Научная статья на тему 'ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ'

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родители старшеклассников / психологическое консультирование родителей / родительская компетентность / юношеский возраст / parents of high school students / psychological counseling of parents / parental competence / adolescence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихман Александр Александрович

В статье анализируются актуальные потребности родителей старшеклассников в психолого-педагогическом и правовом консультировании на темы обучения, воспитания и социализации их детей. С помощью интернет-платформы Родительского университета ПГГПУ и в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», организовано анкетирование родителей детей в возрасте 16 и 17 лет (родители старшеклассников; n=910) на тему выявления востребованности запросов родителей на психолого-педагогическую и правовую консультацию. Анкета состояла из 35 вопросов с дихотомической шкалой ответа (да / нет), с контролем времени заполнения. Выявлен список наиболее актуальных запросов родителей, охватывающий вопросы профессионального самоопределения, эмоционального состояния старшеклассников, цифровой социализации и их коммуникативных сложностей. Наиболее востребованные темы консультаций: 58,8 % родителей отметили потребность в консультации на тему «как помочь юноше/девушке в выборе профессии?», 50,4 % родителей волнует состояние стресса и тревоги ребенка в ситуации сдачи экзаменов, 46,2 % родителей согласились на консультацию по теме «что делать, если ребенок много времени проводит с гаджетом и в социальных сетях?», 41,2 % родителей интересует как помочь ребенку обрести уверенность в себе, а 39 % родителей обеспокоены низкой способностью детей ставить учебные цели и достигать их. Список востребованных запросов сигнализирует об основных дефицитах и точках роста родительской компетентности и актуальных сложностях родителей старшеклассников. Кроме того, выявлена динамика родительских запросов с учетом возраста их детей: в 16 лет в среднем 8,2 консультации, а в 17 лет в среднем 8,5 консультаций. Для родителя на этапе завершения школьного обучения их ребенка актуальнее становятся вопросы, связанные с подготовкой к самоопределению ребенка себя в профессии и прохождению им экзаменационных испытаний. Актуализируются темы уверенность ребенка в себе, нежелательного поведения и тревожности в ситуации внешних социальных опасностей, а также эмоционального благополучия в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вихман Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMAND OF REQUESTS OF PARENTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS FOR PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONSULTATION

The article analyzes the actual needs of parents of high school students in psychological, pedagogical and legal counseling on the topics of education, upbringing and socialization of their children. With the help of the Internet platform of the Parent University of PSHPU and within the framework of the federal project «Modern School» of the national project «Education», a survey of parents of children aged 16 and 17 years old (parents of high school students; n = 910) was organized to identify the relevance of parents' requests for psychological and pedagogical and legal advice. The questionnaire consisted of 35 questions with a dichotomous response scale (yes / no), with control over the filling time. A list of the most relevant requests of parents was revealed, covering the issues of professional self-determination, the emotional state of high school students, digital socialization and their communication difficulties. The most popular consultation topics: 58.8 % of parents noted the need for consultation on the topic «how to help a boy / girl in choosing a profession?», 50.4 % of parents are worried about the state of stress and anxiety of the child in an exam situation, 46.2 % of parents agreed for a consultation on the topic «what to do if a child spends a lot of time with a gadget and in social networks?», 41.2 % of parents are interested in how to help their child gain self-confidence, and 39 % of parents are concerned about the low ability of children to set educational goals and achieve them. The list of popular requests indicates the main deficits and growth points of parental competence and the actual difficulties of parents of high school students. In addition, the dynamics of parental requests was revealed, taking into account the age of their children: at 16 years old, an average of 8.2 consultations, and at 17 years old, an average of 8.5 consultations. For a parent at the stage of completion of their child's schooling, issues related to preparing for the child's self-determination in the profession and passing examinations become more relevant. The topics of the child's self-confidence, unwanted behavior and anxiety in situations of external social dangers, as well as emotional well-being in the family are updated.

Текст научной работы на тему «ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 64-71. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 11. P. 64-71.

