Научная статья на тему 'Развитие родительской компетентности при психологическом сопровождении с применением коуч-технологий'

Развитие родительской компетентности при психологическом сопровождении с применением коуч-технологий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОУЧИНГ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / PARENTAL COMPETENCE / COACHING / COMMUNICATIVE COMPETENCE / MOTIVATIONAL COMPETENCE / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панкратова Ирина Анатольевна, Ибахаджиева Лайса Алиевна

В статье раскрывается феномен родительской компетентности. В статье автор отмечает, что в Российской системе образования уделяется мало внимания проблеме формирования родительской компетентности. Культура развития родительской компетентности находится на начальной стадии своего развития. Большое внимание уделяется образовательному процессу детей, развитие же родительской компетентности остаётся на бытовом уровне, в лучшем случае родители занимаются самообразованием в этой области. Приведен обзор исследований посвященных проблемам родительской компетентности в литературе. В статье описывается эмпирическое исследование развития родительской компетентности при психологическом сопровождении с применением коуч-технологий. Приводится детальный анализ изменений показателей родительской компетентности при использовании коуч-технологий. Полученные результаты исследования позволяют разработать индивидуальные рекомендации по повышению родительской компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панкратова Ирина Анатольевна, Ибахаджиева Лайса Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of parental competence in psychological support with the application of coach-technologies

The article reveals the phenomenon of parental competence. In the article, the author notes that in the Russian education system little attention is paid to the problem of the formation of parental competence. The culture of development of parental competence is at the initial stage of its development. Much attention is paid to the educational process of children, the development of parental competence remains at the household level, at best, and parents are engaged in self-education in this area. A review of studies on the problems of parental competence in literature is given. The article describes the empirical study of the development of parental competence with psychological support by using the coaching technologies. A detailed analysis of the changes in the indicators of parental competence in the use of coach technologies is given. The results of the study allow us to develop individual recommendations for improving parental competence.

Текст научной работы на тему «Развитие родительской компетентности при психологическом сопровождении с применением коуч-технологий»

УДК 159.99

РАЗВИТИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОУЧ-

ТЕХНОЛОГИЙ

Ирина Анатольевна Панкратова, кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный университет (ЮФУ), г. Ростов-на-Дону, Лайса Алиевна Ибахаджиева, кандидат психологических наук, доцент, Чеченского государственного педагогического университета (ЧГПУ), г. Грозный

Аннотация

В статье раскрывается феномен родительской компетентности. В статье автор отмечает, что в Российской системе образования уделяется мало внимания проблеме формирования родительской компетентности. Культура развития родительской компетентности находится на начальной стадии своего развития. Большое внимание уделяется образовательному процессу детей, развитие же родительской компетентности остаётся на бытовом уровне, в лучшем случае родители занимаются самообразованием в этой области. Приведен обзор исследований посвященных проблемам родительской компетентности в литературе. В статье описывается эмпирическое исследование развития родительской компетентности при психологическом сопровождении с применением коуч-технологий. Приводится детальный анализ изменений показателей родительской компетентности при использовании коуч-технологий. Полученные результаты исследования позволяют разработать индивидуальные рекомендации по повышению родительской компетентности.

Ключевые слова: родительская компетентность, коучинг, коммуникативная компетентность, мотивационная компетентность, рефлексия.

DEVELOPMENT OF PARENTAL COMPETENCE IN PSYCHOLOGICAL SUPPORT WITH THE APPLICATION OF COACH-TECHNOLOGIES Irina Anatolyevna Pankratova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

South Federal University, Rostov-on-Don Laysa Alievna Ibahadzhieva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical University, Grozny

Annotation

The article reveals the phenomenon of parental competence. In the article, the author notes that in the Russian education system little attention is paid to the problem of the formation of parental competence. The culture of development of parental competence is at the initial stage of its development. Much attention is paid to the educational process of children, the development of parental competence remains at the household level, at best, and parents are engaged in self-education in this area. A review of studies on the problems of parental competence in literature is given. The article describes the empirical study of the development of parental competence with psychological support by using the coaching technologies. A detailed analysis of the changes in the indicators of parental competence in the use of coach technologies is given. The results of the study allow us to develop individual recommendations for improving parental competence.

