Устойчивое развитие территорий, отраслей и производственных
комплексов
УДК 338.31 : 338.48 ББК 65.012.5
© Климчук С.В., Надворная Г.Г., Оборин М.С., Гварлиани Т.Е.
РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ
КЛИМЧУК СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского Институт экономики и управления (структурное подразделение) Россия, Республика Крым, 295000, г Симферополь, пр-т Вернадского, д. 4 E-mail: [email protected]
НАДВОРНАЯ ГЮЛЬНАРА ГАЗАНФАРОВНА
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского Институт экономики и управления (структурное подразделение) Россия, Республика Крым, 295000, г. Симферополь, пр-т Вернадского, д. 4 E-mail: [email protected]
ОБОРИН МАТВЕИ СЕРГЕЕВИЧ
Пермский институт (филиал)
Российского экономического университета имени ПВ. Плеханова Россия, г. Пермь, 614070, ул. Бульвар Гагарина, д. 57 E-mail: [email protected]
ГВАРЛИАНИ ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА
Сочинский государственный университет Россия, г. Сочи, 354000, ул. Советская, д. 26а E-mail: [email protected]
Система управления развитием туристско-рекреационной сферы Республики Крым на современном этапе не получила должного развития. Прямое и косвенное воздействие государства на данную сферу несомненно и проявляется в формировании нормативно-правового поля для осуществления туристско-рекреационной деятельности, целенаправленного воздействия органов государственной власти на развитие туристической отрасли и создание условий для
эффективного сотрудничества органов государственной и региональной власти, местного самоуправления и частного сектора по развитию туризма через различные механизмы: административные, организационные, экономические, правовые, экологические и т. п. Однако экономическая эффективность функционирования туристско-рекреационной сферы Крыма не может быть обеспечена исключительно за счет стимулирующих мероприятий государства. Усилия государственных и региональных органов по развитию туристско-рекреационной сферы Республики Крым должны быть тесно сопряжены с действиями самих предприятий, направленными на повышение эффективности деятельности за счет эффективного управления экономическим потенциалом. Это обусловливает необходимость разработки научно обоснованных концепций развития туристско-рекреационной сферы, описывающих механизмы эффективного формирования и использования экономического потенциала данной сферы, обеспечивающих повышение эффективности деятельности субъектов туризма и рекреации за счет выявления резервов экономического роста. Целью проведенного авторами исследования явились теоретико-методическое обоснование и разработка механизма эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреа-ционной сферы Республики Крым. В ходе исследования осуществлены классификация и систематизация современных тенденций развития туристско-рекреационной сферы. Определены основные критерии и направления адаптации экономического потенциала предприятий данной сферы к современным условиям среды функционирования. Обозначен механизм эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий турист-ско-рекреационной сферы Республики Крым. В отличие от существующих, в основу механизма эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий положен предложенный авторами ранее методический подход к эффективному формированию и использованию экономического потенциала предприятий и его оценке, направленный на выявление резервов их экономического роста за счет определения области эффективного взаимодействия двух основных составляющих оценки экономического потенциала предприятий - ликвидности (оценка эффективности формирования и использования экономических ресурсов) и рентабельности (оценка эффективности экономических результатов). Предложенный механизм эффективного функционирования экономического потенциала предприятий ту-ристско-рекреационной сферы включает в себя по значимости все компоненты воспроизводства на уровне предприятий и их взаимодействия с государством с учетом не только его осуществления в настоящее время, но и возможностей интенсификации в перспективе. Иными словами, он ориентирован на выявление резервов и включение качественных факторов экономического роста, который зависит от взаимодействия экономических ресурсов и экономических результатов субъектов туризма и рекреации.
Туристско-рекреационная сфера Республики Крым, экономический потенциал предприятий, механизм эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий, экономическая эффективность деятельности, ресурсы предприятий, экономические результаты, ликвидность, рентабельность.
В настоящее время туристско-рекре-ационная сфера Республики Крым является сферой приоритетного развития. Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р, туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджета, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для
развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.
На территории Республики Крым расположено 770 санаторно-курортных и гостиничных учреждений общей вместимостью 158,2 тыс. мест, из которых 144 учреждения предоставляют санаторно-курортное лечение, 216 объектов - услуги оздоровительного характера, остальные 410 учреждений - услуги по временному размещению. Для круглогодичного функционирования предназначены 144 санаторно-курортных (в том числе 74 средства размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 112 гостиничных учреждений.
