Научная статья на тему 'Особенности внутренней позиции родителя у детей подросткового возраста'

Особенности внутренней позиции родителя у детей подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
310
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЯ / ОНТОГЕНЕЗ РОДИТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуллина С. А.

В статье рассматривается понятие «внутренняя позиция родителя» применительно к подросткам (в контексте их установки на будущее), не имеющим детей. Выделяются компоненты внутренней позиции и описывается их содержание. Определяются типы и критерии сформированности внутренней позиции родителя у подростков. Делается вывод о наличии взаимосвязи между опытом взаимодействия с младенцем и характером внутренней позиции родителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внутренней позиции родителя у детей подросткового возраста»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

С.А. АБДУЛЛИНА* Московский гуманитарный университет

В статье рассматривается понятие «внутренняя позиция родителя» применительно к подросткам (в контексте их установки на будущее), не имеющим детей. Выделяются компоненты внутренней позиции и описывается их содержание. Определяются типы и критерии сформированное™ внутренней позиции родителя у подростков. Делается вывод о наличии взаимосвязи между опытом взаимодействия с младенцем и характером внутренней позиции родителя.

Ключевые слова: родительство, внутренняя позиция родителя, онтогенез родительской сферы, подростковый возраст, содержание компонентов внутренней позиции родителя.

Введение

На сегодняшний день существует довольно много исследований психологической готовности девушек и юношей к родительству. Изучаются представления о родительстве [3, 4, 11, 12, 13], готовность к родительству [1, 5, 7, 10, 19], образ будущего ребенка [17]. В исследованиях отмечается низкий уровень психологической готовности молодых людей к родительству, а именно: преобладание инфантильного типа представлений о ро-дительстве, идеализированных образов ребенка и родителя, богатых внешними характеристиками без яркой эмоциональной окраски и глубинной личностной значимости; при этом наблюдается несформированность навыков по уходу за ребенком. Среди причин указываются «утрата преемственности поколений в реализации родительских функций», а также «редкость и поверхностность контактов с детьми у молодых людей до момента рождения собственного ребен-

© Абдуллина С.А., 2017

* Для корреспонденции:

Абдуллина Светлана Александровна педагог-психолог ГБОУ СОШ 1989 г. Москвы E-mail: [email protected]

ка» [1, 16]. Становится очевидным, что низкий уровень развития представлений о родительстве можно повысить путем наполнения опытом специфических для родительства деятельностей в период до рождения собственных детей.

Настоящее исследование направлено на изучение формирования внутренней позиции родителя у подростков. Внутренняя позиция родителя - это личностное образование, отражающее принятие социальной позиции родителя, которую человек занимает или хочет занять, индивидуальное отношение к ней [2, 6].

Основываясь на теоретической концепции онтогенеза родительской сферы Г.Г. Филипповой [18], а также исследованиях В.В. Николаевой, Г.А. Ариной, Е.Б. Айвазян [11], мы выделили 4 компонента внутренней позиции родителя:

1) мотивационный - содержание личностного смысла родительства, место в системе ценностей, мотивов, потребностей;

2) когнитивный - образ ребенка, образ себя как родителя, представления и ожидания относительно родительства и детско-родительских отношений, представления о родительских функциях;

3) эмоциональный - эмоциональное отношение к родительству, к себе как к будущему родителю, к ребенку;

4) поведенческий - умения и навыки по уходу и общению с ребенком, навыки по воспитанию и обучению, стиль эмоционального сопровождения, осуществления операций ухода.

Целью настоящего эмпирического исследования стало изучение содержания компонентов внутренней позиции родителя в подростковом возрасте и выявление взаимосвязи между опытом взаимодействия с младенцем и характером внутренней позиции родителя.

Методика

В исследовании участвовали 62 ребенка в возрасте от 15 до 17 лет, из них 34 девочки и 28 мальчиков. В возрасте 15 лет - 18 детей, 16 лет - 23 ребенка, 17 лет - 21 ребенок. Из них у 27 есть только младшие сиблинги, у 7 детей есть и старшие и младшие сиблинги, у 13 детей есть только старшие сиблинги, 13 детей - единственные дети в семье.

