УДК 796.011
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
А.Е. Пономарев, И.А. Пономарева
Исследована проблема мониторинга функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом. Установлено, что рост физической работоспособности и совершенствование физических качеств во многом сопряжены с использованием индивидуальных тренировочных нагрузок, оптимальных по интенсивности и продолжительности. Выявлено, что наиболее простыми способами оперативного контроля являются методы оценки функционального состояния кардиореспираторной системы. Выбор наиболее приемлемого метода мониторинга обусловлен конкретными педагогическими задачами, решаемыми в процессе занятий физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физические нагрузки, физическая культура, функциональное состояние, мониторинг, кардиореспираторная система.
Актуальной проблемой современного состояния здоровья молодёжи является то, что более половины молодых людей характеризуются слабой физической подготовленностью и низким уровнем показателей функциональных систем организма. В то же время не подвергается сомнению тот факт, что адекватная и физиологически обоснованная физическая активность способствует не только развитию физических качеств, повышению уровня здоровья и адаптационных резервов занимающихся [12], но и поддержанию умственной работоспособности [10]. Формирование здорового стиля жизни и укрепление общественного здо -ровья относится к приоритетным проектам реализации Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения на 2018-2025 гг.». Президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В интервью он, в частности, указал, что до 2024 года планируется увеличить до 55 % долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Задачи по здоровье-формированию входят в ФГОС всех уровней образования. Следовательно, педагогический процесс физического воспитания молодёжи должен отвечать современным вызовам общества, включать инновационные эффективные, физиологически обоснованные технологии в процессе физкультурных занятий, а также методы управления ими [4].
Целью настоящего исследования явилось определение актуальных проблем мониторинга функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом.
Методом анализа научной и методической литературы установлены основные направления современных исследований в области управления процессом занятий физической культурой и спортом на основе мониторинга функционального состояния занимающихся. Одной из наиболее актуальных проблем мониторинга и оперативного контроля является подбор современных неинвазивных, несложных и достаточно надёжных и точных методов оценки функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом.
Многие авторы отмечают, что занятия по физическому воспитанию, где преобладают акцент на физическую подготовку и ориентация на выполнение зачётных нормативов, на сегодняшний день не в достаточной степени обеспечивают современные потребности в решении задач физического воспитания (образовательной, воспитательной и оздоровительной) [2].
В научно-методической литературе наиболее остро обсуждается организация физического воспитания на основе реализации индивидуально-личностного подхода [1, 2, 6, 11]. Актуализирована разработка стандартизированных методик измерений результатов как физической подготовленности, так и функционального состояния занимающихся физическими упражнениями, а также процедур тестирования [9]. Многими исследователями справедливо отмечается, что недостаточные по интенсивности и объёму физические нагрузки не приводят к совершенствованию тренируемой функции и представляются неэффективными. Для получения же достаточного кумулятивного тренировочного эффекта тренирующемуся необходимо выполнить такой объём работы, который превысил бы величину неэффективных нагрузок. В дальнейшем увеличение интенсивности и объёмов мышечной работы сопровождается, до определенного физиологического предела, пропорциональным совершенствованием тренируемой функции. В том случае, когда тренировочные нагрузки превышают индивидуальный предельно допустимый физиологический уровень, возможно развитие состояния перенапряжения, перетренированности и при длительном персистировании способствует срыву адаптации. Чтобы не допустить развития таких состояний и срыва адаптации, очень важно ориентироваться на индивидуальные особенности тренирующегося при выборе мощности, длительности и направленности физической нагрузки [2]. Важно, что зачастую физическое состояние занимающихся значительно разнится даже в одной относительно однородной группе, что требует дифференциального подхода к нормированию и темпу выполнения упражнений [6, 11]. Поэтому решение проблемы оперативного мониторинга функционального состояния занимающихся является важнейшим механизмом педагогического контроля при занятиях физическими упражнениями. Такой
контроль актуален как при занятии оздоровительной физической культурой, так и профессиональным спортом.