Научная статья УДК 159.9

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-11 -64-71

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЗАПРОСОВ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ

КОНСУЛЬТАЦИЮ

Александр Александрович Вихман

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, vixmann@mail. ru

Аннотация В статье анализируются актуальные потребности родителей старшеклассников в психолого-педагогическом и правовом консультировании на темы обучения, воспитания и социализации их детей. С помощью интернет-платформы Родительского университета ПГГПУ и в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», организовано анкетирование родителей детей в возрасте 16 и 17 лет (родители старшеклассников; n=910) на тему выявления востребованности запросов родителей на психолого-педагогическую и правовую консультацию. Анкета состояла из 35 вопросов с дихотомической шкалой ответа (да / нет), с контролем времени заполнения. Выявлен список наиболее актуальных запросов родителей, охватывающий вопросы профессионального самоопределения, эмоционального состояния старшеклассников, цифровой социализации и их коммуникативных сложностей. Наиболее востребованные темы консультаций: 58,8 % родителей отметили потребность в консультации на тему «как помочь юноше/девушке в выборе профессии?», 50,4 % родителей волнует состояние стресса и тревоги ребенка в ситуации сдачи экзаменов, 46,2 % родителей согласились на консультацию по теме «что делать, если ребенок много времени проводит с гаджетом и в социальных сетях?», 41,2 % родителей интересует как помочь ребенку обрести уверенность в себе, а 39 % родителей обеспокоены низкой способностью детей ставить учебные цели и достигать их. Список востребованных запросов сигнализирует об основных дефицитах и точках роста родительской компетентности и актуальных сложностях родителей старшеклассников. Кроме того, выявлена динамика родительских запросов с учетом возраста их детей: в 16 лет в среднем 8,2 консультации, а в 17 лет в среднем 8,5 консультаций. Для родителя на этапе завершения школьного обучения их ребенка актуальнее становятся вопросы, связанные с подготовкой к самоопределению ребенка себя в профессии и прохождению им экзаменационных испытаний. Актуализируются темы уверенность ребенка в себе, нежелательного поведения и тревожности в ситуации внешних социальных опасностей, а также эмоционального благополучия в семье.

Ключевые слова: родители старшеклассников, психологическое консультирование родителей, родительская компетентность, юношеский возраст

Для цитирования: Вихман А.А. Востребованность запросов родителей старшеклассников на психолого-педагогическую консультацию // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 64-71. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-11-64-71

Original article

DEMAND OF REQUESTS OF PARENTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS FOR PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONSULTATION

Aleksander A. Vikhman

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, vixmann@mail.ru

© Вихман А.А., 2022

Abstract. The article analyzes the actual needs of parents of high school students in psychological, pedagogical and legal counseling on the topics of education, upbringing and socialization of their children. With the help of the Internet platform of the Parent University of PSHPU and within the framework of the federal project «Modern School» of the national project «Education», a survey of parents of children aged 16 and 17 years old (parents of high school students; n = 910) was organized to identify the relevance of parents' requests for psychological and pedagogical and legal advice. The questionnaire consisted of 35 questions with a dichotomous response scale (yes / no), with control over the filling time. A list of the most relevant requests of parents was revealed, covering the issues of professional self-determination, the emotional state of high school students, digital socialization and their communication difficulties. The most popular consultation topics: 58.8 % of parents noted the need for consultation on the topic «how to help a boy / girl in choosing a profession?», 50.4 % of parents are worried about the state of stress and anxiety of the child in an exam situation, 46.2 % of parents agreed for a consultation on the topic «what to do if a child spends a lot of time with a gadget and in social networks?», 41.2 % of parents are interested in how to help their child gain self-confidence, and 39 % of parents are concerned about the low ability of children to set educational goals and achieve them. The list of popular requests indicates the main deficits and growth points of parental competence and the actual difficulties of parents of high school students. In addition, the dynamics of parental requests was revealed, taking into account the age of their children: at 16 years old, an average of 8.2 consultations, and at 17 years old, an average of 8.5 consultations. For a parent at the stage of completion of their child's schooling, issues related to preparing for the child's self-determination in the profession and passing examinations become more relevant. The topics of the child's self-confidence, unwanted behavior and anxiety in situations of external social dangers, as well as emotional well-being in the family are updated.

Keywords: parents of high school students, psychological counseling of parents, parental competence, adolescence.