Методики исследования внутренней позиции родителя в подростковом возрасте:

1. Анкета для выявления представлений о будущем ребенке (авторская модификация С.А. Абдуллиной методики А.А. Петровой) [15] - направлена на изучение представлений о будущем ребенке по 2 основным категориям: представления об особенностях воспитания и ухода, взаимодействия с ребенком, отражающих родительскую компетентность, и представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка.

2. Родительское сочинение (авторская модификация С.А. Абдуллиной методики «Родительское сочинение» О.А. Карабано-вой) [3] - изучение особенностей внутренней позиции родителя на идеальном уровне по следующим блокам: «образ ребенка», «образ отношений в семье», «я как родитель».

3. Рисунок «Моя семья» (модификация Т.В. Пальцевой) [14].

4. Рисунок «Моя семья в будущем» (Т.В. Пальцева) [14].

Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие самосознания, мировоззрения, мотивационной системы, способности к рефлексии и выработке собственной позиции [9]. На первое место в этом возрасте выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом, намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением [2]. Внутренняя позиция подростка в отличие от позиции младшего школьника характеризуется стремлением к утверждению в позиции взрослого. Имеющиеся у подростка представления о взрослой жизни, в частности о родитель-стве, превращаются в представления о собственном будущем [8].

Результаты и обсуждение

Мотивационный компонент внутренней позиции родителя оценивался по ответам в «Анкете для выявления представлений о будущем ребенке», по рисунку «Моя семья в будущем», а также по высказываниям в «Родительском сочинении». По результатам анкетирования 97% подростков планируют иметь в будущем детей. Изображение детей также присутствует и на рисунке «Моя семья в будущем» у 92% испытуемых. У них преобладает высокий и средний уровень ценности ребенка.

Среди мотивов родительства чаще встречается мотивы (рис. 1): а) «смысл жизни» (81%) - ребенок является надеждой на будущее, является значительной частью жизни родителя; б) «забота» (45%) - ребенок - это тот, кого можно любить, о ком можно заботиться; д) «реализация собственных планов» (34%) - ребенок будет осуществлять в своей жизни то, что не сделала мать/отец по каким-то причинам; в) «прагматический» (27%) - ребенок - союзник в решении жизненных проблем и задач; г) «разделение интересов» (11%) -здесь ребенок выступает в роли партнера по жизненным интересам и может оказывать поддержку.

Рис. 1. Мотивы родительства (в %)

У девочек чаще встречаются мотивы «смысл жизни», «забота» и «прагматический», а у мальчиков - мотивы «смысл жизни», «реализация собственных планов» и «забота».

На основе корреляционного и факторного анализа были выявлены связанные друг с другом переменные и объединены по критерию сформированности/несформи-рованности внутренней позиции родителя. Была найдена близость между «психологическим комфортом в позиции родителя» на рисунке «Моя семья в будущем» и мотивом «забота», а также отрицательную взаимосвязь с мотивом «реализация собственных планов». Можно предположить, что мотив «забота» является показателем сформиро-ванности внутренней позиции родителя, а мотив «реализация собственных планов» -показателем несформированности.

Мотивационный компонент также оценивался по высказываниям в «Родительском сочинении», где по «Открытой шкале» подростки отвечали, что «мечтают иметь детей в будущем, ждут этого момента с нетерпением». Наличие данных высказываний отражало высокий уровень сформированности внутренней позиции родителя.

Когнитивный компонент. Уровень развития внутренней позиции родителя

оценивался по насыщенности содержания когнитивного компонента в «Родительском сочинении» и анкете «Представления о будущем ребенке», а также по наличию высказываний «из роли родителя».

«Образ ребенка» - материалы об этом представлены на рисунке 2. Подростки чаще высказываются о будущих увлечениях своего ребенка, чем о его личностных чертах. Среди увлечений на первом месте учеба, потом спорт. Девочки чаще упоминают занятия чтением, музыкой, танцами и рисованием. А мальчики чаще говорят о занятиях математическими науками и об учебе в институте.