Эффективное управление тренировочным процессом должно основываться на принципе обратной связи, элементами которого выступают различные функциональные пробы [7]. В методической и научной литературе обсуждаются различные подходы к выбору методов и средств оперативного мониторинга. Так, А.А. Кабанов и В.М. Башкин [6] отмечают, что эффективным индикатором является уровень резервов организма занимающихся, оценка которого может быть осуществлена с помощью сопоставления двух измеряемых показателей: уровня функционирования доминирующей системы и степени напряжения регуляторных систем. Приоритетными представляются методы, объединяющие задачи педагогического анализа и контроля, моделирования и прогнозирования для совершенствования управления, а также оздоровительной и спортивной тренировки [6].
К признанию ведущей роли кардиореспираторной системы как основного лимитирующего фактора развития физической работоспособности, с одной стороны, и чувствительного индикатора, отражающего уровень функционального состояния и резервов занимающегося, с другой стороны, склоняются большая часть исследователей [3, 7, 9 и др.]. Установлено, что и в самой кардио-респираторной системе происходят сложные адаптивные изменения, проявляющиеся в многообразии вариантов реагирования на физическую нагрузку [4].
Отмечается, что целесообразно использовать комплексный подход, состоящий в одномоментной регистрации показателей кардио-респираторной системы, акцентируется важность применения подходов, связанных с распределением занимающихся по типам кровообращения, определяемых в условиях покоя и типов адаптации кардиореспираторной системы, определяемых при нагрузке [4]. Явление, при котором прекращался рост ударного объема крови, было названо авторами порогом адекватной гемодинамической реакции (ПАГР). Установлена связь ПАГР с режимом двигательной активности студентов - чем больше двигательная активность студентов, тем выше порог [4].
Изучая кардиореспираторную систему с помощью набора неинвазивных методов, исследователи приходят к выводу, что в связи с функциональными свойствами её можно рассматривать в качестве «эффекторного звена функциональной системы высшего порядка, являющегося трансмиттером в обеспечении адаптации организма к различным нагрузкам» [4]. При этом физиологическими детерминантами эффекторной части функциональной системы, по мнению авторов, являются хронотропная, инотропная, сосудистая и дыхательная реакции.
После отбора значимых критериев функционального состояния некоторые авторы остановились на нагрузочной пробе Руфье как наиболее информативной для занимающихся физической культурой и спортом. Найдена статистическая взаимозависимость индексов Руфье и Кердо, что позволяет провести экспресс-оценку текущего функционального статуса, ограничившись только вегетативным индексом Кердо [7]. Важен именно индивидуальный контроль адекватности нагрузки и уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы непосредственно при выполнении физических упражнений. Критерием дозирования физкультурной нагрузки может служить индекс эффективности кровообращения (ИЭК), который отражает текущее состояние сердечной деятельности. Отдельно акцентируется внимание на том, что с помощью ИЭК можно оценивать физическую работоспособность занимающегося и наиболее оперативно варьировать мощность, длительность и направленность нагрузки в микроциклах под контролем функции сердечно-сосудистой системы, а также судить о прогрессе или регрессе основных физических качеств, достигаемых тренировочным процессом [11].
Особое место среди методик изучения сердечно-сосудистой системы принадлежит кардиоритмографии (КРГ). Данное исследование позволяет интегрально оценить общий уровень функционального состояния целостного организма, поскольку диагностика основана на распознавании незначительных доклинических отклонений не только в сердечно-сосудистой системе, но и вегетативной нервной. Автоматически производится расчёт параметров ритмограммы, после чего выдается заключение по следующим показателям: вариабельности сердечного ритма, парасимпатической активности, симпатовагальному индексу, функциональным резервам адаптации, индексу «энергетического баланса», стрессоустойчивости и вегетативного равновесия [8]. Недостатками данного метода являются относительная дороговизна, отсутствие квалифицированных кадров, длительность измерения, сложность применения для массового обследования в рамках школы, вуза, спортивной секции.