For citation: Vikhman A.A. Demand of requests of parents of high school students for psychological-pedagogical consultation. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;11:64-71. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-11-64-71

Введение

В юношеском возрасте, датируемым обычно 16-18 годами, идет активное взросление подростка, ведущим типом становится учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой, ребенок осуществляет одну из базовых задач возраста, а именно задачу подготовки к выбору профессиональной деятельности. Центральная линия развития юноши: развитие личности, формирование самоопределения, прежде всего профессионального и морально-нравственного. Поддержка эмоциональной, гражданской, трудовой, познавательной и социальной зрелости, преодоление личностного инфантилизма - важные задачи юности. Юноша готовится к выбору профессии и эмансипации от родительского дома, выстраиванию границ своей автономной взрослой жизни [Коул, Холл 2000: 574].

В ранней юности резко усиливается потребность в индивидуально интимной дружбе. Сама дружба становится более устойчивой, глубокой, эмоциональной и исповедальной. Усиливается потребность в смешанной дружбе, но отношение полов несколько напряженное, так как есть разница в темпах полового созревания, сексуальности, воспитании и дифференциации полов [Кон 2005: 230].

Личностное развитие в юности приводит к формированию системы самооценок. В отличии от подростка, юноша способен оценить у себя более сложные качества (чувство чести, собственного достоинства), стремиться дать обобщенную характеристику своей личности и применительно к будущей взрослой жизни [Мерлин 2020: 332].

Вместе с тем юношам свойственен идеализм, романтизм, максимализм, переоценка себя и своих возможностей, моральный релятивизм, противоречивость и мировоззренческих нравственных установок. Все эти характеристики показывает сложный характер психологических изменений в юношеском возрасте, к которым родителям непросто приспособиться и, в процессе которого, родителю сложно демонстрировать свою родительскую компетентность.

Отношение с родителями раннего юноши создает немало конфликтных ситуаций из-за естественного отдаления детей от родителей. В юношеском возрасте продолжается конфликт подростка с родителями, если он не исчерпан в подростковом возрасте [Кон 2007: 99-100]. Особую значимость для психологического сопровождения юноши приобретает родительская компетентность их родителей. Родительская компетентность проявляется в психологической и педагогической грамотности родителя, его осведомленности о закономерностях и особенностях психического развития детей, наличием устойчивой системы представлений родителя («Я-реальное» / «Я идеальное»), гармоничного стиля воспитания и адекватной воспитательной позиции [Шнейдер, Зыкова 2018: 126].

Для формирования родительской компетентности необходимо расширять психологическую осведомленность родителя через формирования у него психолого-педагогических и морально-правовых знаний по особенностям развития и воспитания ребенка в актуальном периоде жизни [Овчарова 2006: 496; Чумакова 2020: 45]. Система образования должна предоставлять консультативные услуги родителям для формирования достаточной родительской компетентности в условиях меняющихся форм социализации [Быкова, Истомина, Самылова 2020: 111]. Консультирование и навигация создает необходимую почву для развития родительской грамотности в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка [Горбачева 2009: 279].

Пробелы в знаниях, неверные неэффективные представления родителя, недостаток опыта решения актуальных проблем развития, обучения и воспитания детей формирует список наиболее актуальных потребностей родителей в психологической консультации. Наиболее востребованные темы психологических, методических, юридических, педагогических консультаций демонстрируют актуальные точки роста родительской компетентности родителей юноши.

Вместе с тем, существует дефицит в научных данных о наиболее актуальных запросах родителей старшеклассников на психологическую консультацию [Савина, Савенкова, Эстерле, Овсяникова, Худаева 2017: 3]. Традиционные темы консультирования старшеклассников на основе центральных возрастных задач развития ребенка на данном этапе дополняются новыми актуальными вызовами социализации детей: особенности цифровой социализации, усиление роли дистанционного обучения, нарастание проблем низкой мотивации к деятельности, агрессивности и зависимости. Цель настоящего исследования: выявить актуальные потребности у родителей старшеклассников в психолого-педагогическом и правовом консультировании, выявить динамику наиболее актуальных запросов в возрасте 16 и 17 лет.

