Научная статья на тему 'Современные подходы к определению понятия «Профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях'

Современные подходы к определению понятия «Профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1504
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пецина Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются понятия «компетенция», «профессиональная компетенция» с позиций социологии, психологии, педагогики. Дается теоретическое обоснование определению понятий «компетенция», «профессиональная компетенция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE CONCEPT «PROFESSIONAL COMPETENCE» IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

The paper deals with the concepts «competence», «professional competence» from the point of view of sociology, psychology, pedagogy. It provides a theoretical justification for the definitions the concepts are given of by the author.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению понятия «Профессиональная компетенция» в психолого-педагогических исследованиях»

УДК 378

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

MODERN APPROACHES TO THE CONCEPT «PROFESSIONAL COMPETENCE» IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

© И.А. Пецина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© I.A. Petsina

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассматриваются понятия «компетенция», «профессиональная компетенция» с позиций социологии, психологии, педагогики. Дается теоретическое обоснование определению понятий «компетенция», «профессиональная компетенция».

The paper deals with the concepts «competence», «professional competence» from the point of view of sociology, psychology, pedagogy. It provides a theoretical justification for the definitions the concepts are given of by the author.

Ключевые слова: компетенция; профессиональная компетенция; компетентностный подход в образовании.

Keywords: competence; professional competence; competence-based approach in education.

Смена парадигмы российского образования сопровождается процессом переориентации результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» и т. д. на понятия «компетентность», «компетенция». Современный рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям и личным качествам работников. Стандарты профессионального образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций, однако внедрение компе-тентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих исследовательских задач.

В научной литературе по данной проблематике актуальным остается и вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция», о подходах к классификации. Одни авторы употребляют их как слова-синонимы, обозначающие действенность

системы знаний. Другие авторы разводят эти понятия по разным основаниям. Так, на симпозиуме в Берне (27-30 марта 1996 г.) в обобщающем докладе В. Хутмахера ^а1о НиШасЬег) было отмечено, что само понятие «компетенция», входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено [16, с. 11]. В рамках нашего исследования (во избежание терминологической путаницы) мы находим целесообразным конкретизировать понятие «компетенция» и определять его смысловое ядро в каждом конкретном случае. Для этого нам необходимо провести анализ представленных в научной литературе направлений в изучении определений, структуры и содержания понятия «компетенция», существующих в этом проблемном поле.

В 60-е гг. прошлого века понятие «компетенция» широко использовалось в быту,

сферах бизнеса США, литературе. В научный аппарат понятие «компетенция» как категория вводится в 1960-1970-е гг., создаются предпосылки разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». В 1970-1990-е гг. категория «компетенция» используется в теории и практике обучения «неродному» языку, а также профессионализму в управлении, менеджменте; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции»; формируется система образования, ориентированная на компе-тентностный подход.

В российском педагогическом обиходе это понятие укрепилось благодаря активным контактам с западными специалистами (Болонская декларация и другие), и в конце ХХ в. в нормативных документах по проблемам образования утвердилась точка зрения, согласно которой в современных условиях язык компетенций более адекватен для оценки результатов образования.

В словарях описания понятия «компетенция» имеют обобщенный характер, отличаются по объему и составу, трактуются как абстрактный набор знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенных сферах деятельности, то есть как круг вопросов, в которых личность обладает познаниями и опытом. Принадлежность определения понятия «компетенция» к образовательному процессу прослеживается в «Новом словаре методических терминов»:

• совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине;

• способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений [12].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме указывает на практическую направленность большинства определений, где компетенция является «сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике» [10, с. 59] на основе опыта и качеств личности, обеспечивающих продуктивное выполнение

профессиональной деятельности (Э.Ф. Зе-ер [6, с. 23-29], Ю Г. Татур [14, с. 9] и многие другие). При этом ряд исследователей (М.Д. Ильязова [7, с. 28-31], В. Хутмахер [16, с. 11] и другие) указывают на активное употребление в действии имеющихся знаний и опыта как на важнейшую характеристику элементов компетенции. Поэтому, в отличие от умения или навыка, компетенция зачастую понимается исследователями как нелинейный, структурный объект, возникающий на множественных стыках индивидуальных, социальных, организационных, функциональных порядков (А.Г. Бермус).

