Научная статья на тему 'Современные подходы к определению понятия "компетентность родителя" в отечественном дискурсе'

Современные подходы к определению понятия "компетентность родителя" в отечественном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Ключевые слова
родительство / компетентность / междисциплинарный характер проблемы / уровни компетентности / компетентность как процесс. / parenting / competence / interdisciplinary nature of the problem / levels of competence / competence as a process.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шестакова Е. В.

Цель исследования заключается в том, чтобы выделить и систематизировать подходы к определению понятия "компетентность" в отечественном научном дискурсе. В статье представлен анализ основных подходов к определению понятия "компетентность родителя", методологические основания каждого подхода с выявлением достоинств и недостатков. Научная новизна состоит в проведении уточнения понятия "компетентность родителя" с опорой на методологические основания данного понятия. Автор придерживается выделенной позиции, в которой компетентность родителя рассматривается как процесс, который представляет собой результативное взаимодействие в триаде "родитель – ребенок – специалист" через адекватное выполнение роли родителя в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шестакова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the definition of the concept of "parent competence" in the domestic discourse

The purpose of the study is to highlight and systematize approaches to defining the concept of "competence" in the domestic scientific discourse. The article presents an analysis of the main approaches to defining the concept of "parental competence", the methodological basis of each approach, identifying advantages and disadvantages. The scientific novelty lies in the clarification of the concept of "parental competence" based on the methodological foundations of this concept. The author adheres to a distinguished position in which parental competence is considered as a process that represents an effective interaction in the triad "parent – child – specialist" through adequate performance of the parent's role in this process.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению понятия "компетентность родителя" в отечественном дискурсе»

Modern approaches to the definition of the concept of «parent competence» in the domestic discourse

Shestakova Elena Vasilyevna, Director, GAU of the Sverdlovsk region «Regional Center for Rehabilitation of Disabled people», Yekaterinburg

The purpose of the study is to highlight and systematize approaches to defining the concept of “competence” in the domestic scientific discourse. The article presents an analysis of the main approaches to defining the concept of “parental competence”, the methodological basis of each approach, identifying advantages and disadvantages. The scientific novelty lies in the clarification of the concept of “parental competence” based on the methodological foundations of this concept. The author adheres to a distinguished position in which parental competence is considered as a process that represents an effective interaction in the triad “parent - child - specialist” through adequate performance of the parent’s role in this process.

Keywords: parenting; competence; interdisciplinary nature of the problem; levels of competence; competence as a process.

Цитировать: Шестакова Е.В. Современные подходы к определению понятия "компетентность родителя" в отечественном дискурсе // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №1(17). – С. 152-158. EDN: HLZYPC. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.18

Шестакова Елена Васильевна, директор, ГАУ Свердловской области «Областной центр реабилитации инвалидов», Екатеринбург

Цель исследования заключается в том, чтобы выделить и систематизировать подходы к определению понятия «компетентность» в отечественном научном дискурсе. В статье представлен анализ основных подходов к определению понятия «компетентность родителя», методологические основания каждого подхода с выявлением достоинств и недостатков. Научная новизна состоит в проведении уточнения понятия «компетентность родителя» с опорой на методологические основания данного понятия. Автор придерживается выделенной позиции, в которой компетентность родителя рассматривается как процесс, который представляет собой результативное взаимодействие в триаде «родитель - ребенок – специалист» через адекватное выполнение роли родителя в данном процессе.

Ключевые слова: родительство; компетентность; междисциплинарный характер проблемы; уровни компетентности; компетентность как процесс.

УДК 314.06

5.4.4

Шестакова Е.В.

Современные подходы к определению понятия «компетентность родителя» в отечественном дискурсе

Введение. Социальные реформы, активно проводившиеся в нашем обществе на протяжении последних 30 лет, привели, в том числе и к негативным последствиям, выразившимся в видоизменении функций семьи и социальных ролей родительства. Современные тенденции, связанные с ослаблением функций семьи, сказываются на вовлеченности родителей в сложные процессы развития детей. Противоречивое развитие родительства как социального института приводит к переориентации от «детоцентричной» модели семьи к «взрослоцентричной» модели.

В настоящее время в рамках национального проекта «Образование» реализуется Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» (сроки – с 2019 по 2024 гг.), главной целью которого является создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Поэтому становятся актуальными вопросы, связанные с концептуализацией понятия «компетентность».

