УДК 373.2 - 055.52
А. А. Минина, Д. Я. Грибанова
Влияние опыта на родительскую компетентность (на примере родителей дошкольников)*
В статье рассматриваются современные представления о родительской компетентности, детерминанты её формирования. Представлены результаты эмпирического исследования, доказывающие влияние наличия родительского опыта и возраста родителей на формирование гуманных отношений с ребенком, способствующих развитию его личности. Меньший опыт обуславливает более идеализированное представление о ребенке, большую центрацию на своей роли родителя, необходимости дисциплинирующих воздействий.
The article deals with modern concepts of parental competence, determinants of its formation. The results of empirical research proving the influence of parental experience and age of parents on the formation of humane relations with the children, contributing to the development of their personality are presented. Less parental experience leads to a more idealized view of the child, a greater focus on their own role as a parent, the need for disciplining effects.
Ключевые слова: родительская компетентность, родители дошкольников, возраст родителей, опыт родительства.
Key words: parental competence, preschooler parents, age of parents, experience of parenting.
В настоящее время понятие «компетентность» трактуется двояко: и как синоним компетенции, профессионализма, и как только одна из составляющих компетенции [3]. Среди множества подходов наиболее эффективным представляется тот, который рассматривает компетентность как мобилизацию знаний, навыков, личностных черт для решения конкретной производственной задачи. Ценность этого подхода заключается в творческом синтезе отечественной (деятельностной) и западной концептуально-терминологической традиций [1].
В рамках отечественной традиции родительскую компетентность можно рассматривать как сочетание личностных качеств и знаний, умений, навыков родителя, способствующих конструктивному (гармоничному) стилю отношения родителей к ребенку. С этой точки зрения родительская компетентность может быть отождествлена с социально-психологической [6]. Среди обеспечивающих конструктивный стиль отношений с ребенком личностных черт
© Минина А. А., Грибанова Д. Я., 2018
* Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Псковской области в рамках научного проекта № 17-16-60003
66
родителей, перечисляемых различными исследователями [4; 10; 12; 13; 15], можно выделить главные: личностная зрелость, личностная идентичность, родительская любовь. Внутренним личностным инструментарием родителей является система знаний о возрастных этапах развития ребенка, психологии общения и взаимодействия, включая методы и средства семейного воспитания [16].
В западной традиции родительская компетентность определяется по её эффекту и рассматривается как «стиль воспитания, который способствует лучшему развитию личности для приобретения ею способностей, необходимых для того, чтобы наиболее эффективно реализовать ту экологическую нишу, которую он или она будут занимать в детстве, отрочестве и взрослости» [2, с. 1]. Эффективность какой-либо деятельности описывается обычно как достижение успешности в ней.
С. Л. Рубинштейн предлагает различать: 1) объективную успешность, т.е. эффективность действия; 2) успех действующего лица [цит. по 5]. Объективная успешность действий - это совокупность позитивных результатов деятельности, оцениваемых самостоятельно или окружающими, в том числе экспертами, включая производительность, качество, скорость и безошибочность действий; а также результативность и эффективность взаимодействия с окружающими (например, воспитателями, прародителями и т. д.) [5]. Основанный на эмпирических данных опросник родительской компетентности (The Parental Competence Questionnaire) выделяет пять измерений, обеспечивающих успешность родительских действий [2]:
1) знание возрастных особенностей детей для обеспечения адекватного ответа на детские реакции и потребности;
2) аффективную поддержку и стресс-менеджмент с целью управления напряженными ситуациями и эмоциональной поддержки ребенка для регуляции и преодоления им негативных реакций;
3) дисциплинирующий аспект для адекватного управления системой поощрения и наказания с целью стимулирования всех компонентов сбалансированной личности;
4) управление временем своим и ребенка таким образом, чтобы его использование способствовало развитию критического и творческого мышления, эстетических чувств, поддерживая вхождение ребенка в общество;
5) кризис-менеджмент как способность родителя быть лидером в совместном с ребенком преодолении кризисов и разрешении проблем.