Keywords: parental competence, coaching, communicative competence, motivational competence, reflection.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире всё чаще мы задаём себе вопрос: «Какой он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Какова цель современного воспитания?». Чтобы ответить на все эти вопросы нам необходимо понимать ценности современного поколения. Безусловно, самый ценный ресурс - это время, а экономить его позволяет саморазвитие и образование [3]. Задача образования для родителей быстрое и эффективное решение важных жизненных задач семьи.

Самые важные задачи, которые стоят перед родителями это обеспечить безопасность своих детей и привить им навыки, которые им помогут адаптироваться и найти свое

место в социуме.

В научных периодических изданиях по психологии и педагогике всё чаще появляются статьи на тему родительской компетентности. Такая вовлеченность в развитии родительских компетенций весьма понятна, так как для здорового и комфортного развития ребёнка, не достаточно только работы образовательных учреждений. Зачастую в семье дети испытывают дефицит эмоциональной поддержки от родителей, подвержены различного рода злоупотреблениям, лишены навыка справляться со стрессовыми ситуациями, имеют низкий культурный уровень развития.

Данная ситуация складывается так из-за того, что у родителей не развиты навыки коммуникации, организации, анализа и др. Нет единой и общепринятой системы, как внутри одной взятой семьи, так и между государственной системой образования и родителями. Мы имеем множество методик и подходов, но нет единой, которая была принята всеми.

Если мы обратим внимание на работы педагогов из мира науки, то практически все говорят об одном и том же, что не нужно заниматься воспитанием детей, воспитывать взрослым необходимо прежде всего самих себя.

Проблема компетентности изучается многими специалистами в самых различных областях знания. Так, по мнению Дж. Равена, компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области [2]. Родительская компетентность, является системным образованием и предполагает интеграцию личностно-деятельностного, системно-структурного, знание-вого, культурологического, акмеологического и других научных подходов к анализу воспитательных процессов в семье.

Одним из основных условий формирования родительской компетентности должно стать взаимодействие родителей и ДОУ в процессе воспитания ребенка. В основе современной концепции взаимодействия родителей и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность [1].

Наиболее эффективными методами формирования родительской компетентности являются активные формы и методы: родительские собрания, семинары-практикумы, дискуссии, круглые столы, ролевые и деловые игры, занятия с элементами тренинга, детско-родительские мероприятия и др. Активные формы и методы не дают готовых знаний, а побуждают участников к самостоятельному поиску [5].

МЕТОДИКА

В результате теоретического исследования нами были выделены следующие компоненты родительской компетентности и подобраны методики с целью ее исследования: коммуникативная компетентность (тест коммуникативных умений Михельсона Автор: Л. Ми-хельсон); умение оценивать себя (тест рефлексии. Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А.В.); мотивационная компетентность (методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса Личностный опросник); организаторские способности (тест по выявлению организаторских способностей); эмоциональный интеллект (тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла на эмоциональный интеллект) [6].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенное исследование позволило изучить феномен родительской компетентности, выявить ключевые компетенции и развить их при психологическом сопровождении с применением коуч-технологий. В исследовании разработана и внедрена тренинговая программа, которая способствует развитию родительской компетентности.

Реализация программы проходила по следующей схеме мы изучили обычные методы взаимодействия с родителями, затем провели тестирование на развитие ключевых компетенций, после мы проводили тренинговую программу в психологическом сопровождением с использованием коуч-технологий заключительным этапом являлось тестирование, которое выявило динамику изменений развития ключевых родительских компетенций.

