Научная статья на тему 'Современные подходы к определению ресурсного потенциала туристской отрасли и некоторые особенности программно-целевого подхода в депрессивных регионах'

Современные подходы к определению ресурсного потенциала туристской отрасли и некоторые особенности программно-целевого подхода в депрессивных регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL TOURISM RESOURCES / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / РЕГИОН / REGION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / SPECIAL PROGRAMS / ДЕПРЕССИВНОСТЬ РЕГИОНОВ / ДОТАЦИИ / SUBSIDIES / ТУРИЗМ / TOURISM / PROGRAM-TARGET METHOD / REGIONAL DEPRESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шувалова Ксения Васильевна

В данной статье рассмотрены современные подходы к определению ресурсного потенциала туристской отрасли, выделен программно-целевой метод. В условиях преимущественного воздействия экономических рыночных механизмов программно-целевой подход один из наиболее эффективных методов государственного регулирования деятельности региона как хозяйствующего субъекта, а также развития ресурсного потенциала, который имеет прямое воздействие на функционирование туристской отрасли и всей экономики в целом. Вместе с тем существует ряд проблем по формированию целевых программ, которые требуют своего разрешения. На сегодняшний день большинство региональных экономических систем находятся в депрессионном состоянии, что оказывает влияние на эффективное использование и развитие ресурсного потенциала. Программно-целевой подход формулирует механизм конкретного государственного управления экономикой на национальном и региональном уровнях в соответствии со стратегическими целями. В рассмотрении ресурсного потенциала программно-целевой подход должен учитывать ряд особенностей территориально-дифференцированных регионов, степень и характер их депрессивности и дотационности. Таким образом, применение программно-целевого метода на региональном уровне аккумулирует взаимодействие хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в направлении развития ресурсного потенциала. Данные субъекты участвуют в решении единой проблемы и достижении общей программной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шувалова Ксения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACH TO DETERMINING THE POTENTIAL RESOURCES OF THE TOURISM INDUSTRY AND SOME FEATURES OF PROGRAM-TARGET APPROACH IN DEPRESSED REGIONS

This article describes the current approaches to the definition of the potential tourism resources, highlights program-target method. In terms of economic impact of preferential market mechanisms program -target approach is one of the most effective methods of state regulation in the region activity as an economic entity, as well as the development of potential resources that have a direct impact on the tourism industry and the economy as a whole. However, there are some problems to be solved; one of them is the formation special programs. Most of the modern regional economies now are in a state of depression that affects the efficient use and development of potential resources. Program-targeted approach formulates a specific mechanism of direct state regulation of the economy at the national and regional levels in line with the strategic objectives. Commonly the potential resources of target-oriented approach should take into a count a number of features geographically varied regions and the nature of their depression. Thus, at the regional level the use of program-target method accumulates the interaction of economic entities and public authorities in the areas of potential resources. These entities are involved in solving common problem and achieving a mutual program objective.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению ресурсного потенциала туристской отрасли и некоторые особенности программно-целевого подхода в депрессивных регионах»

УДК 322.1

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО

ПОДХОДА В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ

© 2015

К.В. Шувалова, аспирант

Байкальский государственный университет экономики и права, Иркутск (Россия)

Аннотация. В данной статье рассмотрены современные подходы к определению ресурсного потенциала туристской отрасли, выделен программно-целевой метод. В условиях преимущественного воздействия экономических рыночных механизмов программно-целевой подход - один из наиболее эффективных методов государственного регулирования деятельности региона как хозяйствующего субъекта, а также развития ресурсного потенциала, который имеет прямое воздействие на функционирование туристской отрасли и всей экономики в целом. Вместе с тем существует ряд проблем по формированию целевых программ, которые требуют своего разрешения. На сегодняшний день большинство региональных экономических систем находятся в депрессионном состоянии, что оказывает влияние на эффективное использование и развитие ресурсного потенциала. Программно-целевой подход формулирует механизм конкретного государственного управления экономикой на национальном и региональном уровнях в соответствии со стратегическими целями. В рассмотрении ресурсного потенциала программно-целевой подход должен учитывать ряд особенностей территориально-дифференцированных регионов, степень и характер их депрессивности и дотационности. Таким образом, применение программно-целевого метода на региональном уровне аккумулирует взаимодействие хозяйствующих субъектов и органов государственной власти в направлении развития ресурсного потенциала. Данные субъекты участвуют в решении единой проблемы и достижении общей программной цели.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, программно-целевой подход, регион, социально-экономическое развитие, экономическая эффективность, целевые программы, депрессивность регионов, дотации, туризм.