Внутренние критерии успешности действующего лица являются продуктом процесса саморегуляции и отражают притязания субъекта, возможности реализации поставленных целей. Показателями выступают: духовное удовлетворение; значение для других людей того, что делает человек; статус как положение в обществе и возможность оказывать влияние, а также вознаграждение [5]. К достижению
успешности ребенка как элемента престижа и статуса родителей провоцирует современная общественная ситуация. Исследователи предостерегают от чрезмерной ориентации на успешность, поскольку это ведет к усилению тревожности родителей, их потребности контролировать не только поведение ребенка, но и его мысли и чувства, что становится опасным для психологического здоровья ребенка [8].
Попытка объединения вышеназванных подходов приводит к отождествлению компетенции с компетентностью - осведомленностью и осознанностью, умением и готовностью к эффективной работе, способностью решать задачи в конкретной ситуации. С этой точки зрения компетентность понимается как «готовность профессионала к выполнению конкретной работы» [1, с. 99]. Родительская компетентность - это «способность родителя правильно сориентироваться в ситуации воспитания, требующей родительского действия, и правильно ориентировать исполнение данного действия» [7, с. 43].
В модели родительской компетентности Дж. Бельского детерминантами родительской компетентности названы личностные ресурсы родителя, социальные источники стресса и поддержки (супружеские отношения, работа, социальное окружение) и характеристики ребенка (пол, возраст, темперамент, здоровье) [2]. Эмпирические исследования показывают характер этого влияния. Например, особенности мотивационной сферы, а именно: потребности в любви (близких эмоциональных отношений), потребности включения (социальных контактов) и потребности контроля (власти и ответственности) влияют на отношение родителей к ребенку, партнеру по браку и семье; ребенка - к родителям и семье [17]. А исследование С. А. Капустина [9] доказывает, что формирование позиций в отношении определенных экзистенциональных дихотомий (помощи и самостоятельности; природы и культуры; самоактуализации и условных ценностей; детерминизма и самоопределения) у родителей во многом происходило под влиянием соответствующей воспитательной позиции «прародителей», которые присваивались ими иррационально и впоследствии воспроизводились в воспитании своих детей.
Отдельного внимания заслуживает формирование родительской самоэффективности как субъективного отражения родительской компетентности, выражающегося в чувстве контроля над воспитанием детей и положительном отношении к себе как к родителю. Важность её изучения обусловлена тем, что высокий уровень родительской самоэффективности позволяет более успешно преодолевать различные объективные препятствия, независимо от накопленных знаний или освоенных навыков. Обнаружено также, что родительская самоэффективность прямо коррелирует с использованием позитивных родительских практик (чуткость, поддержка и т. п.) и обратно - с
использованием негативных практик (наказание отсутствием внимания, жесткая дисциплина и т. п.) [14]. Эмпирическое исследование самоэффективности матерей показало, что на её формирование влияют социальные источники стресса или поддержки (критика или поддержка со стороны окружения стиля воспитания, устанавливаемых правил); личный опыт (включая опыт ухода за детьми, предшествующий рождению собственного ребенка); наблюдение за чужим успешным опытом, положительные отзывы о родительских практиках или правилах; собственные эмоциональные реакции [14].
Таким образом, возникло предположение, что наличие опыта должно позитивно сказываться на всех проявлениях родительской компетентности, т. е. способствовать формированию гармоничного стиля отношений с ребенком. Каким образом родители приобретают опыт? Что свидетельствует о его приобретении? Показателями, свидетельствующими о приобретении опыта, будут: наличие младших сиблингов у родителей, возраст родителей, специфика полученного ими профессионального образования и деятельности (воспитатели, учителя, психологи и т. п.) и, конечно, наличие непосредственного опыта родительства, т. е. каким по счету является ребенок в семье (первенец или последующий). К сожалению, нам не удалось собрать информацию о сиблингах родителей. Влияние уровня и направления образования представлено нами ранее [11].
