ЛИТЕРАТУРА
1. Зотова Т.В. Мотивация продуктивной работы коллектива / Психологические и ак-меологические проблемы управленческой деятельности межвузовский сборник научных работ. Ульяновск, 1997. С. 33 - 41.
2. Зотова Т.В. Структура Я-концепции школьников подросткового и юношеского возраста // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: Сборник материалов II межрегиональной научнопрактической конференции. 14-15 апреля 2015 г. М.: МГПУ. СПб.: НИЦ АРТ. С. 350-354.
3. Зотова Т.В. Развитие интеллектуальных операций познавательных способностей школьников в учебной деятельности // Сис-темогенез учебной и профессиональной деятельности: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, 20-22 октября 2015. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет 59 им. К.Д. Ушинского. 2015. С. 58-59.
4. Зотова Т.В., Пилипенко М.И. Исследование связи мотивационной сферы с познавательными способностями школьников // Развитие познавательных способностей младших школьников: материалы VII научно-практической конференции преподавателей и студентов. Московский педагогический государственный университет, 2020. С. 51-59.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмо-лов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т.1. М: Педагогика, 1986. - 408 с.
8. Шадриков В.Д., Шадрикова И.А. Педагогическое оценивание: учебное пособие. М.: Университетская книга. РИД РосНОУ, 2018. 156 с.
М. В. Анашкина, Д. В. Оноприенко
УДК: 37.018.15
ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Проблема формирования родительских компетенций во многом связана с тем, что идея повышения образовательного потенциала семьи не получила полного развития на разных уровнях реализации семейной политики. Отсутствие образовательного опыта у современных родителей, занятость на работе, бытовые проблемы, материальные трудности отрицательно сказываются на содержании вос-питательного процесса. Владение родителями психологическими и педагогическими знаниями позволяет им лучше понять ребенка, реализовать родительский потенциал, поверить в себя как родителя, создать эмоциональную близость с ребенком и принять свою родительскую роль.
Влияние семьи на ребенка огромно. В семье устанавливаются принципы нравственности, формируется отношение к миру, формируется характер. Необходимость и важность развития родительских навыков в воспитании ребенка очевидна.
Статья 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В «Стратегии развития образования в Российской Федерации до 2025 года» выделены следующие задачи: обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие
формированию у родителей или законных представителей ответственного отношения к воспитанию детей; создание условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
Много семей занимаются решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов в воспитании и личностном развитии ребенка в раннем возрасте. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, может оказать негативное воздействие: дети недостаточно развиты для своего возраста, не умеют конструктивно общаться со сверстниками, не проявляют интереса к обучению и саморазвитию, и т. д.
Еще одной распространенной проблемой современных взаимоотношений родителей и детей является их отчужденность, отсутствие эмоционального контакта, что ведет к развитию поведенческих расстройств у детей. В связи с этим становится необходимым развитие у родителей способности устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуацией, позволяющей понять ребенка. Ребенок как никогда нуждается в образованных взрослых. Поэтому необходимость и важность развития компетенции родителей в вопросах воспитания ребенка очевидна.
Целью данной работы является изучение теоретических основ понятия «родительская компетентность», актуализация существующей проблемы снижения родительской компетенции, а также поиск путей ее решения.
Н. А. Исманова отмечает значимость личностного успеха в социализации человека. Установлена зависимость качества социализации личности от культурного и образовательного уровней, социальной ответственности и опыта самих родителей. Актуализируются социальная роль семьи в мотивации на успешное развитие ребенка, значимость формирования успешного поколения как гаранта стабильного развития общества
[3, с. 38-40]. Данная статья подчеркивает важность семьи в воспитании ребенка. Проблему родительской компетентности рассматривали и такие авторы, как Д. Я. Грибанова и А. А. Минина.
