Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования информационной культуры в техническом вузе'

Моделирование процесса формирования информационной культуры в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы»

188
45
Поделиться
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / УПОРЯДОЧЕНИЕ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩЕТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Теплая Наила Алигасановна

В статье рассматривается моделирование процесса формирования информационной культуры в техническом вузе. Цель: разработать модель процесса формирования информационной культуры будущих инженеров, а также теоретически обосновать средства реализации этой модели в учебно-воспитательной деятельности технического вуза. Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, государственных образовательных стандартов, типовых учебных и рабочих программ по общетехническим, профессиональным и информационным дисциплинам. Результаты: обоснована модель процесса формирования информационной культуры в техническом вузе, раскрывающая логику обучения будущих инженеров. Область применения результатов: информационная подготовка студентов в вузе.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Теплая Наила Алигасановна,

MODELING OF THE PROCESS OF FORMATION OF INFORMATION-NOAH CULTURE IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article considers the modeling of the process of formation of the information-documentation culture in a technical University The purpose: develop a model of the process of formation of information culture of future engineers, as well as the theoretical justification of the means of implementing this model in the teaching activities of the technical Institute Method or methodology of carrying out of job: the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, state educational standards, common educational and working programs in engineering, professional and information disciplines. Results: grounded model of the process of formation of information culture in a technical University, revealing the logic of the education of future engineers. Scope of results: preparation of the information for University students.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования информационной культуры в техническом вузе»

УДК 378.14 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Теплая Н.А.

В статье рассматривается моделирование процесса формирования информационной культуры в техническом вузе.

Цель: разработать модель процесса формирования информационной культуры будущих инженеров, а также теоретически обосновать средства реализации этой модели в учебно-воспитательной деятельности технического вуза.

Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, государственных образовательных стандартов, типовых учебных и рабочих программ по общетехническим, профессиональным и информационным дисциплинам.

Результаты: обоснована модель процесса формирования информационной культуры в техническом вузе, раскрывающая логику обучения будущих инженеров.

Область применения результатов: информационная подготовка студентов в вузе.

Ключевые слова: принципы, формирование, упорядочение, систематизация, проектирование, моделирование, реализация, информационная подготовка, общетехническая подготовка, профессиональная подготовка, интеграция, информационная культура.

MODELING OF THE PROCESS OF FORMATION OF INFORMATION-NOAH CULTURE IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Teplaya N.A.

The article considers the modeling of the process of formation of the information-documentation culture in a technical University

The purpose: develop a model of the process of formation of information culture of future engineers, as well as the theoretical justification of the means of implementing this model in the teaching activities of the technical Institute

Method or methodology of carrying out of job: the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, state educational standards, common educational and working programs in engineering, professional and information disciplines.

Results: grounded model of the process of formation of information culture in a technical University, revealing the logic of the education of future engineers.

Scope of results: preparation of the information for University students.

Keywords: principles, formation, ordering, classification, design, modeling, implementation, preparation of the information, technical training, vocational training, integration, information culture.

Теоретические научные подходы к проблеме формирования информационной культуры составляют прогностический уровень этого процесса и требуют разработки конкретной модели процесса формирования информационной культуры будущих инженеров, а также теоретического обоснования средств реализации этой модели в учебно-воспитательной деятельности технического вуза.

Построение модели, определение ее качественных параметров, структуры и содержания деятельности преподавателя и обучаемых составляют содержание конструктивно-проектировочного уровня.

Моделирование как метод научного исследования получил широкое применение в педагогических исследованиях благодаря ученым, внесшим большой вклад в разработку данной проблемы (В.С. Безрукова, Е.Э. Смирнова, Г.В. Суходольский, Н.Ф. Талызина и др.). Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. Создание моделей - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений. Моделирование рассматривается как метод опосредованного изучения объекта, в ходе которого исследуется или осваивается не сам интересующий исследователя объект, а некоторая промежуточная система. Под моделью в широком смысле понимают созданную структуру, воспроизводящую часть действительности в упрощенной (схематизированной, идеализированной) форме и одновременно средство научного исследования интересующего объекта. По мнению Ю.К. Бабанского моделирование помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказывает пути их более целостного описания, намечает более полные связи между компонентами, открывает возможности для создания более целостных классификаций.