Уровень образования родителей прямо коррелирует с отношением родителей к обязанностям и правам (как своим, так и ребенка), поиском информации и количеством усилий по развитию детей, выбором более эффективных видов наказания и поощрения. Профильное (психолого-педагогическое) образование акцентирует внимание родителей на более гуманных и зрелых отношениях с ребенком, а также способствует более критичному, менее идеализированному отношению к оценке его поведения и готовности к школе.
Для исследования, проведенного в 2017 г., были отобраны т. н. благополучные родители, для которых характерно сотрудничество со специалистами дошкольного образовательного учреждения, соответствующее возрастным нормам развитие ребенка, просоциальное поведение, гармоничные отношения в семье, соблюдение правил этикета в общении, усилия по развитию детей. В исследовании приняли участие 59 чел., из них полностью заполнили анкеты родители дошкольников в количестве 43 чел., из них:
- мужчины - 8 чел. (18,6%): в возрасте 27-30 лет включительно -12,2%, 31-35 лет - 26,8%, 36-40 лет - 36,5%, 40-46 лет - 24,3%;
- женщины - 35 чел. (81,4%), из них: в возрасте 26-30 лет включительно - 21%, 31-35 лет - 44,2%, 36-40 лет - 25,8%, 40-46 лет - 9%.
Характеристика семей: полные - 90,7%, в разводе - 4,7%, мать -одиночка - 2,3%, многодетная - 9,3%, с детьми - инвалидами - 2,3%, с родителями - инвалидами - 4,7%; количество детей в семье: 1 - 37,2%, 2 - 53,5%, 3 - 9,3%.
Были исследованы следующие блоки показателей: социально-демографические характеристики семьи, особенности ребенка, межличностные отношения в семье, особенности воспитания ребенка в семье, психолого-педагогическая и правовая компетентность родителей. Большинство характеристик выявлялось путем анкетирования (открытые и альтернативные вопросы, оценка выраженности альтернатив); использовались опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) и проективная методика «Родительское сочинение».
Испытуемые были разделены на группы 1) по возрасту, 2) в зависимости от того, каким по счету (первым или последующим) является ребенок - дошкольник. Разделение по возрасту было проведено с учетом медианы выборки: первую группу испытуемых (п = 19) составили родители в возрасте до 35 лет, вторую (п = 24) -родители в возрасте от 35 лет.
Родители более молодого возраста (табл. 1) чаще обозначают проблему с жильем как помеху в воспитании ребенка, чувствуют себя более неуверенно в вопросах профориентации; чаще прибегают к принуждению, физическому наказанию и лишению удовольствия как методам наказания; чаще советуются со своими родителями для повышения родительской компетентности. При этом они в большей степени центрированы на ребенке. Так, они имеют существенно более высокие баллы по шкале «Позитивные особенности ребенка», которая выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка; по шкале «Интересы, предпочтения ребенка», которая позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия интересов и предпочтений ребенка родителем. Кроме того, существенно более идеализирован у молодых родителей образ ребенка.
Таблица 1
Влияние возраста на родительскую компетентность
Показатель Достоверность Средний ранг в
различии группах родителей
У Р до 35 лет от 35 лет
Образование матери 163,5 0,05 18,61 24,69
Каждый занимается своими делами 164,0 0,05 18,63 24,67
Мешает недостаток времени в 136,5 0,05 17,18 25,81
воспитании
Самостоятельность ребенка 143,5 0,05 26,45 18,48
Решение сообща жизненных проблем 155,5 0,05 25,82 18,98
Принуждение как метод семейного 131,0 0,05 27,11 17,96
воспитания
Физическое наказание 156,0 0,05 25,79 19,00
Лишение удовольствия как метод 145,5 0,05 26,34 18,56
наказания
Выбор профессии как проблема 156,0 0,05 25,79 19,00
воспитания
Мешает в воспитании проблема с 156,0 0,05 24,53 20,00
жильем
Центрация на позитивных особенностях 152,0 0,05 26,00 18,83
ребенка
Центрация на интересах ребенка 135,5 0,05 26,87 18,15
Центрация на образе ребенка 115,0 0,01 27,95 17,29
Советуюсь со своими родителями 131,5 0,05 27,08 17,98
Оценка словарного запаса ребенка 155,0 0,05 25,84 18,96
Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка и показывает отношение родителей к следующим показателям ребенка: здоровье, физическое состояние; внешность; эмоциональные особенности; личностные качества; интеллектуальное развитие; гендерная идентификация; саморегуляция; возрастной статус; предпочтения, интересы; отношения с окружающими; достижения; перспективы, жизненные планы; анамнестические данные. Таким образом, молодые родители, имея весьма идеализированные представления о ребенке и о своей роли родителя, чаще сталкиваются с ситуациями расхождения реальности с идеалом, которые склонны «исправлять» с использованием неконструктивных авторитарных методов.