Обращаясь к понятию «компетентность», которое активно анализируется как в западном, так и в российском научном дискурсе, стоит определить те методологические основания, на которых возможно концептуализировать данное понятие. Современная социология представляет собой сложно устроенный дискурс, в котором происходят поиски и переосмысление позиций, которые занимает исследователь. Несмотря на принципиально разную направленность исследований компетентности отечественными и зарубежными авторами, все подчеркивают мультидисциплинарный характер данной категории, что осложняет операционализацию данного понятия. Поэтому целью данной статьи выступает попытка выделить и систематизировать различные подходы к определению понятия «компетентность» в отечественном научном дискурсе.

Выдвинутая цель позволяет структурировать следующие задачи: 1) исследовать основные подходы к категоризации понятия «компетентность»; 2) выделить подходы к определению «компетентности родителей» с точки зрения методологических оснований; 3) сформулировать основные недостатки в отечественных подходах к компетентности родителей, которые будут затруднять эмпирические исследования данного вопроса.

Основным методом исследования является теоретический анализ социологической, психолого-педагогической научной литературы, в которой представлены различные подходы к определению компетентности родителей.

Теоретической базой проведенного анализа послужили публикации Р.К. Горбачевой, казанских социологов: В.Б. Веретенниковой, О.Ф. Шиховой, Ю.А. Шихова, а также петербургских социологов: В.Н. Келасьева и И.Л. Первовой; педагогов: Е.А. Быковой, С.В. Истоминой, Т.В. Коваленко, А.А. Майера, О.А. Самыловой; психологов: А.Ф. Берестовой, В.В. Гагай, Е.А. Кабатченко, А.А. Мининой, В.В. Селиной, О.В. Суворовой, Г.Г. Филипповой.

Основная часть. Практически все отечественные авторы указывают, что в современных условиях российская семья переживает кризис компетентности, который выражается, «наряду с высокой занятостью родителей, конкуренцией родительства с ценностью профессиональной и жизненной успешности, деформацией семейных отношений в инфантилизме родителей, в минимизации и формализме общения с детьми, отсутствии заинтересованности в их жизни, исчезновении совместного досуга, различных форм деятельности, сотрудничества, переносе проблем родителей на ребенка, и в целом - потере родителями ответственности за собственных детей» [1, 113].

В научном отечественном дискурсе часто такие понятия, как «родительская компетентность», «родительская эффективность», «социально-психологическая компетентность родителей», «компетентностное родительство» рассматриваются как синонимы. Все отечественные разработки понятия «родительская компетентность» можно разделить на четыре группы. Самая многочисленная группа исследователей включает авторов, опирающихся на конструктивистскую теоретическую парадигму и трактующих родительскую компетентность как набор или интеграцию различных качеств и свойств родителя. В.В. Селина понимает под родительской компетентностью «интеграцию таких знаний, умений и способов взаимодействия с ребенком и личностных качеств родителей, которые позволяют понимать, принимать ребенка и создавать наиболее благоприятную социальную ситуацию его развития» [11, 28]. Автор предлагает рассматривать компетентность как 2-компонентную структуру, состоящую из совокупности знаний и способов взаимодействия с ребенком и личностных качеств родителей [11, 29]. Первый блок обеспечивает «способность родителей понимать потребности ребенка и уметь создавать условия для их разумного удовлетворения, понимание и учет основных психологических особенностей ребенка, реализацию личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, умение прогнозировать последствия характера воздействия на ребенка». Второй блок включает «толерантность, способность чувствовать, принимать и любить ребенка, готовность пожертвовать собственными интересами, способность рефлексировать свое взаимодействие с ребенком, готовность и способность к эмоционально-психологической поддержке, чувство ответственности за психическое и физическое здоровье ребенка» [11, 29].

Т.В. Коваленко считает, что родительская компетентность - это «целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков». При этом отмечается, что «родительское отношение – это многомерное образование, включающее в себя, по крайней мере, три структурные единицы: интегральное принятие или отвержение ребенка; межличностную дистанцию, т. е. степень близости к ребенку; форму и направление контроля над поведением ребенка. Причем каждое из трех измерений представляет собой сочетание в разной пропорции эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента отношения» [6, 30]. Однако, понимая ограниченность своих формулировок, автор подчеркивает, что «формулировки компетенций не позволяют судить об их результативности. То есть остается неясным, на достижение каких результатов ориентированы знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения, которые сами по себе еще не делают родителя компетентным! К тому же все эти понятия имеют, как видим, различное толкование и не все используемые значения могут иметь одинаковую безусловную ценность для каждого родителя» [6, 31].

