сохранения здоровья и адаптивных возможностей являются занятия физической культурой. По данным исследований, женщины, которые занимались физическими упражнениями в школьные и студенческие годы, с большей охотой продолжают это делать и в более старшем возрасте и продолжают поддерживать высокий уровень здоровья своего организма [14]. При этом лишь менее 3 % женщин систематически занимаются в учреждениях по типу фитнес-клубов [11]. Основными причинами, которые препятствуют привлечению женщин к систематическим занятиям оздоровительной физической культурой, являются чрезмерные рабочие или учебные нагрузки, стрессы и нестабильность режима дня, увеличенное время на дорогу к местам занятий, отсутствие социальных связей во время оздоровительных занятий, недостаточные знания по здоровому образу жизни и наличие вредных привычек [14]. Отмечается, что пропаганда здорового стиля жизнедеятельности и систематических занятий спортом для взрослых людей должна носить несколько иной характер, поскольку режим дня, ежедневная нагрузка, предпочтения в работе, питании и организации свободного времени, мотивации к достижению каких-либо результатов имеют отличные от детских и подростковых особенности. Психологическая составляющая играет тоже немаловажную роль: на занятиях фитнесом девушки хотят избавиться от стресса, получить удовольствие от тренировки и от улучшения внешнего вида [6].
С активным развитием фитнес-индустрии и индустрии красоты все больше молодежи стало интересоваться способами сохранения привлека -тельной внешности, достижения хорошей физической формы, повышения уровня здоровья и продления молодости. Правильная организация секционной и физкультурно-оздоровительной работы в вузе является одним из путей решения проблемы оптимизации двигательной активности девушек. Особенно важным это представляется для девушек первого курса обучения, испытывающих стрессовую адаптацию к смене режима жизнедеятельности, связанного с прохождением выпускных школьных экзаменов, необходимостью выбора жизненного пути и т. д. Адаптация студентов-первокурсников к физическим занятиям, как и к другим предметам в вузе, как правило, требует времени и усилий. На занятиях физической культурой в вузе, ориентированных на здоровьесбережение студенток, важно грамотно определить группу здоровья, уровень их физического развития, функционального состояния организма, особенности физиологических реакций на физическую нагрузку. В процессе занятий необходимо выявить либо предотвратить различные отклонения в состоянии здоровья, фиксировать изменения, происходящие в организме в процессе занятий физическими упражнениями, своевременно корректировать физкультурно-оздоровительный процесс [14].
Благодаря движению и выполнению физических упражнений появляется возможность положительного изменения функционального состояния организма с одновременным уменьшением негативных факторов. Дозированные физические нагрузки снижают активность свертывающей системы крови, усиливая действие противосвертывающих факторов, нормализуют обменные процессы в соединительной ткани стенок кровеносных сосудов и снижают уровень холестерина в крови. Быстрая мобилизация всех возможностей организма сопровождается усилением деятельности симпатоадреналовой системы. Однако это достоверно только при правильной дозировке нагрузок. Систематическое увеличение нагрузок выступает значимым фактором роста работоспособности и улучшения здоровья. Для назначения адекватных нагрузок требуется наблюдение за состоянием здоровья и реакцией его на воздействие используемых средств. Энергетические ресурсы и состояние мышц зависят от работы этих самых мышц. Если активность происходит в оптимальной зоне работы, то в большей степени будет увеличиваться энергетический резерв. Но если работа выходит за границы оптимальной зоны, часто достигается противоположный эффект - снижается уровень функционального состояния, общий уровень резервов, подавляется иммунитет, появляются донозологические признаки нарушения здоровья [1, 3, 8].
Оптимизация дозирования физических нагрузок для женщин, тем более актуальна. За последние 3-4 десятилетия количество женщин, занимающихся различными видами спорта, в том числе и профессиональ-
ными, существенно возросло. Это позволило на их примере рассмотреть изменения, происходящие в женском организме при чрезмерных физиче -ских нагрузках. Предоставление женщинам возможности участвовать в Олимпийских играх по ранее традиционно мужским видам, а также формирование получивших широкую известность профессиональных женских спортивных команд - все это послужило причиной более широкого участия женщин в интенсивных занятиях спортом. При этом большинство спортсменок подвергаются значительным физическим нагрузкам и наряду с этим внутреннему и внешнему давлению, направлен -ному на поддержание хорошей формы с целью обеспечения высоких спортивных показателей. Методологи и ученые отмечают, что проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья занимающихся, контроль за функциональным состоянием систем организма, при необходимости своевременное назначение реабилитационных мероприятий позволит оптимизировать систему физической подготовки и сохранить не только здоровье в целом, но и репродуктивный потенциал девушек, занимающихся физическими нагрузками [3, 4].