Родители постарше более склонны уважать личное пространство всех членов семьи, более критичны в отношении оценки самостоятельности и словарного запаса своего ребенка; указывают на недостаток времени как главную помеху осуществления своих родительских функций. Матери старшей возрастной группы имеют более высокий уровень образования, что, вероятно, связано с тем, что они уже успели завершить свое образование.
Статистически значимые различия (табл. 2) зафиксированы и между группами родителей, у которых ребенок дошкольного возраста -первенец (п = 29), и у которых дошкольник - второй и последующий ребенок в семье (п = 14).
Матери ребенка-первенца имеют более высокие должности, что, возможно, связано с более поздним рождением первого ребенка из-за первоочередной карьерной реализации женщин. Родители первой группы в большей степени акцентируют свое внимание на дисциплинарных вопросах: поведение ребенка чаще становится
причиной конфликта с ним, а поддержание дисциплины оценивается как более выраженная проблема. Они называют существенно больше своих обязанностей как родителя и обязанностей ребенка. Такие родители чаще советуются с друзьями, у которых есть дети; в целом более позитивно оценивают управление ребенком своим поведением в общении и его успехи в рисовании.
Таблица 2
Влияние личного опыта родительства на родительскую компетентность
Показатель Достоверность различий Средний ранг в группах родителей
У Р с первым ребенком со 2 (3) ребенком
Возраст матери 94,0 0,01 18,24 29,79
Количество человек в семье 105,0 0,01 18,62 29,00
Уверенность ребенка 105,0 0,01 18,62 29,00
Ребенок успешен в пении 121,5 0,01 19,19 27,82
Убеждение как метод воспитания 154,0 0,05 20,31 25,50
Важность знаний об имущественных правах и обязанностях в семье 109,5 0,01 18,78 28,68
Осведомленность о правах матери и ребенка при разводе 95,0 0,01 18,28 29,71
Важность знаний о правах матери и ребенка при разводе 115,5 0,05 18,98 28,25
Осведомленность о льготах родителей по ТК 112,0 0,05 18,86 28,50
Осведомленность о порядке обращения в различные органы при ущемлении прав ребенка 132,0 0,05 19,55 27,07
Осведомленность в правовых вопросах в целом 108,5 0,05 18,74 28,75
Важность правовых знаний в целом 121,0 0,05 19,17 27,86
Должность матери 145,0 0,05 24,00 17,86
Ребенок успешен в рисовании 136,5 0,05 24,29 17,25
Количество обязанностей родителя 128,0 0,05 24,59 16,64
Количество обязанностей ребенка 134,0 0,05 24,38 17,07
Невыполнение навыков самообслуживания как причина конфликтов с ребенком 108,0 0,01 25,28 15,21
Изоляция как метод наказания 129,0 0,05 24,55 16,71
Дисциплина как проблема воспитания 129,0 0,05 24,55 16,71
Советуюсь с друзьями, у которых есть дети 124,0 0,05 24,72 16,36
Оценка управления ребенком своим поведением в общении 122,5 0,05 24,78 16,25
Родители второй группы предсказуемо старше. Они существенно чаще используют убеждение как метод воспитания. Реалистичность ожиданий и требований, отсутствие жестких дисциплинирующих воздействий ведет к большей уверенности детей.
Более опытные родители чаще отмечают, что их дети успешны в пении.