Г.Г. Филиппова определяет компетентного родителя как «установившего с ребенком доверительный контакт, научившегося чувствовать состояние своего ребенка, понимающего его причины, умеющего точно определить, что и как надо сделать для своего ребенка именно сейчас, уверенного в себе и своих действиях» [15, 76].

Е.А. Кабанченко предлагает следующие составляющие родительской компетентности:

- осознавание родителями ценности собственного развития в сфере детско-родительских отношений;

- признание приоритета собственного родительского опыта;

- наличие определенных психолого-педагогических знаний по основным вопросам роста и развития ребенка;

- наличие навыков и умений применять знания при решении воспитательных ситуаций;

- умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка;

- умение создать атмосферу доверия, безоценочного принятия, психологической безопасности и равноценного сотрудничества; способность к саморегулированию, рефлексии, самооценке своего поведения как родителя [5, 40].

Курганские педагоги рассматривают родительскую компетентность в таком же ракурсе. В их представлении родительская компетентность есть «система знаний, умений и навыков и «опыта» в области воспитания ребенка, готовность и способность родителей ответственно решать жизненно важные для семьи проблемы» [8, 14]. Для данных авторов компетентный родитель - это человек, «который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять» [8, 15]. Поистине, перед нами супер-родитель, который может служить образцом для родителей всего мира.

Вторым направлением изучения родительской компетентности является исследование взаимодействий, которые происходят между родителем и ребенком. Данный подход базируется на структурно-функциональной парадигме. Например, В.В. Коробкова дает следующее определение: «готовность и способность родителя на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка целенаправленно создавать эмоционально-комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивая ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности» [7, 103]. Данный автор рассматривает компетентность как структуру, которая состоит из 5 компонентов: мотивационного, ориентационного, операционального, эмоционально-волевого и оценочного. Содержание мотивационного компонента родительской компетентности включает «осознание необходимости саморазвития и достижения большей эффективности в процессе воспитательной деятельности; осознание приоритетов в собственном родительском опыте, воспитательных задач и проблем в процессе семейного воспитания; осознание родителями себя в качестве субъекта творческой воспитательной деятельности» [7, 104]. В ориентационный компонент входят «владение психолого-педагогическими знаниями в области поддержки и развития ребенка в семье; знание современных методов и приемов реализации педагогической поддержки; знание оригинальных приемов в воспитании ребенка» [7, 104].

А.А. Майер с коллегами разработали практикум формирования родительской компетентности, предполагая развивать «способность родителей понять потребности своего ребенка» [9, 8]. Данные авторы считают, что родительская компетентность - это компонент педагогической культуры как «достаточная подготовленность, развитость тех качеств, которые отражают степень их зрелости как воспитателей» [9, 8]. Поэтому под родительской компетентностью авторы понимают примерно тот же набор качеств и свойств, которые необходимы учителю, причем почему-то физкультуры: «знания, ценности и рефлексия» [9, 14-15]. Знания рассматриваются с точки зрения воспитательных воздействий и включают, например, вопросы сохранения правильной осанки ребенка, владение распространенными подвижными и спортивными играми, элементы здорового питания и пр. К ценностям авторы относят: «ценность здоровья; проявление устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом; потребность в ежедневной двигательной активности» [8, 14]. Рефлексия ориентирована на «адекватную самооценку участия ребенка в подвижных играх; самоконтроль по выполнению действий по соблюдению гигиенических норм и правил» [9, 15].

В.В. Гагай и А.Ф. Берестовая определяют компетентность «как совокупность поведенческих реакций родителей в ситуации взаимодействия с ребенком» [2, 3], решая задачу выбора критериев оценки детско-родительских отношений. В своей работе авторы ссылаются на работу Л.А. Забродиной, которая предложила рассматривать понятие «конструктивные родительско-детские отношения» как «межличностные отношения в системе «родители-ребенок», которые характеризуются со стороны родителей эмоционально-ценностным отношением к ребенку, адекватными представлениями о его возрастных и характерологических особенностях, личностно-ориентированным общением и взаимодействием на основе сотрудничества и партнерства» [4, 103].