В. А. Мижериков подчеркнул именно необходимость формирования родительской компетентности, что также актуализирует данную проблему. В его статье представлен анализ опросов молодых матерей. Исследователь показал, что подавляющее большинство проблем, возникающих в отношениях между родителями и детьми, - это «результат элементарной родительской безграмотности, некомпетентности, бескультурья» [6, с. 591600]. В работе выделены пробелы в законодательстве РФ в сфере родительства, автор выделяет причины недостаточной родительской компетентности, также были предложены формы работы для формирования родительской компентности.
В. В. Селина определяет родительскую компетентность как «совокупность лично-стно-деятельностных характеристик компетентного родителя, которые проявляются в готовности и способности принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями, использовать разнообразные способы сотрудничества с малышом в предметной деятельности и позволяют успешно выполнять функции его социализации в процессе семейного воспитания» [9, с. 200].
В. И. Горбачева отмечает: «...родитель-ская компетентность формируется в процессе осмысления собственного детства, опыта пребывания в родительской семье, взаимодействия взрослых и детей, оценивается самими родителями, детьми, ближайшим окружением - друзьями, родственниками, знакомыми, педагогами в детском саду и школе. Социальность родительской компетентности определяется уровнем ответственности за детей, их физическое и моральное благополучие. Социальным маркером успешного ро-дительства выступает благополучие ребенка в семье и его адаптированность в социуме» [1, С. 276-283].
Одно из самых подробных определений родительской компетентности дала Р. В. Ов-чарова: «Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно, надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем - учиться» [7, с. 496].
Важнейшей задачей государства в современном обществе является укрепление института семьи и родительства. В семье духовные ценности и традиции, формирующие личность ребенка, передаются и сохраняются из поколения в поколение через родителей.
В Указе Президента РФ № 240 от 29.05.2017 г. «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» обозначены основные проблемы в сфере института семьи и детства.
В меморандуме Национальной Родительской Ассоциации РФ ставятся задачи укрепления института семьи и родительства, формирования позитивного пространства для развития семьи, поддержки семейных традиций и ценностей.
На сегодняшний день семьи сталкиваются с множеством проблем, которые способны нарушить их функционирование, либо привести к распаду. Среди основных выделяемых учеными проблем современности рассматриваются следующие (рис. 1).
Представленные на рисунке проблемы можно условно разделить на две группы:
- общенациональные (блок 1) - это проблемы экономические, демографические, медицинские и жилищные. Поддержкой населения в данных областях и решением этих проблем активно занимается государство. Данные проблемы могут возникать и развиваться в результате влияния различных событий и факторов. Так, нарушения в экономике,
вызванные природными, эпидемиологическими, политическими, либо иными ситуациями, в конечном счете, ведут к снижению уровня рождаемости, что само по себе является демографической проблемой.
Военные конфликты могут стать первопричиной жилищной и медицинской проблемы, в результате чего создание новых семей и рождение детей также замедляются в связи с отсутствием благоприятных условий для поддержания дальнейшей достойной жизни всех ее членов. Это также в результате ведет к развитию демографической проблемы. Поэтому государство берет на себя функции по защите населения, разработке различных мер, методов, программ и механизмов поддержания достойного уровня жизни семей, особенно молодых семей и семей с несовершеннолетними и малолетними детьми. Таким образом, государство обеспечивает поддержание и развитие института семьи.
- внутрисемейные (блок 2) - проблемы, возникающие внутри семьи, решение которых возможно только силами самих ее членов, либо с незначительной помощью со стороны общества.
На рисунке 1 в блоке 2 проблемы воспитания и психологические проблемы выделены, т. к. представляют собой отдельную, особую группу. Семья является основным фактором, влияющим на успешное развитие ребенка и его социальную адаптацию, она является источником необходимого жизненного опыта, основой формирования мировоззрения ребенка, позволяет ему сформировать собственные взгляды, ценности и идеи. Во все времена семьи сталкивались с проблемами общенационального блока, однако преодолевали их, воспитывая новое поколение. Данный опыт передается от родителей к детям, либо зарабатывается молодыми семьями самостоятельно. Проблемой современного общества является родительская компетентность.