Основная часть

Организация и выборка исследования

Выборку для анкетирования составили 910 родителей старшеклассников (возраст детей 16-18 лет). Данное анкетирование было небольшой частью в большем исследовании родительского спроса на психолого-педагогические и правовые консультации в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» среди родителей детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов. Большинством продиагностируемых родителей были женщины, проживающие в Приволжском федеральном округе Российской Федерации (Пермский край, Удмуртия, Кировская область). Анкетирование проходило в онлайн режиме на Интернет ресурсе roditel.pspu.ru. В среднем одна анкета заполнялась в течении 4-6 минут. В процессе анкетирования обязательно фиксировался возраст ребенка. Вопрос о месте учебы был необязательным, поэтому осталось не выясненным какое образование получают дети 16 и 17 лет: в школе (старшие классы) или в средне профессиональном образовательном учреждении (младшие курсы).

Методика исследования

Анкета создавалась в рамках проекта «Родительский университет» на основе опыта научных коллективов нескольких педагогических университетов Российской федерации (Томский государственный педагогический университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Московский государственный психолого-педагогический университет). Анкета состояла из 35 вопросов с дихотомической шкалой ответа (да / нет). Содержательно анкета охватывала широкий круг проблемных зон родительской компетентности родителя старшеклассника.

Результаты и их обсуждения

На первом этапе эмпирического исследования высчитывался процент востребованности каждого из запросов анкеты, то есть как часто родители указывали данный запрос как значимый для них (Табл. 1).

Таблица 1. Процент востребованности запросов на психологическую консультацию _среди родителей старшеклассников_

Формулировка запроса Процент* Количество родителей**

Как помочь юноше/девушке в выборе профессии? 58,8 535

Как помочь юноше/девушке преодолеть стресс и тревогу в ситуации сдачи ЕГЭ? 50,4 458

Что делать, если ребенок много времени проводит с гаджетом и в социальных сетях? 46,2 416

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе? 41,2 377

Как научить ребенка ставить учебные цели и достигать их? 39 351

Как создать доверительные отношения с подростком? 31,4 283

Как самостоятельно готовиться к экзаменам? 31,4 283

Где ребенок может получить бесплатное дополнительное образование? 31,2 281

Как научить ребенка предотвращать конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми? 30,5 275

В какой ситуации нужно обращаться за психолого-педагогической помощью? 28,5 257

Какие книги порекомендовать для чтения ребенку? 26,8 241

Как помочь юноше/девушке преодолеть трудности в обучении? 25,6 232

Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютерными играми? 24,6 221

Где можно получить бесплатную консультацию по обучению и воспитанию ребенка? 24 216

Что такое информационная безопасность и как этому научить? 24 216

Как научить ребенка организовать свою деятельность самостоятельно? 23,6 213

Как мотивировать ребенка к участию в профориентационных мероприятиях? 23 210

Как помочь юноше/девушке с проектом или исследованием? 23,1 208

Как быть, если ребенок ничем не интересуется? 21,4 193

Где получить консультацию по юридическим аспектам образования? 20 180

Как создать в семье атмосферу эмоционального благополучия? 19,1 172

Какую помощь оказывает психолого-медико-педагогическая комиссия? 18,5 167

Где можно получить рекомендации об организации дистанционного обучения? 18,1 163

Что делать, если юноша демонстрирует нежелательное поведение? 16 144

Формулировка запроса Процент* Количество родителей**

Как организовать жизнь семьи в ситуации изоляции в период пандемии? 14,6 132

Куда обратиться с жалобой по вопросам организации образовательного процесса? 14,4 130

Как помочь юноши, который не может сконцентрироваться на информации? 14,3 129

Как помочь, если юноши нужна психологическая коррекция личности? 13,2 119

Что делать, если Вы опасаетесь, что ребенок связался с плохой компанией? 11,2 101

Что делать если у старшеклассника проблемы взаимоотношений со сверстниками? 9,8 89

Как научить подростка работать в команде со сверстниками? 9,5 86

Как снять тревогу у ребенка в период пандемии? 9,5 86

Как помочь подростку в отношениях с противоположным полом? 9,3 84

Что такое буллинг (травля) и как действовать в такой ситуации? 8,6 78

Как помочь подростку адаптироваться при переходе в 10 класс? 6,7 61

Примечание:

* - процент востребованности тематики консультации для родителя старшеклассника; ** - количество родителей и общая сумма актуальных запросов на консультацию.