На сегодняшний день развитие туристической отрасли в экономике региона является одной из важнейших стратегических целей субъектов РФ. Стратегическое управление региональным туризмом и его развитие в рамках системы региона требует актуализации его рассмотрения как объекта управления целостной экономической системы, который определяется возможностью перспективного развития.

В настоящее время, как отмечается многими исследователями (Лукьяненко З.Б., Югова Н.В. [1], Никитская Е.Ф. [2], и др.) экономическая проблематика туристской отрасли в регионе в целом становится проблема понимания сущности «ресурсного потенциала туристской отрасли региона», где выделяется однотипный подход, как совокупности туристско-рекреационных ресурсов, определяющих возможности развития отдельных видов туризма на территории региона.

На сегодняшний день в условиях межрегиональной конкуренции экономическое и социальное значение туристского потенциала для развития экономики регионов является приоритетным, так как большинство из них являются депрессиоными.Данная проблема рассматривалась в монографии Е.О. Ушакова, И.И. Золотарев, С.А. Вдовин «Методологические основы оценки ресурсов развития туризма региона»[3] в статьях: Кабиров Д.С. «Проблемы дотационных субъектов РФ»[4], Артоболевским С.С., Вилкенс Г. «Группировка российских регионов с целью территориальной концентрации федеральной поддержки»[5].

Однако еще не разработан единый теоретический подхода к его определению с точки зрения стратегического управления, что обосновывает необходимость рассмотрения развития ресурсного потенциала региона в системе текущего экономического состояния дестина-ции, оказывающего прямое воздействие натуристскую отрасль.

Рассматривая сущность и структуру потенциала региона, необходимо также отметить общеконцептуальную значимость специализированных работ по данной проблематике таких ученых, как Н.С. Мироненко, Р. Браймер, В.С. Боголюбов, С.А. Боголюбова, В.Г. Гуляев, И.В. Зорин, Н.И. Кабушкин, В.А. Квартальнов, В.М. Козырев, Е.В. Колотова, И.И. Пирожник и др.

Целью данной статьи является рассмотрение современных подходов к определению ресурсного потенциала туристской отрасли в экономической системе региона и выделению некоторых особенностей программно-це-

левого метода в развитии депрессивных регионов.

В общем случае в экономической литературе понятие потенциал определяется как возможности общества, государства в определенной области, сфере деятельности [6] как «способность, обладание достаточной силой для проявления каких-либо действий или деятельности; то, что существует в скрытом виде и может проявиться при определенных возможностях; как степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо»[7]. Как правило, «экономический потенциал» определяется как совокупность экономических возможностей государства, которые могут быть использованы для обеспечения его потенциальных возможностей, выражения экономической мощи страны, достигнутого уровня производительных сил, а также возможностей их роста [8]. В экономической энциклопедии ресурсный потенциал определяется как «способности экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Ресурсный потенциал региона определяется его природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научным потенциалом, накопленным национальным богатством»[9].

Проанализировав научно-литературные подходы к определению сущности и содержания целостного экономического и социального потенциала экономики региона, его значения в региональной деятельности хозяйствования, можно сделать вывод, что данный потенциал, выраженный в качественном и количественном отношении - это комплекс всех имеющихся ресурсов, размещенных на определенной территории, которые вовлечены в экономической деятельности или могут быть использованы в хозяйственном обороте в ближайшей перспективе.

Основополагающим в исследовании структуры общего социально-экономического потенциала может использоваться ресурсно-функциональный принцип, который предполагает определение элементов структуры потенциала с точки зрения целевой функциональности.