За 2015 год в Крыму отдохнуло 4,6 млн туристов, налоговые поступления в бюджет от туристской отрасли составили 2,06 млрд рублей, что на 21,1% выше уровня 2014 года. Доля налоговых поступлений в консолидированном бюджете от туристской отрасли за 2015 год по Крыму равна 6,5%.
В 2015 году Министерство курортов и туризма Республики Крым рассмотрело 152 инвестиционные заявки (проекта, предложения, идеи) на общую сумму более 128,9 млрд руб., в этом же году подписано 10 инвестиционных соглашений на общую сумму более 1,7 млрд руб., касающихся развития сферы курортов и туризма.
Несмотря на огромный туристический потенциал, Крым пока является регионом, обладающим низким уровнем развития туристско-рекреационной сферы. Предприятия, представляющие данную отрасль, зачастую имеющие тенденцию к убыточности, далеко не в полной мере используют свои потенциальные возможности для наращения экономических результатов. Предпринимаемые федеральным правительством мероприятия и финансо-
вые вливания не дают ожидаемого экономического эффекта, что обусловлено, прежде всего, низкой экономической эффективностью деятельности предприятий. Одна из главнейших причин подобного положения - неэффективное управление формированием и использованием экономического потенциала предприятий.
В настоящий момент нет единого подхода в планировании и регулировании развития туристско-рекреационной сферы в Крыму, отсутствует целостный экономический механизм ее функционирования, существуют значительные расхождения в подходах к формированию теоретических и методологических основ стратегического управления развитием экономического потенциала предприятий туристско-рекре-ационной сферы. При этом масштабность туристско-рекреационной деятельности, ее системный характер и сложность организации в условиях возрастания туристско-рекреационных потребностей указывают на необходимость рациональной организации функционирования данной сферы, что в сложившихся условиях приобретает характер принципиально новой и крупной социально-экономической проблемы.
Все это обусловливает необходимость разработки научно обоснованных концепций развития туристско-рекреаци-онной сферы, описывающих механизмы формирования и использования экономического потенциала предприятий и направленных на повышение эффективности деятельности субъектов туризма и рекреации.
Научные представления и концептуальные основы туристско-рекреацион-ной и санаторно-курортной деятельности развиты в трудах таких отечественных ученых, как А.Ю. Александрова [2], М.М. Амирханов [4], Т.Е. Гварлиани [8], А.А. Клейман [12], В.И. Кружалин [13], Т.П. Левченко [14], М.А. Морозов [15], Н.С. Морозова [15], Г.М. Романова [17].
Исследование различных аспектов рынка туристско-рекреационной и санаторно-курортной деятельности, а также анализ его состояния и прогнозирование, современные подходы эффективного менеджмента и маркетинга представлены в работах В.И. Азара [1], Д.И. Асланова [5], И.С. Берлина [6], А.М. Ветитнева [7], М.С. Оборина [16].
Глубокой проработкой вопросов экономического потенциала туристско-рекреаци-онной сферы занимались: Л.И. Гонтаржев-ская [9], Ю.А. Дорошенко [11], Т.И. Ткаченко [18], С.Ю. Цехла [19], Д.К. Шевченко [20].
Основу исследования также составили труды в области туризма и рекреации зарубежных ученых, таких как Дж. Крос-ли [21], Л. Дуайер [22], К. Голднер [23], Дж. Холлоуэй [24], М. Камисоглу [25], М. Стейблер [26], Дж. Трайб [27].
Несмотря на значительный вклад ученых в развитие концептуальных и методологических аспектов управления ту-ристско-рекреационной деятельностью, актуальной остается задача дальнейшего исследования механизма эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий ту-ристско-рекреационной сферы.
Современное состояние туристско-рекреационной сферы Республики Крым диктует необходимость выбора приоритетов по адаптации механизма эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы к динамичным условиям внешней среды. Оно характеризуется следующими проблемами: наличием устаревшей системы управления туристско-рекреационной сферой, значительным отставанием уровня развития рекреационной инфраструктуры от мировых и европейских стандартов туристического и рекреационного обслуживания; некоторой ограниченностью ассортимента туристско-рекреационных
услуг и недостаточным качеством дополнительных услуг. Кроме того, в современных условиях несовершенной является система подготовки специализированных кадров, отсутствуют умения и навыки ведения цивилизованного рыночного рекреационно-туристического хозяйства как на управленческом уровне, так и на уровне обслуживающего персонала. Недостаточно распространена практика страхования рекреантов. Отмечаются неподходящее соотношение показателя «цена-качество» на услуги, ненадлежащие уровень и эффективность использования имеющейся материально-технической базы и природных рекреационных ресурсов [9; 18].