Фитнес подразумевает тренировки невысокой интенсивности. Такие занятия обеспечивают равномерную и эффективную работу всех групп мышц и систем органов, а также поддерживают естественный тонус всего организма. Однако это справедливо лишь для аэробной работы, в то время как для полноценного метаболического и энергетического обеспечения мышечной деятельности требуются также нагрузки анаэробно-алактатной, анаэробно-гликолитической и смешанной направленности. Кроме того, в последнее время в моду вошли силовые тренинги, в том числе среди девушек, как часть комплексного развития физических качеств, при неправильном методическом подходе небезопасные для здо -ровья несформированного женского организма. Наряду с положительным влиянием таких занятий возможно, что большие нагрузки могут негативно повлиять на женское здоровье. В то же время доказано, что при условии правильного построения тренировочного процесса, использования необходимых средств и методов, учета индивидуальных особенностей организма девушек, различия в объеме и интенсивности нагрузок, по сравнению с юношами, могут становиться менее значительными, не причиняя особого вреда их здоровью. Следует помнить, что наиболее утомительными являются статические усилия и длительные интенсивные нагрузки. Это связано с особенностями сердечно-сосудистой системы. Если после скоростных кратковременных упражнений восстановление наступает быстрее, то продолжительные нагрузки большой мощности переносятся неудовлетворительно. Проектирование индивидуальных рекомендаций по содержанию занятий, дозировке нагрузок и оценке физической подготовленности должно при этом дифференцироваться в зависимости от пола, генетических особенностей, выражающихся в соматометрических, физио-метрических и психометрических характеристиках и особенностях функ-
ционирования регуляторных систем [7, 12, 16, 17], а также от внешних факторов, в том числе экологических, макро- и микроклиматических, информационных и т. д. [2, 9].
Важнейшую роль в педагогическом контроле и, соответственно, в управлении построением тренировочных нагрузок играет мониторинг показателей регуляторных систем. Изучение роли гормонов и вегетативной регуляции для двигательной активности позволит лучше понять механизмы возникновения нарушений функционального состояния при перетренировке, а также выделить ключевые факторы в программировании занятий, которые могут быть оптимизированы для создания более совершенных тренировочных программ, и в результате - повышения и уровня функционального состояния и показателей развития физических качеств. Установлено, что контроль времени и темпов полового созревания и соматического роста осуществляется на генетическом уровне. Вместе с тем на эти процессы могут оказывать влияние физические нагрузки, особенности диеты и разнообразные гормоны. При хроническом недостатке питания рост и развитие замедляются вследствие изменений гормонального статуса организма, в частности снижения уровня половых стероидов, инсулиноподобного фактора роста I (ИФР-1) и тиреоидных гормонов. И наоборот, переедание приводит к раннему развитию и увеличению скорости роста вследствие повышения уровня секреции андрогенов, вырабатываемых надпочечниками, половых стероидов и ИФР-1. Зависимость процессов роста и развития от особенностей питания и функции эндокринной системы заставили многих исследователей заинтересоваться влиянием спортивной тренировки на развитие организма молодых людей, занимающихся физической культурой и спортом. Было установлено, что одиночное занятие физическими упражнениями стимулирует секрецию гормонов, регулирующих ростовые процессы, и такое усиление секреции гормонов наблюдается после каждого тренировочного занятия. Регулярные занятия физическими упражнениями вызывают изменения базального уровня секреции ростовых гормонов, вследствие чего мышцы и скелет постоянно подвергаются воздействию большей или меньшей, по сравнению с нормальной, концентрации гормонов. У девушек и юношей повышение концентрации эстрогена стимулирует двукратное повышение секреции соматотропного гормона (СТГ), параллельно с кото -рым происходит повышение концентрации ИФР-1 в сыворотке крови. При низких концентрациях половые стероиды и СТГ оказывают синергичное стимулирующее воздействие на рост скелета, но при повышении концентрации эстроген вызывает слияние эпифиза с диафизом [15]. Другие исследования свидетельствуют о влиянии физической нагрузки на взаимоотношение между содержанием половых гормонов и кортизола и показателями кратковременной памяти и внимания у девушек-студенток. Установлено положительное достоверное влияние физической нагрузки на психофизиологические показатели памяти и внимания. Анализ показате-
лей взаимоотношения концентрации гормонов и психофизиологических показателей у девушек в покое дает основание полагать, что уровень гормонов оказывает влияние на функциональность кратковременной памяти и внимания и на количество допущенных ошибок. Отмечено благоприятное влияние ФСГ, прогестерона и негативное влияние кортизола на когнитивные процессы девушек [4].