Родительская компетентность - это совокупность когнитивного, поведенческого и эмоционально-личностного компонентов, позволяющая выполнять родительские функции.
Рис. 1. Проблемы, ведущие к нарушению функционирования семьи
Общемировая тенденция к позднему взрослению, мода на инфальтильность, новые течения (чайлдфри, полиамория и др.), психологическая неготовность к рождению детей становятся ключевыми факторами, в результате которых множество молодых семей, решившись на рождение ребенка, оказываются неготовыми к его воспитанию. Огромную роль в данном вопросе играет и информационное пространство. Молодые родители не всегда имеют возможность или желание получить определенные навыки и знания по уходу и воспитанию ребенка у старшего поколения. Часто методы воспитания, используемые старшими, расцениваются как устаревшие. Молодые родители склонны самостоятельно добывать необходимую информацию о ребенке из открытых источников, либо опытным путем. В результате знания и опыт оказываются несистемными, полученными стихийно. Это не позволяет проводить параллели между действиями и последствиями (например, при воспитании), быстро сориентироваться в новых ситуациях, возникающих по мере взросления ребенка, что, в конечном счете, ведет к снижению эффективности воспитания и может повлиять на дальнейшее успешное развитие ребенка. Успешное развитие ребенка - это процесс, в ходе которого ребенок приобретает необходимые навыки и умения в соответствии с возрастными потребностями для благополучной жизни в обществе. Таким образом, родительская компетентность на современном этапе развития общества снижается.
Родительская компетентность является понятием комплексным. В ней условно можно выделить три наиболее крупные группы компетенций: инструментальные, межличностные и системные (рис. 2). Инструментальные компетенции представляют собой знания, навыки и умения, необходимые для обеспечения наиболее эффективного физического и психологического взаимодействия родителя и ребенка, необходимого для успешного роста и развития последнего.
Межличностные компетенции предполагают овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для построения и поддержания родителями таких межличностных взаимоотношений в семье, которые обеспечивают благоприятную среду для наиболее эффективного воспитания и развития ребенка. В свою очередь, системные компетенции предполагают умение родителей управлять собственными психофизическими состояниями. Таким образом, комплекс данных компетенций обеспечивает создание родителями такой среды, которая является основой успешного роста, развития и воспитания ребенка.
На сегодняшний день в целях поддержки и развития института семьи и родительства становится необходимым внедрение механизмов, обеспечивающих молодые семьи необходимой систематизированной информационной базой в процессе развития, воспитания и ухода за детьми.
Интернет играет значительную роль в информационном обеспечении и жизнедея-
Рис. 2. Структура родительской компетентности
те льности современных родителей. Печатные издания стремительно отходят на второй план, в то время как их оцифрованные аналоги заполняют сеть. Следующими по удобству и частоте использования являются сайты и информационные порталы, позволяющие получить выдержки по интересующей теме в компактной и понятной форме. Также продолжают активно развиваться социальные сети, в которых родители обмениваются своими знаниями в области развития и воспитания детей, а часто - и по вопросам их здоровья. Безусловно, обмен знаниями и опытом такими путями является наиболее удобным в эпоху цифрового общества и позволяет сэкономить время. В сети Интернет есть большое количество порталов и сайтов для родителей. Однако проведенный анализ
показывает, что они имеют некоторые недостатки, а именно:
- информация получена не от профессионалов;
- большой объем не относящихся к теме сайта статей и новостей;
- сложная структура сайта, не позволяющая найти необходимую информацию;
- узость сайтов и отсутствие комплексности (отсутствуют некоторые разделы / сайт посвящен только наиболее распространенным проблемам воспитания / отдельному периоду развития ребенка).
Таким образом, несмотря на положительные стороны, информация, полученная из сети, не может выступать в качестве основы в процессе ухода за ребенком, его развития и воспитания, ввиду отсутствия ее комплексно-
сти, высокой степени субъективности и вероятности получения ложных сведений. В связи с этим возникает необходимость в решении существующей проблемы повышения качества информации, размещаемой в сети Интернет по вопросам ухода за ребенком, его развития и воспитания.