На современном этапе система управления развитием туристско-рекреаци-онной сферы не получила должного развития. Однако прямое и косвенное воздействие государства на данную сферу несомненно, оно проявляется в формировании нормативно-правового поля для осуществления туристско-рекреацион-ной деятельности, целенаправленного воздействия органов государственной власти на развитие туристической отрасли и создание условий для эффективного сотрудничества органов государственной и региональной власти, местного самоуправления и частного сектора по развитию туризма через различные механизмы: административные, организационные, экономические, правовые, экологические и т. п. [3; 16].
На основании проработанных литературных источников [1; 8; 12; 13; 15; 17; 19] нами определены некоторые проблемы функционирования рынка туристско-рекреационных услуг Республики Крым, накладывающие отпечаток на формирование механизма эффективного функционирования экономического потенциала:
- при разработке государственных мероприятий и формировании правового
поля в области налогообложения, страхования, внешнеэкономической деятельности в туристско-рекреационной сфере необходимо учитывать характеристику сущности и особенности туристско-ре-креационного продукта;
- требуется четкое определение границ и субъектов рынка туристско-рекре-ационных услуг;
- необходим анализ особенностей механизмов ценообразования и конкуренции на рынке туристско-рекреационных услуг.
Основные проблемы туристско-рекре-ационной сферы, оказывающие негативное влияние на ее экономический потенциал на сегодняшний день:
- отсутствие научно-обоснованных методических рекомендаций по эффективному управлению экономическим потенциалом предприятий;
- низкий уровень развития инфраструктуры;
- низкая продолжительность курортного сезона;
- отсутствие системной имиджевой политики в рекреационной сфере;
- низкий уровень вовлечения в рекреационную деятельность имеющегося ресурсного потенциала;
- несоответствие международным стандартам уровня профессиональной подготовки персонала отрасли (в большинстве случаев);
- отсутствие эффективных методик учета статистических данных и отраслевого анализа в сфере курортов и туризма.
Предприятия туристско-рекреацион-ной сферы в современных условиях не могут развиваться без помощи государства, поэтому результативность развития рекреации и туризма должна обеспечиваться государством при помощи системы регулирующих мероприятий. Это обусловлено следующими тенденциями:
- неравенство доходов делает невозможным распределение туристско-рекре-
ационных услуг при использовании только рыночного механизма в соответствии с реальными потребностями населения;
- депрессивные предприятия не в состоянии выделить на цели социального воспроизводства необходимые ресурсы, что приводит к заниженному объему производства и потребления различных видов туристско-рекреационных услуг;
- фактор асимметричности в сфере производства и потребления услуг требует наличия внерыночных структур, подконтрольных потребителям;
- часть туристско-рекреационных услуг предоставляется только в пакете;
- некоторые туристско-рекреационные услуги являются атрибутом национальных традиций, поддержка которых не может зависеть от рыночной конъюнктуры.
В Крыму так и не завершился переход туриндустрии от постсоветской экономической системы к современной рыночной конкурентоспособной модели экономики. Рынок по-прежнему зависит от распределения государственного заказа, альтернатива ему не сформирована.
Недостаточный уровень реального платежеспособного спроса на туристско-рекреационные услуги населения Крыма в сочетании с другими недостатками функционирования данной отрасли обусловил хроническое недозаполнение в течение более чем двух десятков лет емкостей туристско-рекреационной индустрии региона. Такая тенденция оказала серьезное отрицательное воздействие на эффективность функционирования экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы.
Для реформирования санаторно-курортного и туристического сектора экономики Республики Крым была принята Программа развития и реформирования рекреационного комплекса Республики Крым на 2012-2013 гг. Основными целями Программы являлись «преодоление
кризисных тенденций в отрасли, формирование предпосылок для создания конкурентоспособного, круглогодичного рекреационного комплекса в качестве основного бюджетообразующего сектора экономики Республики Крым и обеспечение на этой основе комплексного развития курортных регионов Крыма при условии сохранения экологического равновесия и культурного наследия», то есть решение основной проблемы рекреационного комплекса - переход от постсоветской экономической системы к современной, рыночной, конкурентоспособной модели экономики. Для достижения данной цели Программой предусматривалась обширная система задач и мероприятий, направленных на изменение механизма функционирования курортно-рекреаци-онного и туристического комплекса Крыма, в частности экономическое стимулирование развития рекреационной индустрии независимо от формы собственности и организационной подчиненности участвующих субъектов.
