Научная статья на тему 'Современные подходы к определению понятия и сущности формирования информационной культуры'

Современные подходы к определению понятия и сущности формирования информационной культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3719
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА / CULTURE / INFORMATION CULTURE / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION CULTURE OF THE EXPERT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Теплая Наила Алигасановна

В статье проведен широкий анализ педагогических взглядов на методологическую трактовку категории «информационная культура», приводятся подходы к её формированию и развитию. Цель: проведение широкого анализа педагогических взглядов на методологическую трактовку категории «информационная культура». Метод или методология проведения работы: анализ педагогических взглядов. Результаты: приведенные определения и подходы раскрывают различные стороны сложного, многогранного понятия «информационная культура», но за всеми различиями и многообразием областей формирования информационной культуры в исследованиях проглядывается одна конечная общая цель -подготовка специалиста для работы в новом информационном обществе, владеющего новыми информационными технологиями, современными методами для работы с информацией, умеющего принимать правильные решения, способного предвидеть конечный результат своих действий. Область применения результатов: информационная подготовка студентов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO DEFINITION OF CONCEPT AND ESSENCE OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE

In clause the wide analysis of pedagogical sights at methodological treatment of a category «information culture» is lead, approaches are resulted in its formation and development. The purpose: carrying out of the wide analysis of pedagogical sights at methodological treatment of a category «information culture». Method or methodology of carrying out of job: the analysis of pedagogical sights. Results: the resulted definitions and approaches open various parties of complex, many-sided concept «information culture», but behind all distinctions and variety of areas of formation of information culture in researches one final overall aim -preparation of the expert for job in the new information society, owning by new information technologies, modern methods for job with the information is looked through, able to make the correct decisions, capable to expect an end result of the actions. Scope of results: information preparation of students in high school.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению понятия и сущности формирования информационной культуры»

УДК 378.14

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Теплая Н. А.

В статье проведен широкий анализ педагогических взглядов на методологическую трактовку категории «информационная культура», приводятся подходы к её формированию и развитию.

Цель: проведение широкого анализа педагогических взглядов на методологическую трактовку категории «информационная культура».

Метод или методология проведения работы: анализ педагогических взглядов.

Результаты: приведенные определения и подходы раскрывают различные стороны сложного, многогранного понятия «информационная культура», но за всеми различиями и многообразием областей формирования информационной культуры в исследованиях проглядывается одна конечная общая цель -подготовка специалиста для работы в новом информационном обществе, владеющего новыми информационными технологиями, современными методами для работы с информацией, умеющего принимать правильные решения, способного предвидеть конечный результат своих действий.

Область применения результатов: информационная подготовка студентов в вузе.

Ключевые слова: культура, информационная культура, информационное общество, информационная культура специалиста.

MODERN APPROACHES TO DEFINITION OF CONCEPT AND ESSENCE OF FORMATION OF INFORMATION CULTURE

Teplaya N. A.

In clause the wide analysis of pedagogical sights at methodological treatment of a category «information culture» is lead, approaches are resulted in its formation and development.

The purpose: carrying out of the wide analysis of pedagogical sights at methodological treatment of a category «information culture».

Method or methodology of carrying out of job: the analysis of pedagogical

sights.

Results: the resulted definitions and approaches open various parties of complex, many-sided concept «information culture», but behind all distinctions and variety of areas of formation of information culture in researches one final overall aim -preparation of the expert for job in the new information society, owning by new information technologies, modern methods for job with the information is looked through, able to make the correct decisions, capable to expect an end result of the actions.

Scope of results: information preparation of students in high school.

Keywords: culture, information culture, information society, information culture of the expert.

Чтобы определить условия формирования информационной культуры студентов в процессе обучения, необходимо рассмотреть и определить данное понятие. Понятие «культура» трактуется по-разному. Но при всех различиях в нюансах наиболее существенными её атрибутами признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той

или иной сфере деятельности и отношений. Понятие «культура» (лат. cultüra) трактуется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень его развития. В контексте образовательной проблематики культура - это уровень развития личности, характеризуемый мерой освоения накопленного человечеством социального опыта и способностью к его обогащению. Именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность.

Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах XX века, инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» («Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научнотехнические библиотеки СССР», 1975 г.). Появившись в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др.

Актуальность обращения к понятию «информационная культура» предопределяется требованиями времени, в котором мы живем. XXI век чаще всего называют «информационным веком», связанным с информатизацией и формированием информационного общества, рассматривая их как процесс эффективного освоения накопленных человечеством информационных ресурсов. Понимание того, что уровень информационной культуры для современного человека является необходимым условием его успешной социальной адаптации и результативной профессиональной деятельности в любой сфере, становится постепенно прописной истиной. До настоящего времени нет четкого определения

понятия «информационная культура». Существует несколько подходов к изучению информационной культуры и проблем ее формирования. Из них можно выделить информологический, культурологический и философский. Сама же информационная культура делится на три категории: информационная культура личности, информационная культура специалиста и информационная культура общества в целом. Мы ставим своей задачей формировать информационную культуру специалиста. Проведем краткий обзор публикаций и проанализируем научные исследования в области информационной культуры.