Анализ таблицы показывает, что больше половины родителей старшеклассников заинтересованы только в двух темах для психолого-педагогической консультации: 535 родителей из 910 заинтересованы в помощи ребенку в выборе профессии, а 458 родителей из 910 в том, как помочь ребенку преодолеть стресс и тревогу в ситуации сдачи ЕГЭ. Вопрос о самостоятельности в процессе подготовки к экзаменам также актуален для родителя старшеклассника: потребность отметили 283 родителя из 910.

Также востребованными темами повышения своей родительской компетентности являются вопросы цифровой социализации («что делать, если ребенок много времени проводит с гаджетом и в социальных сетях?» - 416 родителей и «Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютерными играми?» - 221 родитель), доверительных отношений с ребенком (283 родителя), трудностей в общении («как научить ребенка предотвращать конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми?» - 275 родителя; «как помочь юноше/девушке преодолеть трудности в обучении?» - 232 родителя).

Вопросы правового характера («где получить консультацию по юридическим аспектам образования?», «куда обратиться с жалобой по вопросам организации образовательного процесса?») отметили, как актуальные меньше четверти опрошенных родителей.

На втором этапе эмпирического исследования осуществлялось сравнение среднего показателя количества выбранных актуальных консультативных тем между родителями шестнадцатилетних и семнадцатилетних старшеклассников. Данное сравнение демонстрирует небольшую динамику на увеличение (Рис. 1). В среднем родители 16-летних старшеклассников отмечают потребность в 8,2 консультаций, а родители 17-летних старшеклассников в 8,5 консультаций.

Следует отметить, что в неопубликованном исследовании (Вихман А.А., в печати) выявлена иная динамика востребованности родительских запросов, а именно снижение востребованности консультативной помощи у родителей от начальной к старшей школе (Вихман А.А. в печати). Выявленная тенденция к увеличению спроса на психологическую консультацию в старшей школе говорит о некоторой актуализации проблем юноши. Далее анализируются темы психолого-педагогических консультаций, к которым в изучаемой группе родителей старшеклассников, наблюдается повышение спроса (Табл. 2).

Рисунок 1. Динамика среднего количества запросов на психолого-педагогическую консультацию у родителей детей шестнадцати и семнадцати лет

Таблица 2. Наиболее динамичные родительские запросы на психолого-педагогическую консультацию в группе родителей старшеклассников

Формулировка запроса Родители детей 16 лет (%) Родители детей 17 лет (%)

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе? 39,1 47,6

Где ребенок может получить бесплатное дополнительное образование? 35,5 23,9

Как помочь юноше/девушке с проектом или исследованием? 26,2 17,5

Где можно получить бесплатную консультацию по обучению и воспитанию ребенка? 20,8 29,3

Как создать в семье атмосферу эмоционального благополучия? 17,3 23,3

Что делать, если подросток демонстрирует нежелательное поведение? 13,9 19,4

Как помочь, если юноши нужна психологическая коррекция личности? 10,6 17,5

Как снять тревогу у ребенка в период пандемии? 7,4 12,7

Родителей семнадцатилетних детей меньше интересуют вопросы бесплатного дополнительного образования, чем родителей шестнадцатилетних детей. Вероятно, это связано с тем, что к концу обучения в школе появляется большая избирательность в отношении к учебным предметам, происходит деление на нужные и ненужные для ЕГЭ дисциплины, выстраивается индивидуальный план подготовки к вступительным экзаменам. Таким образом дополнительное образование замещается индивидуализированной программой подготовки старшеклассника с репетитором.

Вместе с тем для родителя актуальнее становятся вопросы уверенности ребенка в себе, эмоционального благополучия в семье, нежелательного поведения и тревожности старшеклассника в ситуации внешних социальных опасностей (пандемии). Вероятно, выявленные тенденции связаны с подготовкой к самоопределению себя в профессии и прохождению экзаменационных испытаний для его реализации.