Как мы говорили ранее эмоциональный интеллект важная составляющая является одной из ключевых компетенций родителя. Поэтому мы включили в программу тренинга упражнения и методики содействующие развитию данной компетенции, чтобы проверить эффективность данных методик мы использовали в работе тест на эмоциональный, чтобы замерить показатели до и после.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как следует из таблицы 1, мы имели дело с несколькими критериями оценки эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомлённость, умение управлять своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и умение управлять эмоциями других людей. Все эти критерии имеют особую важность, когда мы говорим о взаимоотношениях взрослых и детей.

И так, давайте обратим внимание на то, с чем мы имели дело перед тем, как начать тренинговую программу из таблицы видно, что самый низкий показатель среди критериев оценки эмоционального интеллекта это был уровень самомотивации. Самотивация в роди-тельстве направлена на создание, развитие себя как родителя, раскрытие и осознанность мотивов родительства. Всего у 30% родителей наблюдался средний уровень и лишь у 10% высокий. Мы работали со взрослыми, которые не имели навыка самомотивации.

Еще по одному критерию наблюдались низкие показатели умения управлять эмоциями - 30% с средним уровнем и 20% с высоким. Так как эмоции являются сильнейшими мотивами и источниками энергии, то они существенно влияют на нашу деятельность, эффективность достижения успеха и самореализацию в качестве родителя.

Второй замер мы делали уже через месяц после окончания тренинга, чтобы иметь возможность оценить эффект от проделанной работы. Единственный показатель, который остался неизменным это уровень эмпатии, но важно заметить, что данный показатель был достаточно высок ещё до тренинга, остальные показатели возросли в среднем на 25%, что даёт возможность утверждать, что данный метод можно использовать в работе педагогов-психологов для работы с родителями в развитии данной компетенции.

Таблица 1 - Уровень развития эмоционального интеллекта испытуемых

Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Управление эмоциями других людей

До 10% 20% 10% 40% 20%

После 20% 30% 20% 40% 30%

Мы исследовали также уровень организаторских способностей. Не для кого не секрет является тот факт, что развитие данной компетенции оказывает большое влияние на уровень семейного благополучия и взаимоотношений детей и родителей в целом, необходимо овладеть навыком вовлечения детей в процесс творчества, учёбы, общения с окружающим миром, познанию себя и всё это экологично организовать для себя и ребёнка.

В начале тренинга только половина участников обладала данной компетенцией, из них 30% имели средний уровень и 20% высокий уровень развития организаторских способностей.

Мы создали пространство, где участники постоянно сталкивались с необходимостью договариваться между собой не только в отведенный день посвященный развитию данной компетенции, но также на протяжении всей тренинговой программы. Итог был такой, что в среднем показатели возросли на 20%, мы наблюдали прирост в высоком уровне

организаторских способностей, он составил 10% и в среднем уровне прирост составил 20%, и снизился показатель с низким уровнем организаторских способностей, что позволяет нам утверждать, что данные методики можно использовать в развитии данной компетенции.

Таблица 2 - Уровня организаторских способностей испытуемых

Высокий Средний Низкий

До 20% 30% 50%

После 30% 50% 20%

Развитие рефлексии, пожалуй, самая важная компетенция в продвижении всего воспитания, рефлексия необходима родителям в развитии отношения к ребенку и становления личности ребенка, которая проявляется в критическом осмыслении родителями целей, смыслов, ценностей и методов взаимодействия со своими детьми. Умение анализировать свои поступки и поступки своего ребёнка, делать выводы из полученного опыта, видеть успехи своего ребёнка в той или иной сфере очень важно.

Следует отметить, что коучинговый подход фокусируется на видении позитивных результатов, прежде всего, это не говорит о том, что мы не видим недостатки, мы их направляем в конструктивное русло и помогаем сформулировать экологичные шаги к достижению желаемого результата.

В целом средний показатель данной компетенции в группе наблюдался достаточно высоким изначально, поэтому мы ненамного его улучшили всего на 10%, но всё же мы можем говорить о том, что данный метод работает.