Модель должна не только давать теоретическое представление о явлении, но и являться средством реализации профессионально направленного процесса информационной, общетехнической и профессиональной подготовки, как механизма функционирования, как системы действий по созданию условий формирования информационной культуры. На основании этого модель должна иметь динамический характер, охватывать дидактические компоненты педагогической подсистемы и их связи и взаимовлияния. Охватывая множество дидактических объектов, позволяя описать функции, принципы, условия, содержание, средства, различные связи и взаимовлияния, модель дает возможность снять противоречия между необходимостью изменения процесса формирования

информационной культуры и недостаточной разработанностью проблемы в современных условиях.

Динамическая модель призвана ориентировать процесс, определить его конкретные цели и пути их достижения. На основе применения выделенных методологических подходов, позволяющих раскрыть целостность исследуемой системы, выявить механизмы, обеспечивающие эту целостность, найти многообразные типы связей и свести их в единую теоретическую картину, нами построена модель методической системы формирования информационной культуры в процессе интеграции информационной подготовки с общетехнической и профессиональной подготовками.

Методологические основания состоят в том, что формирование информационной культуры на основе интеграции подготовок: информационной, общетехнической и профессиональной, выступает педагогической системой. Системообразующими элементами выступают цель, образовательный процесс, конечный результат - формирование информационной культуры.

Нормативные основания обеспечивают устойчивые и целенаправленные усилия субъектов образовательного процесса по реализации нормативной базы информационного, общетехнического и профессионального образования будущих инженеров и представляют уровень управления системой.

Технологические основания выражаются в возможности реализации теоретической модели в образовательной практике, представляют совокупность конкретных целесообразных средств, методов и форм обучения, отражающих логику формирования информационной культуры.

Опираясь на структурно-функциональную характеристику педагогической системы, можно выделить следующие компоненты педагогического процесса: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.

Целевой компонент. Предлагаемая модель основана на принципе целевой доминантности, направленном на выявление доминирующей цели процесса формирования информационной культуры и подчинению ей всех структурных

компонентов этого процесса. Цели подготовки специалиста с заданными характеристиками в процессе информационной подготовки предполагают объединение процессов обучения, воспитания, развития.

Целью формирования информационной культуры является подготовка к конкретным актуальным и перспективным видам деятельности по специальности, востребованной в обществе, обеспечение конкурентоспособности выпускника, поэтому импульс системе задает параметр внешней среды - компонент, содержащий социальный заказ, выражающийся тенденциями социального развития и потребностями рынка труда. Формирование социального заказа происходит под воздействием возрастающего влияния технического прогресса и культуры, повышения требований к уровню информационной культуры специалистов технического профиля.[1]

Социальный заказ, ориентированный на развитие личности в процессе подготовки специалиста является исходным для определения целей обучения, развитие личности является не только целью, но и процессом и результатом обучения и воспитания. Цели формирования информационной культуры ориентированы на повышение уровня образованности, интеллектуализации, профессионализации, социализации, культуры.

Ежегодно в структурных подразделениях градообразующих предприятий: «ОАО Рудник им. Матросова», «ООО Артель старателей им. Курчатова», «ОАО Сусуманзолото», «ОАО Дукатская горно-геологическая компания», «ОАО Полиметалл», «ОАО Колымский аффинажный завод г. Магадана» проходят производственную технологическую и преддипломную практику более 200 студентов вуза, ряды горно-геологических специалистов пополняют около 100 выпускников Политехнического института при Северо-Восточном государственном университете.

Государственный стандарт образования отражает соответствующую потребностям общества политику образования. Задача формирования информационной культуры студента технического вуза реализует целеполагание на ос-

нове последовательной конкретизации целей, начиная с рассмотрения современного содержания и характера деятельности специалиста с учетом обеспечения профессиональной мобильности, модели деятельности специалиста, уточняя и дополняя требования нормативных документов - государственного стандарта, учебных планов, программ.

Для повышения конкурентоспособности выпускников Северо-Восточного государственного университета на рынке труда Магаданской области в цикл специальных дисциплин рабочих учебных планов специальностей 130301.65 «Геологическая съемка, поиск и разведка МПИ», 130402.65 «Маркшейдерское дело», 130403.65 «Открытые горные работы» (в горнодобывающей отрасли) введены дисциплины по выбору студентов: «Цифровая картография», «Уравнивание геодезических построений», «Фотограмметрия и дистанционные методы зондирования земли», «Математические методы моделирования в геологии», «Моделирование процессов строительства подземных сооружений».

Педагогический смысл модели заключается в том, что она позволяет выделить актуальные и перспективные задачи формирования информационной культуры. Результатом функционирования системы являются новообразования личности - компоненты информационной культуры: профессионально-

ориентированные знания, умения и навыки; система ценностных ориентаций; способности и профессионально значимые качества личности.