Заключение

Рейтинг востребованных родительских запросов на получение психолого-педагогической консультации сигнализирует об основных дефицитах и точках роста родительской компетентности и актуальных сложностях родителей старшеклассников. Две наиболее востребованные темы консультаций для родителей в период старшей школы: профессиональное самоопределение и эмоциональное состояние юноши в ситуации экзаменов. В свою очередь, школьные психологи и специалисты социально-психологических школьных служб должны повышать свою компетентность по выявленным актуальным родительским запросам старшеклассников для более эффективного психологического сопровождение субъектов образования в старшей школе.

Список литературы

1. Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 111-125. DOI: 10.32744/pse.2020.4.7

2. Горбачева В.И. Родительская компетентность как социальная проблема // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2009. № 2. С. 276-283.

3. Мерлин В.С. Основы психологии личности: монография / под науч. ред. Б.А. Вяткина. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2020. С. 332.

4. Кон И.С. Дружба. 4-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. 330 с.

5. Кон И.С. Психология юношеского возраста. СПб.: Питер, 2007. 284 с.

6. Коул Л., Холл Д. Психология юности. СПб.: Питер, 2000. 547 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт», 2006. 496 с.

8. Савина Е.А., Савенкова И.А., Эстерле А.Е., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. C. 1-11. DOI: 10.17759/psyedu.2017090401

9. Чумакова Е.Н. Родительская компетентность и психолого-педагогическая грамотность родителей как предмет психологического исследования // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Психологические и педагогические науки. 2020. Т. 1. № 1. С. 44-50.

10. Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Компетентное родительство. М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт», 2018. 126 с.

References

1. Bykova E.A., Istomina S.V., Samylova O.A. Osobennosti roditel'skoi kompetentnosti sovremennoi rossiiskoi sem'i [Peculiarities of Parental Competence of the Modern Russian Family]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020, no. 4 (46), pp. 111-125. DOI: 10.32744/pse.2020.4.7 (In Russ.).

2. Gorbacheva V.I. Roditel'skaya kompetentnost' kak sotsial'naya problema [Parental competence as a social problem]. VestnikRGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. 2009, no. 2, pp. 276-283. (In Russ.).

3. Merlin V.S. Osnovy psikhologii lichnosti [Fundamentals of personality psychology]. Perm', Izd-vo «Permskii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet», 2020, pp. 332. (In Russ.).

4. Kon I.S. Druzhba [Friendship]. 4 editione, St. Petersburg, Piter, 2005, 330 p. (In Russ.).

5. Kon I.S. Psikhologiya yunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence]. St. Petersburg, Piter, 2007, 284 p. (In Russ.).

6. Koul L., Kholl D. Psikhologiya yunosti [Psychology of youth]. St. Petersburg, Piter, 2000, 547 p. (In Russ.).

7. Ovcharova R.V. Roditel'stvo kak psikhologicheskii fenomen [Parenthood as a psychological phenomenon]. Moscow, Izd-vo «Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut», 2006, 496 p. (In Russ.).

8. Savina E.A., Savenkova I.A., Esterle A.E., Ovsyanikova E.A., Khudaeva M.Yu. Issledovanie potrebnostei v konsul'tativnoi pomoshchi pedagoga-psikhologa u uchitelei i roditelei [Study of the need for consulting assistance of a teacher-psychologist among teachers and parents]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 1-11. DOI: 10.17759/psyedu.2017090401 (In Russ.).

9. Chumakova E.N. Roditel'skaya kompetentnost' i psikhologo-pedagogicheskaya gramotnost' roditelei kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya [Parental Competence and Psychological and Pedagogical Literacy of Parents as a Subject of Psychological Research]. Vestnik Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2020, vol. 1, no. 1, pp. 44-50. (In Russ.).

10. Shneider L.B., Zykova M.N. Kompetentnoe roditel'stvo [Competent Parenting]. Moscow, Izd-vo «Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut», 2018, 126 p. (In Russ.).

Информация об авторе А.А. Вихман - кандидат психологических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the author A.A. Vikhman - Ph.D. (Psychology), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 29.07.2022; одобрена после рецензирования 21.08.2022; принята к публикации 23.09.2022

The article was submitted 29.07.2022; approved after reviewing 21.08.2022; accepted for publication 23.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.