В 1990 г. в г. Новосибирске был издан сборник научных трудов «Информатика и культура», где понятие информационная культура рассматривается и исследуется как отдельное и актуальное научное направление. Авторы этого сборника ставили перед собой задачу рассмотреть закономерности информатизации современного общества и пути становления информационной культуры, «а также проблемы интеллектуальных систем в различных областях деятельности». В.А. Каймин в статье «Курс информатики: состояние, методика, перспективы» дает следующее определение: «Под информационной культурой, прежде всего, понимаются умения получать, накапливать, искать, собирать и передавать информацию с помощью ЭВМ, используя базы данных и различные информационные системы. Эти технические умения будут все более важны для людей по мере развития информатизации общества. В информационную культуру в широком ее понимании кроме чисто технических навыков должны входить и умения выражать свои мысли и идеи в литературной, графической и художественной форме с использованием ЭВМ. Более того, в эту культуру должны входить и умения общаться и сотрудничать с другими людьми». [1]

Важность этого направления и актуальность исследований в этой области привели к тому, что в 1993 г. в рамках Международной Академии информатизации было создано Отделение информационной культуры, объединившее ученых разного отраслевого профиля из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время в Москве под эгидой Международной

академии информатизации Отделение информационной культуры продолжает организовывать, ежегодные конференции и публикует работы по проблемам, связанным с ее изучением.

Большой интерес, на наш взгляд, представляют материалы различных международных научных конференций, которые проводятся ежегодно. Представляемые на них доклады можно условно разделить на три основные группы: общие вопросы теории практики информационной культуры, ее основные понятия и типы, правовые и нравственные аспекты информатизации образования; психолого-педагогические проблемы формирования информационной культуры личности, психологические механизмы ее продвижения в педагогическом процессе; роль информационных технологий, роль и влияние глобальных информационных сетей на развитие культуры, состояние информационных ресурсов в России в сфере культуры, искусства, образования

В основных положениях Указа Президента РФ от 20 января 1994 г. «Об основах государственной политики в сфере информатизации» мы видим: создание и использование систем массового информационного обслуживания населения в различных сферах деятельности; создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации; обеспечение компьютерной грамотности, информационной культуры населения.

Как считает М.А. Потылицина, признаком информационного общества является осознание того, что ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации. По мнению А. М. Атаяна, информационное общество — это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ и т.п. С дру-

гой стороны, она выступает основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Другими словами, информация одновременно определяет и социально-культурную жизнь человека, и его материальное бытие.[2]

В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу. Это отмечается и в Стратегии Развития информационного общества в России, одобренной на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 25 июля 2007 г. и утвержденной Президентом РФ в 2008 году (далее - Стратегия). Стратегия является политическим документом и направлена на реализацию положений Окинавской Хартии глобального информационного общества и итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г.) В ней определены цели и принципы развития информационного общества в России, роль государства в данном процессе, предусмотрены основные мероприятия по достижению целей развития информационного общества в России. Как отметил В.В.Путин во время обсуждения проекта Стратегии, этот документ должен послужить основой подготовки конкретных программ, как в центре, так и на местах.

Все используемые информационные технологии, включая информатизацию науки и образования и т.д., рассматриваются сегодня как интегрированная, взаимосвязанная совокупность всей информационной и телекоммуникационной сферы и образуют фундамент для перехода к информационному обществу.

Формирование информационной культуры рассматривается учеными в разных плоскостях. В работе «Формирование информационной культуры личности и общества - актуальная социокультурная технология эпохи информатизации» Т.А. Полякова рассматривает «технологии обращения с информацией» как «социокультурные технологии формирования информационной культуры», которые обеспечивают человеку «комфортное существование» и элементарную

адаптацию, в современном информационном обществе. Автор характеризует информационную культуру, как новую социальную «технологию, направленную на формирование человека, способного жить и успешно осуществлять свою деятельность в современной информационной среде». [3]

Два подхода к изучению информационной культуры отмечает Н.А. Калиновская в статье «Информационная культура личности и общества: наполнение понятия». [4] Она пишет, что сейчас можно выделить два подхода в трактовке понятия информационная культура. В первом подходе - «информологи-ческом» - понятие информационная культура можно обобщить как «совокупность умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Во втором - «культурологическом» -информационная культура «рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества». [4]

Проблема формирования информационной культуры при профессиональной подготовке специалистов в вузах стала общегосударственной задачей.