Таблица 3 - Уровень развития рефлексии испытуемых

Высокий Средний Низкий

До 30% 40% 30%

После 40% 50% 10%

Мы не могли оставить без внимания коммуникативную компетенцию, уровень которой мы измеряли с помощью теста коммуникативных умений Михельсона. При развитии коммуникативной компетентности родителей важным структурным компонентом являются коммуникативные умения [4].

В содержание коммуникативной компетентности родителей, включены ценности, выраженные в цели воспитания, в отношении к ребенку, стиль взаимодействия с ребенком, а также коммуникативные умения и навыки. В таблице 4 мы можем увидеть средний результат по группе.

Рассматривая показатели коммуникативных умений после проведения тренинговой программы, мы заметили прирост в развитии данной компетенции в целом, так как данная компетенция многогранна и требует особого внимания. Развитие разных показателей соответственно было разным, но в целом опыт был положительный и прирост составил около 20%, что в очередной раз доказывает, что коуч-технологии способствуют развитию родительской компетентности.

Таблица 4 - Уровень развития коммуникативной компетенции

До После

Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) 80% 80%

Реагирование на справедливую критику 30% 60%

Реагирование на несправедливую критику 30% 70%

Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника 60% 80%

Умение обратиться с просьбой 30% 50%

Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» 50% 80%

Умение самому оказать сочувствие, поддержку 40% 50%

Умение самому принимать сочувствие и поддержку 30% 70%

Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность 60% 90%

Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт 40% 80%

Заключительная компетенция, которой мы уделили внимание - это мотивация. Мы уделяли данной компетенции частичное внимание, исследуя уровень эмоционального интеллекта, но очевиден факт необходимости уделить более широкое внимание данной компетенции. Как правило, в коучинге особое внимание уделяется поиску мотивации, основополагающий вопрос любой коуч-сессии - «Почему важно?». Мы постоянно задавали участникам данный вопрос во время всей тренинговой программы и исследовали данный вопрос в группе.

Как ни странно, мы сталкивались в большей части с достаточно мотивированными родителями, что мы можем видеть в таблице. Возможно, в большей части из-за того, что мы не брали родителей одной группы сада, а приглашали желающих из всех групп и формировали в одну.

Таблица 5 - Уровень развития мотивационной компетенции

Низкая мотивация к успеху Средний уровень мотивации Умеренно высокий уровень мотивации Слишком высокий уровень мотивации

До 30% 50% 20% 0%

После 10% 50% 30% 10%

ВЫВОДЫ

В результате исследования нами было выявлено, что наиболее эффективными методами формирования родительской компетентности являются активные формы и методы: родительские собрания, семинары-практикумы, дискуссии, круглые столы, ролевые и деловые игры, занятия с элементами тренинга, детско-родительские мероприятия и др. Активные формы и методы не дают готовых знаний, а побуждают участников к самостоятельному поиску.

Проведенное исследование позволило изучить феномен родительской компетентности, выявить ключевые компетенции и развить их в психологическом сопровождении с применением коуч-технологий.

Здесь к технологиям коучинга относится такие упражнения, как «Знакомство», рамка вопросов «Как если бы...?», открытые коучинговые вопросы: Почему Важно? Что ты хочешь ... сейчас... завтра? Какой результат ты бы хотел увидеть через время? и др.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что данный метод можно использовать в работе психолога-педагога для развития родительской компетентности, в частности, ключевых родительских компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушина, В.Н. Формирование коммуникативной компетентности родителей в условиях учреждения дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук / Бушина В.Н. - Екатеринбург, 2006. - 148 с.

2. Никитенко, Т.В. Проблемы формирования профессионально-коммуникативных компетенций студентов в современных условиях / Т.В. Никитенко // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 2. - С. 99-101.

3. Панкратова, И. А. Измерение сформированности профессиональных представлений как показатель компетентности выпускника / И. А. Панкратова, Е.Е. Рогова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 6. - С. 259-262.