Главные личностные черты будущего ребенка, по мнению подростков, это - доброта и ум (рис. 3). Девочки также более важными считают самостоятельность и независимость, внешнюю красоту, дружелюбие, целеустремленность, честность и воспитанность. Мальчики считают более важными здоровье, успешность, индивидуальность и отзывчивость. Также надо отметить, что «образ ребенка» у девочек насыщенней, чем у мальчиков.

«Образ отношений в семье». Высказывания о характере отношений имеют положительную окраску, преобладают общие высказывания - «отношения хорошие, наилучшие» (63%).

Рис. 2. Образ ребенка. Увлечения (в %)

Рис. 3. Образ ребенка. Личностные черты (в %)

Подчеркивается важность близости в отношениях, доверия, искренности (32%). Категория «друзья, дружба» встречается у 24% подростков. О любви в отношениях с будущим ребенком говорят 15% подростков. Считают, что отношения будут счастливыми 13% подростков. Ориентация на интересы ребенка в выборе будущих увлечений наблюдалась у 35,5% испытуемых. Они отмечали, что в будущем ребенок сам выберет то, что ему будет интересно. Принятие любых особенностей своего ребенка («буду любить такого, какой есть») присутствовало в высказываниях у 27,4% детей. Различие мальчиков и девочек заключа-

ется в том, что девочки чаще используют категории «доверие», «любовь», «взаимопонимание», «уважение», а мальчики - категорию «дружба».

«Образ себя как родителя» включал в себя ожидания относительно своих чувств, ощущений, планов, мыслей, действий в связи с появлением ребенка в будущем. Ответы давались из «роли родителя», например: «Я всегда мечтала о том, что ... мой ребенок подбежит ко мне и скажет «мама» или «Когда я думаю о своем будущем ребенке, то . с нетерпением жду, когда он появится». Лишь 28% детей использовали в сочинениях высказывания, которые мож-

но отнести к категории «Я как родитель». Данная категория чаще встречалась в ответах по «Открытой шкале» и характеризовала высокий уровень сформированности внутренней позиции родителя.

Эмоциональный компонент. Родительские чувства носили как положительный эмоциональный знак - счастье, радость, гордость, ожидание с нетерпением, когда появится семья и ребенок (35,5%), так и отрицательный - страх, волнение, неуверенность, затруднение (17,7%).

На первом месте среди опасений страхи относительно отношений с будущим ребенком - «не будет слушаться, будет нарушать запреты» у 71% испытуемых. Далее страхи относительно индивидуальных особенностей будущего ребенка -«попадет под влияние плохой компании» (47%), «будет иметь вредные привычки» (55%), «у него будут проблемы со здоровьем» (24%), скованность, замкнутость (15%), лень, несерьезность (8%). Также встречались страхи относительно своего родительства (10%) - «ребенок быстро вырастет, буду плохой матерью/отцом, не будет детей и счастливой семьи, не найду достойного супруга, буду одна воспитывать ребенка, не смогу уделять достаточно времени, буду излишне о нем заботиться и чрезмерно опекать».

По результатам рисуночной методики «Моя семья в будущем» психологический комфорт в позиции родителя у большей части подростков (47%) находится на среднем уровне. Низкий уровень психологического комфорта в позиции родителя у 29% детей, а высокий уровень - у 24% детей.

Поведенческий компонент. Намерения подростков относительно своего предполагаемого родительского поведения были отражены в высказываниях в «Родительском сочинении» и анкете «Представления о будущем ребенке».

Методы воспитания включали в себя требования, систему поощрений и наказаний (табл. 1). Низкий уровень (названы от 0 до 5 конкретных методов воспитания)

наблюдался у 32% испытуемых; средний уровень (названы от 6 до 10 конкретных методов воспитания) - у 43% испытуемых, а высокий уровень (названы от 11 до 16 конкретных методов воспитания) - у 24% испытуемых.