Стратегический потенциал туристской отрасли региона может быть рассмотрен параллельно как имеющихся на данный момент времени ресурсов, так и с перспективой их использования и способностью обеспечения максимально возможного уровня производства товаров

и услуг для решения стратегических задач региона. В тот же момент стратегический потенциал отображает максимальные возможности туристской и рекреационной сферы в результативности ее стратегических целей, для реализации которых необходимыми являются ресурсы, соответственно главной особенностью стратегического потенциала является отображение ее ресурсной концепции[10].

Сущность понятия ресурсного потенциала туристской отрасли напрямую связано с экономической системой региона в целом [11].

Для решения задачи раздробления совокупного потенциала региона, важно учитывать существующие научные подходы к исследованию структуры социально-экономического потенциала территориальной системы, разработанные зарубежными учеными М. Портером, Т. Иеннером и др., учитывать разработки отечественных авторов, в частности научных школ Санкт-Петербургского института проблем региональной экономики РАН, Леонтьевского центра, Карельского научного центра РАН, Совета по изучению производительных сил, а также Л.С. Шеховцевой, И.П. Даниловым, А.Н. Татаркиным и др.

В таблице 1 сущность понятия «ресурсный потенциал» систематизировано в соответствии с некоторыми методологическими подходами.

Таблица 1 - Методологические подходы к содержанию понятия «туристско-рекреационный потенциал региона»

Подход Содержание определения Авторы

1. Ресурсный Общее количество природных антропогенных ресурсов, принадлежащих территории: имеющихся потенциальных возможностей, условии а средств для создания тур продукта, формирования комплекса социально-экономических, природных, культурно -нет орнче скнх ресурсов в условиях конкретной дестннацнн, которые способны конкретизировать перспективы направления отдыха; характеристика, н оценка данных ресурсов в количественном н качественном выражении исследования привлекательности туристских ресурсов, которые способны обеспечить максимально полное удовлетворение турнстов[12] Козырев В.М, Забаева М.Н.

3. Результативный Способность экономики региона получать доход от различных предприятий тур индустрии в определённом временном периоде. Обеспечение эффективного планировании проведения мероприятий в области получения возможного дохода от факторов производства в туризме [13, с. 129], [14], [15.С.329] Буркацкая И. Л., ЗорннИ.В.. С'коокин С.С.

4. Системный Главный фактор совокупного регионального потенциала - система управления, характеризующаяся изменяющимися потребностями, которые, зависят от времени и условий. Анализ существующих систем, их ресурсного потенциала, влияния на функциональность экономической системы в данный моменг[1б, с.81], [17, с. 102] Боголюбов В.С. Севастьянова С.А.

4. Кластерный Взаимодействие географически локализованных поставщиков услуг, организаций, инфраструктуры НИИ, н прочих взаимосвязанных с туристской отраслью компаний. Эффективное взаимодействие, основанное на условиях географического положения, максимально открытого доступак информации, наличие высококвалифицированных кадров. М. Портер

5. Программно целевой Конкретное определение целей и формирование программ, использование необходимых ресурсов для реализации программ н создания организаций, являющихся их руководством. Развитие туристской отрасли с помощью активного государственно-частного партнерства н участия в создании инфраструктуры, при этом приоритетным является развитие региональной инфраструктуры Распоряже нне Правительства РФ от 19.07.2010 N 123 0-р

Приоритетное значение индивидуальных подходов к содержанию и структуре регионального туристско-рекреационного потенциала в рассмотренных подхода с помощью контент-анализа позволяет сделать вывод о влиянии высокой эластичности изменения ресурсов на результаты деятельности туристской отрасли. Необходимо отметить, что в теоретическом аспекте региональные туристские ресурсы следует учитывать их отраслевую, пространственную и временную специфику [18-23], а именно: туристские ресурсы расположены на определенной территории и обладают конкретными уникальными количественными и качественными характеристиками; значительно отличаются показателям структуры и объема ресурсов в динамике в отдельных регионах и внутри региона, и обладают функциональностью для ограниченных видов хозяйствования.