Однако оценка развития туристско-ре-креационной сферы республики показывает, что на сегодняшний день конкурентоспособность рекреационного и туристического комплекса Крыма по сравнению с панъевропейскими зонами отдыха, туризма и реабилитации неуклонно падает. Этому, в том числе, способствуют неорганизованность и тенизация рекреационной и туристической деятельности республики, которые приводят к неудовлетворительному качеству туристических, сопутствующих услуг и нерациональному использованию рекреационного потенциала, низкому уровню развития рекреационной инфраструктуры и транспортного обслуживания рекреантов, неудовлетворительное эколого-санитарное состояние курортов, нерациональное и неэффективное использование земель рекреационного назначения и природных лечебных ре-
сурсов. Конкурентные позиции Крыма по сравнению с ближайшими зарубежными курортными зонами дополнительно ухудшает нерациональное соотношение между качеством предоставляемых турист-ско-рекреационных услуг и агрессивной ценовой политикой (ориентированной исключительно на рост цен) со стороны представителей данных зон.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 09 декабря 2014 года № 501 принята Программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы. Ее целью заложено формирование современного международного туристского центра Российской Федерации, который будет соответствовать критериям круглогодичности, востребованности и конкурентоспособности.
Задачами определены: обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды, диверсификация туристского продукта, повышение качества туристских услуг, системное методическое кадровое обеспечение туристской отрасли, продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем рынках, развитие различных видов туризма.
В качестве целевых индикаторов и показателей установлены: численность отдыхающих; численность лиц в коллективных средствах размещения; количество коллективных средств размещения, количество мест в коллективных средствах размещения; доходы от услуг, предоставляемых коллективными средствами размещения; численность работников коллективных средств размещения; инвестиции в основной капитал коллективных средств размещения; налоговые поступления от деятельности субъектов санаторно-курортного и туристского комплекса; количество муниципальных образований, в которых территории признаны лечебно-оздоровительными местностями или
курортами государственного и/или местного значения; количество проведенных международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий и т. д.
Необходимо отметить, что задачи, определенные Государственной программой, кроме привлечения дополнительных инвестиций, в том числе в основные фонды субъектов, не включают мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности самих хозяйствующих субъектов, представляющих данную сферу. Среди целевых индикаторов также отсутствуют показатели оценки эффективности функционирования субъектов туризма и рекреации.
Однако, как уже показала практика, для получения экономического эффекта функционирования туристско-рекреаци-онной сферы одних только государственных мероприятий крайне недостаточно, фокус внимания необходимо направить на повышение эффективности деятельности субъектов данной сферы. При этом приоритетной должна стать задача разработки и применения механизма эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы.
Данный механизм представляет собой систему мероприятий, направленную на повышение эффективности формирования и использования экономических ресурсов и экономических результатов указанных предприятий. Возрастание спроса на туристско-рекреационные услуги определяет необходимость повышения эффективности освоения экономических ресурсов предприятиями туристско-ре-креационной сферы и появление для этой цели соответствующих механизмов управления. Наряду с большими затратами, связанными с освоением туристско-рекреационной деятельности, в разряд экономических ресурсов данной сферы
попадают природные и социальные факторы, не несущие благоприятные условия для развития деятельности предприятий, в связи с чем необходимо изучение механизма эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреаци-онной сферы.
Проблемам исследования данного механизма уделено внимание в работах таких ученых, как Д.И. Асланов [5], С.И. Берлин [6], И.А. Гунина [10], Ю.А. Дорошенко [11] и др.
Так, Д.И. Асланов определяет механизм эффективного формирования и использования экономического потенциала как наиболее эффективный, носящий системный характер и включающий меры, реализуемые на федеральном, региональном, субрегиональном, локальном и отраслевых уровнях [5]. Автор подчеркивает, что такие меры должны осуществляться в виде комплекса действий на каждом уровне управления.
Применение такого механизма должно способствовать улучшению дел в сфере реализации общественных потребностей населения и отдельных групп граждан в лечении, отдыхе и досуге, а его инструменты - организованному функционированию и развитию туристических предприятий, их адаптации к меняющимся условиям среды.
С.И. Берлин ставит вопрос о границах рынка туристско-рекреационных услуг, отмечая, что, с одной стороны, сокращение платежеспособного спроса и падение уровня жизни ведут к недоступности многих видов рекреационных услуг для значительного числа потенциальных потребителей, с другой стороны, рекреационные услуги несут трудно измеримый, но очевидный социальный эффект, являясь составной частью процесса воспроизводства рабочей силы. Экономико-правовые границы рынка в сфере турист-ско-рекреационных услуг определяются
финансово-экономической политикой в вопросах регулирования туристско-ре-креационной экономики и характером социальной политики [6].