Одним из наиболее эффективных путей, на наш взгляд, является создание комплексного информационного ресурса, основной целью которого будет являться информационное интерактивное сопровождение родителей в процессе воспитания и ухода за ребенком от момента рождения до 18 лет. В процессе наполнения такого ресурса, на наш взгляд, необходимо привлекать ученых-исследователей и практикующих специалистов для получения достоверной, научно-обоснованной информации.
Разработка и внедрение комплексного ресурса, сопровождающего родителей в процессе ухода за ребенком и его воспитания, на наш взгляд, будет иметь ряд положительных эффектов:
- способствует развитию современной формы повышения родительской компетентности;
- обеспечит просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей;
- обеспечит распространение между родителями компетентной информации в области развития и воспитания детей;
- поможет осознанно относиться к роди-тельству;
- обеспечит информационную поддержку семьи.
Можно сделать вывод о том, что родительская компетентность - это, прежде всего, грамотность в вопросах образования, развития, воспитания ребенка. Необходимость и важность развития компетенции родителей в вопросах воспитания ребенка очевидна. На разных уровнях реализация семейной политики недостаточно полно разработана идея повышения образовательного потенциала семьи. В то же время родительская компетентность является залогом успешности ребенка на всех этапах его развития.
Создание комплексного информационного ресурса поможет решить проблему некомпетентности родителей в области воспитания и ухода за детьми разного возраста, что впоследствии сможет уменьшить распространение информации, способной нанести вред ребенку. В результате молодые родители будут обеспечены квалифицированной информацией в вопросах здоровья, развития и воспитания будущего поколения.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема формирования родительской компетентности в условиях активного развития информационных технологий. Даны определения понятиям «родительская компетентность» и «успешное развитие ребенка». Актуальность выбранной темы исследования подкрепляется современной законодательной базой. В работе представлены теоретические основы понятия родительских компетенций, их классификация. Определены основные факторы, оказывающие влияние на их развитие в современном информационном обществе. В результате анализа был выявлен ряд проблем, и предложен путь их решения.
Ключевые слова: родительская компетентность, успешное развитие ребенка, информационное общество, информационные технологии, родительство.
SUMMARY
The article discusses the problem of the formation of parental competence in the conditions of active development of information technologies. The definitions of the concepts of «Parent Competence» and «Successful Development of the Child» are given. The relevance of the selected research topic is supported by a modern legislative base. The paper presents theoretical foundations of the concept of parental competencies, their classification. The main factors affecting their development in modern information society are identified. As a result of the analysis, a number of problems were revealed, and their solution was proposed.
Key words: parental competence, success-sful development of the child, information society, information technologies, parenting.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбачева В. И. Родительская компетентность как социальная проблема // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2009. - № 2. - С. 276-283.
2. Илюхина Т. Г. Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций [Электронный ресурс] // Молодой ученый. -2020. - № 42 (332). - С. 37-38. - URL: https://moluch.ru/archive/332/74239/ (дата обращения: 17.05.2021).
3. Исманова Н. А. Успех как фактор развития человека: роль семьи в успешном развитии ребенка // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 4. - С. 38-40.
4. Кадымова Д. М. Основные проблемы молодых семей [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2021. - № 2 (344). - С. 162165. - URL: https://moluch.ru/aiehive/344/ 77347/ (дата обращения: 25.05.2021).
5. Малкова Е. Ю. Проблема некомпетентности родителей в воспитании детей раннего возраста [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2013. - № 1 (48). -С. 340-342. - URL: https://moluch.ru/archive/ 48/6083/ (дата обращения: 25.04.2021).
6. Мижериков В. А. К вопросу о необходимости формирования родительской компетентности // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - № 3. -С. 591-600.
7. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 496 с.
8. Романова А. В., Цинченко Г. М. Молодая семья: современные проблемы // Вопросы управления. - 2019. - № 3 (39). -С. 204-214.
9. Селина В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дисс. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2009. - 188 с.