Интеграция ресурсов, а также результатов их использования на уровне региона определяются активностью

предпринимателей и качеством институциональной среды (наличием юридических входных барьеров, институциональных правил, форм и процедур для реализации предпринимательской активности), развитым уровнем технологий и другими компонентами. Выделенные компоненты потенциала развития ресурсной сферы региона не исчерпывают полностью ее содержание. Однако, по нашему мнению, с учетом возможностей информационной базы именно эти компоненты в совокупности в наиболее полной форме характеризуют территориальную дифференциацию конкурентных преимуществ экономического сектора, имеющегося в отдельных субъектах РФ. Трансформация экономической и социальной структуры российского общества произвела перенос проблем с федерального уровня на уровень регионов, результатом такого структурного реформирования стало образование в стране большого числа проблемных, депрессивных и отстающих регионов, которые не могут полной мере использовать свой экономический потенциал.

Следует также обратить внимание на рассмотрение особенностей применения программно-целевого подхода в экономически депрессивных регионах. Обратимся к определению понятия депрессивного региона. Ряд экономистов определяют депрессивным регионом - территории, которые обладают экономическим потенциалом, однако в результате кризиса, характеризуется снижением ВРП, реальных доходов населения, устойчивым спадом производства, ростом безработицы[24]. Все это находит отражение во всех сферах и отраслях народного хозяйства, в том числе туризма.

В этой связи условием перспективного развития регионов выступает необходимость преодоления депрессивных процессов с помощью грамотного управления ресурсным потенциалом в рамках реализации программно-целевого подхода.

В сущности программно-целевой подход - это подход, рассматривающий ограниченность экономических ресурсов и их максимально эффективное использования, оценку результатов деятельности региона, неразрывность связи с целями развития ресурсного потенциала при активном участии государственно-частного сектора. Лукьяненко З.Б., Югова Н.В. утверждают, что действенность и широкая применимость программно-целевого подхода к любому типу экономических систем, способствует распространению программно-целевого планирования государства[1].

Данный подход является наиболее эффективным для экономической системы региона, так как четко и структурированно направляет органы власти на постановку конкретных задач, связанных со стратегическим планированием с учётом современного регулирования экономических процессов.

В настоящий момент наиболее остро стоит проблема финансовой обеспеченности большинства регионов России, среди которых наибольшая часть является дотационными.

Исследование статистической информации показало, что у 14 регионов бюджетная обеспеченность по состоянию на 2014 г. превысила 100% (г. Москва -258,5%, Тюменская область - 250,9%, Ямало-Ненецкий автономный округ - 226,9%, Ханты-Мансийский автономный округ - 189,2%, г. Санкт-Петербург - 183,3%, Республика Татарстан - 121, 6%, Московская область -118,8%, Ленинградская область - 118,6%, Свердловская область - 110,1%, Самарская область - 109,7%, Калужская область - 105,7%, Белгородская область -104%, Ярославская область - 103%)[25]. Бюджетная обеспеченность данных регионов характеризуется географическим положением, большими инвестиционными потоками, богатым ресурсно-сырьевым потенциалом в развитии экономики и пр.

Вместе с тем выделим регионы-«доноры», дотационные регионы, их долю в общероссийском потенциале.

Таблица 2 - Рейтинг регионов по показателям бюджетной обеспеченности и потенциала.

Регионы-«доноры» Млрд. РУ^- Доля в общеросс. потенциале на 2014 г. (%) по оценке «Эксперт РА» Дотационные регионы Млрд.ру 6. Доля в общеросс. потенциале на 2014 г.(%)по оценке «Эксперт РА»