Несмотря на высокий уровень значимости сохранения женского здоровья, с одной стороны, и изменениями в обществе, подразумеваю -щими как смену режимов жизнедеятельности и общее снижение двигательной активности, так и самостоятельные занятия у мотивированных категорий молодых женщин, с другой стороны, алгоритмы определения основных критериев проектирования индивидуализированных рекомендаций по нормированию нагрузок для молодых женщин все еще не до конца определены, а предлагаемые схемы и модели зачастую противоречивы [2].
Целью настоящего исследования явилась разработка и апробация педагогической модели управления и индивидуализации тренировок силовой направленности студенток вуза на занятиях фитнесом.
Методом анализа научной и методической литературы установлены основные критерии в области педагогического управления процессом занятий физической культурой и спортом и индивидуализации на основе принципов кинезисэнергономики, физиологичности и мониторинга функционального состояния занимающихся. В педагогическом эксперименте применялись следующие методы исследования: соматометрия, тестирова -ние динамики развития физических качеств, тесты на мышечную выносливость, оценка функционального состояния кардиореспираторной и вегетативной нервной системы, статистическая обработка.
Занятия физическими нагрузками обусловливают активную адаптацию человека к мышечной деятельности. Значимый тренировочный эффект наблюдается в том случае, если при построении тренировочного цикла повторная нагрузка планируется в фазе суперкомпенсации после предыдущей. Систематические занятия способствуют формированию оп -ределённых морфологических и функциональных особенностей организма занимающегося [5, 13, 15].
Педагогическая модель управления тренировочным процессом для девушек, занимающихся нагрузками силовой направленности, основывается на принципах кинезисэнергономики, физиологичности, индивидуаль -ности и динамического мониторинга. Программа занятий составлялась и корректировалась с учетом механизмов энергообеспечения мышечной работы при выборе направленности упражнений, включения в общую часть тренировки упражнений анаэробно-алактатной, анаэробно-гликоли-тической и аэробной направленности, соблюдения режима питания соответственно направленности мышечной работы, принимался во внимание овариально-менструальный цикл. Динамический мониторинг показателей функционального состояния основных органов и систем осуществлялся с
целью определения эффективности физических нагрузок и профилактики состояний перенапряжения и перетренированности. Чередовались специальные комплексы упражнений для бодишейпа, развития собственно силовых и скоростно-силовых качеств.
При изучении в динамике соматометрических показателей обнаружено недостоверное улучшение структуры: уменьшилось количество девушек с избытком и с недостатком массы тела. Тестирование физиче -ских качеств обнаружило по показателям динамометрии, количеству подъемов туловища из положения лежа и прыжков на скакалке в единицу времени достоверную динамику в обеих исследованных группах. Прыжок в длину, количество выпрыгиваний в единицу времени, отжимания и упор «планка» характеризовались достоверной динамикой у студенток экспе -риментальной группы, как и их показатели развития силовой выносливости мышц живота. Наиболее показательные изменения наблюдались у представительниц нормостенического и гиперстенического соматотипов, что соотносится с результатами исследований [6]. За время наблюдения улучшился показатель скорости восстановления пульса после нагрузки и достоверно значимо изменился показатель Руфье у девушек обеих исследованных групп. Гипоксические пробы в процессе педагогического эксперимента также характеризовались положительной динамикой, недостоверной по задержке дыхания на вдохе и достоверной по задержке на выдохе у всех испытуемых. Показатели вегетативного баланса претерпели недостоверные положительные изменения.
Полученные результаты апробации педагогической модели управления и индивидуализации тренировок студенток вуза позволяют говорить об эффективности применяемых рекомендаций для силовой подготовки девушек при занятиях фитнесом.
Список литературы
1. Антипова Е.М., Сулим А.С. Направленность тренировочных нагрузок в процессе занятий молодежи оздоровительным фитнесом // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 5. С. 3-7.