Альтернативным способом педагогического контроля физических нагрузок, несомненно, заслуживающим внимания является тестирование нервно-мышечного аппарата и центральной нервной системы, а также методика коррекции тренировочных нагрузок для достижения оптимальной адаптации организма к физическим нагрузкам с помощью двухуровневой системы, базирующейся на компьютерной диагностике и автоматизированном мониторинге нервно-мышечного аппарата (НМА) и центральной нервной системы (ЦНС). Разработана система методов компьютерного тестирования и обработки оперативной информации об уровне функционального состояния ЦНС и НМА занимающихся, позволяющая проводить диагностику и оценку результатов в режиме
реального времени. Полученные данные сравниваются с модельными характеристиками, полученными на основе номограмм, после чего системой формируется отчёт, где указаны рекомендации для тренера (педагога, инструктора). Наряду с этим для оценки функционального состояния ЦНС используются метод измерения микроколебания конечностей (МКК) и метод рефлексометрии (определение времени ответа испытуемого на световой и звуковой сигналы) [6].
Применяются и более громоздкие и сложные методы оценки функционального состояния занимающихся физическими упражнениями. В частности, показана эффективность сочетания количественных спортивно-педагогических тестов и психофизиологических параметров с биохимическими показателями мочи и слюны [1]. Однако данная методика практически не применима для широкого использования.
Изучение современного мониторинга функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом характеризуется комплексным подходом, в котором представлены методы диагностики, контроля, моделирования и прогнозирования. Формулирование логически обоснованных коррекций процесса тренировки по данным диагностики ставит метод в разряд основных факторов качественной оптимизации управления. Наипростейшими способами оперативного мониторинга являются методы оценки функционального состояния кардио-респираторной системы. Однако наряду с ними, особенно если речь идёт о спортивной тренировке и достижении высоких результатов, используются более усложнённых системы, в том числе с применением аппаратных средств, компьютерного моделирования, углублённой диагностики. Выбор наиболее приемлемого метода мониторинга обусловлен конкретными педагогическими задачами, решаемыми занимающимися физической культурой и спортом.
Список литературы
1. Анненко И.Ю., Фактор Э.А., Шаламова О.В. Объективизация оценки функционального состояния спортсмена // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2015. № 12(130). С. 29-33.
2. Бондин В.И. Кинезисэнергономические основы построения физкультурно-оздоровительных программ // Таврический научный обозреватель. 2017. № 12-2(29). С. 28-33.
3. Бондин В.И., Жаброва Т.А. Адаптационные изменения кардиореспираторной системы у студентов под влиянием занятий физической культурой в различных условиях современной окружающей среды // Теория и практика физической культуры. 2016. № 12. С. 52-54.
4. Ванюшин Ю.С., Ахметов И.А. Инновационные способы оценки функционального состояния и резервных возможностей организма спортсменов и студентов // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во УГАТУ, 2016. С. 338-341.
5. Доронцев А.В., Козлятников О.А. Структура взаимосвязи уровня физической подготовленности и показателей стандартных функциональных проб у студентов мышечно-дигестивного типа телосложения // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2017. № 6(148). С. 62-66.
6. Кабанов А.А., Башкин В.М. Педагогическая диагностика как метод управления тренировочным процессом спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 78-82.
7. Мониторинг функционального состояния членов сборных команд в системе педагогического управления студенческим спортом: отбор значимых критериев / С.Ш. Намозова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 4. С. 20-22.
8. Охремчук Г.П., Шмонина О.Н. Контроль функционального состояния организма занимающихся в группе здоровья с использованием аппаратно-программного комплекса // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2017. № 2(144). С. 168-173.
9. Тарабрина И.В. Распределение основных видов цикличности нагрузки для оценки комплексного контроля физической подготовленности юного борца греко-римского стиля // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 «Педагогика и психология». 2016. № 1(173). С. 145-150.
10. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 12-15.
11. Хомяков Г.К. Индекс эффективности кровообращения как метод контроля оптимизации физической нагрузки // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2017. № 5(147). С. 182-184.
12. Effects of group sports on health-related physical fitness of overweight youth: a systematic review and meta-analysis / A. Oliveira [et al.] // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2017. V. 27. №. 6. P. 604-611.
