Научная статья на тему 'Сущность и особенности концепции формирования информационной культуры в многоуровневой системе технического вуза'

Сущность и особенности концепции формирования информационной культуры в многоуровневой системе технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / CONCEPT / MULTI-LEVEL EDUCATION / INFORMATION CULTURE / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплая Наила Алигасановна, Червова Альбина Александровна

В статье рассматриваются сущность и особенности концепции формирования информационной культуры в многоуровневой системе, основанной на формировании креативного мышления обучаемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND PECULIARITIES OF CONCEPT OF INFORMATION CULTURE FORMATION IN MULTILEVEL SYSTEM OF TECHNICAL INSTITUTE

The article discusses the essence and specific features of the concept of information culture formation in multilevel system based on the development of student's creative thinking.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности концепции формирования информационной культуры в многоуровневой системе технического вуза»

УДК 37.01

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

ESSENCE AND PECULIARITIES OF CONCEPT OF INFORMATION CULTURE FORMATION IN MULTILEVEL SYSTEM OF TECHNICAL INSTITUTE

Н. А. Теплая1, А. А. Червова2 N. A. Teplaya1, A. A. Chervova2

гФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет», г. Магадан 2Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и особенности концепции формирования информационной культуры в многоуровневой системе, основанной на формировании креативного мышления обучаемого.

Abstract. The article discusses the essence and specific features of the concept of information culture formation in multilevel system based on the development of student's creative thinking.

Ключевые слова: концепция, многоуровневое образование, информационная культура, креативное мышление.

Keywords: concept, multi-level education, information culture, creative thinking.

Актуальность исследуемой проблемы. Как известно, информационная подготовка специалиста традиционно является прерогативой таких социальных институтов, как образовательные учреждения. Начало XXI века, ознаменованное информационным взрывом и информационным кризисом, потребовало особого внимания к информационной подготовке специалиста и общества в целом. Расширение номенклатуры объектов информационной подготовки имело следствием привлечение понятий и терминов из разных областей знания: информатики, документалистики и др. В частности, в качестве близких по смыслу понятий, характеризующих знания и умения человека по работе с информацией, широко используются такие термины, как «информационная компетентность», «информационная культура» и др.

Сравнив традиционные словарные трактовки слов «компетентность» (лат. competens - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области) и «культура» (лат. cultura - высшее проявление человеческой образованности и компетенции), мы пришли к выводу, что понятие «информационная компетентность» уже, чем «информационная культура», так как первое относится только к сфере контактов человека со средствами коммуникации, а второе - к сложным взаимоотношениям личности с любой информацией, включая область информационных и коммуникационных технологий. А значит, только на уровне информационной культуры

могут в наиболее полном виде развиться способности к творческому решению профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий и может выразиться человеческая индивидуальность.

Поэтому на протяжении ряда лет в Северо-Восточном государственном университете в рамках введения многоуровневого образования ведется работа по формированию информационной культуры [6]. Практическая реализация соответствующей модели многоуровневой системы формирования информационной культуры началась в 2004 г. Это предопределило необходимость концептуального осмысления ее дальнейшего построения и развития.

Материал и методика исследований. Основаниями для проектирования процесса формирования информационной культуры являются философские положения теории познания, формирования и развития личности. При этом многоуровневая система формирования информационной культуры при подготовке специалистов инженерного профиля строится исходя из следующих основных принципов: системно-технологического, профессионально-ориентированного, индивидуального подходов к субъектам системы, креативности, структуралистического, а в качестве основных подходов выступают: системный, технологический, интегративно-дифференцированный, индивидуальный, креативный. Методами исследования явились научное описание изучаемых явлений педагогической действительности, их анализ, обоснование.

Результаты исследований и их обсуждение. Мы исходим из того, что концепция (от лат. сопсерйо - понимание, система) как понятие - это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, руководящая идея для их систематического освещения, а также ведущий замысел в научной, технической, политической и других видах деятельности.

Разработка концепции должна предшествовать всем остальным этапам построения многоуровневой системы формирования информационной культуры и определять в идеологическом плане основной характер проведения этих этапов.