В некоторых современных исследованиях понятие «компетенция» обретает несколько иной смысл и включает практически все, что имеет то или иное отношение к жизнедеятельности человека, где, кроме профессионально-личностных категорий, есть и аксиологические приоритеты, и мен-тальность в широком смысле слова. Так, анализ зарубежных исследований показал, что категория «компетенция» часто сино-нимизируется и употребляется в одном ряду вместе с понятиями «базовые навыки», «переносимые навыки» или «ключевые навыки» [6, с. 24]. В таблицах, составленных международными экспертами и призванных упорядочить, систематизировать существующие компетенции в образовании, можно встретить такие позиции, как «забота о качестве», «способность к критике и самокритике», «качества лидера», «приверженность этическим ценностям» и другие [5, с. 8-12].

Перечень компетенций, который может быть отнесен к видам деятельности представителей разных профессий во всем их бесчисленном множестве и разнообразии, в литературе принято определять как универсальный, общечеловеческий, над-дисциплинарный и т. д. Например, можно встретить ряд гносеологических компетенций, связанных с процессами познания, с различными формами и методами познавательной деятельности, с условиями ее

продуктивности, истинности и т. д. Не менее обширно пространство компетенций, имеющих отношение к организационно-управленческим видам труда, различного рода интерактивным межличностным коммуникациям, социально-психологическим аспектам. Их суть - умело выстраивать взаимоотношения с окружающими, с коллегами по работе, а также с людьми, с которыми приходится иметь дело в тех или иных жизненных ситуациях [1, с. 144-153].

Как заранее задаваемую норму, являющуюся ожидаемым результатом обучения, рассматривают понятие «компетенция» А. А. Михайлов и О.В. Воробьев. Они уточняют, что компетенция - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовать на практике свою компетентность [11, с. 687-696]. Фиксируя существенные свойства исследовательских представлений по содержанию, А.В. Козлова, О. С. Михно и Е.В. Чмыхова [8] определили три основных направления в определении понятия «компетенция»:

• первое - отражает личностные свойства (базовое качество индивидуума; способность, новообразование, готовность; интегрированные характеристики; творческие навыки и другие), подчеркивается их активный характер (помогают проявиться знаниям, умениям и навыкам в незнакомой ситуации; находить применение полученным знаниям в различных профессиональных ситуациях и другое);

• второе - рассматривает компетенции как критерий и способы оценки, выдвигая идеи уровневости, многокомпонентности как категории результата образования;

• третье, близкое ко второму направлению установкой на измерение, оценоч-ность, - предлагает понимать компетенции как открытую систему знаний, умений и навыков, единство знаний, навыков и отношений, определяемых требованиями должности, профессиональной деятельности; некий опыт личности, формирующийся всю жизнь; меж-

отраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности; конгломерат профессиональных знаний, умений и внепрофессио-нальных навыков [8, с. 71].

На основе анализа психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что компетенция есть подлежащая совершенствованию интегративная совокупность знаний, умений, внепрофессиональных навыков и опыта, определенных способностей, свойств и качеств личности, реализованная в продуктивном и ценностно-значимом действии, обеспечивающем мобилизацию личности для эффективного решения практических задач в профессиональной и социальной сфере.

Определению такого важнейшего образовательного конструкта, как «профессиональные компетенции», посвящены исследования М.Д. Ильязовой [7, с. 28-31], М.В. Лаврика [9, с. 23-24], А.В. Тутолмина [15] и другие.

Так, данное понятие интерпретируется В.И. Байденко [3, с. 3-13] в следующих дефинициях:

• овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой;

• конструкты проектирования стандартов, в которые входят критерии деятельности (мера качества), область применения, требуемые знания;

• эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места;

• интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде [3, с. 3-13].

