Научная статья на тему 'Инновационное развитие промышленно- гуманитарного техникума'

Инновационное развитие промышленно- гуманитарного техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Червова А. А., Сулаева Е. П.

В статье рассматриваются вопросы инновационного развития промышленно-гуманитарного техникума, описывается инновационная инфраструктура Донецкого государственного промышленногуманитарного техникума, ее вклад в развитие учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Червова А. А., Сулаева Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие промышленно- гуманитарного техникума»

#

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ТЕХНИКУМА

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A INDUSTRY AND HUMANITIES TECHNICAL SCHOOL

А. А. Червова, Е. П. Сулаева

В статье рассматриваются вопросы инновационного развития промышленно-гуманитарного техникума, описывается инновационная инфраструктура Донецкого государственного промышленно-гуманитарного техникума, ее вклад в развитие учебного процесса.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационная инфраструктура.

A. A. Chervova, E. P. Sulaeva

The article examines different issues of innovative development of an industry and humanities technical school; the authors describe the innovative infrastructure of Donetsk State Industry and Humanities Technical School and its contribution to the development of the educational process.

Keywords: innovation, innovative activity, innovative development, innovative infrastructure.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на поиск, создание и использование научных и (или) научно-технических результатов в технологических процессах, оборудовании, товарах, услугах, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках, при условии создания и (или) использования в этой деятельности объекта интеллектуальной собственности.

Инновации (нововведения) - результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации.

Субъект инновационной деятельности - физическое либо юридическое лицо, осуществляющее инновационную деятельность.

Основными целями инновационной деятельности в сфере науки и образования являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического и кадрового потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики.

Интеграция инновационной деятельности в сфере науки и образования осуществляется путем:

1) обеспечения участия преподавателей образовательных учреждений профессионального образования, сотрудников и учащихся в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

2) организации учебно-научных и учебно-производственных комплексов на базе образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, научных организаций и промышленных предприятий.

Инновация в самом общем смысле есть производство новых и значимых идей для жизни общества, относящаяся к эвристическому (то есть по определению творческому) уровню мышления. Только реализованная в новом продукте или процессах идея является инновацией. Суть инновации заключается в последовательной трансформации творческой идеи в продукт (работу, услугу) и выведение его на рынок с использованием всех доступных для орга-

низации ресурсов. Итак, инновация - это целенаправленный процесс развития новой идеи в практически применимую и коммерчески реализуемую экономическую или социальную выгоду. Социальным продуктом в системе среднего профессионального и высшего образования является выпускник с высоким уровнем компетентности, обладающий творческими способностями, для чего необходимо организовать среду, способствующую творчеству [3].

Инновационно-технологический центр (далее ИТЦ) -структурное подразделение, функционирующее на принципе самоокупаемости. Миссия центра - обеспечить технологический подъем и переход к инновационному сценарию развития промышленности в регионе.

Одним из необходимых условий повышения качества образования является выведение коммуникаций в учебном заведении на современный уровень.

Возрастающие требования студентов к построению образовательных процессов требуют от учебного заведения способности оперативно предоставлять студентам академическую и финансовую информацию.

Целью внедрения решения является предоставление учебному заведению наилучшего набора сервисов для обеспечения потребностей преподавателей и студентов. Использование потенциала WindowsLive@edu дает возможность получить бесценный опыт быстрой и удобной совместной работы и обучения в современной коммуникационной среде.

Задачи подключения к программе WindowsLive@ edu - создать единую систему обмена информацией о том, что происходит в учебном заведении, используя удобство и функциональность предлагаемых служб: мощной системы поиска в Интернете, электронной почты, системы обмена мгновенными сообщениями, блогов студентов и преподавателей. Все эти сервисы предоставляются на максимально защищенной информационной платформе, доступ к которой может быть осуществлен с помощью любых уже используемых учебным заведением

Ф

$

технологий, а также с помощью мобильных устройств.

Реализация проекта позволяет повысить эффективность управления учебным заведением, сократить издержки на коммуникации, а также предоставит студентам и преподавателям набор эффективных сервисов, облегчающих взаимодействие в рамках образовательного процесса от простейшей рассылки новостей, ведения расписания до полной интеграции в учебный процесс.

По итогам реализации проекта в Донецком государственном промышленно-гуманитарном техникуме создана централизованная система обмена электронными сообщениями, не требующая обслуживания, неограниченно масштабируемая без дополнительных затрат. Каждому студенту предоставлен адрес в домене учебного заведения, который сохраняется за ним и по окончании обучения. Кроме того, каждый участник получает возможность создавать свое собственное интернет-пространство, в том числе для хранения обучающих материалов, информации о себе и т. д.

Для создания информационного центра переоборудованы компьютерные классы, произведено их подключение к сети Интернет быстрого пользования.

Учебное заведение производит оснащение компьютерных классов интерактивными досками, медиатеками, видео-теками, вводит их в эксплуатацию, что позволяет сформировать полноценные компьютерные классы, модернизировать библиотеку, медиатеку, видеотеку, обеспечить беспроводной доступ к локальной и Глобальной сетям по стандарту Wi-Fi, организовать системы электронного документооборота, электронной библиотеки, системы социального портала «студент - преподаватель», комплекса электронных учебников и системы дистанционного образования.