По результатам анкетирования были выявлены представления о стиле воспитания: демократический стиль преобладает у 73% испытуемых, авторитарный - у 19%, попустительский - у 8%. Значимых различий между мальчиками и девочками по стилю воспитания нет. Помощь бабушек и дедушек в воспитании ребенка готовы принимать лишь 47% подростков, равное количество мальчиков и девочек. По показателю «родительская направленность» были получены следующие результаты: ориентация полностью на интересы ребенка преобладает у 16% испытуемых; частичная ориентация на интересы ребенка - у 61% испытуемых; ориентация на себя или общественное мнение - у 23% испытуемых.

В результате применения факторного и кластерного иерархического анализа выявлены следующие типы внутренней позиции родителя у подростков:

- сформированная (26%) (14 девочек и 2 мальчика) - наличие мотивации быть родителем в будущем (мотивы - «забота», «смысл жизни»); наличие изображения детей и высокий уровень ценности ребенка на рисунке «Моя семья в будущем»; высокий уровень психологического комфорта в позиции родителя; насыщенность представлений, а также наличие намерений относительно воспитания, ухода и взаимодействия с ребенком, отношений в будущей семье; демократический или авторитарный стили воспитания; наличие представлений о желаемых особенностях будущего ребенка, однако принятие любых его особенностей; высказывания, отражающие наличие «мечты» быть родителем, родительские чувства при мысли о будущем ребенке - «радость», «счастье», «гордость».

Таблица 1

Методы воспитания (в %)

Методы воспитания Все Девочки Мальчики

Что будет нельзя:

Вредные привычки (пить, курить) 61 53 71

Нецензурные выражения 17 9 29

Грубить старшим 31 30 32

Принимать наркотики 21 9 36

Долго гулять 16 18 14

Долго смотреть телевизор 13 9 18

Общаться с плохой компанией 8 9 7

Забрасывать учебу 7 3 11

Воровать 2 3 0

«Все плохое, то, что вредно» и т.п. 15 27 0

Что будет можно:

Гулять с друзьями 21 15 29

Иметь свои увлечения 15 9 21

Компьютер 8 6 11

Иметь свое мнение 5 6 4

«Все, но в рамках» и т.п. 53 56 50

Что будете делать вместе:

Гулять 48 50 46

Играть 29 38 18

Проводить время вместе 29 27 32

Заниматься уроками 27 32 21

Театр, кино, музей и др. 24 30 18

Веселиться 18 24 11

Путешествовать 16 24 7

Делать домашние дела 16 21 11

Заниматься спортом 15 9 21

Разговаривать 13 12 14

Смотреть телевизор 10 15 4

Ходить по магазинам 8 15 0

Читать 7 12 0

Отмечать праздники 5 6 4

В чем будет самостоятельным:

В быту 27 24 32

В принятии решений 26 21 32

В учебе 24 27 21

В выборе интересов 15 18 11

В выборе друзей 11 15 7

В выборе профессии 8 6 11

«Во многом, почти во всем» и т.п. 15 21 7

Методы наказания:

Лишение чего-либо (прогулка, компьютер, карманные деньги, 52 59 43

развлечения)

Серьезный разговор 40 44 36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крик 7 9 4

Игнорирование 5 9 0

Домашний арест 7 9 4

Наказание ремнем 7 3 11

Любое, кроме физического наказания 13 15 7

Поставить в угол 16 9 25

- частично сформированная (72%) (19

девочек и 26 мальчиков) - наличие мотивации быть родителем в будущем (мотивы - «реализация собственных планов», «прагматический», «разделение интересов»); представление своей будущей семьи с детьми на рисунке «Моя семья в будущем» и средний уровень ценности ребенка; средний уровень психологического комфорта в позиции родителя; однообразие и формальность высказываний по блокам «Образ ребенка», «Образ себя как будущего родителя»; поверхностные представления о навыках по воспитанию и уходу за ребенком; отсутствие высказываний, отражающих принятие своего будущего ребенка и его особенностей; попустительский и демократический стили воспитания.