4. Рубан, С. В. Влияние родительских установок на развитие коммуникативных и социальных компетентностей у детей дошкольного возраста / С.В. Рубан // Сборник научных докладов международной научно-практической конференции «Проблемы функционирования современного государства: право, политика, экономика, образование». - М., 2015. - С. 50-56.

5. Семенова, Т. А. Система развития педагогов-тьюторов как средство развития родительской компетенции / Т.А. Семенова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие родительской компетенции». - М., 2015. - С. 7-11.

6. Ткачева, Т.А. «Родительская компетентность» как психолого-педагогическая компетентность / Т.А. Ткачева // Теория и практика современной науки : материалы XX Международной научно-практической конференции. - М. : Научно-информационный издательский

центр "Институт стратегических исследований", 2015. - С. 97-101.

REFERENCES

1. Bushina, V.N. (2006), Formation of the communicative competence ofparents in the context of the establishment of additional education, dissertation, Ekaterinburg.

2. Nikitenko, T.V. (2016), "Problems of formation of students' professional and communicative competences in modern conditions", International scientific journal Innovation Science,"No. 2, pp. 99-101.

3. Pankratova, I.A. and Rogova, E.E. (2014), "Measuring the formation of professional ideas as an indicator of graduate competence", Humanities, socio-economic and social sciences, No. 6, pp. 259-262.

4. Ruban S.V. (2015), "The influence of parental attitudes on the development of communicative and social competencies in preschool children", Collection of scientific reports of the international scientific-practical conference Problems of the functioning of the modern state: law, politics, economics, educa-tion"'Moscow, pp. 50-56.

5. Semenova, T.A. (2015), "System of development of teachers-tutors as a means of development of parental competence", Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Development of parental competence", Moscow. pp. 7-11.

6. Tkacheva, T.A. (2015), ""Parental competence" as psychological and pedagogical competence", Materials of the XX International Scientific and Practical Conference, Scientific Information Publishing Center "Institute for Strategic Studies", Moscow, pp.97-101.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.04.2019

УДК 159.99

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИИ И УСПЕВАЕМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО

ВОЗРАСТА

Евгения Евгеньевна Рогова, кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный университет (ЮФУ), г. Ростов-на-Дону, Лайса Алиевна Ибахаджиева, кандидат психологических наук, доцент

Чеченский государственный педагогический университет (ЧГПУ), г. Грозный

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье представлен краткий обзор понятий успеваемость и агрессия. Слово агрессия означает «нападать», т. е. выражает враждебное поведение по отношению к окружающим людям. Ярость, раздражение, ненависть, злость - это основные формы проявления агрессии. Актуальность исследования взаимосвязи между агрессией и успеваемостью у школьников разного возраста обусловлена учащением агрессивных проявлений в обществе. Агрессия у школьников проявляется как в младшем школьном возрасте, так и в подростковом, от чего страдают и родители, и учителя, и учащиеся. Для изучения взаимосвязи агрессии и успеваемости у школьников разного возраста были использованы следующие методики: методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревича, методика «Кактус» М.А. Панфиловой, тест руки Вагнера, «Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки». Автором показано, что у учащихся младших классов, склонных к насилию, доминирует прямая физическая агрессия в то время, как у подростков преобладает негативизм и вербальная агрессия.

Ключевые слова: агрессия; негативизм; успеваемость; обучаемость; возрастные особенности; подросток; младший школьник; адаптация.

CORRELATION OF AGGRESSION AND ACADEMIC PERFORMANCE AMONG SCHOOLCHILDREN OF DIFFERENT AGES

Evgeniya Evgenievna Rogova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

South Federal University, Rostov-on-Don, Laysa Alievna Ibahadzhieva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical University, Grozny

Annotation

The article presents a brief review of the concepts of academic performance and aggression. The word aggression means "to attack", i.e. expresses hostile behavior towards surrounding people. Rage,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.