2. Бондин В.И. Проектирование физкультурно-оздоровительных программ в современных условиях окружающей среды на основе кинезис -энергономического подхода // Труды Ростовского государственного уни -верситета путей сообщения. 2017. № 3. С. 23-26.
3. Бондин В.И., Пономарев А.Е. Педагогический контроль тренировочных нагрузок в оздоровительной физической культуре // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2018. № 6. С.131-138.
4. Взаимосвязь между вниманием, памятью, содержанием половых гормонов и физической нагрузкой у девушек / Н.А. Артенян [и др.] // Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т.19. № S2. С. 23-28.
5. Вырикова А.Д. Фитнес как способ развития здорового поколения // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 4(7). С. 8-12.
6. Ивченко Е.А., Медников С.В., Павлова Л.Д. Мотивационно-смысловые особенности молодых женщин, занимающихся фитнесом // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого -педагогические науки. 2015. № 2. С. 170-175.
7. Кох Л.И., Бурцева Г.А. Факторы риска формирования репродук -тивного здоровья у девушек-подростков // Мать и дитя в Кузбассе. 2016. № 1(64). С. 41-44.
8. Пономарев А.Е., Пономарева И.А. Актуальные проблемы мониторинга функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом // Известия Тульского государственного университета. Фи -зическая культура. Спорт. 2019. Вып. 5. С. 40-47.
9. Попова Т.В., Лебедева В.В. Проблемы занятий физической культурой студенческой молодежи в условиях городской среды // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11-3(16). С. 59-62.
10. Роспотребнадзор РФ. Государственные доклады [Электронный ресурс]. URL: https://rospotrebnadzor.ru/documents/details.php7ELEMENT ID= 12053 (дата обращения: 22.03.2020).
11. Статистическая информация / Министерство спорта РФ [Элек -тронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/ statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 22.03.2020).
12. Стафеева А.В., Комендантов И.И., Дерябина А.Л. Эффективность фитнес-тренировок, направленных на снижение массы тела девушек различных типов телосложения // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 4. С. 63-69.
13. Филатова Ю.В. Контексты ценностного отношения женщины к здоровью // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 99- 104.
14. Формирование культуры здоровья женщин средствами физической культуры / О.В. Турбачкина [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 12(166). С. 253-258.
15. Эндокринная система, спорт и двигательная активность / под ред. У.Дж. Кремера, А.Д. Рогола. Киев: Олимп. литература, 2008. 600 с.
16. High-intensity interval body weight training promotes different adaptations to combined training in body composition and muscle strength in young women / M.A.S. Carneiro [et al.] // Science & Sports. 2018. № 33(3). Р. 105-113.
17. Stefanaki D.G.A., Dzulkarnain A., Gray S.R. Comparing the effects of low and high load resistance exercise to failure on adaptive responses to resistance exercise in young women // Journal of sports sciences. 2019. № 37(12). Р. 1375-1380.
Пономарев Алексей Евгеньевич, аспирант, [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет,
Пономарева Ирина Александровна, канд. мед. наук, доц. ia_ponomareva@ mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет
ABOUT INDIVIDUALIZATION OF TRAININGS OF POWER DIRECTION OF UNIVERSITY STUDENTS AT FITNESS CLASSES
A.E. Ponomarev, I.A. Ponomareva
The problem of standardization and individualization in the design of strength training among university students is considered. It has been established that the tasks of determining the main criteria for normalizing the loads in young women have not been fully resolved. Recommendations for the optimization of classes taking into account the principles of physiology and kinesisenergonomics are offered.
Key words: students, fitness, individualization of loads, adaptation, functional state, physical qualities.
Ponomarev Alexey Evgenievich, postgraduate student, ae_ponomarev@,mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University,
Ponomareva Irina Aleksandrovna, candidate of medical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University
References
1. Antipova E.M., Sulim A.S. Napravlennost' trenirovochnyh nagruzok v processe zanyatij molodezhi ozdorovitel'nym fitnesom [The orientation of training loads in the process of youth training in fitness fitness] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue. 5. P. 3-7.
2. Bondin V.I. Proektirovanie fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm v sovremennyh usloviyah okruzhayushchej sredy na osnove kinezisenergonomicheskogo podhoda [Designing fitness programs in modern environmental conditions based on the kinesisenergonomic approach] // Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya [Transactions of Rostov State Transport University]. 2017. No. 3. P. 23-26.