1. Ханты-Мансийский АО -1665,9 1=6 Республика Дагестан 82,3 1,06

2. г. Москва -549,4 14.6 Чеченская республика 65,1 0,46

3. Ямало-Ненецкий АО -541,6 1,1 Республика Саха (Якутия) 64,1 1,1

4. г. Санкт-Петербург -201,9 4,8 Кемеровская область 53,1 1,58

5. Республика Татарстан -153,6 2,4 Алтайский кран 52,9 1,09

б. Самарская область -124,7 1=9 Краснодарский край 51,3 2,78

7.0ренбургская область -103,7 1,04 Камчатский край 43,8 0,41

8 .Краснояр с кий кран -92,4 2,3 Приморский край 43,1 1,19

9. Пермский край -84,1 1:8 Ставропольский край. Архангельская область 41,2 1,17 0,7

Ю.Леншпрадская область -72,8 1Д Республика Бурятия 38,5 0,68

Источник: gks.ru

Как показывают данные таблицы, по показателям дотационности «лидируют»: Республика Дагестан, Республика Саха (Якутия), Краснодарский край, Кемеровская область, Приморский край, Ставропольский край, имеющие средний по России показатель потенциала для развития и Чеченская республика. Среди регионов-«доноров» наибольшей бюджетной обеспеченностью и высоким показателем потенциала обладают города Москва и Санкт-Петербург.

К основным причинам депрессивности регионов и неэффективного использования потенциала отнесем следующие факторы: слабо развитая инфраструктура, низкая плотность населения, внутренняя конкуренция регионов, региональная территориальная дифференциация, «привыкание» регионов к получению средств федерального бюджета, неравномерность экономического и социального развития, энерго-сырьевой ориентир развития экономики и др.

Существует также мнение о заинтересованности руководства регионов в искусственном занижении показателей реального экономического развития и доходов с целью привлечения дополнительной государственной поддержки, инвестиций, участия в федеральных программах, возможности включения в особо экономические зоны и территории опережающего развития, а также других методов экономического стимулирования.

Заложенные в федеральном законодательстве основы методологии программно-целевого метода распространяются на уровень регионов. Думанова А.Х., Шорова Б.В. выделяют в числе особенностей целевых программ важность интегрированности региональных программ в единую систему мероприятий, связанных с другими программами, реализуемыми на региональном уровне [26]. В то же время следует учитывать особенности де-прессивности региона, такие как период и причина депрессии, влияние структурных изменений в экономике страны, активности муниципалитета в поиске резервов роста дохода.

Причинами комплексности проблем в программно-целевом методе являются сложность выбора приоритетных целей развития, формирование критериев и методов их достижения без учета характера депрессивности, низкая результативность и большое количество первоочередных направлений бюджетного финансирования, сложность выработки объективной системы показателей результативности.

Таким образом, рассмотрев методологические подходы к содержанию понятия ресурсного потенциала туристской отрасли, а также изучив некоторые показатели экономического развития регионов и определения ряда проблем, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития экономических систем регионов необходимо уделять особое внимание проблемам

эффективного использования ресурсного потенциала и распределения бюджетных средств. Для российской практики региональных экономических систем последних лет характерно неравномерное социально-экономическое развитие и распределение бюджетных средств, формирование целевых программ развития без учёта современных научных подходов и обоснования, а также зависимость от энерго-сырьевого ориентира развития экономики.

Программно-целевой подход с учетом территориальной дифференциации регионов позволит обеспечить качественную оценку потенциальных ресурсов туристской отрасли экономики региона в условиях общеэкономического спада с учетом географического положения, показателей насыщенности ресурсами отдельных районов региона, выявлении потребительского фактора. В то же время следует учитывать особенности депрессивности региона, такие как период и причина депрессии, а также влияние структурных изменений в экономике страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лукьяненко З.Б., Югова Н. В. Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферой // научный журнал «ARS ADMINISTRANDI». 2014. № 2. С. 72-78.

2. Никитская Е.Ф. Концепция управления инновационным потенциалом территориальных субъектов рынка // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2012. №4. С. 1-18.

3. Ушакова Е.О., Золотарев И.И., Вдовин С.А.. Методологические основы оценки ресурсов развития туризма региона. Новосибирск: СГГА. 2014. 194 с.

4. Кабиров Д.С. Проблемы дотационных субъектов РФ // VII Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2015». 2015.- № 2.- С. 1- 5.