- несформированная (2%) (1 девочка) - отсутствие мотивации быть родителем в будущем; представление своей будущей семьи без детей на рисунке «Моя семья в будущем»; поверхностные представления о навыках по воспитанию и уходу за ребенком; негативный или амбивалентный эмоциональный фон родительского сочине-

ния; отсутствие намерений относительно особенностей ухода и взаимодействия с ребенком; родительские чувства при мысли о будущем ребенке - «негативизм», «страх».

С целью выявления взаимосвязи между наличием опыта взаимодействия с младенцем и сформированностью внутренней позиции родителя в работе использовали корреляционный анализ (критерий Спир-мена) и непараметрические критерии для выявления различий (критерий Манна -Уитни). На основании анкеты по онтогенезу родительской сферы были определены наличие и характер опыта взаимодействия подростков с младенцами (табл. 2).

Таким образом, из полученных данных видно, что наличие опыта и положительных впечатлений от взаимодействия с младенцами влияет на интенсивность формирования представлений о методах воспитания и родительской компетентности, а насыщенность опыта может положительно сказаться на эмоциональной составляющей внутренней позиции родителя (более низкий уровень тревоги относительно будущей семьи).

Представления о методах воспитания Важность дружеских отношений с будущим ребенком Важность близости в отношениях с будущим ребенком Тревожность на рисунке «Моя семья в будущем»

Насыщенность опыта взаимодействия с младенцами -0,424*

Характер впечатлений от взаимодействия с младенцем 0,522** 0,534**

Характер реакции взрослых 0,474*

Примечание: * - корреляции с уровнем значимости меньше 0,05; ** - корреляции с уровнем значимости меньше 0,01

Таблица 2

Корреляционная матрица взаимосвязей между наличием у подростков опыта взаимодействия с младенцами и особенностями компонентов внутренней позиции родителя (критерий Спирмена)

Также мы предположили, что подростки, имеющие младших сиблингов с разницей в возрасте 5-11 лет, будут иметь более высокий уровень сформированности внутренней позиции родителя. Данное предположение было сделано, основываясь на теоретических данных Г.Г. Филипповой (2002), которая указывает на то, что наиболее благоприятным периодом для получения первого опыта взаимодействия с младенцем является период нянченья (возраст от 5 до 11 лет). Наличие такого опыта именно в этом возрасте, по мнению Г.Г. Филипповой, оказывает положительное влияние на формирование родительской сферы личности.

Было проведено сравнение результатов подростков, имеющих младших сиблингов с разницей в возрасте 5-11 лет (группа 1) и не имеющих таковых (группа 2) с помощью непараметрического критерия Манна - Уитни и выявлены следующие различия. Психологический комфорт в позиции родителя в первой группе выше, ценность ребенка выше, чаще встречается авторитарный стиль воспитания, уровень родительской компетентности выше, больше полнота представлений о желаемых отношениях с будущим ребенком. Также у подростков первой группы намного чаще встречается принимающая позиция по отношению к любым особенностям ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что у подростков, имеющих младших сиблингов с разницей в возрасте 5-11 лет, отмечаются более высокие показатели по наиболее важным критериям сформированности внутренней позиции родителя.

Заключение

В заключение по результатам настоящего исследования можно сделать вывод, что внутренняя позиция родителя формируется намного раньше, чем появляются собственные дети. В подростковом возрасте наиболее ярким проявлением сформи-

рованности внутренней позиции родителя будет наличие положительных родительских чувств и ожиданий относительно появления ребенка в будущем, привлекательность социальной роли родителя, преобладание мотива родительства, связанного с желанием заботиться о будущем ребенке, а также принимающая позиция по отношению к любым особенностям будущего ребенка. Также обнаруживается, что наличие и характер опыта взаимодействия с младенцами до начала подросткового возраста влияют на сформированность внутренней позиции родителя.

