Научная статья на тему 'Критерии и уровни сформированности информационной культуры студентов технических специальностей'

Критерии и уровни сформированности информационной культуры студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1597
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MODERN EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / КРИТЕРИИ / CRITERIA / УРОВНИ / LEVELS / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION LITERACY / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / INFORMATION ERUDITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Теплая Н.А.

В статье рассматриваются критерии и уровни сформированности информационной культуры студентов технических специальностей на основании выделенных компонентов информационной культуры инженера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Теплая Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND LEVELS OF TECHNICAL STUDENTS INFORMATION CULTURE DEVELOPMENT

The article examines the criteria and levels of technical students information culture development based on the selected components of an engineers information culture.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни сформированности информационной культуры студентов технических специальностей»

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОГО ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

CRITERIA AND LEVELS OF TECHNICAL STUDENTS INFORMATION CULTURE DEVELOPMENT

Н. А. Теплая

В статье рассматриваются критерии и уровни сформированности информационной культуры студентов технических специальностей на основании выделенных компонентов информационной культуры инженера.

N. A. Teplaya

The article examines the criteria and levels of technical students information culture development based on the selected components of an engineer's information culture.

Ключевые слова: современное образование, интеграция, профессиональная подготовка, критерии, уровни, компоненты, информационная грамотность, информационная образованность, информационная компетентность, информационная культура.

Keywords: modern education, integration, vocational training, criteria, levels, components, information literacy, information erudition, information competence, information culture.

Развитие любого процесса происходит в соответствии с определенными этапами или уровнями. Научный подход к проблеме формирования информационной культуры у будущих инженеров в техническом вузе требует выявления качественных характеристик сформированности исследуемых уровней. Под уровнем понимается соотношение определенных «высших» и «низших» ступеней развития структур объектов или процессов.

Мы рассматриваем формирование информационной культуры на основании интеграции информационного курса с курсами общетехнических и профессиональных дисциплин, как сложный, многоплановый, поэтапный процесс, имеющий разные уровни развития. Идея культуры заложена в восходящую линию, этапность формирования информационной культуры представляется как последовательное восхождение от одной ступени к другой: информационная грамотность -- информационная образованность - информационная компетентность - информационная культура.

Современный специалист, действующий в условиях использования информационных технологий, должен обладать следующими характеристиками:

- информационной грамотностью, под которой понимается уровень обученности, требуемый для функционирования современного человека в информационном обществе, а также обладание необходимыми знаниями, сведениями в области информатики;

- информационной образованностью, предполагающей наличие достаточно широкого кругозора и определенной избирательности и глубины понимания информационной картины мира и использования информационных технологий;

- информационной компетентностью, определяющейся уровнем собственно компьютерного образова-

ния, опытом, индивидуальными особенностями личности, ее стремлением к самообразованию, самосовершенствованию, способностью к творчеству в рамках использования средств телекоммуникаций и информационных технологий;

- информационной культурой, рассматриваемой как степень совершенства в использовании информации, достигнутой в овладении информационными технологиями.

Социальный заказ на инженера диктует требования к его знаниям и умениям в области информационных технологий, а значит, и к его информационной культуре. Выпускнику технического вуза приходится:

- работать как конечному пользователю на персональном компьютере (ПК) (автоматизированном рабочем месте - АРМ, рабочей станции и т. п.) в условиях «электронного офиса», интегрированной информационной системы, электронной почты, в глобальных и локальных телекоммуникационных сетях;

- совершенствовать технологические и управленческие процессы на своем рабочем месте (автоматизацию управленческих задач) с использованием новейших технологических и программных средств.

Обобщенный анализ научных работ в области информационной культуры и изучение ГОС ВПО по техническим специальностям позволил нам выделить следующие компоненты информационной культуры будущих инженеров:

1) культура упорядочивания, систематизирования, структурирования данных и знаний (знать способы представления данных);

2) культура пользования компьютерной и организационной техникой для повышения эффективности своей профессиональной деятельности;

3) культура поиска информации (владение алгоритмами оптимального индивидуального поиска, успешно пользоваться Internet);

4) культура владения основами алгоритмизации (базовыми структурами алгоритмов при необязательном изучении какого-либо процедурно-ориентированного языка программирования);

5) культура использования, для анализа изучаемых процессов и явлений, баз данных и других современных информационных технологий;

6) культура принятия решений о применении программного обеспечения, информационных технологий для повышения эффективности своей профессиональной деятельности;

7) культура осуществления постановки задач;

8) культура выбора информации;

9) культура интерпретирования полученных результатов;

10) культура освоения и использования информации (участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в профессиональной деятельности);

11) культура предвидения последствий принимаемых решений (делать соответствующие выводы);

12) культура пользования первоисточниками, знакомство с авторами наиболее значимых для отрасли идей, владение определенным перечнем их произведений (названия, содержание и значение основных научных и прикладных трудов по отрасли, авторские концепции и т. п.) и даже конкретных документов (справочников, нормативной документации, авторитетных публикаций по отрасли, ведущих профессиональных периодических изданий и т. п.); умение ими оперировать (помнить, уметь ссылаться на них, апеллировать к их авторитету и т. п.), умение с использованием различных источников найти информацию, отобрать нужную, проанализировать и рационально использовать ее в своей деятельности для достижения конкретно поставленной цели;

13) культура моделирования (построение информационных моделей изучаемых процессов и явлений, понимание сущности информационного моделирования);

14) культура анализа информационных моделей с помощью автоматизированных информационных систем;

15) культура владения правовыми основами информационной деятельности (владение справочно-правовыми системами; знание основ информационной безопасности).

Обладающий информационной культурой инженер должен иметь в наличии все вышеперечисленные компоненты.