5. Артоболевский С.С., Вилкенс Г. Группировка российских регионов с целью территориальной концентрации федеральной поддержки. М.: Мысль. 2014. -416 с.

6. Большая советская энциклопедия. Т. 20 / под ред. Прохорова А.М. М.: Советская энциклопедия. 1975.656 с.

7. Современный словарь иностранных слов / под ред. Комарова Л.Н. М.: Русский язык. 2000. -742 с.

8. Румянцев A.M., Яковенко Е.Г., Янаев С.И. Инструментарий экономической науки и практики. М.: «Знание». 1985. -304 с.

9. Экономическая энциклопедия / под ред. Абалкина Л.И. М.: Экономика, 1999. -1055 с.

10. Кострюкова О. Н. Стратегический потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона: проблемы и направления изучения // Проблемы современной экономики. 2011.- N 3 (39).- C. 35-42.

11. Экономическая стратегия фирмы / под ред. А.П. Градова. 4-е изд. испр. и дополненное. СПб.: Нестор. 2003. -305 с.

12. Козырев В.М. Туристская рента. М.: Финансы и статистика. 2003. -112 с.

13. Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в XXI веке. Труды Международной туристской академии. Вып. 5. М.:Изд-во МТА. 2010. С. 8-12.

14. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М.: «Финансы и статистика». 2001. -364 с.

15. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды V Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова. Геогр. фак-т, Москва, 28-29 апреля 2010. -СПб.: Д.А.Р.К. 2010. -704 с.

16. Боголюбов В.С., Севастьянова С.А. Факторы и условия устойчивого развития системы туризма: региональный аспект. СПб.: Изд-во «Инфо-да». 2005. -279 с.

17. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе.

СПб.: СПбГИЭУ. -2005.- 180 с.

18. Абинова Л.И., Шабанова Л.Б. Рейтинговая оценка пространственного распределения туристско-рекреаци-онного потенциала республики Татарстан // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 17-21.

19. Мингалева Ж.А. Инновационное развитие территорий на основе использования потенциала туризма // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2 (17). С. 27-31.

20. Овчаров А.О. Статистические методы систематизации туристской информации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 137-142.

21. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие региона // Вектор науки Тольяттинского государствен-

ного университета. 2014. № 3. С. 89-92.

22. Артеменко О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 11-17.

23. Якунин В.Н. Виды туризма: историография вопроса // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 7883.

24. Андриевских Е.В. Регулирование развития депрессивных регионов. Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-465. 2011. -49 с.

25. Федеральная служба государственной статистики.

26. Шорова Б.В., Думанова А.Х.Алгоритм разработки и реализации программно-целевого метода управления устойчивым развитием региона // Вопросы экономики и права. 2012.- № 2. С. 75-80.

MODERN APPROACH TO DETERMINING THE POTENTIAL RESOURCES OF THE TOURISM INDUSTRY AND SOME FEATURES OF PROGRAM-TARGET APPROACH IN DEPRESSED REGIONS

© 2015

K.V. Shuvalova, postgraduate student

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk (Russia)

Abstract. This article describes the current approaches to the definition of the potential tourism resources, highlights program-target method. In terms of economic impact of preferential market mechanisms program -target approach is one of the most effective methods of state regulation in the region activity as an economic entity, as well as the development of potential resources that have a direct impact on the tourism industry and the economy as a whole. However, there are some problems to be solved; one of them is the formation special programs. Most of the modern regional economies now are in a state of depression that affects the efficient use and development of potential resources. Program-targeted approach formulates a specific mechanism of direct state regulation of the economy at the national and regional levels in line with the strategic objectives. Commonly the potential resources of target-oriented approach should take into a count a number of features geographically varied regions and the nature of their depression. Thus, at the regional level the use of program-target method accumulates the interaction of economic entities and public authorities in the areas of potential resources. These entities are involved in solving common problem and achieving a mutual program objective.

Key words: potential tourism resources, program-target method, region, socio-economic development, economic efficiency, special programs, regional depression, subsidies, tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.