В своей работе «Информационная культура специалиста: гуманитарные основания» С.Г. Антонова подчеркивает важность исследования содержания понятия «информационная культура», выявления возможностей формирования информационной культуры в процессе обучения. Базу гуманитарных оснований системы знаний выпускника составляют общие дисциплины, формирующие знания выпускника. «Содержание информационной культуры выпускника вуза фиксируется в изучаемых курсах и отражает, в обобщенном виде деятельность той сферы, в которой ему предстоит работать», - пишет С.Г.Антонова. [5] Это позволяет, и экономить время на получение информации, и легко ориентироваться при отборе нужных выпускнику материалов. Все выше перечисленное становится неотъемлемой частью информационной культуры специалиста.

Более определенные требования к информационной культуре изложены в ГОС ВПО, где в качестве обязательных перечислены умения: научно анализировать социально значимые проблемы; собирать, хранить и обрабатывать информацию с использованием информационных технологий, переоценивая накопленный опыт и собственные возможности.

Информационной культуре специалиста посвящена статья Н.А. Слядне-вой «Библиографический метод как элемент информационной культуры специалиста». В статье дается понятие информационной культуры специалиста, отмечается новизна данного понятия, важность и перспективность исследований в данном направлении. Достаточно четко выделены базовые составляющие информации, которыми должен владеть специалист, обладающий информационной культурой: «...специалист должен знать определенные оригинальные идеи (формулы, важнейшие специальные понятия и термины, значения величин, факты, законы, относящиеся к профессиональной области), часть этого материала требует точного полнотекстового запоминания. Специалист должен знать авторов наиболее значимых для отрасли идей, владеть определенным перечнем их произведений (знать названия, содержание и значение основных научных и прикладных трудов по отрасли, авторские концепции и т.п.) и даже конкретных документов (справочников, нормативной документации, авторитетных публикаций по отрасли, ведущих профессиональных периодических изданий и т.п.), .умение ими оперировать (помнить, уметь ссылаться на них, апеллировать к их авторитету и т.п.) является важным показателем информационной культуры личности». [6]

На наш взгляд, эти изречения могут быть приняты как постулат при формировании информационной культуры специалиста любой области деятельности. Далее делая обзор публикаций по теме «информационная культура», мы сталкиваемся с различными определениями информационной культуры, которые дают авторы применительно к различным сферам деятельности и областям

формирования этой культуры. В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры.

С.М. Конюшенко предполагает, что развитие информационной культуры человека зависит от развития человеческих способностей, а результат овладения информационной культурой будет тем выше, чем более этот процесс будет подчинен развитию требуемых способностей. С.М. Конюшенко дает такое определение: информационная культура - это сложное системное образование, интегрирующее знания о человеке и культуре человечества; она отражает уровень развития социума, национальную, экономическую, экологическую, техническую и другие стороны развития общества.

По мнению О.И. Тарасовой, понятие информационной культуры сформировалось во второй половине XX века в связи с бурным развитием вычислительной техники и информационных технологий.

По мнению С.М. Оленева, понятие информационной культуры возникло в момент смены формального отношения к сигналу ситуации, свойственного животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку.

В.Л. Фокеев считает, что информационная культура - это область культуры, связанная с производством и функционированием знания (информации) в обществе и формированием информационных качеств личности, гармонизацией ее внутреннего мира.

Согласно мнению Е.А. Медведевой, информационная культура - это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию.

Э.Л. Семенюк понимает под информационной культурой степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

A.А. Огановой и И.Г. Хагельдиевой информационная культура трактуется как качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

B.П. Герасимов и В.В. Малиатаки определяют информационную культуру как уровень умений целенаправленной работы с информацией, использование новых информационных технологий для работы с ней; а также сформиро-ванности системы научных знаний и морально-этических норм работы с информацией.

Н.Б. Зиновьева считает, что информационная культура личности - гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социальнозначимой информации.

Б.А. Семеновкер под информационной культурой понимает совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации.

Принимая во внимание научные взгляды на методологическую трактовку категории «культура», опираясь на существующие подходы к выявлению сущности информационной культуры, с учетом изменения требований и характера деятельности современного специалиста, по нашему мнению, информационная культура должна включать ряд компонентов, которые мы выделили в результате нашего исследования:

- культура упорядочивания, систематизирования, структурирования данных и знаний (знать способы представления данных);

- культура пользования компьютерной и организационной техникой для повышения эффективности своей профессиональной деятельности;

- культура поиска информации (владение алгоритмами оптимального индивидуального поиска, успешно пользоваться Шете^;

- культура владения основами алгоритмизации (базовыми структурами алгоритмов при необязательном изучении какого-либо процедурноориентированного языка программирования);

- культура использования, для анализа изучаемых процессов и явлений, базы данных и другие современные информационные технологии;

- культура принятия решения о применении программного обеспечения, информационных технологий для повышения эффективности своей профессиональной деятельности;

- культура осуществлять постановку задач;

- культура выбора информации;

- культура интерпретирования полученных результатов.