Развитие инновационной инфраструктуры сопровождается следующими показателями:

1. переход на систему обучения «бакалавриат»;

2. модульно-рейтинговая система обучения;

3. кредитная система зачетов;

4. академическая мобильность преподавателей и студентов;

5. совершенствование качества образования, компе-тентностный подход к образованию [3].

К инновационной инфраструктуре Донецкого государственного промышленно-гуманитарного техникума относится центр информационно-образовательных технологий.

Центр информационно-образовательных технологий (далее ЦИОТ) создан в 2005 году и является структурным подразделением техникума.

Основными целями организации ЦИОТ являются:

- Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями.

- Повышение качества образования за счет организации широкого доступа студентов и преподавателей техникума к банку учебных материалов посредством современных информационных технологий.

- Автоматизация системы мониторинга и контроля знаний студентов.

- Подготовка педагогических, административных и технических кадров, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

- Разработка и внедрение автоматизированной системы управления на базе электронно-вычислительной техники.

Общими задачи центра являются:

- Планирование и организация работы по использованию электронно-вычислительной техники в образовательном процессе.

- Создание методической, технической, организационной и кадровой базы.

- Разработка и распространение технологических инноваций, связанных с применением в образовательном процессе современных компьютерных телекоммуникационных технологий.

- Организация, проведение и консультирование проектной деятельности студентов в различных предметных областях в части, связанной с применением ИКТ (поиск информации, оформление работ и т. д.).

- Планирование и организация работы по использованию электронно-вычислительной техники.

Преподаватели, сотрудники и студенты техникума могут воспользоваться ресурсами центра в течение рабочего дня.

Реализация инновационного подхода к образованию позволила коллективу ФГОУ СПО «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум» достичь следующих результатов:

• Игорь Бойко стал победителем областной олимпиады-конкурса «Лучший по профессии» среди студентов средних специальных учебных заведений по специальности 151 001 «Технология машиностроения». Металлические агрегаты, которые он в будущем собирается строить, привлекают его сложностью своих конструкций.

• Александр Клементьев, студент ФГОУ СПО «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум», стал победителем в ежегодном областном конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» по специальности 151001 «Технология машиностроения» среди учащихся средних специальных учебных заведений Ростовской области.

• Яна Фетисова стала победительницей областной олимпиады по технологии машиностроения.

• Сергей Цилютин, студент 4-го курса, занял третье место на Всероссийской олимпиаде для студентов средних специальных учебных заведений по специальности «Технология машиностроения».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волченкова Т. В. Развитие образовательного учреждения на основе инновационной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2010. - 21 с.

2. Развитие научного потенциала Приволжского федерального округа: опыт высших учебных за-

#

ведений. Сб. статей. - Вып. 5. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. - 283 с. 3. Червова А. А. Подготовка кадров высшей квалификации - необходимое условие развития инно-

вационной высокотехнологичной экономики России // Вестник Нижегородского государственного университета. - Вып. 4. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. - С. 111-122.

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

PROCESS STRUCTURE OF ENGINEERING STUDENTS INFORMATION CULTURE DEVELOPMENT IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Н. А. Теплая, А. А. Червова

В работе рассматривается структура формирования информационной культуры будущих инженеров в условиях обучения в техническом вузе как инте-гративный, поэтапный, многоуровневый процесс: информационная грамотность - информационная образованность - информационная компетентность - информационная культура.

N. A. Teplaya, A. A. Chervova

The article examines the structure of developing future engineers' information culture during their training in a technical university as an integrative, stage-by-stage, multi-level process: information literacy - information knowledge - information competence - information culture.

Ключевые слова: современное образование, интеграция, профессиональная подготовка, инженерная деятельность, информационная грамотность, информационная образованность, информационная компетентность, информационная культура.

Keywords: modern education, integration, vocational training, engineering work, information literacy, information knowledge, information competence, information culture.

Проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности создало необходимость формирования информационной культуры при профессиональной подготовке специалистов различного профиля.

Методологические основы системы понятий о деятельности были заложены в трудах Л. С. Выготского, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Ша-дрикова и других отечественных ученых. Под профессиональной деятельностью понимают деятельность человека, направленную на достижение общественно значимых целей, отражающих интересы общества, а также интересы личности. Любая профессиональная деятельность имеет свои содержательные признаки и определяется законами организации и осуществления любой деятельности.

Разновидностью профессиональной деятельности, особенно важной в свете развития научно-технического прогресса, является инженерная деятельность. Инженерная деятельность - это деятельность, направленная на создание искусственных, то есть не существовавших ранее в природе, конкурентоспособных объектов с использование информационных, технических средств и научных исследований,

необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества [1, 2].

Таким образом, информационная культура является интегративным стержнем личности будущего специалиста, позволяющая ему саморазвиваться в профессиональной деятельности и жизни, находить личностные смыслы в образовании, а затем и приложение своего личностного потенциала. Овладение информационной культурой всегда сопровождается внутренними и внешними изменениями личности, ее сознанием и деятельностью.

Формирование информационной культуры - последовательный процесс, проходящий через несколько этапов к достижению поставленной цели. С философско-методологи-ческих позиций Б. С. Гершунский представляет схему восхождения человека к более высоким индивидуально-личностным культурно-образовательным приобретениям по следующим ступеням: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет [3].

Категория «грамотность» рассматривается как некий исходный результативный компонент образовательной деятельности. В современном понятии грамотности аккумулируются гуманитарные и естественно-научные аспекты первоначального понятия мира. Грамотность опреде-

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.