Необходимо отметить, что увеличение родительского опыта ведет не только к большей правовой осведомленности в вопросах семейного права и защиты прав детей, но и повышает субъективную оценку важности правовых знаний.
Интересен тот факт, что более молодые по возрасту родители и родители ребенка-первенца чаще прибегают к советам значимых близких (своих родителей, друзей с детьми) для разрешения трудных ситуаций. То есть, наше исследование согласуется с ранее проведенным исследованием [14], показывая, что опыт повышает самоэффективность родителей, их уверенность в своих действиях.
Выводы:
1. Родительскую компетентность можно рассматривать как способность родителя правильно сориентироваться в ситуации воспитания, требующей родительского действия, и правильно ориентировать исполнение данного действия таким образом, чтобы сформировать гармоничные отношения с ребенком, способствующие лучшему развитию его личности.
2. Детерминантами родительской компетентности выступают личностные ресурсы родителей, социальные источники стресса и поддержки и особенности ребенка. Можно предположить, что одной из детерминант родительской компетентности, объединяющей личностные ресурсы человека и социальные источники, является опыт личности.
3. Эмпирическое исследование показало, что с возрастом и родительским опытом родители приобретают все большую компетентность в правовых вопросах, становятся «мягче», гуманнее в отношении своих детей, в большей степени ориентированы на поддержку, в меньшей степени ориентированы на слияние с членами семьи. Таким образом, гипотеза о влиянии опыта на формирование родительской компетентности подтвердилась.
Список литературы
1. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология -2014. - № 1. - С. 87-102.
2. Грибанова Д. Я. К вопросу об определении родительской компетентности в современных англоязычных источниках // Вестник Псковского государственного университета. - 2017. - № 6. - в печати
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 7-13.
4. Елизаров А. Н. Принцип взаимного дополнения элементов как основа детско-родительских отношений // Педагогика и психология образования. - 2010. -№ 3. - С. 31-41.
5. Елизаров А. Н., Болдинова М. Н. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии // Педагогика и психология образования. - 2013. - № 3. - С. 95-106.
6. Евдокимова М. А. Формирование родительской компетентности посредством коучинга детско-родительских отношений // Ассоциация супервизоров и консультантов [ Электронный ресурс]. http://www.ww.supervis.ru/content/199658493-evdokimova-ma-formirovanie-roditelskoy-kompetentnosti-posredstvom-kouchinga-detsko (дата обращения: 28.07.2017).
7. Кабанченко Е. А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. - № 1 (3). - М.: МЦНО, 2017. - С. 43-47.
8. Камзина О. А. Взаимосвязь родительской тревожности и родительской компетентности, обусловленной социальными ожиданиями // Социальные явления. - 2016. - № 4. - С. 55-60.
9. Капустин С. А. Использование экзистенциального критерия для оценки личности гиперопекающих и сверхтребовательных родителей в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2015. - № 2. - С. 51-62.
10. Махмутова Р. К. Особенности родительских установок матерей с разным уровнем личностной зрелости // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -
2013. - Т. 10. - № 2. - С. 165-172.
11. Минина А. А. Взаимосвязь компетентности родителей и их образования // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: Актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Тула, 23 нояб. 2017 г.). - URL - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2018. - С. 25-27.
12. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
13. Павлова Т. В. Моделирование представлений о родительстве в зрелом возрасте // Ученые записки РГСУ. - 2013. - № 2 (114). - С. 161 - 164.
14. Поливанова К. Н., Вопилова И. Е., Козьмина Я. Я., Нисская А. К., Сивак Е. В. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования. - 2015. - № 4. - С. 184-200.
15. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. - М., 2000. - 464 с.
16. Суворова О. В. Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - № 6 (49)
2014. - С. 241-242.
17. Шкурко Т. А., Сериков Г. В., Литвина С. А., Брандао К. Особенности взаимоотношений в семье в связи с выраженностью социально-психологических потребностей родителей // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13. -№ 4. - С. 254-268.
Статья поступила: 15.11.2018. Принята к печати: 11.12.2018