По мнению И.А. Гуниной, при формировании механизма эффективного функционирования экономического потенциала предприятий большое внимание необходимо уделить проблемам возможности формирования соответствующих условий для развития экономического потенциала на микро-, макро- и мезоу-ровнях [10].
Классификация и систематизация современных тенденций развития турист-ско-рекреационной сферы Республики Крым, осуществленные нами, позволили определить основные критерии и направления адаптации экономического потенциала предприятий данной сферы к современным условиям хозяйствования (табл.).
Вышеперечисленные мероприятия должны рассматриваться как первоочередные и получить приоритетное стратегическое направление.
В качестве основы механизма предлагается использовать предложенный авторами ранее методический подход к эффективному формированию и использованию экономического потенциала предприятий и его оценке, в котором экономический потенциал предприятий рассматривается как система взаимосвязанных процессов вовлечения, использования и реализации (обновления, накопления) экономических ресурсов, тесно взаимодействующих между собой и направленных на преодоление противоречия достаточности и воспроизводства экономических ресурсов. Предлагаемый методический подход основан на определении эффекта взаимодействия и взаимного влияния двух выделенных основных структурных компонентов экономического потенциала предприятия -ресурсов и результатов деятельности. Он
направлен на выявление резервов экономического роста предприятий за счет определения области эффективного взаимодействия двух основных составляющих оценки экономического потенциала предприятий - ликвидности (оценка эффективности формирования и использования экономических ресурсов) и рентабельности (оценка эффективности экономических результатов).
Проведенное исследование позволило нам обозначить механизм эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы, в котором определен состав основных элементов микро-, макро- и мезоструктуры механизма эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреаци-онной сферы (рис.).
Макроструктура механизма эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы включает в себя следующие составляющие оценки экономического потенциала:
- предварительный этап - формирование экономических ресурсов предприятия для производства туристско-рекре-ационного продукта на основании принципа достаточности (в оптимальном количестве, составе и структуре);
- трансформационный этап - оценка качественных показателей взаимодействия экономических ресурсов и экономических результатов, т. е. процесс перенесения стоимости экономических ресурсов на туристско-рекреационный продукт;
- результативный этап - получение экономических результатов в контексте оценки эффективности формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреаци-онной сферы, отражающий принцип воспроизводства.
Таблица. Современные тенденции развития экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы Республики Крым
Тенденции функционирования экономического потенциала туристско-рекреационной сферы Республики Крым Основные критерии адаптации механизма экономического потенциала Направление адаптации механизма функционирования экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы Республики Крым к условиям внешней среды
Неудовлетворительная инфраструктура туристско-рекреационной системы - самоорганизация рекреационной системы по принципу приспособления к реакциям социальных систем; - реализация проектов стратегических инноваций Сглаживание противоречий между туристско-рекреационным спросом и предложением
Низкая покупательная способность населения, неполная эксплуатация туристско-рекреационных мощностей - снижение порога доступности рекреационной индустрии, установление адекватного соотношение параметров «цена-качество»; - пересмотр профиля туристско-рекреацион-ных предприятий; - расширение ассортимента рекреационных ресурсов; - упрощение процедуры пользования рекреационными услугами Рыночная трансформация туристско-рекреационной системы
Отсутствие единого банка данных туристско-рекреационных услуг - создание эффективных методик учета статистических данных и отраслевого анализа в сфере туристско-рекреационного бизнеса; - улучшение представительской и рекламной деятельности; - инвентаризация наличия мест Создание единого регионального банка данных информационного обеспечения предоставляемых туристско-рекреационных услуг
Низкая инвестиционная привлекательность объектов туристско-рекреационной деятельности - создание акционерного рекреационного туристического банка; - создание инвестиционных фондов с долевым участием частного капитала; - дифференцированная налоговая и ценовая политика; - внедрение современных технологий на основе залогово-возвратных схем; - создание свободных финансово-экономических зон Экономическое стимулирование развития туристско-рекреационной индустрии
Устаревание материально-технического оснащения объектов туристско-рекреационной деятельности - доведение до уровня мировых стандартов существующих стандартов туристско-рекреа-ционных, оздоровительных учреждений; - введение в эксплуатацию недостроенных объектов Развитие и обновление материально-технической базы
