Научная статья на тему 'Социальное партнерство между образовательным учреждением и производством как условие формирования предпринимательской компетентности студентов техникума'

Социальное партнерство между образовательным учреждением и производством как условие формирования предпринимательской компетентности студентов техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL PARTNERSHIP / AVERAGE VOCATIONAL TRAINING / MANUFACTURE / ENTERPRISE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулаева Елена Петровна

В статье описываются теоретические предпосылки социального партнерства между образовательным учреждением и производством как условие формирования предпринимательской компетентности студентов техникума

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AND MANUFACTURE AS THE CONDITION OF FORMATION OF ENTERPRISE COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL

In article describes theoretical preconditions of social partnership between educational establishment and manufacture. The author described defined social partnership, the model of social partnership.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство между образовательным учреждением и производством как условие формирования предпринимательской компетентности студентов техникума»

УДК 377

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО МЕЖДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ И ПРОИЗВОДСТВОМ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

Сулаева Елена Петровна, директор ФГОУ СПО «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум», аспирант Шуйский государственный педагогический университет,

г. Шуя, Россия innovacia-sgpu@mail. ru

В статье описываются теоретические предпосылки социального партнерства между образовательным учреждением и производством как условие формирования предпринимательской компетентности студентов техникума

Ключевые слова: социальное партнерство; среднее профессиональное образование; производство; предпринимательская компетентность.

SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AND MANUFACTURE AS THE CONDITION OF FORMATION OF ENTERPRISE COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL

Elena Sulaeva, director of Donetsk state industrial-humanitarian technical school, post-graduate student

State pedagogical university of Shuya, Shuya, Russia innovacia-sgpu@mail. ru

In article describes theoretical preconditions of social partnership between educational establishment and manufacture. The author described defined social partnership, the model of social partnership.

Keywords: social partnership; average vocational training; manufacture; enterprise competence.

Предпринимательскую компетентность выпускника техникума мы определяем как составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов [3].

Одним из условий формирования предпринимательской компетентности студентов техникума выступает социальное партнерство между образовательным учреждением и производством, под которым мы понимаем взаимодействие участников образовательного процесса, решающих задачу перевода потенциальных форм системы образования в актуальные, обеспечивая позитивные изменения в образовательной сфере.

Таблица

Особенности социального партнерства

Теоретическими предпосылками социального партнерства являются: Основными принципами социального партнерства являются: К основным участникам социального партнерства можно отнести:

-социально-экономические основы развития общества, производства, рынка труда и рынка образовательных услуг; -ведущие тенденции развития профессиональной школы, гуманизация, дифференциация, интенсификация, кооперация, стандартизация, социализация и профессионализация; -полномочность представителей сторон; -равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных интересов прав специалиста и работодателей; -приоритетность Внутренняя среда профессионального образования: учебное заведение; обучающиеся (студенты). Внешняя среда профессионального образования: федеральные,

-требования к формированию личности

конкурентоспособного специалиста, уровню его профессионального образования и квалификации; -закономерности и принципы профессиональной подготовки, составление

фундаментального базиса непрерывного многоуровневого профессионального образования;

-научное обоснование и создание инновационных педагогических систем

образования на основе системного, интегративного, деятельного подходов; -стандартизация профессионального образования, взаимосвязь федеральной и региональной составляющей стандарт

Российской Федерации; -региональные особенности профессионального образования и их влияние на перспективы развития

системы непрерывного

многоуровневого профессионального образования;

-изменения характера и содержания профессиональной деятельности специалистов в условиях рыночной

экономики.

примирительных методов и процедур в переговорах;

-каждый

последующий

уровень не может

ухудшать условий

соглашений более

высокого уровня и

может отличаться от

предыдущего

большей выгодой для

трудящихся;

-добровольность

принятия

обязательств;

-обязательность

исполнения

договоренностей;

-регулярность

проведения

консультаций в ходе

сотрудничества и

ответственность за

принятые

обязательства.

региональные и

местные органы

управления образования; федеральные, региональные и

местные органы труда и занятости;

работодатели; профсоюзы; общественные организации системы образования.

Основная цель социального партнерства состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных

работников и работодателей.