Литература

1. Авдулова Т.П., Трухачева О.К. Сравнительный анализ готовности к родительству у матерей и отцов в период ожидания ребенка [Электронный ресурс] // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. - 2013. - №3. - С. 67-89. www. perinataljourn.ru.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

3. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

4. Девятых С.Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте (анализ гендерных различий): дис. ... канд. психол. наук. - Смоленск, 2006. - 231 с.

5. Демчук Н.А. Формирование психологической готовности юношей к отцовству: дис. ... канд. психол. наук. - Курган, 2006. - 223 с.

6. Захарова Е.И. Психология освоения родительства: науч. моногр. - М.: ИИУ МГОУ, 2014. - 258 с.

7. Ивакина В.В. Формирование у студенток психологической готовности к материнству: дис. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2006. - 193 с.

8. Иващенко А.В., Зубова Л.В., Щербинина О.А. Внутренняя позиция личности подростка: понятие, условия формирования и развития. - Оренбург: ГУ РЦ РО, ГОУ ОГУ, 2008. - 153 с.

9. Крайг Г. Психология развития. 7-е между-нар. изд. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

10. Крысько А.А., Ланцбург М.Е. Представления о материнстве и возрастных особенностях детей у девушек старшего подросткового возраста // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 6. - № 2. - С. 129138. [Электронный ресурс]: http://psyedu. ru/j ournal/2014/2/Krysko_Lancburg.phtml.

11. Николаева В.В., Арина Г.А., Айвазян Е.Б. Структура и содержание внутренней материнской позиции у беременных женщин // В кн.: Медико-психологические аспекты современной пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перина-тологии. - М., 2005. - С. 40-43.

12. Овчарова Р.В. Психология родительства. -М.: Издательский центр «Академия», 2005.

- 368 с.

13. Павлова Т.В. Психологические механизмы формирования зрелых представлений о родительстве // Вестник университета (Государственный университет управления).

- 2011. - № 16. - С. 77-78.

14. Пальцева Т.В. Психологические условия становления и развития репродуктивных установок в детско-юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 156 с.

15. Петрова А.А. Материнские представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка как фактор детско-ро-дительского эмоционального взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 225 с.

16. Попова А.А. Контент-анализ ассоциативного ряда к слову «ребенок» // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. - 2011. - № 1-2.

- С. 118-131. [Электронный ресурс]: www. perinataljourn.ru.

17. Смирнова А.А., Чернова Е.П. Особенности образа будущего ребенка у современной молодежи // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. -2011. - № 1-2. - С. 202-219. [Электронный ресурс]: www.perinataljourn.ru.

18. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 238 с.

19. Щербаков А.В. Родительские роли как детерминанты формирования личности в контексте психологической готовности к

родительству у студенток вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2014. - 28 с.

References

1. Avdulova TP, Trukhacheva OK. Sravnitel'nyy analiz gotovnosti k roditel'stvu u materey i ottsov v period ozhidaniya rebenka. Perina-tal'naya psikhologiya i psikhologiya reproduk-tivnoy sfery 2013; 3:67-89. [Internet] www. perinataljourn.ru (in Russian).

2. Bozhovich LI. Lichnost' i yeye formirovaniye v detskom vozraste. St-Petersburg: Piter 2008: 398 (in Russian).

3. Burmenskaya GV, Zakharova Yel, Karabano-va OA. et al. Vozrastno-psikhologicheskiy podkhod v konsul'tirovanii detey i podrostk-ov. Moscow: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya» 2002: 416 (in Russian).

4. Devyatykh SYu. Osobennosti predstavleniy o roditel'stve v yunosheskom vozraste (analiz gendernykh razlichiy): dis. . kand. psikhol. nauk. Smolensk 2006: 231 (in Russian).

5. Demchuk NA. Formirovaniye psikhologich-eskoy gotovnosti yunoshey k ottsovstvu: dis. ... kand. psikhol. nauk. Kurgan 2006: 223 (in Russian).