Мы рассматриваем перспективы развития многоуровневой системы формирования информационной культуры в многоуровневом образовании технического вуза как целостную систему, включающую отдельные подсистемы (уровни) формирования информационной культуры (базовый, профильный и профессиональный), которые базируются на уровневом образовании (довузовское, высшее профессиональное, поствузовское и дополнительное образование), и во многих аспектах: концептуальном, содержательном, организационном, управленческом, информационном и т. д. Поэтому главная задача концепции состоит в том, чтобы на основе анализа отечественного опыта предложить конструктивные идеи развития многоступенчатой системы формирования информационной культуры с оптимальным использованием средств информационных и коммуникационных технологий при подготовке конкурентоспособных специалистов технического профиля.

Подготовка специалистов с высшим техническим образованием сосредоточена в Политехническом институте при Северо-Восточном государственном университете. В последние годы в СВГУ ведется активная работа по совершенствованию организации подготовки специалистов и повышению ее качества. Наряду со специалитетом введены бакалавриат и магистрат.

В целях осуществления элитарной подготовки специалистов технического профиля функционируют соискательство, аспирантура, разработаны образовательные программы для переподготовки и повышения квалификации, которые входят в структуру системы дополнительного образования.

Данные начинания предопределяют необходимость их концептуального осмысления, упорядочивания и дальнейшего развития с учетом мировых и российских тенденций социально-экономических преобразований. Исходя из этого, предлагаемая нами концепция многоуровневой системы формирования информационной культуры, построенная на идее о формировании креативного мышления обучаемых, включает определение понятий «информационная культура специалиста», «креативное мышление»; обоснование общеметодологических принципов и условий организации информационного образования; характеристику дидактического комплекса, реализующего многоуровневую систему формирования информационной культуры при подготовке специалистов в техническом вузе.

Как известно, в основе любой концепции лежит четкое определение базового понятия. Принципиальное значение это имеет для такого сложного и многозначного явления, как «информационная культура». Как уже отмечалось, исследования по информационной культуре проводятся представителями самых различных наук, следствием чего явилось наличие самых разных, порой диаметрально противоположных (гуманитарного и технократического) подходов к формированию информационной культуры. Нам представляется, что такая ситуация будет сохраняться еще долгое время. Однако для организации практической работы образовательных учреждений в этом направлении уже сегодня настоятельно требуется внесение терминологической ясности и выработка определения, отражающего весь комплекс проблем, связанных с формированием информационной культуры в техническом вузе. В этой связи нами предлагается следующая трактовка понятия «информационная культура специалиста».

Информационная культура специалиста - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и степень совершенства в использовании информации, в овладении современными информационными технологиями, умение использовать эти возможности в повседневной работе, в процессе принятия решений в своей профессиональной деятельности.

В настоящих условиях подготовка учебными заведениями специалистов предполагает обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Одним из факторов, определяющих возможности специалистов и их востребованность, является владение современными информационными технологиями.

Принимая во внимание несомненную ценность фундаментальных исследований по проблемам проектирования педагогических технологий, ориентированных на достижение планируемого качества обучения, построения системы непрерывного образования и реализации преемственности научных школ, обеспечивающей целостность процесса обучения, формирования профессионально направленного содержания образования, следует отметить, что при проектировании педагогической системы обучения информационным технологиям эти технологии требуют развития и совершенствования с учетом своей специфики и изменившихся условий функционирования образовательной системы.

Следовательно, проектирование деятельности по изучению информационных технологий связано с высокой неопределенностью и новизной. Кроме того, система подготовки специалистов в области информационных технологий должна быть гибкой и адаптироваться к изменяющимся условиям, в противном случае качество выпускников не будет удовлетворять требованиям современного информационного общества.

Поэтому имеется постоянная потребность в совершенствовании существующих и разработке новых педагогических систем, способствующих интенсификации образовательного процесса. Так как в настоящее время имеющиеся системы обучения информа-

ционным технологиям в полной мере не решают проблемы формирования личностных структур специалистов, соответствующих его модели, то необходимо разработать новую систему педагогической деятельности, отражающую логику приобщения обучаемых к специальности через различные формы их обучения и воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования информационной культуры специалиста в техническом вузе в соответствии с ее моделью необходимо разработать новое направление совершенствования профессиональной подготовки специалистов в области информационных технологий, учитывающее в полной мере их повышенную сложность и неопределенность, т. е. креативность.

Рассмотрение проблем формирования информационной культуры специалиста в современных условиях и учет специфики информационных технологий и профессиональной деятельности позволяют нам перейти к базовым концептуальным положениям совершенствования процесса формирования информационной культуры при подготовке специалиста инженерного профиля в области информационных и коммуникационных технологий - к необходимости создания многоуровневой системы формирования информационной культуры специалиста на основе ее модели.