Обобщая вышесказанное, мы определяем социальное партнерство образовательного учреждения и производства следующим образом - это совместная деятельность образовательного учреждения и производства, направленная на разработку, принятие и реализацию педагогических и социально-экономических решений, обеспечивающих повышение качества подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем предпринимательской компетентности [1].

Это взаимодействие по отношению к профессиональному

образовательному учреждению может протекать в следующих методических формах:

- как внутрисистемное (обучающиеся - учебное заведение);

- осуществляться партнерами из внешней среды для профессионального образовательного учреждения сферы (профсоюз - работодатель);

- носить «сквозной» характер (обучающееся - образовательное учреждение - производство (работодатель).

Все это предполагает необходимость достаточно детальной проработки методологии формирования и поддержания если не всех возможных линий социального партнерства, то хотя бы наиболее значительных из них, проведения соответствующего постоянного анализа состояния и действенности этих линий связей.

Социальное партнерство позволяет повысить уровень сформированности предпринимательской компетентности подготовки будущих специалистов. Взаимодействие с работодателями обеспечивает полноту образовательного заказа и своевременность его выполнения,

В ходе проведенного анализа в исследовании установлено, что к основным педагогическим условиям социального партнерства относятся следующие условия. Соотнесение внешних предпосылок (требований государственного стандарта и внешнего окружения) с представлениями о реальных и потенциальных возможностях образовательного учреждения дает основания для осуществления необходимой корректировки образовательного процесса.

К основным педагогическим условиям в повышении уровня сформированности предпринимательской компетентности будущих специалистов на основе социального партнерства можно отнести:

- выбор образовательной стратегии с учетом тенденций развития рынка труда и специалистов;

- овладение дополнительными средствами управления

профессиональным образовательным учреждением, установление

конструктивных связей с внешней средой;

- освоение новых способов мотивации и стимулирования учебнопознавательной деятельности будущих специалистов, формирование у них установки обучения в течение всей жизни;

- организация образовательного процесса, гарантирующего подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем предпринимательской компетентности [1].

Целенаправленное взаимодействие с партнерами обусловливает расширение способов профессиональной деятельности преподавателей образовательных учреждений. Это находит отражение в работе учебнометодических комиссий, расширении социальных контактов, отборе содержания образования, организации технологических практик, совершенствовании форм учебных и внеурочных занятий со студентами. От преподавателей требуется умение педагогизировать идею, высказанную заказчиками образовательных услуг, вложить ее в контекст преподаваемого предмета и далее реализовать для получения необходимых результатов подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем предпринимательской компетентности [2].

Общая задача социального партнерства показать социальную значимость и престиж избранной профессии. ФГОУ СПО «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум» осуществляет сотрудничество с администрациями организаций и предприятий города: ООО «ИНТЕРДОН», ОАО «Донецкий экскаватор», Донецкое «ШСУ № 4»,ООО «Донецкий машиностроительный завод» и другими организациями города и области.

Проводятся встречи с главными и ведущими специалистами предприятий, студенты ходят на экскурсии, проходят практику на предприятиях, выполняют бизнес-проекты. Специалисты приглашаются на конкурсы профессионального мастерства в качестве консультантов, членов жюри, на конференции по итогам практик, где студенты делятся идеями по организации практики, представляют свои бизнес-проекты. По мере необходимости студенты привлекаются к выполнению заказов ОАО «Донецкий экскаватор», образуя малое инновационное предприятие [2].

Специалисты различного уровня выступают в качестве преподавателей, проводят мастер-классы по соответствующим профилю организации-партнера дисциплинам, выступают консультантами по бизнес-проектам, позволяющим формировать высокий уровень предпринимательской компетентности у студентов техникума.

Литература

1. Сулаева, Е.П. Роль социального партнерства в воспитании студентов Донецкого государственного техникума. - Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве». - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 56-58

2. Сулаева, Е.П., Червова, А.А. Инновационное развитие техникума [Текст] / Е.П. Сулаева // Наука и школа. - М.: МПГУ, 2010. - № 6. - С. 49-51. (Авт. вкл. 70 %)

3. Сулаева, Е.П. К вопросу о предпринимательской компетентности студентов техникума [Текст] / Е.П. Сулаева // Школа будущего. - М.: МПГУ, 2011. - № 6.

Рецензент:

Червова А.А., д.п.н., профессор, проректор по инновационному развитию и международной деятельности ФГБОУ ВПО «ШГПУ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.