6. Zakharova Yel. Psikhologiya osvoyeniya rodi-tel'stva: nauch. monogr. Moscow: IIU MGOU 2014: 258 (in Russian).

7. Ivakina VV. Formirovaniye u studentok psik-hologicheskoy gotovnosti k materinstvu: dis. ... kand. psikhol. nauk. Stavropol' 2006: 193 (in Russian).

8. Ivashchenko AV, Zubova LV, Shcherbinina OA. Vnutrennyaya pozitsiya lichnosti po-drostka: ponyatiye, usloviya formirovaniya i razvitiya. Orenburg: GU RTS RO, GOU OGU 2008: 153 (in Russian).

9. Krayg G. Psikhologiya razvitiya. 7-ye mezh-dunar. izd. St-Petersburg: Piter 2000: 992 (in Russian).

10. Krys'ko AA, Lantsburg MYe. Predstavleni-ya o materinstve i vozrastnykh osobennost-yakh detey u devushek starshego podrostk-ovogo vozrasta. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye 2014; 6(2):129-138. [Internet]: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Krysko_ Lancburg.phtml (in Russian).

11. Nikolayeva VV, Arina GA, Ayvazyan YeB. Struktura i soderzhaniye vnutrenney mater-

inskoy pozitsii u beremennykh zhenshchin. In: Mediko-psikhologicheskiye aspekty sovre-mennoy prenatal'noy i perinatal'noy psik-hologii, psikhoterapii i perinatologii. Moscow 2005: 40-43 (in Russian).

12. Ovcharova RV. Psikhologiya roditel'stva. Moscow: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya» 2005: 368 (in Russian).

13. Pavlova TV. Psikhologicheskiye mekhanizmy formirovaniya zrelykh predstavleniy o rodi-tel'stve. Vestnik universiteta (Gosudarstven-nyy universitet upravleniya) 2011; 16:77-78 (in Russian).

14. Pal'tseva TV. Psikhologicheskiye usloviya stanovleniya i razvitiya reproduktivnykh us-tanovok v detsko-yunosheskom vozraste: dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow 2006: 156 (in Russian).

15. Petrova AA. Materinskiye predstavleniya ob individual'no-psikhologicheskikh osobennost-yakh rebenka kak faktor detsko-roditel'sko-go emotsional'nogo vzaimodeystviya: dis. .

kand. psikhol. nauk. Moscow 2008: 225 (in Russian).

16. Popova AA. Kontent-analiz assotsiativnogo ryada k slovu «rebenok». Perinatal'naya psik-hologiya i psikhologiya reproduktivnoy sfery 2011; 1-2:118-131. [Internet]: www.perinatal-journ.ru. (in Russian).

17. Smirnova AA, Chernova YeP. Osobennosti obraza budushchego rebenka u sovremennoy molodezhi. Perinatal'naya psikhologiya i psik-hologiya reproduktivnoy sfery 2011; 1-2:202219. [Internet]: www.perinataljourn.ru. (in Russian).

18. Filippova GG. Psikhologiya materinstva: uchebnoye posobiye. Moscow: Izd-vo Institu-ta psikhoterapii 2002: 238 (in Russian).

19. Shcherbakov AV. Roditel'skiye roli kak deter-minanty formirovaniya lichnosti v kontekste psikhologicheskoy gotovnosti k roditel'stvu u studentok vuza: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk. Nizhniy Novgorod 2014: 28 (in Russian).

PARENTAL INTERNAL POSITION IN ADOLESCENTS

S.A. ABDULLINA Moscow University for the Humanities

The article describes the concept of «the parental internal position» with regard to adolescents (in the context of their future aspirations) that do not have children. The components of the internal position are defined and their content is described. The types and criteria for forming the parental internal position in adolescents are defined. We conclude that there is a relationship between the experience of interaction with an infant and the nature of the parental internal position.

Keywords: parenthood, parental internal position, ontogeny of the parental sphere, adolescence, content of the internal parental components.

Address:

Abdullina S.A.

Teacher-psychologist, school № 1989 of Moscow

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.