- культура освоения и использования информации (участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в профессиональной деятельности).

- культура предвидения последствий принимаемых решений (делать соответствующие выводы);

- культура пользоваться первоисточниками, знать авторов наиболее значимых для отрасли идей, владеть определенным перечнем их произведений (знать названия, содержание и значение основных научных и прикладных трудов по отрасли, авторские концепции и т.п.) и даже конкретных документов (справочников, нормативной документации, авторитетных публикаций по отрасли, ведущих профессиональных периодических изданий и т.п.); уметь ими оперировать (помнить, уметь ссылаться на них, апеллировать к их авторитету и т.п.), уметь, используя различные источники, найти информацию, отобрать нужную, проанализировать и рационально использовать ее в своей деятельности для достижения конкретно поставленной цели;

- культура моделирования (строить информационные модели изучаемых процессов и явлений, понимать сущность информационного моделирования);

- культура анализа информационных моделей с помощью автоматизированных информационных систем;

- культура владения правовыми основами информационной деятельности (владеть справочно-правовыми системами; знать основы информационной безопасности). [7]

Таким образом, приведенные определения и подходы раскрывают различные стороны сложного, многогранного понятия «информационная культура», но за всеми различиями и многообразием областей формирования информационной культуры в исследованиях проглядывается одна конечная общая цель - подготовка специалиста для работы в новом информационном обществе, владеющего новыми информационными технологиями, современными методами для работы с информацией, умеющего принимать правильные решения, способного предвидеть конечный результат своих действий.

Список литературы

1. Каймин В.А. Курс информатики: состояние, методика, перспективы// Информатика и образование. 1990. № 6. С.26.

2. Атаян А.М. К вопросу о формировании информационной культуры. ЦКЬ: http://www.ito.su/1998-99/a/atayan-t.html (дата обращения: 13.05.12)

3. Полякова Т.А. Формирование информационной культуры личности и общества - актуальная социокультурная технология эпохи информатизации. Краснодар, 1997. С. 86-88

4. Калиновская Н.А. Информационная культура личности и общества: наполнение понятия. Краснодар, 1997. С. 93-94.

5. Антонова С.Г. Информатизация и информационная культура личности. Краснодар, 1996. С. 50-51.

6. Сляднева Н.А. Библиографический метод как элемент информационной культуры специалиста. М., 1994. С. 207-214.

7. Теплая Н.А. Критерии и уровни сформированности информационной культуры у студентов технических специальностей // Наука и школа. М.: МПГУ. 2011. №1. С.23-26.

References

1. Kaimin V.A. Kurs informatiki: sostoyanie, metodika, perspektivy [Educational course of computer science: condition, methods, prospects]. Informatika i obrazovanie, no. 6 (1990): 26.

2. Atayan А.М. K voprosu o formirovanii informacionnoi kultury [To the question of forming information culture]. http://www.ito.su/1998-99/a/atayan-t.html (accessed May 13, 2012)

3. Polyakova T.A. Formirovanie informazhionnoi kultury lichnosti i obshestva

- aktualnaya sociokulturnaya tehnologiya epohi informatizazhii [Formation of people’s and society information culture - actual social and cultural technology of the informational epoch]. Krasnodar, 1997. pp. 86-88

4. Kalinovskaya N.A. Informazhionnaya kulturylichnosti i obshestva: napolnenie ponytya [Information culture of the person and society: filling of concept]. Krasnodar, 1997. pp. 93-94.

5. Antonova S.G. Informatizaciy i informazhionnaya kultura lichnosti [Information and information culture of the person]. Krasnodar, 1996. pp. 50-51

6. Slyadneva N.A. Bibliographicheskii metod kak element informazhionnoi kultury specialista [Bibliographic method as an element of informational culture of an expert]. M.., 1994. pp. 207-214.

7. Teplaya N. A. kriterii i urovni sphormirovannosti informazhionnoi kultury u studentov tehnicheskih specialnostei [Criteria and levels of informational culture being developed at students of technical specialties]. Nauka i shkola, no. 1 (2011): 2326.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Теплая Наила Алигасановна, доцент кафедры информатики, кандидат педагогических наук, доцент

Северо-Восточный государственный университет Ул. Портовая, д. 13, г. Магадан, 685000, Россия naila69@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Teplaya Naila Aligasanovna, PhD in Education, Associate Professor, Computer Science Chair

North-East State University

13, Portovaya street, Magadan, 685000, Russia

naila69@mail. ru

Рецензент:

Савченко Т.А., заведующая кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет», доктор педагогических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.