Содержательный компонент предполагает конструирование содержания информационной, общетехнической и профессиональной подготовок как системного объекта, включающего иерархию уровней и характеристики системы, и исходит согласно принципам обучения из соответствия содержания профессиональным потребностям будущего специалиста, а также учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения.

Содержание образования как часть дидактического компонента является одним из базовых средств всестороннего развития студентов. Эффективность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью и пол-

нотой ее информационной основы. Педагогический словарь дает следующее определения содержания образования: «система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду». Обоснование содержания образования -одна из важнейших и традиционных проблем дидактики. Учитывая социальную сущность и педагогическую принадлежность содержания образования, его можно определить как педагогическую модель социального заказа, обращенного к образовательной системе. Эта модель имеет многоуровневую иерархическую структуру. На высшем уровне - общетеоретического представления, содержание образования фиксируется в виде обобщенного системного знания о составе, элементах, структуре и функциях социального опыта, передаваемого обучающимся. На уровне дисциплины развернуто представление об отдельных частях содержания, несущих специфические функции в образовании.

Е.И. Архангельским выделены следующие основополагающие принципы в определении содержания обучения: во-первых, установление некоторого объема достаточно стабильных фундаментальных и инструментальных знаний, необходимых для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих навыков и умений; во-вторых, выявление основных направлений, идей и тенденций развития соответствующих областей науки и техники; в-третьих, предъявление определенных требований к уровню общего и научного развития студентов, к их мировоззрению и кругозору, обеспечивающего их творческое развитие как специалистов и работников умственного труда [2].

Суть второго принципа формирования содержания заключается в том, что, проектируя содержание учебного предмета, необходимо обозначать не только само предметное содержание (понятия, способы деятельности), но и способы его передачи и усвоения обучающимися, сочетая при этом фундамен-

тальность обучения с его прикладной направленностью при неизменно возрастающем объеме необходимой учебной информации.

В процессе формирования информационной культуры содержательный компонент реализуется посредством взаимовлияния и взаимообогащения информатики и общетехнических дисциплин, что направлено на эффективное развитие личностного потенциала будущего специалиста; выработку у обучаемых мобильной системы знаний и умений, позволяющих усвоить последующие общепрофессиональные и специальные знания на базе их общностей и единства. Содержательный компонент выражается в систематизации знаний, умений и навыков, ориентированных на структурирование по этапам усвоения и по уровням доступности, в интеграции профессиональной деятельности, в согласовании интегрированного содержания с процессом его реализации.

Технологическим ядром модели служит процесс информационной, общетехнической, и профессиональной подготовки, нацеленный на использование потенциала выделенных дисциплин.

Процессуальный компонент требует внедрения рациональных методов, средств и форм обучения и управления процессом, ориентированных на логику формирования информационной культуры. Функцией этого компонента является построение учебного процесса в соответствии с логикой содержания и поставленными целями.

Оценочно-результативный компонент разработанной модели способствует оценке достижения планируемой цели, соответствию содержания и эффективности процесса, выбранным средствам, предполагая совмещение деятельностей по контролю и анализу его результатов с основной деятельностью, внесению корректив. Системный подход к характеристике рассматриваемого компонента предполагает оценку не столько через выявление локального уровня сформированности его составляющих, сколько базирования на их взаимодействии. Систематизирующим фактором выступает результат - информационная культура.

Таким образом, обоснована модель процесса формирования информационной культуры в техническом вузе, раскрывающая логику обучения будущих инженеров.

Список литературы

1. Теплая Н.А. Методологические подходы к формированию информационной культуры в техническом вузе // Школа будущего, 2012. №2. С. 139-143.

2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. 368 с.

References

1. Teplaya N.A. Metodologicheskie podhody k phormirivaniu inphormacionnoi kultury v tehnicheskom vuze [Methodological approaches to the formation of information culture in a technical University]. Shkola budushego, no. 2 (2012): 139-143.

2. Arhangelskii S.I. Uchebnui process v vusshei shkole, ego zakonomernue osnovu I metodu [The educational process in the higher school, its regular basis and methods]. M., 1980. 368 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Теплая Наила Алигасановна, доцент кафедры информатики, кандидат педагогических наук, доцент

Северо-Восточный государственный университет ул. Портовая, д. 13, г. Магадан, 685000, Россия naila69@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Teplaya Naila Aligasanovna, PhD in Education, Associate Professor, Computer Science Chair

North-East State University

13, Port street, Magadan, 685000, Russia

шИа69@таИ ги Рецензент:

Савченко Т.А., заведующая кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет», доктор педагогических наук, доцент