#
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ведений. Сб. статей. - Вып. 5. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. - 283 с. 3. Червова А. А. Подготовка кадров высшей квалификации - необходимое условие развития инно-
вационной высокотехнологичной экономики России // Вестник Нижегородского государственного университета. - Вып. 4. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. - С. 111-122.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
PROCESS STRUCTURE OF ENGINEERING STUDENTS INFORMATION CULTURE DEVELOPMENT IN A TECHNICAL UNIVERSITY
Н. А. Теплая, А. А. Червова
В работе рассматривается структура формирования информационной культуры будущих инженеров в условиях обучения в техническом вузе как инте-гративный, поэтапный, многоуровневый процесс: информационная грамотность - информационная образованность - информационная компетентность - информационная культура.
N. A. Teplaya, A. A. Chervova
The article examines the structure of developing future engineers' information culture during their training in a technical university as an integrative, stage-by-stage, multi-level process: information literacy - information knowledge - information competence - information culture.
Ключевые слова: современное образование, интеграция, профессиональная подготовка, инженерная деятельность, информационная грамотность, информационная образованность, информационная компетентность, информационная культура.
Keywords: modern education, integration, vocational training, engineering work, information literacy, information knowledge, information competence, information culture.
Проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности создало необходимость формирования информационной культуры при профессиональной подготовке специалистов различного профиля.
Методологические основы системы понятий о деятельности были заложены в трудах Л. С. Выготского, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Ша-дрикова и других отечественных ученых. Под профессиональной деятельностью понимают деятельность человека, направленную на достижение общественно значимых целей, отражающих интересы общества, а также интересы личности. Любая профессиональная деятельность имеет свои содержательные признаки и определяется законами организации и осуществления любой деятельности.
Разновидностью профессиональной деятельности, особенно важной в свете развития научно-технического прогресса, является инженерная деятельность. Инженерная деятельность - это деятельность, направленная на создание искусственных, то есть не существовавших ранее в природе, конкурентоспособных объектов с использование информационных, технических средств и научных исследований,
необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества [1, 2].
Таким образом, информационная культура является интегративным стержнем личности будущего специалиста, позволяющая ему саморазвиваться в профессиональной деятельности и жизни, находить личностные смыслы в образовании, а затем и приложение своего личностного потенциала. Овладение информационной культурой всегда сопровождается внутренними и внешними изменениями личности, ее сознанием и деятельностью.
Формирование информационной культуры - последовательный процесс, проходящий через несколько этапов к достижению поставленной цели. С философско-методологи-ческих позиций Б. С. Гершунский представляет схему восхождения человека к более высоким индивидуально-личностным культурно-образовательным приобретениям по следующим ступеням: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет [3].
Категория «грамотность» рассматривается как некий исходный результативный компонент образовательной деятельности. В современном понятии грамотности аккумулируются гуманитарные и естественно-научные аспекты первоначального понятия мира. Грамотность опреде-
Ф
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ляется как теоретическая осведомленность, наличие обширных и глубоких знаний, их осознанное применение на практике (М. А. Викулина, Г. А. Кручинина).
Ступень достижения общего образования, на которой человек приобретает необходимые и достаточные знания об окружающем его мире и овладевает наиболее общими способами деятельности, направленными на познание и преобразование тех или иных объектов действительности, соответствует образованности. По мнению Б. С. Гершунского, различие между грамотностью и образованностью заключается в объеме, широте и глубине соответствующих знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности [3].
Категория «образованность» предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека, но в то же время она предполагает достаточную избирательность по глубине понимания тех или иных вопросов. Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.
Следующей ступенью является компетентность. Понятие «компетентность» (лат. сотре1:еп1па, от сотре1:о - совместно добиваюсь, достигаю, соответствую) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность». Отсюда «компетентный» в своем деле человек означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-либо вопросе; авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный».
Ступень овладения культурой соответствует осознанию человеком материальных и духовных ценностей, приобретению способности адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества, вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс.
Рассматривая процесс формирования информационной культуры как поэтапный многоуровневый процесс, мы выделяем следующие этапы ее становления в процессе интеграции информационной с общетехнической и профессиональной подготовками будущих инженеров в условиях обучения в техническом вузе: информационная грамотность - информационная компетентность - информационная образованность - информационная культура.
Информационная грамотность - уровень обученно-сти, требуемый для функционирования современного человека в информационном обществе, а также обладание необходимыми знаниями, сведениями в области информатики, наличие представления об информационных ресурсах общества; знание основ современных информационных технологий переработки информации в повседневной неспецифической деятельности.
Информационная образованность - наличие достаточно широкого кругозора и определенной избирательности, глубины понимания информационной картины мира и использования информационных технологий, способность использовать компьютер и современные информационные технологии, учитывать их влияние на успех в профессиональной деятельности.
Информационная компетентность - уровень компьютерного образования, опыт, индивидуальные особенности
личности, ее стремление к самообразованию, самосовершенствованию, способность к творчеству в рамках использования средств телекоммуникаций и информационных технологий, уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального становления; способность использовать компьютер и современные информационные технологии в своей профессиональной деятельности для решения задач и проблемных ситуаций.
Принимая во внимание научные взгляды на методологическую трактовку категории «культура», опираясь на существующие подходы к выявлению сущности информационной культуры, с учетом изменения требований и характера деятельности современного инженера, сформулируем понятие «информационная культура студента технического вуза - будущего инженера». Информационная культура студента технического вуза - будущего инженера - это степень совершенства в использовании информации, достигнутой в овладении современными информационными технологиями, умение использовать эти возможности в повседневной работе, в процессе принятия инженерных решений в будущей профессиональной деятельности. Это способность комбинировать ранее освоенные знания и умения, принимать решения в нестандартных ситуациях с использованием всего арсенала средств вычислительной техники, программного обеспечения, с помощью построения информационных моделей изучаемых процессов и явлений и анализа этих моделей с помощью автоматизированных информационных систем.
Обозначенные уровни выстроены в условиях последовательности и отражают общее направление последовательного развития личности. Жесткого разделения этих компонентов не существует, поскольку они взаимозависимы и взаимодополняемы. Переход с одного уровня на другой не подразумевает отрицание предыдущего: элементарные общетехнические и информационные знания и умения переосмысливаются, расширяются и дополняются в процессе дальнейшей подготовки и происходит переход на новый учебный этап.
Таким образом, структура формирования информационной культуры будущих инженеров в условиях обучения в техническом вузе является интегративным, поэтапным, многоуровневым процессом, который содействует развитию способностей, необходимых качеств в дальнейшей профессиональной деятельности студентов - будущих инженеров.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банщикова Т. Н. Профессионально-личностное становление будущего инженера как психолого-акмеологическая проблема: Сб. науч. трудов. Сер. «Гуманитарные науки». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2004.
2. Камалов Р. Р., Хлобыстова И. Ю, Тутолмин А. А. От информационной компетентности к формированию информационной культуры специалиста // Информатика и образование. - 2005. - № 2. - С. 54-58.
3. Г ершу некий Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.