Р.К. Горбачева, рассматривая актуальные задачи, стоящие перед исследователями родительской компетентности, указывает на то, что это одна из проблем современного российского общества. Для «всестороннего анализа компетентности в семье необходимо использование комплексного подхода» [3, 277], считает автор. С целью выявления факторов, влияющих на формирование компетентности, Р.К. Горбачева вводит понятие «эмоциональная компетентность», под которой понимает «материнскую любовь, проявляющуюся в способности контролировать собственное поведение как матери, управлять собой, идентифицировать себя с материнством» [3, 278]. «Мужчина концентрирует свои усилия на ином социальном поле, профессиональном, вне семьи, поэтому его успешная адаптация к исполнению роли отца заканчивается в более старшем возрасте и ребенка и отца» [3, 278]. Очевидно, с позиции автора, отцовской любви не существует, т.к. главная ролевая функция отца – профессиональный рост и материальное обеспечение семьи.

Третий подход отечественных исследователей можно назвать комплексным, однако с точки зрения методологии это достаточно эклектический набор конструктивистских и структурно-функциональных теоретических положений. Данный подход ориентируется в первую очередь на схожесть понятия «родительская компетентность» с другими понятиями. Так, А.А. Минина ставит знак равенства между понятиями «успешное родительство» и «компетентное родительство», сравнивая родителя с учителем, т.к. родитель должен иметь «аналогичные функции и соответственно, такие же требования к личности, знаниям, умениям и опыту» [10, 69]. Быкова Е.А., Истомина С. В., Самылова О.А. рассматривают родительскую компетентность как «многокомпонентное явление, включающее в себя мотивационно-ценностный, личностный, когнитивный, гностический, коммуникативный, креативно-рефлексивный компоненты» [1, 114], ставя знак равенства между родительской компетентностью и уровнем психологической грамотности родителя [1, 117].

Подход О.В. Суворовой, в котором выделены психологическая и педагогическая компетентность родителей, также ориентируется на определение компетентности через профессиональную компетентность в первую очередь учителей. К психологической компетентности автор относит «систему знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия, что представляет собой внутренний личный инструментарий родителя и проявляется как готовность к целеполаганию, к планированию и предвидению, к действию, к оценке, в рефлексии, к саморазвитию» [14, 242].

Е.А. Быкова, С.В. Истомина и О.А. Самылова рассматривают родительскую компетентность как грамотность, указывая при этом, что структура компетентности состоит из «когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих» [1, 116]. Данные авторы также обращают внимание на изменение системы взаимоотношений между родителями, детьми и социальными структурами, выполняющими функции по воспитанию и обучению детей, что, с их точки зрения, требует новых подходов и к формированию и развитию родительских компетенций для «обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи» [1, 113].

Четвертый подход представлен в отечественном дискурсе малым количеством работ, методологией которого можно считать активно развивающийся в западном социологическом дискурсе ресурсный метод исследований социальных процессов как взаимодействия. Но в отличие от второго подхода в данном направлении на первый план выходит вопрос эффективности и результативности такого взаимодействия. Представители данного подхода обращаются к вопросу социального партнерства в триаде «родитель-ребенок-специалист учреждения, выполняющего функции по работе с ребенком». Казанские педагоги, анализируя социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации, опираются на установленный в монографии факт, что «партнерство делает возможным формирование и развитие родительских компетенций, но и способствует профессиональному развитию педагогов системы дошкольного образования» [13, 178]. Под родительской компетентностью понимается «многоуровневый процесс системного преобразования опыта человека (родителя)» [13, 121-122] в ходе взаимодействия с представителями профессиональной культуры «на основе принятых в обществе норм и правил социально-культурных ценностей, соответствующих интересам человека, семьи и общества» [13, 110].

Петербургские социологи рассматривают социальную компетентность как «способность субъекта (отдельного индивида, социальной группы, общества в целом) действовать сообразно требованиям социальной ситуации, чтобы достигнуть наибольшей эффективности в деятельности» [12, 5], причем авторы разводят понятия «компетенция» и «компетентность», понимая под компетенцией «круг полномочий субъекта» [12, 6]. Авторы не согласны с общепринятой трактовкой компетентности в педагогических работах, когда компетентность определяется через триаду «знания - умения – навыки», подчеркивая, что «одного знания как необходимого условия социальной компетентности оказывается недостаточно. В России ставка преимущественно делалась именно на знания, однако необходимо учитывать также характер и направление их применимости» [12, 12]. Социологи в этой связи указывают на опасность формирования только на основе знаний псевдокомпетентности, когда человек, имея определенные личностные качества, «но не приобщенный к культуре как к целому и ориентированный только на одну ее компоненту, становится односторонним и тем самым некомпетентным» [12, 12-13].

Заключение. Таким образом, после проведенного теоретического анализа научной литературы можно сделать следующие выводы.