Низкий профессиональный уровень персонала, недостаточное вовлечение в туристско-рекреационную деятельность имеющегося ресурсного потенциала - комплексная подготовка обслуживающего персонала; - создание общерегиональной биржи рекреационных бумаг; - проведение рекреационных аукционов; - восстановление и реконструкция памятников истории Активация культурно-представительской деятельности
Отсутствие действенного механизма функционирования экономического потенциала предприятий - финансовый контроль за соотношением ликвидности и рентабельности как границ безубыточной и эффективной деятельности Повышение эффективности формирования и использования туристско-рекреационных ресурсов
Каждому этапу функционирования экономического потенциала предприятий свойственны показатели и информационные источники, которые и формируют микроструктуру экономического потенциала. Тогда связующим звеном непосредственного процесса формирования и реализации экономических ресур-
сов является трансформационный этап, обусловливающий мезоструктуру механизма эффективного функционирования экономического потенциала. Наличие ме-зоструктуры непосредственно объясняет характер взаимодействия экономических ресурсов и экономических результатов предприятия. Именно в этом ключевом
I этап II этап III этап
предварительным трансформационный результативный
Использование
экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной
-►I
Государственное регулирование и стимулирование развития туристско-рекреационной
Накопление (развитие)
экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной
Результативность формирования и использования экономических ресурсов
Обновление экономических ресурсов Создание резервов
Индикаторы эффективности экономических результатов предприятий
Текущая ликвидность Срочная ликвидность Абсолютная ликвидность Платежеспособность Финансовая независимость Выручка от реализации туристско-рекреационного продукта
1
Формирование инструментов оценки и оптимизации экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы
Информация управленческого, налогового, финансового,
Рентабельность активов Рентабельность собственного капитала Рентабельность туристско-рекреационного продукта
бухгалтерского учета
Информация управленческого, налогового, финансового, бухгалтерского учета
Темп роста активов
Темп роста выручки
Темп роста прибыли
Рис. Механизм эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы
звене нами были определены основные критерии оценки эффективного функционирования и оптимизации экономического потенциала предприятий: ликвидность и рентабельность.
Таким образом, механизм эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы включает в себя по значимости все компоненты воспроизводства на уровне предприятий и их взаимодействия с государством с учетом не только его осуществления в
настоящее время, но также возможностей интенсификации в перспективе. Иными словами, он сориентирован на выявление резервов и включение качественных факторов экономического роста, который зависит от взаимодействия экономических ресурсов и результатов субъектов туризма и рекреации. Внедрение таких категорий качественной оценки, как соотношение рентабельности и ликвидности, будет определять границы туристско-рекреа-ционных возможностей, реализовывать «золотое правило экономики предпри-
ятий», в полном объеме характеризовать эффективность формирования и использования экономического потенциала.
Усилия государственных и региональных органов по развитию туристско-ре-креационной сферы Республики Крым должны быть тесно сопряжены с действиями самих предприятий, направленными на повышение эффективности деятельности за счет эффективного управления
экономическим потенциалом предприятий. Для обеспечения эффективности формирования и использования экономического потенциала предприятий ту-ристско-рекреационной сферы необходима разработка и применение новых научно-методических подходов их оценки и оптимизации их экономического потенциала, что станет предметом нашего дальнейшего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азар, В. И. К вопросу об оценке туристских ресурсов [Текст] / В. И. Азар, М. Б. Биржаков // Туристские фирмы. - 2000. - № 24. - С. 83-84.
2. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Текст] / А. Ю. Александрова. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 464 с.
3. Алексеева, Ю. В. Государственное регулирование развития туристической отрасли в контексте опыта Франции [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 25.00.02 / Ю. В. Алексеева. - Одесса, 2005. - Режим доступа : http://tourlib.net/aref_tourism/alekseeva.htm
4. Амирханов, М. М. Теоретические и методические аспекты оценки туристско-рекреационного потенциала регионов с рекреационной специализацией [Текст] / М. М. Амирханов, А. С. Аракелов // Современная научная мысль. Научный журнал НИИ истории, экономики и права. - 2013. - № 2. -С. 147-154.
5. Асланов, Д. И. Исследование санаторно-курортного комплекса: теория и методология [Текст] : монография / Д. И. Асланов. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2011. - 123 с.
6. Берлин, С. И. Финансово-экономическая политика и рекреационная экономика: модели взаимодействия [Текст] / С. И. Берлин // Экономические науки. - 2007. - № 4. - С. 128-132.
7. Ветитнев, А. М. Современные проблемы санаторно-курортного комплекса России и пути их решения [Текст] / В. М. Ветитнев, А. В. Дзюбина // Экономика Крыма. - 2012. - № 3. - С. 296-300.