В качестве базовых положений при разработке концепции многоуровневой системы формирования информационной культуры в техническом вузе выбраны следующие:

1. Подготовка специалиста должна быть организована как целостный многоуровневый процесс, позволяющий в полной мере формировать информационную культуру специалиста в соответствии с ее моделью.

2. Основой формирования информационной культуры специалиста является развитие всех его способностей, в первую очередь, основополагающих исследовательских и творческих способностей, основанных на развитии креативного мышления.

Рассмотрим проблемы развития личности специалиста технического профиля в области информационных технологий более подробно.

В некоторых источниках термин «развитие» определяется как целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией. Целенаправленный поиск, семантический отбор и интегрирование релевантной информации на основе отражения являются условием появления новой организации, новой структуры [4]. Данное определение является недостаточно корректным и полным, в нем не учитывается системный характер развития личности, выделяется только одна - информационная, хотя и важная, составляющая. Поэтому в качестве более корректного определения развития в исследовании выбрано следующее: развитие есть качественное, в основном необратимое, направленное изменение личности, имеющее прогрессивный вектор [5].

Развитие личности как естественный процесс объективной реальности заключается в непрекращающихся переходах от простого к сложному, от низшего к высшему [8]. Наиболее полному развитию и становлению личности в профессиональном и общечеловеческом планах должны способствовать современные педагогические технологии.

Для оценки степени развития обучаемого в профессиональном плане в процессе обучения используются уровни усвоения учебного материала, которые показывают качество владения обучаемым учебным материалом [2], [3], [7]. Такая классификация позволяет четко формулировать задачи при проектировании многоуровневой системы формирования информационной культуры и на их основе определять состав дидактического комплекса, реализующего разработанную концепцию.

Следовательно, уровень усвоения учебного материала при информационной подготовке и его использование в учебной деятельности могут служить оценочной шкалой развития информационной культуры и как наиболее важной характеристики - развития его креативного мышления.

В педагогической науке различают два основных способа использования информации, полученной в процессе усвоения учебного материала [1]:

- репродуктивный, позволяющий выполнять воспроизводство усвоенного материала, действовать по заранее определенному алгоритму, без добавления новой информации;

- продуктивный, основанный на генерации новой информации, отличной от содержащейся в учебном материале.

Таким образом, продвижение обучаемого в процессе познавательной деятельности по уровням усвоения учебного материала от репродуктивного к продуктивному служит качественной оценкой развития его креативного мышления.

Следовательно, авторское определение креативного мышления с учетом исследованных определений, их систематизации и уточнения будет следующим: «Креативное мышление является основой развития исследовательских и творческих способностей обучаемых, ориентировано на специфику информационных технологий и представляет собой процесс познавательной деятельности, характеризующийся переходом по уровням усвоения учебного материала от репродуктивного к продуктивному».

Резюме. Можно сделать вывод, что сущность концепции формирования информационной культуры в многоуровневой системе заключается в совершенствовании процесса организации информационного образования как целостного многоуровневого поэтапного процесса, обеспечивающего эффективное и рациональное становление специалиста, использующего в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии. Системообразующим фактором в становлении специалиста является развитие креативного мышления обучаемых, проявляющегося в нахождении ими множества решений поставленной задачи и служащего основой развития исследовательских и творческих способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. - Казань : Казан. ун-т, 1988. - 238 с.

2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Высшая школа, 1989. - 192 с.

3. Груздева, М. Л. Создание профессионально-ориентированной среды для информационно подготовки студентов вуза - будущих менеджеров / М. Л. Груздева, А. А. Червова // Наука и школа. - 2008. -№ 3. - 26-28.

4. Кордуэлл, М. Психология. А - Я. Словарь справочник / М. Кордуэлл ; пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М. : Фаир-Пресс, 2000. - 448 с.

5. Пидкасистый, П. И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

6. Теплая, Н. А. Структура процесса формирования информационной культуры студентов - будущих инженеров в техническом вузе / Н. А. Теплая, А. А. Червова // Наука и школа. - 2010. - № 6. - С. 51-52.

7. Червова, А. А. Динамика инновационного развития Шуйского государственного педагогического университета / А. А. Червова // Школа будущего. - 2009. - № 1. - С. 9-16.

8. Червова, А. А. Формирование исследовательских умений студентов вузов / А. А. Червова, И. А. Янюк // Наука и школа. - 2007. - № 6. - С. 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.