3. Bondin V.I., Ponomarev A.E. Pedagogicheskij kontrol' trenirovochnyh nagruzok v ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'ture [Pedagogical control of training loads in health-improving physical culture] // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Southern Federal University. Pedagogical sciences]. 2018. No. 6. P. 131-138.
4. Vzaimosvyaz' mezhdu vnimaniem, pamyat'yu, soderzhaniem polovyh gormonov i fizicheskoj nagruzkoj u devushek [The relationship between attention, memory, the content of sex hormones and physical activity in girls] / N.A. Artenyan [et al.] // Chelovek. Sport. Medicina [Man. Sport. Medicine]. 2019. V. 19. No. S2. P. 23-28.
5. Vyrikova A.D. Fitnes kak sposob razvitiya zdorovogo pokoleniya [Fitness as a way to develop a healthy generation] // Rossijskaya nauka i obrazovanie segodnya: problemy i perspektivy [Russian science and education today: problems and prospects]. 2015. No. 4(7). P. 8-12.
6. Ivchenko E.A., Mednikov S.V., Pavlova L.D. Motivacionno-smyslovye osobennosti molodyh zhenshchin, zanimayushchihsya fitnessom [Motivational and semantic features of young women engaged in fitness] // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Pskov State University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences]. 2015. No 2. P. 170-175.
7. Koh L.I., Burceva G.A. Faktory riska formirovaniya reproduktivnogo zdorov'ya u devushek-podrostkov [Risk factors for the formation of reproductive health in adolescent girls] // Mat' i ditya v Kuzbasse [Mother and child in Kuzbass]. 2016. No. 1(64). P. 41-44.
8. Ponomarev A.E., Ponomareva I.A. Aktual'nye problemy monitoringa funkcional'nogo sostoyaniya zanimayushchihsya fizicheskoj kul'turoj i sportom [Actual problems of monitoring the functional state of those involved in physical education and sports] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical education. Sport]. 2019. Issue. 5. P. 40-47.
9. Popova T.V., Lebedeva V.V. Problemy zanyatij fizicheskoj kul'turoj studencheskoj molodezhi v usloviyah gorodskoj sredy [Problems of physical education for students in urban environments] // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel' [Tauride scientific observer]. 2016. No. 11-3(16). P. 59-62.
10. Rospotrebnadzor RF. Gosudarstvennye doklady [Rospotrebnadzor of the Russian Federation. State reports] [Electronic resource]. URL: https://ro spotrebnadzor. ru/documents/ details.php?ELEMENT ID = 12053 (accessed: 03/22/2020).
11. Statisticheskaya informaciya [Statistical information] / Ministry of Sports of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (accessed: 03/22/2020).
12. Stafeeva A.V., Komendantov I.I., Deryabina A.L. Effektivnost' fitnes-trenirovok, napravlennyh na snizhenie massy tela devushek razlichnyh tipov teloslozheniya [The effectiveness of fitness training aimed at reducing the body weight of girls of various body types] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical education. Sport]. 2017. Issue. 4. P. 63-69.
13. Filatova Yu.V. Konteksty cennostnogo otnosheniya zhenshchiny k zdorov'yu [Contexts of a woman's value attitude to health] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Moscow State University for the Humanities M.A. Sholokhov. Pedagogy and psychology]. 2011. No 3. P. 99-104.
14. Formirovanie kul'tury zdorov'ya zhenshchin sredstvami fizicheskoj kul'tury [Formation of a culture of women's health by means of physical culture / O.V. Turbachkina] / O.V. Turbachkina [et al.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No 12(166). P. 253-258.
15. Endokrinnaya sistema, sport i dvigatel'naya aktivnost' [Endocrine system, sport and physical activity] / ed. W.J Kremer, A.D. Rogola. Kiev: Olympus. literature, 2008. 600 p.
16. High-intensity interval body weight training promotes different adaptations to combined training in body composition and muscle strength in young women / M.A.S. Carneiro [et al.] // Science & Sports. 2018. № 33(3). P. 105-113.
17. Stefanaki D.G.A., Dzulkarnain A., Gray S.R. Comparing the effects of low and high load resistance exercise to failure on adaptive responses to resistance exercise in young women // Journal of sports sciences. 2019. № 37(12). P. 1375-1380.