8. Гварлиани, Т. Е. Социально-экономические условия развития рынка санаторно-курортных услуг (на примере Приволжского федерального округа) [Текст] / Т. Е. Гварлиани, М. С. Оборин // Sochi Journal of Economy. - 2015. - № 3-1 (36). - С. 94-102.
9. Гонтаржевская, Л. И. Рынок туристических услуг в Украине [Текст] / Л. И. Гонтаржевская. -Донецк : Восточный издательский дом, 2008. - 180 с.
10. Гунина, И. А. Теория и методы формирования механизма развития экономического потенциала предприятия [Текст] : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / И. А. Гунина. - Воронеж, 2005. - 427 с.
11. Дорошенко, Ю. А. Оценка и механизм управления экономическим потенциалом территории [Текст] : дис. . д.-ра экон. наук : 08.00.05 / Ю. А. Дорошенко. - Белгород, 1998. - 484 c.
12. Клейман, А. А. Стратегия развития туристского бизнеса в условиях экономической нестабильности [Текст] / А. А. Клейман, О. А. Бабанчикова // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 35-39.
13. Кружалин, В. И. Туристско-рекреационные кластеры - новые стратегии развития регионального туризма [Текст] / В. И. Кружалин // Курортное дело, туризм и рекреация. - 2009. - Т. 3. - № 4 (12). -С. 29-32.
14. Левченко, Т. П. Управление инвестиционной привлекательностью организаций санаторно-курортной сферы [Текст] : автореферат. дис. . д-ра. экон. наук. : 08.00.05 / Т. П. Левченко. -СПб., 2004. - 31 с.
15. Морозов, М. А. Формирование системы показателей для оценки эффективности деятельности регионов в сфере туризма [Текст] / М. А. Морозов, Н. С. Морозова // Sochi Journal of Economy. -2015. - № 2 (35). - С. 105-115.
16. Оборин, М. С. Формирование стратегического механизма долгосрочного устойчивого развития территориального рынка санаторно-курортных услуг [Текст] / М. С. Оборин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-1 (65-1). - С. 346-353.
17. Романова, Г. М. Стратегическое планирование развития туризма в регионе [Текст] : монография / Г. М. Романова. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2003. - 175 с.
18. Ткаченко, Т. И. Устойчивое развитие туризма: теория, методология, реалии бизнеса [Текст] : монография / Т. И. Ткаченко. - К. : Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2006. - 536 с.
19. Цехла, С. Ю. Мониторинг финансових показателей рекреационных предприятий Крыма [Текст] / С. Ю. Цехла // Финанси Украини. - 2008. - № 2. - С. 36-43.
20. Шевченко, Д. К. Проблемы эффективности использования экономического потенциала [Текст] / Д. К. Шевченко. - Владивосток : Изд-во ДГУ, 1994. - 156 с.
21. Crossley, J. C. Introduction to commercial recreation and tourism [Text] / J. C. Crossley L. M. Jamieson, R. E. Brayley. - Sagamore Publishing LLC, 2012. - 6 edition. - 27 p.
22. Dwyer, L. Evaluating Tourism's Economic Effects: New and Old Approaches [Text] / L. Dwyer, P. Forsyth, R. Spurr // Tourism Management. - 2004. - Vol. 25. - P. 307-317.
23. Goeldner, C. R. Tourism principles, practices, philosophies [Текст] / C. R. Goeldner, J. R. Ritchie. -N.Y. : John Wiley & Sons, Inc., 2009. - 11 edition. - 648 p.
24. Holloway J. C. The Business of Tourism [Text] / J. C. Holloway. - Pearson Education Canada, 2009. -8 edition. - 792 p.
25. Kasimoglu, M. Visions for Global Tourism Industry: Creating and Sustaining Competitive Strategies [Text] / M. Kasimoglu. - InTeOp, 2012. - 489 p.
26. Stabler, M. The Economics of Tourism [Text] / M. Stabler, A. Papatheodorou, T. Sinclair. - London : Routledge, 2010. - 2nd edition. - 508 p.
27. Tribe, J. The Economics of Recreation, Leisure and Tourism [Text] / J. Tribe. - Butterworth-Heinemann, 2011. - 509 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Климчук Светлана Владимировна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственных финансов и банковского дела. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления (структурное подразделение). Россия, Республика Крым, 295000, г. Симферополь, пр-т Вернадского, д. 4. E-mail: [email protected].