Для определения уровня информационной культуры у студентов технических специальностей необходимо выделить критерии оценки их сформированности. Критерий (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-нибудь; мерило оценки [1, с. 656]. В научно-педагогической литературе существует много

подходов к определению критериев измерения. На наш взгляд, наиболее плодотворным является такой подход, когда основным критерием измерения служит такая относительная и достаточно достоверная характеристика, как продвижение на более высокий уровень овладения знаниями и умениями (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Я. Наин, В. А. Сластенин и др.).

Мотивационно-ценностный определяется сфор-мированностью системы информационных потребностей и интересов, ценностных ориентации и идеалов, высоких нравственных качеств, уверенностью в адекватности своих взглядов социальной практике, гибкостью и разнообразием критериев оценки информационных явлений, рассмотрением поставленных целей и возможностей их достижения с точки зрения социальной значимости.

Когнитивный включает в себя владение методами аналитико-синтетической обработки информации, умение критически оценивать информацию, осознание социальной сущности информации, подробные, точные систематизированные сведения о технологиях в работе с информацией, знание способов компенсации собственных слабых сторон [2].

Инструментально-деятельностный включает в себя обширные знания информационных источников, индивидуальный стиль информационной деятельности, умелое владение различными средствами информационной деятельности, поиск новых способов решения задач по обработке и презентации информации, с учетом рациональных, этических и эстетических аспектов, значительное число усвоенных информационных и коммуникационных технологий, свободное оперирование ими [3].

Конативный (поведенческий) заключается в сознательном управлении своим поведением, прогнозировании на уровне предвосхищения результатов своих действий, произвольной саморегуляции поведения в сфере информационных отношений, сознательности и ответственности в выборе своей цели, сформированность высоких нравственных качеств, умение критически оценивать информацию, произвольная саморегуляция поведения в сфере информационных отношений, обширные знания информационных источников, сформированный индивидуальный стиль информационной деятельности, личная информационная база, поиск новых способов решения задач с учетом рациональных, этических и эстетических аспектов, умелое впадение компьютером, значительное число усвоенных упражнений, свободное оперирование ими. Подробные, точные систематизированные сведения об информационных и коммуникационных технологиях, устойчивые интересы и потребности, сформированность системы взглядов, ценностных ориентаций и идеалов, рассмотрение поставленных целей и возможностей их достижения с точки зрения социальной значимости информационной деятельности и социально приемлемых автономности и самостоятельности в своих оценках и суждениях относительно информационных явлений и процессов.

Данные критерии находятся между собой в диалектическом единстве, взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Мотивационно-ценностный, когнитивный и инструментально-деятельностный критерии отражают основные сферы личности специалиста, а конативный критерий представляется как внешнее выражение сфор-мированности его информационной культуры.

На основании выделенных критериев можно определить и охарактеризовать уровни поэтапного процесса формирования информационной культуры студентов и компоненты сформированности ее этапов.

Для уровня информационной грамотности - это наличие набора первых шести компонентов, главной особенностью которых будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

Для уровня информационной образованности - это набор первых десяти компонентов, которые характеризуются специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе - к дисциплинам, которые формируют ее основы.

Многие показатели этого уровня включают в себя как составляющую показатели уровня информационной грамотности. Именно это дает нам основание считать информационную образованность более высоким по сравнению с уровнем информационной грамотности.

Уровень информационной компетентности предполагает формирование высокого уровня общетехнической подготовки студента, позволяющей осознанно применять информационные специальные знания и умения, оперативного мышления, блоки профессионально-технических знаний в различных ситуациях профессиональной деятельности и обеспечить относительно высокое качество деятельности. На уровне информационной компетентности происходит расширение общетехнического кругозора, глубокое понимание тех или иных профессионально ориентированных вопросов за счет объединения информационной подготовки с общетехнической и профессиональной. Возрастают личностные потребности наиболее полной самореализации в применении имеющейся информационной базы к решению профессионально значимых задач. Набор компонентов для этого уровня состоит из первых тринадцати компонентов [4].

Для уровня информационной культуры набор компонентов также носят межпредметный характер. Они отличаются от информационной грамотности, информационной образованности и информационной компетентности степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ, строить информационные модели с помощью авто-

матизированных информационных систем, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач.

Набор компонентов этого уровня включает в себя компоненты уровня информационной компетентности и добавляются еще 2 компонента: культура моделирования (строить информационные модели изучаемых процессов и явлений, понимать сущность информационного моделирования); культура владения правовыми основами информационной деятельности (владеть справочно-правовыми системами; знать основы информационной безопасности) [5].

Таким образом, решение проблемы определения сформированности образовательных достижений в информационной области студентов может быть найдено только на пути одновременного исследования как качественных, так и количественных параметров. Показатель сформированности этих достижений у студентов на основании интеграции информационного курса с курсами общетехнических и профессиональных дисциплин имеет разнокомпонентный характер: мотивационно-ценностный, когнитивный, инструментально-деятель-ностный, конативный и имеет четыре уровня развития: информационная грамотность - информационная образованность - информационная компетентность - информационная культура.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Советский энцеклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 1600 с.

2. Солсо Р. Когнитивная психология. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с.: илл. - (Сер. «Мастера психологии»).

3. Никитаев В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sci.informika.ru/ text/magaz/higher/1_97/2razdel.html#2-1 (дата обращения 21.03.2011).

4. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е изд., доп. - М.: ИИО РАО, 2008. - 274 с.

5. Теплая Н. А., Червова А. А. Структура процесса формирования информационной культуры студентов - будущих инженеров в техническом вузе // Наука и школа. - МПГУ, 2010. - № 6.

6. Теплая Н. А. Информационная культура в системе профессиональной подготовки студентов технических специальностей // Костромской вестник. - Кострома, 2009. - № 2. - С. 42-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.