Пономарев Алексей Евгеньевич, аспирант, ae ponomarevamail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет,
Пономарева Ирина Александровна, канд. мед. наук, доц. ia ponomarevaa mail.ru, Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет
ACTUAL PROBLEMS OF MONITORING OF FUNCTIONAL STATE ENGAGED IN PHYSICAL ACTIVITY AND SPORTS
A.E. Ponomarev, I.A. Ponomareva
The problem of monitoring the functional state of those engaged in physical culture and sports is investigated. It is established that the growth of physical performance and improvement of physical qualities are largely associated with the use of individual training loads that are optimal in intensity and duration. It was revealed that the simplest methods of operative control are methods for assessing the functional state of the cardiorespiratory system. The choice of the most acceptable method of monitoring is due to specific pedagogical tasks solved in the process of physical culture and sports.
Key words: physical activity, physical culture, functional state, monitoring, cardiorespiratory system.
Ponomarev Alexey Evgenievich, postgraduate student, [email protected], Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University,
Ponomareva Irina Aleksandrovna, candidate of medical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University
Reference
1. Annenko I.Yu., Faktor E.A., Shalamova O.V. Ob"ektivizaciya ocenki funkcional'nogo sostoyaniya sportsmena // Uchenye zapiski universiteta im. Lesgafta. 2015. № 12(130). S. 29-33.
2. Bondin V.I. Kinezisenergonomicheskie osnovy postroeniya fizkul'turno-ozdorovitel'nyh programm // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2017. № 12-2(29). S. 28-33.
3. Bondin V.I., Zhabrova T.A. Adaptacionnye izmeneniya kardiorespiratornoj sistemy u studentov pod vliyaniem zanyatij fizicheskoj kul'turoj v razlichnyh usloviyah sovremennoj okruzhayushchej sredy // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2016. № 12. S. 52-54.
4. Vanyushin Yu.S., Ahmetov I.A. Innovacionnye sposoby ocenki funkcional'nogo sostoyaniya i rezervnyh vozmozhnostej organizma sportsmenov i studentov // Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma: materialy X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ufa: Izd-vo UGATU, 2016. S. 338-341.
5. Doroncev A.V., Kozlyatnikov O.A. Struktura vzaimosvyazi urovnya fizicheskoj podgotovlennosti i pokazatelej standartnyh funkcional'nyh prob u studentov myshechno-digestivnogo tipa teloslozheniya // Uchenye zapiski universiteta im. Lesgafta. 2017. № 6(148). S. 62-66.
6. Kabanov A.A., Bashkin V.M. Pedagogicheskaya diagnostika kak metod upravleniya trenirovochnym processom sportsmenov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2016. № 3. S. 78-82.
7. Monitoring funkcional'nogo sostoyaniya chlenov sbornyh komand v sisteme pedagogicheskogo upravleniya studencheskim sportom: otbor znachimyh kriteriev / S.Sh. Namozova [i dr.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2016. № 4. S. 20-22.
8. Ohremchuk G.P., Shmonina O.N. Kontrol' funkcional'nogo sostoyaniya organizma zanimayushchihsya v gruppe zdorov'ya s ispol'zovaniem apparatno-programmnogo kompleksa // Uchenye zapiski universiteta im. Lesgafta. 2017. № 2(144). S. 168-173.
9. Tarabrina I.V. Raspredelenie osnovnyh vidov ciklichnosti nagruzki dlya ocenki kompleksnogo kontrolya fizicheskoj podgotovlennosti yunogo borca greko-rimskogo stilya // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2016. № 1(173). S. 145-150.
10. Formirovanie navykov organizacii samostoyatel'nyh aerobnyh trenirovok u studentov vuzov dlya uspeshnoj sdachi ekzamenacionnoj sessii / A.V. Tokareva [i dr.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2016. № 9. S. 12-15.
11. Homyakov G.K. Indeks effektivnosti krovoobrashcheniya kak metod kontrolya optimizacii fizicheskoj nagruzki // Uchenye zapiski universiteta im. Lesgafta. 2017. № 5(147). S. 182-184.
12. Effects of group sports on health-related physical fitness of overweight youth: a systematic review and meta-analysis / A. Oliveira [et al.] // Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2017. V. 27. №. 6. P. 604-611.