Изучая становление и развитие творческой компетентности будущего учителя,

А.В. Тутолмин рассматривает профессиональные компетенции педагога в виде готовности и способности целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей работы [15].

Рассматривая формирование профессиональных компетенций через систему творческих объединений, М.В. Лаврик пришел к выводу, что профессиональная компетенция есть комплекс взаимообусловленных аспектов деятельности, включающий:

• профессионально значимые знания, навыки и умения, обеспечивающие эффективность трудовой деятельности в избранной сфере в конкретном социальном окружении, т. е. способность и возможность осуществлять профессиональную деятельность на определенном уровне квалификации;

• частные компетенции в области наук и технологий;

• способности и навыки в сфере социализации и коммуникации;

• стремление к успешной деятельности [9, с. 23-24].

Виды компетенций выпускника вуза определяются спецификой профессиональной деятельности. В этом отношении для нас представляют интерес работы профессио-графического характера о моделировании профессиональной деятельности и личности специалиста (В.Е. Анисимов [2, с. 144-153], А.А. Деркач, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.С. Пантина,

Р.М. Петрунева, Л.Г. Семушина, Е.Э. Смирнова, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков и другие).

В работах этих авторов встречаются самые различные трактовки содержания профессиональной компетенции. Это и психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно, и обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, и уровень образованности и общей культуры личности, и единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности, и интеграция опыта, теоретических знаний и практических умений, а также значимых для специалиста личностных качеств. Фактически профессиональные компетенции выступают новой результативно-целевой основой образования (И. А. Зимняя).

В настоящее время каждый вуз, его кафедры и факультеты пытаются найти свой путь определения профессиональных компетенций и практической реализации ком-петентностного подхода.

Обобщив мнения ученых, мы понимаем, что «профессиональная компетенция» есть стандарт, мера качества владения комплексом ценностно-осмысленных универсальных знаний, средств, способов, методов и приемов в действии, автономно и в сотрудничестве с коллегами, с профессиональной межличностной средой, позволяющая плодотворно и эффективно осуществлять профессиональную деятельность и оценивать ее результаты согласно производственным требованиям по специальности.

Литература

1. Аврамкова И. С. Понятие «компетенция» в современной теории и практике преподавания музыки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 136. С. 144-153.

2. Анисимов В.Е., Пантина Н.С. Методологические вопросы разработки модели специалиста // Советская педагогика. 1977. № 5. С. 100-108.

3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компе-тентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

4. Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура : монография. М. : Канон+РООИ «Реабилитация», 2008. 384 с.

5. Гришанова Н. О новой парадигме развития высшего профессионального образования // Альма матер: Вестник высшей школы. 2007. № 4.

6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-29.

7. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований // Научные исследования в образовании. 2008. № 1. С. 28-31.

8. Козлова А.В., Михно О.С., Чмыхова Е.В. Классификация компетенций и возможности их измерения в вузе с информационно-телекоммуникационными образовательными технологиями // Труды СГА. 2008. № 9. М. : Современная гуманитарная академия, 2008. С. 68-89.

9. Лаврик М.В. Развитие интеллекта и профессиональных компетенций через систему творческих объединений // Среднее профессиональное образование. 2006. № 4. С. 23-24.

10. Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М., 2002.

11. Михайлов А.А., Воробьев О.В. О сущности понятия проектная компетенция будущих учителей технологии // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 89 (05). С. 687-696.

12. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / сост. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М. : Издательство ИКАР, 2009. URL : http://www. gramota.ru/slovari/info/az/.

13. Оглуздина Т.П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 2 (104). С. 91-94.

14. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М. : ИЦ ПКПС, 2004. 16 с.

15. Тутолмин А.В. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя (на основе системного подхода) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Чебоксары, 2009. 46 с.

16. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.

Сведения об авторе

Пецина Ирина Анатольевна, доцент кафедры хорового дирижирования и сольного пения Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, докторант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы ПГСГА.

E-mail: irina_petsina@mail.ru.

Почтовый адрес: 443099, ул. М. Горького, 65/67.

Телефон: 269-64-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.