Выделено четыре основных подхода к категоризации понятия «компетентность» в отечественной научной литературе. С точки зрения методологических оснований, можно говорить о конструктивистской парадигме, когда компетентность рассматривается как набор различных родительских качеств, свойств, особенностей. Второй подход опирается на структурно-функциональный метод, в котором родительская компетентность рассматривается как способность родителя взаимодействовать с ребенком. Третий подход, названный автором комплексным, пытается сочетать первые два подхода, что зачастую затрудняет организацию и проведение эмпирического исследования. Четвертый подход, названный ресурсным, делает акцент на эффективности и результативности процесса взаимодействия родителя и ребенка, что позволяет рассматривать компетентность родителя как своеобразную шкальную характеристику, у которой есть уровни: высокий, средний и низкий. Высокий уровень родительской компетентности предполагает включенность родителя в процесс на основе трансформации тех моделей взаимодействия с новой средой и с ребенком в этой среде, которая делает процесс результативным. Средний уровень предполагает, что родитель способен включиться в процесс, но на основе уже имеющихся у него способов взаимодействия со средой и с ребенком. Иногда такие модели поведения бывают результативными, а иногда – нет. Низкий уровень родительской компетентности предполагает, что родитель не желает перестраивать привычные способы взаимодействия с ребенком, воспроизводя уже имеющиеся, при этом зачастую рассматривает любого специалиста, участвующего в процессе социализации ребенка как «чужеродное тело» в деятельности, либо игнорирует его.

Все отечественные исследования, в которых предпринимаются попытки оценить компетентность родителя как постоянную характеристику, только констатируют факт «здесь и сейчас» проявлений компетентности. Поэтому считаем бесперспективным подход многих отечественных исследователей, выделяющих психологическую компетентность родителя, педагогическую компетентность родителя, и пр. Компетентность может проявляться только в конкретной деятельности как показатель ее успешного выполнения.

Литература:

1. Быкова Е.А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи / Е.А. Быкова, С.В. Истомина, О.А. Самылова // Перспективы науки и образования. - 2020.- № 4 (46). - С. 111- 125.

2. Гагай В.В., Берестовая А. Ф. Зависимость типа взаимодействия родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья от уровня родительской компетентности / В.В. Гагай, А.Ф. Берестовая // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN521.pdf (дата обращения .2.09.2023)

3. Горбачева В.И. Родительская компетентность как социальная проблема / В.И. Горбачева // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. Искусствоведение. - 2009. - №2. - С. 276-283.

4. Забродина Л.А. Психологическое сопровождение родителей во взаимоотношениях с детьми / Л.А. Забродина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11. – №4. – С. 103–108.

5. Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: Педагогика и психология: материалы III Международн. науч. конференции (Международный центр науки и образования, ноябрь. 2017 г.). - М.: МЦНО, 2017. - С. 43-47.

6. Коваленко Т.В. Понятие родительской компетенции в современной педагогической практике / Т.В. Коваленко // Евразийский союз ученых (ЕСУ). Серия Педагогические науки. - 2015.- №4 (13). - С. 27-32.

7. Коробкова В.В. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей в современных исследованиях / В.В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. - 2011.- № 6. - С. 101-105.

8. Криволапова Н.А., Воробьева Т.П. Условия повышения родительской компетентности / Н.А. Криволапова, Т.П. Воробьева // Психологическое сопровождение формирования родительской компетентности: материалы региональной научно-практической конференции (Курганский государственный педагогический университет, 17 октября 2013 г.). - Курган: Курганский государственный университет, 2013. - С. 13-19.

9. Майер А.А., Гришина Г.Н., Зеленкова Т.В. Компетентностное родительство: от теории к практике. - Орехово-Зуево: ГГПУ, 2021. - 52 с.

10. Минина А.А. Проблема родительской компетентности в отечественной психолого-педагогической литературе / А.А. Минина // Вестник Псковского государственного университета. Серия Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 6. - С. 67 - 75.

11. Селина В.В. Концепция повышения компетентности родителей в воспитании ребенка / В.В. Селина // Детство глазами психолога и педагога. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. - С.27 - 31.

12. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современном обществе (сфера социальной работы). - СПб.: Изд. Дом С-Петерб. ун-та, 2010. - 138 с.

13. Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации как фактор развития базовых компетенций педагогов и родителей / В.Б. Веретенникова, О.Ф. Шихова, Ю.А. Шихов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - 302 с.

14. Суворова О.В. Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников / О.В. Суворова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №6 (49). - С. 241-242.

15. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.