Надворная Гюльнара Газанфаровна - старший преподаватель кафедры государственных финансов и банковского дела. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления (структурное подразделение). Россия, Республика Крым, 295000, г. Симферополь, пр-т Вернадского, д. 4. E-mail: [email protected].
Оборин Матвей Сергеевич - кандидат географических наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики. Пермский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Россия, г. Пермь, 614070, ул. Бульвар Гагарина, д. 57. E-mail: [email protected].
Гварлиани Татьяна Евгеньевна - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, кредита и мировой экономики. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сочинский государственный университет». Россия, г. Сочи, 354000, ул. Советская, д. 26а. E-mail: [email protected].
Klimchuk S.V., Nadvornaya G.G., Oborin M.S., Gvarliani T.E.
DEVELOPMENT OF A MECHANISM FOR EFFECTIVE FORMATION AND USE OF ECONOMIC POTENTIAL OF ENTERPRISES OF THE TOURISM AND RECREATIONAL SPHERE
The system for managing the development of the tourism and recreational sphere in the Republic of Crimea at the present stage has not received proper development. Direct and indirect impact of the state on this sphere is, doubtless, manifested in the formation of the legal field for the realization of tourism and recreational activities, targeted impact of public authorities on the development of the tourism industry and the creation of conditions for effective cooperation between state and regional authorities, local governments and the private sector on tourism development through administrative, organizational, economic, legal, environmental and other mechanisms. However, the economic efficiency of functioning of the tourist-recreational sector of Crimea can not be achieved solely at the expense of stimulating measures undertaken by the state. The efforts of state and regional authorities for the development of the tourist-recreational sphere of the Republic of Crimea should be closely associated with actions of the enterprises, aimed at improving performance through effective management of economic potential. This necessitates the development of scientifically based concepts for the development of the tourist and recreational sphere, describes the mechanisms of formation and effective use of the economic potential of this sector, promoting the increase in the efficiency of activity of tourism and recreation subjects at the expense of finding new reserves of economic growth. The aim of the present research is to make a theoretical and methodological substantiation and to develop a mechanism for the formation and effective use of economic potential of enterprises in the tourist and recreational sphere of the Republic of Crimea. In the course of the study the authors classify and systematize modern trends in the development of the tourist and recreational sphere. They identify key criteria and areas of adaptation of the economic potential of enterprises of this sector to modern business environments. The article indicates a mechanism for the formation and effective use of the economic potential of enterprises in the tourist and recreational sphere of the Republic of Crimea. In contrast to existing ones, the mechanism for the formation and effective use of the economic potential of enterprises is based on the methodological approach earlier proposed by the authors for the effective formation and use of the economic potential of enterprises and its evaluation aimed at revealing the reserves of growth by determining the effective interaction of the two main components of evaluating the economic potential of enterprises - liquidity (assessment of efficiency of formation and use of economic resources) and profitability (efficiency assessment of economic performance). The proposed mechanism for the effective functioning of the economic potential of enterprises in the tourist and recreational sphere includes all the significant components of reproduction at the enterprise level, and their interaction with the state, taking into account not only its implementation at present, but the possibilities of its intensification in the future. In other words, it focuses on the identification of reserves and inclusion of qualitative drivers of economic growth, which depends on the interaction of economic resources and economic performance of the subjects of tourism and recreation.
Tourism and recreational sphere of the Republic of Crimea, economic potential of enterprises, mechanism for the formation and effective use of the economic potential of enterprises, economic efficiency, resources of enterprises, economic performance, liquidity, profitability.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Klimchuk Svetlana Vladimirovna - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Public Finance and Banking. Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "V.I. Vernadsky Crimean Federal University", Institute of Economics and Management (a structural unit). 4, Vernadsky Avenue, Simferopol, Republic of Crimea, 295000, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Nadvornaya Gyul'nara Gazanfarovna - Senior Lecturer at the Department of Public Finance and Banking. Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "V.I. Vernadsky Crimean Federal University", Institute of Economics and Management (a structural unit). 4, Vernadsky Avenue, Simferopol, Republic of Crimea, 295000, Russian FederationE-mail: [email protected].
Oborin Matvei Sergeevich - Ph.D. in Geography, Associate Professor at the Department of Economic Analysis and Statistics. Perm Institute (branch), Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education "G.V. Plekhanov Russian Economic University". 57, Gagarin Boulevard, Perm, 614070, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Gvarliani Tat'yana Evgen'evna - Doctor of Economics, Professor at the Department of Finance, Credit and Global Economy. Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education "Sochi State University". 26A, Sovetskaya Street, Sochi, 354000, Russian Federation. E-mail: [email protected]